Научная статья на тему 'Налоговое регулирование доходов отечественного сектора домашних хозяйств: теоретический аспект'

Налоговое регулирование доходов отечественного сектора домашних хозяйств: теоретический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
822
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО / ДОХОДЫ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА / НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малецкий А. А.

Основной целью статьи ставится провести системный анализ особенностей налогового регулирования доходов отечественного сектора домашних хозяйств. В статье последовательно исследуются домашние хозяйства как участники налоговых отношений, налоговое регулирование сектора домашних хозяйств вообще и доходов сектора домашних хозяйств в частности. Рассматриваются особенности текущего налогообложения доходов россиян и предлагаются направления его перспективного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговое регулирование доходов отечественного сектора домашних хозяйств: теоретический аспект»

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОХОДОВ

ОТЕЧЕСТВЕННОГО СЕКТОРА ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ FISCAL REGULATION OF THE INCOME OF DOMESTIC SECTOR OF HOUSE FARMS: THEORETICAL ASPECT

Малецкий А.А., старший преподаватель кафедры финансов, денежного обращения и кредита ТюмГУ E-mail: maletskey@yandex.ru

Аннотация

Основной целью статьи ставится провести системный анализ особенностей налогового регулирования доходов отечественного сектора домашних хозяйств. В статье последовательно исследуются домашние хозяйства как участники налоговых отношений, налоговое регулирование сектора домашних хозяйств вообще и доходов сектора домашних хозяйств в частности. Рассматриваются особенности текущего налогообложения доходов россиян и предлагаются направления его перспективного развития.

Ключевые слова: домашнее хозяйство, доходы домашнего хозяйства, налоговое регулирование, налогообложение доходов физических лиц.

Abstract

The main purpose of the article is a systematic analysis of the peculiarities of the tax regulation of the income of domestic households sector. In the article consistently investigated by households as participants of tax relations, tax regulation of the household sector in general and the income of the household sector in particular. Discusses the features of the current taxation of incomes of Russians and propose directions for its future development.

Keywords: household, household earnings, tax regulation, and taxation of individuals.

Домашнее хозяйство как участник налоговых отношений С экономической позиции в налоговые отношения (как и в любые финансовые отношения) вступают разные группы хозяйствующих субъектов экономики: государство, организации (предприятия и фирмы), финансовые посредники (банки) и домашние хозяйства.

Человек, являясь социальным существом, вступает в экономические отношения индивидуально или семьей в качестве домашнего хозяйства, а на макроуровне - сектора домашних хозяйств. Домашнее хозяйство - это институциональная единица, состоящая из небольшой группы лиц, живущих вместе, объединяющих часть или все свои доходы и активы и коллективно потребляющих некоторые виды товаров и услуг (в основном жилищные)[7]. В качестве домашних хозяйств могут выступать семьи из одного или нескольких физических лиц. Экономисты до сих пор дискутируют о синонимичности категорий семья и домашнее хозяйство [см. об этом например, 2, 3, 15]. Основываясь на подходе, что домашнее хозяйство является экономической проекцией социального феномена семьи, и, учитывая огромную роль внеэкономических факторов, оказывающих влияние на экономическое поведение семьи и ее членов (например, психоэмоциональные, физико-биологические и социальные характеристики семьи и ее членов), мы считаем понятия семьи и домашнего хозяйства в отношении налогов синонимичными.

С позиции Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ далее) в налоговые отношения вступают налоговые органы, налогоплательщики и плательщики сборов, налоговые агенты, банки и некоторые другие лица (например, налоговые резиденты и налоговые нерезиденты). Налоговым статусом обладают отдельные государственные органы, юридические лица и физические лица - индивидуальные предприниматели, частнопрактикующие

и не занимающиеся предпринимательской деятельностью физические лица. Позиция НК РФ в вопросе отнесения домашних хозяйств и/или семей к специфическому виду участников налоговых отношений неоднозначна.

С одной стороны, НК РФ наделяет правами и обязанностями физических лиц, а не семью или домашнее хозяйство, в состав которых эти физические лица входят. С другой стороны, есть налоговые отношения, в которых легально признается и учитывается семейная связь физических лиц. В их числе - возможности супругов получать, использовать и передавать друг другу право на получение и использование ими некоторых налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц; при определении критерия взаимозависимости лиц учитывается степень родства физических лиц-налогоплательщиков; при возложении налоговых обязанностей недееспособного физического лица-налогоплательщика на его законных представителей - родителей; при налогообложении подарков и наследства, полученных одним физическим лицом от другого учитывается степень их родства; и др.

Отмеченная неоднозначность существенно снижает качество экономического обоснования отечественных налогов как действующих, так и будущих. На сегодняшний день экономическое обоснование налогов сводится, по сути, к расчету возможных и текущих издержек государственного аппарата по налогообложению россиян конкретным налогом и сопоставлению их с возможными или текущими фискальными доходами бюджетной системы страны. Такой подход, безусловно, не дает возможности оценить реальные последствия вводимых или действующих налогов и сборов на ключевой ориентир всей российской государственной политики, прописанный в Социально-экономической стратегии России на период до 2020 года [19] - повышение качества жизни россиян.

Для оценки влияния вводимого или действующего налога или сбора на качество жизни россиян необходимо иметь соответствующую мониторинговую базу данных - о количестве и составе российских семей,

структуре и объемах показателей качества жизни в привязке к их налоговым расходам по группам семей (например, сельских или городских жителей, полных или не полных семей, семей с детьми и без детей, семей разных доходных групп и составов, и пр.). Тогда можно будет с определенной долей точности рассчитать и определить, кто и как уплачивает налоги и сборы с физических лиц, насколько новый налог или уже действующий налог способны реализовать принципы социальной справедливости и пр.

Кроме того, существует два совершенно разных уровня экономического анализа, касающегося изучения домашних хозяйств: макроэкономический и микроэкономический уровни [см. об этом 6, С. 65; 22]. При первом подходе все домашние хозяйства страны условно объединяются в одну гигантскую единицу, позволяющую представить общие структуры домашних хозяйств и связей между ними. При втором - изучается поведение и характеристики отдельных домашних хозяйств. Эти виды анализа оперируют разными категориями, рассматривают домашнее хозяйство с принципиально разных позиций, в результате чего одни и те же показатели наполняются разным содержимым и объемом, а также существенно дополняют друг друга, хотя и не являются арифметическими слагаемыми. Наиболее ярко этот разрыв проявляется в разном понимании макро и микро экономиками доходов домашних хозяйств.

Разность макро и микро экономических подходов к изучению домашних хозяйств усугубляется многообразием их типологии и вариациями комбинирования ключевых характеристик домашних хозяйств, детерминирующих их финансовые отношения и в тоже самое время детерминированные ими же (этими же финансовыми отношениями). Ключевыми факторами финансового поведения домашнего хозяйства и результатами этого поведения являются: состав семьи (поло-возрастной, по уровню образования членов, по наличию или отсутствию супругов, родителей, детей, по национальному составу семьи, по профессиональноквалификационной структуре работающих членов семьи и пр.); место

проживания семьи (город/село); жизненный цикл семьи; спектр потребностей; уровень и структура доходов и расходов семьи; уровень и особенности финансового и материального состояния семьи; и др. Иерархию таких факторов сложно выстроить, поскольку они все взаимообусловлены и взаимодетерминированы и, кроме того, непостоянны во времени в отношении одних и тех же семей или их членов. Как мы выше отметили, мониторинг состояния этих ключевых характеристик россиян жизненно необходим для адекватной оценки экономической обоснованности налогов и сборов, а также для осуществления эффективного налогового регулирования экономики в целом и сектора домашних хозяйств в частности.

Налоговое регулирование сектора домашних хозяйств Несмотря на все возрастающий научный интерес исследователей к возможностям использования налогов и сборов для целенаправленного воздействия на отечественную экономику с целью ее регулирования, однозначного понимания сущности налогового регулирования так и не сложилось. Многие исследователи жестко увязывают налоговое регулирование с государственным нормативным регулированием налоговых отношений, то есть, по сути, концентрируются на правовом регулировании налоговой системы и налогообложения (см. например А.В. Красюкова [8],

В.И. Лазарева [9], Е.С. Зайцева [5], М.А. Сафиуллина [17] и др.). Параллельно с термином налогового регулирования существует большое количество понятий, родственных ему - налоговый менеджмент, налоговое администрирование, налоговая политика, налоговый механизм, правовое регулирование налоговых отношений и пр. Также используются различные категории для выражения, оценки и измерения степени воздействия налогов на ключевые экономические показатели и поведение экономических (хозяйствующих) субъектов, как то: налоговый потенциал, налоговая

емкость, налоговое бремя, налоговая нагрузка и др. Отмеченные категории раскрываются в работах, например, таких ученых, как: А.Э. Сердюков,

Е.С. Вылкова, А.Л. Тарасевич [18], Б.Х. Алиев [1], И.А. Майбуров [10], Л.В. Дуканич [4; С.33-34], В.В. Степаненко и Е.А. Ермакова [20] и др.).

На наш взгляд, данные категории входят в содержание налогового регулирования, этимологически раскрываемого нами (т.е. посредством определения категорий, непосредственно составляющих его: регулирование и налог) в широком и узком смыслах [см. подробнее об этом 13].

В широком смысле налоговое регулирование, на наш взгляд, представляет собой процесс целенаправленного управляющего воздействия государства на основные социально-экономические показатели развития экономики и общества посредством налогового механизма с целью гармонизации и оптимизации заложенных в налогах фискальной, регулирующей, социальной и контрольной функций (наиболее эффективного использования налогового потенциала национальной экономики). Налоговый механизм рассматривается нами как совокупность конкретных характеристик налога как процессуальной и материальной категории. В первом случае речь идет о процессуальных характеристиках налога - процедуре введения, изменения, исчисления и уплаты налога, регламенте осуществления налогового контроля, досудебного и судебного разрешения налоговых споров и т.д. Материальные характеристики налога - налоговая база, налоговая ставка, налоговая льготы, налоговый вычет и т.д.

В узком смысле налоговое регулирование сектора домашних хозяйств рассматривается нами как процесс целенаправленного управляющего воздействия государства на финансовые ресурсы домашних хозяйств посредством установления, введения и взимания системы налогов, подкрепленное институтом государственного принуждения, с целью гармонизации и оптимизации заложенных в налогах фискальной, регулирующей, социальной и контрольной функций, исходя из приоритетных направлений развития сраны.

Цель налогового регулирования сектора домашних хозяйств, на наш взгляд, двояка: с одной стороны, оно должно содействовать реализации

стратегических целей развития страны; а с другой стороны, должно обеспечивать оптимальный баланс частных и общественных интересов хозяйствующих субъектов - налогоплательщиков и/или хозяйствующих субъектов - потребителей государственных услуг [11]. Как результат, налоговое регулирование сектора домашних хозяйств предполагает использование мультипликативного эффекта воздействия налогов и сборов на финансовые ресурсы сектора домашних хозяйств для повышения уровня жизни населения (сектора домашних хозяйств) путем целенаправленной комплексной налоговой политики государства [см. об этом 12].

Налоговое регулирование, как процесс, на практике реализуется через механизм налогового регулирования, включающий, на наш взгляд: субъекты и объекты налогового регулирования; формы воздействия и взаимодействия субъектов и объектов налогового регулирования; методы налогового регулирования; инструменты налогового регулирования [13].

Доходы домашних хозяйств как стратегический объект налогового регулирования сектора домашних хозяйств Категория доходов домашних хозяйств трактуется исследователями также неоднозначно, поскольку дискуссии ведутся о круге охвата - денежных и/или неденежных доходов. Денежные доходы домашнего хозяйства могут быть измерены как приток денег в семью за определенный момент времени или на определенную дату. Неденежные доходы семьи за определенный период времени или на определенную дату, на наш взгляд, представляют собой денежное выражение притока: натуральных поступлений

(материальная помощь, продукты питания, вещи, предметы, подарки и иные материально-вещественные ценности) в семью; бесплатно оказанных семье услуг (бесплатное образование, здравоохранение и пр.); выгод и преимуществ семьи, ведущих к сокращению ее денежных и временных расходов (экономия от проживания в собственном жилище; экономия на расходах на проезд до работы, находящейся для работающих членов семьи в пешей доступности; экономия на расходах за счет потребления товаров и

услуг у работодателя со скидками или по льготным ценам; экономия за счет потребления собственновыращенной сельскохозяйственной продукции, самостоятельном оказании себе услуг - ремонтных работ, пошива одежды, услуг сиделки, няни, воспитательницы, кухарки, уборщицы, садовника и пр.). Кроме того, все доходы классифицируются по разным основаниям (см.табл.). _____________Таблица - Классификация доходов домохозяйства___________

По форме дохода

денежные доходы: -общие -располагаемые сумма денежных средств, полученных членами домохозяйства в виде заработной платы, дохода от индивидуальной трудовой и предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, пособий, компенсационных и других дополнительных выплат (включая стоимость благотворительной помощи), процентов, дивидендов, ренты и других доходов от собственности, средств от продажи продукции личного подсобного хозяйства и прочих денежных поступлений: до уплаты налогов и обязательных платежей после осуществления указанных выплат

натуральные доходы поступления натурой от предприятий, государства и из личного подсобного хозяйства лица, а также условные начисления от проживания в собственном жилище

По объекту, приносящему доход

факторные доходы доходы, которые определяются факторами производства (доход от затрат труда, доход от собственности и капитала, доход от самозанятости)

нефакторные доходы все остальные доходы

По способу распоряжения доходом

мобильные доходы денежные доходы, ими домохозяйство распоряжается без ограничений

иммобильные доходы: -видимые (зримые) -невидимые (незримые) неденежные, имеющие целевое назначение: -целевые поступления, размер которых может быть измерен для каждого домохозяйства, т.к. определяются индивидуально для каждого получателя -затраты государственных учреждений и некоммерческих организаций на содержание бесплатных учреждений социальной сферы

По источникам поступления дохода

оплата труда наемного персонала, предоставление социальных трансфертов, доходы от собственности, бесплатных и льготных услуг и от индивидуальной трудовой деятельности (самозанятости), в том числе от личного подсобного сельского хозяйства

По способу исчисления

реальные доходы доходы, исчисленные с учетом индекса потребительских цен за анализируемый период

номинальные доходы доходы исчисленные по текущим ценам

По распределению в зависимости от участия в экономической жизни общества

функциональный доход (факторные доходы) - денежные доходы населения, пропорционально распределяемые в зависимости от участия в экономической жизни общества: -доходы от трудовой деятельности -доходы от собственности -доход от предпринимательской деятельности -донорские доходы (заемные, передаваемые)

вертикальный доход (нефакторные доходы) - денежные доходы населения, распределяемые вне зависимости от участия в экономической жизни общества: -трансфертные платежи -трансферты

По противоречивости законодательству и регистрации в государственных органах, т.е. неучитываемые доходы

легальные учитываемые доходы все виды доходов, получаемые за любые виды хозяйственной деятельности, не противоречащие законодательству и прошедшие регистрацию в государственных органах

нелегальные неучитываемые доходы доходы, получаемые за незаконную, скрытую от общества экономическую деятельность

В зависимости от постоянства поступления дохода

постоянный доход доход, который, согласно ожиданиям человека, сохранится и в будущем

временный доход доход, который в будущем может исчезнуть (например, доход от ценных бумаг в связи с прекращением акционерного общества)

В зависимости от трудовой активности получателя

активный доход получение дохода предполагает осуществление домашним хозяйством или его членами активной трудовой или предпринимательской деятельности, при прекращении которых поступление этих доходов также прекращается

пассивный доход получение дохода не зависит от осуществление домашним хозяйством или его членами активной трудовой или предпринимательской деятельности, доходы поступают независимо от того работает или нет получатель

По налогообложению

налогооблагаемые доходы доходы, попадающие под налогообложение

налогонеоблагаемые доходы -легальные -нелегальные -неучитываемые необлагаемые доходы вследствие: -закона (налоговые вычеты, освобождение от налогообложения) -незаконного вывода из-под налогообложения -вынужденной невозможности государства облагать налогом эти доходы

и т.д.

Источник: построено автором по 22.

Каждый вид дохода домашнего хозяйства обладает своей спецификой измерения и оценки, как самими домашними хозяйствами, так и государством. Именно поэтому НК РФ при налогообложении доходов населения - налогообложении доходов физических лиц (НДФЛ) содержит закрытый перечень налогооблагаемых доходов.

Особенности подоходного налогообложения россиян Анализ норм отечественного законодательства о налогах и сборах позволяет выделить ряд особенностей подоходного налогообложения россиян.

Во-первых, налогоплательщиками НДФЛ, согласно п.1 ст.207 НК РФ признаются физические лица (российские граждане, иностранные граждане и лица без гражданства) - налоговые резиденты и налоговые нерезиденты Российской Федерации, получившие в отчетном периоде доходы, подлежащие в соответствии с главой 23 НК РФ налогообложению НДФЛ. То есть в России налогообложение не семейное, а личное. Как мы уже отмечали ранее, эффективность налогового регулирования доходов в таком случае

оценить с позиции домашнего хозяйства (семьи) как объединения нескольких физических лиц невозможно.

Во-вторых, объем налоговой ответственности согласно ст.209 НК РФ определяется налоговым статусом этого лица: налоговый резидент несет полную налоговую ответственность и обязан уплачивать НДФЛ со всех своих доходов, включая доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за ее пределами. Налоговый нерезидент Российской Федерации несет ограниченную налоговую ответственность и уплачивает НДФЛ только с доходов, полученных им от источников в Российской Федерации. При этом налогоплательщики обязаны декларировать свои доходы, подавая декларации в установленный НК РФ срок в налоговые органы по месту своего налогового учета, и уплачивать налог. Сегодня фактически у российских налоговых органов нет возможности отслеживать получение физическими лицами доходов от иностранных источников и, соответственно, пресекать надлежащим образом случаи непредставления деклараций налоговыми резидентами и нерезидентами. Поэтому, к сожалению, часты случаи несоблюдения резидентами и нерезидентами своей обязанности по декларированию «невидимых» для отечественного налогового органа доходов.

В-третьих, если один и тот же доход облагается сразу в нескольких государствах, то возникает эффект двойного налогообложения. Этот эффект устраняется заключаемыми между странами международными налоговыми договорами или соглашениями. К сожалению, говорить сегодня о системе российских налоговых международных отношений пока не приходится. Анализ перечня и структуры международных налоговых соглашений и договоров России свидетельствует о их несоответствии реальным внешнеэкономическим связям нашей страны. Международные налоговые соглашения и договора заключаются Россией бессистемно, экономически не обосновываются, степень их реализации и эффективности не отслеживается. Такие соглашения зачастую являются продолжением политических

соглашений между странами. Популяризация норм этих соглашений среди россиян - налоговых резидентов и налоговых нерезидентов налоговыми органами не ведется. Низкая финансовая и, в частности, налоговая грамотность физических лиц - налогоплательщиков затрудняет применение этих соглашений на практике. В то время как вступление России в ВТО, с одной стороны, и усиление потребности России в трудовых мигрантах, с другой, безусловно, потребует систематизации и гармонизации заключенных и заключаемых нашей страной международных налоговых соглашений. В таких условиях международная налоговая политика приобретает все большую значимость для российской безопасности.

В-четвертых, НК РФ при определении перечня налогооблагаемых доходов физических лиц учитывает юридические (юрисдикцию возникновения - ст. ст.208 НК РФ) и экономические характеристики (форма дохода - ст.211-212 НК РФ). Юрисдикция возникновения дохода - доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за ее пределами - важна для налогообложения в разрезе налоговых резидентов и нерезидентов.

Экономические характеристики налогооблагаемого дохода представлены, во-первых, формами дохода: денежной, натуральной и материальной выгодой; во-вторых, конкретными, как правило, социально значимыми видами доходов, полученными налогоплательщиком:

• в виде страховых выплат (ст.213 НК РФ);

• по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами (ст.213.1 НК РФ);

• от долевого участия в организации (214 НК РФ);

• по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (ст.214.1 НК РФ);

• в виде процентов, получаемых по вкладам в банках (ст.214.2 НК РФ);

• в виде платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), процентов за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых в форме займов от членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива (ст.214.2.1 НК РФ);

• по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги (с.214.3 НК РФ);

• по операциям займа ценными бумагами (ст.214.4 НК РФ);

• полученным участниками инвестиционного товарищества (ст.214.5 НК РФ);

• по федеральным государственным эмиссионным ценным бумагам, а также по иным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением, выпущенным (выданным) российскими организациями, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц (ст.214.6 НК РФ).

Отдельно выделяются доходы некоторых категорий иностранных граждан - например, глав, персонала представительств иностранного государства, имеющих дипломатический и консульский ранг, и членов их семей, административно-технического и обслуживающего их персонала, а также сотрудников международных организаций (ст.215 НК РФ).

В-пятых, социальная роль НДФЛ в российской практике реализуется не через систему прогрессивных налоговых ставок, а через систему налоговых льгот. При этом налоговые льготы по НДФЛ условно можно разить на те, что снижают налоговую нагрузку: социально-незащищенных слоев населения (доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со ст.217 НК РФ и стандартные налоговые вычеты в соответствии со ст.218 НК РФ), социально-активных и среднедоходных слоев населения (социальные налоговые вычеты в

соответствии со ст.219 НК РФ, имущественные налоговые вычеты в соответствии со ст.220 НК РФ), представителей некоторых профессий и видов деятельности (профессиональные налоговые вычеты в соответствии со ст.221 НК РФ).

В-шестых, действующие налоговые ставки НДФЛ не поддаются экономическому обоснованию с позиции доходного подхода к домашним хозяйствам. При доходном подходе исследователь исходит из того, что население страны неравномерно по уровню доходов, их источникам и динамике. Всегда есть низко и высоко доходные слои населения. Наибольшую опору государству составляют среднедоходные слои - так называемый средний класс. Кроме того, доходы домашних хозяйств по-разному оцениваются и измеряются на макро- и микроуровнях. И наконец, доходы населения имеют цикличную связь с экономикой и стадиями жизненного цикла семьи.

Вариативность ставок в налоговой теории вообще может обосновываться по-разному. Так, ставки подоходного налога могут быть инструментом перераспределения доходов в обществе от бедных к богатым или от богатых к бедным. Также ставки подоходного налога могут быть специфическими способами оплаты потребляемых населением благ: чем больше потребляешь социальных благ, тем большую налоговую нагрузку должно нести. Если же рассматривать налоги как плату или благодарность налогоплательщика государству (обществу) за предоставленные ему в этом обществе возможности, то ставки подоходного налога, наоборот, должны быть выше для богатых и ниже для бедных слоев населения. Кроме того, если рассматривать гражданство как особую связь человека с государством, в результате которой государство гарантирует своему гражданину защиту в любой точке мира, то граждане должны платить налоги по высокой ставке, а неграждане по низкой. Налоговые ставки могут поощрять социально выгодные деяния населения (сбережения, инвестиции, страхование, участие в пенсионном страховании и пр.), и делать затратными или «платными»

социально невыгодные деяния населения (курение, потребление алкоголя, предметов роскоши, азартных игр и пр.). Налоговые ставки также могут быть дифференцированными для персональных или общесемейных доходов, для разносоставных семей, для семей, находящихся на разных этапах жизненного цикла.

Анализ показал, что действующая система налоговых ставок НДФЛ не соответствует особенностям формирования, распределения, перераспределения и использования домашними хозяйствами доходов. Отечественная система подоходного налогообложения физических лиц базируется на принципе резидентства лица, вида и источника дохода. И не учитывает дифференциацию населения по доходам, стадию жизненного цикла семьи, поло-возрастной состав семьи и другие социальноэкономические характеристики домашнего хозяйства.

В-седьмых, действующая в России система подоходного налогообложения физических лиц не соответствует уровню развития международных и внешнеэкономических отношений и связей россиян и российских предприятий. Привлечение иностранных трудовых мигрантов, иностранных инвестиций, борьба с оттоком капитала и миграцией населения из России в другие страны относятся Правительством к числу приоритетных направлений развития нашей страны. В то же самое время, налогообложение трудовых мигрантов является дискриминационным. Так, к трудовым мигрантам - налоговым нерезидентам применяется более высокая ставка НДФЛ, не применяются налоговые вычеты, используется система налогового учета, жестко привязанная к территории миграционного учета, вводятся ограничения по сферам трудоустройства, а, следовательно, изначально существует искусственная привязка мигранта к определенному потенциально возможному уровню доходов, соответствующих «разрешенным» видам трудовой деятельности и пр. Очевидно, что при таком подходе стимул к ассимиляции трудовых мигрантов в России невелик.

В-восьмых, отношение россиян к уплате налогов негативное, обществом одобряется их неуплата, что особенно негативно сказывается на нежелании платить налоги россиянами с полученных ими доходов за границей и от некоторых трудно контролируемых видов деятельности -например, с доходов фрилансеров или доходов от электронной коммерции. По отмеченным направлениям существуют большие пробелы в действующей налоговой системе, убытки, полученные бюджетной системой России, не поддается оценкам.

Перспективы развития налогового регулирования доходов отечественных

домашних хозяйств

В качестве единственного эффективного варианта развития системы налогового регулирования доходов россиян, мы выделяем решение проблемы несоответствия действующей системы налогообложения социально-экономическому и финансовому содержанию доходов домашнего хозяйства (семьи). Инструментами адаптации действующей системы налогообложения социально-экономическому и финансовому содержанию доходов домашнего хозяйства (семьи) мы определяем:

1) реформирование налоговой системы Российской Федерации с позиции внедрения в систему государственного управления системы налогового регулирования, с выделением отдельного направления -государственного налогового регулирования сектора домашних хозяйств;

2) разработка и внедрение системы показателей финансов домашних хозяйств (семейных финансов) для формирования базы мониторинга эффективности налогового регулирования;

3) переход на семейное налогообложение россиян.

Формирование системы государственного налогового регулирования

сектора домашних хозяйств предполагает выделение сектора домашних хозяйств в отдельное направление государственного налогового регулирования. В настоящее время, структура ФНС России характеризуется выделением в ней Центрального аппарата, Межрегиональных инспекций

ФНС и УФНС России [21], с преимущественным разделением по территориальному признаку (по федеральным округам), по функциональному назначению управления (отдельно выделено управление налогообложения доходов и имущества физических лиц). Такая структура не соответствует целям налогового регулирования сектора домашних хозяйств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текущая структура ФНС России свидетельствует, что действующее налогообложение может при желании быть приспособлено к налоговому регулированию отдельных секторов экономики. Так, структура девяти межрегиональных инспекций ФНС России построена по крупнейшим налогоплательщикам в наиболее «доходных» отраслях экономики [14]: разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация нефти и нефтепродуктов; разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация газа; основных видов обрабатывающих производств, строительства, торговли и других видов деятельности; производства и реализации электрической энергии; производства и реализации продукции металлургической промышленности; оказания транспортных услуг; реализации и (или) предоставления в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи; машиностроения; финансовокредитной сферы.

Разработка и внедрение системы показателей финансов домашних хозяйств (семейных финансов) для формирования базы мониторинга эффективности налогового регулирования предполагает необходимость развития, прежде всего, теории и практики семейных финансов. Затем необходимо совершенствовать работу органов государственной статистики в направлении формирования базы мониторинга ключевых показателей финансов российских домашних хозяйств.

Семейное налогообложение, на наш взгляд, позволит решить проблемы: двойного налогообложения лиц, у которых совпадает статус физического лица и физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью (имеет статус индивидуального предпринимателя) или

частной практикой; низкой социальной направленности подоходного налогообложения; повышения экономической выгоды института брака. Сегодня официальный брак привлекателен с позиции моральнообщественных ценностей и не выгоден с экономической позиции. Так, не состоящие в законном браке лица могут по своему усмотрению пользоваться или не пользоваться теми же правами, что и законные супруги, и в тоже время, в отличие от законных супругов, имеют персональное, а не семейное право на налоговые вычеты (например, имущественный налоговый вычет). Кроме того, матери и отцы-одиночки имеют больше социальных гарантий и прав, не рискуют потерять имущество в процедуре официального развода при разделе «совместнонажитого» имущества, и пр.

Список использованной литературы

1. Алиев, Б.Х. Налоговая система: понятия, структура и параметры [Текст] / Б.Х. Алиев // Налоги. - 2008. - № 3. - С. 16-18.

2. Белозеров, С.А. Финансы домашних хозяйств как элемент финансовой системы [Текст] / С.А. Белозеров // Финансы и кредит. - 2008. - № 1. - С. 2937.

3. Глухов, В.В. Коллективные модели управления финансами в домашнем хозяйстве [Текст] / В.В. Глухов // Дайджест-финансы. - 2007. - № 6 (150). -

С. 47-51.

4. Дуканич, Л.В. Налоги и налоговый менеджмент в России [Текст] / Л.В. Дуканич. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 605 с.

5. Зайцева, Е.С. Налоговое регулирование металлургического рынка [Текст] / Е.С. Зайцева // Бизнес в законе. - 2008. - № 2. - С. 351-353.

6. Зырянов, А.В. Домашнее хозяйство - важное звено логистической цепи [Текст] / А.В. Зырянов, О.Н. Зуева // Вестник Удмуртского университета. -2005. - № 3. - С. 65-78.

7. Классификатор институциональных единиц по секторам экономики (КИЕС) Федеральной службы государственной статистики 2009 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://klassifikators.ru/kies

8. Красюков, А.В. Рецепция частноправовых механизмов в налоговом регулировании [Текст] / А.В. Красюков // Вестник Воронежского государственного университета. - 2007. - № 2. - С. 255-267.

9. Лазарев, В.И. К вопросу о правовом регулировании налоговых отношений в Российской Федерации [Текст] / В.И. Лазарев // Ученые труды Российской Академии адвокатуры и нотариата. - 2009. - № 3 (14). - С. 79-82.

10. Майбуров, И.А. Налоговая политика. Теория и практика [Текст]: учеб. для магистров / И.А. Майбуров. - М., 2010. - 519 с.

11. Малецкий, А.А. Анализ и оценка практических аспектов налогового регулирования сектора домашних хозяйств в современной России [Текст]: коллективная монография / А.А. Малецкий. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013. - 127с.

12. Малецкий, А.А. Методология налогового регулирования сектора домашних хозяйств [Текст] / А.А. Малецкий. - Актуальные проблемы налоговой политики: материалы V Международной научно-практической конференции молодых налоговедов, Харківський національний економічний університет, Управління розвитком. 2013. - № 6 (146). - С. 115-117.

13. Малецкий, А.А. Роль и механизм налогового регулирования в современной экономике [Текст] / А.А. Малецкий // Международный бухгалтерский учет. - 2013. - №33(279) сентябрь. - С.50-61.

14. Межрегиональные инспекции ФНС России [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.nalog.ra/mnsras/mns_pages/mri_mns

15. Мытарева, Л.А. Персональный бухгалтерский учет домашнего хозяйства: проблемы теории и практики [Текст] / Л.А. Мытарева // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2011. - 16 (58) апрель. -с. 58-62.

16. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть 2. от 05.08.2000 №117-ФЗ [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/nalog2

17. Сафиуллин, М.А. Налоговое регулирование воспроизводственных процессов в аграрном секторе экономики [Текст] / М.А. Сафиуллин // Бизнес в законе. - 2010. - № 1. - С. 217-220.

18. Сердюков, А.Э. Налоги и налогообложение [Текст] / А.Э. Сердюков, Е.С. Вылкова, А.Л. Тарасевич. - СПб., 2008. - 704 с.

19. Социально-экономическая стратегия России на период до 2020 года [Электронный ресурс] / Сайт СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://base.consultant.ru

20. Степаненко, В.В. Налоговый контроль в России: организация и направления развития [Текст] / В.В. Степаненко, Е.А. Ермакова / Саратовский государственный социально-экономический университет. -Саратов, 2012. - 132 с.

21. Структура ФНС России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nalog.ru/mnsrus/mns_pages

22. Управление личными финансами: учеб.-метод. электрон. пособие на компакт диске [Электронный ресурс] / авт. коллектив: Аникина И.Д., Тараканов В.В., Григорьева Л.В., Шор И.М., Мытарева Л.А., Дьякова Е.Б., Гукова А.В., Шор Д.М. - Волгоград, Изд-во ВолГУ, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.