Научная статья на тему 'Планирование территорий как инструмент устойчивого развития морских курортов Краснодарского края'

Планирование территорий как инструмент устойчивого развития морских курортов Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
528
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРОРТНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / Г ЕНПЛАНЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ / RESORT TERRITORY / GENERAL PLANS OF TERRITORIES DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Видищева Е. В., Дрейзис Ю. И., Копырин А. С., Воробей Е. К.

Курортные прибрежные территории обладают высоким потенциалом, поэтому в последние годы их развитие идет особенно быстро. Г лавная задача различных федеральных и региональных программ развития, как всего региона, так и определенных прибрежных морских территорий, сохранить оптимальный баланс между курортно-рекреационными и другими возможными вариантами использования таких территорий. В работе представлены концептуальные подходы к развитию прибрежных курортных территорий Краснодарского края России. Новые решения и предложения при разработке Концепции генеральных планов прибрежных территорий должны основываться на анализе новых условий в различных контекстах развития (природных, антропогенных, инженерных). Они должны учитывать все трудности многочисленных влияющих факторов и согласовываться с целями дальнейшего комплексного развития уникальных горно-морских рекреационных и курортных агломераций. Рассмотрены основные направления устойчивого социально-экономического развития прибрежных курортных агломераций. Показано, что дальнейшее развитие экономики и инфраструктуры таких территорий и создание условий для их ускоренного и устойчивого развития возможно только на основе обновленных Генеральных планов развития этих территорий. Даны рекомендации по актуализации Генеральных планов развития курортных регионов Черноморского побережья Краснодарского края с учетом целей их устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Видищева Е. В., Дрейзис Ю. И., Копырин А. С., Воробей Е. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Territory planning as a tool for sustainable development of sea resorts Krasnodar Territory

Resort coastal territories have the high potential therefore in recent years their development goes especially quickly. The main task of various federal and regional programs of development, both all region, and certain coastal marine territories, to keep optimum balance between resort and recreational and other possible options of use of such territories. Conceptual approaches to development of coastal resort territories of the Krasnodar region of Russia are presented in article. New decisions and offers when developing the Concept of General plans of the coastal territories have to be based on the analysis of new conditions in various contexts of development (natural, anthropogenic, engineering). They have to consider all difficulties of the numerous influencing factors and be agreed with the purposes of further complex development of unique mountain and sea recreational and resort agglomerations. The main directions of sustainable social and economic development of coastal resort agglomerations are considered. It is shown that further development of economy and infrastructure of such territories and creation of conditions for their accelerated and sustainable development is possible only based on the updated General plans of development of these territories. Recommendations about updating of General plans of development of resort regions of the Black Sea coast of the Krasnodar region taking into account the purposes of their sustainable development are made.

Текст научной работы на тему «Планирование территорий как инструмент устойчивого развития морских курортов Краснодарского края»

10. Strachkova N.V. Recreational territory: analysis of approaches to the essence of the concept. Scientists notes T.V. Ver-nadsky National University. Geography series. Vol. 27 (66), No. 3. 2014. P. 21-30.

11. Suleymanova N.P. Problems of ensuring sustainable development of the resort town of Kislovodsk. Regional problems of economic transformation, 2008 [electronic resource] URL: https://cyberlenirika.ru/article/ri/problemy-obespecheniya-ustoychivogo-razvitiya-goroda-kurorta-kislovodska (appeal date: 07/10/2019)

12. Tretyakova OV, Sozonova E.Yu. Sustainable development of the recreational complex of the Tyumen region. Successes of modern science, no. Pp. 173-178

13. Shevchenko O. Yu. Formation of a system of indicators of sustainable development of municipal territories. Engineering herald Don. 2012 [electronic resource] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sistemy-indikatorov-ustoychivogo-razvitiya-munitsipalnyh-territoriy (access date: 10.03.2019)

14. Edwards, C. Resilient Nation. 2009. London: Demos. [electronic resource] URL: https://www.demos.co.uk / files / Re-silient_Nation _-_ web-1.pdf (access date: 07/10/2019)

15. Indicators of Sustainable Development for Tourism Destinations: a Guidebook. WTO, 2004. [electronic resource] URL: http://www.adriaticgreenet.org/icareforeurope/wp-content/uploads/2013/11/Indicators-of-Sustainable-Development-for-Tourism-Destinations-A- Guide-Book-by-UNWTO.pdf (appeal date: 07/10/2019)

УДК 332.14

Выполненные исследования были поддержаны РФФИ и Администрацией Краснодарского края (грант 19-410-230049 р_а)

Е.В. Видищева - к.э.н., доцент, г. Сочи, Сочинский государственный университет, [email protected],

E.V. Vidishcheva - dr. (Economical Science), ass. professor, Sochi, Sochi State University;

Ю.И. Дрейзис - к.т.н., доцент, г. Сочи, Сочинский государственный университет, [email protected],

Yu.I. Dreyzis - dr. (Technical Sciences), ass. professor, Sochi, Sochi State University;

А.С. Копырин- к.э.н., доцент, г. Сочи, Сочинский государственный университет, [email protected],

A.S. Kopyrin - dr. (Economical Science), ass. professor, Sochi, Sochi State University;

Е.К. Воробей - к.э.н., доцент, г. Сочи, Сочинский государственный университет, [email protected],

E.K. Vorobey - dr. (Economical Science), ass. professor, Sochi, Sochi State University.

ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МОРСКИХ КУРОРТОВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ PLANNING OF TERRITORIES AS INSTRUMENT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SEA RESORTS OF THE KRASNODAR REGION

Аннотация. Курортные прибрежные территории обладают высоким потенциалом, поэтому в последние годы их развитие идет особенно быстро. Главная задача различных федеральных и региональных программ развития, как всего региона, так и определенных прибрежных морских территорий, - сохранить оптимальный баланс между курортно-рекреационными и другими возможными вариантами использования таких территорий.

В работе представлены концептуальные подходы к развитию прибрежных курортных территорий Краснодарского края России. Новые решения и предложения при разработке Концепции генеральных планов прибрежных территорий должны основываться на анализе новых условий в различных контекстах развития (природных, антропогенных, инженерных). Они должны учитывать все трудности многочисленных влияющих факторов и согласовываться с целями дальнейшего комплексного развития уникальных горно-морских рекреационных и курортных агломераций.

Рассмотрены основные направления устойчивого социально-экономического развития прибрежных курортных агломераций. Показано, что дальнейшее развитие экономики и инфраструктуры таких территорий и создание условий для их ускоренного и устойчивого развития возможно только на основе обновленных Генеральных планов развития этих территорий. Даны рекомендации по актуализации Генеральных планов развития курортных регионов Черноморского побережья Краснодарского края с учетом целей их устойчивого развития.

Annotation. Resort coastal territories have the high potential therefore in recent years their development goes especially quickly. The main task of various federal and regional programs of development, both all region, and certain coastal marine territories, - to keep optimum balance between resort and recreational and other possible options of use of such territories.

Conceptual approaches to development of coastal resort territories of the Krasnodar region of Russia are presented in article. New decisions and offers when developing the Concept of General plans of the coastal territories have to be based on the analysis of new conditions in various contexts of development (natural, anthropogenic, engineering).

They have to consider all difficulties of the numerous influencing factors and be agreed with the purposes of further complex development of unique mountain and sea recreational and resort agglomerations.

The main directions of sustainable social and economic development of coastal resort agglomerations are considered. It is shown that further development of economy and infrastructure of such territories and creation of conditions for their accelerated and sustainable development is possible only based on the updated General plans of development of these territories. Recommendations about updating of General plans of development of resort regions of the Black Sea coast of the Krasnodar region taking into account the purposes of their sustainable development are made.

Ключевые слова: курортные территории, Генпланы развития территорий

Keywords: resort territory, General plans of territories development

ВВЕДЕНИЕ

Градостроительная история развития курортных прибрежных территорий Краснодарского края имеет свои особенности.

В последние годы развитие идет особенно быстро, а курортные территории обладают большим потенциалом развития. Причина этого - благоприятное, уникальное даже для Черноморского побережья сочетание в регионе природно-климатических условий, которые необходимы для создания здесь климатической курортной зоны.

Развитие прибрежных курортно-рекреационных территорий происходит на границе двух крупных природных экосистем международного значения — Черного моря и Кавказского биосферного заповедника. Изменяющиеся социально-экономические условия, геополитическая ситуация в мире сделали необходимым решения целого комплекса проблем, которые обеспечивают стабильное и устойчивое развитие регионов и их основы -курортно-рекреационной составляющей, которая приносит им значительную прибыль.

Черноморское побережье - особая территория инвестиционной привлекательности и развития своей инфраструктуры.

Право называться курортным центром России оно завоевало благодаря своему географическому положению и природно-климатическим условиям.

Комплексное развитие прибрежных курортных регионов предусматривалось в рамках различных Федеральных и Краевых Программ, например, [1, 2]. Программа [1] предусматривала многовариантные сценарии совершенствования всех уровней системы территориального развития Сочинского региона, как части всей Черноморской курортной агломерации.

Важнейшая задача, стоящая в таких программах - сохранить оптимальное равновесие между курортно-рекреационными и другими возможными вариантами использования территорий.

Необходимость обеспечения всей инфраструктуры курортно-рекреационных территорий современным требованиям (инженерная инфраструктура и энергоснабжение, современные средства связи, транспорт, качество персонала, необходимые природоохранные мероприятия, туристическая инфраструктура и др.) и осуществляемые значительные вложения в реализацию инфраструктурных решений значительно повышает привлекательность территории Черноморского побережья Краснодарского края в качестве пляжного, бальнеологического и спортивно-развлекательного курорта [2].

Мероприятия программ носят межотраслевой характер и затрагивают практически все сферы региональной деятельности. В регион на его инфраструктурное развитие делаются значительные инвестиции. Ускоренный темп возведения объектов инфраструктуры, их сложность, тесная интеграция множества разнообразных строительных этапов позволили организовать решение поставленных задач за счет их объединения в рамках различных Программ, как федерального, так и регионального уровней.

Одновременно происходит и корректировка в новых реалиях существующих генеральных планов развития ряда курортных территорий на Черноморском побережье.

Однако, как показывает ознакомление с такими Генеральными планами, в них не выделены однозначные индикаторы устойчивого развития курортно-рекреационных территорий, не были разработаны на должном уровне и специально оформлены на годы вперед особые планы или программы, направленные на стратегические цели дальнейшего устойчивого развития прибрежных курортных регионов, главным образом, связанные с его основополагающей туристской сферой.

Отдельные вопросы о необходимости целесообразности такой разработки для некоторых территорий Краснодарского края рассматривались в [3-6].

В действиях муниципальных и районных администраций можно отметить отдельные попытки, относящиеся к каждому из выделенных подходов.

Однако действия органов управления федерального уровня по отдельным направлениям выглядят более организованными, финансово обеспеченными с многолетней перспективой реализации.

Необходимая корректировка действующих на сегодняшний день Генпланов курортных территорий должна быть ориентирована на дальнейшее преобразование этих территорий в курорты мирового уровня. Корректировка обязательно должна быть основана на агломеративном подходе [3-5]. Основы для создания агломе-

рации должны были быть заложены ещё в предыдущих генеральных планах. Такой подход смог бы способствовать созданию целостной курортной агломерации туристско-рекреационного типа в прибрежном регионе на Черноморском побережье.

2 СТРАТЕГИЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ДОЛГОСРОЧНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРИБРЕЖНЫХ КУРОРТНЫХ АГЛОМЕРАЦИЙ (ПКА)

2.1 Этапы развития Генеральных планов и ПКА

Особенность экономико-географического положения Черноморского побережья по-прежнему обуславливает наличие в регионе многочисленных объектов сферы туризма, а также объектов, деятельность которых направлена на обеспечение перспектив развития туристской составляющей региона - как основы его экономики.

Задача Генеральных планов прибрежных территорий - комплексное управление приморскими прибрежными территориями с учетом их рекреационных ресурсов и в целях его устойчивого развития.

В них были объединены в единые целые интересы, как государства, так и граждан. Эти интересы касались вопросов экологии, архитектуры, имеющихся и потенциальных объектов туризма, развития транспорта, состояния коммунального хозяйства, жилых районов, бальнеологии, огромных рекреационных возможностей национальных парков и др.

В этих предыдущих Генеральных планах также были заложены основы территориального разделения территорий на кластеры в составе создаваемой новой курортной агломерации. Были определены функциональные дефициты для развития всего региона и его отдельных территориальных частей [3-5].

Использование программно-целевого метода для решения проблем устойчивого развития прибрежных курортных регионов в рамках корректировки действующих Генпланов, так же, как и в предыдущих Генпланах, должно быть направлено на дальнейшее развитие условий эффективного управления региональными ресурсами регионов как морских и/или как горноклиматических курортов.

2.2 Основные направления дальнейшего устойчивого социально-экономического развития ку-рортно-рекреационных территорий

Санаторно-курортный и туристский комплекс на Черноморском побережье Краснодарского края является одним из крупнейших в России по основным показателям оценки туриндустрии. Роль и значимость Черноморского побережья как туристского региона определяется текущим состоянием его инфраструктуры и перспективным развитием его градообразующей отрасли, как туристической. Дальнейший рост его престижности, превращение всего побережья в современный конкурентоспособный санаторно-курортный, деловой и туристский регион должны стать главной целью актуализации генерального плана развития территории.

При актуализации и корректуре действующих Генеральных планов необходимо и дальше развивать тему развития всей Черноморской курортной агломерации. Перспективные модели экономического, социального, культурного и экологического развития курортных территорий должны стать основой для совершенствования Генпланов регионов как курортов международного уровня. Новые возможности должны и далее формировать благоприятную инфраструктуру превращения Черноморского побережья Краснодарского края в курортную территорию мирового уровня. Они должны стать основой для актуализации действующих Генеральных планов причерноморских городов в последующий период (до 2030 года и далее).

Градостроительные узлы, объекты архитектуры и инженерно-транспортной инфраструктуры, имеющие историческое значение и представляющие интерес для мирового сообщества должны послужить опорными элементами проектируемой новой архитектурно-планировочной структуры. Они обеспечат конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность развивающейся курортной агломерации Черноморского побережья России [10-11]. Оптимистичный прогноз социально-экономического развития причерноморской территории предполагает, что в прогнозируемом периоде будет складываться более благоприятное влияние внешних и внутренних факторов, существенно улучшится экономическая конъюнктура и экономическое положение предприятий региона, активизируется их инвестиционная деятельность.

Главная задача состоит в активизации действия всех факторов, обеспечивающих условия для устойчивого экономического роста в целях повышения уровня благосостояния населения причерноморских территорий Краснодарского края [4-9].

Прогнозируемые показатели должны быть ориентирами стратегии дальнейшего развития по следующим приоритетным направлениям:

- рост инвестиционной привлекательности и формирование положительного имиджа курортно-рекреа-ционных территорий в регионе;

- обеспечение более эффективного использования природно-ресурсного потенциала;

- дальнейшее обновление основных фондов отраслей региональной экономики;

- реализация новых проектов для инфраструктуры, дальнейшее развитие системы транспорта, которые в полном объеме смогут обеспечивать потребности региона;

- обеспечение эффективного и надежного функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения населения курортной территории,

- другие направления регионального развития [7-9].

Дальнейшее развитие инфраструктуры курортных территорий и создание условий для его ускоренного развития на основе актуализированных Генпланов должны быть первоочередной задачей. Необходимость этого определяется целью - оптимальным использованием уникального по своей ценности курортно-рекреационного и природного комплекса Черноморского побережья [4-5, 9].

На основе анализа, а также, опираясь на материалы предыдущих Генеральных планов и Программ социально-экономического развития территорий Черноморского побережья Краснодарского края, в концепции корректировки Генеральных планов должны быть составлены прогнозы ежегодного прироста совокупного объема производства товаров и услуг на перспективу до 2030 г.

Программы развития Краснодарского края в целом, его сферы туризма и отдельных курортных территорий на Черноморском побережье [2, 6-11] предполагают, что совокупный объем производства товаров и услуг должен возрасти почти в два раза. Опережающие темпы роста - более чем в четыре раза, предполагаются в сфере туристско-экскурсионного и санаторно-оздоровительного обслуживания населения и в сопутствующих им отраслях экономики (пассажирский транспорт, связь, медицина, финансовое обслуживание и др.).

Данные показатели являются скорее целевыми ориентирами при оптимистичном сценарии развития Краснодарского края и его курортно-рекреационных территорий.

Прогнозируемые в соответствии с этими целевыми показателями опережающие темпы роста объема предоставляемых услуг в сфере туристско-рекреационной и санаторно-оздоровительной деятельности, снижение роли несанкционированного участия частного сектора в обслуживании туристов и отдыхающих в конечном итоге приведут к изменениям в структуре потребления в целом. В непроизводственных сферах должно произойти перераспределение в сторону увеличения удельного веса платных услуг населению (до 35% 2030 г.) и оборота общественного питания (до 8%) при одновременном снижении доли оборота розничной торговли (до 35%) [6-11].

Таким образом, к 2030 г. на курортно-рекреационных территориях Краснодарского края должны быть (при оптимистичном сценарии их развития) сформированы инфраструктурные условия, обеспечивающие постепенную замену наиболее дешевого и неупорядоченного потребления, развитой, многофункциональной и высококвалифицированной системой обслуживания при различных видах и формах отдыха.

Также до 2030 г. должно произойти увеличение доли занятого населения во всех отраслях экономики города с 52% до 80-85% (от общей численности в трудоспособном возрасте), что будет связано, в первую очередь, с развитием курортного хозяйства, легализацией значительного количества мест размещения в частном бизнесе, расширением сферы деятельности малого предпринимательства в сфере туризма [6-11].

В условиях этих изменений и тенденций на курортах Краснодарского края необходимо разрабатывать новые стратегии и комплексные долгосрочные программы устойчивого развития, мобилизующие усилия и государства, и бизнеса. К ним можно отнести, например, более полное освоение всех природно-климатических факторов территории, обновление курортно-рекреационной отрасли и строительство на этой базе новых санаторно-курортных комплексов, организация реабилитационных отделений и многофункциональных медицинских центров. Создание новых многопрофильных центров курортно-оздоровительного обслуживания и переоснащение уже имеющихся учреждений позволят решить проблему сезонности функционирования курортной базы региона.

Основная задача - это планирование и координация дальнейшего устойчивого развития курортных территорий, в том числе разработка концепции и плана застройки территории, планирование и координация строительства инфраструктуры, формирование бюджета проекта, поиск источников финансирования, привлечение частных инвесторов и партнеров. Судя по мировому опыту, целенаправленные государственные инвестиции в развитие туризма могут привести к существенному росту доходов отрасли и объемов частных инвестиций [7-11].

Развитие горноклиматических комплексов на территории Краснодарского края, которые смогут увязать в единое целое Горную и Приморскую зоны, является одним из основных ключевых факторов успеха развития прибрежных территорий Краснодарского края в курортную территорию мирового уровня. Именно такие комплексы становятся сегодня своеобразным полюсом притягательности для публики и местом реализации наиболее крупных инвестиционных проектов, опирающихся на государственные вложения в инженерно-транспортную и интеллектуальную инфраструктуру, уже заняли лидирующие позиции среди проектов туристского бизнеса в стране [3-9].

Развитие туриндустрии, регионального транспорта и инфраструктуры являются важными результатами при оценке социально-экономических перспектив дальнейшего устойчивого развития курортно-рекреационных территорий на Черноморском побережье. Привлечение дополнительных инвестиций в гостиничный сектор, ту-риндустрию, строительство, на транспорт позволит создать дополнительные рабочие места, рассчитанные на ожидаемый рост притока туристов в будущем [7-9].

В результате дальнейшего развития туристской и транспортной инфраструктуры рост туристского потока распространяется и на близкий период, и на перспективу. Увеличение туристского потока и расходов туристов благоприятно скажется на экономике всего региона.

3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕКРЕАЦИОННО-ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА (РТК) КУРОРТНОЙ АГЛОМЕРАЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

В настоящее время, необходимо осуществлять постоянный мониторинг мирового туристского информационного пространства, т.к. конкурентные отношения на современном туристском рынке давно перешли все национальные границы.

Принципиальную роль в этом отношении имеет определение целеполагающих услуг на курорте обладающих наибольшей аттрактивностью и конкурентоспособностью на мировом уровне. Стратегия развития ку-рортно-туристского комплекса, направленная на превращение Черноморского побережья Краснодарского края в туристский центр мирового уровня должна быть связана со следующими основными направлениями [4-9]:

- развитие Черноморского побережья как протяженного курорта мирового уровня и реабилитационного центра, располагающего для этого уникальными бальнеологическими ресурсами;

- развитие горных видов туризма, связанных с освоением горно-предгорных территорий и максимально использующие уникальные природные ландшафты;

- развитие делового туризма, дающего возможность совмещения плодотворной работы с комфортным отдыхом в условиях средиземноморского субтропического климата. Его развитию способствуют имеющиеся необходимые конференц-залы, и новые выставочные комплексы на территории курортных городов края.

При таком подходе гарантированно и весьма доходно круглогодично эксплуатируется вся туристско-рекреационная база, которая используется не только в спортивных, деловых, но и реабилитационных целях.

Принципиально то обстоятельство, что при таком подходе должно кардинально измениться отношение к экологии курортных территорий, всей его экосистеме при осуществлении намечаемых градостроительных преобразований. При их практической реализации в перспективе речь может идти, на первом этапе, о локальных экологически чистых туристских центрах на отдельных территориях и о применении при их создании, прежде всего, экологически чистых технологий, а в последующем, постепенном перенесении таких чистых технологий в том числе в отрасли городского хозяйства на курортно-рекреационных территориях и при строительства новых объектов в регионе.

Курортные агломерации на Черноморском побережье, особенно в летний период, явно перегружены. В рамках сложившихся городских и поселковых черт и всей прибрежной зоны налицо острый дефицит курортно-рекреационных зон, который оценивается примерно до 2000 га. При этом сложилась явно экологически неприемлемая для прибрежных городов и поселков, не говоря уже о курортах, обстановка на прилегающих к прибрежному транспортному коридору территориях. Кроме того, экологические проблемы прибрежных морских курортов тесно переплелись с инженерными, вследствие хаотичной застройки, особенно высотными сооружениями территорий, примыкающих к береговой полосе и единственному транспортному коридору. Это особенно наглядно в центральной части прибрежных курортных городов и поселков, в которой к тому же расположены ведущие здравницы курорта, определяющие их исторический облик, и в силу этого притягивающие к себе основные туристские потоки [3-5, 10].

В результате отдельные экологические, социальные, транспортные, инженерные и другие проблемы даже после проводимых отдельных инфраструктурных изменений, ещё более обострились, подводя обстановку на многих морских курортах по существу к черте, за которой просматривается реальная кризисная ситуация. Просматривается явный и недопустимый для современной туристской экономики дискомфорт в условиях пребывания турпотоков в рекреационно-туристском комплексе Если учесть, что всё текущее строительство в прибрежных курортных территориях в основном развёрнуто на единственной транспортной магистрали, идущей вдоль побережья, которая уже и без того перегружена, то вполне определённо в ближайшие несколько лет можно спрогнозировать неизбежную стагнацию развития в рекреационно-туристских комплексов на Черноморском побережье Краснодарского края, со всеми вытекающими отсюда социально-экономическими последствиями для всего региона [4-5, 10-11].

Отсюда вытекает необходимость продуманного перераспределения турпотока РТК на Черноморском побережье.

При этом весьма актуальной становиться проблема разработки новых градостроительных подходов к вопросам устойчивого развития городов-курортов, обеспечения основ конкурентоспособности прибрежных туристских агломераций с учётом современных требований, вытекающих из тенденций развития мирового туризма [3-5, 10-11].

К таким подходам можно отнести:

1. Необходимость прокладки нового магистрального транспортного коридора на расстоянии от береговой зоны. Такой коридор даст широкие дополнительные возможности для большего раскрытия и использования рекреационного потенциала региона, новые градостроительные перспективы, позволит определить новые задачи освоения предгорных территорий в приморской части Краснодарского края. Перспективно строительство такого транспортного коридора вдоль всего Черноморского побережья России, от Крыма до границы с Абхазией. Туристские ресурсы всего Черноморского побережья России получат возможность гораздо более полного и более

эффективного использования. Это не только кардинально изменит территориальные контуры прибрежных курортных комплексов, но и частично снимет вопросы дефицита территорий, разгрузит береговую полосу для развёртывания здесь современных мощностей индустрии туризма.

Транспортный коридор позволит включить курортные агломерации Краснодарского края в международную транспортную инфраструктуру, что в итоге может привести к усилению его конкурентных позиций на туристском рынке.

2. В развитии Концепции Генпланов прибрежных городов должны быть рассмотрены и предложены новые решения по планировочной организации рекреационно-туристских комплексов. Необходим учет современных реалий. Эти решения должны затронуть вопросы функционального зонирования; более рационального размещения объектов туриндустрии, обеспечения функционирования и дальнейшего развития горнолыжных, горноклиматических, SPA и морских курортов, сопутствующей им инфраструктуры. Но эти новые решения должны учесть, как сложившуюся ситуацию в развитии причерноморских курортных агломераций, так и перспективы их устойчивого развития.

Новые решения и предложения в развитие Концепции Генпланов прибрежных городов должны базироваться на анализе новых условий в различных контекстах развития (природном, антропогенном, инженерном). Они должны учесть все сложности многочисленных влияющих факторов и быть увязаны с целями дальнейшего комплексного развития уникальных горно-морских рекреационно-курортных агломераций.

Уникальная по разнообразию и уровню связности система объектов рекреационного назначения, образующая основу новых курортных агломераций, должна быть создана как результат таких новых корректирующих решений.

3. Исходя из новых постолимпийских реалий, концепция постолимпийского градостроительного развития должна и дальше разрабатываться на основе принципов устойчивого развития территории.

4. Совершенствование пространственного каркаса территории, который в современный период получил свои специфические особенности, должно стать главным направлением территориальной организации агломераций.

Планировочные структуры прибрежных курортных агломераций в предыдущих Генеральных схемах определялись главными и второстепенными природными планировочными элементами территорий: берег моря, поймы рек, горные склоны, транспортные оси, центры и зоны с различной интенсивностью их хозяйственного освоения. Такая структура отражала сложившееся взаимодействие городов и моря. Это взаимодействие выражалось в формирования линейного планировочного решения для региона. Размещение населенных пунктов и поселений, как-бы нанизываемых на линию идущей вдоль береговой линии железной и автомобильной дороги, было связано с исторически сложившимися преимущественно сезонно-морским и бальнеологическим назначением черноморских курортов.

Такой подход предопределил многие недостатки, которые неблагоприятно воздействуют на условия градостроительного развития прибрежных городов. Отдельные элементы его инфраструктуры оказались чрезвычайно перегруженными именно в результате этого.

В новых реалиях необходим мощный импульс меридиональному направлению в развитии причерноморских курортных территорий. В Концепции развития Генпланов прибрежных курортных территорий должны быть рассмотрены новые принципы территориального районирования и макрозонирования, такие, например, как: приоритетное формирование меридианных решений в планировке развития курортных агломераций по сравнению с линейной планировкой территорий вдоль берега моря, комплексный учет природных, курортологических, планировочных, инженерно-инфраструктурных факторов. Это предполагает обязательность рассмотрения при корректировке Генеральной схемы с новыми подходами к устойчивому развитию, прежде всего включения меридиональных направлений градообразования в создание целостной гармоничной планировочной организации этой урбанизированной территории.

5. Архитектурно-планировочная организация территории. При корректировке архитектурно-планировочных решений необходим учет уникальных природно-климатических, историко-культурных, социально-демографических ресурсов, новых требований к качеству среды жизнедеятельности, к рекреации и туризму для реализации задач превращения курортов Краснодарского края в курорты мирового уровня.

Поэтому в Концепции развития курортных территорий и в корректировку новых Генеральных планов развития, необходимо заложить следующие базовые предложения:

- ориентировка на дальнейшее формирование морского фасада курортов (прогулочные набережные, яхт-клубы, морские круизные и каботажные причалы и развитие каботажного плавания, прибрежные отели, высококачественная жилая и общественно-деловая застройка, развлекательные, досуговые и бизнес-комплексы, и др.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- застройка территории муниципальных округов должна включать дальнейшую реконструкцию и реставрацию районов исторической застройки, ликвидацию все еще существующей некачественной застройки, новое строительство развитых центров обслуживания и транспортной инфраструктуры, ландшафтное благоустройство, расширение магистралей, формирование обращенного к морю выразительного фронта застройки, обязательное устройство парковок, создание каскада озелененных пространств и благоустройство территорий, проведение комплекса природоохранных мероприятий и многие другие корректирующие мероприятия.

6. Сочетание уникальных геоботанических и зоологических ресурсов, характеризующихся высокой степенью биоразнообразия, с богатой бальнеологической (в том числе гидроминеральной) базой, сложностью орографических, гидрологических, инженерно-геологических условий обуславливают на прибрежной курортной территории одновременное присутствие большого количества планировочных ограничений, в значительной степени усложняющих его территориальное развитие.

С учетом вышеизложенного в корректировке Концепций развития Генпланов прибрежных курортных территорий должны быть тщательно и дополнительно исследованы и выделены границы зон с особыми условиями использования территорий.

Решения концепции развития генеральных планов должно предусматривать приоритетное развитие курортных и бальнеологических функций в приморской зоне с формированием компактных зон расселения в предгорной зоне и направленность на улучшение экологической ситуации курортом регионе, повышение качества жизни, отдыха, лечения рекреантов и местного населения.

Проблема устойчивого развития прибрежных территорий Краснодарского края заключается в конфликте трех противоречивых функций: курортной, расселенческой и природоохранной. Успех развития будет зависеть от правильного эколого- и социально обусловленного выбора стратегии формирования курортно-туристского комплекса как градообразующей отрасли.

При научно-обоснованном и системно-ориентированном подходе черноморские курорты Краснодарского края могут состояться в качестве мирового спортивного, оздоровительного и реабилитационного туристского центра.

Интенсивное освоение природного комплекса прибрежных курортных территорий потребует градостроительной концепции с пересмотром принципов функционального зонирования и организации землепользования, традиционных для генпланов городов, с обязательным соблюдением режимов застройки и эксплуатации, проведением мониторинга и содержанием службы экологической безопасности, в границах экологического каркаса территории.

ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При выполнении работ по актуализации Генпланов для курортных территорий Черноморского побережья с учетом целей их устойчивого развития необходимо:

- выполнить комплексный и детальный анализ современного состояния региона (создать опорный план);

- переработать основные градообразующие прогнозы-направления;

- развить современную градостроительную курортную составляющую Генпланов на основе с кластерного прогнозирования;

- пересмотреть внутри территориальное зонирование и районирование с учетом произошедших за последние годы изменений;

- пересмотреть обоснование планировочных решений малых населенных пунктов (необходим другой масштаб детализации и другая степень проработки предлагаемых решений);

- необходимо провести углубленное развитие транспортного каркаса территорий и региона с проработкой его основных узлов;

- с учетом закона о стратегическом планировании регионов, администрации прибрежных курортных территорий обязаны разработать новую стратегию социально-экономического развития.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы [4-5, 7-9]:

1. Главной целью дальнейшего развития прибрежных курортов Краснодарского края должно стать сохранение его престижности и конкурентоспособности и последующее превращение их в современные санаторно-курортные, деловые, спортивные и туристические центры мирового уровня, обеспечивающий максимальный рост собственной доходной базы.

2. К 2030 году опережающие темпы роста должны прогнозироваться в сфере туристско-экскурсионного и санаторно-оздоровительного обслуживания населения и сопутствующих им отраслях (пассажирский транспорт, связь, медицина, финансы и кредит, общественное питание, сфера обслуживания и др.).

Возможность совмещения отдыха с деловой деятельностью, изменение рекреационной инфраструктуры, активное развитие туристической, спортивной сфер и зимней базы отдыха должны привести к увеличению доли объектов, работающих круглогодично, до 80-90%.

3. К 2030 году должно произойти увеличение доли занятого населения во всех отраслях экономики региона, что должно быть связано, в первую очередь, с развитием курортного хозяйства, легализацией значительного количества рабочих мест в частном бизнесе, ростом промышленного производства, расширением сферы деятельности малого предпринимательства.

4. Необходимо значительно сократить колебания между круглогодичной и сезонной занятостью населения.

5. В корректировке Генеральных планов курортных городов должен быть предусмотрен дальнейший вывод из курортных зон предприятий, не отвечающих эколого-санитарным требованиям. В результате выноса должно произойти улучшение экологической обстановки, освобождение территорий, пригодных для градостроительного освоения и рекреации.

В Концепциях дальнейшего развития курортных территорий должны быть предусмотрены принципиальные изменения в конфигурации и структуре курортной агломерации, в т.ч. путем интенсивного развития меридианных направлений, формирования новых планировочных структур, объединенных модернизируемой системой коммуникаций.

6. Необходимо учесть наиболее существенное использование прибрежного кластера и освоение морских зон (проектирование и строительство яхт-гаваней, модульные пляжи), а также постепенный отход строительства с морского побережья в мало освоенные, но не менее привлекательные предгорные зоны и размещение новые рекреационные объекты в глубине территории на перспективу.

Источники:

1. Федеральная целевая программа «Развитие г. Сочи как горноклиматического курор-та (2006-2014 гг.)» // Сайт Департамента экономического развития Краснодарского края, [электронный ресурс] URL: http:earmarked_program/sochi/06-03-07.html (2006) (дата обращения: 17.07.2019 г.)

2. Стратегия развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2020 года. Департамент комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края, [электронный ресурс] URL: http://lib.convdocs.org/docs/index-92711.html (2012) (дата обращения 18.07.2019 г.)

3. Козинский О.Ф. Значение олимпийского наследия в пилотном проекте Сочинско-Туапсинской курортной агломерации / О.Ф. Козинский, О.В. Козинская, В.Н. Шарафутдинов [и др.] // Academia. Архитектура и строительство. --№2, С. 86-92 (2015)

4. Дрейзис Ю.И. Планирование территориального развития города Сочи на постолимпийский период. Вестник Академии Знаний, Краснодар, №29 (6), с. 131-139 (2018)

5. Yuriy Dreizis, Nina Anisimova, Guram Darakchyan, Aida Karamova Planning of Sochi region development based on the General Plan for the post-Olympic period / Topical Problems of Architecture, Civil Engineering and Environmental Economics

- TPACEE 2018 (3-5 December 2018), Moscow, MSRU, E3S Web of Conferences, Vol. 91 (05004) (2019)

6. Кукушкин Д. Ю. Олимпийское наследие как фактор социально-экономического развития туристской территории (на примере города-курорта Сочи). // Автореферат диссертации, Сочи, СГУ, 158 с. (2017)

7. Прогноз социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период до 2027 года. Утвержден Распоряжением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18.08.2015 N 350-р, URL: http://krasnodar.regnews.org/doc/nq/lk.htm (2015) (дата обращения: 23.07.2019)

8. Комплексная оценка городских округов и муниципальных районов Краснодарского края социально-экономического состояния и перспективного развития в 2016-2021 годах (по расчетным данным городских округов и муниципальных районов). Сайт Министерства экономики Краснодарского края. URL: https://economy.krasnodar.ru/macroeconomics/comprehensive-assessment-of-the-socio-economic-development-of-city-districts-and-municipal-areas-of (2016) (дата обращения: 15.07.2019)

9. Концепция развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2030 года. Краснодар, Сайт Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края. URL: https://min.kurortkuban.ru/strategy/ (2017) (дата обращения: 183.07.2019)

10. Перспективы развития курортных территорий Краснодарского края // Кто есть кто в строительстве и архитектуре. Информационно-дискуссионный журнал. №2. URL: http://ktovsa.ru/ 2012/2/perspektivy-razvitiya-kurortnyh-territoriy-krasnodarskogo-kraya-olimpiyskiy-sochi.html (2012) (дата обращения: 13.07.2019)

11. Постановление Администрации муниципального образования город Сочи Краснодарского края от 18 января 2016 г. N32 «Об утверждении муниципальной программы города Сочи «Постолимпийское использование олимпийских объектов и развитие Имеретинской низменности города-курорта Сочи» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] Официальный сайт Администрации г. Сочи. - Сочи, 2017. - Режим доступа https://www.sochi adm.ru/gorodskaya-vlast /administration-city/deyatelnost/economika/reestr/3077 (2016) (дата обращения: 23.10.2018)

Sources:

1. The federal target program "Development of Sochi as a mountain climatic resort (2006-2014)" // Website of the Department of Economic Development of the Krasnodar Territory, [electronic resource] URL: http: earmarked_program / sochi / 0603- 07.html (2006) (Date accessed: 07/17/2019)

2. The development strategy of the sanatorium and resort and tourist complex of the Krasnodar Territory until 2020. Department for Integrated Development of Resorts and Tourism of the Krasnodar Territory, [electronic resource] URL: http://lib.con-vdocs.org/docs/index-92711.html (2012) (accessed July 18, 2019)

3. Kozinsky O.F. The significance of the Olympic heritage in the pilot project of the Sochi-Tuapse resort agglomeration / O.F. Kozinsky, O.V. Kozinskaya, V.N. Sharafutdinov [et al.] // Academia. Architecture and construction. --№2, S. 86-92 (2015)

4. Dreisis Yu.I. Planning the territorial development of Sochi for the post-Olympic period. Bulletin of the Aka-De-mocracy of Knowledge, Krasnodar, No. 29 (6), p. 131-139 (2018)

5. Yuriy Dreizis, Nina Anisimova, Guram Darakchyan, Aida Karamova Planning of Sochi region development based on the General Plan for the post-Olympic period / Topical Problems of Architecture, Civil Engineering and Environmental Economics

- TPACEE 2018 (December 3-5, 2018) , Moscow, MSRU, E3S Web of Conferences, Vol. 91 (05004) (2019)

6. Kukushkin D. Yu. Olympic heritage as a factor in the socio-economic development of the tourist territory (on the example of the resort city of Sochi). // Abstract of dissertation, Sochi, SSU, 158 p. (2017)

7. Forecast of socio-economic development of the Krasnodar Territory for the long term until 2027. Approved by Order of the Head of Administration (Governor) of the Krasnodar Territory of August 18, 2015 N 350-r, URL: http://krasnodar.reg-news.org/doc/nq/lk.htm (2015) (date of access: July 23, 2019)

8. A comprehensive assessment of urban districts and municipal regions of the Krasnodar Territory of the socioeconomic status and future development in 2016-2021 (according to estimates of urban districts and municipal districts). The site of

the Ministry of Economics of the Krasnodar Territory. URL: https://economy.krasnodar.ru/macroeconomics/comprehensive-assess-ment-of-the-socio-economic-development-of-city-districts-and-municipal-areas-of (2016) (yes: 07/15/2019)

9. The concept of development of the sanatorium and resort and tourist complex of the Krasnodar Territory until 2030. Krasnodar, Website of the Ministry of Resorts, Tourism and Olympic Heritage of the Krasnodar Territory. URL: https://min.kurortkuban.ru/strategy/ (2017) (accessed: July 18, 2019)

10. Prospects for the development of resort areas of the Krasnodar Territory // Who is who in construction and architecture. Information and discussion magazine. No. 2. URL: http://ktovsa.ru/ 2012/2 / perspektivy-razvitiya-kurortnyh-territoriy-kras-nodarskogo-kraya-olimpiyskiy-sochi.html (2012) (accessed: 07/13/2019)

11. Resolution of the Administration of the Municipal Formation of the city of Sochi of the Krasnodar Territory of January 18, 2016 N32 "On approval of the municipal program of the city of Sochi" Post-Olympic use of Olympic facilities and the development of the Imereti lowland of the resort city of Sochi "(as amended and added) [Electronic resource] website of the Administration of Sochi. - Sochi, 2017. - Access mode https: //www.sochi adm.ru/gorodskaya-vlast / administration-city / deyatelnost / economika / reestr / 3077 (2016) (accessed: 10.23.2018)

А.М. Губернаторов - профессор кафедры «бизнес-информатика и экономика», д.э.н., ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ), [email protected],

A.M. Gubernatorov - Professor of "business Informatics and Economics", doctor of economics, doctor of the "Vladimir state University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletovs (VlSU).

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СТЕКОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ПЕРЕХОД ОТ ТРАДИЦИОННЫХ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ К НОВЫМ ЦИФРОВЫМ ПЛАТФОРМАМ THE CONVERSION OF THE GLASS INDUSTRY: THE TRANSITION FROM TRADITIONAL BUSINESS MODELS

TO NEW DIGITAL PLATFORMS

Аннотация. В представленной статье раскрываются особенности цифровой трансформации в стекольной промышленности, которая сегодня является ключом к построению цифровой экономики и получению цифровых дивидендов, то есть достижению измеримых экономических результатов посредством внедрения цифровых технологий. Цель статьи - определение направлений перехода стекольной промышленности от традиционных бизнес-моделей, к новым цифровым платформам и обоснование их значимости, востребованности и эффективности. Представлено методическое сопровождение перехода стекольной промышленности к цифровой платформе. Доказано, что цифровая трансформация, как системное улучшение всех бизнес-процессов и бизнес-моделей во всей стекольной индустрии, сопровождающаяся крупномасштабными преобразованиями привычных технологических операций в производстве стела в «умные» возможна путем создания цифровой стекольной фабрики будущего и перехода от «Стекольной Индустрии 4.0» к «Стекольной Индустрии 5.0», что способствует переходу к новому технологическому укладу.

Annotation. The article reveals the features of digital transformation in the glass industry, which today is the key to building a digital economy and obtaining digital dividends, that is, to achieve measurable economic results through the introduction of digital technologies. The purpose of the article is to determine the directions of transition of the glass industry from traditional business models to new digital platforms and substantiate their importance, relevance and efficiency. Methodical support of transition of the glass industry to the digital platform is presented. It is proved that the digital transformation as a systematic improvement of all business processes and business models throughout the glass industry, accompanied by large-scale transformation of the usual technological operations in the production of stele in the "smart" is possible by creating a digital glass factory of the future and the transition from "glass industry 4.0" to "Glass Industry 5.0", which contributes to the transition to a new technological order.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая платформа, бизнес-процессы, информационные технологии, цифровая трансформация стекольной промышленности

Keywords: digital economy, digital platform, business processes, information technology, digital transformation of the glass industry

Для обеспечения максимального использования преимуществ цифровой трансформации в развитии инноваций, ускорения экономического роста и социального процветания необходимо признать обеспокоенность по поводу того, что существующая макроэкономическая статистика может не в полной мере оценивать преимущества, предоставляемые цифровыми продуктами и продуктами, созданными на базе цифровых технологий, или трансграничных операций. Нерешенными остаются вопросы о том, как оценивать вклад экономики совместного использования, платформ в ВВП и рост производительности труда. Страны с высоким уровнем развития и использования цифровых технологий также занимаются вопросами измерения их воздействия. Китайское Национальное бюро статистики (National Bureau of Statistics) опубликовало индекс цифровой экономики Китая. В Республике Корея планируется добавить экономику совместного использования к показателю ВВП в 2019 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.