МИСРОКОВ Тенгиз Замирович,
кандидат юридических наук старший преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, e-mail: mail@law-books.ru
РАЗВИТИЕ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В КАЧЕСТВЕ НОВОЙ ОПОРЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ И УЧАСТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЕЁ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Аннотация. В статье рассматриваются современные тенденции международного взаимодействия Российской Федерации в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Автор обращает внимание на трансформацию вызовов международной безопасности, связанную с распространением коронавирусной инфекции, энергетическим и продовольственным кризисами и теми мерами, которые принимаются Шанхайской организацией сотрудничества для нейтрализации названных угроз. Отмечается растущая роль этой организации в обеспечении безопасности и стабильности, а также наметившиеся тенденции к расширению состава участников Шанхайской организации сотрудничества.
Ключевые слова: Шанхайская организация сотрудничества, международная безопасность, взаимовыгодное сотрудничество, прогнозирование угроз, координация усилий, анализ международной обстановки, интеграционные процессы.
MISROKOV Tengiz Zamirovich,
candidate of law sciences Senior lecturer of the state, civil and law disciplines chair of the North-Caucasian Advanced Training Institute (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
DEVELOPMENT OF THE SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION AS A NEW PILLAR OF INTERNATIONAL STABILITY AND PARTICIPATION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN ITS ACTIVITIES.
DOI: 10.24412/2224-9125-2022-9-18-20 NIION: 2022-0079-9/22-101 MOSURED: 77/27-025-2022-09-101
Annotation. The article discusses the current trends in international interaction of the Russian Federation within the framework of the Shanghai Cooperation Organization. The author draws attention to the transformation of international security challenges associated with the spread of coronavirus infection, energy and food crises and the measures taken by the Shanghai Cooperation Organization to neutralize these threats. There is a growing role of this organization in ensuring security and stability, as well as emerging trends towards expanding the membership of the Shanghai Cooperation Organization.
Key words: Shanghai cooperation organization, international security, mutually beneficial cooperation, threat forecasting, coordination of efforts, analysis of international situation, integration processes.
С момента своего возникновения в 2001 году Шанхайская организация сотрудничества преодолела длительный пусть развития, став к настоящему моменту международным объединением государств, численность населения которых составляет свыше 3 миллиардов человек. Стремительная трансформация междуна-
родных отношений, турбулентные процессы, происходящие в странах Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и других регионов нашей планеты определили объективную необходимость в формировании новых межгосударственных платформ для объединения и координации усилий по преодолению многочисленных угроз и
вызовов, встающих перед международным сообществом в условиях трансформации системы глобальной безопасности.
Отличительной особенностью Шанхайской организации сотрудничества является её открытость для принятия новых государств, которая не сопровождается многочисленными требованиями к изменению экономических, политических и иных основ государственной жизни в стране, подающей заявку на вступление в члены этой организации. Этим Шанхайская организация сотрудничества разительно отличается, например, от Евросоюза, который предъявляет чрезвычайно высокие требования к государствам-кандидатам, которым даже в условиях реализации таких требований приходится годами ожидать завершения всех бюрократических процессов, согласования необходимых документов. Подобная открытость Шанхайской организации сотрудничества делает её не только привлекательной в глазах потенциальных государств кандидатов, но и позволяет им сохранять исторически объективно сложившуюся в них самобытность в вопросах государственного управления, в социально-культурной сфере и ряде других важных сфер, не меняя искусственным путем свой уникальный облик и уклад жизни своего населения.
Современный мир сталкивается с многочисленными вызовами, которые посягают на фундаментальные человеческие ценности. Одни из таких вызовов очевидны и реализуются в открытых формах, примером чего являются терроризм, санкционные войны, экономические и энергетические кризисы. Другие вызовы лежат в плоскости искусственного размывания традиционных ценностей, таких как семья и брак, проявлениям национализма и экстремизма, возрождения нацизма и этнической сегрегации.
Российская Федерация, стремясь обеспечить собственную национальную безопасность, активно участвует в интеграционных процессах на постсоветском и евразийском пространствах. Это вызвано объективной необходимостью в налаживании диалога и объединении усилий со всеми участниками международных отношений. Однако, наше государство готово взаимодействовать с другими странами только на основе взаимовыгодного и справедливого сотрудничества, учитывающего жизненно важные интересы России.
Периоды серьёзных испытаний обусловливают для государства возникновение объективных потребностей в мобилизации ресурсов, поиске новых подходов к решению возникающих угроз и проблем, формировании новых внешних связей, расширении сотрудничества. В 2020 году, ставшем одним из самых тяжелых в социально-экономическом плане в силу распространивше-
гося по миру коронавируса, государствами-членами ШОС 10 ноября была принята Московская декларация Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества [1], где были обозначены ключевые векторы дальнейшего расширения взаимодействия. Так в сфере обеспечения безопасности было отмечено нарастание угроз терроризма, экстремизма, киберпреступности и незаконного оборота наркотиков, а также их взаимосвязанность. Здесь следует упомянуть, что в рамках ШОС сформирована Региональная Антитеррористическая структура. Особого внимания заслуживает то, что ШОС не ограничивается банальным декларированием тех или иных инициатив, а планомерно и последовательно их реализует, выражением чего явились многочисленные совместные операции, такие как «Солидарность - 2019-2021», «Сары Арка - Антитеррор - 2019», совместные антитеррористические учения правоохранительных органов, вооруженных сил и специальных служб государств-членов ШОС, командно-штабные учения «Мирная миссия». Немалое внимание уделяется вопросам кибербезопасности и противодействию терроризму и сепаратизму в сети Интернет, примером чего стало совместное учение «Сямынь - 2019».
Под эгидой ШОС принята широкая международно-правовая база, призванная обеспечить правовую платформу для реализации совместного реагирования на различные вызовы. Так, угрозы, связанные с распространением наркотиков получили оценку в Антинаркотической стратегии государств-членов ШОС на 2018-2023 годы, Программе действий по ее реализации, а также Концепции ШОС по профилактике злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами.
Немалую тревогу вызывает угроза распространения оружия массового поражения. Российская Федерация наглядно продемонстрировала приверженность существующим международным соглашениям обеспечив процесс добровольной ликвидации запасов химического оружия, имевшегося в распоряжении Сирийской Арабской Республики. Это позволило, не только сохранить стабильность на Ближнем Востоке, но предотвратить дальнейшие провокации со стороны международных террористических организаций, действовавших на территории этой страны с 2011 года.
Ещё одной угрожающей тенденцией явился энергетический кризис, чему было уделено отдельное внимание 16 сентября 2022 года в рамках Заявления Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества по обеспечению международной энергетической безопасности [2]. В рамках данного заявления
был озвучен обоснованный призыв к формированию открытого, прозрачного и эффективного международного энергетического рынка, сокращению торговых барьеров и поддержанию здорового и устойчивого рынка энергетики. Была подчеркнута необходимость укрепления взаимодействия между странами-поставщиками, транзитными странами и странами-потребителями для гарантирования безопасности международных каналов транспортировки энергоресурсов. Всего через 10 дней после этого заявления, обеспокоенность государств-членов Шанхайской организации сотрудничества получила реальное подтверждение в виде беспрецедентной по своим масштабам аварии на газопроводах Северный поток и Северный поток - 2. По данным, публикуемым в открытых источниках, это могло бы следствием целенаправленной диверсии. Таким образом, мы видим, что в основе решений и действий Шанхайской организации сотрудничества лежит тщательный анализ сложившейся международной ситуации, прогнозирование потенциальных угроз и стремление к расширению сотрудничества для их предотвращения.
Подводя итог, можно констатировать, что Шанхайская организация сотрудничества за 20 лет своего существования стала значимым участником международных отношений, наряду с крупнейшими международными организациями. Она расширяет и углубляет сотрудничество, а также становится всё более привлекательной для других государств, примером чего является заявка Исламской Республики Иран на вступление и заявление официальных лиц Турецкой Республики относительно интереса к участию в этой организации. Маркером дальнейшего укрепления Шанхайской организации сотрудничества явились решения Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о предоставлении статуса партнёра по диалогу Шанхайской организации сотрудничества Государству Катар, Арабской Республике Египет, Королевству Саудовская Аравия, что определяет
перспективы расширения сферы влияния ШОС в Ближневосточном регионе и севере Африканского континента. Российская Федерация, являясь одним из государств-основателей Шанхайской организации сотрудничества, внесла значительный вклад в её развитие и укрепление, став одним из столпов формирования новой системы евразийской безопасности. Современные вызовы и новые угрозы, вставшие перед нашим государством и другими странами-членами Шанхайской организации сотрудничества, диктуют объективную необходимость в дальнейшем усилении взаимодействия, формировании новых векторов координации совместных действий и привлечению в состав Шанхайской организации сотрудничества новых государств, разделяющих стремление к обеспечению мира, безопасности и устойчивого развития.
В 2022 году наше государство столкнулось с такими угрозами как беспрецедентные по своему размаху санкций, искусственно подогреваемая в некоторых странах Европы русофобия, аварии на объектах энергетической инфраструктуры, попытки ограничения цен на российские энергоносители. Эти новые вызовы требуют адекватных и оперативных решений. Акцент должен делаться на превентивные и предупредительные меры, прогнозирование возможных угроз и заблаговременное обеспечение готовности реагировать на них.
Важным аспектом развития Шанхайской организации сотрудничества и вступление в её состав новых государств, является формирование и расширение между этими государствами торгово-экономических, политических связей, а также взаимодействие по вопросам безопасности, что позволяет купировать и нейтрализовать потенциальные противоречия и конфликты, сконцентрировав внимание на объединяющих процессах и тех аспектах, которые способствуют сближению позиций по ключевым вопросам мира и стабильности.
Список литературы:
[1] Московская декларация Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества // URL: http://rus.sectsco.org/load/689183/ (дата обращения 1.09.2022)
[2] Заявления Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества по обеспечению международной энергетической безопасности // URL: http://rus.sectsco.org/load/913230/ (дата обращения 1.09.2022)
Spisok literatury:
[1] Moskovskaya deklaraciya Soveta glav gosudarstv-chlenov SHanhajskoj organizacii sotrudnichestva // URL: http://rus.sectsco.org/load/689183/ (data obrashcheniya 1.09.2022)
[2] Zayavleniya Soveta glav gosudarstv-chlenov SHanhajskoj organizacii sotrudnichestva po obespech-eniyu mezhdunarodnoj energeticheskoj bezopasnosti // URL: http://rus.sectsco.org/load/913230/ (data obrashcheniya 1.09.2022))