Научная статья на тему 'Развитие системы музыкального образования в национальных районах Южной Сибири в 1960- 1970-х гг'

Развитие системы музыкального образования в национальных районах Южной Сибири в 1960- 1970-х гг Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
50
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ / MUSIC EDUCATION / ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА / CHILDREN MUSIC SCHOOL / ТВОРЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ТУВА / TUVA / ХАКАСИЯ / KHAKASSIA / ГОРНЫЙ АЛТАЙ / ALTAI MOUNTAINS / VOCATIONAL MUSIC SCHOOL / ARTISTIC INTELLECTUALS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Троякова Юлия Константиновна

В статье рассматривается процесс становления системы музыкального образования в национальных районах Южной Сибири в контексте 1960-1970-х гг. Раскрыта деятельность детских музыкальных школ, прослеживается развитие среднего специального музыкального образования. Поднимается вопрос о недостатке профессиональных кадров творческой интеллигенции в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Music Education in National Areas of Southern Siberia in the 1960-s - 1970-s

The article considers the process of establishing the system of music education in ethnic minority areas of Southern Siberia in the context of the 1960s-1970s. The article shows activities of music schools for children, traces the development of specialized secondary music education. It also raises a question about the lack of professional staff among artistic intellectuals of the region.

Текст научной работы на тему «Развитие системы музыкального образования в национальных районах Южной Сибири в 1960- 1970-х гг»

УДК 94(47)

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЦИОНАЛЬНЫХ РАЙОНАХ

ЮЖНОЙ СИБИРИ В 1960- 1970-х гг.

Ю. К. Троякова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассматривается процесс становления системы музыкального образования в национальных районах Южной Сибири в контексте 1960—1970-х гг. Раскрыта деятельность детских музыкальных школ, прослеживается развитие среднего специального музыкального образования. Поднимается вопрос о недостатке профессиональных кадров творческой интеллигенции в регионе.

Ключевые слова: музыкальное образование, детская музыкальная школа, музыкальное училище, творческая интеллигенция, Тува, Хакасия, Горный Алтай.

Композиторы, музыканты, артисты в рассматриваемый период внесли неоценимый вклад в развитие культуры коренных народов сибирской провинции. Творческая интеллигенция была одной из самых малочисленных групп интеллигенции, поэтому национальные районы Южной Сибири остро нуждались в профессиональных кадрах. Специализированных высших учебных заведений, которые давали бы возможность получить профессиональное образование творческим кадрам, в регионе не было. Эта категория интеллигенции имела либо общее среднее образование, либо высшее, преимущественно педагогическое, образование. Пополнение их рядов осуществлялось за счёт приезжих специалистов, выпускников учебных заведений страны и за счёт выпускников училищ и вузов Сибири.

Становление и развитие системы музыкального образования в национальных районах Южной Сибири начинается с конца 1950 - начала 1960-х гг. Ведущее место в развитии профессиональной музыкальной художественной культуры в национальных районах Южной Сибири принадлежало училищам. В Хакасии музыкальное училище было создано в 1960 году [1, с. 172]. В Горном Алтае отсутствовало подобное учреждение, имелись только педагогическое училище (1928), Горно-Алтайский учительский институт (1949) и другие учебные заведения [2]. Поэтому подготовку алтайских музыкантов в основном осуществляло Барнаульское музыкальное училище.

В Туве функционировали Кызылское педагогическое училище (1945), Кызылское музыкальное училище (1959), преобразованное впоследствии в училище искусств (1967). Первый набор учащихся в количестве 50 человек был проведён 1 сентября 1960 года [3]. На тот период были открыты следующие отделения: дири-жёрско-хоровое, теоретико-композиторское, духовых и ударных инструментов, фортепиано, народных инструментов. Первым директором училища стал композитор, народный артист СССР, лауреат Государственной премии Тувы А. Б. Чыргал-оол [4]. Выпускники по окончании училища могли работать учителями пения в общеобразовательной школе, руководителями самодеятельного коллектива, артистами оркестра, преподавателями музыкальной школы и др. [5]. При училище действовали оркестр русских народных инструментов (руководитель - заслуженный работник культуры Тувинской АССР И. Г. Минин), хоровой национальный ансамбль (руководитель - Б. А. Малышев). В работе государственной экзаменационной комиссии училища участвовали преподаватели Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки (например, ректор консерватории, профессор Л. Н. Шевчук, доценты консерватории Л. Руханкин, Е. Р. Близнюк и др.).

Реорганизация училища была связана с открытием новых отделений: культурно-просветительской работы (1964), художественного (1967). Позже были открыты библиотечное отделение (1976), отделение специализации «Тувинские национальные инструменты» (1991) и др. У истоков создания художественного отделения Кы-зылского училища искусств стояли известные в то время художники (С. Ланзы, В. Демин, И. Салчак и др.). В 1971 году впервые художественное отделение училища выпустило 12 человек [6]. В основном они трудились учителями рисования и художниками народных театров республики. Первый выпуск художников раскрыл основные трудности в системе образования. Прежде всего они были связаны с дефицитом преподавательских кадров. С этой целью председатель правления Союза художников (СХ) Тувы С. К. Ланзы призвал ведущих художников Тувы «посвятить часть своего времени и энергии воспитанию творческой молодёжи» [7]. «Нужно приглашать в республику хороших педагогов по изобразительному искусству, молодых перспективных художников - выпускников крупных вузов страны», - призвал председатель правления СХ Тувы [7]. СХ Тувы взяло шефство над Кызылским училищем искусств. Члены творческого союза принимали участие в работе государственной комиссии по защите дипломных работ художественного отделения Кызылского училища искусств [8].

В 1970-1971 учебном году при училище искусств дополнительно была открыта театральная студия [6]. Первоначально в студию были набраны 20 человек. Училище готовило актёров для республиканского музыкально -драматического театра. Некоторые выпускники Кызылского училища искусств продолжали своё образование в столичных вузах, в частности в Московской государственной консерватории (Г. Лопсан-оол), Московском институте культуры (В. Сузукей, Л. Хуураккай), Московском училище циркового и театрального искусства (Г. Байкара, М. Ооржак, Б. Хертек) [9].

В Хакасии ключевая роль в становлении и развитии системы музыкального образования отводилась музыкальному училищу. Рост экономики региона, увеличение населения, появление новых посёлков и городов спо-

собствовали развитию музыкальной культуры в Хакасской автономной области (ХАО) [10]. Следует отметить, что появление Абаканского музыкального училища решало главную проблему в ХАО - потребность в подготовке собственных музыкальных кадров, в том числе национальных [11, л. 150]. В Хакасии на тот период находилась единственная детская музыкальная школа (ДМШ) с двумя отделениями - фортепиано и скрипка, которая была открыта ещё в 1942 году. Музыкальная школа не была укомплектована собственными преподавательскими кадрами, особенно по теоретическим дисциплинам, поэтому на работу в ДМШ приглашали специалистов из Красноярска и других регионов страны.

В открытом музыкальном училище стали работать профессиональные музыканты с консерваторским образованием (в основном это были выпускники Уральской консерватории), которые стали первыми исполнителями и пропагандистами музыкальных произведений местных авторов. Это такие музыканты-исполнители, как Л. Г. Ревич, В. Ю. Воронов, Б. Е. Глаголев, Н. М. Панфилова, Л. А. Спивак и др. Начало работы Абаканского музыкального училища было осложнено рядом трудностей: не было своего собственного помещения (вследствие чего училище вынуждено было часто переезжать в разные здания), отсутствовали собственные музыкальные кадры, слабой была и материальная база. Поскольку в области не было ни одного профессионального музыкально-исполнительского коллектива, музыкальное училище являлось основным «островком музыкальной культуры» в Хакасии.

В музыкальном училище функционировали следующие отделения: фортепиано, оркестров (класс скрипки), хорового дирижирования, вокальное, народных институтов (класс балалайки, баяна, домбры). Отдельные преподаватели Абаканского музучилища проходили курсы повышения квалификации в училище искусств г. Красноярска [12, л. 158]. Кроме того, училище осуществляло шефство над Усть-Абаканской трудовой колонией, в котором был создан хор воспитанников [13, л. 9]. На базе музыкального училища формировались свои коллективы (симфонический, духовой, народный хор, вокальные ансамбли и др.), в репертуаре которых были как классические, так и произведения местных авторов. Ни одно важное общественное мероприятие в Абакане и области не обходилось без выступлений четырёх оркестров училища. Кроме оркестров, в целях музыкального просветительства в городе и области функционировали две концертные бригады, сформированные из студентов училища, и лекторская группа, включавшая педагогов этого же учебного заведения.

В 1964 году состоялся первый выпуск музыкального училища, который отчасти решил проблему дефицита кадров в области, особенно в сельской местности. В городах и районах области открывались детские музыкальные школы, укомплектованные первыми выпускниками училища. Например, в 1967 году были открыты две ДМШ в Бейском и Алтайском районах [14, л. 15]. Так, в с. Бея на двух отделениях ДМШ (баян и фортепиано) занимались 35 учащихся у двух преподавателей, имевших среднеспециальное музыкальное образование [14, л. 15].

Всего за семь лет своего существования Абаканское музыкальное училище выпустило 111 специалистов, из них 17 выпускников продолжили обучение в высших музыкальных учебных заведениях страны [15, д. 63, л. 24]. В 1968 году была открыта Боградская ДМШ, в которой работали всего четыре преподавателя, все выпускники Абаканского музыкального училища [16]. В 1968-1969 учебном году в школу было принято 56 учеников по классу фортепиано, баяна и домбры [16]. В музыкальной школе с. Боград был организован оркестр народных инструментов.

В г. Черногорске находилась вторая (после Абаканской ДМШ) крупная по количеству учащихся ДМШ (открыта в 1959 году, первым директором была А. Г. Давыденко). В 1969 году контингент учащихся этой школы (вместе с вечерней) составил 356 человек [17, л. 1]. Из всего преподавательского штата школы лишь один человек имел высшее образование, остальные - среднее специальное образование, преимущественно это были выпускники Абаканского музыкального училища.

Расцвет Черногорской ДМШ пришёлся на годы работы здесь Н. К. Самрина (род. в 1938 г.). В 1961 году он закончил отделение духовых инструментов Красноярского музыкального училища, затем работал в должности преподавателя Черногорской детской музыкальной школы. В 1970 году он стал директором этой школы [18, л. 104]. С приходом Николая Константиновича школа обрела собственное здание, здесь были открыты новые специальности. В 1978-1979 гг. Н. К. Самрин обучался на филологическом факультете в Абаканском педагогическом институте. В 1979 году музыкальная школа праздновала свой 20-летний юбилей. К этому времени школа выпустила более 400 учащихся по классу баяна, фортепиано, виолончели; большинство из выпускников школы стали студентами Абаканского музыкального училища [18, л. 104]. Гордостью музыкальной школы являлся ученик А. Зыков. На международном конкурсе баянистов в 1977 году в Польше он завоевал второе место и был награждён серебряной медалью [18, л. 104]. Дальнейшее образование А. Зыков продолжил в Ленинградской консерватории, в которой впоследствии обучался и в аспирантуре.

Таким образом, до создания Абаканского музыкального училища в ХАО существовало только три детских музыкальных школы. К 1971 году их стало 22 (четыре были открыты в городах Хакасии, восемь - в районных центрах Хакасии, четыре - в совхозах и рабочих посёлках области, шесть - в городах и райцентрах южных районов Красноярского края) [18, л. 104]. Увеличение количества ДМШ стало возможным только с появлением собственных выпускников, окончивших Абаканское музыкальное училище. Подготовленные в его стенах кадры работали во всех музыкальных школах области и во многих ДМШ юга Красноярского края.

Можно отметить, что со своей стороны ДМШ оказывали влияние на рост художественной самодеятельности в области. В художественную самодеятельность пришли более профессиональные кадры преподавателей, что сразу же сказалось на уровне самодеятельных коллективов. Молодые преподаватели были активными участни-

ками общественной жизни сёл Хакасии, они участвовали во всех мероприятиях, проводимых районными отделами культуры, участвовали во всех конкурсах, слётах, концертах, агитбригадах.

С появлением Абаканского музыкального училища началась планомерная и систематическая работа по формированию и росту национальных кадров исполнителей и композиторов. При училище в пределах общего контингента студентов (40 человек) было создано двухгодичное подготовительное отделение для учеников коренной национальности, материальное положение которых было тяжёлым [19, л. 152]. С этой целью хакасский обком КПСС и облисполком просили исполком крайсовета выделить 30 мест с полным государственным обеспечением для музыкально одарённых учащихся коренной национальности, остро нуждающихся в материальной помощи [19, л. 152]. Забота о национальных кадрах со стороны местных органов власти проявлялась и в дальнейшем. Так, хакасское областное управление культуры просило обеспечить жильём первую выпускницу из учащихся коренной национальности, преподавателя и хормейстера Абаканского педагогического училища Г. С. Конгарову [19, л. 152]. Музыкальная карьера этой выпускницы началась с преподавания в Идринской ДМШ, затем она была приглашена на работу областным управлением культуры в Абакан. В 1965 году Г. С. Конгарова возглавила хакасский хор в Абаканском педагогическом училище, сама участвовала в хоре «Жарки» и со временем стала хормейстером этого ансамбля [19, л. 152].

Несмотря на подъём промышленного производства, в области по-прежнему отсутствовали профессиональные музыкально-педагогические кадры, слабой оставалась и материальная база (до 1972 года у музучилища не было своего собственного помещения, музыкальных инструментов, в частности не было качественного рояля). Схожие проблемы испытывали другие училища национальных районов сибирской провинции. Вопрос о нехватке педагогических кадров был поставлен директором музучилища Л. Г. Ревичем на выездном совещании участников Пленума Сибирского отделения Союза композиторов РСФСР в Хакасии (апрель 1966 г.) [20, л. 2]. Он сказал, что в музучилище «существует молодое теоретико-композиторское отделение, на котором работает только один педагог со специальным музыкально-теоретическим образованием - композитор Г. В. Курина» [19, л. 152]. «Поэтому, направление в г. Абакан педагогов-теоретиков, - отметил Л. Г. Ревич, - не терпит отлагательств» [19, л. 152]. В ходе обсуждения данной проблемы ответственным секретарём СК РСФСР Л. М. Рухан-киным была высказана мысль об «укреплении музучилища необходимыми кадрами, не направлять выпускников Новосибирской консерватории в Белоруссию, Таджикистан и другие регионы Союза до тех пор, пока сибирские музыкальные учебные заведения не будут обеспечены педагогическими кадрами» [19, л. 152].

О дефиците педагогических кадров свидетельствовала заявка из Хакасии начальнику Красноярского краевого управления культуры М. А. Сидоровой [19, л. 152]. В заявке отмечалась необходимость прислать в область в 1967-1968 гг. музыкантов, имеющих высшее образование, для Абаканского музучилища и детских музыкальных школ Хакасии. К примеру, в ДМШ всего насчитывалось 24 преподавателя, из них лишь пять человек имели высшее, остальные 19 были со среднеспециальным образованием [21, л. 1]. В заявке указывалась также необходимость в девяти специалистах-пианистах, двух преподавателях-теоретиках (для чтения теории музыки, сольфеджио, гармонии, анализа форм), одном виолончелисте, историке музыки (музыкальная литература, народное творчество), вокалистах и опытных концертмейстерах (пианистах) [22, л. 31].

Проблема дефицита музыкальных кадров в Хакасии, как впрочем и в других национальных районах Южной Сибири, стояла на повестке дня у центрального руководства страны. В 1968 году вышло постановление Совета Министров РСФСР № 238 «О работе Хакасского облисполкома» [23, л. 30]. В акте отмечалось, что «Хакасский облисполком ещё недостаточно использует имеющиеся возможности для развития экономики и культуры области» [24, л. 30]. Далее в приложении к постановлению указывалось организовать «мероприятия по оказанию дополнительной помощи в развитии хозяйства и культуры, в частности, обязать Министерство культуры РСФСР направлять ежегодно с 1969 года и на протяжении 1970-х гг. в Абаканское музыкальное училище по 4 преподавателя, окончивших высшие музыкальные учебные заведения страны» [23, л. 30].

Следствием недостатка преподавательских кадров по фортепиано, щипковым народным и духовым инструментам, хоровому дирижированию, теории музыки и вокалу стало то, что в музучилище наблюдалась перегрузка в часах у штатных работников. Некоторым преподавателям разрешалось иметь по две ставки. В частности, директор музучилища Л. А. Спивак в начале 1970-х гг. работал на 1,5 ставки, поскольку, кроме него, никто не мог обучать по классу скрипки [24, л. 1]. В связи с открытием в 1972 году клубного отделения в музучилище были приглашены на работу 23 преподавателя [25, л. 32]. Но из-за резкого роста контингента учащихся учебные нагрузки у ряда преподавателей всё ещё превышали две ставки. Приём учащихся на 1972 году составил 100 человек [26, л. 1]. Всего в 1973-1974 гг. в музучилище насчитывалось 56 преподавателей, из них 33 человека имели высшее, остальные среднеспециальное образование [27, л. 188].

К 1979 году кадровый состав Абаканского музучилища пополнился группой молодых специалистов, окончивших Московский, Ленинградский, Кемеровский институты культуры, а также консерватории ряда городов страны [28, д. 186, л. 8]. Общее количество преподавателей составило на 01.09.1979 год 168 (против 160 на тот же период 1978 года). Выросло число преподавателей с высшим образованием (75 % против 70 % в 1978 году) [28, д. 186, л. 8]. Данные изменения стали следствием выполнения руководством музучилища решения облисполкома от 01.03.1979 года № 63 «О состоянии и мерах улучшения подготовки кадров в Абаканское музыкальное училище» [28, д. 186, л. 8].

20 выпускников училища 1979 года поступили в вузы Сибири: 9 - в Красноярский государственный институт искусств, 3 - в Новосибирскую государственную консерваторию, 8 - в Алтайский и Кемеровский государственные институты культуры [28, д. 186, л. 8]. В том числе поступили в вузы двое выпускников коренной на-

циональности: Л. Арыштаева (Красноярский государственный институт искусств, вокальное отделение), В. Ул-тургашев (Алтайский институт культуры, народные инструменты).

Материально-техническое оснащение Абаканского музыкального училища продолжало оставаться сложным [29, л. 5]. Своё здание училище приобрело только в 1972 году. Так, в отчёте председателя государственной экзаменационной комиссии старшего преподавателя Новосибирской консерватории Т. А. Раменской было отмечено, что экзамены у исполнителей проводились в «зале Абаканской музыкальной школы, вмещающем не более 50 человек, поэтому их невозможно было сделать публичными» [29, л. 5]. Далее, она пишет: «Музыкально-просветительскую деятельность и повседневную учебно-воспитательную работу можно было бы осуществить с большим успехом и постоянством, если бы училище имело хотя бы скромный зал и хороший концертный рояль» [29, л. 5]. В 1975 году было построено общежитие Абаканского музыкального училища на 537 мест [29, л. 5].

Несмотря на все отмеченные трудности, Абаканское музыкальное училище плодотворно функционировало и его деятельность так же плодотворно сказалась на системе культурного обслуживания, развитии художественной самодеятельности в Хакасии. В середине 1960 - начале 1970-х гг. наблюдалась тенденция увеличения как сети культпросветучреждений области, так и количества участников художественной самодеятельности. В Абакане в 1966 году были открыты, помимо имевшихся на тот момент десяти клубов и домов культуры, двадцати массовых библиотек, одного музея, одного облдрамтеатра, одной детской музыкальной школы, одного музыкального училища, ещё одна вечерняя музыкальная школа (при музыкальном училище). Такая же школа открылась и в г. Черногорске (при детской музыкальной школе) [27, л. 181]. Во вновь открытые вечерние школы были направлены кадры преподавателей из выпуска 1966 года Абаканского музыкального училища.

В 1968 году творческими силами музыкального училища в г. Абакане был поставлен первый акт Хакасской оперы «Чанар-Хус и Ах-Чибек» композитора А. А. Кенеля [30, л. 24]. В том же году были проведены областные конкурсы духовых и эстрадных оркестров. К середине 1970-х гг. расширилась концертная деятельность Абаканского музучилища [31]. Всё более популярными становились выступления симфонического оркестра (руководитель - В. В. Дармодехин), оркестра народных инструментов (руководитель - Г. В. Ульянов), духового оркестра (руководитель - А. В. Пронин), хора (руководитель - В. А. Кривоногов). Коллектив музучилища шефствовал над районами области, хакасским народным ансамблем песни и танца «Жарки».

Таким образом, создание системы музыкального образования являлось необходимым условием развития культуры национальных районов Южной Сибири. Творческая интеллигенция Горного Алтая, Хакасии и Тувы получала базовое образование преимущественно в педагогических и музыкальных училищах, которые являлись едва ли не единственным распространённым типом учебных заведений в регионе. Кроме музыкальных училищ, в национальных районах сибирской провинции располагалась сеть начальных образовательных учреждений искусства, преимущественно детских музыкальных школ. Поэтому одной из особенностей системы подготовки национальных творческих кадров был недостаток теоретических знаний. Творческая интеллигенция национальных регионов Южной Сибири преимущественно пополнялась за счёт приезжих специалистов - выпускников высших учебных заведений страны.

Библиографический список

1. Очерки истории Хакасской областной организации КПСС. - Абакан: Красноярское книжное издательство, Хакасское отделение, 1987. - 359 с.

2. Андронкина, В. Рост кадров интеллигенции в Горном Алтае / В. Андронкина // Звезда Алтая. - 1967. - 6 мая.

3. История Кызылского колледжа искусств. - URL:http://xn—8sbfwja2di.xn--p1ai/ (дата обращения: 17.05.2014).

4. Барабаш, В. П. Роль учебных заведений культуры и искусства Восточной Сибири в сохранении художественной культуры тюркоязыч-ных народов / В. П. Барабаш // Научное обозрение Саяно-Алтая. - 2012. - № 1(3). - С. 123-124.

5. Руханкин, Л. Вступление к большой музыке / Л. Руханкин // Тувинская правда. - 1970. - 24 июня.

6. Чамзрын, М. Профессия - работник культурного фронта / М. Чамзрын // Тувинская правда. - 1972. - 1 июня.

7. Козлова, С. Создать образ современника / С. Козлова // Тувинская правда. - 1971. - 5 августа.

8. Ланзы, С. Полнится отряд художников / С. Ланзы // Тувинская правда. - 1971. - 14 июля.

9. Чамзрын М. Для учреждений культуры М. Чамзрын // Тувинская правда. - 1973. - 12 сентября.

10. Любимцева, О. Ю. Аккорды. К 35-летию Абаканского музыкального училища / О. Ю. Любимцева. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 1997. - 40 с.

11. Государственное казённое учреждение Республики Хакасия «Национальный архив» (ГКУ «НАРХ»). Ф.Р - 577. Оп. 1. Д. 56.

12. ГКУ «НАРХ». Ф. Р - 577. Оп. 1. Д. 79.

13. ГКУ «НАРХ». Ф. Р - 577. Оп. 1. Д. 67.

14. ГКУ «НАРХ». Ф.Р - 577. Оп. 1. Д. 61.

15. ГКУ «НАРХ». Ф.Р - 577. Оп. 1. Д. 63.

16. История Боградской детской школы искусств. - URL: http://bograd-web.ru/bogradskaya-dmsh/3912-istoriya-bogradskoy-detskoy-shkoly-iskusstv.html (дата обращения: 19.07.2014).

17. ГКУ «НАРХ». Ф. Р - 577. Оп. 1. Д. 105.

18. ГКУ «НАРХ». Ф. Р - 577. Оп. 1. Д. 190.

19. ГКУ «НАРХ». Ф. Р - 577. Оп. 1. Д. 49.

20. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р-1812. Оп. 1. Д. 57.

21. ГКУ «НАРХ». Ф. Р - 577. Оп. 1. Д. 53.

22. ГКУ «НАРХ». Ф. Р - 577. Оп. 1. Д. 52.

23. ГКУ «НАРХ». Ф. Р - 577. Оп. 1. Д. 67.

24. ГКУ «НАРХ». Ф. Р - 577. Оп. 1. Д. 79.

25. ГКУ «НАРХ». Ф. Р - 577. Оп. 1. Д. 83.

26. ГКУ «НАРХ». Ф. Р - 577. Оп. 1. Д. 92.

27. ГКУ «НАРХ». Ф.Р - 577. Оп. 1. Д. 83.

28. ГКУ «НАРХ». Ф. Р - 577. Оп. 1. Д. 186.

29. ГКУ «НАРХ». Ф. Р - 577. Оп. 1. Д. 148.

30. ГКУ «НАРХ». Ф. Р - 577. Оп. 1. Д. 69.

31. Чаптыков, В. Пропагандисты культуры / В. Чаптыков // Советская Хакасия. - 1975. - 13 декабря. © Троякова Ю. К., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.