Научная статья на тему 'Современное состояние, проблемы и перспективы международного сотрудничества российского государственного аграрного университета - МСХА имени К. А. Тимирязева'

Современное состояние, проблемы и перспективы международного сотрудничества российского государственного аграрного университета - МСХА имени К. А. Тимирязева Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние, проблемы и перспективы международного сотрудничества российского государственного аграрного университета - МСХА имени К. А. Тимирязева»

Известия ТСХА, выпуск 1, 2006 год

УДК 378.663:327

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА — МСХА

им. К.А. ТИМИРЯЗЕВА

Е.И. КОШКИН, М.А. ПОЛИТОВА, О.В. ПУГАЕВ

Обучение иностранных граждан

Одним из действенных путей повышения авторитета и роли университета в международном образовательном сообществе является интернационализация образования.

Традиционно значительное место в работе международной службы академии занимает организация обучения иностранных граждан. За последнее десятилетие в результате изменения политики МСХА им. К.А. Тимирязева в области привлечения иностранных граждан на обучение посредством участия в международных образовательных выставках, организации рекламной деятельности, заключения договоров с компаниями и фирмами образовательного бизнеса, расширения меж-

дународного сотрудничества и т. п. удалось добиться увеличения количества иностранных учащихся (рисунок).

Отдельную категорию иностранных учащихся составляют граждане бывших союзных республик, которые владеют русским языком и не нуждаются в дополнительней языковой подготовке. Для нил существенным преимуществом обучения в российских вузах является наличие межгосударственных соглашений о взаимном признании дипломов.

Выпускники университета, возвращающиеся на родину, занимают высокие посты и вносят существенный вклад в развитие аграрного сектора своих стран. Зачастую именно они становятся инициаторами продолжения сотрудничества

между Тимирязевкой и организациями, где они осуществляют свою профессиональную деятельность.

Начиная с 2003 г. академия стала принимать на включенное обучение студентов из партнерских университетов — Гумбольдтского университета г. Берлина и Университета Южной Богемии в Чешских Будейовицах, Прохождение обучения по индивидуальной программе совмещается с проведением исследований и сбором данных, необходимых для написания магистерских работ в родных университетах. Участие студентов в работе интернациональных научных групп обеспечивает преемственность и устойчивость сотрудничества.

В рамках договора с Центром международных молодежных и студенческих обменных программ в академию ежегодно прибывают группы иностранных студентов-волонтеров.

Межуниверситетское сотрудничество

В рамках двусторонних межуниверситетских соглашений, которых в настоящее время насчитывается около пятидесяти, реализуются рабочие программы научных исследований по конкретным направлениям. Результаты публикуются в совместных научных изданиях и учебных материалах, распространяемых на всю систему аграрного образования России и стран СНГ.

Традиционными видами межуниверситетского сотрудничества являются стажировки преподавателей и аспирантов, обмен делегациями, экскурсии для учащихся, проведение совместных конференций, симпозиумов и семинаров.

Постоянными партнерами Тимирязевки являются Гумбольдтский университет г. Берлина (ФРГ), Университет Хойенхайм (ФРГ), Университет Вагенинген (Нидерланды),

Университет Св. Иштвана в Гёдёле (Венгрия), Университет Южной Богемии в Чешских Будейовицах (Чехия), Пражский университет (Чехия), Варшавский сельскохозяйственный университет (Польша), Университет Крагуевец (Югославия) и др.

Международные программы для российских учащихся

Обучение студентов университета за рубежом осуществляется в нескольких формах:

— включенное или дополнительное образование в вузе-партнере, с которым имеется договор о сотрудничестве;

— прохождение практической подготовки и научных стажировок на базе партнерских вузов;

— практическая подготовка на агропромышленных предприятиях (семейные и кооперативные фермы, перерабатывающие и обслуживающие предприятия).

Хорошо зарекомендовала себя программа включенного обучения наших студентов в Гумбольдтском университете (Берлин), реализуемая при поддержке Германской службы академических обменов (DAAD) и Правительства города Берлина. Прошедшие предварительный отбор студенты включаются в учебные группы и наряду с немецкими коллегами проходят ряд дисциплин, сдают зачеты и экзамены в соответствии с индивидуальными графиками. Всего за период действия программы обучение прошли более сотни студентов экономического, агрономического, зооин-женерного и агрохимического факультетов. Большинство участников данной программы в дальнейшем поступают в аспирантуру или находят престижную работу в совместных российско-германских компаниях.

Около десятка студентов университета получают образование в аспирантуре и магистратуре вузов США и Нидерландов. В последнем случае возможность для включенного обучения была предоставлена проектом ТЕМПУС Т-ДЕР 10738-99 (таблица). В ходе его реализации 6 студентов экономического факультета МСХА получили магистерские дипломы университета Вагенинген, трое из них в настоящее время продолжают обучение в аспирантуре голландского вуза.

Ежегодно до 200 студентов академии проходят производственную,

ознакомительную кую практику на ях в Голландии, рии, Швеции,

и технологичес-с.-х. предприяти-Германии, Авст-Норвегии,Франции,

США и Австралии. Для отправки студентов на практику за рубеж используются связи с Ассоциацией Российских фермеров (АККОР), родственными организациями в Европейских странах и в Америке (например, «Будущие фермеры Америки FFA», Ассоциация моло-

Перечень реализованных и действующих международных проектов __с участием РГАУ — МСХА

Проект

Сроки

Партнеры

Комментарии

Проект Темпус-Тасис UM-JEP-24160-2003

Проект Темпус-Тасис (JEP-23178-2002)

Проект Темпус-Тасис (МР-23199-2002)

Программа межвузовского партнерства (REAP) — проект Министерства международного развития Великобритании Проект Темпус-Тасис (CD-JEP 21111-00)

Проект Темпус-Тасис (CD-JEP 21231-00)

Проект Александра Герцена

2004-2007 Университет Вагенинген (Нидерланды), Венский аграрный университет (Австрия), Кабардино-Балкарская ГСХА, Московский государственный университет природообу-стройства

2003-2006 Университет Хоенхайм (Германия), Университет Вагенинген (Нидерланды), Ставропольский ГАУ

2003-2005 Университет Хоенхайм (Германия), Университет Вагенинген (Нидерланды) + 10 аграрных вузов России

2003-2004 Британский Совет, Национальный аграрный университет Украины

2001-2004 Омский Аграрный университет, ФРГ, Нидерланды

2001-2004 Ташкентский ГАУ, Самаркандский СХИ (Узбекистан), ФРГ, Нидерланды 2001-2003 ФРГ (Хойенхайм), Самарская ГСХА

Интеграция системы управления качеством в российских вузах

Интернационализация экономического образования в Ставропольском государственном аграрном университете Создана академическая сеть по информационно-консультационной деятельности, объединившая 10 аграрных вузов России

Изданы учебные материалы по информационно-консультационной деятельности на украинском языке

Совершенствование агрономического образования в ОмГАУ

Совершенствование экономического образования в Узбекистане Совершенствование экономического образования в Самарской ГСХА

Продолжение таблицы

Проект

Сроки

Партнеры

Комментарии

Проект Темпус-Тасис (CD-JEP 21203-00) Проект Темпус-Тасис (T-JEP 10738-99)

Компакт-проект

Темпус-Тасис

(СР-20501-99)

Проект Британского Ноу-Хау Фонда «РЕАП»

TACIS FD-Rus-9702

Проект Темпус-Тасис JEP-10323-97 Предпроект Британского Ноу-Хау Фонда «РЕАП»

Предпроект Темпус-Тасис

Проект поддержки с.-х. реформы «АРИС»

Проект ИНТАС-Тасис

Проект Темпус-Тасис JEP-10014-95

Проект Интас-Тасис

Предпроект Темпус-Тасис

2001-2003 Армения, ФРГ, Нидерланды

1999-2002 ФРГ (Хойенхайм), Нидерланды (Вагенинген)

1999-2001 ФРГ (Хойенхайм), Нидерланды (Вагенинген) + 7 аграрных вузов России +1 Украинский

1998-1999 Шотландский с.-х. колледж (Великобритания)

1998-2001 НАТУРА (Ассоциация европейских аграрных университетов), Уай Колледж (Англия), Дижон (Франция) 1997-2001 ФРГ (Хойенхайм), Швеция (Уппсала) 1997 Шотландский с.-х. колледж (Великобритания)

1997 Казахский аграрный университет, Институт социальных исследований (Нидерланды), Университет Гент (Бельгия), Айов-ский государственный университет (США)

1996-2001 Всемирный Банк, Айовский государственный университет, Техасский А&М Университет, Университет Хойенхайм (ФРГ), DAAS (Дания), Шотландский с.-х. колледж, ADAS (Англия)

1996-1998 ФРГ (Хойенхайм), Нидерланды (Вагенинген)

1995-1998 ФРГ (Хойенхайм), Нидерланды (Вагенинген)

1995-1997 ФРГ (Хойенхайм), Нидерланды (Вагенинген)

1994-1995 ФРГ (Хойенхайм), Нидерланды (Вагенинген)

Введение новых курсов по экономике

Введена новая магистерская программа по экономике в МСХА

Создана сеть аграрных университетов России по ИКС

Разработаны модули новых курсов по информационно-консультационной службе для магистерских программ

Разработаны электронные учебные курсы для дистанционного обучения

Введена новая программа по экологии

Подписано соглашение о двустороннем сотрудничестве, подготовка заявки на полный проект Улучшено экономическое образование в Казахском аграрном университете (Алматы).

Создан Федеральный Центр обучения и подготовки кадров информационно-консультационной службы России

Совместная научная работа по земледелию Введена новая специальность "Аграрная экономика" по подготовке бакалавров Совместная научная работа по экономике Разработан курс «Региональная экономика (политика)»

дых фермеров Швеции, служба академических обменов Голландии Uitwisseling и' др.»). Как правило, студенты направляются в специализированные хозяйства с учетом их будущей профессии. По окончании практики они представляют подробные отчеты, материалы которых часто становятся основой для написания дипломных проектов и курсовых работ. Сотрудники международной службы академии постоянно принимают участие в конференциях и семинарах, проводимых международными рекрутин-говыми компаниями по организации летней практики студентов.

Международные проекты

Общемировая тенденция интеграции образовательных учреждений нашла отражение в подписании европейскими государствами в 1999 г. Болонской декларации, к которой в 2003 г. присоединилась и Россия. Декларация предполагает создание единой общеевропейской системы высшего образования, основанной на общности фундаментальных принципов функционирования. Основными позициями Болон-ской декларации являются:

— введение двухступенчатого обучения — система «Бакалавр BSc — Магистр MSc»;

— введение системы учета трудоемкости учебной работы (ECTS — Европейская Система Перевода Зачетных баллов);

— установление транснациональных стандартов качества обучения;

— расширение мобильности студентов и преподавателей;

— обеспечение трудоустройства выпускников (признание квалификации).

С учетом тенденций развития системы высшего образования, интеграции России в Болонский процесс одним из приоритетов международ-

нои деятельности нашего университета стала апробация ряда направлении Болонского соглашения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Академия была инициатором двухступенчатои системы обучения по аграрной экономике, чему способствовали осуществленные совместно с западными партнерами (прежде всего, Университетом Хой-енхаим, Шотландским сельскохо-зяиственным колледжем и Университетом Вагенинген) международные проекты. Так, в результате реализации проекта TEMPUS-JEP-10014-95 в 1996 г. в академии был введен бакалавриат по аграрнои экономике, а через 3 года в рамках проекта TEMPUS-JEP-10738-99 и проекта Британского ноу-хау фонда REAP M0S/395/41/0047 была открыта магистратура по направлениям «Информационно-консультационная деятельность в АПК» и «Менеджмент в АПК».

Для эффективной реализации магистерских программ было разработано и внедрено более 20 новых курсов, переработаны и адаптированы к условиям рыночной экономики традиционные курсы, подготовлены методические материалы, проведен ряд обучающих семинаров для молодых преподавателей аграрных университетов России и стран СНГ.

В настоящее время академия реализует с зарубежными партнерами международные проекты TEMPUS-TACIS «Интеграция системы оценки качества образования в РФ в Болонский процесс» и «Интернационализация экономического образования в Ставропольском ГАУ».

Первый проект направлен на создание системы управления качеством образования в трех российских университетах с последующим распространением накопленного

опыта на всю систему российского аграрного образования в рамках реализации положений Болонского

процесса. Достижения проекта будут распространены через обучающие курсы, семинары, публикации в специализированной прессе, а также систему дистанционного обучения.

Участие в образовательных и научных проектах Европейского сообщества дало возможность существенно улучшить информационную и материальную базу педагогического процесса, оборудовать в академии несколько современных компьютерных классов, закупить видео- и проекционную аппаратуру, значительно пополнить библиотеки академий и кафедр, в т. ч. иностранных языков, литературой на европейских языках, осуществить издание методической литературы для обеспечения новых специализаций: аграрная экономика и агроэкология. Только за 2001-2005 г. в рамках международных проектов в академию привлечено более миллиона евро.

В связи с участием Академии в международных проектах значительно расширилась база для повышения квалификации преподавателей и научных сотрудников за рубежом, особенно в развитых в сельскохозяйственном отношении странах (США, Германия, Нидерланды, Швеция, Дания, Франция, и др.).

Значительное внимание уделяется участию ученых, сотрудников и учащихся университета в международных конференциях. В самом университете ежегодно проводится 3-5 конференций, имеющих статус международных, в том числе Конференция по Всемирной Торговой Организации 1999 г., IV Европейская конференция по высшему с.-х. образованию, 3 Международных российско-иранских конференции «Сельское хозяйство и природные ресурсы», Н1 Международная конференция «Новые технологии в аграрном образовании: проблемы качества дистанционного образова-

ния», Международная конференция «Пути совершенствования агроэко-номического образования», III Международная научная конференция «Биотехнология в растениеводстве, животноводстве и ветеринарии», Международная научная конференция «Севооборот в современном земледелии» и др.

Сотрудничество со странами СНГ

Реализация ряда совместных проектов со странами СНГ дала толчок возобновлению связей и вне проектов. В соответствии с Федеральной программой развития образования одним из приоритетов Российской Федерации является поддержка и интеграция систем образования государств-участников

Содружества Независимых Государств, а также развитие равноправного, взаимовыгодного, социально и экономически целесообразного сотрудничества системы образования Российской Федерации с системами образования иностранных государств и международными организациями.

Выполнявшая в советском с.-х. образовании роль «флагмана» академия стремится сохранить за собой место ведущего вуза в области методического обеспечения аграрного образования, подготовки и повышения квалификации научных и педагогических кадров, научных разработок и в постсоветский период.

В этом направлении, кроме реализованных в ходе международных проектов мероприятий, академия проявила целый ряд инициатив. В апреле 2003 г. в МСХА им. К.А. Тимирязева состоялась конференция ректоров ведущих аграрных вузов государств-участников СНГ «Формирование единой аграрной информационно-образовательной среды», на которой было принято решение создать Совет ректоров аграрных вузов. За период с 2003 по 2005 г.

рабочими органами Совета были осуществлены следующие мероприятия:

— разработана Концепция формирования единой аграрной информационно-образовательной среды Содружества Независимых государств на период 2003-2006 гг. и утвержден план ее реализации;

— создан Интернет-портал аграрного образования СНГ www.cis-agrouni.org;

— подготовлены предложения по внедрению методов дистанционного обучения в рамках создания единой аграрной информационно-образовательной среды;

— на базе академии было проведено совещание проректоров по учебной работе и руководителей УМО, по итогам которого были выработаны и представлены в Совет по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ предложения по унификации набора направлений подготовки специалистов, бакалавров и магистров для агропромышленного комплекса.

Одним из приоритетов развития сотрудничества становится создание научно-методических сетей университетов СНГ по отдельным направлениям, а также проведение совместных научных конференций, симпозиумов и методических семинаров.

Признанием важности деятельности Совета ректоров стало принятие его в качестве наблюдателя в Совет по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ в феврале 2004 г.

В последние годы усилился интерес аграрных вузов СНГ к межуниверситетскому партнерству, из шести действующих соглашений о сотрудничестве пять были подписаны уже в период существования Совета ректоров. Возросло число преподавателей и научных сотрудников этих вузов, направляемых для по-

вышения квалификации и защиты диссертационных работ в РГАУ — МСХА.

Участие в работе международных организаций

Российский государственный аграрный университет — МСХА им. КА. Тимирязева активно участвует в работе международных организаций. В сентябре 2003 г. МСХА была принята в члены Глобального консорциума по аграрному образованию и науке GCHERA, а ректор В.М. Баутин включен в состав Исполнительного комитета. Выступив с инициативой организации Совета ректоров ведущих аграрных вузов государств-участников СНГ, РГАУ участвует в работе Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ, а в 2005 г. вступил в ICA — Межуниверситетский консорциум аграрных вузов. Сотрудники академии работают в проектах и программах Всемирного банка, Комиссии Европейского Союза по образованию, Британского Совета, Германской службы академических обменов (DAAD), отдельных программах ФАО, ООН и др.

В 2005 г. академия прошла экспертизу Международной ассоциации «The International MBA» in Agribusiness с целью последующей аккредитации, а созданная в академии Школа агробизнеса стала членом ассоциации. Подготовлен и передан на международное лицензирование пакет документов на открытие программы MBA (Master of Business Administration).

Сотрудничество с международным агробизнесом

Особое внимание международная служба академии уделяет установлению партнерства с зарубежными фирмами, компаниями, министерствами и правительствами по сотруд-

ничеству в сфере агробизнеса, вы-ставочно-демонстрационной и информационно-консультационной деятельности на территории университета. Одной из форм сотрудничества с зарубежными коммерческими организациями является создание на базе академии учебно-деловых центров.

Учебно-научный центр «Овощная опытная станция имени В.И. Эдель-штейна» оснащен новейшим оборудованием французского, голландского, германского производства, зоостанция академии укомплектована современным доильным оборудованием германской фирмы «West-falia». Это позволяет знакомить студентов академии с современными технологиями в овощеводстве, цветоводстве и молочном скотоводстве, проводить семинары для специалистов из хозяйств.

Германская фирма KWS — один из европейских лидеров по производству семян с.-х. культур, в которой за работу со странами Восточной Европы отвечает выпускник Тимирязевки А. Угаров, выделила 2 специальных стипендии для студентов агрономического и экономического факультетов РГАУ.

В 2005 г. в академию германская фирма Kronen Nahrungsmitteltechnik GmbH для образовательных и демонстрационных целей поставила технику для первичной переработки овощной и плодовой продукции. Полученное оборудование используется в РГАУ как в учебных и научных целях, так и для проведения семинаров, повышения квалификации специалистов-практиков. В свою очередь, фирма «Кро-нен» получила своего рода постоянную экспозицию продукции, что позволяет привлекать дополнительных клиентов.

В октябре 2005 г. состоялась презентация и торжественное открытие российско-голландского Центра поддержки молочного скотоводства, созданного в рамках международного проекта при поддержке Правительства Нидерландов. В проекте участвует кафедра молочного и мясного скотоводства РГАУ, представительство фирмы «Frisian Consulting», специалисты Университета Вагенинген. Центр войдет в единый учебный и научно-практический комплекс подготовки квалифицированных специалистов в сфере производства молока.

Подписано соглашение о намерениях с турецким холдингом NFS, который заинтересован как в подготовке и повышении квалификации собственных специалистов, так и в привлечении ученых академии для организации селекционной работы в области овощеводства в Турции, предусматривающей выведение новых гибридов и сортов, адаптированных к местным условиям и реализацию семян выведенных в Тимирязевке сортов, как для открытого, так и для защищенного грунта.

Активизирована работа по связям с общественностью, участию в международных образовательных выставках в различных частях света, заключению межправительственных, межвузовских, партнерских и индивидуальных договоров на подготовку иностранных специалистов в МСХА им. К.А. Тимирязева. Расширяется рекламная деятельность академии с помощью современных информационных средств, компьютерных технологий и Интернет. В августе 2004 г. в сети Интернет был размещен сайт международной службы академии, отражающий основные аспекты деятельности Управления международных связей.

Проблемы и перспективы международной деятельности

Наряду с достигнутыми успехами имеет место ряд проблем, препятствующих интеграции нашего университета в мировое образовательное пространство.

Несоответствие учебного процесса требованиям Болонской декларации и мировым тенденциям в образовании ограничивает количество иностранных учащихся. На большинстве факультетов не введена двухступенчатая система обучения (бакалавриат и магистратура). Отсутствуют программы обучения на английском языке, чрезвычайно редко практикуются защиты квалификационных и диссертационных работ на иностранных языках.

Требует укрепления материально-техническая база учебного процесса и научных исследований, ограничен доступ студентов и аспирантов в Интернет. Не полностью используются возможности для организации практической подготовки студентов университета за рубежом.

Международная служба университета должна играть активную роль в процессе устранения имеющихся недостатков. Приоритетными направлениями деятельности являются:

— внедрение системы управления качеством обучения;

— введение и реализация совместных программ с зарубежными университетами с выдачей двойных дипломов, в первую очередь по таким востребованным направлениям, как экологическая инженерия, аграрная экономика и безопасность продуктов питания;

— разработка в рамках международных проектов новых учебных планов и программ.

Для повышения качества образования в университете важно расширять спектр совместной деятель-

ности с зарубежными агропромышленными компаниями. Ориентирами в этой сфере являются создание высокотехнологичных учебно-науч-

ных и деловых центров.

Решение вышеуказанных проблем позволит РГАУ — МСХА занять достойное место среди ведущих аграрных университетов мира.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баутин В.М. Роль Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева в процессе интеграции аграрных вузов стран СНГ. Матер, межд. конф. ректоров аграрных вузов СНГ «Формирование единой аграрной информационно-образовательной среды СНГ». М.: МСХА, 2003. С. 6-20. — 2. Кошелев В.М. Роль международных проектов в деле создания образовательных сетей аграрных вузов СНГ. Матер, межд. конф. ректоров аграрных вузов СНГ «Формирование единой аграрной информационно-образовательной среды СНГ. М.: МСХА, 2003. С. 84-92. — 3. Кошелев В.М, Поли-това М. А. Роль международных проектов в развитии системы аграрного образования России и стран СНГ // Вестник Омского государственного аграрного университета «Результаты и перспективы модернизации аграрного образования». Матер, закл. межд. конф. в рамках проекта ТЕМПУС CD-JEP-2Ш1-2000 «Модернизация сельскохозяйственного

образования в Омском государственном аграрном университете», 2094. № 1. С. 8-11. — 4. Кошелев В.М. Перспективы создания единого аграрного образовательного пространства СНГ. Матер, зак-люч. межд. конф. «Совершенствование процесса обучения экономическим дисциплинам в аграрных вузах Узбекистана». ТашГАУ, 2004. С. 18-20. — 5. Кошелев В.М. Роль Совета ректоров ведущих аграрных вузов СНГ в интеграции систем аграрного образования Содружества и создании международных академических сетей. Материалы Совета ректоров аграрных вузов государств-участников СНГ. Вып. 4. Белорус, с.-х. акад. Горки, 2005. С. 42-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.