Научная статья на тему 'Из истории подготовки творческой интеллигенции сибирской провинции в 1965-1970-х годах (на примере Хакасии)'

Из истории подготовки творческой интеллигенции сибирской провинции в 1965-1970-х годах (на примере Хакасии) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
85
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ПОДГОТОВКА НАЦИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ / PREPARATION OF NATIONAL STAFF / МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ / MUSIC SCHOOL / ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА / CHILDREN ART SCHOOL / СИБИРСКАЯ ПРОВИНЦИЯ / SIBERIAN PROVINCE / ХАКАСИЯ / KHAKASSIA / CREATIVE INTELLIGENTSIA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Троякова Юлия Константиновна

Анализируются особенности подготовки кадров творческой интеллигенции сибирской провинции в 1965-1970-х гг. (на примере Хакасии). Поднимается вопрос о влиянии факторов на процесс подготовки кадров хакасской интеллигенции. Рассматривается организация и функционирование сети учебных заведений, готовивших национальные кадры, как в области, так и за ее пределами (композиторы, художники, писатели, артисты театра).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author analyzes the peculiarities of the preparation and staff training of the creative intelligentsia in Khakassia in 1965 the 1970s. She raises a question of the factors influencing the process of the preparation of staff for Khakass intelligentsia and considers the organization and operation of the network of educational institutions preparing the national staff (composers, painters, writers, artists of the theatre) both inside and outside the region.

Текст научной работы на тему «Из истории подготовки творческой интеллигенции сибирской провинции в 1965-1970-х годах (на примере Хакасии)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 34 (288). История. Вып. 53. С. 105-109.

Ю. К. Троякова

ИЗ ИСТОРИИ ПОДГОТОВКИ ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ СИБИРСКОЙ ПРОВИНЦИИ В 1965-1970-х ГОДАХ (НА ПРИМЕРЕ ХАКАСИИ)

Анализируются особенности подготовки кадров творческой интеллигенции сибирской провинции в 1965-1970-х гг. (на примере Хакасии). Поднимается вопрос о влиянии факторов на процесс подготовки кадров хакасской интеллигенции. Рассматривается организация и функционирование сети учебных заведений, готовивших национальные кадры, как в области, так и за ее пределами (композиторы, художники, писатели, артисты театра).

Ключевые слова: творческая интеллигенция, подготовка национальных кадров, музыкальное училище, детская художественная школа, сибирская провинция, Хакасия.

Время интенсивного промышленного освоения Сибири приходилось на период 1965-1970-х гг. В это время началось строительство важнейших новостроек - Братская ГЭС, Саяно-Шушенская ГЭС, железная дорога Абакан-Тайшет и другие. Промышленное развитие сибирской провинции ставило задачи, выполнение которых требовало наличия профессионалов не только в сфере производства, но и в сфере литературы и искусства, в целом культуры1. Одной из главных задач культурного освоения являлось обеспечение удовлетворения духовных потребностей людей. Это осуществлялось непосредственно творческой интеллигенцией. В связи с этим необходимо было создавать не только социально-бытовую, но и социально-культурную инфраструктуру в Сибири, требующую наличия профессиональных кадров. В данной статье предпринята попытка показать процесс формирования творческой интеллигенции национальных районов Южной Сибири на примере Хакассии, одним из путей которого явилась подготовка ее в высших и средних учебных заведениях.

Подготовка хакасской интеллигенции: писателей, художников, композиторов, артистов театра - была обусловлена несколькими факторами. Для национальных районов Южной Сибири, в том числе и для Хакасии, были характерны культурная отсталость, малочисленность или полное отсутствие интеллигенции, абсолютное преобладание сельского населения и т. д. Поэтому исследуемый регион в силу своей отдаленности от центральных районов СССР в прошлом не имел системы среднего специального и высшего образования. Кроме этого, подготовка национальных

кадров была необходима для более интенсивного развития экономики и культуры региона. Поэтому в решении этих трудных задач, как для Хакасии, так и для других национальных районов Южной Сибири, наибольшая роль принадлежала государству. Данная помощь в первую очередь исходила от РСФСР и осуществлялась по двум основным линиям. Во-первых, посредством направления в Хакасию квалифицированных специалистов, обучавших в различных учебных заведениях области национальные кадры. Во-вторых, через подготовку национальных кадров для Хакасии, в том числе в сфере творческой деятельности, главным образом в учебных заведениях.

Специализированных высших учебных заведений, которые давали возможность получить профессиональное образование творческим кадрам в Южной Сибири, не было. Эта категория интеллигенции имела либо общее среднее образование, либо получала высшее, преимущественно, педагогическое образование.

В центре Хакасской автономной области (ХАО) г. Абакане продолжали готовить кадры музыкальное и педагогическое училища, педагогический институт2. Однако в целом подготовка кадров творческой интеллигенции высшей и средней специальной квалификации происходила за пределами области. Сотни юношей и девушек обучались в вузах и средних специальных учебных заведениях Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Красноярска и других городов Сибири и Урала. Обучение проходило под руководством видных ученых и квалифицированных преподавателей.

Так, например, за 1966-1967 гг. из ХАО на учёбу в высшие и средние учебные заведения

Министерства культуры РСФСР были посланы 211 человек, в том числе, в Красноярское художественное училище (12 человек), Абаканское музыкальное училище (103 человека), Новосибирскую консерваторию (2 человека) и другие3.

Преподавателями первых средних специальных учебных заведений, готовивших кадры музыкальной интеллигенции области в 1960-е гг., в основном были специалисты из РСФСР. Так, например, в 1960 г. в Абакане открылось музыкальное училище, директором которого был назначен молодой одаренный музыкант и организатор Л. Г. Ревич. Он сумел подобрать коллектив профессиональных преподавателей, посвятивших себя подготовке национальных кадров Хакасии. Среди них А. Д. Помолов, В. В. Глаголев, Л. А. Спивак, Н. Ф. Косовненко, В. П. Карев, В. А. Кри-воногов, В. В. Дармодехин, В. Г. Чапты-ков, С. Т. Ким, В. Д. Терешков и другие. В 1966-1968 гг. теорию музыки и композицию преподавал известный в Сибири член Союза композиторов СССР Александр Александрович Кенель. Коллектив музыкального училища в основном состоял из преподавателей, прибывших из других регионов.

Несмотря на большой штат приезжих преподавателей, среди них можно отметить и первых хакасских преподавателей музыкального училища, окончившие учебные заведения за пределами области. Это профессиональные певцы: В. Г. Чаптыков и К. Е. Сун-чугашева.

В. Г. Чаптыков в 1961 г окончил Красноярское музыкальное училище. Затем учился в Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки по классу вокала (19611965). После окончания консерватории стал преподавать вокал в музучилище.

К. Е. Сунчугашева в 1964 г. окончила Красноярское училище искусств им. В. И. Сурикова. Более 20 лет была солисткой хакасского ансамбля песни и танца «Жарки». С начала 1970-х гг. она стала преподавателем музыкального училища по классу пения.

По архивным данным на 1970-1971 гг. в творческом коллективе музыкального училища состоял 41 штатный преподаватель и 3 совместителя, в подавляющем большинстве -русские специалисты, приехавшие из других регионов4. Из них 26 преподавателей имели высшее, остальные - среднее специальное образование5. В 1972-1973 гг. в училище уже

работали 63 штатных преподавателя и 12 совместителей, 37 из которых имели высшее образование6. В 1974-1975 гг. в связи с ростом контингента учащихся количественный состав преподавателей увеличился до 110 человек. В последующие годы преподавательский состав музыкального училища постоянно расширялся. Потребности области в подобных кадрах возрастали, но специалистов по-прежнему было не достаточно, в особенности пианистов, теоретиков, концертмейстеров. Специалисты присылались красноярским краевым управлением культуры. Так, например, областной отдел культуры подал заявку красноярскому краевому управлению культуры на музыкально-педагогические кадры для абаканского музыкального училища на 1965-1966 учебный год7. В заявке требовались специалисты с высшим образованием, в том числе пианистов - 3; теоретиков (теория музыки, сольфеджио, гармония, анализ форм) - 2; виолончелистов - 1; историков музыки (музыкальная литература, народное творчество) - 1; вокалистов (женский голос) - 1; баянистов - 1; опытных концертмейстеров (пианистов) - 38.

В связи с нехваткой музыкальных кадров преподаватели училища вынуждены были работать на полторы и более ставок. Так, например, в 1971 г. вышел приказ № 204, в котором отмечалось, что в связи «с нехваткой в музыкальном училище преподавателей по фортепиано, щипковым народным инструментам, духовым инструментам, хоровому дирижированию, теории музыки, вокалу в соответствии с письмом Министерства культуры РСФСР № 01-166/22 от 26.07.1971 года, разрешить отдельным преподавателям по этим специальностям с нагрузкой, превышающей установленные две ставки, но не более 2,9 ставок»9.

За пятнадцать лет с момента своего открытия музыкальное училище выпустило более 400 музыкантов: баянистов, пианистов, дирижеров хора и народного оркестра, певцов, скрипачей10. Среди выпускников, ставших впоследствии гордостью Хакасии и Сибири, был первый хакасский композитор Г. И. Чел-бораков. После окончания музыкального училища в конце 1960-х гг. он поступил в Уральскую государственную консерваторию им. М. П. Мусоргского. Старейший музыкальный вуз Урала и Сибири (был основан в 1934 г.) дал ему прекрасное музыкальное об-

разование. Закончив престижное заведение, Г. И. Челбораков стал профессионалом в музыкальном творчестве.

Создание в те годы училища, взявшего на себя функции и филармонии, и музыкального театра, и центра концертной деятельности, стало настоящим прорывом в культурной жизни Хакасии. В то же время работа училища замедлялась тем, что на нем лежали еще и другие обязанности. Занимаясь подготовкой высокопрофессиональных музыкальных кадров, преподаватели и ученики училища постоянно вели активную шефскую культурно-просветительскую деятельность над различными производственными коллективами области.

Кроме этого, в области развивалось и художественное творчество. В частности, в 1960-е гг. в Сибири, как и по стране в целом, заметно расширялась сеть средних художественных учебных заведений, а также детских художественных школ. Следует отметить, что начальную подготовку и обучение основам пластических искусств обеспечивали детские художественные школы. В 1965 г. «с целью коренного улучшения в решении задач по эстетическому воспитанию населения» была открыта Абаканская детская художественная школа на 60 мест преимущественно для детей местных народностей11. Хакасский областной комитет партии большое внимание уделял проблеме формирования национальных кадров. Более того, данная проблема усугублялась отсутствием квалифицированных кадров преподавателей рисования и черчения в школах области. В результате этого многие дети, склонные от природы к изобразительному искусству, без профессиональной помощи специалистов не могли развивать этих качеств. Немаловажным фактом, повлиявшим на открытие школы, стало наличие в области художественных мастерских Красноярского отделения художественного фонда РСФСР (был открыт в 1962 г.)12. Всего мастерская художественного фонда объединяла собой работу более 30 художников, многие из которых имели среднее специальное образование. В художественных мастерских, организованных при районных домах культуры (с. Усть-Абакан, пос. Шира), работники имели только общее среднее образование13. В коллективе Абаканской художественной мастерской работали всего два члена Союза художников СССР (СХ СССР) - А. Ф. Калинин

и М. А. Бурнаков. Потребность в профессиональных художественных кадрах заставила хакасский исполком облсовета ходатайствовать перед Министерством культуры РСФСР об открытии художественной школы. Школа была открыта в 1965 г., и ее первым директором стал Ф. Е. Пронских14. Свою трудовую деятельность он начал в 1943 г. мастером художественного цеха в г. Прокопьевске Кемеровской области. В 1956 г. поступил в Витебское художественно-графическое педагогическое училище. После окончания училища в 1960 г. он приехал в Абакан, где работал преподавателем рисования и черчения в школах города15.

По данным за 1969 г. в художественной школе работали всего три педагога, из них двое имели высшее художественное обра-зование16. Один из первых преподавателей школы А. И. Туманов был выпускником Московского института графики (1961 г.) и учился у выдающегося советского графика Е. А. Кибрика, а М. А. Бурнаков окончил Ленинградскую Академию Художеств (1962 г.). Поскольку не хватало квалифицированных художественных кадров, занятия проводилось в 4 смены.

Огромное количество сил было вложено первыми учителями школы в организацию учебного процесса. Своего помещения школа не имела, поэтому находилась в бывшей столярной мастерской средней школы № 1. С получением собственного помещения в 1977 г. в школе открылся выставочный зал, в котором была возможность экспонировать выставки работ учащихся и преподавателей, а также работы Шушенской народной картинной галереи. За пятнадцать лет с момента открытия контингент учащихся школы возрос с 50 до 160 человек. За эти годы работы школа выпустила 1958 человек, 80 из которых поступили в художественные училища, а 53 продолжили художественное образование в вузах страны17. Благодаря квалифицированным художникам школы работы учащихся постоянно экспонировались на Всесоюзных и Всероссийских выставках детского художественного творчества, а также в народном музее художественного творчества Сибири.

Перед Хакасским облисполкомом, организаторами и руководителями средних специальных учебных заведений постоянно стояла проблема дефицита кадров преподавателей. Особенностью периода 1960-х гг. являлось

то, что ни одно учебное заведение в области практически не было полностью укомплектовано национальными кадрами. Одним из путей решения кадрового вопроса являлось бронирование определенного числа мест для посланцев из Хакасии. Для направления молодежи национальных районов в вузы страны были созданы благоприятные условия, которые нашли отражение в правилах приема в вузы.

В подготовке кадров творческой интеллигенции для национальных районов страны важная роль принадлежала вузам Москвы и Ленинграда18. Многие будущие писатели Хакасии получили высшее образование в Московском государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина (МГПИ), Литературном институте им. А. М. Горького при Союзе писателей СССР, Ленинградском государственном педагогическом институте им. А. И. Герцена, Институте языка и письменности АН СССР и др.

Подготовку художественных кадров высшей квалификации осуществляли Московский художественный институт им. В. И. Сурикова (А. И. Туманов), Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (художники М. А. Бурнаков, А. А. Топоев), Московское высшее художественно-промышленное училище им. С. Г. Строганова (В. В. Новоселов). Специалисты средней квалификации обучались в художественных училищах за пределами области, так как в Хакасии не было художественного училища: Красноярское художественное училище им. В. И. Сурикова (художники В. А. Тоди-ков, Р. И. Субраков и другие), Свердловское художественное училище (А. Ф. Калинин), Омское художественное училище (Д. П. Черепанов). Особую роль в подготовке творческих кадров Хакасии сыграло Красноярское художественное училище (было открыто в 1958 г.). Открытие здесь художественной школы отвечало главной задаче государственной политики - необходимости подготовки кадров художественного профиля в сибирской провинции. Данное событие положило начало профессиональной подготовке дипломированных художников, которыми ныне славится и гордится Хакасия.

Будущие театральные артисты Хакасии получали высшее образование в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Впер-

вые набор хакасских юношей и девушек в студию состоялся в 1939 г. при Ленинградском театральном институте им. А. Н. Островского (будущий ЛГИТМиК)19. Будущие профессиональные режиссеры Хакасии (А. В. Тугу-жеков, В. И. Ивандаев) окончили во второй половине 1950-х гг. Московский государственный институт театрального искусства им. А. В. Луначарского (ГИТИС) - старейшее и самое крупное в Советском Союзе высшее театральное учебное заведение. При ЛГИТ-МиКе и ГИТИСе с конца 1920 - начала 1930-х гг. появились самостоятельные национальные студии, готовящие актеров, певцов и режиссеров для национальных театров страны. Подготовленные институтами национальные театральные коллективы заложили основу профессиональных театров во многих союзных и автономных республиках СССР.

В исследуемый период творческая интеллигенция в национальных районах Южной Сибири была представлена как относительно самостоятельная социально-профессиональная группа в советском обществе, однако увеличение её осуществлялось очень медленно, особенно среди художников, композиторов и писателей. Одним из путей её формирования являлась учеба в высших и средних специальных учебных заведениях. Высшее литературное и художественное образование получали лишь единицы, по сравнению с теми, кто получал театральное образование. При ЛГИТМиКе была открыта хакасская студия, в которую осуществлялся набор групп.

Тем не менее, в отличие от центральных районов страны, процесс создания творческой интеллигенции в сибирской провинции происходил более ускоренными темпами. Это давало возможность Хакасии, в прошлом не имевшей своей интеллигенции, догнать передовые области страны и обеспечить социалистическое строительство необходимыми кадрами. С другой стороны, создание новой интеллигенции, в особенности национальной интеллигенции, вместе с успехами в области народного просвещения оказало решающее влияние на повышение культурного уровня населения области.

Таким образом, основные направления формирования творческой интеллигенции Хакасии в 1965-1970-е гг. определялись процессами, характерными для развития системы подготовки специалистов в общегосударственном масштабе. Однако формирование

художественной интеллигенции в сибирской провинции происходило в более сложных и трудных условиях, чем в центральных районах страны. Эти трудности заключались в их экономической, политической и культурной отсталости, малочисленности и слабой подготовке национальных кадров в высших и средних учебных заведениях.

Примечания

1 Курмаева, В. М. Художественная интеллигенция и ее роль в развитии социалистической культуры // Интеллигенция национальных районов Сибири в условиях развитого социализма. Иркутск, 1983. С. 138.

2 Очерки истории Хакасской областной организации КПСС. Абакан, 1987. С. 172; Ултур-гашев, С. П. Был всегда нацелен на будущее. Абакан, 1996. С. 19.

3 Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Национальный архив»

(далее ГКУ РХ «НА»). Ф. 577. Оп. 1. Д. 67. Л. 6.

4 ГКУ РХ «НА». Ф. 647. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.

5 Там же. Л. 24.

6 Там же. Л. 24.

7 ГКУ РХ «НА». Ф. 577. Оп. 1. Д. 52. Л. 31.

8 Там же. Л. 31.

9 ГКУ РХ «НА». Ф. 577. Оп. 1. Д. 79. Л. 1.

10 Совет. Хакасия. 1975. 18 янв.

11 ГКУ РХ «НА». Ф. 577. Оп. 1. Д. 49. Л. 112.

12 Там же. Л. 113.

13 ГКУ РХ «НА». Ф. 577. Оп. 1. Д. 112. Л. 101.

14 Там же. Д. 190. Л. 283.

15 Там же. Л. 285.

16 ГКУ РХ «НА». Ф. 577. Оп. 1. Д. 105. Л. 68.

17 Там же. Д. 190. Л. 284.

18 Яблоков, Ю. Н. Сотрудничество советских республик в подготовке научных кадров. 1945-1961 гг. Красноярск, 1988. С. 25.

19 Кокова, Э. М. Чон чарии. Из истории Хакасского драматического театра (на русском языке). Абакан, 1991. С. 42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.