Научная статья на тему 'Музыкальное образование в истории сибирской провинции в 1960-1970-е годы (на примере Хакасии)'

Музыкальное образование в истории сибирской провинции в 1960-1970-е годы (на примере Хакасии) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
192
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSICAL EDUCATION / МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ / MUSIC SCHOOL / ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА / CHILDREN''S MUSIC SCHOOL / СИБИРСКАЯ ПРОВИНЦИЯ / SIBERIAN PROVINCE / ХАКАСИЯ / KHAKASSIA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Троякова Юлия Константиновна

В статье рассматриваются этапы становления музыкального образования в Хакасии (одного из национальных районов сибирской провинции) в контексте 1960-1970-х гг. Характеризуется организационная и творческая деятельность педагогического коллектива Абаканского музыкального училища. Анализируются особенности работы детских музыкальных школ в автономной области. На примере деятельности Абаканского музыкального училища освещается проблема формирования и роста национальных кадров исполнителей и композиторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Musical Education in the History of the Siberian Province in the 1960s-1970s. (by the Example of Khakassia)

The article considers the stages of the musical education formation in one of the national regions of the Siberian province, Khakassia, in the context of the 1960-1970s. The author reveals organizational and creative activities of the pedagogical staff of the musical college and analyzesthe activities of children's music schools in the region. The problem of the national specialists’ development (performers and composers) is highlighted by the example of the Abakan Music College.

Текст научной работы на тему «Музыкальное образование в истории сибирской провинции в 1960-1970-е годы (на примере Хакасии)»

что смена власти осенью 1917 года оказалась возможной благодаря обострению всех противоречий в обществе, а также росту радикальных настроений среди большинства слоёв населения России.

Таким образом, в Южной Сибири, как и повсеместно в России, в 1917 году происходило обострение политической борьбы, причём не только в городах, но и в сельской местности. Обострение противоречий в социальной, политической и экономической сферах региона активно использовалось в агитации анархистских, большевистских, левоэсеровских и левоменьшевистских групп. В итоге значительная часть населения Южной Сибири, уставшая ждать решения Временным правительством своих проблем, благосклонно или, по крайней мере, нейтрально восприняла переход власти к Советам в конце октября - начале ноября 1917 года.

Библиографический список

1. Зыкова, В. Г. Некоторые вопросы истории крестьянских организаций Сибири в период борьбы за установление власти Советов в советской историографии / В. Г. Зыкова // Октябрь и гражданская война в Сибири. История. Историография. Источниковедение. - Томск, 1985. - С. 17-33.

2. Гидлевский, К. Минусинская коммуна 1917-1918 гг. Из истории Октябрьской революции в Сибири / К. Гидлевский, М. Сафьянов, К. Трегубенков. - М.-Л.: Гос. соц.-эконом. изд-во (ОГИЗ-СОЦЭКГИЗ), 1934. - 295 с.

3. Шишкин, В. И. Дискуссионные проблемы Октября и гражданской войны / В. И. Шишкин // Актуальные проблемы истории Советской Сибири; отв. ред. В. И. Шишкин. - Новосибирск: Наука, 1990. - С. 3-31.

4. Революционное движение в России в июле1917 г.: Июльский кризис / редколлегия: Д. А. Чугаев (отв. ред.) [и др.]. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1959. - XVI, 626 с.

5. Керенский, А. Ф. Россия на историческом повороте: мемуары / А. Ф. Керенский; пер. с англ.. - М.: Республика, 1993. - 384 с.

6. Старцев, В. И. История Октября в новейшей литературе / В. И. Старцев // Коммунист. - 1988. - № 15. - С. 117-121.

7. Старцев, В. И. Крах «керенщины» / В. И. Старцев. - М: Наука, 1982. - 200 с.

© Сагалаков Э. А., 2018

УДК 94(47).084.9

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИСТОРИИ СИБИРСКОЙ ПРОВИНЦИИ В 1960-1970-Е ГОДЫ

(НА ПРИМЕРЕ ХАКАСИИ)

Ю. К. Троякова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассматриваются этапы становления музыкального образования в Хакасии (одного из национальных районов сибирской провинции) в контексте 1960-1970-х гг. Характеризуется организационная и творческая деятельность педагогического коллектива Абаканского музыкального училища. Анализируются особенности работы детских музыкальных школ в автономной области. На примере деятельности Абаканского музыкального училища освещается проблема формирования и роста национальных кадров исполнителей и композиторов.

Ключевые слова: музыкальное образование, музыкальное училище, детская музыкальная школа, сибирская провинция, Хакасия.

Историю музыкального образования в Хакасии нельзя назвать богатой, так как она насчитывает лишь несколько десятилетий. Начало музыкального образования в регионе относится к годам Великой Отечественной войны, когда в г. Абакане открыли первую в Хакасии детскую музыкальную школу. Изучаемый нами регион -Хакасская автономная область (сейчас Республика Хакасия) - относился к числу территорий сибирской провинции, в которой развивалась в основном начальная, позднее средняя ступень в системе организации музыкального образования. Подготовка же профессиональных квалифицированных кадров творческой интеллигенции, в том числе и в области музыкального образования, осуществлялась за пределами автономной области, как правило, в г. Новосибирске, поскольку там находилась открытая ещё в 1956 году первая в Сибири консерватория [1, с. 117].

В Абакане первая семилетняя детская музыкальная школа (далее - ДМШ) была открыта осенью 1942 года; она имела всего два отделения - фортепиано и скрипки. Первоначально школа располагалась в здании областного Дома культуры. Первым её директором стал С. С. Рывлин. В числе первых учителей ДМШ был Александр Александрович Кенель (1898-1970) - композитор, пианист, музыковед, педагог, заложивший основы научно-исследовательской работы в области профессиональной хакасской музыкальной культуры. А. А. Кенель приехал в Абакан из Красноярска по приглашению драматурга, режиссёра и руководителя Хакасского национального драматического театра А. М. Топанова, поскольку в 1942 году Красноярский краевой драмтеатр, где служил Александр Александрович, был закрыт [2, с. 229]. А. А. Кенель преподавал в детской музыкальной школе специальное и общее фортепиано, теорию музыки, сольфеджио, музыкальную литературу, хоровое пение, игру на чатхане - многострунном щипковом музыкальном инструменте хакасов. По его настоянию и благодаря его профессиональному мастерству в конце 1940 - начале 1950 гг. в ДМШ были открыты новые отделения.

В 1959 году в Хакасии, а именно в г. Черногорске, была открыта вторая после Абаканской ДМШ - крупная по количеству учащихся школа. Её первым директором была А. Г. Давыденко. В 1969 году контингент учащихся этой ДМШ (вместе с вечерней) составил 356 человек [3, л. 1]. Высшее образование из всего преподавательского штата школы имел всего один человек, остальные преподаватели имели среднее специальное образование, преимущественно окончившие Абаканское музыкальное училище. Расцвет Черногорской ДМШ пришёлся на те годы, когда её возглавлял Н. К. Самрин (родился в 1938 г.), ставший её директором в 1970 году [4, л. 104]. С приходом в школу Николая Константиновича она обрела собственное здание, открылись новые специально-

сти. В 1979 году музыкальная школа г. Черногорска праздновала свой 20-летний юбилей. К этому времени она выпустила более четырёхсот учащихся по классу баяна, фортепиано, виолончели, большинство из которых затем стали студентами Абаканского музыкального училища. Гордостью музыкальной школы являлся ученик А. Зыков. Так, в 1977 году он занял второе место на международном конкурсе баянистов в Польше и был награждён серебряной медалью. Дальнейшее образование талантливый выпускник продолжил в Ленинградской консерватории, а затем в её аспирантуре.

Музыкальные школы оказывали влияние на распространение художественной самодеятельности в автономной области, так как самодеятельные творческие коллективы стали возглавлять профессиональные руководители - выпускники ДМШ, что сразу же сказалось на уровне подготовки и выступлений самодеятельных коллективов. Их молодые руководители были активными участниками общественной жизни сёл и посёлков, они участвовали во всех мероприятиях, проводимых районными отделами культуры, в творческих конкурсах, слётах, концертах, выступлениях агитбригад и т. д.

Развитая сеть детских музыкальных школ в Хакасской автономной области выявила потребность в необходимости новой, более высокой ступени музыкального образования, в частности, создания музыкального училища. Такое учебное заведение было открыто в Абакане в 1960 году. В музучилище функционировали следующие отделения: фортепиано, оркестров (класс скрипки), хорового дирижирования, вокальное, народных институтов (класс балалайки, баяна, домбры). Трудно переоценить значение данного образовательного учреждения в развитии музыкальной культуры Хакасии, в том числе национальной, а также в формировании системы профессиональных кадров. Рост экономики региона, увеличение его населения, появление новых посёлков и городов, растущие потребности людей, в том числе и в сфере культуры, привели к развитию музыкальной культуры как в Хакасской автономной области [5, с. 9], так и в прилегающих к ней районах юга Красноярского края. Подготовленные Абаканским музучилищем выпускники со средним специальным образованием находили приложение своим силам и способностям в детских музыкальных школах, которых в Хакасии уже к 1971 году стало 16 (4 - в городах автономной области, 8 - в районных её центрах, 4 - в центральных усадьбах совхозов и рабочих посёлках) и 6 в Минусинске и райцентрах южных районов Красноярского края.

Но начало работы Абаканского музыкального училища было осложнено рядом трудностей: у него не было собственного помещения (отсюда - частые переезды в разные помещения), отсутствовали собственные профессиональные кадры в разных отраслях музыкального искусства, слабой была материальная база. На первом этапе нехватка профессиональных преподавательских кадров восполнялась обучением преподавателей музучилища на курсах повышения квалификации в училище искусств г. Красноярска. Отсутствие собственных преподавателей, преимущественно теоретических дисциплин решалось временным приглашением специалистов из Красноярска и других городов страны.

Со временем для работы в музыкальном училище стали привлекать профессиональных музыкантов с консерваторским образованием (в основном это были выпускники Уральской консерватории), которые стали первыми исполнителями и пропагандистами музыкального творчества местных композиторов. Среди них нужно назвать Л. Г. Ревича, В. Ю. Воронова, Б. Е. Глаголева, Н. М. Панфилову, Л. А. Спивака и др.

Абаканское музучилище осуществляло шефство над Усть-Абаканской трудовой колонией, в котором был создан детский хор его воспитанников [6, л. 9]. На базе музыкального училища формировались и свои коллективы (симфонический, духовой, народный хор, вокальные ансамбли и др.), исполняющие классическую музыку и произведения местных авторов-композиторов. Ни одно важное общественное мероприятие в Абакане и области не обходилось без выступлений четырёх оркестров училища. В целях музыкального просветительства в городе и области функционировали две концертных бригады, сформированные из студентов училища, и лекторская группа, включавшая педагогов этого учебного заведения.

Следует отметить, что создание Абаканского музыкального училища решало главную проблему в автономной области: потребность в подготовке собственных музыкальных кадров - в том числе, национальных [7, л. 150].

В 1964 году состоялся первый выпуск музыкального училища, что отчасти решило проблему дефицита кадров в области, особенно в сельской местности. В городах и районах области открывались детские музыкальные школы, укомплектованные первыми выпускниками училища. Так, к 1966 году в Хакасии были открыты, помимо имеющихся на тот момент 10 клубов и домов культуры, 20 массовых библиотек, одного музея, одного обл-драмтеатра, одной детской музыкальной школы, одного музыкального училища, ещё две вечерние музыкальные школы в гг. Абакане (при музыкальном училище) и Черногорске (при детской музыкальной школе) [8, л. 181]. Для преподавания в открываемые вечерние школы были направлены первые выпускники Абаканского музыкального училища.

В 1967 году открываются две ДМШ в Бейском и Алтайском районах. Так, на двух отделениях (баян и фортепиано) в ДМШ с. Бея занимались 35 учащихся, их обучение вели два преподавателя, имеющие среднее специальное образование [9, л. 15]. Всего за семь лет своего функционирования Абаканское музыкальное училище выпустило 111 специалистов, а 17 выпускников продолжили образование в высших музыкальных учебных заведениях страны [10, л. 24]. В 1968 году была открыта Боградская ДМШ, в которой работали четыре преподавателя-выпускника Абаканского музыкального училища [11]. Приём на первый учебный год в эту школу составил 56 ученика по классу фортепиано, баяна и домбры [11]. В школе был организован оркестр народных инструментов.

С появлением Абаканского музыкального училища началась планомерная и систематическая работа по формированию и росту национальных кадров музыкантов-исполнителей и композиторов. При училище в пределах общего контингента студентов (40 человек) создано двухгодичное подготовительное отделение для учеников коренной национальности, чьё материальное положение было тяжёлым [3, л. 152]. С этой целью хакасский обком КПСС и облисполком просили исполком крайсовета выделить училищу 30 мест с полным государственным обеспечением для музыкально одарённых учащихся коренной национальности, остро нуждающихся в материальной помощи [3, л. 152]. Забота о национальных кадрах со стороны местных органов власти проявлялась и в дальнейшем. Так, хакасское областное управление культуры просило обеспечить жильём первую выпускницу коренной национальности, преподавателя и хормейстера Абаканского педагогического училища Г. С. Конгарову [3, л. 151]. Её музыкальная карьера началась с преподавания в Идринской ДМШ (Красноярский край), затем областным управлением культуры она была приглашена на работу в г. Абакан. В 1965 году Г. С. Конгарова возглавила хакасский хор в Абаканском педагогическом училище, сама участвовала в хоре «Жарки» и со временем стала хормейстером этого ансамбля [3, л. 151].

К сожалению, учебное заведение не имело возможности «растить должное количество местных национальных кадров» [8, л. 50]. Так, в 1970 году музучилище окончило только три представителя коренной национальности области: скрипачка З. Патачакова, балалаечница Р. Шалгинова и вокалистка В. Топоева (примерно 9 % от общего числа выпускников) [8, л. 50]. Две из них получили направление в Новосибирскую консерваторию для дальнейшего обучения. Данное обстоятельство, с одной стороны, было обусловлено тем, что в ДМШ (особенно отдалённых районов) почти не было учеников-хакасов, а те, кто обучался в них, редко доходили до выпускных классов. С другой стороны, национальная молодёжь, стремившая поступать в Абаканское музучилище, в большинстве случаев не имела необходимой подготовки.

Ещё одна трудность заключалась в том, что и тому небольшому числу хакасов, получивших музыкальное образование, сложно было найти применение своим силам и способностям, если их влекла исполнительская деятельность. Например, В. Г. Чаптыков (1940-2011) и С. Т. Ким, окончившие Новосибирскую консерваторию, вели педагогическую работу, исполнительская же практика доступна была им лишь в художественной самодеятельности.

Таким образом, становление и развитие системы музыкального образования в Хакасии по сравнению с другими регионами Сибири начинается позже, с начала 1940 гг. Ведущее место в развитии музыкального творчества в национальных районах Южной Сибири принадлежало детским музыкальным школам. Открытие музыкального училища не только положило начало формированию системы среднего профессионального музыкального образования в Хакасии, но и стало центром распространения музыкальной культуры и пропаганды идей музыкального просвещения в сибирской провинции. В условиях отсутствия консерватории в Хакасии музыкальное училище, которое являлось единственным распространённым типом учебных заведений в регионе, непосредственно готовило кадры творческой интеллигенции, включая и национальной интеллигенции.

Библиографический список

1. Белокрыс, М. А. К проблеме музыкального образования в Сибири / М. А. Белокрыс // История музыкального образования: новые исследования: мат-лы Междунар. семинара шестой сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования; [редакторы-составители: В. И. Адищев, К. В. Зенкин]. - М. [б.и.]; Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. - С. 116-128.

2. Троякова, Ю. К. Кенель А. А. - интеллигент, учёный, композитор / Ю. К. Троякова // Наследие Н. Ф. Катанова: языки, история и культура тюркских народов России (к 150-летию со дня рождения Н. Ф. Катанова): мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 16-19 мая 2012 года, г. Абакан; отв. ред. Т. Г. Боргоякова. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО «Хакасский гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова», 2012. - С. 228-231.

3. Государственное казённое учреждение Республики Хакасия «Национальный архив» (ГКУ «НАРХ»). Ф.Р - 577. Оп. 1. Д. 190.

4. ГКУ «НАРХ». Ф.Р - 577. Оп. 1. Д. 190.

5. Любимцева, О. Ю. Акорды. К 35-летию Абаканского музыкального училища / О. Ю. Любимцева. - Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 1997. - 37 [2] с.

6. ГКУ «НАРХ». Ф.Р - 577. Оп. 1. Д. 67.

7. ГКУ «НАРХ». Ф.Р - 577. Оп. 1. Д. 49.

8. ГКУ «НАРХ». Ф.Р - 577. Оп. 1. Д. 83.

9. ГКУ «НАРХ». Ф.Р - 577. Оп. 1. Д. 61.

10. ГКУ «НАРХ». Ф.Р - 577. Оп. 1. Д. 63.

11. История Боградской детской школы искусств. - URL: http://bograd-web.ru/bogradskaya-dmsh/3912-istoriya-bogradskoy-detskoy-shkoly-iskusstv.html (дата обращения: 19.07.2014).

© Троякова Ю. К., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.