2(188) - 2014
Налоги и налогообложение
УДК 336.225
АНАЛИЗ РЕСУРСНой БАЗЫ
налогообложения домашних хозяйств
а. а. малецкий,
аспирант, старший преподаватель кафедры финансов, денежного обращения и кредита E-mail: [email protected] Тюменский государственный университет
В статье рассмотрены финансовые отношения сектора домашних хозяйств. Сделана попытка их количественной оценки, проведена оценка динамики поступлений налогов, уплачиваемых домашними хозяйствами, и их налоговой нагрузки. Описаны особенности текущей и предполагаемой ресурсной базы налоговых отношений физических лиц в разрезе субъектов Российской Федерации.
Ключевые слова: налоговое регулирование, механизм, налогообложение, доходы, домашнее хозяйство, потребительские расходы, ресурсная база, налоговая нагрузка.
Российское законодательство о налогах и сборах наделяет правами и обязанностями отдельно взятых физических лиц (индивидуальных предпринимателей и просто физических лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью), но не домашние хозяйства. Не противореча нормам налогового права, домашнее хозяйство как участник налоговых отношений рассматривается автором через налоговые отношения его конкретных членов (физических лиц), не связанные с их возможной предпринимательской деятельностью. Таким образом, сектор домашних хозяйств при действующем налоговом законодательстве охватывает совокупность физических лиц, объединенных общими бюджетом и жильем (местом проживания).
Физические лица (члены домашнего хозяйства) вступают в налоговые отношения вследствие того, что экономико-хозяйственная деятельность
домашнего хозяйства в процессе получения и расходования им доходов приводит к возникновению налоговых обязанностей и прав (рис. 1).
Получение доходов условно коммерческого характера (доходов от предпринимательской деятельности, от продажи рабочей силы на рынке труда, от инвестиций) влечет уплату налогов. Расходы также ведут к возникновению косвенных налогов (при потреблении населением товаров, работ и услуг) и прямых налогов (при владении движимым и недвижимым имуществом, в том числе землей). Расходы инвестиционного характера (сбережения) также ведут к возникновению налогов в случае получения частным инвестором инвестиционного дохода (при инвестиционном убытке налог не уплачивается).
В узком смысле под налоговым регулированием сектора домашних хозяйств понимается процесс целенаправленного управляющего воздействия государства на финансовые ресурсы домашних хозяйств посредством установления, введения и взимания системы налогов, подкрепленного институтом государственного принуждения, в целях гармонизации и оптимизации заложенных в налогах фискальной, регулирующей, социальной и контрольной функций, исходя из приоритетных направлений развития страны [5].
Цель налогового регулирования сектора домашних хозяйств, по мнению автора, двояка: с одной стороны, оно должно содействовать реализации стратегических целей развития страны, с другой стороны, должно обеспечивать оптимальный баланс частных
финансовая аналитика
проблемы и решения
Источник: составлено автором.
Рис. 1. Финансовые отношения сектора домашних хозяйств в кругообороте движения их финансовых ресурсов в экономике страны
и общественных интересов хозяйствующих субъектов - налогоплательщиков и/или хозяйствующих субъектов - потребителей государственных услуг.
Реализуется налоговое регулирование (НР) через специальный механизм налогового регулирования, включающий субъекты, объекты, формы воздействия и взаимодействия субъектов и объектов, методы и инструменты (рис. 2).
Анализ действующего законодательства о налогах и сборах показал, что в настоящее время физические лица являются плательщиками налогов (сборов) с доходов, имущества и фактически - плательщиками налогов с потребления (косвенных или перелагаемых налогов).
Все налоги, уплачиваемые физическими лицами в РФ, можно классифицировать по финан-
сово-экономическим, административно-правовым и пространственно-временным признакам. Отечественное законодательство о налогах и сборах наделяет физических лиц, как участников налоговых отношений, разными налоговыми статусами в отношении прямых налогов [7, 8]:
1) налогоплательщика и плательщика сборов;
2) налогового агента;
3) налогового резидента и налогового нерезидента;
4) третьего лица (законного или уполномоченного представителя налогоплательщика, свидетеля, переводчика, специалиста-эксперта);
5) должностного лица налогового или иного уполномоченного органа;
6) налогового правонарушителя.
финансовая аналитика
проблемы и решения
Элементы механизма налогового регулирования
Рис. 2. Механизм налогового регулирования сектора домашних хозяйств [4]
В отношении косвенных или перелагаемых налогов (налогов на потребление - налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов) физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, легально налоговым статусом не обладают. Налоговый статус налогоплательщика по косвенным налогам (НДС, акцизам) появляется исключительно у физических лиц - индивидуальных предпринимателей в случае, если они не осуществляют деятельность в соответствии со специальными налоговыми режимами. В то время как в реальности уплата косвенных налогов осуществляется конечными потребителями (физическими лицами), поскольку косвенные налоги включаются в цену потребляемых ими товаров.
Наиболее значимыми для бюджета домашнего хозяйства являются налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и косвенные налоги, включаемые в цену потребляемой ими продукции (НДС, акцизы, импортные пошлины). Налоги на доходы физических лиц уменьшают суммы располагаемых доходов домашнего хозяйства, а косвенные налоги - увеличивают суммы их потребительских расходов. Имущественные налоги (налог на землю, налог на имущество физических лиц и транспортный налог) увеличивают издержки, связанные с владением облагаемыми объектами (землей, недвижимостью, транспортными средствами).
Для бюджетной системы Российской Федерации наиболее значимыми из налогов, уплачиваемых
домашними хозяйствами, являются НДФЛ, НДС, акцизы. Согласно данным Министерства финансов Российской Федерации, налоги на товары, реализованные на территории Российской Федерации в 2012 г., составили 17,3 % всех доходов федерального бюджета, налоги на ввозимые товары -13,3 %, что соответственно составило 3,6 и 2,7 % от ВВП России за 2012 г. [11]. Также 29,2 % всех доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации приходится на поступления НДФЛ (что даже больше поступлений по налогу на прибыль, составляющих всего 27,3 % доходов консолидированных бюджетов), 7,3 % приходится на поступления по налогам на имущество, 6,3 % составляют акцизы на товары, производимые на территории Российской Федерации [3].
Динамика поступлений НДФЛ в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в 2007-2012 гг. была нестабильна (рис. 3).
В Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Уральском федеральных округах и в целом по РФ наименьшие поступления НДФЛ наблюдались в 2009 г., а уже с 2010 г. наметился рост поступлений. В то же время в Южном, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах максимальные падения поступлений по НДФЛ в консолидированные бюджеты отмечаются в 2010 г., т. е. временной лаг отклика на кризис составил один год.
По поступлениям в консолидированные бюджеты субъектов транспортного налога отмечен-
150
Рис. 3. Динамика поступлений НДФЛ в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
в 2006-2012 гг. (к предыдущему году), % [12]: 1 - 2007 г.; 2 - 2008 г.; 3 - 2009 г.; 4 - 2010 г.;5 - 2011 г; 6 - 2012 г
ных по НДФЛ закономерностей не наблюдается (рис. 4). Явно выделяется ниспадающий тренд по поступлениям транспортного налога в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в разрезе федеральных округов и по России в целом, только в Приволжском, Дальневосточном и Северо-Западном федеральных округах в 2012 г. поступления транспортного налога возросли по сравнению с 2011 г.
Поступления НДС в федеральный бюджет по федеральным округам представлены на рис. 5. Безусловно, необходимо учитывать, что не по всем суммам НДС конечным плательщиком явились физические лица. Определить реальный удельный 170
150
130
вес поступивших сумм НДС из личных бюджетов россиян невозможно.
Отмечается тенденция увеличения поступлений НДС в бюджетную систему (что на фоне неизменности налоговых ставок вполне коррелирует с ростом объемов потребления населением ввиду роста цен).
Динамика поступлений акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, представлена на рис. 6.
Представленная диаграмма (см. рис. 6) также иллюстрирует разные тенденции, которые связаны не с потреблением населением подакцизных товаров, а с территориальной дислокацией бизнеса, чьи
110
90
70
50
Рис. 4. Динамика поступлений транспортного налога в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в 2007-2012 гг (к предыдущему году), %% [12]: 1 - 2007 г.; 2 - 2008 г.; 3 - 2009 г.; 4 - 2010 г.;5 - 2011 г; 6 - 2012 г
Рис. 5. Динамика поступлений НДС в бюджетную систему Российской Федерации в 2007-2012 гг.
(к предыдущему году), % [12]: 1 - 2007 г; 2 - 2008 г; 3 - 2009 г; 4 - 2010 г;5 - 2011 г; 6 - 2012 г
160 140
120
Рис. 6. Динамика поступлений акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, в бюджетную систему в 2006-2012 гг. (к предыдущему году), % [12]: 1 - 2007 г; 2 - 2008 г; 3 - 2009 г; 4 - 2010 г;5 - 2011 г; 6 - 2012 г
товары (в основном алкоголь и табачная продукция) подлежат подакцизному обложению.
Ресурсной базой для всех налогов выступает, прежде всего, уровень доходов россиян как объект налогообложения НДФЛ, а для косвенных и иму-
щественных налогов - уровень платежеспособности населения.
Проведем анализ ресурсной базы налогового регулирования отечественного сектора домашних хозяйств в части их налогообложения, не связанного
с возможной или реальной предпринимательском деятельностью.
С определением потенциального и реального числа налогоплательщиков возникают особенности, поскольку налоговой дееспособностью (т. е. способностью иметь налоговые права и нести налоговые обязанности) физические лица обладают с рождения. Следовательно, все население страны является потенциальными налогоплательщиками. Реально же налогоплательщиками становятся те физические лица, у которых появляется налогооблагаемый объект - доход, имущество, и налоговые органы в разрезе налогов ведут учет количества налогоплательщиков. Таким образом, потенциальное число налогоплательщиков - общая численность населения России, а реальное число - различное по каждому прямому налогу. Косвенные налоги уплачивают все физические лица, поскольку в рыночной экономике невозможно прожить, не вступая (лично или через представителей - законных и уполномоченных) в отношения денежно-материального обмена, т. е. не покупая товары, работы и услуги.
Согласно данным Росстата, на 1 января 2013 г. население России (потенциальное число налогоплательщиков) составляло около 143,3 млн чел., из них 74 % (106,1 млн чел.) - городское население, 26 % (37,2 млн чел.) - сельское [12]. При этом 64,9 % трудоспособного населения в возрасте от 15 до 72 лет в 2012 г. являлось занятым, а 19 % населения были заняты неформально. Наибольшее число россиян в 2012 г. было занято в сфере услуг (64,9 % всех занятых), наименьшее - в сельском хозяйстве (всего 7,3 % занятых), а в промышленности было занято 27,8 % [2].
В самом общем виде структура населения России по доходам, согласно данным Росстата, характеризуется преобладанием населения с доходами от 15 тыс. руб. /мес. до 25 тыс. руб./мес., меньше всего (3,8 %) тех, кто получает до 3,5 тыс. руб./мес. (рис. 7).
Текущая ресурсная база налоговых отношений физических лиц в разрезе субъектов РФ (табл. 1) характеризуется следующими особенностями: - Центральный федеральный округ является лидером по всем рассматриваемым показателям - численности населения вообще, трудоспособного, занятого населения, уровню среднедушевых доходов, объему валового регионального продукта (ВРП) и по поступлениям НДФЛ, транспортного налога и НДС;
Рис. 7. Распределение населения России по размеру
среднедушевых доходов, % [12]: 1 - до 3 500 руб./мес.; 2 - от 3 501 до 5 000 руб./мес.;
3 - от 5 001 до 7 000 руб./мес.; 4 - от 7 001 до 10 000 руб./мес.; 5 - от 10 001 до 15 000 руб. /мес.; 6 - от 15 001 до 25 000 руб./мес.; 7 - от 25 001 до 35 000 руб./мес.; 8 - свыше 35 000 руб. /мес.
- аутсайдером по всем показателям является Северо-Кавказский федеральный округ;
- согласно данным о структуре населения в разрезе доходных групп основными налогоплательщиками по суммам НДФЛ и косвенных налогов, безусловно, являются семьи, относящиеся к группе с доходами от 15 до 25 тыс. руб./мес. на каждого члена семьи (таких в России более 25 % всего населения [см. 12]).
Динамика изменения структуры населения по доходным группам за 2005-2012 гг. свидетельствует о сокращении численности наибеднейших граждан и об увеличении тех, чьи доходы на человека в месяц выше средних доходов по стране (табл. 2).
К сожалению, доступные данные не позволяют проследить динамику ресурсной базы (доходов и потребительских расходов населения) в разрезе федеральных округов за 2006-2012 гг.
Структура расходов россиян (в терминах Росстата
- структура использования доходов) характеризуется преобладанием расходов на покупку товаров и оплату услуг (в 2012 г. эти расходы составили почти 80 %), меньше всего средств в 2012 г. было израсходовано на покупку валюты - всего 3,8 % всех доходов (табл. 3).
Что касается динамики абсолютной величины расходов населения, то, по данным исследователь-
7
4
со
Таблица 1
=i -о
о
<Т>
z tr
тз
<Т>
Е
<Т> X
Показатели ресурсной базы налоговых отношений физических лиц по субъектам Российской Федерации за 2011-2012гг.
е
п
0
1
Федеральный округ ВРП ja 2011г., трлн руб. Численность населения, млн чел. Среднедушевые денежные доходы населения, руб. Число собственных легковых автомобилей на 1 000 чел. населения В консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, млрд руб. В федеральный бюджет НДС на товары, реали-jyeMbie на территории России, млрд руб.
Всего Экономически активного Занятых ИП НДФЛ Транспортный налог НИФЛ
Центральный 16,2 38,9 21,0 20,4 0,5 29 584 264 870,4 30,1 10,0 0,8
Северо-Западный 4,7 13,7 7,6 7,3 0,2 22 876 265,8 273,0 13,4 5,2 0,1
Южный 2,7 13,9 7,0 6,5 0,3 18 404 244,4 141,4 7,9 7,7 0,05
Северо-Кавказский 1,1 9,5 4,5 3,9 0,2 17207 166,1 48,5 1,0 1,6 0,01
Приволжский 7,0 29,8 15,7 14,9 0,5 19 430 225 311,0 17,2 6,2 0,28
Уральский 6,3 12,2 6,5 6,1 0,1 25 421 265,8 237,1 8,0 15,3 0,34
Сибирский 4,8 19,3 9,8 9,1 0,3 17 970 230,6 242,5 8,4 5,2 0,14
Дальневосточный 2,5 6,2 3,4 3,2 <0,01 24 757 234,7 136,4 4,0 2,3 0,02
РФ, всего - 143,3 75,7 71,5 2,5 22 836 242 2 260,3 90,2 562,062 1,9
Примечание. Полужирным прямым шрифтом выделены максимальные значения показателей, полужирным курсивом - минимальные. Источник: составлено и рассчитано автором по данным [1-7, 9-12, 14,15]
Структура располагаемых ресурсов и расходов на потребление по федеральным округам в 2012 г. [4]
Таблица 2
Располагаемые ресурсы в среднем на члена Расходы на конечное потребление в среднем на члена
Федеральный округ домашнего хо5яиства домашнего хо шнсша
Всего, тыс. руб. /мес. В том числе, % Всего, тыс. Hj них расходы на, %
ПСиИС ВД, Из него руб. /мес. пд AT ОО ЖКХ ПДП 3 Т ООт Об
всего ДД НПП НПНТ
Центральный 19,9 5,5 94,5 91,1 1,6 1,8 19,0 23,4 2,3 12,6 12,6 6,4 3,2 17,3 5,9 1,0
Северо-Западный 22,2 10,2 89,8 87,7 1,2 0,9 16,2 29,2 2,9 10,7 10,3 5,4 3,6 17,2 7,4 0,6
Южный 15,4 8,8 91,2 86,1 3,5 1,6 12,2 32,8 2,6 11,5 10,3 6,6 4,0 13,2 5,1 1,4
Северо-Кавказский 10,5 4,4 95,6 89,5 4,8 1,3 8,6 41,8 2,0 12,6 10,9 5,6 3,2 7,3 4,4 0,6
Приволжский 19,0 19,4 80,6 77,0 2,8 0,8 13,4 28,7 2,4 10,8 8,7 6,4 3,4 22,0 4,9 0,8
Уральский 22,2 9,9 90,1 86,8 2,5 0,8 16,2 26,8 2,2 10,0 8,9 7,0 2,9 23,8 6,8 0,7
Сибирский 19,7 13,6 86,4 82,5 3,2 0,7 12,9 32,8 2,9 11,5 9,3 7,0 3,2 15,0 5,8 0,9
Дальневосточный 25,5 13,3 86,7 83,5 2,2 1,0 16,9 32,6 2,6 13,0 11,0 7,1 3,4 8,5 6,8 1,4
РФ, всего 19,4 11,1 88,9 85,3 2,4 1,2 15,1 28,2 2,5 11,6 10,6 6,4 3,3 17,4 5,9 0,9
Примечания. 1. ПСиИС - привлеченные средства и израсходованные сбережения; ВД - валовой доход; ДД - денежный доход; НПП - натуральные поступления продуктов;
НПНТ - натуральные поступления непродовольственных товаров; ПД - питание дома; АТ - алкоголь, табак; ОО - одежда, обувь; ПДП - предметы длительного пользования; 3 - здравоохранение; Т - транспорт; ООт - организация отдыха; Об - образование.
2. Полужирным прямым шрифтом выделены максимальные значения показателей, полужирным курсивом - минимальные.
М
00 00
NJ О
а>
О)
а\ ь
0
1 fD
Таблица 3
Структура использования денежных доходов в 2008-2013 гг., %
Год Покупка товаров и оплата услуг Оплата обязательных платежей и взносов Сбережения Покупка валюты Прирост (+), уменьшение (-)
на руках
2008 74,1 12,3 5,3 7,9 0,4
2009 69,8 10,5 13,9 5,4 0,4
2010 69,6 9,7 14,8 3,6 2,3
2011 73,5 10,3 10,4 4,2 1,6
2012 74,3 10,7 10,1 4,9 0,0
2013 (I квартал) 79,4 10,3 9,5 3,8 -3,0
Среднее значение 73,4 10,6 10,7 5 0,3
Источник: расчеты автора по данным [10].
ского холдинга «Ромир», расходы россиян только за последние 5 лет (с января 2008 г. по январь 2013 г.) на товары повседневного спроса выросли на 255 %. При этом накопленная по правилу сложных процентов официальная инфляция за этот период достигла 50 %. Таким образом, по выводам экспертов холдинга, за пять лет рост повседневного потребления составил 70 % в реальном выражении. В последние четыре года структура расходов оставалась без изменений (см. табл. 3). Больше всего (73-74 %) россияне тратят на продукты питания, остальная часть средств (26-27 %) расходуется на непродовольственные товары [13].
Как показывают расчеты, в среднем около 73 % бюджета россиян идет на покупку товаров и оплату услуг. Именно в этих расходах и заключена косвенная налоговая составляющая. Это значит, что можно рассчитать, сколько условных налогов приходится на среднестатистического жителя России. В налоговой теории для таких ситуаций используются термины «налоговая нагрузка» и «налоговое бремя».
По мнению автора, рассчитывать налоговую нагрузку домашних хозяйств (потребителей товаров, работ, услуг) можно следующим образом:
(1)
АНН
АНН = Х Нп +Х Нк
ОНН =
(2)
Доходы
где АНН - абсолютная налоговая нагрузка (налоги, уплачиваемые домашним хозяйством). В этот показатель включаются суммы прямых НП и косвенных НК налогов (бремя которых по факту несет физическое лицо);
ОНН - относительная налоговая нагрузка - это отношение величины абсолютной налоговой нагрузки к доходам домашнего хозяйства (или иначе - доля налоговых платежей в доходах физического лица).
На основе предложенных формул можно рассмотреть два варианта расчета налоговой нагрузки домашних хозяйств.
Первый вариант - с позиции государства (налоговых органов):
^ НП - сумма прямых налогов, поступающих в бюджеты всех уровней с данной территории;
^ НК - сумма косвенных налогов, поступающих в бюджеты всех уровней с данной территории.
Второй вариант - с позиции домашнего хозяйства:
^ НП1 - сумма прямых налогов, уплачиваемых домашним хозяйством;
^ НК1 - сумма косвенных налогов, уплачиваемых домашним хозяйством при приобретении товаров, работ, услуг [6].
Логика расчетов исходит из того, что на первом этапе (при формировании располагаемых доходов) валовые доходы уменьшаются на величину налогов с доходов (в рассматриваемом случае - на сумму НДФЛ, удерживаемых работодателем - налоговым агентом). И тут возможно два варианта: НДФЛ облагается доход налогового резидента или доход налогового нерезидента. В первом случае ставка налога составит 13 %, во втором - 30 %. Налоговые вычеты ввиду их незначительного мультипликативного эффекта рассматривать не будем.
Далее наступает этап расходования (в терминологии Росстата - использования) располагаемых доходов как доходов, оставшихся у населения после налогообложения. При этом, как указано ранее, в настоящее время на потребление уходит порядка 70 % всех доходов населения России. Учитывая, что потребление населением товаров и услуг сопряжено с косвенным налогообложением, увеличивающим цену товара, можно предположить, что доля уп-
лачиваемых населением косвенных налогов будет пропорциональна налоговой ставке. При этом, не имея данных о структуре потребления населения в разрезе налогооблагаемых групп товаров, надо исходить из средних расчетных ставок косвенных налогов, включаемых в цену товаров. Условно предположим, что расчетная средняя ставка НДС составляет 9,3 %. Эта величина рассчитана как среднее арифметическое между тремя видами ставок НДС = (18 % + 10 % + 0 %) / 3. Рассчитать долю акцизных сборов и импортных пошлин в общей сумме расходов населения на потребление пока не представляется возможным, поэтому их не учитываем.
Таким образом, получаем:
1) сумма налога на доходы для разных групп налогоплательщиков составляет
IН Пнр = 0,13НД /1,13;
IНП , = 0,3НД /1,3,
где IНП - сумма прямых налогов для налоговых резидентов;
НД - налогооблагаемый доход;
IН П - сумма прямых налогов для налоговых нерезидентов.
2) I Нк = 0,7 ДПНо 0,093;
Дп.но = НД - нд, где Дпно - доход после налогообложения;
Нд - налог на доход.
Следовательно, суммы косвенных налогов можно рассчитать по следующим формулам: I Нк = 0,7(НД - 0,13НД /1,13;
Налоговая нагрузка домашних
IНК = 0,7(НД - 0,3НД /1,3)0,093.
Кн.нр
3) АНН составляет АННнр. = 0,13НД /1,13 + 0,7 Дп.н.о 0,93 =
= 0,13НД /1,13 + 0,7(НД - 0,13НД /1,13)0,093;
АННннр. = 0,3НД/1,3 + 0,7 Дп.н.о0,93 = = 0,3НД /1,3 + 0,7(НД - 0,3НД /1,3)0,093. Если взять за размер налогооблагаемого дохода среднедушевые доходы населения, то можно рассчитать абсолютную и относительную налоговую нагрузку в разрезе налоговых резидентов и нерезидентов Российской Федерации. Результаты расчетов представлены в табл. 4, 5. Как показали расчеты, налоговая нагрузка с позиции государства и самих физических лиц-налогоплательщиков разная. Наибольшая налоговая нагрузка у жителей в Центральном федеральном округе (20,2 %), наименьшая - в Северо-Кавказском федеральном округе (4,8 %). Это свидетельствует о значительном различии в потреблении товаров и услуг населения этих регионов.
Как показали расчеты, налоговая нагрузка налоговых резидентов и нерезидентов различается по следующим направлениям:
- налоговая нагрузка по налогу на доходы выше у нерезидентов, а по косвенным налогам - у резидентов;
- в целом налоговая нагрузка (и абсолютная и относительная) выше у нерезидентов и ниже у резидентов.
При усредненных расчетах (для усредненного налогоплательщика) автор исходил из средней расчетной ставки НДФЛ = (30 + 13) / 2 = 21,5 %.
Таблица 4
хозяйств (с позиции государства)
Федеральный округ Прямые налоги, млн руб. Косвенные налоги, млн руб. оплата труда, млн руб. Абсолютная налоговая нагрузка, млн руб. относительная налоговая нагрузка, %
НДФЛ Транспортный налог НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории России, в федеральный бюджет НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет
РФ 1 302 180,4 90,2 1 433 181 64 385 12 012 616 2 350 566,8 19,6
Центральный 498 538,9 30,1 690 711 38 197 3 779 004 1 008 804,6 26,7
Северо-Западный 157 611,5 13,4 115 950 5 151 1 415 898 242 395,6 17,1
Южный 77 763,6 7,9 53 758 2 154 766 629 116 909,9 15,2
Северо-Кавказский 25 529,7 1,0 11 396 730 336 352 34 018,9 10,1
Приволжский 182 175,7 17,2 203 033 5 828 2 009 884 328 395,6 16,3
Уральский 141 035,8 8,0 236 959 8 773 1 513 719 313 056,2 20,7
Сибирский 141 794,2 8,4 103 908 3 376 1 459 097 216 901,4 14,9
Дальневосточный 77 731,1 4,0 17 466 176 752 020 90 084,5 12,0
Таблица 5
Налоговая нагрузка домашних хозяйств (с позиции домашнего хозяйства)
Налоговый статус налогоплательщика Среднедушевые доходы, руб./мес. на чел. Налоги с доходов, руб./мес. на чел. Доходы после налогообложения, руб. /мес. на чел. Доходы, направляемые на потребление, руб./мес. на чел. Налоги с потребления, руб. Абсолютная налоговая нагрузка, руб. относительная налоговая нагрузка, %
Налоговый резидент 22 836 2 627 20 209 14 146 1 315 3 942 17,3
Налоговый 22 836 5 270 17 566 12 296 1 143 6 413 28,1
нерезидент
Усредненный 22 836 3 948 18 887 13 221 1 229 5 177 22,7
налогоплательщик
Источник: рассчитано автором.
Таким образом, проведенный анализ показал, что в современной России налоговое регулирование сектора домашних хозяйств сопряжено и скорее всего еще долго будет сопряжено со следующими теоретическими и практическими проблемами, в числе которых отсутствие методологической базы и отсутствие данных и систем мониторинга ресурсной базы налогообложения сектора домашних хозяйств.
Методологический пробел можно заполнить, развивая системный подход к налоговому регулированию секторов экономики в целом и сектору домашних хозяйств в частности. В работе представлен авторский подход к механизму налогового регулирования сектора домашних хозяйств. Безусловно, он нуждается в дальнейшей разработке и совершенствовании, но вместе с тем позволяет определить круг теоретических и вытекающих из них практических задач, стоящих перед исследователями.
Отсутствие данных и систем мониторинга ресурсной базы налогообложения сектора домашних хозяйств приводит к невозможности адекватной оценки участия финансов сектора домашних хозяйств в налоговых отношениях. Проведенный анализ практических аспектов налогообложения домашних хозяйств показал, что налоговую нагрузку россиян можно рассчитать лишь условно с достаточно сильными и спорными допущениями. С таким сложившимся подходом к мониторингу показателей налоговых отношений россиян достаточно проблематично формировать и эффективно использовать механизм налогового регулирования сектора домашних хозяйств. По мнению автора, необходимо расширить область статистического и налогового учета, в том числе за налогооблагаемой базой по уплачиваемым населением прямым и косвенным налогам в разрезе территорий и групп населения (доходных, социальных, налоговых резидентов и
нерезидентов и пр.). Такой подход позволит более точно рассчитывать экономический эффект налоговых нововведений и реформаций.
Список литературы
1. Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2005-2011 гг. URL: // http://www. gks. ru/bgd/regl/b12_14p/IssWWW. exe/ Stg/d03/23-02-1.htm.
2. Индикаторы достойного труда. URL: //http:// www. gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/wages.
3. Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации по видам доходов. URL: // http://info. minfin. ru/kons_doh_isp. php.
4. Малецкий А. А. Домашнее хозяйство как участник налоговых отношений // Розвиток со-цiально-экономiчных систем у трансформацшних умовах: матер. II Междунар. науч.-практ. конф. студ. и молодых ученых, Бердянск, 7 февраля 2013. Донецк: Мир книги, 2013. С. 115-116.
5. Малецкий А. А. Роль и механизм налогового регулирования в современной экономике // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 33. C. 50-60.
6. Малецкий А. А., Лазутина Д. В. Факторы и особенности методики расчета налоговой нагрузки домашних хозяйств // Актуальные проблемы формирования и реализации налоговой политики: матер. Всерос. науч.-практ. конф., Дагестанский гос. ун-т. Махачкала, 2013. С. 158-163.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
9. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый
финансовая аналитика
проблемы и решения
период 2015 и 2016 годов (проект). URL: http://www. minfin. ru/common/img/uploaded/library/2012/04/ 0NNP_2013-2015.pdf.
10. Состав налогов с физических лиц. URL: //http://nalogpro. ru/sostav-nalogov-s-fiz-lic.
11. Структура доходов федерального бюджета в 2012 году по виду доходных источников. URL: //http://info. minfin. ru/fbdohod. php.
12. Федеральная служба государственной статистики. http://www. gks. ru.
13. Численность занятых по субъектам Российской Федерации, в среднем за год. URL: //http://www.
gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/wages/labour_force/#.
14. Численность экономически активного населения по субъектам Российской Федерации, в среднем за год. URL: //http://www. gks. ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/ labour_force/#
15. Число собственных легковых автомобилей на 1 000 человек населения. URL: //http://www. gks. ru/bgd/regl/b 12_14p/IssWWW. exe/Stg/d01/05-18.htm.