Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МЕДИАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МЕДИАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
109
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ / МЕДИАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Занина Татьяна Митрофановна, Бутова Мария Владимировна

В статье рассматриваются особенности профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в Российской Федерации различными субъектами профилактики, которые предусмотрены федеральным и региональным законодательством. Проводится анализ использования медиативных технологий по предупреждению безнадзорности и беспризорности правонарушений несовершеннолетних, оценивается их эффективность, даются методические рекомендации, отражающие современные методы и способы борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью, а также правонарушениями, совершаемыми несовершеннолетними правонарушителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Занина Татьяна Митрофановна, Бутова Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE MEDIATION SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION AS A WAY TO PREVENT DEVIANT BEHAVIOR OF MINORS

This article discusses the features of the prevention of deviant behavior of minors in the Russian Federation, various subjects of prevention, which are provided for by federal and regional legislation. The analysis of the use of mediation technologies for the prevention of neglect and homelessness of juvenile delinquency is carried out, their effectiveness is evaluated, methodological recommendations are given reflecting modern methods and methods of combating child homelessness, neglect, as well as offenses committed by juvenile offenders.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МЕДИАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Т. М. Занина, кандидат юридических наук, профессор М. В. Бутова

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МЕДИАЦИИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

DEVELOPMENT OF THE MEDIATION SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION AS A WAY TO PREVENT DEVIANT BEHAVIOR OF MINORS

В статье рассматриваются особенности профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в Российской Федерации различными субъектами профилактики, которые предусмотрены федеральным и региональным законодательством. Проводится анализ использования медиативных технологий по предупреждению безнадзорности и беспризорности правонарушений несовершеннолетних, оценивается их эффективность, даются методические рекомендации, отражающие современные методы и способы борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью, а также правонарушениями, совершаемыми несовершеннолетними правонарушителями.

This article discusses the features of the prevention of deviant behavior of minors in the Russian Federation, various subjects of prevention, which are provided for by federal and regional legislation. The analysis of the use of mediation technologies for the prevention of neglect and homelessness ofjuvenile delinquency is carried out, their effectiveness is evaluated, methodological recommendations are given reflecting modern methods and methods of combating child homelessness, neglect, as well as offenses committed by juvenile offenders.

В настоящее время предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних, которое выражается в беспризорности, безнадзорности и правонарушениях данной категории лиц, является одной из приоритетных задач субъектов системы профилактики.

Сотрудники полиции сталкиваются с широким спектром девиантного и преступного поведения среди детей и молодежи — от мелких правонарушений до серьезных преступлений. Большинство полицейских контактов с несовершеннолетними происходит в ответ на мелкие правонарушения, связанные с функцией поддержания порядка правоохранительными органами [2]. Однако алкоголь, наркотики, терроризм, экстремизм, мошеннические действия и т. д. охватывают нашу современную молодежь все больше и больше [16].

Обращаясь к статистическим данным МВД России, мы наблюдаем, что за последние три года по Центральному федеральному округу отмечается спад количества выявленных беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних: в 2019 г. — 16 976; в 2020 г. — 12 572; в 2021 г. — 11 460, однако в Российской Федерации в целом за последний отчетный год этот показатель начал расти

(с 58 741 в 2020 году до 60 705 в 2021 году) [20]. Поэтому профилактическое воздействие необходимо совершенствовать для минимизации фактов совершения преступлений и административных правонарушений.

Определенную роль в области предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних внесли такие ученые, как А. А. Беженцев, О. И. Бекетова, Ю. Н. Демидов, А. С. Ду-генец, Т. М. Занина, А. В. Мартынов, С. С. Нехо-рошева и другие.

В России Я. И. Гилинский впервые ввел в употребление понятие «девиантное поведение». Так, он считал, что «отклоняющееся поведение — это поступок, действие человека или социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам)» [15].

Рассмотрим точки зрения некоторых отечественных ученых о понятии «девиантного поведения». В. Н. Кудрявцев рассматривал его как «нарушение нормативно значимых факторов»; В. В. Королев считал, что оно характеризуется «отклонением

от нравственных норм общества, как явление, имеющее место лишь в случаях отсутствия клинически проявляющейся пограничной патологии»; С. А. Беличева называла данное поведение «проявлением подростковой дезадаптации, принимающей в различных случаях патогенный, психосоциальный или социальный характер» [13].

Нормативно правовое регулирование в данной сфере безусловно основывается на принципах международного права, в частности на международных договорах. К ним можно отнести: Всеобщую декларацию прав человека [0], Конвенцию о правах ребенка [0], Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) [0].

Главенствующая роль в рассматриваемой тематике безусловно отведена Конституции Российской Федерации [1], которая закрепляет основополагающие принципы соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также функционирования общественных и государственных институтов.

К нормативным правовым актам, регулирующим непосредственно профилактическую деятельность, следует отнести:

- Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2000 № 896 «Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» (вместе с Примерным положением о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних);

- Постановление Правительства Российской Федерации от 06.11.2013 № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав»;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.03.2017 № 520-р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года» [8].

Ведомственные нормативные правовые акты, непосредственно регламентирующие деятельность подразделений по делам несовершеннолетних МВД России:

- Инструкция по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел [9];

- Инструкция по организации деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей [10].

В Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [6] (далее — ФЗ № 120), к сожалению, не закреплено понятие «девиантное поведение», что мешает эффективно реализовы-

вать свои функции субъектам профилактики правонарушений несовершеннолетних, предусмотренным в вышеуказанном федеральном законе.

Предлагаем в ст. 1 ФЗ № 120 закрепить данное понятие следующего содержания: «под де-виантным поведением подростка понимается поведение несовершеннолетнего, не соответствующее нравственным и социальным нормам, а также приводящее к совершению антиобщественных, противоправных деяний (алкоголизм, наркомания, суицид, сексуальные извращения, психопаталогии и т. д.), но не влекущее уголовной ответственности».

Анализ правового регулирования деятельности подразделений по делам несовершеннолетних (далее — ПДН) свидетельствует о том, что решение задач профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних невозможно без последовательного соблюдения требований правовых актов сотрудниками и реализации профилактических мероприятий, которые направлены на устранение девиантного поведения в подростковой среде.

К сожалению, в современном российском обществе отсутствуют четко выработанные социально-культурные технологии по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних, которые соответствовали бы масштабу и глубине проблемы. Поэтому наиболее эффективными выступают методы предупреждения негативного девиантного поведения со стороны субъектов системы профилактики в соответствии с ФЗ № 120 [6].

Так, следует отметить положительный опыт образовательных организаций в данном аспекте. Например, Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга совместно с педагогическим колледжем № 4 было разработано Положение об организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением, целью которого является непосредственное обеспечение как полипрофессионального, так и межведомственного взаимодействия. К основным целям данного Положения относятся: своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, предупреждение совершения ими правонарушений и антиобщественных действий [7].

Говоря о медиации как о современной мере профилактики, можно сказать, что она является действенным инструментом для решения задачи, связанной с предупреждением девиантного поведения детей и подростков.

К целям медиации (примирения) относятся:

1) создание системы профилактики и коррекции правонарушений среди детей и подростков, оказание помощи семье;

2) формирование безопасной социальной среды для защиты и обеспечения прав и интересов детей;

3) гуманизация и гармонизация общественных отношений, в первую очередь с участием детей и подростков;

4) улучшение межведомственного взаимодействия всех органов и организаций, участвующих в работе с детьми и подростками.

Достижению указанных целей способствовало утверждение распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 года № 1430-р Концепции развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (далее — Концепция) [01]. С 2022 года на основе данной Концепции актуализировались методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подготовлены Минпросвещения России и согласованы с Минюстом России [5].

В большинстве субъектов Российской Федерации уже на протяжении ряда лет предпринимаются усилия по внедрению медиативного подхода и развитию создаваемых служб. Положительный опыт в этом направлении наработан в Башкортостане, Дагестане, Алтайском, Краснодарском, Пермском, Ставропольском краях, Санкт-Петербурге, Воронежской, Московской, Нижегородской, Омской, Ростовской, Тверской, Челябинской областях и иных субъектах Российской Федерации [0].

Для развития медиации, а также восстановительной практики в отношении несовершеннолетних на различных уровнях сформированы и взаимодействуют службы медиации (примирения). Достижению этой цели способствует эффективный подход, который заключается в интеграции медиации и восстановительной практики в деятельность различных образовательных организаций, которые занимаются воспитанием детей, а также защите их прав и интересов [0].

Метод школьной медиации наиболее эффективен в устоявшихся группах детей в тот момент, когда у них возникает и реализуется адекватное поведение в конфликтной ситуации. Важно обращать внимание на то, что наиболее сложные противоречия подвергаются схождению на нет лишь в непосредственном близком и тесном сотрудничестве [17].

Еще одним важным аспектом является разработка тактик «ученик-ученик», «ученик-учитель», «учитель-родитель» и других, которые направле-

ны на предупреждение и искоренение социально-психологических проблем [18].

Наряду с этим предполагается развитие сети служб медиации, которые будут содействовать интеграции (внедрению) медиации в деятельность субъектов профилактики по защите прав и интересов детей, а также семей. Также интеграция медиации будет включать в себя восстановительную практику деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДН и ЗП), органов опеки и попечительства, организаций, оказывающих социально -психологическую помощь, и других институтов, которые относятся к некоммерческому сектору, реализующих проекты по гуманизации сферы реагирования на проявления девиантного поведения детей [19].

Согласно поступившим из субъектов Российской Федерации сведениям, службы школьной медиации и службы примирения созданы в 83 субъектах Российской Федерации (за исключением Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов). В Ямало-Ненецком автономной округе процесс разрешения возникающих споров на уровне образовательной организации реализуется путем взаимодействия всех заинтересованных участников образовательных отношений, возникающих в системе образования. Данная система предусматривает процесс, в рамках которого происходит обучение и воспитание, заключающееся в построении отношений и осуществлении совместной деятельности между обучающимися, образовательными организациями, педагогическими работниками. Аналогичная практика складывается на территории Чукотского автономного округа, где функции служб медиации берут на себя социально-педагогические службы.

Федеральное и региональное законодательство предусматривает формирование, развитие и применение медиативных технологий в образовательных организациях всех субъектов Российской Федерации.

Состав школьных служб медиации (примирения) формируется из обучающихся, педагогических работников, социальных педагогов, психологов и родителей. В деятельности указанных служб также принимают активное участие представители КДН и ЗП, сотрудники ПДН органов внутренних дел, заместители руководителей образовательных организаций по социальной работе и иные. Встречаются случаи, когда в составы служб медиации (примирения) также включаются такие узкопрофильные специалисты, как врачи-неврологи, врачи-психиатры. Важным условием является то, что данные специалисты могут осуществлять свою деятельность в работе школьных служб только в том случае, если они освоили необ-

ходимые программы, которые направлены на приобретение дополнительного профессионального образования, либо являются экспертами по отдельным вопросам.

Стоит обратить внимание на деятельность Верховного Суда Республики Мордовия, которая является значительной и показательной. Данный орган регулярно проводит семинары-совещания, «круглые столы» по вопросам применения медиативных технологий по рассмотрению уголовных дел в отношении несовершеннолетних в судах общей юрисдикции. Кроме того, при взаимодействии указанного суда с Управлением Судебного департамента в Республике Мордовия реализуется проект «Территория права» с целью просвещения обучающихся о многообразии отношений, регулируемых правом, воспитания уважения к закону, знакомства с механизмом судебной защиты своих прав. В рамках данного проекта проводятся регулярные встречи представителей судейского сообщества республики с обучающимися образовательных организаций, студентами профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования.

Практика создания и применения служб медиации (примирения) способствовала:

- проведению образовательными организациями апробации внедрения в индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними медиативных восстановительных технологий, на основе анализа результатов скорректирована работа по созданию школьных служб медиации;

- организации демонстрации в рамках педагогических конференций видеоматериала о работе школьных служб медиации для педагогических и руководящих работников общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций;

- проведению зональных семинаров для специалистов служб школьной медиации по внедрению медиативных технологий в образовательных организациях, мониторинга деятельности школьных служб медиации, а также развитию взаимодействия педагогических работников с социальными педагогами и психологами в рамках деятельности школьных служб медиации.

Таким образом, во многих регионах Российской Федерации уже организована работа по информированию специалистов и населения о возможности использования медиативных технологий, в том числе путем размещения информации на сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Поэтому медиация и различные медиативные технологии имеют статус социально значимых инструментов. Их роль в предупреждении возникновения конфликтов, разрешении возникающих споров и разногласий достаточно велика. В связи с этим важно отметить, что Минпросвещения России в будущем нацелено на то, чтобы продолжить начатую работу по совершенствованию и внедрению медиативных служб (служб примирения) в образовательные организации субъектов Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.08.2022).

2. Всеобщая декларация прав человека : принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.05.2022).

3. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) : приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 29.11.1985 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 13.05.2022).

4. Конвенция о правах ребенка : одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу 15.09.1990 // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 13.05.2022).

5. О направлении методических рекомендаций (вместе с Методическими рекомендациями по развитию сети служб медиации (примирения)

в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) : письмо Минпросвещения России от 28.04.2020 № ДГ-375/07 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.08.2022).

6. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (в ред. от 30.12.2021) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.08.2022).

7. Положение об организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися с де-виантным поведением. — URL: http://college4.ru/ attachments/article/52/2.3.1. 14_IPR_deviant.pdf

8. Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года (вместе с Планом мероприятий на 2021—2025 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года) : распоряжение Правительства РФ от 22.03.2017

№ 520-р (ред. от 18.03.2021) // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 20.01.2022).

9. Инструкция по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел : утверждена приказом МВД России от 15.10.2013 № 854 (ред. от 31.12.2018) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.01.2022).

10. Инструкция по организации деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей : утверждена приказом МВД России от 1.09.2012 № 839 «О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2012 № 26012) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 13.01.2022).

11. Об утверждении Концепции развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации : распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 1430-р // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 05.12.2019).

12. Инспектор по делам несовершеннолетних. — 2019. — № 10. — С. 19—23.

13. Антонов А. И., Лебедь О. Л. Несовершеннолетние преступники: кто они? // Социологические исследования. — 2003. — № 4. — С. 25—29.

14. Бутова М. В. Причины развития отклоняющегося поведения несовершеннолетних: коррекция и профилактика // Вестник Воронежского института МВД России. — 2019. — № 2. — С. 271—274.

15. Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения как социологическая теория. // Социологические исследования. — 1991. — № 4. —

C. 72—78.

16. Занина Т. М., Бутова М. В. Зарубежный опыт организации профилактической работы в отношении несовершеннолетних правонарушителей // Общество и право. — 2019. — № 2 (68). — С. 97—101.

17. Identity crisis resolution among psychological correction of deviant behavior of adolescents — Procedia / S. Berdibayeva [et al.] // Social and Behavioral Sciences. — 2016. — P. 217, 977—983. — URL: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.02.077.

18. Cops in the classroom: A longitudinal evaluation of Drug Abuse Resistance Education (DARE) /

D. P. Rosenbaum [et al.] // Journal of Research in Crime & Delinquency. — 1994. — № 31 (1). — P. 3—31.

19. Damron-Bell J. The development of deviant behavior in adolescents: the influence of student characteristics and school climate // Electronic Theses and Dissertations. — 2011. — P. 309.

20. Единая межведомственная информационно-статистическая система: количество выявленных беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних. — URL: https://www.fedstat.ru/indicator/ 36186.

REFERENCES

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii : prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 (v red. ot 01.07.2020) // SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrash-cheniya: 11.08.2022).

2. Vseobshchaya deklaraciya prav cheloveka : prinyata i provozglashena rezolyuciej 217 A (III) Gen-eral'noj Assamblei OON ot 10.12.1948 // SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 12.05.2022).

3. Minimal'nye standartnye pravila OON, ka-sayushchiesya otpravleniya pravosudiya v otnoshenii nesovershennoletnih (Pekinskie pravila) : prinyaty rezolyuciej General'noj Assamblei OON ot 29.11.1985 // SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 13.05.2022).

4. Konvenciya o pravah rebenka : odobrena General'noj Assambleej OON 20.11.1989, vstupila v silu 15.09.1990 // SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 13.05.2022).

5. O napravlenii metodicheskih rekomendacij (vmeste s Metodicheskimi rekomendaciyami po razvitiyu seti sluzhb mediacii (primireniya) v obra-zovatel'nyh organizaciyah i v organizaciyah dlya detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej) : pis'mo Minprosveshcheniya Rossii ot

28.04.2020 № DG-375/07 // SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 11.08.2022).

6. Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzor-nosti i pravonarushenij nesovershennoletnih : fe-deral'nyj zakon ot 24.06.1999 № 120-FZ (v red. ot 30.12.2021) // SPS «Konsul'tantPlyus» (data obra-shcheniya: 11.08.2022).

7. Polozhenie ob organizacii individual'noj pro-filakticheskoj raboty s obuchayushchimisya s devia-ntnym povedeniem. — URL: http://college4.ru /attachments/article/52/2.3.1. 14_IPR_deviant.pdf

8. Ob utverzhdenii Koncepcii razvitiya sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih na period do 2025 goda (vmeste s Planom meropriyatij na 2021—2025 gody po realizacii Koncepcii razvitiya sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershenno-letnih na period do 2025 goda) : rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 22.03.2017 № 520-r (red. ot 18.03.2021) // SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrash-cheniya: 20.01.2022).

9. Instrukciya po organizacii raboty podrazdele-nij po delam nesovershennoletnih organov vnut-rennih del : utverzhdena prikazom MVD Rossii ot

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.