Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ'

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
589
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АРБИТРАЖНЫЙ СУД / АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС / УСТАВ / СУДОПРОИЗВОДСТВО / СУДЕБНЫЕ СИСТЕМЫ / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мишина Е.В.

В статье рассматриваются проблемы становления и развития системы арбитражных судов посредством исторического правового аспекта, сквозь призму процессуальных институтов, общих понятий и правил судопроизводства, которые формируют и регулируют саму отрасль процессуального законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ»

УДК 340

Е.В. Мишина

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ

В статье рассматриваются проблемы становления и развития системы арбитражных судов посредством исторического правового аспекта, сквозь призму процессуальных институтов, общих понятий и правил судопроизводства, которые формируют и регулируют саму отрасль процессуального законодательства.

Ключевые слова: арбитражный суд, арбитражный процесс, устав, судопроизводство, судебные системы, нормативные правовые акты.

Первое упоминание о специальных торговых судах относится к Древнему Риму. Первое образование постоянного коммерческого суда осуществлено в конце 1563 года во Франции. Первое сообщение о создании особых судов, разрешающих коммерческие споры, находится в тексте Уставной грамоты Всеволода Мстиславовича, князя г. Новгорода, датированной 1135 годом. Однако Московское государство понимает возникшую необходимость усиление авторитета торгового класса только во второй половине 17 века.

Последующая защита российского торгового сообщества получила развитие в указах императора Петра I, которыми была учреждена Бурмистрская Палата г. Москвы и земские избы в других городах (30.01.1699 г.).

1719 год ознаменовался учреждением российской Коммерц-коллегии, выполняющей надзорные функции за торговыми операциями и разрешавшей торговые споры купечества. Первый в своем роде «коммерческий» российский суд был организован 26 ноября 1808 года в г. Одессе императором Александром I. Целью данного учреждения было привлечение иностранных инвестиций, в связи с чем на герцога Ришелье, осуществлявшего функции градоначальника, императором возлагалось обеспечение правильного и грамотного процесса судопроизводства. Для корректной реализации указанных функций был подготовлен проект Устава торгового суда, который послужил юридической основой принятия Устава коммерческого судопроизводства (14.05.1832 г.).

Устав коммерческого судопроизводства осуществлял регуляцию процессуальной и организационной деятельности коммерческих судов вплоть до осуществления российской судебной реформы 1917 года. С 1917 по 1922 год все хозяйственные споры между субъектами подлежали исключительно административному порядку разрешения.

Аналогичные суды учреждены в 1818 году в г. Таганроге, в 1819 году в г. Феодосии, в 1820 году в г. Архангельске, в 1824 году в г. Измаиле. Указ императора Николая I от 14.05.1832 г. «Об учреждении коммерческих судов» стал настоящей исторической вехой в развитии российских коммерческих судов, утвердив Устав торгового судопроизводства. В 1832 году создаются коммерческие суды в г. Санкт-Петербурге, в 1833 году в г. Москве, в 1835 году в г. Новочеркасске. Деятельность коммерческих судов осуществлялась до 1917 года, упразднившись впоследствии Декретом советской власти о суде (№ 1).

В период гражданской войны разрешение хозяйственных споров осуществлялось в административном порядке. Процесс перехода страны к НЭПу положил конец неэффективному, громоздкому, характеризующемуся отсутствием процессуального оформления административному способу разрешения хозяйственных споров. 03.04.1922 года постановлением Президиума ВСНХ учреждена Арбитражная комиссия ВСНХ и арбитражные комиссии промбюро в губсовнархозах (органах ВСНХ на местах). Арбитражная комиссия СТО (Совета труда и обороны) и арбитражные комиссии при областных и губернских экономических совещаниях (ЭКОСО), являющиеся предшественниками государственных арбитражных органов, созданы Положением о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями (утвержденным 21.09.1922 года постановлением ВЦИК и СНК РСФСР) почти полгода спустя.

Дела подлежали коллегиальному рассмотрению арбитражной комиссии в лице председательствующего заседателя и двух ее членов, хозяйственника и юриста. Назначение на должность членов арбитражных комиссий осуществлялось теми органами, при которых состояла комиссия. Порядок рассмотрения споров был аналогичен правилам гражданского судопроизводства, отличаясь некоторыми особенностями.

© Мишина Е.В., 2020.

Научный руководитель: Никитина Алина Петровна - кандидат юридических наук, доцент, Севастопольский государственный университет, доцент, Россия.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2020. № 1-4 (100)

Для укрепления единства судебной системы Советского Союза и усиления ответственности за работу хозяйственных органов были ликвидированы государственные и ведомственные арбитражные комиссии (постановления ЦИК и СНК СССР от 13 декабря 1929 года и 04 марта 1930 года).

Устранение арбитражных комиссий в правовой литературе объясняется двойственностью их юридической природы и неоправданностью чересчур широких полномочий, поскольку по характеру своей деятельности арбитражные комиссии напоминали суды, однако подчиняясь органам управления народным хозяйством. Тем не менее предложения ликвидировать арбитражные комиссии в своей основе имели нежелательность одновременного существования двух различных порядков деятельности по охране права, нецелесообразность разрешения организационно-хозяйственных и технических споров, не имеющих юридического элемента, в самих хозяйственных органах. Помимо этого, была принята во внимание дороговизна и относительная медлительность, присутствовавшая при рассмотрении дел арбитражными комиссиями.

Советские государственные арбитражи учреждались в формате союзно-республиканской системы. Согласно нормам Положения, в компетенцию органов государственного арбитража не входило рассмотрение споров между хозяйственными органами одного ведомства, находящимися в ведении общегосударственного или местного бюджета. На практике такие споры рассматривались ведомственным руководством, зачастую без надлежащего процессуального оформления, что препятствовало эффективности и оперативности принятия решений, а равно единообразию рассмотрения споров.

Со временем рассмотрение имущественных споров между хозяйственными органами одного ведомства, а впоследствии и преддоговорных споров стали поручать ведомственным арбитражам, представляющим собой специально созданные подразделения в ведомствах.

Построение работы ведомственного арбитража производилась на тождественных работе государственного арбитража основаниях. Ведомственные арбитражи образовывались как часть аппарата министерств и ведомств центральных учреждений и кооперативных центров с целью разрешения хозяйственных споров, возникающих между организациями, предприятиями и учреждениями, подведомственными данным органам. Каждый арбитраж подчинялся исключительно органу государственного управления, при котором состоял и под чьим руководством осуществлял свою деятельность.

Согласно точке зрения исследователя К.С. Юдельсона, советский государственный арбитраж представляет собой орган государственного управления, который осуществляет защиту интересов и прав социалистических организаций, предприятий и учреждений, а равно содействует применению в управлении народных хозяйством правовых средств и реализует иные, непосредственно связанные с хозяйственной юрисдикцией функции.

Исследователь И.Г. Побирченко предложил в начале семидесятых годов 20 века радикальное новшество, согласно которому систему государственных арбитражей необходимо было преобразовать в систему координации хозяйственно-правовых отношений союзно-республиканского комитета.

Девяностые года 20 века, ознаменовавшиеся переходом России к рыночной экономике, потребовали организации государственных арбитражных судов, представляющих собой независимую судебную систему, предназначенную для разрешения экономических споров, возникающих между хозяйствующими субъектами.

На сегодняшний день система действующих арбитражных судов характеризуется четырехуровневой структурой, состоящей из первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

Сфера действия арбитражных судов субъектов РФ распространяется на края, республики, области, города федерального значения, автономные округа и области.

Согласно положениям ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» (К 1-ФКЗ от 31 декабря 1996 года) к федеральным судам, составляющим систему федеральных арбитражных судов относятся арбитражные суды субъектов РФ, арбитражные суды округов и специализированные арбитражные суды, арбитражные апелляционные суды. Указанные суды создаются и упразднятся исключительно путем внесения изменений в ст. 4 ФКЗ, что закреплено в ст. 17 указанного закона. Представлена Система арбитражных судов Российской Федерации.

Осуществление деятельности арбитражных судов регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:

- Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (№1-ФКЗ от 28 апреля 1995 года),

- Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (№1-ФКЗ от 31 декабря 1996 года),

- Федеральным законом «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» (№70-ФЗ от 30 мая 2001 года),

- Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (№30-ФЗ от 14 марта 2002 года),

- Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Актуальность осуществления реформы системы арбитражных судов определилась принятием российской Конституции (12 декабря 1993 года) и необходимостью формирования нового гражданского законодательства, а также опытом функционирования арбитражных судов в качестве органов правосудия. Осуществление проверки обоснованности и законности принятых арбитражными судами первой инстанции субъектов РФ решений, стало производиться апелляционными инстанциями этих судов и федеральными арбитражными судами округов, выступающими в качестве кассационных инстанций относительно определенных групп арбитражных судов субъектов РФ, образуя трехзвенную систему.

Функции арбитражных судов расширились за счет отнесения дел по спорам с участием иностранных лиц-предпринимателей к их подведомственности. Данное обстоятельство возложило особую ответственность на арбитражную систему судов за качество осуществляемого правосудия, рассматривая надежную правовую защиту предпринимательской деятельности как одно из ключевых условий успешной интеграции экономики РФ в межрегиональные и мировую экономические структуры.

Арбитражное процессуальное право РФ является совокупностью правовых норм, осуществляющих регулирование деятельности государственного арбитража и иных заинтересованных субъектов. Указанное право направлено на осуществление «экономического» правосудия по подведомственным арбитражным судам делам. По характеру своего содержания арбитражное процессуальное право относится к публично -правовой отрасли права, одновременно характеризуясь элементами частноправового регулирования. В связи с тем, что в общем смысле право устанавливает состав имеющих юридическое значение действий и условия их влияния на обязанности и права участников и правовые последствия их совершения, то процессуальные правовые отношения вкупе с процессуальными действиями образуют арбитражное судопроизводство, осуществляемое судебной властью и составляющее предмет правового регулирования арбитражного процессуального права.

Давая определение процессу арбитражного судопроизводства, стоит уточнить, что им является система процессуальных действий, последовательно осуществляемых в связи с разрешением конкретного гражданского дела в сфере предпринимательской (п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ) и иной экономической деятельности арбитражным судом и иными участниками арбитраж. Иная экономическая деятельность в арбитражном процессе представляет собой связанную с предпринимательством деятельность участников гражданского оборота (например, взаимоотношения с таможенными, регистрационными, налоговыми и иными госорганами, которые наделены полномочиями власти, касающимися регулирования экономической деятельности в соответствующей отрасли).

Арбитражный процесс характеризуется следующими признаками:

1) обязательным участником судебного процесса в качестве одного из субъектов арбитража выступает сам арбитражный суд;

2) действия, совершаемые судом и другими участниками процесса, относятся к категории арбитражных процессуальных действий;

3) в качестве предмета арбитражного процесса выступают хозяйственные споры, которые подведомственны исключительно государственным арбитражным судам.

Целью судопроизводства в арбитражных судах согласно закону, выступает защита оспариваемых или нарушенных законных интересов и прав юридических и физических лиц, которые осуществляют предпринимательскую и другую экономическую деятельность, а равно законных интересов и прав РФ, ее муниципальных образований и субъектов, органов государственной власти и местного самоуправления, иных органов и должностных лиц в сфере указанной деятельности.

Арбитражные суды и практика их ведения дел выступают точным экономическим индикатором, отражающим происходящие в экономике процессы. На сегодняшний день система арбитражных судов выполняет значительную роль в государственном механизме, без существования которой невозможно представить экономику РФ и государство в целом.

Библиографический список:

1.Нестерова Н. В. История становления и развития арбитражного судопроизводства в России // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 341-344. — URL https://moluch.ru/archive/96/21531/

2. URI http://www.tambov.arbitr.ru/about/istorija_sozdanija

МИШИНА ЕВГЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА - магистрант, Севастопольский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.