Известия ТСХА, выпуск 1, 2006 год
УДК 378:377.44
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — НЕПРЕРЫВНЫЙ ПРОЦЕСС ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ
Г.М. ОРЛОВ, СИ. ФИЛИППОВА
Система дополнительного аграрного образования в академии свою историю начинает с организации курсов повышения квалификации. Первые выпускники (1105 чел.) получили документ государственного образца в 1967 г. Масштабы этой образовательной деятельности в тот период постоянно росли. Ежегодно в академии проходили подготовку, переподготовку и повышение квалификации свыше 1,5 тыс. руководителей, специалистов сельского хозяйства, а также преподавателей высших и средних специальных учебных заведений аграрного профиля.
В начале 70-х гг. XX в. очевидной стала необходимость создания профильного подразделения по организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров управления сельским хозяйством. По инициативе Министерства сельского хозяйства СССР и руководства академии в целях дальнейшего совершенствования этой работы 27 июля 1975 г. было принято Постановление Совета Министров СССР № 561 «Об организации Высшей школы управления сельским хозяйством Министерства сельского хозяйства СССР». В нем предписывалось разместить Высшую школу управления (ВШУ) сельским хозяйством на территории Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Ти-
мирязева, имея в виду совместно использовать учебно-научную базу академии в процессе обучения слушателей этой школы. Это решение послужило началом создания отраслевой системы дополнительного аграрного образования в стране. На ВШУ сельским хозяйством и академию были возложены задачи по организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников министерств и ведомств СССР и союзных республик, органов управления сельским хозяйством в областях, краях и автономных республиках, а также профессорско-преподавательского состава аграрных вузов и техникумов. Первые 250 руководителей центральных и региональных органов управления стали выпускниками новой системы дополнительного образования уже в 1975 г. Преподавателями ВШУ в этот период были известные ученые, практики, политические деятели. Первым ректором этой «Школы» был назначен академик ВАСХНИЛ М.И. Синюков. Под его руководством была создана современная материально-техни-
ческая база, сформирован профессорско-преподавательский корпус. ВШУ стала ведущим учебным центром дополнительного образования в стране.
К концу 80-х гг. в среднем за год через систему ВШУ АПК «Тимирязевка» проходили переподготов-
ку уже свыше 2,5 тыс. человек. В этот период отраслевая система дополнительного профессионального образования достигла высоких результатов как по масштабам, так и по качеству организации учебного процесса. Можно характеризовать это время как период расцвета государственной политики в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов аграрного профиля.
За 30 лет деятельности в сфере дополнительного аграрного образования многое совершенствовалось. Не раз изменялись названия, но функции «Школы» оставались прежними. Так, приказом Министра сельского хозяйства СССР от 28 января 1985 г. № 26 она была переименована во Всесоюзную высшую школу управления агропромышленным комплексом. В 1992 г. приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия России от 30 декабря она стала именоваться Российской высшей школой управления и агробизнеса АПК, а в 1998 г. приказом Минсельхоза и продовольствия России от 27 мая № 309 получила новое наименование — Высшая школа управления агропромышленного комплекса и агробизнеса. В этот период «Школа» приобрела юридический статус государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования специалистов в соответствии с Гражданским кодексом современной России. 2 октября 2000 г. «Школа» в очередной раз переименована приказом Минсельхоза России № 800 в Высшую школу управления агропромышленного комплекса.
В новейшей истории России система дополнительного аграрного образования вмещает много собы-
тий не только формального характера. Впервые «Школа» получила государственный сертификат об аттестации образовательного учреждения на основе решения коллегии Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 28 февраля 1996 г. № 3/4 на трехлетний срок. Сформированный на традициях Тимирязевки учебный процесс, уровень учебно-методической и научной работы позволили ВШУ АПК влиться в общероссийское профессиональное образовательное пространство. В 2002 г. «Школа» прошла государственную аккредитацию и получила новый статус «Институт дополнительного профессионального образования»,
имеющего право на выдачу выпускникам, прошедшим итоговую государственную аттестацию, документов государственного образца с указанием квалификации по реализуемым 2 образовательным программам (менеджмент и эколого-экономические проблемы природопользования) и повышению квалификации по соответствующим программам профессиональной переподготовки.
К значительным достижениям ВШУ АПК следует отнести зафиксированное право на подготовку через аспирантуру по специальности 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятием, отраслями, комплексами АПК и сельское хозяйство) кадров высшей квалификации; представление документов на присуждение ученых званий научно-педагогическим работникам; на подготовку, переподготовку и повышение квалификации руководящих кадров и специалистов АПК государств — участников СНГ.
Наработанный ВШУ АПК и Тимирязевкой нормативно-правовой,
организационный, учебно-методи-
ческий потенциал дополнительного аграрного образования в конце XX в. стал неоправданно растрачиваться. Если в 1988 г. в системе Тимирязевка — ВШУ АПК прошли подготовку, переподготовку и повышение квалификации свыше 3,3 тыс. человек, то в начале XXI в. этот контингент сократился до 1 тыс. в год.
История убедительно свидетельствует, что все аграрные преобразования неминуемо сталкиваются с одной и той же проблемой подготовки, переподготовки кадров современной формации. Степень сложности современных задач, стоящих перед аграрно-промышленным комплексом Российской Федерации, требует высокого уровня образования и профессиональной компетенции не только руководителей различного уровня АПК, но и специалистов-технологов. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации в настоящее время медленно, но верно возвращается в поле внимания государств. Эта задача становится важнейшей частью государственной кадровой политики по формированию высокопрофессионального корпуса российских управленцев в сфере АПК. В положении о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28 июля 2004 г. № 315, к полномочиям министерства отнесены важнейшие функции по утверждению «Программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов агропромышленного комплекса и рыболовства (п. 5.2.23.)» и «Организации профессиональной подготовки работников министерства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку
(п. 5.9.)». Преобладание в составе управленческих кадров АПК, начинавших свою карьеру в доперестроечное время, обусловливает необходимость дополнить имеющийся у них ресурс управленческой работы совершенно новыми знаниями, позволяющими ориентироваться в пространстве многоукладности,
форм собственности различных систем управления, не затеряться в рыночной среде. Формирующийся в настоящее время кадровый корпус специалистов и управляющих в органах и производственных структурах АПК нуждается в полноценном профессиональном образовании не только технологическом, но и управленческом. Поэтому подготовку и переподготовку кадров для АПК мы рассматриваем как часть целостной системы многоуровневого аграрного образования.
Государственный заказ на подготовку, переподготовку и повышение квалификации в системе дополнительного образования в современный период формируется на нормативно-правовой основе, которая определена приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 20 марта 2000 г. № 215 «О мерах по реализации постановления Правительства РФ «О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса», от 12 января 2001 г. № 25 «О научно-методических центрах по совершенствованию профессиональной переподготовки и повышению квалификации кадров агропромышленного комплекса».
Реформирование аграрного образования происходит в сложных условиях становления системы непрерывного профессионального обучения руководителей различных уровней АПК и специалистов. В настоя-
щее время решение этой проблемы стало насущной потребностью и важным фактором укрепления нового аграрного строя России. Залогом успеха в становлении новой системы дополнительного образования явилось распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 марта 2005 г. № 294-р «О реорганизации федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева» и федерального государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования специалистов «Высшая школа управления агропромышленного комплекса».
Принятое решение позволяет научно-педагогический потенциал
РГАУ — МСХА им. К.А.Тимирязева включить в единый процесс обеспечения непрерывного аграрного образования.
РГАУ — МСХА им. К.А. Тимирязева становится основным звеном переподготовки и повышения квалификации федеральных и региональных руководителей и специалистов для АПК страны. Он призван выполнять роль научного и информационно-методического центра, ответственного за реализацию образовательных программ в области удовлетворения потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в области управления, передовом отечественном и зарубежном опыте в сфере АПК. Присоединение «Школы» к академии им. К.А. Тимирязева в качестве структурного подразделения значительно расширяет спектр направлений дополнительного агрообразования. Если в «Школе» были лицензированы 2 программы дополнительного образования с
объёмом свыше 500 ч, то в настоящее время профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководящих работников и специалистов распространяется на все лицензированные специальности по профилю РГАУ — МСХА им. К.А.Тимирязева. Таким образом, повышение квалификации и переподготовку специалистов с объёмом учебной нагрузки от 72 до 500 ч можно вести по 74 программам дополнительного образования.
Новым шагом в совершенствовании системы дополнительного профессионального образования в РГАУ — МСХА им. К.А. Тимирязева является организация длительной образовательной деятельности на принципах углубленных знаний по смежным направлениям и актуальным проблемам управления и агробизнеса. Так, в 2005 г. в системе дополнительного образования РГАУ — МСХА им. К.А. Тимирязева получены лицензии на ведение образовательной деятельности в объёме свыше 1000 ч с получением дополнительной квалификации по специальностям: переводчик в сфере профессиональной деятельности, мастер делового администрирования в сфере агробизнеса с выдачей диплома государственного образца.
Развитие новых правовых форм в системе дополнительного образования предполагает совершенствовать организационные формы управления этой деятельностью. Так, в соответствии с решением учёного совета МСХА им. К.А.Тимирязева от 29 ноября 2004 г. был создан Институт дополнительного профессионального образования как самостоятельное структурное подразделение, а во исполнение приказа Федерального агентства по сельскому
хозяйству приказом ректора Институт дополнительного профессионального образования преобразован в ИДПО «Высшая школа управления агропромышленного комплекса».
В рамках созданного Института открыт проект «Образование взрослых», который соответствует потребностям большого количества взрослых людей самореализоваться в существующем мире путем получения образования, построенного на демократических принципах. Эта форма получения высшего образования формирует отношение к системе образования как к идее, позволяющей изменить жизнь людей и общества в целом, создает теоретические и методические основы деятельности при приобретении общих и профессиональных знаний, помогает освоить достижения культуры и сформировать (или пересмотреть) жизненные принципы.
Процесс получения высшего профессионального образования в рамках структуры дополнительного профессионального образования — попытка расширить возможности получать образование в системе непрерывности и в условиях социального института по решению основных социально-экономических, образовательных, нравственно-воспитательных проблем.
Наше сознание не успевает за изменениями бытия, что часто порождает непонимание происходящих в жизни процессов. Помочь в адаптации в стремительно меняющихся социально-экономических, политических условиях может система получения образования взрослым населением. Она призвана сформировать активных и адаптирующихся к реалиям жизни граждан, ориентирующихся на об-
щечеловеческие ценности. Образование взрослых является той сферой образовательной практики, которая подготавливает компетентных, эффективных специалистов, формирует новый уровень сознания, позволяющий безболезненно встраиваться в новые рыночные отношения. Она помогает студентам освоить не только содержание государственных образовательных стандартов, но и качественно повысить теоретический и практический уровень профессиональной подготовки.
Изменение общего уровня жизни, распространение новых информационных технологий требуют от взрослых людей постоянного повышения общекультурного, общеобразовательного и профессионального уровня. Для этого разрабатываются и внедряются специфические технологии и материалы обучения с учетом социально-психологических особенностей. Основной такого образования должен стать главный принцип андрогогики — свободное, открытое получение образования в рамках непрерывного образования на протяжении всей жизни с опорой на психологию обучения взрослых.
В 2005 г. в ИДПО «Высшая школа управления АПК» был проведен набор студентов на 1-й год обучения в рамках проекта «Образование взрослых». Контингент студентов составил 99 человек: учетно-финансо-вый факультет — 27 человек, экономический факультет — 1 человек; факультет садоводства и овощеводства — 45 человек; агрономический — 13 человек; факультет почвоведения, агрохимии и экологии — 5 человек, зооинженерный — 8 человек.
Для организации учебного процесса были подготовлены приказы,
регламентирующие учебную и организационную деятельность факультетов и ИДПО (от 12 сентября 2005 г. № 0-179 «Об организационных мероприятиях по реализации образовательного проекта «Образование взрослых»; от 10 октября 2005 г. № 0-214 «Об организации подготовки специалистов по сокращенным программам в рамках проекта «Образование взрослых»; от 18 октября 2005 г. № 49 «О создании методического отдела и Конгресс-центра в Институте дополнительного профессионального образования «Высшая школа управления агропромышленного комплекса»; от 18 января 2006 г. № 04 «О подведении итогов работы в I триместре и задачах на II и III триместры по организации подготовки специалистов по сокращенным программам в рамках проекта «Образование взрослых»); нормативно-правовые
документы («Положение о реализации образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования в РГАУ — МСХА им. КА. Тимирязева», «Положение о перезачетах и переаттестации учебных дисциплин (практик) при освоении образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки в федеральном государственном образовательном
учреждении высшего профессионального образования РГАУ — МСХА им. К.А. Тимирязева».
Для оптимальной организации учебного процесса и с целью недопущения нормативных нарушений по количеству сдаваемых форм контроля в 1 семестр весь учебный процесс был сгруппирован в три-
местры, что позволило выполнить учебную нагрузку в нормативные сроки. В настоящее время реализация проекта «Образование взрослых» становится достаточно самостоятельной и экономически выгодной сферой образовательных услуг.
В системе дополнительного профессионального образования РГАУ — МСХА им. К.А. Тимирязева проводится подготовка аспирантов по дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы», которая дает возможность освоить дополнительную образовательно-профессиональную программу и получить диплом, позволяющий вести практическую деятельность в качестве педагога высшей школы аграрного профиля.
Перспективы развития системы дополнительного образования в РГАУ — МСХА им. К.А. Тимирязева по переподготовке и повышению квалификации руководителей и специалистов высшего звена управления АПК РФ и стран СНГ связываются с реализацией длительных (свыше 1000 ч) программ по лицензионным специальностям с присвоением дополнительной квалификации. Формирование контингента обучающихся имеет прямую связь с тематикой курсов, которая, в свою очередь, обусловлена актуальными проблемами комплексного развития АПК и современного уклада сельской жизни на территориях регионов России.
Именно с этой целью разработан примерный учебный план по программе обучения министров, руководителей департаментов, управлений сельского хозяйства субъектов РФ. «Менеджмент: стратегия развития сельских территорий» со сроком обучения 4 мес, с частичным отрывом от работы. План вклю-
чает лекции, семинары, практические занятия, курсовые работы, зачеты, экзамены.
Семинары проводятся как на обучающих площадках РГАУ — МСХА, так и непосредственно в хозяйстве. К примеру, мастер-класс «Реабилитация молочного поголовья конкретного хозяйства» предполагает изучение и устранение узких мест в технологии производства молока, быстрого повышения его качества, а значит и цены. Такой семинар может проходить в несколько этапов в течение 2или 3 мес. На глазах специалистов и при их непосредственном участии оцениваются направления изменений технологии производства кормов, их заготовки, а также осваиваются навыки экономического анализа и принципов стимулирования персонала. При соответствующей организации экономическая окупаемость семинара чрезвычайно высока и охватывает отрасли растениеводства и животноводства.
В планах Института дополнительного образования «Высшая школа управления АПК» по разделу повышение квалификации от 72 до 100 ч предусматриваются следующие курсы:
- вхождение России в ВТО: проблемы и правовые механизмы защиты отечественных товаропроизводителей;
- современные технологии выращивания овощных культур в открытом грунте. Достижения в области селекции и семеноводства овощных культур;
- разработка антикризисных программ и путей повышения эффективности производства.
По программам свыше 100 ч:
- работа кадровых служб органов управления АПК в кризисных условиях;
- экономический механизм агрохимического обслуживания сельского хозяйства;
- экологически безопасные технологии переработки и хранения сельхозпродукции.
Кроме того, утвержден план проведения мастер-классов по 4 направлениям, план проведения индивидуальных и коллективных семинаров со специалистами с объемом учебной нагрузки свыше 72 ч, а также план переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава аграрных вузов страны.