ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ВЕНЕРА НАИМОВНА АМЕЛЬЧАКОВА,
доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, полковник полиции E-mail: [email protected] ОЛЬГА МАРКОВНА ДОРОШЕНКО, преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, подполковник полиции Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс Рецензент: Г.Н. Суслова, доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел
Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент, полковник полиции
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматривается вопрос о профилактике и противодействии правонарушениям несовершеннолетних. Ключевые слова: несовершеннолетний, семья, правонарушение, взаимодействие, противоправность, общество, убеждение, профилактика, поведение.
Annotation. Considered the question of the prevention and combating juvenile delinquency. Keywords: juvenile, family offense, interaction, wrongfulness, society, belief, prevention, behavior.
УДК 242.951 ББК 67.301
Воздействие на поведение несовершеннолетних осуществляется посредством различных средств, каждое из которых имеет свой предмет в деле противодействия административной противоправности несовершеннолетних. Как показывает практика, далеко не всегда можно добиться должного поведения от несовершеннолетних, склонных к противоправному поведению, с помощью убеждения или иных стимулирующих, воспитательных методов и приемов воздействия.
Профилактикой правонарушений несовершеннолетних занимаются многие государственные органы и общественные организации, коллективы по месту работы и учебы, отдельные граждане и должностные лица.
Ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ определены органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонаруше-
ний несовершеннолетних. Их деятельность направлена на устранение причин и условий совершения правонарушений, создание специализированной системы защиты прав детей, включая дальнейшее развитие института уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, внедрение в работу органов исполнительной власти и судебных органов современных технологий профилактики правонарушений, защиты прав детей, социальной реабилитации и последующей интеграции в общество несовершеннолетних правонарушителей и детей1, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, предупреждение преступности несовершеннолетних, профилактическое воздействие на неустойчивых лиц.
В системе профилактики и противодействия правонарушениям несовершеннолетних можно выделить три уровня.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Первый уровень — это решение социально-экономических проблем, улучшение культурных условий жизни, создание надлежащих условий жизни для воспитания подрастающего поколения и устранение тех обстоятельств, которые этому мешают. Это обеспечивается планомерным воздействием на все звенья противодействия путем принятия соответствующих нормативно-правовых актов, проведением соответствующих мероприятий, начиная с момента формирования личности и на всем ее жизненном пути.
Следует отметить, что российское государство, при всех активно предпринимаемых в начале ХХ! в. мерах, одними своими властными решениями не может создать новый образ жизни, помогающий молодым приобретать позитивные качества. Но оно может и должно создать условия для его возрождения. Посредством улучшения социально-экономической ситуации, укрепления духовных, идейных основ воспитания, совершенствования законодательства, активного включения в процесс воспитания граждан страны представителей органов власти, социальных институтов; государство может и должно способствовать становлению зрелого гражданина, всего общества в целом с развитой социальной структурой, сплочением социальных сил на здоровых началах. Вместе с этим, начнут формироваться новые ценности, приоритеты и образцы поведения, одобряемые обществом.
Свободное общество вместе с правозащитными и правоохранительными органами должно стать активным участником в деле противодействия правонарушениям несовершеннолетних и их воспитания и обучения. Единство усилий государства и свободного общества в рамках противодействия правонарушениям и воспитания несовершеннолетних обеспечит не только приобретение ими знаний о нормах морали и права, но и выработку у них позитивных нравственных и правовых установок, побуждающих их к социально-одобряемому поведению. Объединение усилий органов государственной власти с обществом является важным фактором, обеспечивающим возможность предупреждения правонарушений со стороны несовершеннолетних.
Второй уровень профилактики и противодействия правонарушениям несовершеннолетних свя-
зан с осуществлением оперативного профилактического воздействия на конкретные социальные группы.
Третий уровень — это индивидуальная работа, суть которой состоит в позитивном изменении личностной ориентации несовершеннолетнего, в преодолении его антиобщественных взглядов и установок, в формировании уважения к личности, к нормам права и морали.
Между этими уровнями нет жестких границ, так как вся деятельность направлена на достижение одного общего результата — не допустить антиобщественного поведения несовершеннолетних и, тем более, совершения ими правонарушений.
Основные принципы деятельности сотрудников органов внутренних дел по предупреждению антиобщественного поведения и противодействия правонарушениям несовершеннолетних включают оптимальное сочетание мер убеждения и принуждения; ограничение действия криминальных факторов; оздоровление условий жизни и развития; ранней профилактики. Важнейшим в ряду этих принципов является системность, комплексность и целостность воздействий и взаимодействий в процессе профилактики антиобщественного поведения и противодействия правонарушениям.
Предупреждение антиобщественного поведения несовершеннолетних должно включать в себя комплекс мер, объединяющих усилия различных субъектов профилактики, разнообразные мероприятия по организации социальной, правовой, психологической, педагогической и медицинской помощи несовершеннолетним и их родителям, а также различные виды работы с ними в зависимости от их возраста, степени развития, индивидуально-психологических особенностей и других факторов развития, а также необходимых для этого условий.
Изучение различных подходов к толкованию сущности и содержания профилактики антиобщественного поведения и противодействия правонарушениям несовершеннолетних позволило определить этот процесс как систематически осуществляемое целенаправленное социально-правовое и педагогическое взаимодействие и воздействие на несовершеннолетних (лиц в возрасте до 18 лет), в
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
целях недопущения либо прекращения антиобщественных проявлений в их поведении.
Практика данной работы носит многоуровневый характер, предполагающий со стороны сотрудников органов внутренних дел: Ф участие в подготовке нормативно-правовых документов и деятельности по осуществлению социально-экономических, воспитательных, культурных мер на федеральном и региональном уровнях, направленных на более полное удовлетворение материальных и духовных потребностей несовершеннолетних, на социальную защиту, формирование социальной зрелости и гражданской активности подрастающего поколения, его развитие на позитивных идеалах; Ф участие в воспитательных и развивающих взаимодействиях и воздействиях, осуществляемых по месту жительства, работы, учебы, в трудовых и учебных коллективах, направленных на оздоровление микросреды, в которой непосредственно протекает жизнедеятельность несовершеннолетних, формирование их как законопослушных и социально ответственных граждан России;
проведение индивидуальной профилактической работы, направленной на предупреждение и изменение аморальных явлений, противоправных действий и антиобщественного поведения отдельных несовершеннолетних2. К методам индивидуальной профилактики относятся убеждение, т.е. изменение социальной среды, организация общественно полезной деятельности, поощрение, социальный контроль и принужде-ние3.
Оптимальные условия для профилактики антиобщественного поведения несовершеннолетних создаются там, где семья, образовательные учреждения, общественные и государственные учреждения, органы внутренних дел выступают единым целым. Поэтому основным принципом работы органов внутренних дел (полиции) по предупреждению антиобщественного поведения и противодействия правонарушениям несовершеннолетнего является принцип коллективного воздействия на него и на его микросоциальное окружение.
При этом можно выделить административно-педагогического подход осуществления профи-
лактической деятельности сотрудниками органов внутренних дел (полицией) по преодолению антиобщественного поведения и противодействию правонарушениям несовершеннолетних:
изучение личности несовершеннолетнего, условий его жизни и воспитания и развития, своевременное выявление тех несовершеннолетних, кто находится в неблагоприятных условиях, обнаруживает нравственные заблуждения и ошибки, запущенность; $ систематическая профилактика и непосредственная правовоспитательная работа с несовершеннолетними с помощью индивидуальных и коллективных средств административно-педагогического взаимодействия и воздействия, восстановление и развитие позитивной системы их общения и деятельности;
выявление условий, способствующих развитию нравственных заблуждений и ошибок, антиобщественного поведения несовершеннолетних, снижение отрицательного влияния (либо нейтрализация) этих условий; $ просвещение несовершеннолетних с учетом их возрастных, половых особенностей, специфики образовательных учреждений, где они учатся (находятся), содержания изучаемых учебных дисциплин;
взаимодействие и привлечение к профилактической и воспитательной деятельности государственных и общественных организаций, научных центров, здравоохранения, образования, военнослужащих и представителей других силовых структур.
В целом общевоспитательная и правоохранительная деятельность сотрудников полиции должна быть сориентирована на приоритет ранней профилактики, что создает большие возможности в предупреждении неправильной социализации личности. Это способствует предотвращению личностных заблуждений, ошибок до того, как взгляды несовершеннолетнего переросли в стойкую антиобщественную установку. В случае явных заблуждений следует говорить уже о непосредственном преодолении антиобщественного поведения несовершеннолетнего.
Профилактическая деятельность сотрудников органов внутренних дел (полиции) по предупреж-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
дению антиобщественного поведения и противодействию правонарушениям несовершеннолетних проводится в форме: административно-правовых бесед; посещений несовершеннолетних и их родителей по месту жительства, учебы; проведения целевых рейдов, направленных на выявление несовершеннолетних правонарушителей, лидеров и организаторов неформальных объединений, спортивных болельщиков; оказание необходимого содействия в помещении детей в центры реабилитации, в трудоустройстве подростков; вовлечения несовершеннолетних в социально-здоровые коллективы, спортивные секции, кружки, клубы по интересам, благотворительную деятельность.
Ст. 2 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики и безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» определяет четыре задачи деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, первой из которых является предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому. Безнадзорность и совершение несовершеннолетними правонарушений и антиобщественных действий являются формами социальной дезадаптации несовершеннолетних и тесно связана с такими ее проявлениями, как уклонение от учебы, бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркотизация, девиантное и криминальное поведение4.
Таким образом, деятельность сотрудников полиции по профилактике антиобщественного поведения и противодействия правонарушениям несовершеннолетних должна представлять собой комплекс взаимосвязанных мер правового, педагогического характера по предотвращению проявления любых отклонений в поведении несовершеннолетних (общая профилактика) и сформировавшихся у отдельных лиц из их числа неприемлемых в нашем обществе форм отношения к обществу в целом, людям, своим обязанностям (индивидуальная, специальная профилактика).
В настоящее время на федеральном уровне приняты и действуют нормативные правовые акты, прямо направленные на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних. К ним относится
Стратегия развития и усиления защиты прав детей в России5, которая предусматривает: $ проведение научных, социологических исследований в целях выработки эффективной политику в отношении детей, совершивших правонарушения, планирования ее реализации и оценки достигнутых результатов; $ проведение научных исследований в области психологии девиантного поведения и разработка методов воздействия, не связанных с применением наказания; $ создание сети психолого-педагогических учреждений для работы с детьми, находящимися в конфликте с законом, и их социальным окружением;
развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия; организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных организациях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательной организации6.
В Концепции развития7 до 2017 г. сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей и с целью реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 гг. первоочередными мероприятиями по реализации важнейших положений является:
содействие созданию служб школьной медиации, формирование пилотных проектов и распространение опыта практического применения метода школьной медиации; мониторинг, текущий анализ и обобщение опыта;
совершенствование технологий, форм и методов практической работы по защите прав и интересов детей, коррекционной деятельности, профилактике правонарушений в детско-юношеской среде;
разработка предложений по обеспечению ско-ординированности межведомственного взаимодействия, по повышению системности проводимых мероприятий; $ совершенствование и разработка образовательных программ;
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
выработа новых механизмов взаимодействия с другими органами и организациями по защите прав и интересов детей;
создание системы открытого взаимодействия с общественностью, средствами массовой информации, другими институтами гражданского общества; создание собственного ресурса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и др.8.
Анализ современного состояния проблемы профилактики антиобщественного поведения несовершеннолетних в научной литературе и практика ее решения позволили сделать вывод о том, что эффективность профилактической работы в значительной степени зависит от более тесного сотрудничества всех ее субъектов как на уровне органов внутренних дел, так и на уровне социальных институтов, государственных учреждений, не входящих в данную систему.
1 Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 (ред. от 1 июля 2014 г.) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».
Ст. 3. Цели, принципы, задачи и основные направления демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
2 Статья: Административная деликтность несовершеннолетних и роль полиции в противодействии ей (Дорошенко О.М.) («Административное и муниципальное право», 2013, № 1).
3 Там же.
4 Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (постатейный) (Беля-нинова Ю.В.).
5 Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012— 2017 годы».
6 Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (постатейный) (Кузнецова О.В.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014). Ст. 15. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
7 Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 1430-р «Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность».
8 Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 1430-р «Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность». Гл. 6.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Гражданское право. 5-е изд., перераб. и доп. Учебник. Гриф МО РФ. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. (Серия «Dura lex, sed lex»). Под ред. М.М. Рас-солова, А.Н. Кузбагарова.Изд-во ЮНИТИ, 2016. 719 стр.
В пятом издании учебника рассмотрены основные положения гражданского права. Системно и последовательно изложены основные элементы курса «Гражданское право», раскрыто содержание центральных институтов гражданско-правовой науки, представлены современные классификации изучаемых понятий гражданского права как отрасли российского права.
Учебник состоит из пяти разделов: «Общие положения», «Право собственности и другие вещные права», «Право интеллектуальной собственности», «Обязательственное право», «Наследственное право».
Нормативные правовые акты приведены по состоянию на 1
июля 2015 г.
Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов, практических работников и всех тех, кто интересуется вопросами гражданского права.
Учебник Плтис 113ДНН1И'