Научная статья / Research article Проблема участия и взаимодействия государств СНГ в рамках ШОС
Ву Чи-Ян (Китай)
Университет Китайской Культуры, Тайбей, Тайвань е-mail: [email protected]
Аннотация. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) развивалась более 20 лет с момента ее официального создания в 2001 г. Изначально организация создавалась для решения пограничных вопросов. Сегодня она сформировалась в международную организацию, охватывающую многие страны евразийского континента, ее сотрудничество ориентировано на политические, военные, экономические, научные, культурные и другие аспекты. Данная работа была написана в рамках теории неореализма с применением метода системного анализа, в ней были рассмотрены типологии и взаимодействия государств-участников стран СНГ внутри ШОС, дана характеристика механизма и особенностей сотрудничества в организации. Исследование делится на три основные части: в первой рассмотрены правовые документы ШОС в сфере безопасности, во второй - сотрудничество в сфере безопасности и виды сотрудничества с участниками СНГ в рамках организации, в третьей выявлены потенциальные аспекты дальнейшего сотрудничества в ШОС. Эти пункты демонстрируют приоритеты, потенциал и перспективу сотрудничества стран Центральной Азии в области безопасности в рамках ШОС.
Ключевые слова: Шанхайская организация сотрудничества, ШОС, военное сотрудничество, безопасность.
Для цитирования: Ву Чи-Ян Проблема участия и взаимодействия государств СНГ в рамках ШОС // Постсоветские исследования. 2022; 7(5):703-710.
The problem of participation and interaction of the CIS states within the SCO
Wu Chi -Yuan (China)
Chinese Culture University, Taipei, Taiwan е-mail: [email protected]
Abstract. The Shanghai Cooperation Organization (SCO) has been developing for more than 20 years since its official establishment in 2001. Initially, the organization was created in the name of solving border issues. Today it has formed into an international organization covering many countries of the Eurasian continent, and its cooperation is focused on political, military, economic, scientific, cultural and other aspects. This work was written in the framework of the theory of neorealism using the method of system analysis; it examines the typologies and interactions of the member states of the CIS countries within the SCO. The mechanism and feature of cooperation in the organization are characterized. As part of the study, three main parts were considered: the first is the SCO legal documents in the field of security, the second is cooperation in the field of security and types of cooperation with CIS members within the organization, and the third is potential aspects for further cooperation in the SCO. These items will clearly demonstrate the priorities of cooperation between the countries of Central Asia in the field of security within the framework of the SCO and the potential for cooperation in the field of security of the organization in the future.
Key words: Shanghai Cooperation Organization, SCO, military cooperation, security
For citation: Wu Chi-Yuan. The problem of participation and interaction of the CIS states within the SCO // Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2022;7(5):703-710 (In Russ.).
ШОС, созданная в 2001 г., объединяла Китай, Россию и четыре страны Центральной Азии (Узбекистан, Таджикистан,
Кыргызстан, Туркменистан) в вопросах безопасности и обороны. США не были довольны данным решением, поскольку всё
свидетельствовало о том, что в дальнейшем блок будет расширяться и, вероятно, превратится в крупную региональную организацию сотрудничества с центрами влияния в Китае и России, а Соединенные Штаты, которые использовали борьбу с терроризмом для создания военных баз в Центральной Азии, поддерживали цветные революции за счет экономической помощи, культивировали проамериканский режим и размещали свои силы между двумя крупными державами, Китаем и Россией, не будут иметь права голоса в этой организации.
Представления ШОС о безопасности отличались от представлений ОДКБ и СНГ. Еще в «Совместном заявлении участников Алма-Атинской встречи» (1997 г.) указывалась неприемлемость любых форм этнического сепаратизма, этнической нетерпимости и религиозного экстремизма, провозглашалось противостояние
терроризму, экстремизму и сепаратизму как важный принцип антитеррористического сотрудничества ШОС в сфере безопасности. На Четвертой встрече «Шанхайской пятерки» главы государств договорились предпринимать совместные усилия по борьбе с «терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом» и по поддержанию региональной стабильности. Эти
принципиальные позиции представляли собой когнитивный консенсус стран Центральной Азии против этнического сепаратизма и религиозного экстремизма, а также это был «путь самосознания» [Ба12акоуа 2013: 59-79], который стал идеологической основой сотрудничества в рамках организации.
После теракта 11 сентября 2001 г., страны Центральной Азии столкнулись с новыми угрозами со стороны «терроризма, экстремизма и сепаратизма», которые также создали проблемы для Пекина и Москвы, сохранение стабильности в регионе стало общей целью всех членов организации [Кага]ат 2012: 113-126]. По этой причине в Совместном заявлении министров иностранных дел государств, входящих в ШОС, прямо указано, что борьба с терроризмом является главным приоритетом организации, подчеркнута необходимость
борьбы с экстремизмом и сепаратизмом. Необходимо было срочно призвать все страны изменить свое мышление, достичь консенсуса и принимать решительные меры ввиду проникновения в Центральную Азию таких террористических организаций и банд, как «Восточный Туркестан», «Исламское движение Узбекистана» и «Партия исламского возрождения». Установление принципов антитеррористической
безопасности свидетельствовало о переходе от пассивного реагирования к активному и всеобъемлющему противодействию
терроризму, что стало основой для последовательного регионального
консенсуса в отношении
контртеррористической безопасности.
В 2001 г. в свете борьбы с региональным терроризмом в Центральной Азии ШОС приняла «Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом», в которой были изложены соответствующие концепции [Лю Юшань 2004]. Конвенция приравняла к террористическим актам любые
организованные и преднамеренно незаконные действия физических лиц и организаций, которые угрожали
невооруженному гражданскому населению и причиняли вред определенным объектам. ШОС также требовала от государств-членов должным образом сформулировать внутреннее антитеррористическое
законодательство для защиты интересов безопасности в регионе, активизировать обмен информацией о терроризме и материалами о законах и постановлениях и их применении, проводить регулярное совместное обсуждение вопросов предотвращения терактов, выявления и наказания террористов для содействия упорядоченному региональному развитию. В целях повышения эффективности работы в 2004 году страны создали два постоянных органа в рамках организации: Секретариат с месторасположением в Пекине, и Региональную антитеррористическую
структуру (РАТС) в Ташкенте, совместно финансируемые КПК, Россией, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном [Feng Zheng , Xue Litai 2019: 142-148]. В 2009 г. ШОС вновь пересмотрела и обнародовала
Антитеррористическую конвенцию 1 , в которой четко определила значение таких понятий, как терроризм и террористические организации, также установила четкие обязательства и ответственность в отношении террористических актов и наказания за них. Кроме того, ШОС обнародовала ряд соответствующих антитеррористических правовых
документов, например, в 2008 г. были подписаны «Соглашение о сотрудничестве между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом оружия боеприпасов и взрывчатых веществ» и «Соглашение о порядке организации и проведении совместных
антитеррористических учений
государствами-членами ШОС»,
«Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности», было уточнено «Положение ШОС о политико-дипломатических мерах и механизмах реагирования на ситуации, угрожающие миру, безопасности и стабильности в регионе», «Соглашение о подготовке кадров для антитеррористических формирований государств-членов ШОС» в 2009 г., «Соглашение о сотрудничестве между правительствами государств - членов ШОС в борьбе с преступностью» (2010), утверждены «Антинаркотические стратегии государств-членов ШОС» и «Программы действий по выполнению антинаркотических стратегий». Эти правовые документы охватывают многие аспекты по борьбе с террористическими преступлениями,
укреплению правовой системы
антитеррористического сотрудничества ШОС и безопасности.
Об эффективности реализации сотрудничества ШОС в сфере борьбы с терроризмом и безопасности.
Ориентируясь на меняющийся характер
терроризма, экстремизма и сепаратизма, организация проводит согласованную работу по противодействию этим противоправным явлениям, которая выражается в обучении, обмене информацией и социальной мобилизации. Например, в целях повышения эффективности национальной безопасности, специалистов из разных стран обучают использованию комбинации разведки и превенции, проводят оперативные антитеррористические расследования актов терроризма, совершенных в их собственной стране или в других странах2. Для обмена информацией в области
контртеррористической безопасности
создана всеобъемлющая региональная информационная система обеспечения и обмена информации в области борьбы с терроризмом, построено безопасное, открытое и кооперативное
киберпространство, а также укреплено сотрудничество в комплексных системах информационной безопасности между странами и т. д. 3 . Постепенно повышался уровень сотрудничества и согласованных действий в области контртеррористической безопасности в рамках организации.
Проведение многосторонних и двусторонних совместных
антитеррористических военных учений ШОС является важной частью сотрудничества. С 2002 г. организация провела ряд совместных
антитеррористических военных учений государств-членов, это укрепило взаимное доверие между странами в военной сфере и в сфере безопасности. В августе 2003 г. организация провела совместные антитеррористические военные учения под кодовым названием «Взаимодействие-2003» в районе китайско-казахстанской границы с участием России, Китая, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. Это показывает, что многостороннее совместное противодействие терроризму приобретает институционализированный характер. На
1 Конвенция Шанхайской организации сотрудничества против терроризма, Екатеринбург, 16 июня 2009 г., https://docs.cntd.ru/document/902339374
2 Соглашение между государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества
о Региональной антитеррористической структуре,
Санкт-Петербург, 6 июня 2002 г., http://www.kremlin.ru/supplement/3864 3 Уфимская декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, Уфа, 9-10 июля 2015 г., http://sco-гussia.гu/load/1013640909
этой основе организация осуществила серию проектов под названиями «Восток-антитеррор-2006», «Мирная миссия-2007», «Норак Антитеррор-2009», «Тяньшань-2(2011)», «Мирная миссия-2012», «Казыгурт-Антитеррор-2013», «Мирная миссия-2014», «Мирная миссия-2016», «Мирная миссия-2018», «Мирная миссия-2020» и другие многосторонние совместные военные учения. Возрастает роль Пекина в совместных антитеррористических военных учениях организации. Например, в октябре 2002 г. Пекин и Кыргызстан впервые провели двусторонние военные учения по борьбе с терроризмом, открыв новый путь для регионального сотрудничества в области безопасности и борьбы с терроризмом. В 2006 г. Пекин и Казахстан провели крупномасштабные антитеррористические военные учения. В сентябре 2006 г. китайское правительство предоставило технику и были проведены китайско-таджикские совместные
антитеррористические военные учения под кодовым названием «Взаимодействие-2006».
Помимо учений, еще одним направлением сотрудничества в рамках ШОС являлось совместное правоприменение со стороны органов общественной безопасности, внутренних дел и пограничной охраны для пресечения трансграничных преступлений [Дусметова, Налипай 2020: 297-303], проведения совместных уголовных расследований, репатриации и задержания беглецов. С помощью обмена разведданными происходило взаимное обеспечение материалами и оборудованием, проводилось задержание и передача террористов и других транснациональных преступников. 23 января 2014 г. группа восточно-туркестанских боевиков пересекла китайско-киргизскую границу и вошла в Джети-Огузский район Иссык-Кульской области Кыргызстана, все нарушители были уничтожены киргизскими пограничными войсками.
В последние годы ШОС уделяла особое внимание проблеме террористов, отправляющихся на Ближний Восток воевать и возвращающихся по поддельным документам или изменив личность. Например, 30 августа 2016 г. в посольстве
Китая в Кыргызстане произошел теракт, который осуществил член движения
«Восточный Туркестан», имевший кыргызский паспорт.
С ноября 2008 г. по август 2010 г. в рамках сотрудничества ШОС по борьбе с наркотиками, Министерство общественной безопасности Китая координировало антинаркотические управления в Гуандуне, Синьцзяне, Пекине и других местах в сотрудничестве с Комитетом национальной безопасности Казахстана для реализации четырех транснациональных акций «Контролируемая поставка» и добилось успеха. Также Россия, Кыргызстан, Таджикистан и другие страны неоднократно успешно реализовывали операцию «Контролируемая поставка».
В рамках ШОС с апреля по ноябрь 2014 г. китайско-российские пограничные ведомства провели полугодовую совместную операцию «Восток-2014» на восточной китайско-российской границе. В этот период пограничными ведомствами двух стран были приняты меры по одновременному укреплению границ Автономного района Внутренней Монголии, Китая, провинций Цзилинь, Хэйлунцзян, Забайкальского, Приморского, Хабаровского краев, Еврейской автономной и Амурской областей, сочетая управление и контроль за портами с организацией и проведением совместных правоохранительных
мероприятий по борьбе с контрабандой, трансграничной преступностью и терроризмом, пресекается незаконный трансграничный промысел.
15 июня 2015 г. Китай и Кыргызстан впервые начали совместную
правоохранительную операцию «Восток-2015» в рамках ШОС, которая длилась 6 дней. Чтобы повысить результативность предотвращения и пресечения незаконной деятельности, препятствующей
безопасности и стабильности границ, во время учений был выполнен ряд действий, таких как закрытие и контроль границы, горные инспекции, пограничные аресты, портовые инспекции по выявлению скрытых проблем и т.д. Такие учения повышают эффективность пограничных ведомств двух стран в деле предотвращения незаконной и
преступной деятельности в приграничных районах. С 2009 по 2013 год Китай и Казахстан неоднократно обращались друг к другу за помощью в расследовании и задержании подозреваемых в совершении преступлений, и в 2013 году они успешно осуществили процедуру обмена
преступниками.
Обмен и использование
разведывательной информации в рамках ШОС также стали предметом пристального внимания. Получение информации и разведданных имеет важное значение для контртеррористических операций, оно может обеспечить раннее предупреждение преступлений, помочь в их расследовании. В рамках ШОС существует четыре основных платформы для обмена
контртеррористической разведывательной информацией: 1. Конференц-площадка, на которой происходит встреча глав государств, премьер-министров, руководителей
различных ведомств, проведение
академических семинаров и т. д., во время которых стороны обсуждают ситуацию с региональной безопасностью, обмениваются информацией и опытом работы в сфере безопасности. 2. Секретариат и Региональная антитеррористическая структура (РАТС), после сбора, систематизации и анализа антитеррористической разведывательной информации, секретариат РАТС регулярно информируют государства-члены о последних событиях в
антитеррористической сфере. Кроме того, РАТС имеет базу разведданных, доступную для государств-членов. 3. Совместная площадка для военных учений. 4. Веб-сайт и обучающая платформа.
Учения по борьбе с кибертерроризмом направлены на укрепление сотрудничества правоохранительных органов в области кибербезопасности. Первые учения прошли в Сямэне, Китай, в октябре 2015 г. Эти учения показали, что ШОС создала совместный механизм для предотвращения угроз кибертерроризма, включая мониторинг фотографий, видео и аудио, загруженных экстремистскими группами и лицами,
1 Росгвардия и Народная вооруженная полиция КНР проводят совместное учение, 11 октября 2019, https://rosguard.gov.ru/ru/news/article/rosgvardiya-i-
завербованными террористическими
организациями в Интернете. Директор исполкома РАТС Евгений Сысоев считает, что в плане борьбы с террористами, особенно с их кадровым костяком, в ШОС осуществляется очень эффективный информационно-разведывательный обмен, в этой сфере Китай и Россия имеют большой опыт [Барсегян А.А. Кернер 2020: 315-322]. Одним из важных направлений является взаимодействие с авторитетными ведомствами различных стран для координации и устранения угроз в информационном пространстве. Только в
2015 г. государства-члены заблокировали более 500 сайтов, распространяющих экстремистские идеи, и более 200 тысяч материалов насильственного и террористического характера.
В июне 2015 г. Китай и Таджикистан провели специальные полицейские антитеррористические учения. В октябре
2016 г. вооруженные силы Китая и Таджикистана провели антитеррористические военные учения [Майтдинова 2021: 255-264], также в 2019 г. Народная вооруженная полиция КНР и Росгвардия провели совместное учение «Сотрудничество-2019» 1 и др. Кроме того, Китай укрепил военное сотрудничество с Туркменистаном, продав Туркменистану ракетные системы для обеспечения безопасности границы с Афганистаном [Pantucci 2015: 272-277]. Эти мероприятия в значительной степени напугали террористов и в определенной степени обеспечили мир и стабильность в Центральной Азии.
Страны Центральной Азии имеют большие различия в целях регионального сотрудничества в области
контртеррористической безопасности.
Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан проявляют большой интерес к процессу сотрудничества в сфере безопасности и борьбы с терроризмом. Они приняли соответствующие законы и положения по борьбе с терроризмом, присоединились к различным международным конвенциям и организациям, чтобы наладить механизм
naгodnaya-vooгuzhennaya-policiya-knг-pгovodyat-sovmestnoe-uchenie-sotгudnichestvo2019
взаимодействия сотрудничества в области контртеррористической безопасности в регионе. Узбекистан с большими оговорками развивает двусторонние отношения, а Туркменистан подчеркивает статус «нейтральной страны». Это заставляет их по-разному смотреть на ценностную ориентацию национальной стратегии, контроль над региональной безопасностью и распределение региональных экономических выгод. Между странами Центральной Азии отсутствует доверие, особенно в области совместных военных операций, дают о себе знать и пограничные трения между Таджикистаном и Узбекистаном.
Как две ведущие державы в ШОС, Китай и Россия не только играют значительную роль в регионе, но и оказывают влияние на глобальную ситуацию. И Китай, и Россия надеются на сохранение стабильности в Центральной Азии, для этого они проделали большую работу. Военное влияние России в Центральной Азии с ее военными базами и силами быстрого реагирования ОДКБ -очевидно. Пекин предоставляет
существенную помощь в области безопасности странам Центральной Азии на двусторонней и многосторонней основе.
Благодаря сотрудничеству и твердым гарантиям Китая и России, ситуация с безопасностью в Центральной Азии в целом находится под контролем.
У ШОС есть некоторые недостатки в области безопасности: во-первых, недостаточен координационный потенциал. Между некоторыми государствами-членами существуют конфликты, которые влияют на единство и сплоченность внутри организации [Рахимов 2022: 267-285]. Во-вторых, отсутствуют возможности для
экстренного реагирования. При решении некоторых серьезных чрезвычайных ситуаций, связанных с безопасностью, возможности ШОС по реагированию на чрезвычайные ситуации все еще нуждаются в улучшении. В-третьих, отсутствие способности к действию. Все это требует от государств-членов ШОС объединения, сотрудничества и координации для улучшения дальнейшего содействия всестороннему развитию сотрудничества в области безопасности в рамках ШОС и увеличения вклада в региональную безопасность и стабильность.
В предстоящий период сотрудничество ШОС в области безопасности будет сосредоточено на следующих семи направлениях: 1) укрепление правовой базы, уточнение соглашений, формулировка мер по их реализации и т.д.; 2) улучшение внутренних организационных механизмов, чтобы сотрудничество стало более эффективным и продуктивным; 3) международное сотрудничество, особенно сотрудничество с государствами-наблюдателями и другими международными организациями, для совместного
поддержания региональной безопасности и стабильности; 4) сетевая безопасность, пресечение распространения религиозных экстремистских идей в интернете; 5) обмен персоналом и обучение для повышения взаимопонимания; 6) укрепление
правоохранительных органов для борьбы с терроризмом, распространением наркотиков и транснациональной организованной преступностью; 7) проведение консультаций по стратегии безопасности, согласование концепций безопасности и осуществление стратегического планирования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Baizakova K.I. The Shanghai Cooperation Organization's Role in Countering Threats and Challenges to Central Asian Regional Security, Russian Politics and Law, Vol.51, No.1, January- February 2013, pp. 59-79.
Feng Zheng, Xue Litai. Reversed "Spillover Effect": the Shanghai Cooperation Organization's Success from Security Cooperation to Other Areas, Journal of Xi'an Jiaotong University (Social Sciences), Vol.39(Sum No.154), Mar.2019, pp. 142-148.
Liu Yuanshan. On the Domestic Implementation of Anti-Terrorism Multilateral Treaties // Hebei Law, No. 8, 2004.
Narajarvi T. China, Russia and the Shanghai Cooperation Organization: Blessing or Curse for New Regionalism in Central Asia? Asia Europe Journal, Vol.10, No.2, 2012, pp.113-126.
Pantucci R. China and Russia's Soft Competition in Central Asias, Current History, October 2015, pp.272-277.
Барсегян А.А., Кернер Е.А. Проблема цифровизации терроризма на пространстве СНГ, Постсоветские исследования, т.3, №4, 2020, с. 315-322.
Дусметова С.И., Налипай А.А. Проблема терроризма в республике Казахстан, Постсоветское исследование, Т.3 №4, 2020, с. 297-303.
Курылев К.П., Баранник М.А., Станис Д.В. ШОС как несущий элемент конструкции большой евразии // Постсоветские исследования. 2020. Т. 3. № 8. С. 627-632.
Курылев К.П., МалышевД.В., Хотивришвили А.А., ШабловскийВ.С. ШОС и ЕАЭС в контексте евразийской интеграции // Мировая экономика и международные отношения. 2021. Т. 65. № 2. С. 81-88.
Курылев К.П., Мартыненко Е.В. Российско-китайское экономическое сотрудничество в контексте проекта «Один пояс, Один путь». Фактор ЕАЭС и ШОС // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2019. Т. 9. № 11 (56). С. 1937-1948.
Майтдинова Г.М. Таджикская китайские отношения в условиях формирования полицентричного мира, Постсоветские исследования, т.4, №4, 2021, с 255-264.
Рахимов К.Х. Вклад государств - членов ШОС по урегулированию А в каннского кризиса: до и после вывода военного контингента НАТО, Постсоветское исследование Т.5 №4, 2022, с. 367-385.
Рахимов К.Х., Курылев К.П. Роль Шанхайской Организации Сотрудничества в обеспечении безопасности в Центральной Азии. Москва, 2018.
Рахимов К.Х., Курылев К.П., Химич Г.А. Взаимодействие Шанхайской Организации Сотрудничества с международными и региональными организациями по поддержанию международного мира и коллективной безопасности // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2020. Т. 10. № 9 (66). С. 2322-2338.
REFERENCES
Baizakova K.I. The Shanghai Cooperation Organization's Role in Countering Threats and Challenges to Central Asian Regional Security, Russian Politics and Law, Vol.51, No.1, January- February 2013, pp. 59-79.
Feng Zheng, Xue Litai. Reversed "Spillover Effect": the Shanghai Cooperation Organization's Success from Security Cooperation to Other Areas, Journal of Xi'an Jiaotong University (Social Sciences), Vol.39(Sum No.154), Mar.2019, pp. 142-148.
Liu Yuanshan. On the Domestic Implementation of Anti-Terrorism Multilateral Treaties // Hebei Law, No. 8, 2004.
Naarajarvi T. China, Russia and the Shanghai Cooperation Organization: Blessing or Curse for New Regionalism in Central Asia? Asia Europe Journal, Vol.10, No.2, 2012, pp.113-126.
Pantucci R. China and Russia's Soft Competition in Central Asias, Current History, October 2015, pp.272-277.
Barsegyan A.A., Kerner E.A. Problema cifrovizacii terrorizma na prostranstve SNG, Postsovetskie issledovaniya, t.3, №4, 2020, s. 315-322.
Dusmetova S.I., Nalipaj A.A. Problema terrorizma v respublike Kazahstan, Postsovetskoe issledovanie, T.3 №4, 2020, s. 297-303.
Kurylev K.P., BarannikM.A., Stanis D.V. SHOS kak nesushchij element konstrukcii bol'shoj evrazii // Postsovetskie issledovaniya. 2020. T. 3. № 8. S. 627-632.
Kurylev K.P., Malyshev D.V., Hotivrishvili A.A., SHablovskij V.S. SHOS i EAES v kontekste evrazijskoj integracii // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2021. T. 65. № 2. S. 81-88.
Kurylev K.P., Martynenko E.V. Rossijsko-kitajskoe ekonomicheskoe sotrudnichestvo v kontekste proekta «Odin poyas, Odin put'». Faktor EAES i SHOS // Voprosy nacional'nyh i federativnyh otnoshenij. 2019. T. 9. № 11 (56). S. 1937-1948.
Majtdinova G.M. Tadzhikskaya kitajskie otnosheniya v usloviyah formirovaniya policentrichnogo mira, Postsovetskie issledovaniya, t.4, №4, 2021, s 255-264.
Rahimov K.H. Vklad gosudarstv - chlenov SHOS po uregulirovaniyu A v kannskogo krizisa: do i posle vyvoda voennogo kontingenta NATO, Postsovetskoe issledovanie T.5 №4, 2022, s. 367385.
Rahimov K.H., Kurylev K.P. Rol' SHanhajskoj Organizacii Sotrudnichestva v obespechenii bezopasnosti v Central'noj Azii. Moskva, 2018.
RahimovK.H., KurylevK.P., Himich G.A. Vzaimodejstvie SHanhajskoj Organizacii Sotrudnichestva s mezhdunarodnymi i regional'nymi organizaciyami po podderzhaniyu mezhdunarodnogo mira i kollektivnoj bezopasnosti // Voprosy nacional'nyh i federativnyh otnoshenij. 2020. T. 10. № 9 (66). S. 2322-2338.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Ву Чи-Ян, магистр в области Wu Chi-Yuan, Master of International Международных отношений. Тайбей, Relations. Taipei, Taiwan. E-mail: Тайвань. E-mail: [email protected] [email protected]