Научная статья на тему 'К вопросу о профилактике и противодействия правонарушениям несовершеннолетних'

К вопросу о профилактике и противодействия правонарушениям несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
511
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / JUVENILE / СЕМЬЯ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / ПРОТИВОПРАВНОСТЬ / WRONGFULNESS / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / УБЕЖДЕНИЕ / BELIEF / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / ПОВЕДЕНИЕ / BEHAVIOR / FAMILY OFFENSE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Амельчакова В.Н., Дорошенко О.М.

Рассматривается вопрос о профилактике и противодействии правонарушениям несовершеннолетних

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Амельчакова В.Н., Дорошенко О.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of the prevention and combating juvenile delinquency

Considered the question of the prevention and combating juvenile delinquency.

Текст научной работы на тему «К вопросу о профилактике и противодействия правонарушениям несовершеннолетних»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ВЕНЕРА НАИМОВНА АМЕЛЬЧАКОВА,

доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, полковник полиции E-mail: venera_amel63@mail.ru ОЛЬГА МАРКОВНА ДОРОШЕНКО, преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, подполковник полиции Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс Рецензент: Г.Н. Суслова, доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел

Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент, полковник полиции

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается вопрос о профилактике и противодействии правонарушениям несовершеннолетних. Ключевые слова: несовершеннолетний, семья, правонарушение, взаимодействие, противоправность, общество, убеждение, профилактика, поведение.

Annotation. Considered the question of the prevention and combating juvenile delinquency. Keywords: juvenile, family offense, interaction, wrongfulness, society, belief, prevention, behavior.

УДК 242.951 ББК 67.301

Воздействие на поведение несовершеннолетних осуществляется посредством различных средств, каждое из которых имеет свой предмет в деле противодействия административной противоправности несовершеннолетних. Как показывает практика, далеко не всегда можно добиться должного поведения от несовершеннолетних, склонных к противоправному поведению, с помощью убеждения или иных стимулирующих, воспитательных методов и приемов воздействия.

Профилактикой правонарушений несовершеннолетних занимаются многие государственные органы и общественные организации, коллективы по месту работы и учебы, отдельные граждане и должностные лица.

Ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ определены органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонаруше-

ний несовершеннолетних. Их деятельность направлена на устранение причин и условий совершения правонарушений, создание специализированной системы защиты прав детей, включая дальнейшее развитие института уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, внедрение в работу органов исполнительной власти и судебных органов современных технологий профилактики правонарушений, защиты прав детей, социальной реабилитации и последующей интеграции в общество несовершеннолетних правонарушителей и детей1, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, предупреждение преступности несовершеннолетних, профилактическое воздействие на неустойчивых лиц.

В системе профилактики и противодействия правонарушениям несовершеннолетних можно выделить три уровня.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Первый уровень — это решение социально-экономических проблем, улучшение культурных условий жизни, создание надлежащих условий жизни для воспитания подрастающего поколения и устранение тех обстоятельств, которые этому мешают. Это обеспечивается планомерным воздействием на все звенья противодействия путем принятия соответствующих нормативно-правовых актов, проведением соответствующих мероприятий, начиная с момента формирования личности и на всем ее жизненном пути.

Следует отметить, что российское государство, при всех активно предпринимаемых в начале ХХ! в. мерах, одними своими властными решениями не может создать новый образ жизни, помогающий молодым приобретать позитивные качества. Но оно может и должно создать условия для его возрождения. Посредством улучшения социально-экономической ситуации, укрепления духовных, идейных основ воспитания, совершенствования законодательства, активного включения в процесс воспитания граждан страны представителей органов власти, социальных институтов; государство может и должно способствовать становлению зрелого гражданина, всего общества в целом с развитой социальной структурой, сплочением социальных сил на здоровых началах. Вместе с этим, начнут формироваться новые ценности, приоритеты и образцы поведения, одобряемые обществом.

Свободное общество вместе с правозащитными и правоохранительными органами должно стать активным участником в деле противодействия правонарушениям несовершеннолетних и их воспитания и обучения. Единство усилий государства и свободного общества в рамках противодействия правонарушениям и воспитания несовершеннолетних обеспечит не только приобретение ими знаний о нормах морали и права, но и выработку у них позитивных нравственных и правовых установок, побуждающих их к социально-одобряемому поведению. Объединение усилий органов государственной власти с обществом является важным фактором, обеспечивающим возможность предупреждения правонарушений со стороны несовершеннолетних.

Второй уровень профилактики и противодействия правонарушениям несовершеннолетних свя-

зан с осуществлением оперативного профилактического воздействия на конкретные социальные группы.

Третий уровень — это индивидуальная работа, суть которой состоит в позитивном изменении личностной ориентации несовершеннолетнего, в преодолении его антиобщественных взглядов и установок, в формировании уважения к личности, к нормам права и морали.

Между этими уровнями нет жестких границ, так как вся деятельность направлена на достижение одного общего результата — не допустить антиобщественного поведения несовершеннолетних и, тем более, совершения ими правонарушений.

Основные принципы деятельности сотрудников органов внутренних дел по предупреждению антиобщественного поведения и противодействия правонарушениям несовершеннолетних включают оптимальное сочетание мер убеждения и принуждения; ограничение действия криминальных факторов; оздоровление условий жизни и развития; ранней профилактики. Важнейшим в ряду этих принципов является системность, комплексность и целостность воздействий и взаимодействий в процессе профилактики антиобщественного поведения и противодействия правонарушениям.

Предупреждение антиобщественного поведения несовершеннолетних должно включать в себя комплекс мер, объединяющих усилия различных субъектов профилактики, разнообразные мероприятия по организации социальной, правовой, психологической, педагогической и медицинской помощи несовершеннолетним и их родителям, а также различные виды работы с ними в зависимости от их возраста, степени развития, индивидуально-психологических особенностей и других факторов развития, а также необходимых для этого условий.

Изучение различных подходов к толкованию сущности и содержания профилактики антиобщественного поведения и противодействия правонарушениям несовершеннолетних позволило определить этот процесс как систематически осуществляемое целенаправленное социально-правовое и педагогическое взаимодействие и воздействие на несовершеннолетних (лиц в возрасте до 18 лет), в

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

целях недопущения либо прекращения антиобщественных проявлений в их поведении.

Практика данной работы носит многоуровневый характер, предполагающий со стороны сотрудников органов внутренних дел: Ф участие в подготовке нормативно-правовых документов и деятельности по осуществлению социально-экономических, воспитательных, культурных мер на федеральном и региональном уровнях, направленных на более полное удовлетворение материальных и духовных потребностей несовершеннолетних, на социальную защиту, формирование социальной зрелости и гражданской активности подрастающего поколения, его развитие на позитивных идеалах; Ф участие в воспитательных и развивающих взаимодействиях и воздействиях, осуществляемых по месту жительства, работы, учебы, в трудовых и учебных коллективах, направленных на оздоровление микросреды, в которой непосредственно протекает жизнедеятельность несовершеннолетних, формирование их как законопослушных и социально ответственных граждан России;

проведение индивидуальной профилактической работы, направленной на предупреждение и изменение аморальных явлений, противоправных действий и антиобщественного поведения отдельных несовершеннолетних2. К методам индивидуальной профилактики относятся убеждение, т.е. изменение социальной среды, организация общественно полезной деятельности, поощрение, социальный контроль и принужде-ние3.

Оптимальные условия для профилактики антиобщественного поведения несовершеннолетних создаются там, где семья, образовательные учреждения, общественные и государственные учреждения, органы внутренних дел выступают единым целым. Поэтому основным принципом работы органов внутренних дел (полиции) по предупреждению антиобщественного поведения и противодействия правонарушениям несовершеннолетнего является принцип коллективного воздействия на него и на его микросоциальное окружение.

При этом можно выделить административно-педагогического подход осуществления профи-

лактической деятельности сотрудниками органов внутренних дел (полицией) по преодолению антиобщественного поведения и противодействию правонарушениям несовершеннолетних:

изучение личности несовершеннолетнего, условий его жизни и воспитания и развития, своевременное выявление тех несовершеннолетних, кто находится в неблагоприятных условиях, обнаруживает нравственные заблуждения и ошибки, запущенность; $ систематическая профилактика и непосредственная правовоспитательная работа с несовершеннолетними с помощью индивидуальных и коллективных средств административно-педагогического взаимодействия и воздействия, восстановление и развитие позитивной системы их общения и деятельности;

выявление условий, способствующих развитию нравственных заблуждений и ошибок, антиобщественного поведения несовершеннолетних, снижение отрицательного влияния (либо нейтрализация) этих условий; $ просвещение несовершеннолетних с учетом их возрастных, половых особенностей, специфики образовательных учреждений, где они учатся (находятся), содержания изучаемых учебных дисциплин;

взаимодействие и привлечение к профилактической и воспитательной деятельности государственных и общественных организаций, научных центров, здравоохранения, образования, военнослужащих и представителей других силовых структур.

В целом общевоспитательная и правоохранительная деятельность сотрудников полиции должна быть сориентирована на приоритет ранней профилактики, что создает большие возможности в предупреждении неправильной социализации личности. Это способствует предотвращению личностных заблуждений, ошибок до того, как взгляды несовершеннолетнего переросли в стойкую антиобщественную установку. В случае явных заблуждений следует говорить уже о непосредственном преодолении антиобщественного поведения несовершеннолетнего.

Профилактическая деятельность сотрудников органов внутренних дел (полиции) по предупреж-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

дению антиобщественного поведения и противодействию правонарушениям несовершеннолетних проводится в форме: административно-правовых бесед; посещений несовершеннолетних и их родителей по месту жительства, учебы; проведения целевых рейдов, направленных на выявление несовершеннолетних правонарушителей, лидеров и организаторов неформальных объединений, спортивных болельщиков; оказание необходимого содействия в помещении детей в центры реабилитации, в трудоустройстве подростков; вовлечения несовершеннолетних в социально-здоровые коллективы, спортивные секции, кружки, клубы по интересам, благотворительную деятельность.

Ст. 2 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики и безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» определяет четыре задачи деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, первой из которых является предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому. Безнадзорность и совершение несовершеннолетними правонарушений и антиобщественных действий являются формами социальной дезадаптации несовершеннолетних и тесно связана с такими ее проявлениями, как уклонение от учебы, бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркотизация, девиантное и криминальное поведение4.

Таким образом, деятельность сотрудников полиции по профилактике антиобщественного поведения и противодействия правонарушениям несовершеннолетних должна представлять собой комплекс взаимосвязанных мер правового, педагогического характера по предотвращению проявления любых отклонений в поведении несовершеннолетних (общая профилактика) и сформировавшихся у отдельных лиц из их числа неприемлемых в нашем обществе форм отношения к обществу в целом, людям, своим обязанностям (индивидуальная, специальная профилактика).

В настоящее время на федеральном уровне приняты и действуют нормативные правовые акты, прямо направленные на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних. К ним относится

Стратегия развития и усиления защиты прав детей в России5, которая предусматривает: $ проведение научных, социологических исследований в целях выработки эффективной политику в отношении детей, совершивших правонарушения, планирования ее реализации и оценки достигнутых результатов; $ проведение научных исследований в области психологии девиантного поведения и разработка методов воздействия, не связанных с применением наказания; $ создание сети психолого-педагогических учреждений для работы с детьми, находящимися в конфликте с законом, и их социальным окружением;

развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия; организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных организациях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательной организации6.

В Концепции развития7 до 2017 г. сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей и с целью реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 гг. первоочередными мероприятиями по реализации важнейших положений является:

содействие созданию служб школьной медиации, формирование пилотных проектов и распространение опыта практического применения метода школьной медиации; мониторинг, текущий анализ и обобщение опыта;

совершенствование технологий, форм и методов практической работы по защите прав и интересов детей, коррекционной деятельности, профилактике правонарушений в детско-юношеской среде;

разработка предложений по обеспечению ско-ординированности межведомственного взаимодействия, по повышению системности проводимых мероприятий; $ совершенствование и разработка образовательных программ;

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

выработа новых механизмов взаимодействия с другими органами и организациями по защите прав и интересов детей;

создание системы открытого взаимодействия с общественностью, средствами массовой информации, другими институтами гражданского общества; создание собственного ресурса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и др.8.

Анализ современного состояния проблемы профилактики антиобщественного поведения несовершеннолетних в научной литературе и практика ее решения позволили сделать вывод о том, что эффективность профилактической работы в значительной степени зависит от более тесного сотрудничества всех ее субъектов как на уровне органов внутренних дел, так и на уровне социальных институтов, государственных учреждений, не входящих в данную систему.

1 Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 (ред. от 1 июля 2014 г.) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».

Ст. 3. Цели, принципы, задачи и основные направления демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

2 Статья: Административная деликтность несовершеннолетних и роль полиции в противодействии ей (Дорошенко О.М.) («Административное и муниципальное право», 2013, № 1).

3 Там же.

4 Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (постатейный) (Беля-нинова Ю.В.).

5 Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012— 2017 годы».

6 Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (постатейный) (Кузнецова О.В.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014). Ст. 15. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

7 Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 1430-р «Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность».

8 Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 1430-р «Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность». Гл. 6.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Гражданское право. 5-е изд., перераб. и доп. Учебник. Гриф МО РФ. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. (Серия «Dura lex, sed lex»). Под ред. М.М. Рас-солова, А.Н. Кузбагарова.Изд-во ЮНИТИ, 2016. 719 стр.

В пятом издании учебника рассмотрены основные положения гражданского права. Системно и последовательно изложены основные элементы курса «Гражданское право», раскрыто содержание центральных институтов гражданско-правовой науки, представлены современные классификации изучаемых понятий гражданского права как отрасли российского права.

Учебник состоит из пяти разделов: «Общие положения», «Право собственности и другие вещные права», «Право интеллектуальной собственности», «Обязательственное право», «Наследственное право».

Нормативные правовые акты приведены по состоянию на 1

июля 2015 г.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов, практических работников и всех тех, кто интересуется вопросами гражданского права.

Учебник Плтис 113ДНН1И'

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.