Научная статья на тему 'Основы налогового регулирования доходов физических лиц в российской Федерации'

Основы налогового регулирования доходов физических лиц в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
736
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
доход / налог на доходы физических лиц / налоговое регулирование доходов / минимальная заработная плата. / income / personal income tax / income tax regulation / minimum wage.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д. Д. Сайдулаев, Д. А. Решедова

В статье раскрыты сущность и принципы налогового регулирования доходов физических лиц, его формы, методы и функции. Авторами систематизированы методы государственного налогового регулирования доходов физических лиц в России, раскрыты налогового регулирования стоящие перед государством, а также установление минимального размера заработной платы в стране, выступающего важнейшим инструмента регулирования дифференциации доходов населения в отношении широкого круга налогоплательщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTALS OF TAX REGULATION OF PERSONAL INCOME IN RUSSIAN FEDERATION

The article reveals the essence and principles of tax regulation of personal income, its forms, methods and functions. The authors systematized the methods of state tax regulation of income of individuals in Russia, disclosed the tax regulation facing the state, as well as the establishment of the minimum wage in the country, which is the most important tool for regulating the differentiation of incomes of the population in relation to a wide range of taxpayers.

Текст научной работы на тему «Основы налогового регулирования доходов физических лиц в российской Федерации»

ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Д.Д. Сайдулаев, канд. экон. наук, доцент Д.А. Решедова, магистрант Чеченский государственный университет (Россия, г. Грозный)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11179

Аннотация. В статье раскрыты сущность и принципы налогового регулирования доходов физических лиц, его формы, методы и функции. Авторами систематизированы методы государственного налогового регулирования доходов физических лиц в России, раскрыты налогового регулирования стоящие перед государством, а также установление минимального размера заработной платы в стране, выступающего важнейшим инструмента регулирования дифференциации доходов населения в отношении широкого круга налогоплательщиков.

Ключевые слова: доход, налог на доходы физических лиц, налоговое регулирование доходов, минимальная заработная плата.

Налоговое регулирование экономики -это целенаправленное воздействие государства на поведение экономических агентов путем использования различных методов и инструментов налоговой политики для достижения желаемых социально-экономических результатов.

Налоговое регулирование доходов граждан подразумевает одновременное решение нескольких задач:

- достижение фискального эффекта, т.е. обеспечение доходов государственного бюджета;

- в обеспечении регулирующей функции, реализуемой посредством применения автоматических и встроенных стабилизаторов, применительно к конкретной экономической ситуации в стране;

- достижение социального эффекта, обеспечивающийся установлением широкого спектра налоговых льгот.

В налоговом законодательстве России под доходом понимается экономическая выгода, полученная налогоплательщиком в денежной или натуральной форме. Доходы, получаемые гражданами России условно можно разделить на следующие категории:

- доходы за выполнение работ и оказание услуг по трудовым и приравненным к ним договорам (заработная плата, преми-

альные выплаты, различные компенсационные выплаты от работодателя и т.п.);

- доходы социального характера, выплачиваемые государством (пенсии, различные пособия, стипендии обучающимся и т.п.);

- инвестиционные доходы (доходы в виде процентов по вкладам в банках, дивиденды по акциям и др.);

- доходы в виде выигрышей и призов (от участия в лотереях, в рекламных акциях, проводимых компаниями и т.п.);

- в виде имущества переходящего в порядке наследования или дарения.

Государственное регулирование доходов граждан включает в себя широкий круг законодательных и нормативно-правовых механизмов, призванных обеспечить выполнение следующих функций:

- определение и установление минимально необходимого уровня доходов населения (минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума, пенсий, пособий, стипендий) с позиций предоставления социальных гарантий жизнедеятельности населения;

- налоговое регулирование доходов с учетом обеспечения общественно-необходимого уровня и структуры потребления (путем индексации доходов с учетом инфляции, предоставления налоговых льгот, обеспечение социальной поддержки

населения с низким уровнем доходов, предоставление гарантий на лечение, и .т. п.);

- бюджетные гарантии на предоставление публичных услуг населению (медицинское обслуживание, компенсации на оплату коммунальных услуг и получение образования);

- государственная поддержка систем обязательного и добровольного социального страхования и финансирование социально-значимых программ поддержки социально незащищенных слоев населения;

- участие государства в качестве арбитра и партнера в регулировании социально-трудовых отношений и установлением договорных отношений между работодателями и работниками (профсоюзы, объединения работодателей).

Регулирование минимальной заработной платы используется в качестве важнейшего инструмента государственного

регулирования не только уровня, но и динамики, структуры, дифференциации доходов населения практически во всех развитых странах мира.

Значение данного регулятора доказано международной практикой. Эксперты международных организаций указывают на негативные последствия занижения размеров заработной платы вообще и минимальной заработной платы в частности.

Достижение значительного фискального эффекта налогообложения доходов физических лиц возможно при достаточно высоком уровне доходов населения страны, и прежде всего трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, т.е. работающих граждан.

В целом ситуация с размером доходов граждан по данным официальной статистики приведена в таблице 1.

Таблица 1. Среднедушевые денежные доходы населения по Российской Федерации [4]

Год Рублей/месяц В % предыдущему периоду

2008 14 863,6 118,5

2009 16 895,0 113,7

2010 18 958,4 112,6

2011 20 780,0 109,6

2012 23 221,1 111,0

2013 25 928,2 111,7

2014 27 766,6 107,1

2015 30 466,6 110,6

2016 30 747,0 100,9

2017 31 477,4 102,3

Таблица 2. Реальные располагаемые денежные доходы по Российской Федерации [4]

Год В % к предыдущему периоду

2008 102,4

2009 103,0

2010 105,9

2011 100,5

2012 104,6

2013 104,0

2014 99,3

2015 96,8

2016 94,2

2017 98,3

Как показывают данные приведенные в таблице за период с 2018-2017 годы происходил устойчивый рост доходов населения в абсолютном измерении (рублях), однако если учитывать показатель реальных располагаемых доходов населения произошло падение этих доходов.

Если показатель 2008 года взять за основу, то в абсолютном измерении рост среднедушевых доходов составил 47,2%, а реальные располагаемые доходы населения снизились.

Таблица 3. Распределение общего объема денежных доходов и характеристики диффе-

ренциации денежных доходов населения [4]

Денежные доход-всего в том числе по 20-процентным группам населения, в %: Децильный коэффициент фондов, в разах Коэффициент Джини

первая (с наименьшими доходами) вторая третья четвертая пятая (с наибольшими доходами)

2008 100 5,1 9,8 14,8 22,5 47,8 16,6 0,421

2009 100 5,2 9,8 14,8 22,5 47,7 16,6 0,421

2010 100 5,2 9,8 14,8 22,5 47,7 16,6 0,421

2011 100 5,2 9,9 14,9 22,6 47,4 16,2 0,417

2012 100 5,2 9,8 14,9 22,5 47,6 16,4 0,420

2013 100 5,2 9,8 14,9 22,5 47,6 16,3 0,419

2014 100 5,2 9,9 14,9 22,6 47,4 16,0 0,416

2015 100 5,3 10,0 15,0 22,6 47,1 15,7 0,413

20161 100 5,3 10,1 15,0 22,6 47,0 15,5 0,412

20172 100 5,4 10,1 15,1 22,6 46,8 15,3 0,410

Источник: оценка на основании данных выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств и макроэкономического пока-

зателя денежных доходов населения.

11 Данные уточнены в связи с уточнением ряда показателей по расчету денежных доходов и расходов и итогами выборочного наблюдения доходов и участия в социальных программах 2 Предварительные данные

Как видно из таблицы 3 в период с 2018-2017 годов наблюдалась существенная дифференциация распределения. Десять процентов наименее обеспеченного населения страны располагало от 5,1% до 5,4% совокупного национального дохода, находящегося в распоряжении граждан, а 10% наиболее обеспеченных граждан от 47,8% до 46,8%. Таким образом, разрыв между наименее обеспеченными и наиболее обеспеченными гражданами страны составлял от 15,3 до 16,6 раза. Справедливости ради надо отметить, что в последние годы этот разрыв начал сокращаться, и составил 15,3 раза в 2017 году по отношению 16,6 в 2008 году. Однако разрыв этот остается все еще достаточно существенным.

Коэффициент Джини - статистический показатель степени расслоения общества страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку [2, с. 247].

В 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года несколько уменьшился уровень доходного неравенства: коэффициент Джини уменьшился с 0,421 до 0,410, а коэффициент фондов - с 16,6 раза до 15,3 раза.

Таким образом, в первом полугодии 2016-2017 годов наблюдался небольшой рост доходного неравенства, однако, уровень неравенства остался ниже значений,

наблюдавшихся в первом полугодии 20132014 годов.

Увеличение уровня доходного неравенства объясняется повышением доли доходов, принадлежащих наиболее обеспеченной доходной группе.

В структуре использования денежных доходов населения в первом полугодии по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года незначительно повысилась доля расходов на покупку товаров и оплату услуг (с 74,3% до 75,8%) и снизилась доля сбережений (с 10,9% до 8,1%).

Также в целом за последние четыре года (июнь 2017 года по сравнению с июнем 2013 года) реальные располагаемые денежные доходы населения сократились на 11,2%, реальный размер назначенных пенсий - на 7,4%, ареальная начисленная заработная плата - на 2,9% [4].

Однако, если абстрагироваться от данных официальной статистики, существующая в России система не учитывает сложившегося положения социального и имущественного расслоения населения и сильной дифференциации доходов населения. Поэтому с точки зрения социальной справедливости было бы правильным введение в стране прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц, однако Правительство России на этот шаг не пошло, заморозив действующую ставку НДФЛ до 2021 года.

В России плательщиками НДФЛ являются физические лица, налоговые резиденты и нерезиденты России. Резидентами признаются граждане, последовательно проживающие в РФ более 183 дней в календарном году. Налогообложение доходов физических лиц осуществляется по следующим ставкам: 13% в отношении всех доходов резидентов, за исключением доходов, облагаемых по другим ставкам; 30% в отношении всех доходов нерезидентов, за исключением доходов от долевого участия в деятельности организаций (дивиденды); 35% в отношении отдельных видов доходов граждан (выигрышей и призов в части превышения 4 000 руб., с доходов в виде процентов по вкладам в банкам, других доходов); 15% в отношении дивидендов начисляемых в пользу нерезидентов.

Налоговым кодексом установлены льготы по НДФЛ: необлагаемые доходы (ст. 217 НК РФ) и налоговые вычеты по налогу: стандартные (ст. 218 НК РФ), социальные (ст. 219 НК РФ), имущественные (ст. 220 НК РФ), инвестиционные (ст. 219.1. НК РФ), профессиональные (ст. 221 НК РФ).

Наиболее важным для работающих граждан являются стандартные налоговые вычеты в форме необлагаемого налогом дохода. Однако их размеры настолько незначительны и несущественны, что вызывают справедливое недоумение. Так, стандартный вычет на детей в форме необлагаемого минимума государство установило в размере 1 400 рублей, а реальная экономия от этого вычета составляет 182 рубля, что при современных темпах роста цен на детские товары крайне малая сумма.

К сожалению, налоговая политика России все еще стимулирует и закрепляет такие структуры занятости и оплаты труда, при которых непрестижным и низкооплачиваемым оказывается труд в секторах экономики, определяющих перспективы ее развития, - в науке, культуре, промышленности.

В российской экономике на современном этапе, государственное регулирование доходов, в том числе и через налоговую

систему, должно рассматриваться как необходимое условие прекращения спада производства и перехода к экономическому росту. Это вызвано следующими факторами:

- наиболее обеспеченные группы населения России не склонны к сбережениям и инвестированию средств в отечественную экономику, а ориентируются на вывоз капитала за рубеж и потребление импортных товаров;

- при сокращении производства и снижении доходов у большинства населения до физиологического минимума происходит резкое ухудшение качества трудовых ресурсов, поскольку одновременно сокращается потребление таких услуг, как образование, здравоохранение, непосредственно влияющих на воспроизводство трудовых ресурсов;

- повышение уровня доходов низкооплачиваемых (низкодоходных) групп населения, ориентированных на потребление отечественных товаров и услуг, способствует развитию отечественного производства, инвестиционной активности и росту занятости. Если политика российского государства будет стимулировать увеличение спроса на отечественную продукцию и на дальнейшее расширение импортозаме-щения, то это также создаст предпосылки к экономическому росту;

- более взвешенный подход к распределению доходов - психологически важный положительный фактор. Если имущественное неравенство и дифференциация в уровнях доходов различных групп населения будет увеличиваться, усиливается противодействие реформам со стороны достаточно высокообразованных, но низкодоходных слоев.

Следовательно, государственное регулирование доходов должно быть направлено прежде всего на преодоление их чрезмерной дифференциации с помощью прогрессивного налогообложения.

Снижение темпов роста российской экономики, по оценке многих экспертов, определено, прежде всего, внутренними проблемами России, структурными и институциональными ограничениями. Влияя на причины низкой степени благополучия

посредством экономической политики, го- услугами. Совместно с этим, нужно не-сударственная власть может изменить прерывно повышать величину государст-конкурентную ситуацию рынка и произ- венных социальных обязательств, что водственную структуру государственной нужно для увеличения дохода отдельных экономики, чтобы в большей мере напра- категорий населения, а также для повыше-вить производство на желания потребле- ния обеспеченности услугами образования. Тем самым, будут созданы основания ния, здравоохранения, охраны правопо-для улучшения обеспеченности населения рядка и другими общественными благами продукцией, жильем и сопутствующими всего населения.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс РФ. Части 1 и 2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения 20.09.19).

2. Аникина Е.А. Экономическая теория: учебник / Е.А. Аникина, Л.И. Гавриленко. -Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. - 413 с.

3. Батарин, А. А. Правовое регулирование исчисления налога: монография / А.А. Батарин; под ред. И.И. Кучеров. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Юриспруденция, 2014. - 214 с.

4. Интернет ресурс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/16/12/2017/5a33e2fc9a79471b6d846e24.html (дата обращения 20.09.19).

5. Райзберг Б.А. Принципы налогообложения и виды налогов / Элитариум 2.0. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.elitarium.ru/principy_nalogooblozhenija_vidy_nalogov/(дата обращения 20.09.19).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

FUNDAMENTALS OF TAX REGULATION OF PERSONAL INCOME IN RUSSIAN

FEDERATION

D.D. Saydulaev, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor D.A. Reshetova, Graduate Student Chechen State University (Russia, Grozny)

Abstract. The article reveals the essence and principles of tax regulation ofpersonal income, its forms, methods and functions. The authors systematized the methods of state tax regulation of income of individuals in Russia, disclosed the tax regulation facing the state, as well as the establishment of the minimum wage in the country, which is the most important tool for regulating the differentiation of incomes of the population in relation to a wide range of taxpayers. Keywords: income, personal income tax, income tax regulation, minimum wage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.