замене самой бизнес - модели на более эффективную, соответствующую новым требованиям и особенностям внешней среды.
Источники:
1. Александров Г.А. Что такое эффективность экономики? / Г.А. Александров. - М.: Экономика, 2014. - 56 с.
2. Алексеев С.Г. Оценка инновационного развития регионов Сибирского федерального округа. / С.Г. Алексеев. // Вестник ИрГТУ. - 2013. - № 2 (38). - С. 28-31.
3. Бейсенова Ж. Ж. Содержание, признаки и формы инновационного предпринимательства / Ж. Ж. Бейсенова // Вестник КарГУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://articlekz.com/artide/5921
4. Пчелинчев О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития. М., 2014.
Sources:
1. Aleksandrov G.A. What is the efficiency of economics? / G.A. Alexandrov. - M .: Economy, 2014. - 56 p.
2. Alekseev S.G. Assessment of innovative development of regions of the Siberian Federal District. / S.G. Alekseev. // Bulletin of ISTU. - 2013. - № 2 (38). - pp. 28-31.
3. Beysenova Zh. Zh. Content, signs and forms of innovative entrepreneurship / J. Zh. Beise-nova // Vestnik KarSU [Electronic resource]. - Access mode: http://articlekz.com/artide/5921
4. Pchelinchev OS Regional economy in the system of sustainable development. M., 2014.
А.Ю. Баранова
к.э.н., доцент, доцент кафедры финансов, кредита и мировой экономики, Сочинский государственный университет, г. Сочи
А..Y. Baranova
Finance, Credit and World Economy Department, PhD, Sochi State University, Sochi, Russia (baranovalla-77@mail.ru, 8(918) 4041388)
Е.К. Воробей,
к.э.н., доцент, декан факультета экономики и процессов управления, Сочинский государственный университет, г. Сочи
E.K. Vorobey
Dean of Economics and Management Processes, PhD, Sochi State University, Sochi, Russia (vorobei.sochi@yandex.ru, 8(918) 4014495)
РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ УСЛУГ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО И ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)
Аннотация. История полного государственного финансирования санаторно-курортного и туристского комплекса в России началась после революции и продолжалась до 1992 г. В 90-е годы XX века и начале XXI века в данной сфере наблюдались финансовые и организационные проблемы, когда одни здравницы были приватизированы, другие - обанкротились. Из-за снижения государственной поддержки не все граждане могут позволить приобрести путевки за свой счет. В 2010-е годы санаторно-курортным и туристским комплексом заинтересовались частные инвесторы, в том числе иностранные. Государственные органы власти посредством налогового регулирования, бюджетного субсидирования и региональных программ развития оказывают поддержку здравницам и курортным территориям, однако по-прежнему наблюдается сезонный дисбаланс, недостаток квалифицированных кадров и низкий поток туристов с целью оздоровления. В статье обобщен опыт государственной поддержки санаторно-курортного и туристского комплекса на примере Краснодарского края, кратко изложен мониторинг оценки услуг санаторно-курортных и туристских организаций глазами потребителей и предпринимателей.
Abstract. The history of full state financing of the spa-resort and tourist complex in Russia began after the revolution and lasted until 1992 year. Financial and organizational problems were observed in this area in the 90s years of the 20th century and the beginning of the 21st century, when some health organizations were privatized, others were bankrupt. Due to the decline in state support, not all citizens can afford trips at their own expense. Private investors, including foreign investors, became interested in the spa and tourist complex in the 2010s years. Public authorities through tax regulation, budget subsidies regional development programmes provide support health resorts and resort areas, but there are still a seasonal imbalance, lack of qualified personnel and a low flow of tourists for the purpose of recovery. The article summarizes the experience of the state support of the spa-resort and tourist complex on the example of the Krasnodar region, briefly monitoring of the assessment of services of spa-resort and tourist organizations through the eyes of consumers and entrepreneurs.
Ключевые слова: государственная поддержка, санаторно-курортные и туристские услуги, курорты, развитие, конкурентоспособность, исследования.
Keywords: state support, Spa and tourist services, resorts, development, competitiveness, research.
Цель исследования - на основе анализа нормативно-правовой базы и мониторинга оценки услуг организаций санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края выявить методы государственной поддержки данных организаций в современных условиях.
Методологическую базу исследования составили аналитические исследования, анкетирование и нормативно-правовая база.
Практическая ценность результатов работы состоит в возможностях применения материалов исследования санаторно-курортными и туристскими организациями с целью увеличения притока туристов и улучшения финансового обеспечения.
В начале XX века в стране насчитывалось 35 курортов, которые до 1918 г. функционировали за счет частных средств и пожертвований, и предназначались для людей состоятельных. Согласно Положению о социальном обеспечении трудящихся, принятому в октябре 2018 г., курорты и охранные земли перешли в собственность государства, а санаторно-курортное лечение и отдых стало носить массовый характер. Быстрое наращивание коечного фонда за счет государственных средств привело к тому, что в 1939 г. в СССР действовало 2 200 санаториев и пансионатов, общей мощностью 225 тыс. коек. Рост количества данных организаций продолжился в пятидесятые годы XX века. Особое значение придавалось не только медицинским функциям этих учреждений, но и их облику в дворцово-показном стиле, что увеличивало затраты. В результате роста санаторно-курортных предприятий появились проблемы с их менеджментом и учетом специализации, поэтому они были переданы в управление министерствам здравоохранения союзных республик. В советское время государство продолжало финансировать курортные учреждения, а профсоюзы распределяли путевки, из которых только 30% оплачивались гражданами. На санатории была возложена новая функция - долечивание. Ведомства, промышленные предприятия, колхозы и совхозы, по согласованию с Центральным советом по управлению курортами профсоюзов, участвовали в развитии здравниц в качестве застройщиков, дольщиков, за что им тоже выделялись путевки. Всего на строительство, благоустройство и оснащение курортных объектов в 1976-1980 годах было выделено около 1 млрд. руб. [1].
После распада Советского Союза в России осталась половина здравниц, другие - отошли бывшим союзным республикам. В этот период снижается государственная поддержка санаторно-курортного и туристского комплекса, часть объектов приватизируется руководителями здравниц, другие - переходят под управление Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР). В 2000-е годы здравницами начинают интересоваться частные инвесторы, часть из них оказывается собственностью крупных нефтегазовых российских компаний, в индустрию гостеприимства приходят иностранцы.
По данным Росстата в 1992 г. насчитывалось 6931 санаторно-курортных учреждений и организаций отдыха, а гостиниц 6258 (без учета микропредприятий) [2]. В конце 90-х годов наблюдалось снижение количества коллективных средств размещения, затем начался значительный рост количества гостиниц, а число здравниц так и не достигла уровня 1992 года (рис. 1).
^^^Число санаторно-курортных организаций и организаций отдыха
16000 14000 И Число гостиниц 14948
12000
10000 8000 6931 7866
6000 6258 ^ 4876
4000 2000 4182 3886 5075
0
1992 2000 2010 2016
Рисунок 1 - Количество коллективных средств размещения России (без учета микропредприятий),
единиц (составлено авторами)
Хронология финансирования услуг санаторно-курортного и туристского комплекса представлена в табл. 1, далее подробно рассмотрим виды государственной поддержки за последние десять лет.
По данным Ростуризма России среди субъектов РФ по развитию туризма в рейтинге четвертое место занимает Краснодарский край после Москвы, Санкт-Петербурга и Республики Татарстан. В Краснодарском крае около 5 000 коллективных средств размещения (санатории, дома отдыха, пансионаты), что составляет 25% от всех российских. Кроме этого, имеется 14 000 частных средств размещения, туристские услуги оказывают свыше
600 организаций. Ежегодно поток отдыхающих на курорты Краснодарского края растет. Например, в 2017 г. край посетило 16 млн. чел., в 2016 г. - 15,8 млн. чел., в 2015 г. - 15 млн. чел., в 2014 г. - 13, 8 млн. чел. [3, С. 116-123].
Государственная поддержка санаторно-курортного и туристского комплекса в Краснодарском крае осуществляется в рамках Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.1995 г. № 26-ФЗ, Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ и иных федеральных законов [4].
Таблица 1 - Хронология финансовой поддержки услуг санаторно-курортного и туристского комплекса (составлено авторами)_
Период Способы государственной поддержки
1918-1991 гг. Полное государственное обеспечение. Управленцы: министерства здравоохранения союзных республик, профсоюзы, ведомства.
1991-2000 гг. Приватизация курортных объектов собственниками здравниц. Средства Фонда социального страхования РФ, выделяемые на путевки
2000 гг. - по настоящее время Появление частных здравниц. Привлечение частных инвесторов
Бюджетные средства, выделяемые под государственные целевые программы; гранты и субсидии
Средства Фонда социального страхования РФ, выделяемые на путевки
Государственное регулирование через систему налогообложения: упрощенная система налогообложения, курортный сбор, социальный налоговый вычет по медицинским услугам
Заемные и привлеченные средства санаторно-курортных и туристских организаций на финансовом рынке
На основании этого приняты и реализуются следующие государственные программы в крае:
- «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края» от 05.11.2015 года № 1007, утвержденной Постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края [5];
- «Развитие культуры и туризма на 2013-2010 годы» от 15.04.2014 г.
№ 317 Постановление правительства РФ, включая федеральную подпрограмму «Развитие внутреннего и въездного туризма (2011-2018)» [6];
- Фонд развития курортной инфраструктуры, куда направляются средства от курортного сбора, предусмотренным законом Краснодарского края «О введении курортного сбора на территории Краснодарского края и внесении изменений в Закон Краснодарского края «Об административных правонарушениях» от 22.11.2017 г.
Закон Краснодарского края от 08.05.2015 г. № 3169-КЗ «Об условиях применения упрощенной системы налогообложения на территории Краснодарского края» предусматривает введение «налоговых каникул» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды деятельности в производственной, социальной и научной сферах, налоговой ставки в размере 5 %, с целью поддержки субъектов малого бизнеса, вовлечения молодежи в предпринимательство.
Для поддержи деятельности малых и средних предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса созданы [7]:
1. Гарантийный фонд Краснодарского края: цель - предоставление кредита, банковской гарантии и поручительства. Сумма кредита - от 1 млн. руб. Срок кредита - 1-6 лет. Срок гарантии - до 3 лет. Доля поручительства Фонда в структуре обеспечения может составлять до 70% от суммы кредита.
2. Фонд микрофинансирования Краснодарского края: цель - предоставление льготных микрозаймов на сумму до 3 млн. руб. до 3 лет, процентная ставка - 6,25-10% без комиссий.
3. АО «Корпорация «МСП»: цель - льготное кредитование. Корпорация осуществляет деятельность в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Для поддержи функционирования крупного бизнеса в санаторно-курортном и туристском комплекс предусмотрены:
1. Постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края утвержден порядок предоставления муниципальным образованиям субсидий от 08.05.2018 г. № 236. Размер - 740 тыс. руб. ежегодно. Условия: софинансирование за счет средств местных бюджетов - 5-10%, наличие объекта туристского показа, обоснование его социальной значимости [8].
2. Успешно реализуется краевая программа «Южная здравница», которая позволяет нарастить туристский поток в низкий сезон на 7-10%. Данная программа признана одной из лучших практик в России и рекомендована Ростуризмом для внедрения другим регионам [9].
С целью содержания, реконструкции и благоустройства курортных территорий с коллективных и индивидуальных средств размещения туристов на территории Краснодарского края, а именно, в городах-курортах Сочи, Анапе, Геленджике, а также в Горячем Ключе, Новомихайловском, Шепсинском, Небугском и Джубгском поселениях взымается курортный сбор. Размер данного сбора в 2018 г. составляет 10 руб. в сутки, уплачивается при заселении, подлежит зачислению в бюджет Краснодарского края и аккумулируется в Фонде развития курортной инфраструктуры [10].
Под курортной инфраструктурой понимается совокупность объектов лечебно-оздоровительного, социально-культурного, физкультурно-спортивного и рекреационного назначения, в том числе парки, скверы, городские леса, бульвары, терренкуры, пляжи, набережные, пешеходные зоны, элементы благоустройства, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил [10].
Основными целями государственной поддержки санаторно-курортного и туристского комплекса являются [4]:
- создание современного санаторно-курортного и туристского комплекса, удовлетворяющего потребности российских и зарубежных туристов;
- повышения финансовой устойчивости организаций санаторно-курортного и туристского комплекса;
- сохранение и повышение эффективности использования природных и туристских ресурсов края;
- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций;
- увеличение налоговых поступлений от организаций санаторно-курортного и туристского комплекса;
- формирование современной системы подготовки и переподготовки кадров для данной сферы;
- совершенствование объектов инженерной инфраструктуры;
- улучшение экологической обстановки;
- выравнивание сезонного дисбаланса заполняемости гостиниц и здравниц;
- продвижения бренда курортов и др.
Принципами государственной поддержки санаторно-курортного и туристского комплекса являются:
- доступность бюджетных средств;
- адресность, целевой характер и эффективность использования государственных ресурсов;
- участие организаций санаторно-курортного и туристского комплекса в системе государственных закупок.
Современными формами государственной поддержки санаторно-курортного и туристского комплекса также являются научно-методическое обеспечение, разработка системы грантов, проведение конкурсов в рамках научно-исследовательской деятельности в санаторно-курортной и туристской сфере и т.п.
Основой и перспективой развития санаторно-курортного и туристского комплекса является конкурентоспособность. Министерством экономки Краснодарского края ежегодно проводится анализ конкурентоспособности рынков, в том числе санаторно-курортных и туристских услуг. Согласно мониторингу состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг Краснодарского края за 2017 г. представители санаторно-курортного и туристского бизнеса (1107 чел. опрошенных) в качестве конкурентных факторов отметили [11, С. 116123]:
1) высокое качество услуг (48% респондентов, 529 чел.);
2) низкая цена (20% респондентов, 219 чел.);
3) доверительные отношения с клиентами (18% респондентов, 200 чел.);
4) предложение сопутствующих услуг (6,4% респондентов, 71 чел.);
5) уникальность продукции (5,7% респондентов, 63 чел.).
6) прочее -1,9%.
Больше половины респондентов-предпринимателей считают, что необходимо повышать конкурентоспособность на рынке санаторно-курортных и туристских услуг, предлагая следующие главные меры:
1) обучение персонала (49,7% респондентов, 550 чел.);
2) освоение новых географических рынков (39,3% респондентов, 435 чел.);
3) сокращение затрат (24,8% респондентов, 274 чел.).
Серьезными проблемами по развитию бизнеса считают: недостаток финансовых средств (49%), высокий уровень налогов (16% предпринимателей), недостаток квалифицированного персонала (13%), сложности в получении земельного участка (12%) и разрешения на строительство (11%).
Потребители санаторно-курортных и туристских услуг говорят о том, количество этих услуг достаточно - 41% респондентов (51 681 чел.), избыточно - 31 % (38 977 чел.), недостаточно - 17% (20 74 чел.).
В 2017 г. Сочинским государственным университетом был разработан и представлен в администрацию края Аналитический отчет по результатам мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынке санаторно-курортных и туристских услуг Краснодарского края2, где приняли участие более 1000 респондентов трех ведущих курортов Краснодарского края: Сочи, Анапа, Геленджик.
2 Аналитический отчет по результатам мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынке санаторно-курортных и туристских услуг Краснодарского края http://economy.krasnodar.ru/standart-razvit-konkurencii/files/2. 3. trebov4. pdf
Согласно данному отчету, по мнению туристов, наиболее весомыми факторами конкурентоспособности бизнеса являются [12, с. 79]:
- качество услуг - 26 % респондентов;
- цена - 23 % респондентов;
- сезонность - 22,5 % респондентов;
- место расположение организации - 16 % респондентов;
- предоставление сопутствующих услуг - 8 % респондентов;
- транспортные услуги - 4 % респондентов.
Такие мероприятия, как разработка инновационных услуг, внедрение технологий бережливого производства, самостоятельное проведение научных исследований, - не популярны, их используют в своей деятельности в совокупности менее 10% опрошенных представителей бизнеса.
Более 35% предпринимателей охарактеризовали условия ведения бизнеса как умеренную конкуренцию и 30% - как высокую конкуренцию, и для сохранения рыночной позиции бизнеса, по их мнению, необходимо не менее 1 раза в год предпринимать меры по снижению цен, повышению качества, развитию сопутствующих услуг. На вопрос о факторах, оказавших наибольшее влияние на увеличение числа конкурентов, наибольшее количество респондентов (60%) ответили, что конкуренцию создают отечественные бизнесмены, менее всего иностранные.
Респондентам в ходе опроса было предложено по пятибалльной шкале оценить основные услуги санаторно-курортного и туристского рынка. Наиболее негативные оценки качества товаров и услуг характерны для медицинских услуг (лечение) - 2,8 балла из 5-ти, услуги пригородного и внутригородского транспорта - 3,4 балла, экскурсионное обслуживание и пляжные услуги - по 3,7 балла, размещение - 4,4 балла, безопасность - 4,3 балла, питание - 4,2 балла [12, с. 103].
Большинство туристов (60%) приезжают на курорты Черноморского побережья с целью отдыха, их привлекают природные факторы: климат, горы, море. Медицинские услуги менее всего привлекают туристов в Сочи, тогда как в Анапе лечение и лечебная база оценивается сравнительно высоко. Кроме этого, туристы не удовлетворены транспортными услугами и уровнем сервиса [12, с. 106]. При этом г. Сочи в 20-ом веке был всероссийской здравницей с круглогодичной загрузкой санаторно-курортного комплекса 90-100%. Санаторно-курортный комплекс г. Сочи сегодня имеет потенциал и рекреационные и бальнеологические ресурсы для восстановления прежней функции по реабилитации и восстановлению здоровья граждан, с учетом внедрения современных подходов и методик.
В процессе анализа данных по курортам выявлено, что наибольший недостаток развлечений отмечен в Сочи - 16,5, в Анапе - 13,9%, в Геленджике - 10% опрошенных, на необходимость улучшения сервиса указывают больше всего в Сочи - 15,3%, затем Геленджик - 12,7% и Анапа - 9,4% опрошенных. Средние цены на услуги санаториев в г. Сочи выше по сравнению с другими курортными городами Краснодарского края. Средние цены г. Туапсе составляют порядка 61 % от уровня цен г. Сочи, Геленджика - 82 % и Анапы - 55 %. Таким образом, цены на услуги санаториев в городе-курорте Сочи в среднем на 34 % выше по сравнению с другими исследуемыми курортными городами, а на услуги гостиниц - на 16%. [12, с. 120, 123].
В отраслевых доходах бюджета Краснодарского края последние пять лет доля города-курорта Сочи составляет 53-55% [13-16]. Число коллективных средств размещения с 2016 г. до 2018 г. выросло с 705 единиц до 1694 единицы, благодаря постановке на налоговый учет малых средств размещения.
Согласно проведенного обзору можно говорить об эффективной работе государственной поддержке санаторно-курортной и туристской сфере в части нормативно-правового обеспечения и регулирования со стороны Краснодарского края. Однако, существуют нерешенные проблемы и перспективы развития. С учетом Концепции развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2030 года, где базовым годом рассмотрен - 2015, проанализируем результаты на сегодняшний день, то есть по состоянию на ноябрь 2018 г. проблемы заключаются в следующем [17, с. 11-12]:
- высокая доля неорганизованного туристского сектора, что приводит к недополучению курортного сбора и уклонению ряда малых средств размещения от налогов;
- недостаточная конкурентоспособность системы маркетинга, в результате чего главные курорты Краснодарского края перестают выполнять свою первостепенную функцию - оздоровление и профилактику, только 20 % туристов посещают курорты с этой целью;
- растет поток автотуристов, поэтому с целью расширения пропускной способности дорожной сети, необходимо развивать инфраструктуру автотуризма;
- недостаточное покрытие мобильной связью и интернетом;
- низкий уровень обеспеченности благоустроенными пляжами, массовая нагрузка в пик сезона на инженерную инфраструктуру и др.
В заключении, хотелось бы отметить, что государством на данный момент сделан акцент на поддержку юридических лиц, а не физических лиц, то есть туристов и отдыхающих.
Источники:
1. Санатории России: История отрасли от начала прошлого века до наших дней [Электронный ресурс]. - URL: https://zm-sochi.livejoumal.com/974405.html (дата обращения: 12.10.2018).
2. Россия в цифрах 2018 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b18_11/Main.htm (дата обращения: 12.10.2018).
3. Мониторинг состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг за 2017 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://economy.krasnodar.ru/standart-razvit-konkurencii/files/rez_monit_2017.pdf (дата обращения: 14.10.2018).
4. О государственной поддержке санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края Закон Краснодарского края от 15.07.2005 № 888-КЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://sochi.regnews.org/doc/tq/j0.htm (дата обращения: 12.10.2018).
5. Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса» [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/460270379 (дата обращения: 12.10.2018).
6. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы [Электронный ресурс]. - URL: https://www.russiatourism.ru/content/2/section/26/detail/27/ (дата обращения: 12.10.2018).
7. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс]. - URL: https://min.kurortkuban.ru/informatsiya/v-pomoshch-predprinimatelyu/gosudarstvennaya-podderzhka/gosudarstvennaya-podderzhka-malogo-i-srednego-biznesa/ (дата обращения: 14.10.2018).
8. Отбор муниципальных образований Краснодарского края на получение субсидии из краевого бюджета в 2019 году и плановом периоде 2020 и 2021 годах [Электронный ресурс]. - URL: https ://min. kurortkuban. ru/ informatsiya/ munitsipalnym-obrazovaniyam/?ELEMENT_ID=3526 (дата обращения: 14.10.2018).
9. Кубанские программы развития бальнеолечения признаны одними из эффективных в России [Электронный ресурс]. - URL: https://min.kurortkuban.ru/informatsiya/novosti/kubanskie-programmy-razvitiya-balneolecheniya-priznany-odnimi-iz-effektivnykh-v-rossii/ (дата обращения: 14.10.2018).
10. Курортный сбор [Электронный ресурс]. - URL: https://min.kurortkuban.ru/deyatelnost/kurortnyiy-sbor/ (дата обращения: 18.10.2018).
11. Мониторинг состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг за 2017 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://economy.krasnodar.ru/standart-razvit-konkurencii/files/rez_monit_2017.pdf (дата обращения: 12.10.2018).
12. Аналитический отчет по результатам мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынке санаторно-курортных и туристских услуг Краснодарского края [Электронный ресурс]. - URL: http://economy.krasnodar.ru/standart-razvit-konkurencii/files/2.3.trebov4.pdf (дата обращения: 12.10.2018).
13. Аналитическая записка об итогах социально-экономического развития города Сочи за 2017 год [Электронный ресурс]. - URL: https://www.sochi.ru/zhizn-goroda/ekonomika/sots-ekon-razv-sochi/99150/ (дата обращения: 15.10.2018).
14. Аналитическая записка об итогах социально-экономического развития города Сочи за 9 месяцев 2018 года [Электронный ресурс]. - URL: https://www.sochi.ru/zhizn-goroda/ekonomika/sots-ekon-razv-sochi/119181/ (дата обращения: 15.10.2018).
15. Информация о социально-экономическом развитии города Сочи за 2016 год [Электронный ресурс]. - URL: https://www.sochi.ru/zhizn-goroda/ekonomika/sots-ekon-razv-sochi/99143/ (дата обращения: 15.10.2018).
16. Основные итоги социально-экономического развития муниципального образования город-курорт Сочи за 2015 год [Электронный ресурс]. - URL: https://www.sochi.ru/zhizn-goroda/ekonomika/sots-ekon-razv-sochi/99137/ (дата обращения: 15.10.2018).
17. Концепция развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2030 года [Электронный ресурс]. - URL: https://min.kurortkuban.ru/strategy/ (дата обращения: 18.10.2018).
Sources:
1. Sanatoriums of Russia: The history of the industry from the beginning of the last century to the present day [Electronic resource]. - URL: https://zm-sochi.livejournal.com/974405.html (access date: 12.10.2018).
2. Russia in figures 2018 [Electronic resource]. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b18_11/Main.htm (access date: 12.10.2018).
3. Monitoring the state and development of the competitive environment in the markets for goods and services for 2017 [Electronic resource]. - URL: http://economy.krasnodar.ru/standart-razvit-konku-rencii/files/rez_monit_2017.pdf (appeal date: 10/14/2018).
4. On state support of the sanatorium and resort and tourist complex of the Krasnodar Territory Law of the Krasnodar Territory of July 15, 2005 No. 888-KZ [Electronic resource]. - URL: http://sochi.regnews.org/doc/tq/j0.htm (access date: 12.10.2018).
5. On approval of the state program of the Krasnodar Territory "Development of the sanatorium and resort and tourist complex" [Electronic resource]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/460270379 (appeal date: 12.10.2018).
6. The state program of the Russian Federation "Development of culture and tourism" for 2013-2020 [Electronic resource]. - URL: https://www.russiatourism.ru/content/2/section/26/detail/27/ (appeal date: 12.10.2018).
7. Government support for small and medium-sized businesses [Electronic resource]. - URL: https://min.ku-rortkuban.ru/informatsiya/v-pomoshch-predprinimatelyu/gosudarstvennaya-podderzhka/gosudarstvennaya-podderzhka-malogo-i-srednego-biznesa/ (appeal date: 10/14/2018).
8. The selection of municipalities of the Krasnodar region to receive subsidies from the regional budget in 2019 and the planned period of 2020 and 2021 [Electronic resource]. - URL: https://min.kurortkuban.ru/informatsiya/munitsi-palnym-obrazovaniyam/?ELEMENT_ID=3526 (appeal date: 14/10/2018).
9. Kuban programs for the development of balneotherapy are recognized as one of the most effective in Russia [Electronic resource]. - URL: https://min.kurortkuban.ru/informatsiya/novosti/kubanskie-programmy-razvitiya-balneo-lecheniya-priznany-odnimi-iz-effektivnykh-v-rossii/ (appeal date: 14/10/2018).
10. Resort gathering [Electronic resource]. - URL: https://min.kurortkuban.ru/deyatelnost/kurortnyiy-sbor/ (appeal date: 10/18/2018).
11. Monitoring the state and development of the competitive environment in the markets for goods and services for 2017 [Electronic resource]. - URL: http://economy.krasnodar.ru/standart-razvit-konku-rencii/files/rez_monit_2017.pdf (appeal date: 12/10/2018).
12. Analytical report on the results of monitoring the state and development of the competitive environment in the market of sanatorium-resort and tourist services in Krasnodar Region [Electronic resource]. - URL: http://econ-omy.krasnodar.ru/standart-razvit-konkurencii/files/2.3.trebov4.pdf (circulation date: 12/10/2018).
13. Analytical note on the results of the socio-economic development of the city of Sochi for 2017 [Electronic resource]. - URL: https://www.sochi.ru/zhizn-goroda/ekonomika/sots-ekon-razv-sochi/99150/ (appeal date: 10/15/2018).
14. Analytical note on the results of the socio-economic development of the city of Sochi for 9 months of 2018 [Electronic resource]. - URL: https://www.sochi.ru/zhizn-goroda/ekonomika/sots-ekon-razv-sochi/119181/ (appeal date: 15/10/2018).
15. Information on the socio-economic development of the city of Sochi for 2016 [Electronic resource]. - URL: https://www.sochi.ru/zhizn-goroda/ekonomika/sots-ekon-razv-sochi/99143/ (appeal date: 15/10/2018).
16. The main results of the socio-economic development of the municipality of the resort city of Sochi for 2015 [Electronic resource]. - URL: https://www.sochi.ru/zhizn-goroda/ekonomika/sots-ekon-razv-sochi/99137/ (appeal date: 15/10/2018).
17. The concept of development of the spa and tourist complex of the Krasnodar Territory until 2030 [Electronic resource]. - URL: https://min.kurortkuban.ru/strategy/ (appeal date: 10/18/2018).
С.И. Берлин
доктор экономических наук, профессор, заместитель директора по научной работе, профессор кафедры «Экономика и финансы» Краснодарского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, председатель Общественного совета при министерстве курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, научный сотрудник кафедры экономики
Южного института менеджмента.
S.I. Berlin
Doctor of Economics, Professor, Deputy Director for Research, Professor of the Economics and Finance Department of the Krasnodar Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Chairman of the Public Council under the Ministry of Resorts, Tourism and Olympic Heritage of the Krasnodar Region, Scientific Researcher at the Economics Department of the Southern Management Institute.
Н.П. Кравченко
доктор экономических наук, профессор, председатель Комитета по финансово-бюджетной, налоговой и экономической политике Законодательного Собрания Краснодарского края, научный
сотрудник кафедры экономики Южного института менеджмента.
N.P. Kravchenko
Doctor of Economics, Professor, Chairman of the Committee on Financial and Budgetary, Tax and Economic Policy of the Legislative Assembly of the Krasnodar Region, Scientific Researcher at the
Department of Economics of the Southern Management Institute
А.А. Чупрова
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права
Кубанского государственного университета
A.A. Chuprovа
Candidate of Philosophy, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and History
of State and Law of the Kuban State University
КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ: ТОЧКИ РОСТА И ТОЧКИ ПРОБЛЕМ
Аннотация. Проанализированы методологические подходы к разработке Концепции стратегического развития туристско-рекреационного кластера Краснодарского края как базиса реализации эффективной