Научная статья на тему 'Советская историография культуры и творческой интеллигенции национальных районов Южной Сибири в 1965–1991 годах'

Советская историография культуры и творческой интеллигенции национальных районов Южной Сибири в 1965–1991 годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
705
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
советская историография / культура / творческая интеллигенция / Южная Сибирь / the Soviet historiography / culture / creative intelligentsia / Southern Siberia

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ю. К. Троякова

Представлен обзор советской историографии культуры и творческой интеллигенции национальных районовЮжной Сибири в 1965–1991 гг. Выявлен вклад советских ученых в исследование проблемы культуры и интеллигенции. Поднимается вопрос о том, что доминирующими в историографии 1965 – первой половины 1980-х гг. являлись темы партийного руководства культурными процессами, роли советской интеллигенции в социалистическом строительстве. Историки в этот период предпочитали изучать проблемы народного образования, высшей школы и культурно-просветительской работы. В ходе определения особенностей советской историографии обращается внимание на то, что ею были заложены основы тех научных направлений, которые оказались в новейшее время наиболее перспективными и актуальными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVIET HISTORIOGRAPHY OF CULTURE AND CREATIVE INTELLIGENTSIA OF THE SOUTHERN SIBERIAN NATIONAL REGIONS IN 1965–1991

Culture and creative intelligentsia lack academic investigation, especially on regional level. The author presents the analytical review of the Soviet historiography of culture and intelligentsia of Southern Siberia in 1965-1991. The contribution of Soviet researchers in the studies of culture and intelligentsia is revealed. The author states that the issues of the Party leadership in cultural processes and of the Soviet intellectuals’ role in the building of socialism were dominant in the historiography of 1965 – the first half of the 1980s. The historians preferred to study the problems of public education, higher education and educational work. The author determines the specifics of the Soviet historiography and pays attention to the fact that the analyzed works laid the foundation for those research areas that have appeared to be the most promising and relevant recently. The published works on relevant questions of the history of the Southern Siberian national cultures (such as of Khakassia and Tuva) are analyzed. The formation and development of the creative intelligentsia of the the Sayan-Altai indigenous peoples were one of the main issues in the Soviet historiography. Some leading researchers of the issues are mentioned in the essay.

Текст научной работы на тему «Советская историография культуры и творческой интеллигенции национальных районов Южной Сибири в 1965–1991 годах»

2014

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА История

Выпуск 4 (27)

УДК 930.1

СОВЕТСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ КУЛЬТУРЫ И ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ РАЙОНОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ В 1965-1991 ГОДАХ

Ю. К. Троякова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, 655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Ленина, 90

troyackova.julia@yandex.ru

Представлен обзор советской историографии культуры и творческой интеллигенции национальных районов Южной Сибири в 1965-1991 гг. Выявлен вклад советских ученых в исследование проблемы культуры и интеллигенции. Поднимается вопрос о том, что доминирующими в историографии 1965 - первой половины 1980-х гг. являлись темы партийного руководства культурными процессами, роли советской интеллигенции в социалистическом строительстве. Историки в этот период предпочитали изучать проблемы народного образования, высшей школы и культурно-просветительской работы. В ходе определения особенностей советской историографии обращается внимание на то, что ею были заложены основы тех научных направлений, которые оказались в новейшее время наиболее перспективными и актуальными.

Ключевые слова: советская историография, культура, творческая интеллигенция, Южная Сибирь.

Исследование проблемы культуры и отечественной интеллигенции имеет давние традиции в отечественной науке. Весомый вклад в изучение данной проблемы внесли советские ученые, поставив и решив многие вопросы, связанные с основными тенденциями развития культуры, особенностями формирования интеллигенции и ее отношений с общероссийскими органами власти. Большое количество работ по этой теме свидетельствует о сохраняющемся интересе к ней. Тем не менее деятельность творческой интеллигенции, особенно провинциальной, способствующая социальноэкономическому развитию страны, долгое время не находили отражения в отечественной историографии. Возникновение интереса к этой теме было обусловлено культурными, политическими и экономическими факторами. Частичное открытие архивов, демократизация исторического знания, расширение методологического арсенала историков позволили исследователям по-новому изучить деятельность творческой интеллигенции в 1965-1991 гг., ее внутренний мир, рассмотреть не только позитивные, но и негативные стороны в развитии культуры. Однако изучение культуры и творческой интеллигенции Южной Сибири находится пока в начальной стадии.

В представленной статье изучены работы советских ученых по истории культуры и творческой интеллигенции национальных районов Южной Сибири - Г орного Алтая, Хакасии и Тувы в 1965-1991 гг.

В истории советской историографии можно выделить два этапа, сущность которых определяется важнейшими социально-политическими событиями. Так, рубежом между первым (середина 60-х - первая половина 80-х гг. ХХ в.) и вторым (середина 80-х гг. - начало 90-х гг. ХХ в.) этапами является ХХУП съезд КПСС, положивший начало демократическим процессам в сфере культуры. При этом различие между исследованиями периода перестройки, особенно конца 80-х гг. ХХ в. и начала 90-х гг. ХХ в., на наш взгляд, не просматривается. По существу, большинство работ этих лет написаны в рамках прежних методологических традиций.

На первом этапе развития советской историографии появились исследования, выполненные под влиянием политико-идеологической ситуации. Доминирующими в историографии 1965 - первой половины 1980-х гг. являлись темы партийного руководства культурными процессами, роли советской интеллигенции в социалистическом строительстве. Исследователи в этот период предпочитали изучать проблемы народного образования, высшей школы и культурно-просветительской работы [Культура Сибири..., 1965; Сабирзянов, 1967; Сагды, 1973; Главацкий, Чуфаров, 1974]. Приоритет по-прежнему отдавался исследованию истории Великой Октябрьской социалистической революции, Гражданской войны. Вопросы привлечения старых специалистов к социалистическому строительству изучал С. А. Федюкин [Федюкин, 1965]. Актуальность приобрела проблема роли

© Ю. К. Троякова, 2014

151

Ю. К. Троякова

интеллигенции в Великой Отечественной войне [Веселов, 1966; Лелякин, 1974; Алексеев, 1985].

Заметное оживление в исследовательской работе началось после ХХШ съезда КПСС (1966 г.). На основе открытых архивных и опубликованных источников расширилась проблематика исследований по истории интеллигенции, появился устойчивый интерес к ее профессиональным отрядам. Со второй половины 1960-х гг. внимание к истории интеллигенции было связано также с попыткой Коммунистической партии обосновать необходимость перехода страны к новому этапу коммунистического строительства и роль интеллигенции в этом процессе. При этом определялись основные тенденции в развитии отечественной интеллигенции, анализировались причины ее количественного и качественного роста.

Под влиянием таких тенденций появились труды, отражавшие развитие культуры в разные периоды социалистического строительства. Основные работы этих лет, посвященные культуре и интеллигенции, представлены в фундаментальном труде «Советская интеллигенция (история формирования и роста). 1917-1965 гг.» [Советская интеллигенция..., 1968]. В нем проанализированы изменения, произошедшие за указанный период в численности и профессиональном составе интеллигенции, в том числе творческой. В издании представлена первая попытка дать «сводное освещение многогранного процесса формирования советской интеллигенции» [Там же, с. 15]. С. А. Федю-кин, Н. М. Катунцева, Г. П. Андреюк, Г. П. Веселов и другие не ставили своей задачей рассмотрение истории формирования отдельных отрядов советской интеллигенции, поэтому в книге проблема художественной интеллигенции отражена крайне скудно. Но для нашего исследования эта работа важна, поскольку в ней представлена история формирования и роста всей советской интеллигенции.

По-прежнему наиболее востребованными в указанный период оставались исследования историко-партийного характера, в которых освещалась роль партии в культурном строительстве. Появились историографические работы, посвященные культурному строительству, написанные на общесоюзном материале. Вместе с тем исследователи культурной революции все чаще обращались к истории формирования советской интеллигенции, но без четкой дифференциации ее по профессиональным отрядам [Ермаков, 1968].

Характерной чертой первого этапа в истории историографии стало определение основных методологических подходов к изучению многообразной деятельности советской интеллигенции. В этом направлении работали П. И. Кабанов, С. А. Федюкин, В. Л. Соскин и др. [Кабанов, 1971; Фе-дюкин, 1972; Соскин, 1973]. Учеными были предложены концептуальные методологические подходы, поставлены новые задачи изучения деятельности советской интеллигенции, во многом определившие стратегию ее развития в последующие годы. Вместе с тем они не могли выйти за рамки марксистско-ленинской методологии, хотя и сделали новаторские для своего времени выводы. Так,

С. А. Федюкин высказал идею о сложной общественно-политической структуре интеллигенции [Федюкин, 1972].

На протяжении 1970-х гг. приоритет в исследовании культуры и интеллигенции принадлежал в основном философам. Например, М. Н. Руткевич, Ц. А. Степанян проанализировали профессиональную структуру интеллигенции как социально неделимого слоя [Руткевич, 1971; Степанян, 1979]. В работе В. И. Астаховой были освещены основные проблемы изучения советской интеллигенции [Астахова, 1976]. Объектом исследования становится собственно история художественной интеллигенции. Так, в работах В. А. Попова, В. С. Семенова проанализированы численность советской художественной интеллигенции, ее состав и структура, источники пополнения [Попов, 1974; Семенов, 1977]. Для нашего исследования эти работы представляют интерес с точки зрения определения понятия «художественная интеллигенция» [Буторина, 1972; Искусство и идеологическая., 1976]. Неопределенность дефиниции «интеллигенция» влечет за собой разногласие в определении отдельных отрядов интеллигенции, в том числе художественной.

В 1970 - начале 1980-х гг. история советской культуры становится самостоятельной темой исследования. В это время выходят фундаментальные работы, посвященные разным направлениям развития советской художественной культуры [Из истории русской., 1971, 1976, 1978; История советского., 1971; История искусства., 1971, 1984]. Появляются монографии, научные статьи по истории культуры и интеллигенции. Важным источником изучения истории советской культуры является фундаментальный труд в пяти томах «Культурная жизнь в СССР», содержащий обширный материал по разным направлениям культурной жизни страны [Культурная жизнь., 1981].

152

Советская историография культуры ...

Л. М. Зак в своей работе пришла к выводу о том, что советская интеллигенция является преемницей дореволюционной, а потому наследницей исторического прошлого страны [Зак, 1981]. Среди работ, посвященных партийному руководству художественной культурой, необходимо отметить исследование Ю. А. Лукина [Лукин, 1982]. Он не только дает общее представление о содержании советской культуры, но и в отличие от предшественников выделяет в отдельную страту художественную интеллигенцию. В статье «Некоторые аспекты изучения истории советской интеллигенции» С. А. Федюкин определил основные пути формирования интеллигенции в переходный период [Федюкин, 1980]. Данная статья, по сути, положила начало пересмотру доминирующей в исторической науке концепции советской интеллигенции, переосмыслению проблемы привлечения специалистов к сотрудничеству, объективному анализу идейно-политических позиций социальной группы [Федюкин, 1983].

В целом первый этап советской историографии культуры и интеллигенции оказался наиболее продуктивным в плане рассмотрения вопроса о роли художественной интеллигенции в общественном развитии. Советскими учеными был накоплен огромный фактический материал, проделана значительная источниковедческая работа, были созданы соответствующие научные школы (Свердловск, Новосибирск и др.). В результате возникли предпосылки исследования культуры и творческой интеллигенции во второй половине 1980-х гг.

Начало второго этапа развития историографии культуры и интеллигенции совпало с периодом «перестройки». В условиях демократических преобразований в государственной и политической системе России исследователи получили относительно широкий доступ к архивным материалам. На волне гласности, ослабления политического давления на историческую науку в научной среде возник интерес к ранее не рассматривавшимся темам. С середины 80-х до начала 90-х гг. ХХ

в. стали закладываться основы изучения проблем интеллигенции известными историками В. С. Волковым, М. Е. Главацким, В. Т. Ермаковым и другими [Волков, 1985; Главацкий, 1987]. Число публикаций по проблемам интеллигенции значительно возросло. Практически все исследователи истории интеллигенции в той или иной степени касались проблемы ее отношений с властью, кроме того, они стали предметом специального изучения [Барбакова, 1991; Белова, 1991].

В конце 1980 - начале 1990-х гг. в научных публикациях начался поиск истоков неосталинизма, проявления и последствия которого очевидны в официальной культурной политике позднего советского периода. Так, М. Р. Зезина пришла к выводу о возвращении власти на рубеже 1960-х и 1970-х гг. к неосталинизму [Зезина, 1990]. Анализ причин духовного кризиса общества в эти годы, его проявлений и социально-психологических последствий осуществила Е. Ю. Зубкова [Зубкова, 1990].

Изучение провинциальной культуры и интеллигенции проводилось и на региональном уровне. Художественная интеллигенция регионов в отличие от столичной, формирующей, занимает более скромное положение в социальной структуре. Но именно ей принадлежит заслуга в поддержании духовно-нравственного здоровья населения регионов. История творческой интеллигенции Южной Сибири рассматривалась преимущественно в трудах общего характера, посвященных истории культуры в целом, либо изучалась литературоведами и искусствоведами. Каких-либо крупных работ историографического характера, так или иначе затрагивающих деятельность творческой интеллигенции Южной Сибири, опубликовано не было.

Важным событием в жизни научной общественности страны стал выход в свет многотомного академического издания «История Сибири», которое насыщено огромным фактическим материалом, раскрывающим в том числе «узловые» проблемы культурного строительства [История Сибири, 1968]. Несмотря на то что история интеллигенции не выделена в отдельную проблему, на каждом этапе социалистического строительства освещается процесс создание культуры и искусства, в том числе национальных. Абстрагируясь от идеологической направленности издания, отметим стремление авторов показать новые направления в развитии литературы, искусства и формировании художественной интеллигенции в послевоенные годы и в дальнейшем. Ценность этого издания заключается в том, что его богатый материал дает импульс исследованию истории культуры и интеллигенции регионов страны.

Исследование развития культуры сибирской провинции становится более интенсивным в 1980-1990-е гг. В контексте историко-партийных работ, трудов по промышленному и социальному освоению Сибири затрагиваются аспекты государственной политики в области культуры совре-

153

Ю. К. Троякова

менного сибирского региона. В работе «Состояние и проблемы изучения истории художественной культуры Сибири» В. Л. Соскин и М. Г. Шуряк на материале художественной культуры Сибири сделали ряд важных замечаний и теоретических выводов, охарактеризовали состояние изучения истории художественной культуры Сибири и предложили пути его улучшения [Соскин, Шуряк, 1988]. В частности, они отметили, что «историей художественной культуры в широком и всестороннем плане не занимается никто» [Там же, с. 7].

В работе В. Г. Рыженко рассматриваются как общие вопросы историографии государственной политики в области культуры, так и региональные [Рыженко, 1990]. По ее мнению, «советская культура как результат общей, но разнонаправленной деятельности "верхов" и "низов" оформилась как уникальный субкультурный сплав», который концентрировался в местных культурных гнездах и проявлялся в деятельности различных «носителей культур и субкультур»» [Там же, с. 37]. Автор считает, что тема «культура и власть» относится к наиболее острым проблемам российской истории XX в.

Изучение культуры и интеллигенции в национальных районах Южной Сибири началось с образования научно-исследовательских институтов во второй половине 40-х гг. ХХ в. Достижением сибирской историографии послевоенного периода можно считать работы местных исследователей истории Тувы. В 1945 г. образовался Тувинский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории (ТНИИЯЛИ), который способствовал подготовке профессиональных ученых. Художественная интеллигенция в этом национальном районе не стала объектом исторического исследования, поскольку еще не сложилась. В работах тувинских авторов проблема формирования и развития творческой интеллигенции затрагивается фрагментарно, в общем контексте истории Тувы.

Одной из первых работ, освещающих проблемы истории культуры автономной области, стала монография Н. А. Сердобова [Сердобов, 1953]. Она охватила значительный исторический период, по существу, всю историю Тувы. Становление молодой тувинской интеллигенции, в том числе художественной, автор рассматривает в контексте развития тувинской культуры.

В работах Х. М. Сейфулина, Ю. Л. Аранчына вопрос о формировании художественной интеллигенции специально не поднимался. Но авторы раскрывают особенности формирования национальной интеллигенции на примере создания педагогической (учительской) интеллигенции [Сейфулин, 1954; Аранчын, 1982].

Изучение истории интеллигенции Хакасии, ее отдельных аспектов было положено статьей С. П. Ултургашева. Он впервые поставил вопросы о путях формирования интеллигенции в Хакасии, об особенностях национальных районов Сибири [Ултургашев, 1963]. Эта работа ценна тем, что в ней была впервые поставлена проблема создания интеллигенции как исследовательская. Автор, анализируя ее, одним из первых обратился к вопросам методологического характера.

Отдельные моменты истории интеллигенции были освещены в «Очерках истории Хакасии советского периода. 1917-1961 годы» [Очерки истории..., 1963]. Достоинство этой работы в том, что в ней содержится огромный фактический материал по всем сферам развития общества, в том числе, по становлению хакасских культуры и искусства.

Одной из первых работ, посвященных музыкальной культуре Красноярского края на примере Хакасской автономной области, была статья А. П. Стоянова «Развитие музыкальной культуры хакасов» [Стоянов, 1973, 1975]. Он считал, что просветительная работа в Хакасии в 1920-е гг. внесла оживление в становление художественной самодеятельности хакасов: складывались традиции хоровой песни, в музыкальный быт вошли русские музыкальные инструменты, появился первый струнный оркестр. По мнению А. П. Стоянова, большую роль в изучении и популяризации хакасского фольклора сыграл Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, который ежегодно проводил слеты хакасских сказителей, приуроченные к праздничным датам, введенным Советской властью, ко дню рождения Ленина (1968, 1972). Кроме того, в своей статье он рассмотрел деятельность самодеятельных композиторов в 1970-е гг., роль Абаканского музыкального училища в развитии самодеятельного искусства хакасов. Необходимо отметить, что работы П. А. Стоянова носили в основном описательный характер, в них лишь констатировались факты развития музыкальной культуры хакасов.

Большое значение для изучения культуры и творческой интеллигенции Хакасии имели решения XXVI съезда КПСС (февраль 1981 г.), постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР

154

Советская историография культуры ...

«О мерах по дальнейшему комплексному развитию на 1981-1990 годы производительных сил Красноярского края» (вторая красноярская десятилетка). Выполнение решений по развитию социально-культурного комплекса Красноярского края проходило под девизом «Превратим Сибирь в край высокой культуры». На протяжении 1980-х гг. этот почин красноярцев стал предметом пристального внимания широкой общественности, в том числе научной [Семенов, 1982; Становкин, 1982].

Ценными для нашего исследования являются работы Г. Г. Котожекова [Котожеков, 1984, 1992]. Его первая крупная работа «Художественная культура народностей СССР», вышедшая в 1984 г., была скорее теоретико-методологической. В ней на примере развития культур народов Южной Сибири (алтайцев, тувинцев и хакасов) были рассмотрены вопросы создания и развития художественной культуры страны, прослежены закономерности взаимодействия в условиях социализма национальных и интернациональных начал в культурах численно небольших народностей СССР. Достоинством монографии является то, что в ней обобщен опыт работы партийных организаций автономных республик и областей региона по развитию литературы, искусства, художественного творчества ранее бесписьменных народов и сделаны важные методологические выводы. Например, по мнению автора, процесс «становления и формирования культур народов Южной Сибири реализуется в конкретных условиях в соответствии со спецификой национального развития» [Там же, с. 127].

Проблемы развития культуры Хакасии в 1965-1987 гг. рассматривались в работе «Очерки истории Хакасской областной организации КПСС» [Очерки истории..., 1987]. Характеризуя партийное руководство регионом и результаты социально-экономического развития в разные пятилетки, коллектив авторов затрагивал и вопросы развития культуры. В частности, они считали, что, несмотря на первостепенную роль Хакасской областной партийной организации в развитии культуры, она недостаточно внимания уделяла человеческому фактору. Тем не менее данная работа содержит богатейший источниковый материал по данной проблеме, представленный в хронологическом порядке.

Интерес вызывают работы, освещающие национальную культуру народов Сибири. Монография «Из истории советской Хакасии» содержит статью В. В. Рукосуевой, в которой исследуются некоторые аспекты деятельности культурно-просветительных учреждений Хакасии: музея, библиотек, театра - в послевоенные годы. Изучению театральной интеллигенции Хакасии посвящена работа Э. М. Коковой [Кокова, 1991]. Для нашего исследования интерес представляет монография режиссера хакасского драматического театра Э. М. Коковой. В ней показана история не только хакасского драматического, но и русского театра. Ценность этой книги в том, что она написана на основе личных воспоминаний автора, непосредственного участника становления театрального искусства в Хакасии.

Приоритет в исследованиях проблем художественной интеллигенции всегда принадлежал критикам и литературоведам. Особняком стоят статьи П. А. Троякова, профессионального критика и литературоведа [Трояков, 1972, 1976, 1981]. Ценны его работы, посвященные конкретным писателям и поэтам: И. М. Костякову, Н. Г. Доможакову, М. Е. Кильчичакову, И. Г. Котюшеву, Н. Е. Тинникову, А. М. Топанову. Проблемы хакасского литературоведения и фольклористики исследованы в статьях М. А. Унгвицкой, К. Ф. Антошина [Унгвицкая, 1976, 1978; Антошин, 1982]. Результаты творческой деятельности писателей и поэтов Хакасии рассматриваются в работах А. Л. Кошелевой [Кошелева, 1985, 1990].

Таким образом, изучив работы советских исследователей, можно сказать, что ими была проделана значительная работа по изучению отдельных аспектов культуры и интеллигенции сибирской провинции. Имеющаяся историографическая литература определенным образом способствовала созданию объективной и относительно целостной историографии культуры и интеллигенции национальных районов Южной Сибири в 1965-1991 гг. Тем не менее вынесенная в название статьи тема специально не изучалась. Исследователи Хакасии и Тувы рассматривали проблемы культуры и интеллигенции в целом либо сосредоточивали внимание на подготовке преподавателей вузов, учителей, ученых. Практически не нашла отражение в исследованиях местных ученых партийная и государственная политика в области культуры. Отсутствие обобщающих трудов по данной проблеме в указанный период делает необходимым обстоятельное изучение этой проблемы.

155

Ю. К. Троякова

Библиографический список

Алексеев Е. П. Возрастающая роль научной интеллигенции в усилении помощи фронту // Возрастание роли коммунистической партии в годы Великой Отечественной войны. Петрозаводск, 1985.

Антошин К. Ф. У истоков жизни. Красноярск, 1982.

Аранчын Ю. Л. Исторический путь тувинского народа к социализму. Новосибирск, 1982. Астахова В. И. Советская интеллигенция и ее роль в общественном прогрессе. Харьков, 1976. Барбакова К. Г. Интеллигенция и власть. М., 1991.

Белова Т. Культура и власть. М., 1991.

Волков В. С. Организация сотрудничества советских республик в подготовке кадров интеллигенции в период строительства социализма (1922-1936 гг.) // Интеллигенция и революция. ХХ век / отв. ред. К. В. Гусев. М., 1985.

Главацкий М. Е., Чуфаров В. П. О формировании научно-педагогической интеллигенции в СССР // Из истории советской интеллигенции. М., 1974.

Главацкий М. Е. Историография формирования интеллигенции в СССР в переходный период: учеб. пособие. Свердловск, 1987.

Ермаков В. Т. Исторический опыт культурной революции в СССР. М., 1968.

Зак Л. М. История изучения советской культуры. М., 1981.

Искусство и идеологическая работа партии. М., 1976.

История искусства народов СССР: в 9 т. М. 1971.

История советского драматического театра: в 6 т. М., 1971. Т.6.

История Сибири: в 5 т. Л., 1968. Т. 5.

Кабанов П. И. История культурной революции в СССР. М., 1971.

Кокова Э. М. Чон чарии: Из истории Хакасского драматического театра. Абакан, 1991. Кошелева А. Л. Вопросы развития хакасской литературы. Абакан, 1990.

Кошелева А. Л. Очерки истории хакасской советской литературы. Абакан, 1985.

Котожеков Г. Г. Художественная культура народностей СССР: диалектика развития. М., 1984. Котожеков Г. Г. Культура народов Саяно-алтайского нагорья. Абакан, 1992.

Культурная жизнь в СССР. 1966-1977. М., 1981.

Культура Сибири в годы строительства социализма. Вып. 2: Культурное строительство в Сибири. Новосибирск, 1965.

Очерки истории Хакасии советского периода. 1917-1961 гг. Абакан, 1963.

Очерки истории Хакасской областной организации КПСС. Красноярск, 1987.

Попов В. А. Художественная интеллигенция как социально-профессиональная группа советского общества: автореф. дис. ...канд. филос. наук. Свердловск, 1974.

Руткевич М. Н. О перспективах развития интеллигенции. М., 1971.

Рыженко В. Г. Историография советской культуры: проблемы и возможности развития на современном этапе // История культуры советского общества. Омск, 1990.

Сабирзянов Г. С. Партийное руководство народным образованием в Советской Туве. Кызыл, 1967.

Сагды К. История возникновения тувинского театра. Кызыл, 1973.

Сейфулин Х. М. Образование тувинской автономной области РСФСР (Краткий исторический очерк). Кызыл, 1954.

Семенов В. Превратим Красноярье в край высокой культуры // Опыт трудового воспитания в клубах Сибири. М., 1982.

Сердобов Н. А. Народное образование в Туве. Краткий исторический очерк. Кызыл, 1953. Советская интеллигенция (история формирования и роста). 1917-1965. М., 1968.

Соскин В. Л. Ленин, революция, интеллигенция. Новосибирск, 1973.

Соскин В. Л. Художественная культура и интеллигенция Сибири. Новосибирск, 1984.

Соскин В. Л, Шуряк М. Г.. Состояние и проблемы изучения истории художественной культуры Сибири // Художественная культура Сибири: особенности освоения и развития: сб. научных трудов. Новосибирск, 1988.

Становкин С. Резерв социальной активности [О движении «Превратим Сибирь в край высокой культуры» в Красноярье] // Сов. культура. 1982. 5 янв.

156

Советская историография культуры ...

Степанян Ц. А. Советская интеллигенция и основные пути ее формирования // Вопр. философии. 1979. № 11.

Стоянов А. К. Развитие музыкальной культуры хакасов // Торжество ленинской национальной политики: матер. науч. конф., посвящ. 50-летию образования СССР. Абакан, 1973.

Стоянов А. К. Национальная музыкальная культура советской Хакасии // Зажги свою звезду. Абакан, 1975.

Трояков П. А. Литература возрожденного народа (о хакасской литературе) // Енисей. 1972. № 4. Трояков П. А. Проблемы хакасского литературоведения // Тюркоязычные литературы - история и современный литературный процесс. Алма-Ата, 1976.

Трояков П. А. Истоки и проблемы изучения хакасской советской литературы // 55 лет Хакасской автономной области. Абакан, 1981.

Ултургашев С. П. Из истории формирования советской интеллигенции в Хакасии // Учен. зап. Хакасского НИИЯЛИ. 1963. Вып. 9.

Унгвицкая М. А. Проблемы фольклоризма и литературы тюркских народов Сибири // Сов. тюркология. 1976. № 1.

Унгвицкая М. А. Советская тюркология за 60 лет // Великий Октябрь и социальноэкономическое развитие Хакасии. Абакан, 1978.

Федюкин С. А. Советская власть и буржуазные специалисты. М., 1965.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федюкин С. А. Великий Октябрь и интеллигенция. М., 1972.

Федюкин С. А. Некоторые аспекты изучения истории советской интеллигенции // Вопр. истории. 1980. № 9.

Федюкин С. А. Партия и интеллигенция. М., 1983.

Дата поступления рукописи в редакцию 15.07.2014

SOVIET HISTORIOGRAPHY OF CULTURE AND CREATIVE INTELLIGENTSIA OF THE SOUTHERN SIBERIAN NATIONAL

REGIONS IN 1965-1991

Yu. K. Troyakova

Katanov State University of Khakassia, Lenin str., 90, 655017, Abakan, Russia troyackova.julia@yandex.ru

Culture and creative intelligentsia lack academic investigation, especially on regional level. The author presents the analytical review of the Soviet historiography of culture and intelligentsia of Southern Siberia in 1965-1991. The contribution of Soviet researchers in the studies of culture and intelligentsia is revealed. The author states that the issues of the Party leadership in cultural processes and of the Soviet intellectuals’ role in the building of socialism were dominant in the historiography of 1965 - the first half of the 1980s. The historians preferred to study the problems of public education, higher education and educational work. The author determines the specifics of the Soviet historiography and pays attention to the fact that the analyzed works laid the foundation for those research areas that have appeared to be the most promising and relevant recently. The published works on relevant questions of the history of the Southern Siberian national cultures (such as of Khakassia and Tuva) are analyzed. The formation and development of the creative intelligentsia of the the Sayan-Altai indigenous peoples were one of the main issues in the Soviet historiography. Some leading researchers of the issues are mentioned in the essay.

Key words: the Soviet historiography, culture, creative intelligentsia, Southern Siberia.

References

Alekseev E. P. Vozrastayushchaya rol nauchnoy intelligentsii v usilenii pomoshchi frontu. V kn.: Vozrastanie roli kommunisticheskoypartii v gody Velikoy Otechestvennoy voiny. Petrozavodsk, 1985. PP. 90-98.

Antoshin K. F. U istokov zhizni. Krasnoyarsk, 1982. P. 96.

Aranchyn Yu. L. Istoricheskiy put tuvinskogo naroda k sotsializmu. Novosibirsk, 1982. P. 184.

Astakhova V. I. Sovetskaya Intelligentsiya I ee rol v obchestvennom progresse. Kharkov, 1976. P. 156.

Barbakova K. G. Intelligentsiya i vlast. Moskva, 1991. P. 190.

Belova T. Kultura i vlast. Moskva, 1991. P. 211.

Ermakov V. T. Istoricheskiy opyt kulturnoy revolyutsii v SSSR. Moskva, 1968. P. 151.

Fedyukin S. A. Nekotorye aspekty izucheniya istorii sovetskoy intelligenttsii. Voprosy istorii. 1980. no. 9. PP. 17-31. Fedyukin S. A. Partiya i intelligentsiya. Moskva, 1983. P. 238.

157

Ю. К. Троякова

Fedyukin S. A. Sovetskaya vlast i burzhuaznye spetsialisty. Moskva, 1965. P. 266.

Fedyukin S. A. Velikiy Oktyabr’ i intelligentsiya. Moskva, 1972. P. 472.

Glavatskiy M. E. Istoriografiya formirovaniya intelligentsia v SSSR v perekhodnyy period: ucheb. Posobie. Sverdlovsk, 1987. P. 105.

Glavatskiy M. E., Chufarov V. P. O formirovanii nauchno-pedagogicheskoy intelligentsii v SSSR. Iz istorii sovetskoy intelligentsii. Moskva, 1974. PP. 40-43.

Iskusstvo i ideologicheskaya rabota partii. Moskva, 1976. P. 351.

Istoriya iskusstva narodov SSSR. V 9-ti vol. Vol. 9. Moskva, 1971. P. 407.

Istoriya Sibiri v 5-ti vol. Vol. 5. Leningrad, 1968. P. 498.

Istoriya sovetskogo dramaticheskogo teatra. V 6-ti vol. Vol. 6. Moskva, 1971. P. 739.

Kabanov P. I. Istoriya kulturnoy revolyutsii v SSSR. Moskva, 1971. P. 271.

Kokova E. M. Chon charii. Iz istorii Khakasskogo dramaticheskogo teatra. Abakan, 1991. P. 168.

Kosheleva A. L. Ocherki istorii khakasskoy sovetskoy literatury. Abakan, 1985. P. 288.

Kosheleva A. L. Voprosy razvitiya khakasskoy literatury. Abakan, 1990. P. 200.

Kotozhekov G. G. Khudozhestvennaya kultura narodnostey SSSR: dialektika razvitiya. Moskva, 1984. P. 140. Kotozhekov G. G. Kultura narodov Sayano-altayskogo nagorya. Abakan, 1992. P. 127.

Kultura Sibiri v gody stroitelstva sotsializma. Vyp. 2. Kulturnoe stroitelstvo v Sibiri. Novosibirsk, 1965. P. 144. Kulturnaya zhizn v SSSR. 1966-1977. Moskva, 1974. P. 713.

Ocherki istorii Khakassii sovetckogo perioda. 1917-1961 gody. Abakan, 1963. P. 412.

Ocherki istorii Khakasskoy oblastnoy organizatsii KPSS. Krasnoyarsk, 1987. P. 359.

Popov. V. A. Khudozhestvennaya intelligentsia kak sotsialno-professionalnaya gruppa sovetskogo obshchestva: Av-toref. dis. ...kand. filos. nauk. Sverdlovsk, 1974. P. 22.

Rutkevich M. N. O perspektivakh razvitiya intelligentsia. Moskva, 1971. P. 10.

Ryzhenko V. G. Istoriografiya sovetskoy kultury: problemy i vozmozhnosti razvitiya na sovremennom etape // Istoriya kultury sovetskogo obshchestva. Omsk, 1990. PP. 35-68.

Sabirzyanov G. S. Partiynoe rukovodstvo narodnym obrazovaniem v Sovetskoy Tuve. Kyzyl, 1967. P. 71.

Sagdy K. Istoriya vozniknoveniya tuvinskogo teatra. Kyzyl, 1973. P. 110.

Semenov. V. Prevratim Krasnoyar’e v kray vysokoy kultury. Opyt trudovogo vospitaniya v klubakh Sibiri. Moskva, 1982. PP. 27-39.

Serdobov N. A. Narodnoe obrazovanie v Tuve. Kratkiy istoricheskiy ocherk. Kyzyl, 1953. P. 135.

Seyfulin Kh. M. Obrazovanie tuvinskoy avtonomnoy oblasti RSFSR. (Kratkiy istoricheskiy ocherk). Kyzyl, 1954. P. 157.

Soskin V. L. Khudozhestvennaya kultura i intelligentsiya Sibiri. Novosibirsk, 1984. P. 209.

Soskin V. L. Lenin, revolutsiya, intelligentsiya. Novosibirsk, 1973. P. 108.

Soskin V. L. Sostoyanie i problemy izucheniya istorii khudozhestvennoy kultury Sibiri. Khudozhestvennaya kultura Sibiri: osobennosti osvoeniya i razvitiya: sb.nauchnykh trudov. Novosibirsk, 1988. PP. 3-12.

Sovetskaya intelligentsiya (istoriya formirovaniya i rosta). 1917-1965. Moskva, 1968. P. 432.

Stanovkin S. Rezerv sotsialnoy activnosti: [O dvizhenii «Prevratim Sibir v kray vysokoy kultury» v Krasnoyar’e]. Sovetskaya kultura. 1982. 5 yanvarya. P. 4.

Stepanyan S. A. Sovetskaya intelligentsiya i osnovnye puti ee formirovaniya. Voprosy filosofii. 1979. no. 11. PP. 5458.

Stoyanov A. K. Natsionalnaya muzykalnaya kultura sovetskoy Khakassii. Zazhgi svoyu zvezdu. Abakan, 1975. PP. 7883.

Stoyanov A. K. Razvitiye muzykalnoy kultury khakasov. Torzhestvo leninskoy natsionalnoy politiki. Materialy nauch. konf., posvysh. 50-letiyu obrazovaniya SSSR. Abakan, 1973. PP. 271-278.

Troyakov P. A. Istoki i problemy izucheniya khakasskoy sovetskoy literatury. 55 let Khakasskoy avtonomnoy oblasti. Abakan, 1981. PP. 205-211.

Troyakov P. A. Literatura vozrozhdennogo naroda (o khakasskoy literature). Enisey. 1972. no. 4. PP. 52-53.

Troyakov P. A. Problemy khakasskogo literaturovedeniya. Turkoyazychnye literatury - istoriya i sovremennyy prot-sess. Alma-Ata, 1976. PP. 28-29.

Ulturgashev S. P. Iz istorii formirovaniya sovetskoy intelligenttsii v Khakasii. Uchenye zapiski Khakasskogo NIIYLI. Vyp. IX. Abakan, 1963. PP. 127-132.

Ungvitskaya M. A. Problemy folklorizma i literatury turkskikh narodov Sibiri. Sovetskaya turkologiya. 1976. no. 1. PP. 102-112.

Ungvitskaya M. A. Sovetskaya turkologiya za 60 let. Velikiy Oktyabr i sotsialno-ekonomicheskoe razvitie Khakasii. Abakan, 1978. PP. 101-107.

Volkov V. S. Organizatsiya sotrudnichestva sovetskikh respublik v podgotovke kadrov intelligentsii v period stroitel-stva sotsializma (1922-1936 гг.). Intelligentsiya i revolyutsiyaXXvek / otv. red. K. V. Gusev. Moskva, 1985. PP. 247256.

ZakL. M. Istoriya izucheniya sovetskoy kultury. Moskva, 1981. P. 176.

158

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.