354
САНАТОРНО-КУРОРТНЫЕ КЛАСТЕРЫ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РОСТА НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ SPA CLUSTERS: PROVISION
OF SUSTAINABLE GROWTH ON THE BASIC ELEMENTS OF NETWORKING
М.С. ОБОРИН
Д.э.н., профессор, Пермский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
M.S. OBORIN
Doctor of Economics, Professor, Perm Institute (branch) FSBEI "Russian economic University G. V. Plekhanov»
В.С. ОСИПОВ
Д.э.н., профессор, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, главный научный сотрудник ФГБУН Институт проблем рынка РАН
V.S. OSIPOV
Doctor of Economics, Professor, Moscow state Institute of international relations (University) of the Ministry of foreign Affairs of the Russian Federation, chief researcher, INSTITUTE of market problems of RAS
АННОТАЦИЯ
В статье на базе теоретических разработок ведущих ученых предлагается рассматривать кластер как форму сетевого взаимодействия. Так как кластер - инструмент региональной экономической политики, то в статье рассматривается его вклад в региональное экономическое развитие. Особое внимание в статье уделено рассмотрению санаторно-курортных кластеров, особенности санаторно-курортной деятельности и ее роли для экономического развития региона. В структуре санаторно-курортного кластера авторы предлагают выделить базовые предприятия санаторно-курортного кластера, инфраструктурные предприятия, вспомогательные учреждения (вузы, научные центры и др.), а также устойчивые связи между ними в виде функций, форм сотрудничества и моделей взаимодействия. В статье представлены статистические данные по развитию кластерных программ Юга России, по которым сделан вывод о том, что чем известнее рекреационный объект, расположенный на территории кластера, и чем он старше, тем большее количество финансовых вложений требует весь кластер. В статье отмечено, что сетевые формы взаимодействия в санаторно-курортном кластере вытесняют традиционные
3
формы отношений в отрасли. В развитии регионов Российской Федерации, в которых курортно-рекреационная специализация существенно преобладает, востребован кластерный и сетевой подходы. Наличие государственных программ по формированию курортов кластерного типа объясняется сочетанием коммерческих преимуществ с возможностями контроля за целевым использованием ресурсов и определением собственников строящихся объектов на начальных этапах реализации. Санаторно-курортные кластеры способствуют достижению комплексного эффекта не только для отрасли, но и социально-экономического развития территорий, улучшения условий жизни населения за счет повышения конкурентоспособности и качества лечебно-оздоровительных услуг. ABSTRACT
In the article on the basis of theoretical developments of Leading scientists it is proposed to consider the cluster as a form of network interaction. Since the cluster is an instrument of regional economic policy, the article considers its contribution to regional economic development. Particular attention is paid to the consideration of spa clusters, the peculiarities of sanatorium-resort activity and its role for the economic development of the region. In the structure of the sanatorium-and-spa cluster, the authors propose to allocate the basic enterprises of the spa cluster, infrastructure enterprises, auxiliary institutions (universities, research centers, etc.), as well as stable links between them in the form of functions, forms of cooperation and interaction models. The article presents statistical data on the development of cluster programs in the South of Russia, which concluded that the more popular the recreational site located on the territory of the cluster and the older it is, the more financial investments the whole cluster requires. The article notes that network forms of interaction in the sanatorium-resort cluster displace the traditional forms of relations in the industry. In the development of the regions of the Russian Federa-
tion, in which the resort and recreational specialization the demand for cluster and network approaches is in great demand. The existence of state programs for the formation of cluster-type resorts is explained by a combination of commercial advantages with the ability to control the targeted use of resources and the definition of owners of construction projects at the initial stages of implementation. Sanatorium and resort clusters contribute to the achievement of a comprehensive effect not only for the industry, but also social and economic development of the territories, improving the living conditions of the population through improving the competitiveness and quality of medical and health services.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Кластер, региональная экономика, сетевое взаимодействие, туризм. KEYWORDS
Cluster, regional economy, network interaction, tourism.
Острые кризисные явления и неблагоприятный геополитический фон создают давление на российскую экономику. Развитие санаторно-курортной отрасли в России в данный момент заметно отстает от некоторых зарубежных стран. Об этом свидетельствует положение РФ в международном рейтинге стран по туристической привлекательности, где она находится на 43 месте1. Согласно оценке экспертов Рейтинга, среда развития и регулирования отрасли путешествий и туризма в России характеризуется как «неблагоприятная». Факторами устойчивого роста отрасли признаны богатые рекреационные ресурсы, развитая инфраструктура воздушного транзитного сообщения
1 The Travel & Tourism Competitiveness Report 2017. Paving the way for a more sustainable and inclusive future. P.9. http://www3.weforum.org/docs/WEF_TTCR_2017_web_0401.pdf.
358
и телекоммуникаций, туристское предложение по регионам ввиду низкого курса рубля. Сдерживающими факторами является инфраструктура наземного и водного транспортного потока, ужесточенные визовые требования для въездных туристов и низкий уровень качества деловых отношений.
В рассматриваемый исторический период возрастает необходимость поиска эффективных форм и моделей управления региональной экономикой, которые положительно зарекомендовали себя в мировой и отечественной практике. В первую очередь речь идет о кластерной и сетевой форме взаимодействия экономических агентов, основанной на горизонтальном регулировании отношений на основе взаимных преимуществ и обмена ресурсами и технологиями. Зарубежный опыт социально-экономического развития свидетельствует о том, что страны, которые активно внедряли кластерный подход, добились существенных преимуществ и лидируют на мировом рынке: Германия в области микробиологии, Франция в сфере биотехнологий, Испания — в ту-ристско-рекреационных услугах. Несмотря на то что Россия сравнительно недавно стала внедрять кластерный подход, можно отметить, что его предпосылки возникли в более ранние периоды формирования советской экономики: опыт создания территориально-производственных комплексов.
Необходимо рассмотреть понятие кластера и сети у отечественных и зарубежных авторов.
Введение в экономический оборот понятие кластера связывают с М. Портером, который определял его как группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании),
действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга [13]. Ученым названы основные параметры кластера: географическая близость, сходство технологий, общность сырьевой базы, инновации, конкурентная среда, принадлежность к одной отрасли. Данная концепция возникла в сфере материального производства и на сегодняшний день в отечественной и зарубежной литературе представлено большое количество исследований, посвященных кластерной форме организации бизнеса (табл. 1).
Таблица 1
Понятия кластера у отечественных и зарубежных авторов
Автор Особенности формулировки понятия кластера
Портер М. [13] Акцентирует внимание на географическом положении кластера, общности деятельности и взаимозависимости организаций, их единой цели функционирования
Цихан Т.В. [21] Центр кластера - это несколько мощных компаний, сохраняющих между собой конкурентные отношения
Грекова Г.И., Фихтнер О.А. [4] Кластер как способ самоорганизации сообщества предприятий для выживания в условиях международной конкуренции
Марков Л.С. [9] Субъекты кластера извлекают выгоду из специфических местных активов, социальной встроенности и совместного расположения
Третьяк В.П. [19] В кластер могут входить специализированные агенты для работы на удаленных рынках; возникают специализированные сектора
Кузнецов С.В. [6] Взаимодействие внутри кластера происходит между муниципальными органами власти и предпринимательские структуры
Кандаурова А.В. [17] Необходимость построения внутри кластера взаимодействия в сфере инновационной деятельности
Автор Особенности формулировки понятия кластера
Захаров В.Я. [5] Кластер представляется как форма промышленных сетей, которые обеспечивают рост интенсивности и прочности взаимодействия предприятий
Осипов В.С. [11] Кластер - это сеть, формирующаяся в географическом регионе, в которой близость фирм обеспечивает развитие форм общности и повышает частоту и силу взаимодействия
Приведенные определения выделяют общие черты промышленных кластеров: географическая близость, однотипная специализация, интенсивный характер производственных, финансовых и инновационных связей, получение преимуществ.
Можно выделить различные типы кластеров:
Логистический — уникальный комплекс с широким географическим охватом, представляющий цепь формирования добавленной стоимости, обеспечивающий весь спектр транспортно-логистических услуг [14].
Торговый — группа однородных торговых предприятий, основанная на общности потребностей коллективных и индивидуальных пользователей [7].
Агропромышленный — территориальное сочетание организаций, связанных производственно-сбытовой деятельностью с целью повышения конкурентоспособности продукции и активизации инвестиционной деятельности [4].
В туристско-рекреационной сфере кластерный подход впервые применили зарубежные ученые, его эволюция связана с реализацией прикладных задач обеспечения конкурентоспособности и снижения издержек, что не противоречит другим областям экономической деятельности: 1) услуги на базе развитой инфраструктуры и сотрудниче-
ства [23]; 2) группа туристских аттракций на ограниченной географической территории, взаимодействующая на основе высоко развитой инфраструктуры, управления, конкурентных преимуществ [24]; 3) группа компаний и институтов, выпускающих туристский продукт на основе стратегических отношений, обеспечивающих конкурентные преимущества услуг [25].
В отечественной литературе понятие кластера в туризме представлено различными авторами, приведем некоторые определения: система взаимосвязанных фирм, складывающихся в рамках отдельных экономических зон, организаций и учреждений в сфере отдыха и путешествий [1]; форма организации туризма, представленная совокупностью предприятий сферы туристского обслуживания и сопряженных отраслей, объединенных горизонтальными связями и си-нергетическим эффектом [8].
Концепция санаторно-курортного кластера стала развиваться сравнительно недавно под влиянием повышения социально-экономического значения лечебно-оздоровительных услуг, формированием стратегического подхода к государственному управлению отраслевыми предприятиями.
В санаторно-курортной сфере под кластером понимается:
• предпринимательские организации, действующие на основе деловых контактов с широким кругом экономических агентов и потребителей, сочетая взаимность и противоположность интересов [22];
• совокупность экономических агентов на основе вертикального регулирования посредством прямых и обратных связей и координационного центра [2];
362
• географически локализованные взаимосвязанные компании, поставщики специализированных услуг, инфраструктуры, образовательные центры и другие организации, направленные на удовлетворение спроса [12].
Санаторно-курортный кластер формируется под влиянием определенных факторов:
• местность, обладающая туристско-рекреационной привлекательностью;
• наличие природно-ресурсного потенциала, например природных лечебных ресурсов;
• социально-экономическая инфраструктура;
• наличие туристско-рекреационных объектов, привлекающих платежеспособный спрос;
• благоприятная экологическая обстановка;
• хорошие социально-экономические условия, высокий уровень средств размещения;
• безопасность для жизни и имущества туристов.
Основными механизмами формирования и развития санаторно-курортных кластеров являются:
• качественное региональное управление, способствующее продвижению территории;
• развитие социально-экономического пространства на основе государственных программ, частно-государственного партнерства;
• формирование нормативно-правовой базы для привлечения инвестиций;
• обеспечение контроля качества лечебно-оздоровительных услуг;
• мониторинг качества и ценовой политики сопутствующих услуг: транспорта, сферы общественного питания, досуга и анимации;
• реализация стратегических документов в области развития туризма, в том числе лечебно-оздоровительного, санаторно-курортного комплекса;
• эффективная коммуникационная политика, обеспечивающая взаимодействие субъектов бизнеса, власти, потребителей услуг;
• экономическая стабильность профильных средств размещения и оказания услуг — предприятий санаторно-курортного комплекса и гостиничной индустрии.
Качественным этапом развития санаторно-курортных кластеров является внедрение элементов сетевого взаимодействия. Изучению механизмов координации и сетевых структур в современном бизнесе посвящено значительное число научных работ, включая работы таких зарубежных и российских ученых, как Р. Баджо, С. Боргатти, А. Грандори, Р. Майлз, У. Пауэлл, Ч. Сноу, Дж. Сода, П. Фостер, С.Б. Авда-шева, В.С. Катькало, С.П. Кущ, Г.Б. Клейнер, В.Л. Тамбовцев, А.Е. Шаститко, М.Ю. Шерешева. Важной задачей является управление и координация участников сети: развитие межфирменных взаимоотношений как особая организационная способность; компетенции экономических агентов и вопросы организации совместной деятельности. Развитие сетевой формы организации санаторно-курортной деятельности обусловлено практическими целями и задачами, эволюция форм организации бизнеса представлена в табл. 2.
Применение кластерной и сетевой формы организации бизнеса обосновано для различных видов экономической деятельности, поскольку определяющим являются коммерческий и социальный эффекты, обеспечение контроля рыночной доли группой участников, объединенных общими целями и задачами.
Эволюция форм организации санаторно-курортной деятельности*
Территориально-промышленный комплекс (ТПК) Кластер Сеть
Государственное регулирование
Командно-административные методы управления Регулирование на основе программ отраслевого и регионального развития Слабая возможность регулирования в силу неформальных отношений участников
Цель создания
Государственная политика территориального развития и безопасности Получение преимуществ отрасли или территории на основе комбинации ключевых факторов Получение коммерческого эффекта на основе нового продукта, услуги, обладающих высокой ценностью для потребителя
Задачи
Развитие материально-логисти-ческой основы для оптимизации затрат Формирование единого канала сбыта Определение долгосрочных ориентиров развития Повышение качества продукции и услуг отрасли Обмен инновациями и технологиями Создание уникальных продуктов и услуг Создание высокотехногичной продукции и услуг Преодоление конкуренции на основе сотрудничества и доминирующего положения на рынке Расширение географии присутствия базовых компаний отрасли
Территориально-промышленный комплекс (ТПК) Кластер Сеть
Механизмы управления и регулирования
Административно-командные методы, план затрат, производства, определенные объемы сбыта, отсутствие экономического стимулирования Договорные обязательства, определение границ сотрудничества, параметры и вклад каждого субъекта в общую работу Неконтрактная договорная форма взаимодействия, минимальные риски и высокая выгода, возможность замены элементов (агентов) сети
Внутренние результаты для экономических агентов
Снижение себестоимости производства, экономия ресурсов, рост оборота продукции, услуг Повышение конкурентоспособности и рост доли рынка, снижение затрат и рисков Максимальная доля рынка, производство инновационной продукции, услуги, обмен ресурсами и технологиями
Внешний социально-экономический эффект для отрасли, территории и населения
Повышение количества товаров на локальных рынках, удовлетворение спроса населения Повышение качества продукции и услуг, формирование спроса, рост конкурентоспособности отраслевых предприятий Влияние на спрос на основе стратегии взаимодействия с клиентами, рост конкурентоспособности базовых предприятий, отрасли, развитие региона
" составлено авторами.
Санаторно-курортный кластер (СКК) — это система коммерческих и некоммерческих экономических агентов, сосредоточенных на территории, обладающей курортно-ре-креационным потенциалом, образованная с целью формирования большего ассортимента услуг, повышения их качества, уменьшения затрат и получения большей выгоды (рис. 1).
СКК определяется наличием конкретной бизнес-компоненты, которой могут быть рекреационные предприятия и объекты инфраструктуры, с тесной производственно-хозяйственной связью. Структура санаторно-курортного кластера определяется лечебным профилем базовых предприятий, выполняемыми функциями и характером предпринимательских отношений.
Субъекты
Базовые -предприятия СКК
Отраслевые -
питание,
досуг,
транспорт_
Вспомогательные -ВУЗы, научные центры V
Структура санаторно-^№°Ртног° кластера
Форма сотрудничест ва
Договор
Показатели
Характер и устойчивость взаимодействи
♦ *
Функции
Вертикальное
Организационно-экономическая
Кооперация Горизонтальное
Интеграция Смешанное
Производственн о -
рекреационная_
Социально-культурная
Природоохранна я
Инструменты
Модели
♦ ♦ * ♦
Франчайзин г
Аутсорсинг
Сеть
Альянс
Эффекты
Рис. 1. Структура санаторно-курортного кластера (составлено авторами)
Основную роль в структуре выполняют функции, поскольку они имеют определяющее воздействие на эффект для региона и населения [5]:
1. Производственно-рекреационная, связанная с лечебными, диагностическими, рекреационными услугами, оказывающая влияние на здоровье, включающая санаторно-курортное лечение, отдых.
2. Организационно-экономическая, представляет собой устойчивое развитие санаторно-курортных предприятий, удовлетворение потребностей туристов, расширение производства.
3. Социально-культурная удовлетворяет культурные и духовные потребности туриста, включает коммуникации. Природоохранная заключается в охране и поддержке рекреационных ресурсов страны антропогенного и природного происхождения, росте эффективности экологического контроля и мониторинга, осуществлении деятельности по обеспечению безопасности рекреационных мероприятий.
В рамках взаимодействия санаторно-курортного комплекса формируется предложение высокого качества на основе объединения рекреационных ресурсов, существующих технологий и оборудования профильных предприятий, вследствие чего на основе сопутствующих отраслей и специализированных услуг возникают новые товары (услуги), ориентированные на потребителя. Эта система возникает при объединении нескольких сфер туристической и экономической деятельности, которые участвуют в создании СКК.
В рамках кластерной и сетевой формы взаимодействия достигаются основные экономические цели развития СКК:
368
1. Рост емкости образуемого санаторно-курортного комплекса за счет проведения модернизации и реконструкции уже существующих санаторно-курортных объектов, а также строительства новых. Этот процесс проходит при помощи привлечения частного капитала, формирования новых площадок, роста объема используемых месторождений минеральных вод.
2. Развитие кластера как системы взаимозависимых и взаимодействующих предприятий в целом и как отдельных его компонентов (санаторно-курортные предприятия, туристические предприятия, медицинские учреждения) на основе конкурентных преимуществ (транспортная инфраструктура, целебные источники, инновационные технологии отрасли и так далее).
Рассмотрим основные показатели затрат на создание и развитие туристско-рекреационных кластеров юга России — «Всплеск» Ростовской области, «Абрау-Утриш» Краснодарского края, «Эко-курорт Кавминводы» Ставропольского края, «Ворота Лаго-Наки» Республики Адыгея и «Эко-курорт Кавминводы» Карачаево-Черкесской Республики — которые отражают общее состояние отрасли туризма и отдыха. Общие показатели расходов представлены в табл. 3.
Согласно данным табл. 3, наибольшее число затрат на создание и разработку южнороссийских туристских кластеров приходится на кластер Республики Адыгея «Ворота Лаго-Наки» — 6139,3 млн рублей. На втором месте находится «Абрау-Утриш» Краснодарского края — 3196,9 млн рублей, на третьем — «Эко-курорт Кавминводы» Карачаево-Черкесской республики — 3124,3 млн рублей. Это говорит о том, что чем известнее рекреационный объект, расположенный на территории кластера, и чем он старше,
Показатели затрат на развитие кластерных программ, Юг России, 2015-2018 (прогноз)), млн руб.*
Название кластера 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
«Всплеск», Ростовская область 337,3 367,8 - - - - - -
«Абрау-Утриш», Краснодарский край - 43 105,3 2195,2 853,4 - - -
«Эко-курорт Кавминводы», Ставропольский край - 43 - 154,2 159,9 805,5 293,2 117,7
«Ворота Лаго-Наки», Республика Адыгея - - - 1637,5 40 1129,3 1112,8 2219,7
«Эко-курорт Кавминводы», Карачаево-Черкесская Республика - - - - - 513 440 2171,3
"Составлено поданным [20].
370
тем большее количество финансовых вложений требует весь кластер.
Далее рассмотрим показатели затрат на развитие кластерных программ юга России, сгруппированные по источникам финансирования, отраженные в табл. 4.
Таблица 4
Показатели затрат на развитие кластерных программ, Юг России, по источникам финансирования (2015-2018), млн руб.*
Название кластера Федеральный бюджет Бюджеты субъектов и местные бюджеты Внебюджетные источники
«Всплеск», Ростовская область 83 14,6 607,5
«Абрау-Утриш», Краснодарский край 645,9 205,7 2345,3
«Эко-курорт Кавминводы», Ставропольский край 355,7 79,5 1138,3
«Ворота Лаго-Наки», Республика Адыгея 1505,8 336 4297,5
«Эко-курорт Кавминводы», Карачаево-Черкесская Республика 652,6 123,9 2347,8
* Составлено по данным [19].
Данные табл. 4 говорят о том, что наибольшее финансирование из федерального бюджета среди всех южных кластеров России приходится на «Ворота Лаго-Наки» — 1505 млн рублей, далее идут «Эко-курорт Кавминводы» из Карачаево-Черкессии (652,6) и «Абрау-Утриш» (645). Так же выглядит и рейтинг этого показателя по внебюджетным источникам.
Наконец, рассмотрению подлежат показатели затрат по южным кластерам на формирование комплекса обеспечивающей инфраструктуры кластеров и строительство их объектов туристской дестинации, которые представлены в табл.5.
Данные табл. 5 отражают тот факт, что наибольший объем финансирования за 7 лет действия федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» среди всех кластеров юга России приходится на кластер Республики Адыгея «Ворота Лаго-Наки» — 1841,8 млн рублей, на втором месте краснодарский «Абрау-Утриш» (851,6 млн рублей) и на третьем — «Эко-курорт Кавминводы» из Карачаево-Черкессии (776,5 млн рублей).
Устойчивость развития санаторно-курортных кластеров заключается в способности системы сохранять свое состояние в условиях нестабильности окружающей среды и влияния на нее внешних воздействий, что представляется существенным преимуществом рекреационной отрасли. Сохранение устойчивости СКК, прежде всего, является задачей руководства на всех уровнях, возможностей быстро реагировать на эти изменения и адаптировать систему управления к текущим условиям.
Санаторно-курортный комплекс как основа кластера может приспосабливаться к последствиям влияющих факторов внешней среды, гибко трансформировать свое поведение в условиях флуктуаций макроэкономических параметров. Главная цель управления санаторно-курортным кластером — это сохранение в границах заданных параметров основных показателей и важных свойств при помощи эффективных механизмов и технологий воздействия. В такой ситуации
Показатели затрат на развитие кластерных программ, Юг России,
создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры и строительство объектов
туристской дестинации (2015-2018 гг.), млн руб.*
Название кластера 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
«Всплеск», Ростовская область 37,3 60,3 - - - - - -
«Абрау-Утриш», Краснодарский край - 13 62 506,6 270 - - -
«Эко-курорт Кавминводы», Ставропольский край _ 13 32,2 _ 251,1 53,2 85,7
«Ворота Лаго-Наки», Республика Адыгея _ _ _ 437,5 _ 341,5 378,5 684,3
«Эко-курорт Кавминводы», Карачаево-Черкесская Республика _ _ _ _ _ 9,1 240 527,4
"Составлено поданным [20].
устойчивость СКК будет определяться способностью системы управления к самосовершенствованию и самоорганизации. Успешность стратегий развития санаторно-курортного кластера при таких условиях будет зависеть от постоянной динамики показателей системы СКК и отдельных индикаторов устойчивости ее функций, процессов и элементов.
Стратегия устойчивого роста санаторно-курортных кластеров определяет конкретные территории, которые будут (или уже входят) в состав кластера. Так, в постановлении Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 года № 70 в целях развития туризма и санаторно-курортной отрасли по Краснодарскому краю, установлены конкретные муниципальные образования, которые образовывают особую экономическую туристско-рекреационную зону (кластер). В ее состав входят следующие 4 участка на Черноморском побережье:
1. «Малый Ахун» (город-курорт Сочи);
2. «Агрия» (Туапсинский район);
3. «Новая Анапа» (город-курорт Анапа);
4. «Криница — Архипо-Осиповка» (город-курорт Геленджик).
Формирование Черноморского санаторно-курортного кластера определяет следующие значимые положительные результаты для муниципальных и государственных образований:
1. На общероссийском уровне — это укрепление позиций санаторно-курортного комплекса в экономической сфере России и на мировом рынке туристско-рекреаци-онных услуг, формирование образа страны как здравницы мирового уровня, развитие потенциальных направлений экспорта услуг туризма и здравоохране-
374
ния, улучшение условий для стабильного и устойчивого развития инвестиционного климата для привлечения новых инвесторов.
2. На уровне Южного и Северо-Кавказского федерального округа (ЮФО и СКФО) — рост позиций Краснодарского края в общем рейтинге экономического пространства ЮФО и СКФО вследствие развития санаторно-курортного комплекса.
3. На уровне Краснодарского края — укрепление позиций туристско-рекреационного комплекса Черноморского побережья на рынке санаторно-курортных услуг края, эффективное использование прибрежной территории, модернизация инфраструктуры региона, упорядочение функционально-градостроительных зон, формирование имиджа края для его продвижения на мировой рынок туризма; поиск новых направлений экспорта санаторно-курортных услуг, рост позиций Краснодарского края в инвестиционном рейтинге страны.
4. На муниципальном уровне — укрепление экономического потенциала территории, улучшение качества городской среды, эффективное использование рекреационных ресурсов Черноморского побережья, рост инвестиционной привлекательности, а также формирование благоприятной среды для развития малого и среднего бизнеса на территории санаторно-курортного кластера.
Сетевые формы взаимодействия в санаторно-курортном кластере в настоящее время вытесняют традиционные формы отношений в отрасли. Такая степень взаимозависимости возникает на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Однако стоит отметить, что кластер не
обеспечивает эффективную реализацию социальных интересов населения. Цели и задачи такого взаимодействия в СКК направлены в большей степени на получение максимальной выгоды для функционирующих на территории кластера хозяйственных субъектов.
Функционирование санаторно-курортных кластеров способствует образованию сетевых форм взаимодействия, базирующихся на совокупности методов либерального регулирования отношений субъектов, рационального объединения сетевых и традиционных отношений субъектов кластера, общества и органов государственной власти. Сетевое взаимодействие санаторно-курортных кластеров в России характеризуется разной степенью адаптивности. Это зависит от территориального устройства и приоритетных направлений деятельности; при этом необходимо учитывать специфические аспекты социально-экономической сферы региона. В условиях функционирования СКК в РФ следует учитывать такие отраслевые особенности, как:
1. Развитие сетевого взаимодействия санаторно-курортных кластеров ограничивается емкостью номерного фонда в коллективных средствах размещения (санаториев, пансионатов, гостиниц, баз отдыха, хостелов и отелей).
2. Процесс модернизации туристских дестинаций имеет пределы: ухудшение экологического состояния территорий имеет отрицательное воздействие как на социальную, так и на экономическую сферу жизни населения.
3. Структура международного туристского рынка воздействует на развитие всей санаторно-курортной деятельно-
37
сти населения; изменения в его конъюнктуре вызывают колебания всей туристической системы объектов. 4. Себестоимость туристских товаров и услуг постоянно изменяется, тем самым воздействуя на состав участников санаторно-курортного кластера и уровень цен. В санаторно-курортной сфере Российской Федерации можно выделить три основные формы кластеров на основе базовых элементов сетевого взаимодействия:
1. Взаимодействие, которое основывается на одном профильном учреждении, лидирующем в отрасли (рис. 2).
Предприятия I Э третий С \ уровень |
Рис. 2. Кластер с элементом сетевого взаимодействия на основе одного базового предприятия (составлено авторами)
Данный тип характерен для кластеров «Ворота Ла-го-Наки», «Абрау-Утриш», «Новая Анапа». Базовое пред-
приятие обладает разнообразным лечебным профилем и высокой конкурентоспособностью, часть услуг могут оказывать санатории второго уровня, например спа-салон, бассейн, лечебные ванны. Предприятия третьего уровня могут не контактировать с потребителем напрямую, поскольку сотрудничают со здравницами первого и второго уровня. Потребитель с большей вероятностью обратится к базовому предприятию за оказанием услуг, поэтому связь является устойчивой, на третьем уровне может быть полная заменяемость, что существенно снижает риски кластера. К экономическим агентам второго уровня относятся предприятия здравоохранения, такие как медицинские центры; третьего уровня — туристические агенты и операторы, которые осуществляют деятельность по формированию туров, транспортные предприятия, экскурсионные бюро. В общем виде данный тип сетевого взаимодействия представляет собой монополистическое образование и является предпочтительной для санаторно-курортных кластеров, обладающих одним (основным) видом ресурсов.
2. Взаимодействие, возникающее на базе нескольких профильных учреждений, которые отличаются по специализации (к примеру, лечебными профилями) и образовывают связь с определенными экономическими агентами (рис. 3).
Схема характеризуется структурой, близкой к олигополии, свободными отношениями субъектов санаторно-курортной деятельности в рамках кластера, которые зависят от экономической политики государства (региона) в сфере туризма. Данный тип характерен для кластеров Кавказских Минеральных Вод. Предприятия первого и второго уровня системы подвержены низкому уровню риска,
378
так как они находятся в приблизительно равных условиях функционирования. Потребитель обладает большой свободой выбора, поскольку санаторно-курортные учреждения находятся в равном конкурентном положении, предлагают услуги, которые рассчитаны на различные категории потребителей. В данном случае покупатель тура может самостоятельно планировать культурно-досуговую, экскурсионную программу. Если одно или несколько предприятий обладают низкой степенью устойчивости, то уровень риска всей системы увеличивается. Преодолеть эту проблему возможно при замене неустойчивых элементов либо путем изменения управленческой политики в их отношении. Данная модель является предпочтительной для санаторно-курортных кластеров, обладающих разными видами ресурсов.
3. Взаимодействие на основе нескольких профильных учреждений, которые осуществляют однотипную деятельность со схожим характером ее масштаба. Схема этой модели взаимодействия приближена к сетевому взаимодействию на основе нескольких базовых предприятий, отличается только профилями лечения.
В рамках модели санаторно-курортного кластера, основывающегося на принципах сетевого взаимодействия, существуют такие уровни зависимости между участниками сети, как:
1) первый уровень зависимость — высокий, характеризуется степенью формирования и реализации сетевого продукта с отметкой 70% (и более) от всех продаж;
2) второй уровень зависимости — средний, при котором уровень выручки от сетевого товара (услуги) составляет приблизительно 50%;
3) третий уровень зависимости — низкий, определяется диверсификацией деятельности санаторно-курортного учреждения, а степень вклада общего сетевого товара (услуги) в оборот составляет не более 30% [10].
Базовый санаторий
I---------1
>! Предприятия I • второй ^ уровень
Потребитель лечебно-оздоровительных услуг
Базовый санаторий
^Предприятия ^ второй уровень
^ >
Рис. 3. Кластер с элементом сетевого взаимодействия на основе нескольких базовых предприятий (составлено авторами)
В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что в развитии регионов России с курортно-рекреационной специализацией преобладает кластерный и сетевой подходы. Наличие государственных программ по формированию курортов кластерного типа объясняется сочетанием коммерческих преимуществ с возмож-
380
ностями контроля за целевым использованием ресурсов и определением собственников строящихся объектов на начальных этапах реализации. Санаторно-курортные кластеры способствуют достижению комплексного эффекта не только для отрасли, но и социально-экономического развития территорий, улучшения условий жизни населения за счет повышения конкурентоспособности и качества лечебно-оздоровительных услуг. Сетевое взаимодействие в санаторно-курортных кластерах направлено на получение следующих преимуществ:
• устойчивость регионального спроса за счет комбинации природно-климатического и ресурсного фактора (тур по Большому Сочи может сочетать проживание в отеле в горах и в черте города);
• обмен технологиями и повышение качества некоторых функциональных областей (курорты одного региона обладают уникальными ресурсами, другого региона — технологиями по эффективному лечению на базе этих ресурсов);
• вовлечение большего числа профильных предприятий в инновационные процессы, связанные с применением цифровых технологий в области диагностики, лечения и реабилитации; апробацией новшеств и обучением персонала;
• развитие вертикально-горизонтального управления в целях повышения результатов деятельности кластера, когда кооперация связей дополняется контролем на основе программно-целевого подхода.
Опыт создания санаторно-курортных кластеров на территориях со сложной социально-экономической ситуацией (республика Крым, республика Кабардино-Балкария) свиде-
тельствует о том, что государственные программы являются основным фактором внедрения инфраструктуры и транс-портно-логистического обеспечения. Объемы финансирования зависят от комплекса функций кластера и его роли в преобразовании социально-экономического пространства, оптимизации использования потенциала, привлечению платежеспособного спроса.
Стратегический результат зависит от региональных факторов, а именно — от повышения квалификации управленческих кадров, способности эффективного освоения средств, повышения имиджа курорта и достижения качества услуг. Достижение высокого уровня невозможно без сетевого горизонтального взаимодействия курортной территории по основным функциональным направлениям.
Таким образом, стратегия устойчивого роста санаторно-курортных кластеров на основе главных элементов сетевого взаимодействия предполагает активное взаимодействие органов государственной власти, отдельных рекреационных предприятий и предпринимателей с целью разработки эффективной сетевой модели развития отрасли и всех ее субъектов. Формирование санаторно-курортного кластера на основе сетевого взаимодействия способствует модернизации и трансформации всей структуры экономики региона не только в туристско-рекреационной сфере, но и в других отраслях деятельности.
Обладая достаточным количеством рекреационных ресурсов, санаторно-курортный кластер приобретает черты саморегулируемой системы. Степень риска такой системы определяется показателями предприятий низших уровней кластера, поскольку они функционируют в больших коли-
382
чествах и их связь с главными предприятиями (или между собой) довольно слаба. Преодолеть эти и другие проблемы стратегии развития санаторно-курортного кластера на основе сетевого взаимодействия возможно при оказании равномерной и равноправной поддержки всех субъектов (элементов) системы СКК, осуществлении эффективной экономической и управленческой политики по отношению к этим элементам, используя федеральные программы и программы государственно-частного партнерства, а также внедрении инновационных технологий и модернизации объектов санаторно-курортной деятельности.
Библиографический список
1. Александрова А.Ю. Туристские кластеры: содержание, границы, механизм функционирования // Современные проблемы сервиса и туризма. 2007. № 1. С. 51-61.
2. Василенко В.А., Василенко А.В. Особенности формирования и развития курортных кластеров дестинаций в Крыму // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. № 1. Т. 10. С. 26-32.
3. Грекова Г.И., Фихтнер О.А. Кластер как форма сетевого взаимодействия предпринимательских структур и инструмент управления региональным развитием // Вестник Новгородского государственного университета. 2013. № 74. Т. 1. С. 63-74.
4. Грядов С.И., Ковалева И.В. Агропромышленный кластер: проблемы и перспективы развития // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2009. № 2. С. 59-67.
5. Захаров В.Я. Промышленные кластеры и экономический рост // Проблемы теории и практики управления// 2006. № 12. С.19-20
6. Кузнецов С.В. Механизмы координации при сетевом и межсетевом взаимодействии // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 7. С. 35-38.
7. Лавренко А.С. Кластеризация в задачах ассортиментного планирования в торговых сетях // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. № 8. С. 115-123.
8. Левченко Т.П. и др. Кластерный подход к устойчивому развитию туристских дестинаций // Вестник к СГУТиКД. 2012. № 2 (20). С. 67-72.
9. Марков Л. С. Управление эффективностью функционирования региональных высокотехнологичных кластеров // Регион: экономика и социология. 2007. № 2. С. 85-94.
10. Оборин М.С., Шерешева М.Ю. Специфика сетевых бизнес-моделей в туристско-рекреационной сфере // Управленец. № 4(68). 2017. С. 24-31.
11. Осипов В. Кластеры как инструмент экономической политики государства // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2012. № 6. С. 87-93.
12. Остапенко Е.А. Использование кластерного анализа для сегментации конкурентной среды санаторно-курортных организаций рекреационного региона// Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 7. С. 59-67.
13. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2005. 608 с.
14. Пустохина И.В. Проектирование логистических кластеров в рамках глобальных логистических цепей поставок // Вестник университета. 2015. № 9. С. 56-62.
15. Реутова Ю.Н. Теоретические аспекты оценки рекреационного и инвестиционного потенциалов санаторно-курортного комплекса // Terra Economicus. 2011. Т. 9. № 1. С. 105-112.
16. Реутова Ю.Н. Формирование стратегии развития региональных туристско-рекреационных комплексов с использованием кластерного подхода // Terra Economicus. 2010. Т. 8. № 4. Ч. 3. С. 114-123.
17. Социальное взаимодействие в современных условиях: различные аспекты исследования: коллективная монография // Под ред. Кан-
384
дауровой А.В. — Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, кафедра социальной педагогики и социальной работы. — 2017. — 426 с.
18. Тишина В.Н. Особенности сетевых взаимодействий экономических субъектов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: экономика и менеджмент. 2011. № 11. С. 95-102.
19. Третьяк В.П. Кластеры предприятий: пути создания и эффективность функционирования. — М.: Август Борг, 2006. 132 с.
20. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» (с изменениями на 7 февраля 2018 года) — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902295121.
21. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. 2003. № 5. С. 74-81.
22. Яковлева-Чернышова А.Ю. Особенности кластерного взаимодействия в санаторно-курортной сфере // Управление и экономика в XXI веке. 2014. № 5. С. 98-107.
23. Beni M. (2003). Globaliza^ao do Turismo: Megatendencias do Sector e a Realidade Brasileira, Editora Aleph, Sao Paulo.
24. Monfort M., V. M. (2000). Competitividad y factores críticos de éxito en la «hotelería de litoral»: experiencia de los destinos turísticos Benidorm y Peñíscola (Doctoral Dissertation, Universidad de Valencia, Espanha, 2000).
25. Rodrigues A.B. Turismo rural: praticas e perspectivas. Sao Paulo: Contexto, 2003.