Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНЦИИ'

РАЗВИТИЕ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНАТОРНО-КУРОРТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МЕТОДЫ / СКИДКИ / БОНУСЫ / HEALTH-AND-SPA ORGANIZATION / EFFECTIVENESS / METHODS / DISCOUNTS / BONUSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Измайлова А.О.

в статье рассматриваются особенности развития санаторно-курортных организаций в экономике России. А также проблемы конкуренции на рынке санаторно-курортных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Измайлова А.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF HEALTH RESORT ORGANIZATIONS IN THE RUSSIAN ECONOMY: PROBLEMS OF COMPETITION

the article discusses the features of the development of health resort organizations in the Russian economy. As well as the problems of competition in the market of Spa services.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНЦИИ»

УДК 33.

Измайлова А.О. студент магистратуры направление подготовки «Финансовая и управленческая бизнес-аналитика » Сочинский государственный университет

Россия, г. Сочи

РАЗВИТИЕ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНЦИИ

Аннотация - в статье рассматриваются особенности развития санаторно-курортных организаций в экономике России. А также проблемы конкуренции на рынке санаторно-курортных услуг.

Ключевые слова - санаторно-курортная организация, эффективность, методы, скидки, бонусы.

Izmailova A. O. master's degree student «Financial and management business Analytics »

Sochi state University Russia, Sochi

DEVELOPMENT OF HEALTH RESORT ORGANIZATIONS IN THE RUSSIAN ECONOMY: PROBLEMS OF COMPETITION

Annotation - the article discusses the features of the development of health resort organizations in the Russian economy. As well as the problems of competition in the market of Spa services.

Key words - health-and-spa organization, effectiveness, methods, discounts, bonuses.

Высокий уровень конкуренции на рынке санаторно-курортных услуг в России объясняется рядом факторов:

1. уменьшением спроса на санаторно-курортные услуги, что вызвано, в основном, следующими причинами:

• сокращение численности населения России;

• сокращение доли расходов населения на санаторно-курортные услуги в общей сумме потребительских расходов.

• сокращение числа иностранных туристов.

2. увеличением объема предложения санаторно-курортных услуг по следующим причинам:

• сохранение числа санаторно-курортных организаций на достаточно высоком уровне и наметившееся тенденции к их росту;

• появление нетрадиционных для санаторно-курортных организаций конкурентов - частных гостиниц, пансионатов, домов отдыха, индивидуальных средств размещения, частных медицинских клиник и т.д.

Развитие и повышение эффективности функционирования как санаторно-курортного комплекса, так и отдельной санаторно-курортной организации, возможно только при условии разработки стратегического и оперативного комплекса экономических, финансовых и организационных мер.

Наметившиеся преобразования в санаторно-курортной сфере отражены в последних указах Президента России, федеральных законах и постановлениях, законах и постановления Краснодарского края и города Сочи, а также в целевых программах развития санаторно-курортного комплекса города Сочи.

Исследование проблем управления конкурентоспособностью санаторно-курортных организаций выполнено на примере города Сочи, который представляет собой обширный курортный регион, протянувшийся на 145 км вдоль Черноморского побережья Кавказа и располагающий уникальными природно-климатическими и рекреационными ресурсами.

Роль города Сочи как ведущего оздоровительного центра России в межрегиональном разделении труда определяется состоянием и перспективами развития санаторно-курортной сферы.

Все санаторно-курортные организации - это открытые системы, ни одна из них не может функционировать без связи с внешней средой. Сама санаторно-курортная организация включает в себя элементы внутренней среды. Насколько деятельность компании эффективна, зависит напрямую от ее внешней и внутренней среды.

Внешняя среда обеспечивает организацию ресурсами, которые необходимы для сохранения всех внутренних резервов, санаторно-курортная организация использует ресурсы внешней среды. Закрепиться в рыночной нише и эффективно функционировать позволяет постоянный обмен санаторно-курортной организации с внешней средой. Но у внешней среды ресурсы непостоянные и ограниченные. В этой связи, следует отметить, что для санаторно-курортной организации важную роль имеет стратегическое управление. Его задача состоит в обеспечении правильного взаимодействия с внешней средой, что позволит поддерживать его потенциал на необходимом уровне.

Актуальность темы исследования определяется наличием противоречия между развитием процессов формирования конкурентной среды на рынке санаторно-курортных услуг и отсутствием научно-обоснованных рекомендаций по управлению конкурентоспособностью санаторно-курортной организации.

Практическая актуальность исследования раскрывается в том, что в условиях повышающийся конкуренции с каждым годом среди организаций санаторно-курортного комплекса нужно подстраиваться под меняющиеся условия рынка и спроса на санаторно-курортные услуги, совершенствовать и

повышать эффективность этой деятельности с помощью определенных методов. Это необходимо для обеспечения высоких экономических показателей в долгосрочной перспективе и стремления быть лучшей среди конкурентов.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Проблема конкурентоспособного развития организаций различного профиля и уровня все больше приобретает первостепенное значение. На уровне края важность этого вопроса обусловлена рядом объективных факторов, формирующих необходимость комплексного рассмотрения проблем повышения конкурентоспособности санаторно-курортных организаций как факторов устойчивого развития экономики края.

Основными факторами, сдерживающими развитие санаторно-курортных организаций, являются низкая эффективность использования рекреационных ресурсов, сезонное функционирование большинства санаторно-курортных организаций, недостаточность рекламно-информационной поддержки курортов Краснодарского края, несовершенство системы и качества обслуживания, слабое взаимодействие с крупнейшими туроператорами, слабая адаптация к международным принципам ведения туристского бизнеса.

2. Согласно данным за 2018 года объем доходов санаторно-курортного комплекса в Краснодарском крае составил 136,4 млрд.руб. Были выявлены проблемы отрасли, среди которых:

- большой процент износа медицинского оборудования (более 80 процентов);

- отсутствие в большинстве санаторно-курортных организаций зданий и помещений, приспособленных для передвижения и размещения мало мобильных групп населения;

- отрицательная динамика доходов с 2017 по 2018 гг., при росте уровня затрат в среднем на 12 %.

3. Несмотря на наличие пакета рекламных средств продвижения, еще остаются вопросы, требующие более активного продвижения санаторно-курортного продукта.

Основной научный результат заключается в том, что применение инновационных методов в дополнение к использованию уже имеющихся традиционных способов продвижения санаторно-курортных продуктов позволит увеличить уровень конкурентоспособности организаций данной отрасли и, как следствие, позволит увеличить финансовую устойчивость организаций санаторно-курортного комплекса. В связи с тем, можно утверждать, что гипотеза, выдвинутая во введении настоящей работы, подтвердилась.

Использованные источники:

1. Александров О.А. Экономический анализ: учеб. пособие для студентов вузов / О. А. Александров, Ю. Н. Егоров. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 288 с.

2. Бабинцева Н. В. Методика комплексной сравнительной рейтинговой оценки платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 11-4 (52-4). - С. 609-612.

3. Бердникова Л. Ф., Бердников А. А. Стратегический анализ финансового состояния организации: сущность и методика // Карельский научный журнал. 2016. - № 3. - С. 43-45.

4. Бердникова Л. Ф. Финансовый анализ: понятие и основные методы /Л. Ф. Бердникова, С. П. Альдебенева // Молодой ученый. — 2015. — № 1. — С.330-338.

5. Бережная Е.В., Бережная О.В., Косьмина О.И. Диагностика финансово-экономического состояния организации. Учебное пособие. Издательство: Инфра-М, 2016 - 314с.

6. Воронина Л.Л. Конкурентоспособность национальной экономики // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - №7. - с.12-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.