Научная статья на тему 'Развитие системы ДПО в аграрном университете'

Развитие системы ДПО в аграрном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL RE-TRAINING / RAISING THE SKILL LEVEL / INFORMATIONAL EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лисова О. М.

В статье освещены основные направления деятельности ДПО Ставропольского государственного аграрного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the system of additional professional education at the agrarian university

The article highlights the main stages and spheres of activities of the system of the additional professional education at Stavropol State Agrarian University.

Текст научной работы на тему «Развитие системы ДПО в аграрном университете»

governing bodies work and also the permanent search for new effective forms of the training and up-brining process.

Keywords: quality of a specialist training, extra-curriculum up-brining work, social-cultural environment, shaping leadership qualities, traditions of cultural diversity, students’ self-governing, healthy life-style, students’ activity.

о.м. лисова, доцент, Развитие системы ДПО

директор идпо в аграрном университете

В статье освещены основные направления деятельности ДПО Ставропольского государственного аграрного университета.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации, информационные образовательные

технологии.

Современные условия развития агропромышленного комплекса страны определяют ценность такого мощного фактора воспроизводства квалифицированных кадров, каким является дополнительное профессиональное образование. Главная задача инновационной системы дополнительного аграрного образования связана с созданием конкурентоспособной аграрной экономики путем подготовки квалифицированных специалистов, отличающихся высокой производительностью и гибкостью, а также путем разработки, внедрения и распространения инновационных идей и технологий.

В Ставропольском государственном аграрном университете она решается на основе накопленного опыта подготовки высококвалифицированных кадров для агропромышленного комплекса края, высокой квалификации профессорско-преподавательского состава, существенных для АПК региона результатов научных исследований, отлаженной системы управления качеством образования, мощной материально-технической базы, использования информационных образовательных технологий.

Вкратце остановимся на истории развития дополнительного професси-

онального образования в нашем вузе. Создание системы повышения квалификации специалистов сельского хозяйства берет свое начало в 1930-х гг. Первый выпуск зоотехников отделения повышения квалификации был осуществлен в 1936 г. В декабре 1947 г. в Ставропольском сельскохозяйственном институте были организованы курсы повышения квалификации специалистов сельскохозяйственных предприятий. Найденная в тот период организационная форма повышения квалификации работников аграрного сектора имела большое значение для факультета повышения квалификации. Целенаправленную и эффективную работу по повышению квалификации и профессиональной переподготовке специалистов АПК региона в разные годы осуществляли руководители факультета повышения квалификации: К.Я. Гутков (1936 г.), И.М. Попов (1948-1952 гг.), Г.Ф. Сте-пурин (1952-1959 гг.), В.В. Акинин (1960-1962 гг.), Т.Я. Иконникова (1962-1966 гг.), В.Ф. Глухов (19661967 гг.), В.Д. Груздов (1967-1989 гг.), Б.В. Малюченко (1989-1992 гг.), Е.К. Баранова (1993-2000 гг.), В.И. Под-свиров (2001-2004 гг.), Н.В. Белугин (2004-2005 гг.). За 2005-2010 гг. на

факультете прошли обучение более 7 тыс. слушателей.

Сегодня основным направлением деятельности факультета профпере-подготовки и повышения квалификации является реализация более 120 программ дополнительного профессионального образования, позволяющих интегрировать разные уровни и формы образования в целях формирования гибкой образовательной траектории учащихся.

Факультет заключает договоры с такими организациями, как Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Ставропольского края, Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Краевая ветеринарная лаборатория, станция по защите растений, районные станции по борьбе с болезнями животных, краевая и районные карантинные и семенные инспекции, Росгосстрах, ряд научно-исследовательских и учебных учреждений края.

В данном образовательном сегменте факультет руководствуется следующими принципами:

■ программы ДПО - это важное звено между основным профессиональным образованием и требованиями работодателей как потребителей образовательных услуг;

■ единство базового и дополнительного образовательного пространства, способствующее «синтезу» общего и особенного в подготовке слушателей;

■ формирование у специалистов таких качеств, как гибкость, быстрота адаптации кизменению условий труда (структуры трудовых ресурсов, управленческих и производственных технологий, экономических факторов и пр.), способность аккумулировать, обобщать и распространять передовой опыт в различных профессиональных контекстах.

Одно из направлений модернизации системы ДПО - получение второго высшего образования по сокращенным программам обучения. Реализация данного направления в вузе была начата в 1995 г. одновременно с созданием Учебно-методического научного центра (УМНЦ), который вырос из научно-исследовательского сектора (НИС) Ставропольского сельскохозяйственного института. В 1974-1986 гг. его возглавлял Дмитрий Иванович Бочаров. С 1986 по 1995 гг. директором НИС был кандидат технических наук Анатолий Маркович Жданов. С 1 января 1995 г. научно-исследовательский сектор Ставропольской сельскохозяйственной академии был переименован в Учебно-методический научный центр; до 2001 г. его возглавляла проректор по дополнительному образованию, доктор экономических наук Людмила Ефимовна Голищева.

В контексте обеспечения непрерывного образования и сохранения единства образовательного пространства в

Т

Российской Федерации появилась потребность в создании разнообразных типов образовательных структур, реализующих основные и интегрированные профессиональные образовательные программы на базе высшего и среднего профессионального образования. Поэтому в 1995 г. УМНЦ Ставропольской государственной сельскохозяйственной академии был преобразован в структурное подразделение на правах факультета, был создан деканат и Учебно-маркетинговый центр.

В разные годы деканами центра были: профессор Наталья Юрьевна Ермакова (1999-2003 гг.), доцент Наталья Ивановна Литвинова (20032004 гг.), доцент Борис Алексеевич Доронин (2004-2007 гг.), доцент Ольга Михайловна Лисова (2007-2010 гг.).

Работа Учебно-методического научного центра, направленная на реализацию сокращенных и ускоренных программ высшего профессионального образования, осуществляется по следующим формам обучения: экстернат, очно-заочная (вечерняя) и заочная. За последние пять лет количество выпускников составило более 3 тыс. чел., а численность студентов на начало 2010/2011 учебного года - 5 тыс. чел.

Так, по соглашению о сотрудничестве с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии УМНЦ готовит арбитражных управляющих. За период с 1998 по 2010 гг. подготовлено свыше 500 специалистов в области антикризисного управления.

Еще в 2001 г. УМНЦ получил право на организацию курсов по оценке собственности. Подготовка специалистов в области оценочной деятельности с тех пор осуществляется по таким направлениям, как профпереподготовка и повышение квалификации по программе «Оценка стоимости предприятий (бизнеса)» (ежегодный выпуск вы-

сококвалифицированных специалис-тов-оценщиков достигает 40-50 чел.).

Значительный вклад в развитие дополнительного образования в университете внесла учебно-научная испытательная лаборатория (УНИЛ), возглавляемая профессором Г.П. Стародубцевой. За 10 лет существования лаборатории повышение квалификации и переподготовку прошло более 10 тыс. специалистов по 52 специальностям.

Материально-техническая база лаборатории задействована в подготовке и повышении квалификации работников АПК самого различного профиля. Это лаборанты для элеваторов, малых перерабатывающих предприятий мукомольно-крупяной промышленности, специалисты по определению качества подсолнечника и растительного масла, работники молочно-товарных ферм, микробиологических лабораторий, заведующие мельницами, классировщики шерсти, агрономы полеводческих бригад, хлебопекари, сушильщики зерна на элеваторах.

В 2009 г. на базе УМНЦ прошла апробацию и была запущена в эксплуатацию система управления обучением LMS (Learning Management System) с открытым исходным кодом Moodle, которая используется образовательными учреждениями, коммерческими организациями и даже независимыми преподавателями для разработки и размещения учебных курсов, основанных на веб-технологиях. Данная система является удобным средством поддержки учебного процесса для преподавателей, слушателей и студентов различных форм обучения.

В настоящее время система полностью готова к использованию, созданы основные курсы, содержащие учебные пособия и базы тестовых заданий. Общее количество зарегистрированных пользователей составляет более 1,5 тыс. человек.

В августе 2009 г. также была проведена работа по размещению учебного курса «Управление государственными и муниципальными заказами» для Центра по ресурсному обеспечению государственных и муниципальных закупок и продаж Ставропольского ГАУ. Основным назначением курса является повышение квалификации и переподготовка государственных и муниципальных служащих в области управления государственными и муниципальными заказами. Обучение в рамках данного учебного курса в настоящее время полностью проходит в дистанционной форме. С 2006 г. на базе центра прошли повышение квалификации более 2 тыс. специалистов всех уровней власти, различных фондов, государственных и муниципальных учреждений, коммерческих организаций.

Не менее важным аспектом является обучение профессорско-преподавательского состава использованию современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе путем проведения практических семинаров и курсов повышения квалификации по групповым и индивидуальным программам.

По распоряжению Департамента научно-технологической политики и образования Министерства сельского хозяйства РФ в структуре университета был создан Региональный учебнометодический центр (РУМЦ) в целях обеспечения реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446. Основное направление деятельности РУМЦ - консультационная помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям, переподготовка специали-

стов информационно-консультационных центров Ставропольского края, методическая помощь в разработке программ повышения квалификации специалистов-консультантов для АПК региона.

В марте 2010 г. руководством СтГАУ было принято решение объединить структурные подразделения университета, реализующие программы дополнительного образования, в Институт дополнительного профессионального образования (ИДПО).

Основная цель его создания - развитие региональной системы аграрного образования, направленной на внедрение современных технологий, разработку новых видов образовательных услуг, реализацию концепции непрерывного образования в аграрном университете.

ИДПО, расположенный в новом учебно-лабораторном корпусе университета, располагает необходимой материально-технической базой: это шесть лекционных аудиторий, компьютерные классы, лингафонный кабинет, аудитории для практических занятий, зал заседаний аттестационных комиссий, библиотечно-информационный кабинет. Все помещения оборудованы современной мультимедийной техникой (рис. 1).

В институте ведется непрерывное совершенствование организационной и учебно-методической работы на базе современных информационных технологий. Внедрена информационная система управления корпоративным порталом, которая позволяет повысить оперативность и достоверность всех видов служебной информации, автоматизировать подготовку сопроводительной документации, а также проводить анализ по различным аспектам деятельности.

Потребность в дополнительном профессиональном образовании вы-

Рис. 1. Организационная структура ИДПО

сокого качества будет всегда. Великий философ М. Монтень сказал: «Надо много учиться, чтобы осознать, что знаешь мало». Это значит, что процесс

обучения бесконечен. Образование в течение всей жизни - единственная возможность быть постоянно востребованным.

LISOVA О. DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION AT THE AGRARIAN UNIVERSITY

The article highlights the main stages and spheres of activities of the system of the additional professional education at Stavropol State Agrarian University.

Keywords: additional professional education, professional re-training, raising the skill level, informational educational technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.