Научная статья на тему 'РОЛЬ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ УГРОЗОЙ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

РОЛЬ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ УГРОЗОЙ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
454
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / ИСЛАМСКАЯ РЕСПУБЛИКА АФГАНИСТАН / TERRORISM / POST-SOVIET SPACE / REGIONAL SECURITY / SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION / CENTRAL ASIA / RUSSIAN FEDERATION / PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA / ISLAMIC REPUBLIC OF AFGHANISTAN

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Николашвили Нино Дмитриевна

Данная статья посвящена изучению проблемы организации антитеррористической деятельности на постсоветском пространстве. Автор исследует место Шанхайской Организации Сотрудничества в системе противодействия террористической угрозе в регионе. В первую очередь, рассмотрен процесс развития ШОС из неформальной площадки для обсуждения вопросов обороны и безопасности в одну из крупнейших евразиатских организаций, ставящей своей целью обеспечение региональной безопасности. Изучены нормативно-правовые документы организации, в которых даётся определение понятию терроризма; на их основе наблюдаются основные этапы развития сотрудничества между странами-участницами ШОС по осуществлению антитеррористической деятельности. Кроме того, по этим документам, а также по информации, размещённой на официальном сайте организации, определены основные сферы сотрудничества в рамках ШОС по борьбе с террористической угрозой. Ключевые направления антитеррористической деятельности ШОС описаны более подробно. Особенно успешно сотрудничество по борьбе с терроризмом происходит в сфере проведения совместных военных учений, на которых государства-члены ШОС обмениваются имеющимися опытом и навыками по устранению террористической угрозы. Достаточно эффективно кооперация по устранению этой угрозы региональной безопасности развивается в рамках научно-технического сотрудничества между странами, происходящего как в официальных органах ШОС, так и на неофициальных площадках, созданных и поддерживаемых ШОС. Помимо этого, отмечаются усилия ШОС по урегулированию ситуации в Афганистане, являющемся основным источником угроз в регионе и при этом имеющим статус наблюдателя при организации. Четвёртым рассмотренным направлением стало сотрудничество ШОС с другими международными организациями и отдельными государствами для участия в разрешении глобальной проблемы и консолидации своего места в международной системе по устранению террористической угрозе. Автор приходит к выводу, что многоплановый характер антитеррористической деятельности ШОС оправдывает себя, так как позволяет наиболее эффективно использовать имеющиеся у стран-участниц ШОС ресурсы, что делает это направление одним из наиболее успешных сфер работы организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION IN COMBATING THE TERRORIST THREAT IN THE POST-SOVIET SPACE

This article is devoted to the study of the problem of organizing anti-terrorist activities in the post-Soviet space. The author examines the place of the Shanghai Cooperation Organization in the system of countering the terrorist threat in the region. First, the historical development of the SCO - beginning as an informal platform for discussing defence and security issues and eventually turning into one of the largest Eurasian organizations with the mission of ensuring regional security - is considered. The author analises the legal documents of the organization, which define the concept of terrorism; on this basis, the main stages in the development of cooperation between the SCO members in the implementation of anti-terrorist activities are observed. In addition, according to these documents, as well as information posted on the official website of the organization, the main areas of cooperation within the SCO framework in combating the terrorist threat have been identified. The key areas of SCO anti-terrorist activities are described in more detail. To be especially successful is found the cooperation in the field of joint military exercises, where the SCO member states exchange their experience and skills in eliminating the terrorist threat. As effective proves to be the scientific and technical cooperation between countries, which takes place both in the official bodies of the SCO and on unofficial platforms created and supported by the SCO. In addition, the efforts of the SCO to resolve the situation in Afghanistan, which is the main source of threats in the region and, at the same time, has observer status with the organization, are noted. The fourth area of the SCO antiterrorist cooperation considered by the author is the collaboration with other international organizations and states. Thus, the SCO participates in resolving the global problem of terrorism and consolidates its place in the international system of combating this threat. The author comes to the conclusion that the multifaceted nature of the SCO's anti-terrorist activities justifies itself, since it allows the most effective use of the resources available to the SCO member states, which makes this field one of the most successful within the organization's work.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ УГРОЗОЙ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

РОЛЬ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ УГРОЗОЙ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Н.Д. Николашвили

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

Аннотация: Данная статья посвящена изучению проблемы организации антитеррористической деятельности на постсоветском пространстве. Автор исследует место Шанхайской Организации Сотрудничества в системе противодействия террористической угрозе в регионе. В первую очередь, рассмотрен процесс развития ШОС из неформальной площадки для обсуждения вопросов обороны и безопасности в одну из крупнейших евразиатских организаций, ставящей своей целью обеспечение региональной безопасности. Изучены нормативно-правовые документы организации, в которых даётся определение понятию терроризма; на их основе наблюдаются основные этапы развития сотрудничества между странами-участницами ШОС по осуществлению антитеррористической деятельности. Кроме того, по этим документам, а также по информации, размещённой на официальном сайте организации, определены основные сферы сотрудничества в рамках ШОС по борьбе с террористической угрозой. Ключевые направления антитеррористической деятельности ШОС описаны более подробно. Особенно успешно сотрудничество по борьбе с терроризмом происходит в сфере проведения совместных военных учений, на которых государства-члены ШОС обмениваются имеющимися опытом и навыками по устранению террористической угрозы. Достаточно эффективно кооперация по устранению этой угрозы региональной безопасности развивается в рамках научно-технического сотрудничества между странами, происходящего как в официальных органах ШОС, так и на неофициальных площадках, созданных и поддерживаемых ШОС. Помимо этого, отмечаются усилия ШОС по урегулированию ситуации в Афганистане, являющемся основным источником угроз в регионе и при этом имеющим статус наблюдателя при организации. Четвёртым рассмотренным направлением стало сотрудничество ШОС с другими международными организациями и отдельными государствами для участия в разрешении глобальной проблемы и консолидации своего места в международной системе по устранению террористической угрозе. Автор приходит к выводу, что многоплановый характер антитеррористической деятельности ШОС оправдывает себя, так как позволяет наиболее эффективно использовать имеющиеся у стран-участниц ШОС ресурсы, что делает это направление одним из наиболее успешных сфер работы организации.

Ключевые слова: терроризм, постсоветское пространство, региональная безопасность, Шанхайская Организация Сотрудничества, Центральная Азия, Российская Федерация, Китайская Народная Республика, Исламская Республика Афганистан.

THE ROLE OF THE SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION IN COMBATING THE TERRORIST THREAT IN THE POST-SOVIET SPACE

N.D. Nikolashvili

RUDN University, Moscow, Russia

Abstract: This article is devoted to the study of the problem of organizing anti-terrorist activities in the post-Soviet space. The author examines the place of the Shanghai Cooperation Organization in the system of countering the terrorist threat in the region. First, the historical development of the SCO - beginning as an informal platform for discussing defence and security issues and eventually turning into one of the largest Eurasian organizations with the mission of ensuring regional security - is considered. The author analises the legal documents of the organization, which define the concept of terrorism; on this basis, the main stages in the development of cooperation between the SCO members in the implementation of anti-terrorist activities are observed. In addition, according to these documents, as well as information posted on the official website of the organization, the main areas of cooperation within the SCO framework in combating the terrorist threat have been identified. The key areas of SCO anti-terrorist activities are described in more detail. To be especially successful is

found the cooperation in the field of joint military exercises, where the SCO member states exchange their experience and skills in eliminating the terrorist threat. As effective proves to be the scientific and technical cooperation between countries, which takes place both in the official bodies of the SCO and on unofficial platforms created and supported by the SCO. In addition, the efforts of the SCO to resolve the situation in Afghanistan, which is the main source of threats in the region and, at the same time, has observer status with the organization, are noted. The fourth area of the SCO antiterrorist cooperation considered by the author is the collaboration with other international organizations and states. Thus, the SCO participates in resolving the global problem of terrorism and consolidates its place in the international system of combating this threat. The author comes to the conclusion that the multifaceted nature of the SCO's anti-terrorist activities justifies itself, since it allows the most effective use of the resources available to the SCO member states, which makes this field one of the most successful within the organization's work.

Key words: terrorism, post-Soviet space, regional security, Shanghai Cooperation Organization, Central Asia, Russian Federation, People's Republic of China, Islamic Republic of Afghanistan.

Статья 43 раздела 4 Стратегии национальной безопасности РФ 2015 г. второй угрозой государственной и общественной безопасности страны - после «разведывательной и иной деятельности, наносящей ущерб национальным интересам страны», -указывает деятельность террористических и экстремистских организаций1. Наиболее близкие к России в территориальном плане очаги напряжённости и терроризма находятся на и так нестабильном постсоветском пространстве, в регионе Центральной Азии, граничащей с Афганистаном, где уже несколько десятилетий не угасают военные действия. Близость к Ближнему Востоку, государственные и межгосударственные конфликты на территории которого стали условиями для развития международного терроризма на рубеже XX и XXI вв., лишь усугубляют ситуацию [Гусев 2017]. Противодействие террористической угрозой в странах Центральной Азии проходит на различных уровнях: от национального и межгосударственного до регионального и глобального. Международный опыт показывает, что оптимальным методом устранения террористической угрозы и борьбы с транснациональной преступностью в целом является создание системы коллективной безопасности, что, в свою очередь, наиболее эффективно осуществляется посредством создания международных организаций.

1 Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // Президент России. Режим

Нормативно-правовая основа антитеррористической деятельности ШОС.

В апреле 1996 г. по итогам переговоров в Шанхае между представителями Российской Федерации, Китайской Народной Республики, Республики Казахстана, Киргизской Республики и Республики Таджикистана было подписано соглашение об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы, которое вкупе с подписанным год спустя в Москве Соглашением о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы послужило основой для создания системы коллективной безопасности между странами, получившими общее название «Шанхайской пятёрки» [Атабеков 2017].

Новым уровнем в обеспечении региональной безопасности совместными усилиями пяти государств стала встреча в 2001 г., на которой к «пятёрке» присоединилась Республика Узбекистан и началось формирование Шанхайской организации сотрудничества, одной из целей которой стало предпринимать «совместные усилия по поддержанию и обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе». На той же встрече лидеры «шестёрки» подписали Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, что особенно показательно, учитывая тот факт, что эта конференция прошла почти за 3 месяца до событий 11 сентября в Нью-Йорке, повлекших за собой новый этап в международном

доступа: http://kremHn.m/acts/bank/40391/page/1 Дата обращения: 05.09.2020.

противодействии терроризму. Важным является факт определения понятия «терроризму» в рамках ШОС. Одним из препятствий на пути международной борьбы с терроризмом является отсутствие единого понимания того, что включает в себя это понятие, и, как следствие, какие именно организации относятся к числу террористических [Плотников 2009]. Эта конвенция признаёт определения, данные терроризму различными конвенциями ООН, а также определяет в качестве террористического любое «деяние, направленное на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, а также нанести значительный ущерб какому-либо материальному объекту, равно как организация, планирование такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население, нарушить общественную безопасность или заставить органы власти либо международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения»2.

«Совместное противодействие терроризму» стало третьей целью ШОС, обозначенной в принятой в 2002 г. Хартией3. В 2002 г. в структуре организации появился новый постоянный орган, задачей которого стала координация усилий по противодействию террористической, экстремистской и сепаратистской угрозам в регионе, - Региональная антитеррористическая структура (РАТС). Соглашение об учреждении РАТС определяет 12 функций и задач нового органа, среди которых обмен информации между

государствами, создание общего банка данных, проведение совместных антитеррористических учений и операций и поддержание контактов с международными организациями по вопросам терроризма, экстремизма и сепаратизма4.

В последующие годы государства-члены ШОС (к которым в 2017 г. присоединились Республика Индия и Исламская Республика Пакистан) подписали ещё 9 соглашений, направленных, в первую очередь, на координацию антитеррористических действий, а также целый ряд других договоров, статьи которых затрагивали вопрос обеспечения антитеррористической безопасности [Васильев

2017].

Наиболее значимое среди них - Конвенция ШОС против терроризма, подписанная в 2009 г. и ратифицированная Россией в 2010 г. Этот документ дал новое определение понятию «терроризм»: «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями путем совершения либо угрозы совершения насильственных и (или) иных преступных действий, связанных с устрашением населения и направленных на причинение ущерба личности, обществу и государству». Кроме того, данная Конвенция более подробно описывает, что включает в себя антитеррористическая деятельность и какие направления охватывает сотрудничество стран ШОС по борьбе с террористической угрозой 5. Наиболее значимыми направлениями антитеррористической работы ШОС являются военные учения, научное сотрудничество, урегулирование ситуации в Афганистане, а также кооперация с другими международными структурами с целью устранения террористической угрозы в мире [Лузянин

2018].

2 Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом // Президент России. Режим доступа: http://kremlin.ru/supplement/3405 Дата обращения: 05.09.2020.

3 Хартия Шанхайской организации сотрудничества // Президент России. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supplement/3450 Дата обращения: 05.09.2020.

4 Соглашение между государствами - членами

Шанхайской организации сотрудничества о

Региональной антитеррористической структуре // Президент России. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supplement/3864 Дата обращения: 06.09.2020.

5 Конвенция Шанхайской организации сотрудничества против терроризма // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902339374 Дата обращения: 06.09.2020.

Антитеррористические учения

Ключевым направлениям сотрудничества в сфере противодействия терроризму в рамках ШОС является обмен опытом и информацией. Для обмена опытом с 2003 г. странами ШОС проводятся совместные антитеррористические военные учения. В учениях в 2003 г. на территории Китая и Казахстана приняли участие все государства-члены организации за исключением Узбекистана. В 2005 г. Россия и Китай провели первые совместные учения для развития военно-технического сотрудничества, получившие название «Мирная миссия». С тех пор антитеррористические учения под этим названиям проводятся странами ШОС на регулярной основе [Рахимов 2019].

В 2008 г. странами было подписано Соглашение, которое утвердило порядок проведения учений, а также определило в качестве их цели «подготовку специальных антитеррористических формирований для совместных действий Сторон при совершении или возникновении угрозы совершения террористического акта на их территориях»6.

Исследователь РАН З. Кокошина разделяет антитеррористические учения ШОС на три категории: учения спецслужб и правоохранительных структур под эгидой РАТС; совместные пограничные операции; и учения «Мирная миссия». При этом все учения могут проходить как в двустороннем, так и в многостороннем формате и затрагивать различные аспекты планирования, управления, логистики и контроля антитеррористических мероприятий [Кокошина 2018].

Особый интерес вызывают учения по противодействию использования среды Интернет для распространения и пропаганды

террористической идеологии. Такие учения, например, были проведены в 2017 г. в Китае, в городе Сямынь. На этих учениях отрабатывались методы мониторинга Интернет-ресурсов для сбора данных, фиксации и нейтрализации потенциальных источников террористической угрозы 7. Подобный многоплановый характер учений позволяет обеспечить тактическую и стратегическую подготовку структур стран ШОС к сдерживанию террористической угрозы.

Научное сотрудничество

Наиболее успешно в сфере устранения террористической угрозы на базе ШОС происходит научное сотрудничество. В первую очередь, следует отметить частоту встреч на высшем уровне, посвящённых обсуждению террористической угрозы. Так, эта проблема постоянно поднимается на заседаниях Секретариата ШОС, постоянного исполнительного органа, ответственного за координацию дея-

о

тельности организации .

В 2013 г. впервые прошла Научно-практическая конференция («круглый стол») о сотрудничестве в сфере противодействия международному терроризму и экстремизму между государствами-членами ШОС и государствами-наблюдателями при ШОС. В конференции приняли участие как представители постоянных органов ШОС, так и учёные и исследователи из разных стран. С тех пор РАТС ежегодно проводит эту конференцию (последняя - седьмая - состоялась в ноябре 2019 г.) для обмена опытом между специалистами и консолидации научного сотрудничества в области региональной безопасности 9.

Особым значением для борьбы с террористической угрозой обладает работа с молодёжью, в связи с чем вопросы терроризма

6 Соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических учений государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499067462_Дата обращения: 07.09.2020.

7 О проведении совместного антитеррористиче-

ского учения компетентных органов государств-членов ШОС по противодействию использова-

ния сети интернет в террористических, сепаратистских и экстремистских целях «Сямынь-

2017» // РАТС ШОС. Режим доступа: http://ecrats.org/ru/news/7051 Дата обращения: 07.09.2020.

8 В Секретариате ШОС обсудили вопросы взаимодействия в борьбе с терроризмом // ШОС. Режим доступа: http://rus.sectsco.org/news/20161207/169134.html Дата обращения: 07.09.2020.

9 Седьмая научно-практическая конференция РАТС ШОС в Ташкенте // ШОС. Режим доступа: Ыф://гш .sectsco.org/news/20191108/595359.html Дата обращения: 07.09.2020.

периодически поднимаются на форумах, организуемых Молодёжным советом ШОС. В 2018 г. главы государств ШОС приняли Совместное обращение к молодёжи, в котором особо осудили вовлечение молодёжи в деятельность террористических группировок и подчеркнули необходимость совместной борьбы правительств стран ШОС с угрозой терроризма 10. В сентябре того же года бывший Генеральный Секретарь ШОС Р. Алимов (занимал должность в период 2016-2018 гг.) выступил перед слушателями курсов по проблеме противодействия террористической угрозы в Центре юридической подготовки и сотрудничества стран ШОС в Шанхайского политико-юридического университета 11.

Тем не менее, на пути более эффективного научного сотрудничества между странами-участницами ШОС стоят такие препятствия, как отсутствие правовых механизмов, регулирующих это направление сотрудничества, проблемы с финансированием мероприятий, которые не связаны напрямую с обеспечением безопасности, а также политические разногласия между государствами [Резинкин 2020].

Диалог по Афганистану.

Другим важным направлением антитеррористической деятельности ШОС является предотвращение угроз, исходящих из Афганистана, посредством дипломатической помощи. Именно Афганистан, по заявлению главы СБ России Н. Патрушева, является главным источником террористической угрозы для стран ШОС12. Так, в 2005 г. для создания фундамента для конструктивного

10 Совместное обращение глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества к молодежи // ШОС. Россия 2019-2020. Режим доступа: https://sco-russia2020.ru/images/00/42/004280.pdf_Дата обращения: 07.09.2020.

11 Р.Алимов: «В государствах-членах ШОС утвердился консенсус "нулевой терпимости" к

любым актам терроризма и экстремизма: им нет

и не может быть никаких оправданий». Генсекре-тарь ШОС выступил в г.Шанхае перед слушате-

лями Центра юридической подготовки и сотруд-

ничества стран ШОС // ШОС. Режим доступа: http://rus.sectsco.org/news/20180918/465751.html

Дата обращения: 07.09.2020.

диалога с ИРА была создана Контактная группа «ШОС-Афганистан». После трёх заседаний, на которых принимались в основном административные решения, деятельность КГ была заморожена на период 20092017 гг. ввиду неспособности сторон прийти к консенсусу по поводу содержания и формата работы форума 13. Тем не менее, в 2009 г. в Москве под эгидой ШОС прошла Специальная конференция по Афганистану, на которой, среди прочего, было декларировано намерение ШОС наращивать вклад в противодействие терроризму и создание антитеррористического пояса безопасности и принят план действий по борьбе с трансграничной преступностью14. Встречи КГ были возобновлены в 2019 г. в Бишкеке, где было обсуждено нынешнее положение в Афганистане и принята Дорожная карта дальнейших действий15.

В 2012 г. странами ШОС было принято решение о предоставлении Афганистану роли наблюдателя при организации. Кроме того, периодически поднимается вопрос включения ИРА в число членов ШОС, однако подобному шагу препятствует бесспорное влияние США на внешнюю политику Афганистана, а также неоднозначное отношение к его положению среди государств-членов ШОС 16.

Международное сотрудничество.

С 2005 г. ШОС является наблюдателем при ООН, что утвердило место данной организации в современной системе международных отношений. С тех пор представители ШОС часто принимают участие в международных конференциях по вопросам

12 Статус Афганистана в ШОС: ситуация может измениться // Afganistan.ru. Режим доступа: https://afghanistan.ru/doc/121292.html Дата обращения: 07.09.2020.

13 Контактная группа «ШОС - Афганистан» // ШОС. Режим доступа: http://scochn.beta2.ria.ru/about_sco/20190716/5654 24.html Дата обращения: 07.09.2020.

14 Документы специальной конференции по Афганистану под эгидой Шанхайской организации сотрудничества (27.03.2009 г.) // ШОС. Режим доступа: http://infoshos.ru/ru/?id=47 Дата обращения: 07.09.2020.

15 Контактная группа «ШОС - Афганистан».

16 Статус Афганистана в ШОС: ситуация может измениться.

региональной и глобальной безопасности, среди которых и вопросы антитеррористической деятельности.

Особую важность носит участие ШОС в мероприятиях по борьбе с терроризмом на площадках ООН. Осенью 2017 г. состоялась встреча Генерального секретаря ШОС и директора Исполнительного комитета РАТС с Владимиром Воронковым - заместителем Генерального секретаря, руководителем созданного за несколько месяцев до того Контртеррористического управления ООН 17. Весной 2018 г. делегация ШОС не только приняла участие в Международной конференции высокого уровня, посвященной противодействию международному терроризму и экстремизму, но и способствовала проведению переговоров Р. Алимова с В. Воронко-вым, а также Исполнительным директором Контртеррористического исполнительного директората Контртеррористического комитета СБ ООН М. Конинкс и Специальным представителем Генерального секретаря ООН, Главой Регионального Центра ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии Н. Герман 18. В 2018 г. представители ШОС приняли участие в проведённой в Душанбе под эгидой правительства Таджикистана, ООН, ОБСЕ и ЕС Международной конференции высокого уровня, посвящённой противодействию терроризму и экстремизму 19. С 2018 г. встречи между представителями ШОС и ООН для обсуждения вопроса устранения террористической угрозы проводятся несколько раз в год. В июле 2020 г. Генеральный секретарь ШОС В. Норов (вступил в

должность в январе 2019 г.) выступил на открытии Виртуальной контртеррористической недели ООН, акцентировав внимание участников на борьбе с кибертерроризмом и на необходимости совместных усилий для устранения террористической угрозы на основе «принципов инклюзивности, солидар-

20

ности, взаимного доверия» .

В сентябре 2018 г. в штаб-квартире ШОС под председательством бывшего генерального директора ЮНЕСКО И. Боковой состоялся Международный цивилизационный форум «Тайхэ» («Великое согласие»). На этом форуме произошёл обмен опытом и знаниями между государственными, общественными и научными деятелями Востока и Запада.

Весной 2017 г. делегация ШОС была приглашена на Форум ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности, где Р. Алимов в своей речи особо подчеркнул значение

устранения террористической угрозы в реги-

21

оне .

Кроме того, ШОС участвует в диалоге по решению афганской проблемы на международном уровне. Так, в 2016 г. ИРА и Европейский Союз пригласили Р. Алимова принять участие в Брюссельской конференции по Афганистану, в которой также приняли участие высокие представители 75 стран и 25 международных организаций. Выступая перед участниками конференции, Р. Алимов отметил заинтересованность ШОС в урегулировании афганской проблемы и вклад организации в оказание помощи ИРА22. В июле 2019 г. Секретариат ШОС участвовал в

17 Генеральный секретарь ШОС провёл встречу с руководителем Контртеррористического управления ООН // ШОС. Режим доступа: http://rus.sectsco.org/news/20170920/328723.html Дата обращения: 07.09.2020.

18 ШОС и ООН заинтересованы в укреплении антитеррористического взаимодействия // ШОС. Режим доступа: http://rus.sectsco.org/news/20180503/415506.html Дата обращения: 07.09.2020.

19 Р. Алимов: «Эффективная борьба с международным терроризмом и экстремизмом требует

консолидации усилий всего мирового сообще-

ства». Генеральный секретарь ШОС выступил на

пленарном заседании Душанбинской международной конференции высокого уровня // ШОС. Режим доступа:

http://rus.sectsco.org/news/20180504/416110.html Дата обращения: 07.09.2020.

20 Генеральный секретарь ШОС выступил на открытии Виртуальной контртеррористической недели ООН // ШОС. Режим доступа: http://rus.sectsco.org/news/20200707/661221.html Дата обращения: 07.09.2020.

21 Р. Алимов: «ШОС не является военным блоком, однако продолжает укрепление механизмов, своим остриём направленных на радикальное искоренение террористической деятельности». Генеральный секретарь ШОС выступил на Форуме ОБСЕ в Вене // ШОС. Режим доступа: http://rus.sectsco.org/news/20170510/266808.html Дата обращения: 07.09.2020.

22 Генеральный секретарь ШОС принял участие в Брюссельской конференции по Афганистану //

проведённой при содействии Управления ООН по наркотикам и преступности Совместной региональной конференции по борьбе с наркотиками и терроризмом в рамках инициативы «Сердце Азии - Стамбульский процесс» по урегулированию ситуации в Афганистане 23.

«Дуга нестабильности», опоясывающая страны ШОС, и политическая и экономическая нестабильность в самих государствах Центральной Азии делает непременным существование в этом регионе организации, ответственной за обеспечение коллективной безопасности. Несмотря на то, что успешность деятельности ШОС в общем оценивается по-разному, в сфере противодействия терроризму организацией были достигнуты значительные успехи. Так, по заявлению Р. Алимова к 2018 г. странами-членами ШОС было предотвращено более 600 преступле-

террористических баз 24 В интервью с корреспондентом РИА-Новостей Р. Алимов следующим образом определил основу антитеррористической деятельности ШОС: «Самое главное в этом взаимодействии — решительная и бескомпромиссная ликвидация правовых, финансовых и социальных основ существования террористического подполья. У террористов должно быть понимание того, что у них не может быть какого-либо укрытия на пространстве ШОС» 25.

Тем не менее, следует понимать, что международный терроризм остаётся одной из наиболее значимых угроз глобальной безопасности и в связи с его беспорядочностью и связью с другими видами транснациональной преступности его полная ликвидация практически невозможна, в связи с чем ШОС лишь наращивает сотрудничество по противодействию данной угрозе.

ний террористов и уничтожено свыше 500

Библиографический список

Атабеков К.К., Костенко Г.Д. Правовые основы обеспечения региональной безопасности в рамках ШОС. // Актуальные научные исследования в современном мире. 2017. № 9-4 (29). С. 51-55.

Васильев Л.Е. 2017. Борьба с терроризмом на пространстве ШОС. ИДВ РАН. 216 с.

Гусев Л.Ю. Борьба с терроризмом и экстремизмом в центральноазиатских странах-членах

ШОС. // Международная аналитика. 2016. № 4 (18). С. 66-70. Кокошина З.А. Антитеррористические учения ШОС // Международная жизнь. 2018. №9. СС. 192-204.

Лузянин С.Г., КлименкоА.Ф. «Большая Евразия» и ШОС: миропорядок, безопасность и борьба

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с терроризмом. // Научно-аналитический журнал Обозреватель. 2018. № 8 (343). С. 5-22. Плотников А. В. К вопросу юридического определения понятия «международный терроризм». // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2009. № 3. С. 105-117.

Рахимов К.Х. Военно-техническое сотрудничество в рамках ШОС (международные правовые

аспекты). // Международный правовой курьер. 2019. № 1 (30). С. 21-29. Рахимов К.Х., Курылев К.П. Роль Шанхайской Организации Сотрудничества в обеспечении

безопасности в Центральной Азии. Москва, Издательские решения», 2018. Резинкин А.Ю. Пути преодоления преград развитию международного научно-технического сотрудничества государств-членов ШОС. // Российско-азиатский правовой журнал. 2020. № 2. С. 103-107.

ШОС. Режим доступа:

Ыф://гш .sectsco.org/news/20161005/137180.html Дата обращения: 07.09.2020.

23 Секретариат ШОС принял участие в Совмест-

ной региональной конференции по борьбе с наркотиками и терроризмом в рамках инициативы «Сердце Азии - Стамбульский процесс» в Алматы // ШОС. Режим доступа: http://rus.sectsco.org/news/20190722/566387.html

Дата обращения: 07.09.2020.

24 Генсек ШОС: более 600 преступлений террористов предотвращены странами-членами организации // ТАСС. Режим доступа: https: //tass .ru/mezhdunarodnaya-panorama/5175971_Дата обращения: 07.09.2020.

25 Рашид Алимов: террористы должны понять, что им нет укрытия в странах ШОС // ШОС. Режим доступа: http://rus .sectsco.org/news/20181002/469714.html Дата обращения: 07.09.2020.

Селезнев И.А. Роль ОДКБ и ШОС в обеспечении безопасности стран Средней Азии. // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 4. С. 143-152. Сергеев А.В. Некоторые аспекты международного сотрудничества России в сфере противодействия экстремизму и терроризму в рамках ШОС. // Право и государство: теория и практика. 2011. № 10 (82). С. 109-111.

Сведения об авторе: Николашвили Нино Дмитриевна - магистрант кафедры теории истории международных отношений РУДН (e-mail: n.i.n.o.31297@gmail.com).

References

Atabekov K. K., Kostenko G. D. Pravovye osnovy obespecheniya regional'noj bezopasnosti v ramkah SHOS. // Aktual'nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire. 2017. № 9-4 (29). S. 51-55. Vasil'evL. E. 2017. Bor'ba s terrorizmom na prostranstve SHOS. IDV RAN. 216 s. Gusev L. YU. Bor'ba s terrorizmom i ekstremizmom v central'noaziatskih stranah-chlenah SHOS. //

Mezhdunarodnaya analitika. 2016. № 4 (18). S. 66-70. Kokoshina Z. A. Antiterroristicheskie ucheniya SHOS // Mezhdunarodnaya zhizn'. 2018. №9. SS. 192-204.

Luzyanin S. G., Klimenko A. F. «Bol'shaya Evraziya» i SHOS: miroporyadok, bezopasnost' i bor'ba s

terrorizmom. // Nauchno-analiticheskij zhurnal Obozrevatel'. 2018. № 8 (343). S. 5-22. Plotnikov A. V. K voprosu yuridicheskogo opredeleniya ponyatiya «mezhdunarodnyj terrorizm». // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: YUridicheskie nauki. 2009. № 3. S. 105-117.

Rahimov K. H. Voenno-tekhnicheskoe sotrudnichestvo v ramkah SHOS (mezhdunarodnye pravovye

aspekty). // Mezhdunarodnyj pravovoj kur'er. 2019. № 1 (30). S. 21-29. Rahimov K.H., Kurylev K.P. Rol' Shanhajskoj Organizacii Sotrudnichestva v obespechenii

bezopasnosti v Central'noj Azii. Moskva, Izdatel'skie resheniya», 2018. Rezinkin A. YU. Puti preodoleniya pregrad razvitiyu mezhdunarodnogo nauchno-tekhnicheskogo sotrudnichestva gosudarstv-chlenov SHOS. // Rossijsko-aziatskij pravovoj zhurnal. 2020. № 2. S. 103-107.

Seleznev I. A. Rol' ODKB i SHOS v obespechenii bezopasnosti stran Srednej Azii. // Social'no-

gumanitarnye znaniya. 2017. № 4. S. 143-152. Sergeev A. V. Nekotorye aspekty mezhdunarodnogo sotrudnichestva Rossii v sfere protivodejstviya ekstremizmu i terrorizmu v ramkah SHOS. // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2011. № 10 (82). S. 109-111.

About the author: Nikolashvili Nino D. - master's degree student of the department of theory and history of international relations of the Peoples' Friendship University of Russia (e-mail: n.i.n.o.31297@gmail.com)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.