Научная статья на тему 'Развитие сектора домашних хозяйств в контексте финансово-бюджетных отношений региона'

Развитие сектора домашних хозяйств в контексте финансово-бюджетных отношений региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
579
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО / БЮДЖЕТ / КОНЕЧНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зуева К. А.

Статья посвящена проблеме исследования сектора домашних хозяйств в структуре региональной экономики. Домашние хозяйства рассматриваются в качестве самостоятельной институциональной единицы, участвующей в формировании доходной части бюджета субъекта Российской Федерации. Приводится анализ взаимного влияния положения сектора домашних хозяйств и региональной экономики на примере Свердловской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие сектора домашних хозяйств в контексте финансово-бюджетных отношений региона»

8(191)- 2011

БЦЖетное регулирование

УДК 332.1

РАЗВИТИЕ СЕКТОРА ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ В КОНТЕКСТЕ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕГИОНА

К. А. ЗУЕВА, аспирант кафедры региональной и муниципальной экономики E-mail: [email protected] Уральский государственный экономический университет

Статья посвящена проблеме исследования сектора домашниххозяйств в структуре региональной экономики. Домашние хозяйства рассматриваются в качестве самостоятельной институциональной единицы, участвующей в формировании доходной части бюджета субъекта Российской Федерации. Приводится анализ взаимного влияния положения сектора домашних хозяйств и региональной экономики на примере Свердловской обл.

Ключевые слова:региональная экономика, домашнее хозяйство, бюджет, конечное потребление, финансовые потоки.

В современных научных подходах к исследованию региональной экономики недостаточное внимание уделяется влиянию экономической деятельности сектора домашних хозяйств на формирование и развитие экономики регионов.

По мнению многих ученых [2], место и значение домашних хозяйств в экономике и в жизни населения страны и ее регионов осознаются пока еще недостаточно, трактуются неоднозначно и требуют пояснения.

В настоящее время уже не подвергается сомнению необходимость пристального внимания к домашнему хозяйству в социальных и социально-экономических исследованиях. Столь же важными, на взгляд автора, являются и работы, связанные с чисто экономическим отображением деятельнос-

ти домашних хозяйств, в том числе и в системе показателей национального дохода и валового внутреннего продукта.

Недостаточное внимание к специфике развития домашних хозяйств при анализе сущности и поведения экономических субъектов в рыночной экономике на микро- и мезоуровне обусловливают актуальность изучения домашниххозяйств в структуре региональной экономики.

Экономическое поведение домохозяйств задается рамками объективных экономических условий в стране, менталитетом и традициями населения, выработанными в предыдущие годы, идентификацией себя с определенным социальным слоем.

В экономически развитых странах совокупность домашних хозяйств уже много лет рассматривается как принципиально важная часть экономической системы, крупнейший субъект экономики, который представляет интересы всего населения и учитывается в статистической отчетности, во всех процессах макро-, мезо- и микрорегулирования.

Эффективность общественного производства и экономики в целом определяет уровень благосостояния населения. В связи с этим весьма важно оценить и обратное воздействие на макроэкономику результатов экономической деятельности домашних хозяйств как совокупности самых массовых элементов микроэкономического уровня.

До второй половины 1980-хгг. отечественной экономической теорией не уделялось внимания семье. Она включалась в фазы распределения и потребления конечного продукта, но не выступала производящей ячейкой. Основная функция семьи — рождение и воспитание детей, а также воспроизводство жизни взрослых ее членов, которые связаны между собой родственными узами. Основная функция домохозяйства — производство благ и услуг для обеспечения жизнедеятельности его членов. На протяжении длительного периода проблемы человека — качества его жизни и развития — отошли на второй план.

В XXв. подход к развитию как достижению экономических целей оказался главенствующим. Человек в различных экономических теориях стал трактоваться лишь как средство производства, превратился в «человеческий фактор». Распространению новых идей и широкому обсуждению проблем качества жизни во взаимосвязи с экономическим ростом способствовали работы, выполненные в рамках деятельности Римского клуба [5]. Становится все более очевидной ограниченность неоклассического подхода к проблемам развития, для которого особенно характерно подчинение человека экономическим целям и задачам.

Начало 1990-хгг. ознаменовалось формированием концепций и теорий, в которых по-новому рассматривается роль человека. Прежде всего это концепция устойчивого развития и концепция развития человека, стержневой идеей которых является положение о том, что человек — цель экономического роста, а не только его ресурс. Объединяющим компонентом обеих концепций является качество жизни, которое в первом случае выступает как критерий, во втором — как необходимое условие. Важное значение имеет то обстоятельство, что исследования в этом направлении сконцентрировались в рамках международных организаций системы ООН. Теоретические конструкции дополняются разработкой единых методологических принципов оценки соответствующих показателей.

Современное обозначение домохозяйства представляет собой основную единицу социального и биологического воспроизводства, связанного с социально-экономической макроструктурой [6]. В соответствии с рекомендацией ООН домохозяйство определяется «как лицо или группа лиц, объединенных с целью обеспечения всем необходимым для жизни», т. е. объединенных совместным ведением хозяйства [8].

Взаимодействие семьи и экономики рассмат-

ривается в теории «новой экономики домохозяйства», в соответствии с которой деятельность семьи реализуется через профессиональные возможности. Домохозяйство при этом:

— размещено внутри рыночной экономики и выполняет производственные и воспроизводственные функции согласно некоторому разделению труда;

— не имеет автономии и зависит от индустриальных обществ;

— рассматривается на срезе взаимодействия ряда рынков: рынка труда, товарного рынка, финансового рынка (сбережений);

— является рыночной единицей, так как существует по законам рынка.

Домашние хозяйства, наряду с государственными, региональными, муниципальными органами власти и предприятиями различных форм собственности, являются важнейшими субъектами экономической деятельности. Домохозяйства формируют население различных категорий и социальных групп. Население регионов выступает в качестве налогоплательщиков, собственников, работодателей, акционеров, совладельцев предприятий, коммерческих и некоммерческих организаций, потребителей и т. п. Население способно преобразовать на основе совместных ценностей местное хозяйство, улучшить условия проживания в соответствии со своими интересами и потребностями.

Важным является поведение домохозяйств на финансовых рынках, поскольку именно на них формируются источники финансирования вложений в расширение основного капитала и технический прогресс, а следовательно — финансирование экономического роста.

В 1992 г. Нобелевской премии по экономике был удостоен профессор экономики и социологии Чикагского университета Г. С. Беккер за распространение сферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение.

На протяжении многих лет основная часть исследований Г. С. Беккера была напрямую связана с изучением поведения семьи и инвестиций в человеческий капитал [1]. Проблема семьи привлекает внимание своей важностью для всех стран, независимо от типа экономической системы или уровня развития. Благосостояние семьи — это главная задача успешно работающей экономической системы. Семья оказывает огромное влияние на экономику, а развитие экономики значительно изменяет структу-

2002

ру семьи и характер принимаемых в ней решений. Подход Г. С. Беккера предполагает, что инвестиции в человеческий капитал являются главным фактором, способствующим экономическому росту.

Результаты деятельности домашних хозяйств оцениваются их вкладом в валовой внутренний продукт страны (ВВП). По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2008 г. в Российской Федерации фактическое конечное потребление домашних хозяйств равнялось 20 054 млрд руб., или 48,1 % ВВП (рис. 1) [7].

В настоящий период в РФ насчитывается более 52,7 млн домохозяйств, из них 74,4 % приходится на городские домохозяйства, доля сельских составляет 25,6 %. Наибольший удельный вес (27,6 %) занимают домохозяйства, состоящие из 2 чел., далее идут домохозяйства из 3 чел. (23,8 %).

Заслуживает внимания значительность доли домохозяйств, состоящих из 1 чел.: в городах их около 8,8 млн, в сельской местности — почти 3 млн. Наибольший удельный вес домохозяйств с 4 и более членами приходится на сельских жителей. Например, число домохозяйств, насчитывающих 6,7и более чел., в два раза превышает количество аналогичных городских домохозяйств. Но в целом средний размер домохозяйства не имеет больших отклонений в городской и сельской местности и составляет2,7чел. [9].

Происходящая в последние годы социально-экономическая и политическая трансформация российского государства и общества привела к изменению экономических и социальных структур, в том числе в крупном субъекте РФ, которым является Свердловская обл.

На состояние домашних хозяйств Свердловской обл. значительное влияние оказывает экономическая ситуация, сложившаяся на рынке уральского региона, который функционирует как одна из составных частей единого экономического пространства Российской Федерации. Позитивные изменения макроэкономических показателей экономики Свердловской обл. отразились в приросте валового регионального продукта, снижении темпов инфляции, увеличении доходов населения, росте занятых в экономике.

2003

2004

2005

2006

2007

2008

□ Расходы на конечное потребление домашних хозяйств

Рис. 1. Динамика структуры расходов на конечное потребление домашних хозяйств в валовом внутреннем продукте РФ в 2002—2008гг., %

Наряду с положительными процессами имеются многие нерешенные проблемы, связанные с действием факторов системного характера, сдерживающих развитие и снижающих эффективность функционирования региона. Свердловская обл. характеризуется:

— сырьевой направленностью промышленного комплекса, обусловливающей зависимость экономики регионов от внешнеэкономической конъюнктуры;

— низким уровнем применяемых технологий;

— старением основных фондов во всех отраслях промышленности, транспорта и отсутствием средств на их реновацию.

В результате либерализации политики цен общий их уровень существенно возрос и продолжает постоянно расти, ограничивая возможности повышения уровня жизни населения.

Исследование располагаемых ресурсов и расходов на конечное потребление домохозяйств Свердловской обл. за ряд лет свидетельствует о положительной динамике данных показателей. Если в 2001г. располагаемые ресурсы составляли 25 тыс. руб. на одного члена домохозяйства в год, то в 2009 г. эта сумма увеличилась до 170тыс. руб., т. е. в 6,5 раза. При этом денежные доходы возросли в 7,5 раза, стоимость натуральных поступлений увеличилась незначительно — в 2 раза, сумма привлеченных средств и израсходованных сбережений выросла за исследуемый период в 12 раз (табл. 1).

Следует отметить, что данные изменения не отражают реального положения сектора домашних хозяйств в указанный период. При росте абсолютных показателей необходимо учитывать темпы инфляции. Скорректировав показатели роста доходов на уровень инфляции, говорить о росте благосостояния домохозяйств некорректно — можно вести речь только о стабилизации их положения.

Таблица 1

Располагаемые ресурсы и расходы на конечное потребление в среднем на членадомохозяйствавСвердловской обл. в 2001—2009гг., руб. в год [3]

Наименование 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Располагаемые ресурсы 25 010,4 32 695,4 44 977 58 281,7 71 895,7 94 958,7 121 555,2 173 029,4 169 814,7

Валовой доход 23 945,5 32 189,7 43 297,9 54 748,2 68 817,5 88 132,6 112 165,9 147 801,2 157 466,7

Денежный доход 21 505,4 29 307,3 40 497,8 51 743,2 65 673,7 84 848,5 107 572,4 141 734,5 151 848,9

Стоимость натуральных 2 440,1 2 882,4 2 800,1 3 005,0 3 143,8 3 284,1 4 593,5 6 066,7 5 617,8

поступлений

Сумма привлеченных 1 064,9 505,7 1 679,1 3 533,5 3 078,2 6 826,1 9 389,3 25 228,2 12 348

средств и израсходованных сбережений

Расходы на конечное 20 961,3 27 151,2 37 617,9 47 589 57 825,2 69 365,9 87 625 120 512,8 109 843,6

потребление

Стоимость питания 10 688 13 331,1 15 724,6 19431,2 21219,3 24 161 29 460,3 38 950,4 42 033,9

Стоимость натуральных 1 737,0 1 806,9 1 990,2 2 092,6 2 563,9 2 316,6 2 864,9 3 754,4 4 094,3

поступлений продуктов

питания

Поступления из личного 1 367,4 1 351,3 1 531,3 1 653,7 1 948,8 1 735,5 2 048,8 2 683,7 2 964,8

подсобного хозяйства

Полученные подарки и 369,6 455,6 458,9 438,9 615,1 581,1 816,1 1 070,7 1 129,5

другие поступления

Расходы на покупку 6 860,8 8 543,2 15 020,8 18 661,8 22 377,0 26 556,1 33 270,7 46 622,0 35 607,4

непродовольственных

товаров

Расходы на покупку 540,6 700,4 821,1 992,8 1 392,6 1 599 1 917,1 2 181,9 2 399,8

алкогольных напитков

Расходы на оплату услуг 2 720 4 282,3 5 886,3 8 312,1 12 710,8 16 725,1 22 694,7 31 735,2 29 546,1

Уровень инфляции, % 18,6 15,1 12,0 11,7 10,9 9,0 11,9 13,3 8,8

Расходы на конечное потребление за девять лет возросли в 5 раз. Представленные данные свидетельствуют о стабилизации уровня благосостояния населения Свердловской обл. в последние годы, о перераспределении денежных доходов в пользу приобретения непродовольственных товаров и использования разнообразных услуг, когда основным источником доходов выступают денежные доходы. Для анализа положения сектора домашних хозяйств в региональной экономике необходимо определить влияние его поведения на формирование бюджета субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ представляет собой экономические отношения, опосредующие процесс образования, распределения и использования централизованного денежного фонда, находящегося в распоряжения соответствующего органа власти, являющегося его основным финансовым планом, утверждаемым законодательным органом.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ региональный бюджет — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. Социально-экономическое значение региональных бюджетов определяется теми же

характеристиками, что и федерального бюджета, однако их роль специфична. Формирование региональных бюджетов осуществляется на основе общих принципов, установленных в Бюджетном кодексе РФ и иных федеральных законах.

Взаимосвязь домохозяйств и государства заключается в следующем:

1) домохозяйства поставляют государству производственные ресурсы:

— трудовые;

— природные;

— капитальные;

— предпринимательские способности;

2) предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, производимые коммерческими организациями и государственными предприятиями;

3) пополняют доходную часть государственного бюджета посредством уплаты налогов и других видов обязательных платежей;

4) предоставляют свои сбережения организациям и государству для инвестирования в производство.

Важнейшей областью взаимодействия бюджетов домохозяйств и субъекта РФ является формирование доходной части последнего. Крупной частью

Таблица 2

Динамика изменения структуры доходов бюджета Свердловской обл. в 2003—2009 гг.

Год Доход Налог на прибыль организаций Налог на доходы физических лиц Налоги на имущество организаций Безвозмездные поступления

2003 Млн руб. 22 121 5 324,5 4 865,5 1 856,9 2 502,8

Доля в общем доходе, % 100 24,1 22,0 8,4 11,3

2004 Млн руб. 30 833,3 10 278,5 6 853,4 1 844,6 2 637,3

Доля в общем доходе, % 100 33,3 22,2 6 8,6

2005 Млн руб. 46 884,5 18 239,5 13 049,9 4 412,8 3 501,6

Доля в общем доходе, % 100 38,9 27,8 9,4 7,5

2006 Млн руб. 74 673,6 33 422,1 18 777,4 7 765,2 6 288,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доля в общем доходе, % 100 44,8 25,1 10,4 8,4

2007 Млн руб. 97 526 41 647,7 25 398,3 10 175,5 10 308,7

Доля в общем доходе, % 100 42,7 26,0 10,4 10,6

2008 Млн руб. 119 346,5 50 364,2 34 525,8 11 286,6 13 072,2

Доля в общем доходе, % 100 42,2 28,9 9,5 11,0

2009 Млн руб. 103 324,3 20 244,8 28 814,8 12 892,7 30 207,7

Доля в общем доходе, % 100 19,6 27,9 12,5 29,2

дохода бюджета Свердловской обл. выступает налог надоходы физическихлиц (НДФЛ).

По мнению автора, налог на доходы физических лиц — это нераспределенная часть дохода домашнего хозяйства, переданная государству в лице региональных органов власти для решения социальных проблем в обществе.

Анализ динамики изменения структуры доходов бюджета Свердловской обл. показывает, что поступления налога на доходы физических лиц составляют от 20 до 25 % от общего дохода бюджета (табл. 2). Изменение доли налога на доходы физических лиц в структуре доходов бюджета Свердловской обл. представлено на рис. 2.

В настоящее время ставки НДФЛ варьируются в зависимости от статуса резидента и источников получения доходов и составляют: 13 % — по доходам, получаемым в России и за ее пределами физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами; 9% — по доходам от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ; 30 % — по доходам, получаемым в России физическими лицами, являющимися налоговыми нерезидентами; 35% — от стоимости

любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг; процентных доходов по вкладам в банках; суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств.

Установленные в нашей стране ставки НДФЛ — одни из самых низких в мире. К примеру, в Австралии размер налога на доходы физических лиц достигает 17—47%, в Бразилии — 15—27,5%, Великобритании — 40%, Германии — 14—45% (0%, если годовой доход ниже 7 834 евро), Испании — 24-43 %, Италии - 23-43 %, Китае - 5-45 %, Чехии -15 %, США - 15-35 %, Украине - 15 %.

Сейчас НДФЛ является (после налога на добавленную стоимость и налога на прибыль) основой доходной части региональных бюджетов. Напри-

- Налог на прибыль организаций

Налог на доходы физических лиц

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Рис. 2. Изменения доли налога на доходы физических лиц в структуре доходов бюджета Свердловской обл. в 2003—2009гг., %

мер, в 2009г., по данным ФНС России, из 6 798,1 млрд руб., поступивших в консолидированный бюджет субъектов РФ налогов и сборов, на долю налога на доходы физических лиц приходится 1 665 млрд руб.

Налог на доходы физических лиц как федеральный налог полностью поступает в местные и региональные бюджеты. Согласно ст. 13 Налогового кодекса РФ налог на доходы физических лиц является обязательным к уплате на всей территории России. Бюджетным кодексом РФ установлено, что налог на доходы физических лиц подлежит зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ в следующих размерах:

— в бюджеты субъектов РФ — по нормативу 70%;

— в бюджет городских округов — по нормативу 30%;

— в бюджеты поселений — по нормативу 10 %;

— в бюджеты муниципальных районов — по нормативу 20 %.

Взаимодействие между бюджетом субъекта РФ и бюджетом домашнего хозяйства происходит как в части формирования доходов, так и расходов. Величина финансовых потоков между бюджетами зависит от внутренней структуры домохозяйства:

— численности трудоспособных членов домашнего хозяйства и иждивенцев;

— проживания в городской или сельской местности;

— возраста членов домашнего хозяйства;

— уровня доходов и состояния их здоровья и т.д.

Взаимодействие и взаимное влияние домашних хозяйств как субъектов рыночных отношений и бюджета Свердловской обл. представлено на рис. 3.

Основные формы поддержки различных типов домашних хозяйств, предусмотренные в расходной части бюджета Свердловской обл., включают комплекс мероприятий по исполнению законов и программ социальной направленности.

В Свердловской обл. реализуется социальная политика в сфере здравоохранения, образования, физкультуры и спорта, культуры и искусства, туризма и др. Эти направления напрямую касаются всех домохозяйств независимо от типа.

Отдельное внимание в социальной политике Свердловской обл. уделяется домохозяйствам, нуждающимся в прямой социальной поддержке государства: пенсионеры, инвалиды, коллективные домашние хозяйства (детские дома, исправительные колонии, тюрьмы). Численность членов домохозяйств, имеющих право на получение мер социальной поддержки, включенных в федеральный и областной регистры, составила на 01.01.2010 855,6тыс. чел. Это около 19,5% всего населения Свердловской обл. В том числе в федеральный регистр включено 410,06тыс. чел., в областной регистр — 445,55тыс. чел. (рис. 4) [4]. В областном бюджете на 2010 г. предусмотрено освоить 19,6 млрд руб. на социальную политику, что в 1,5 раза больше, чем в 2009 г.

Это обусловлено рядом объективных причин:

— сохранение социальной стабильности в обществе;

— обеспечение уровня прожиточного минимума граждан;

— соблюдение основных социальных гарантий государства, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

В Свердловской обл. действует система предоставления мер социальной поддержки отдельным

Рис. 3. Схема финансовых потоков между бюджетом субъекта РФ и бюджетами домашних хозяйств

460 ООО ' 450 ООО ' 440 ООО ' 430 ООО • 420 ООО • 410 000 • 400 ООО ' 390 ООО ' 380 ООО •

категориям граждан, отнесенным как к региональному, так и к федеральному регистру. Главной проблемой при этом является весьма ограниченное финансирование. Денежные выплаты с трудом покрывают потребности домашних хозяйств, находящихся полностью на иждивении государства. В перспективе запланировано постепенное увеличение объемов финансирования таких расходов. Только в этом случае возможно сохранить баланс интересов в обществе. Именно применение грамотной политики перераспределения денежных средств и позволит обществу развиваться сбалансированно.

Таким образом, комплексный анализ структуры бюджета субъекта РФ выявил взаимное влияние сектора «домашнее хозяйство» на формирование доходной и расходной частей регионального бюджета. Использование экономического подхода в качестве исследования сектора домашних хозяйств позволяет в комплексе выявить закономерности, тенденции, особенности развития данного сектора национальной экономики. Изучение действия совокупности экономических и социальных факторов на развитие домашних хозяйств может рассматриваться в качестве одного из методов осознанного регулирования их деятельности в соответствии с экономическими законами на региональном уровне.

Существенное влияние на совершенствование экономической политики региона, повышение эффективности проводимых реформ оказывает развитие функций государственных структур. В целом миссия органов власти и управления в региональной экономике состоит в обеспечении гармоничных отношений в системе «население (домашние хозяйства) —хозяйствующие субъекты—государство» путем создания институциональных и организационно-экономических условий для эффективной деятельности и удовлетворения потребностей домашних хозяйств на уровне мировых стандартов качества жизни. По мнению автора, результативность социально-экономических преобразований в значительной мере зависит от усиления роли государства и региональных органов в их регулировании с целью обеспечения и усиления социальной направленности политики

454 711

414 970

445 556

410 069

2009

] Федеральный регистр

2010

1 Областной регистр

Рис. 4. Динамика изменения численности граждан Свердловской обл., включенныхв федеральный и областной регистры, в 2009—2010гг., чел.

региона. Дальнейшее развитие субъектов РФ будет определяться состоянием общеэкономических, политических и социальных условий в стране и регионах, уровнем жизни населения, стабилизацией денежных доходов отдельных домохозяйств.

Список литературы

1. Беккер Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории: пер. с англ. М.: ГУ ВШЭ. 2003. 672 с.

2. Жеребин В.М., Романов А. Н. Экономика домашних хозяйств. М.: Финансы, ЮНИТИ. 1998.

3. Итоги обследования бюджетов домашних хозяйств Свердловской области за 2005—2009 годы: статистический сборник. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области. Екатеринбург. 2010.

4. О работе органов социальной защиты населения Свердловской области в 2009 году. Правительство Свердловской области, министерство социальной защиты населения Свердловской области. Екатеринбург. 2010. 25 с.

5. Печчеи А. Человеческие качества: пер с англ. М.: Прогресс. 1980.

6. Показатели устойчивого развития: структура и методология: пер. с англ. Тюмень. 2000.

7. Российский статистический ежегодник. 2009: статистический сборник. М. 2009.

8. Статистический словарь / под ред. М. А. Королева. М.: Финансы и статистика. 1989. С. 120.

9. URL:http://www.gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.