Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ: ТОЧКИ РОСТА И ТОЧКИ ПРОБЛЕМ'

КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ: ТОЧКИ РОСТА И ТОЧКИ ПРОБЛЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / РЕКРЕАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / КУРОРТНЫЙ РЕГИОН / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / ТОЧКИ РОСТА / ТОЧКИ ПРОБЛЕМ / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / CONCEPT OF STRATEGIC DEVELOPMENT / STATE POLICY / RECREATIONAL ECONOMY / RESORT REGION / TOURIST AND RECREATIONAL CLUSTER / POINTS OF GROWTH / POINTS OF PROBLEMS / CRITERIA OF EFFICIENCY / LEGISLATIVE INITIATIVES / MANAGEMENT DECISIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Берлин С. И., Кравченко Н. П., Чупрова А. А.

Проанализированы методологические подходы к разработке Концепции стратегического развития туристско-рекреационного кластера Краснодарского края как базиса реализации эффективной гоcударственной политики в этой сфере. Определены сущность, структура и критерии оценки эффективности, а также определены ключевые точки роста и точки проблем отрасли. Разработан ряд законодательных и управленческих предложений по повышению эффективности работы туристско-рекреационного кластера как драйвера стратегического развития Краснодарского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Берлин С. И., Кравченко Н. П., Чупрова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of strategic development tourist and recreational cluster of the Krasnodar Territory: points of growth and point of problems

The methodological approaches to the development of a concept for the strategic development of the tourism and recreation cluster of the Krasnodar Region as a basis for implementing an effective state policy in this area are analyzed in this article. The essence, structure and criteria for evaluating the effectiveness, as well as the key points of growth and points of industrial problems are identified. A number of legislative and managerial proposals have been developed to increase the efficiency of the tourism and recreation cluster as a driver for the strategic development of Krasnodar Region.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ: ТОЧКИ РОСТА И ТОЧКИ ПРОБЛЕМ»

7. Government support for small and medium-sized businesses [Electronic resource]. - URL: https://min.ku-rortkuban.ru/informatsiya/v-pomoshch-predprinimatelyu/gosudarstvennaya-podderzhka/gosudarstvennaya-podderzhka-malogo-i-srednego-biznesa/ (appeal date: 10/14/2018).

8. The selection of municipalities of the Krasnodar region to receive subsidies from the regional budget in 2019 and the planned period of 2020 and 2021 [Electronic resource]. - URL: https://min.kurortkuban.ru/informatsiya/munitsi-palnym-obrazovaniyam/?ELEMENT_ID=3526 (appeal date: 14/10/2018).

9. Kuban programs for the development of balneotherapy are recognized as one of the most effective in Russia [Electronic resource]. - URL: https://min.kurortkuban.ru/informatsiya/novosti/kubanskie-programmy-razvitiya-balneo-lecheniya-priznany-odnimi-iz-effektivnykh-v-rossii/ (appeal date: 14/10/2018).

10. Resort gathering [Electronic resource]. - URL: https://min.kurortkuban.ru/deyatelnost/kurortnyiy-sbor/ (appeal date: 10/18/2018).

11. Monitoring the state and development of the competitive environment in the markets for goods and services for 2017 [Electronic resource]. - URL: http://economy.krasnodar.ru/standart-razvit-konku-rencii/files/rez_monit_2017.pdf (appeal date: 12/10/2018).

12. Analytical report on the results of monitoring the state and development of the competitive environment in the market of sanatorium-resort and tourist services in Krasnodar Region [Electronic resource]. - URL: http://econ-omy.krasnodar.ru/standart-razvit-konkurencii/files/2.3.trebov4.pdf (circulation date: 12/10/2018).

13. Analytical note on the results of the socio-economic development of the city of Sochi for 2017 [Electronic resource]. - URL: https://www.sochi.ru/zhizn-goroda/ekonomika/sots-ekon-razv-sochi/99150/ (appeal date: 10/15/2018).

14. Analytical note on the results of the socio-economic development of the city of Sochi for 9 months of 2018 [Electronic resource]. - URL: https://www.sochi.ru/zhizn-goroda/ekonomika/sots-ekon-razv-sochi/119181/ (appeal date: 15/10/2018).

15. Information on the socio-economic development of the city of Sochi for 2016 [Electronic resource]. - URL: https://www.sochi.ru/zhizn-goroda/ekonomika/sots-ekon-razv-sochi/99143/ (appeal date: 15/10/2018).

16. The main results of the socio-economic development of the municipality of the resort city of Sochi for 2015 [Electronic resource]. - URL: https://www.sochi.ru/zhizn-goroda/ekonomika/sots-ekon-razv-sochi/99137/ (appeal date: 15/10/2018).

17. The concept of development of the spa and tourist complex of the Krasnodar Territory until 2030 [Electronic resource]. - URL: https://min.kurortkuban.ru/strategy/ (appeal date: 10/18/2018).

С.И. Берлин

доктор экономических наук, профессор, заместитель директора по научной работе, профессор кафедры «Экономика и финансы» Краснодарского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, председатель Общественного совета при министерстве курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, научный сотрудник кафедры экономики

Южного института менеджмента.

S.I. Berlin

Doctor of Economics, Professor, Deputy Director for Research, Professor of the Economics and Finance Department of the Krasnodar Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Chairman of the Public Council under the Ministry of Resorts, Tourism and Olympic Heritage of the Krasnodar Region, Scientific Researcher at the Economics Department of the Southern Management Institute.

Н.П. Кравченко

доктор экономических наук, профессор, председатель Комитета по финансово-бюджетной, налоговой и экономической политике Законодательного Собрания Краснодарского края, научный

сотрудник кафедры экономики Южного института менеджмента.

N.P. Kravchenko

Doctor of Economics, Professor, Chairman of the Committee on Financial and Budgetary, Tax and Economic Policy of the Legislative Assembly of the Krasnodar Region, Scientific Researcher at the

Department of Economics of the Southern Management Institute

А.А. Чупрова

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права

Кубанского государственного университета

A.A. Chuprovа

Candidate of Philosophy, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and History

of State and Law of the Kuban State University

КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ: ТОЧКИ РОСТА И ТОЧКИ ПРОБЛЕМ

Аннотация. Проанализированы методологические подходы к разработке Концепции стратегического развития туристско-рекреационного кластера Краснодарского края как базиса реализации эффективной

государственной политики в этой сфере. Определены сущность, структура и критерии оценки эффективности, а также определены ключевые точки роста и точки проблем отрасли. Разработан ряд законодательных и управленческих предложений по повышению эффективности работы туристско-рекреационного кластера как драйвера стратегического развития Краснодарского края.

Annotaion. The methodological approaches to the development of a concept for the strategic development of the tourism and recreation cluster of the Krasnodar Region as a basis for implementing an effective state policy in this area are analyzed in this article. The essence, structure and criteria for evaluating the effectiveness, as well as the key points of growth and points of industrial problems are identified. A number of legislative and managerial proposals have been developed to increase the efficiency of the tourism and recreation cluster as a driver for the strategic development of Krasnodar Region.

Ключевые слова: концепция стратегического развития, государственная политика, рекреационная экономика, курортный регион, туристско-рекреационный кластер, точки роста, точки проблем, критерии эффективности, законодательные инициативы, управленческие решения.

Keywords: concept of strategic development, state policy, recreational economy, resort region, tourist and recreational cluster, points of growth, points of problems, criteria of efficiency, legislative initiatives, management decisions.

Реальным воплощением государственной политики в сфере туризма и рекреации населения в Краснодарском крае является Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года, ее всестороннее обсуждение, принятие и реализация. Главная стратегическая цель Стратегии: «Краснодарский край - 2030» - глобальный устойчивый конкурентоспособный регион умных, здоровых и творческих людей, магнит для талантов и предпринимателей, лидер Южного полюса роста России. Для реализации этой цели предполагается активация всех экономических кластеров региона, включая санаторно-курортный и туристический кластер (СКТК).

В качестве основных направлений развития институциональной среды выделяется кластеризация экономического механизма Краснодарского края, развитие малого и среднего предпринимательства, а также «национальных чемпионов» - эффективных хозяйствующих субъектов туристско-рекреационного кластера (ТРК), работающих не только на региональном и национальном, но и на международном рынках туристско-рекреационных услуг. Другим направлением является переход к системе государственного управления третьего поколения (Госуправление 3.0). Система госуправления 3.0 основана на трех основных принципах: открытость, гибкость и взаимодействие. Согласно Стратегии, данная система строиться на основе партнерского взаимодействия классического государства с бизнесом и обществом.

Рисунок 1 - Схема территориального распределения субкластеров ТРК по территории

Краснодарского края

Главной целью ТРК края является формирование и эффективное продвижение глобально конкурентоспособного комплексного турпродукта. Одной из важнейших задач является превращение Краснодарского края во всесезонное направление туристической дестинации, путем комплексного всестороннего развития активных видов туризма, функционирующих вне рамок традиционного туристического сезона, таких как деловой, событийный, экстремальный, культурно-познавательный и развлекательный, пляжный, горный агрономический, исторический, географический, морской, круизный, лечебно-оздоровительный, гастроэтнографический туризм.

В составе туристско-рекреационного кластера предполагается выделение ряда субкластеров: пляжного и морского туризма, лечебно-оздоровительный, культурно-познавательный, активный и экологический, деловой,

событийный и образовательный, а также сельский (аграрный). Каждому субкластеру соответствует определенная схема размещения по территории края (рисунок 1).

Обратим внимание, что несмотря на довольно подробную стратегию долгосрочного развития, в ней существует несколько важных моментов, которые играют важную роль в дальнейшем социально-экономическом развитии Краснодарского края, и, в частности, в стратегическом развитии ТРК - внутрироссийская и международная информация потенциальных потребителей; маркетинг локальных территорий ТРК в рамках Краснодарского края; контролируемая и социально-экономически обоснованная миграция рабочей силы и туристско-ре-креационных технологий; безопасность и комфорт пребывания; климатические факторы.

Вопросы миграции, в том числе и нелегальной, всегда были актуальны для Краснодарского края, где с 90-х годов наблюдается положительное сальдо миграционного потока. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республики Адыгея, в 2017 году прибыло 189,9 тыс. человек, большую часть которых составляют граждане из других регионов (таблица 1).

250000

200000

150000

100000

50000

2010 2013 2014 2015 2016 2017

¡внутрирегиональная ■ межрегиональная ■ международная миграция

Таблица 1 - Число прибывших в Краснодарский край мигрантов

Таким образом, в Стратегии и в Концепции пропущен важный пункт о регулировании огромного миграционного потока. В Стратегии, согласно базовому сценарию прогноза, предполагается повышение среднегодовой численности занятых в экономике на 15% (с 2553 тыс. человек в 2016 году до 2938 тыс. человек к 2030 году), однако вовлечение местного населения в экономические процессы сопровождается с рядом трудностей при неконтролируемом миграционном потоке. Одной из таких трудностей является ориентация миграционных потоков в наиболее популярные курортные города края, где уже наблюдается высокая плотность населения, усугубляя тем самым затруднительное положение муниципальных образований курортной спецификации, чья инфраструктура не рассчитана на такую численность населения. Особенно ярко это отражает график на рисунке плотности населения экономических зон края, где четко прослеживаются наиболее популярные миграционные районы де-стинации - Черноморская экономическая зона, Краснодарская и Сочинская агломерации (рисунок 2)..

Исходя из постулатов системного подхода, детерминированного в основу Концепции, соответствующие услуги, предоставляемые потребителям услуг ТРК в Краснодарском крае рассматривается как: источник доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации; инструмент просвещения и формирования нравственной платформы развития гражданского общества; инструмент оздоровления населения; инструмент интенсификации процесса воспроизводства рабочей силы. Основными задачами Концепции являются: развитие внутреннего и въездного туризма в Краснодарском крае; выявление новых направлений и ориентиров стратегического развития ТРК края; повышение качества, безопасности, доступности, а также конкурентоспособности туристско-рекреационных услуг; создание основ для проведения модернизации материально-технической базы санаторно-курортных, гостиничных и туристских организаций в Краснодарском крае; привлечение бюджетных и частных инвестиций в отрасль; развитие государственно-частного партнерства; обеспечение условий для инновационного развития; диверсификация и кооперация.

В Концепции мы считаем обязательным: проанализировать современное состояние развития; выявить проблемные вопросы, сдерживающие эффективное развитие; выделить конкурентные преимущества и конкурентные недостатки; определить тенденции стратегического развития и точки роста; сформулировать стратегические цели, приоритеты и перспективы развития.

250,00 200,00 150,00 100,00 50,00 0,00

194,68

140,97

116,76

53, 38,42 _ 1 1 1 1 1 1

Л* Л* Л* Л* ,# # #

# ^ ^ <+ с* ^ ^

р4?

^ ^ Ж ^ *

<*" </ .У ,0- ^

^ о/

/ /

Рисунок 2 - Плотность населения экономический зон Краснодарского края (тыс. чел./кв. км)

Обратим внимание на то, что подобную картину также отражает график на рисунке 3, так как территориальные локальные экономические зоны с наибольшим показателем плотности населения обладают, соответственно, и наиболее высоким приростом численности мигрантов.

30,00 25,00 20,00

5,00 0,00 -5,00

-2,19

15,01

1,98

2,23

0,90 1,22

-1,35

-1,64

-0,46

1,40 -0,24

5,2£

I

«а*

10,4С .1

Рисунок 3 - Плотность населения и миграционные потоки в экономических зонах Краснодарского края (тыс. чел.)

Важной составной частью государственной политики является государственное регулирование цен и тарифов на социально значимые услуги ТРК, потребляемые определенными законодательством РФ индивидами юношеского, молодежного и пенсионного возрастов, которые осуществляют федеральные и региональные органы государственной власти, государственные внебюджетные фонды и общественные организации (социально незащищенные потребители услуг ТРК). Следует отметить, что государственное регулирование ТРК является важной предпосылкой эффективного функционирования отрасли. При этом особо следует отметить такую особенность рекреационной сферы, как наличие значительных «выгод перелива», заключающихся в том, что рекреационная деятельность приносит пользу не только индивиду, приобретающему рекреационные услуги, но и обществу в целом, поскольку является вкладом в процесс воспроизводства рабочей силы.

Кроме того, стратегическое развитие ТРК обусловлено необходимостью достижения адекватного уровня развития человеческого потенциала, в противном случае государство не будет иметь социальной базы преобразований. Среди главных факторов, влияющих на этот процесс можно выделить следующие:

- с ростом уровня доходов населения все большая доля потребительских расходов приходится на услуги, связанные с развитием человека, где туристско-рекреационные занимают лидирующее положение;

- с углублением разделения труда и повышением его производительности меняется соотношение рабочего и свободного времени. Досуговая деятельность должна обеспечиваться соответствующим предложением со стороны ТРК;

- социально-демографические факторы, в частности, физическое старение населения страны, рост степени ограничения трудоспособности части членов общества способствуют усилению дифференциации ТРУ, способствующей их доступности для населения разных возрастов и уровня здоровья. С другой стороны, массовое включение населения в интенсивное потребление туристско-рекреационных услуг увеличивает продолжительность жизни, уровень активной трудовой деятельности и дожития, стимулирует воспроизводственные процессы рабочей силы и улучшает демографические показатели регионов и страны в целом, улучшает состояние здоровья нации, снижает потребность в затратах на медицинские услуги.

ТРК КК представляет собой совокупность специализированных санаторно-курортных и туристских организаций, гостиниц, специализированных и индивидуальных средств размещения, туристских и экскурсионных фирм, объектов инфраструктуры, объектов туристского показа. Основные удельные показатели ТРК КК

в социально-экономическом механизме Краснодарского края в 2017 году следующиес. 1): выпуск (счет производства) - 4,86%; валовая добавленная стоимость - 5,44%; инвестиции в основной капитал - 6,05%, (при этом доля в накопленных инвестициях за период 2011-2015 годы - 17,6%); численность занятых - 7,73%.

ТРК играет одну из ключевых ролей в экономике региона, обеспечивая ему лидирующие позиции на российском туристическом рынке в качестве важного приморского бальнеологического и курортно-рекреаци-онного центра. В 2016 году туристский поток на курорты края составил 15,8 млн. чел. (рост к 2015 году превысил 6,0%).

За 17 лет (2000-2017 годы) количество отдыхающих в Краснодарском крае увеличилось в 3,59 раза, при этом только за 2014-2016 годы турпоток вырос на 32,7% (на 3,9 млн чел). Наблюдается значительный рост потока в организованном секторе (+86,3% за 2011-2017 годы). Так, в 2017 году услуги по бальнеотерапии и грязелечению в Краснодарском крае оказывали 188 санаторно-курортных организаций, в которых открыты 143 бальнеологических отделения, 134 грязевых отделения и кабинета, 60 питьевых бюветов с минеральной водой.

Основные прогнозные сценарии ТРК КК определены в Стратегии 2030 следующим образом: 1. Глобально конкурентоспособный всесезонный инновационный санаторно-курортный и туристский центр, играющий ключевую роль в обеспечении устойчивого воспроизводства человеческого потенциала России, лидер российского туристического рынка Темп роста ВДС в сопоставимых ценах (среднегодовой за период) Инерционный 101,7; 102,6; 103,1; 102,1; 101,9. Базовый 103,7; 103,7; 104,4; 103,0; 102,6; Оптимистический 105,0; 104,8; 107,0; 104,7; 104,1. Среднегодовая численность занятых в ТРК, тыс. чел. Инерционный 223,8; 219,7; 213,7; 216,1; 218,2; 219,2. Базовый 223,8; 222,8; 216,1; 215,0; 214,2; 214,2. Оптимистический 223,8; 220,7; 218,0; 218,2; 218,0; 219,8. 2. Туристский поток (количество уникальных туристских прибытий), млн чел/год. Инерционный 15,8; 16,2; 16,7; 17,3; 17,9; 18,5. Базовый 15,8 16,6 17,8 19,1 20,5 22,0 Оптимистический 15,8 16,8 18,3 20,0 21,9 24,0 Количество мест в КСР, тыс. ед. Инерционный 369,6 376,4 386,9 397,6 408,6 420,0 Базовый 369,6 381,4 399,7 418,8 438,9 460,0 Оптимистический 369,6 385,9 411,8 439,3 468,7 500,0 127 Индикатор 2016 2018 2021 2024 2027 2030 Ц-10.1. 3. Глобально конкурентоспособный центр пляжного и морского отдыха, обеспеченный благоустроенными пляжными территориями и современной пляжной инфраструктурой в необходимом объеме, регион-лидер пляжного туризма и детского отдыха в России 4. Туристский поток: Пляжный и морской туризм (в т.ч. семейный, молодежный и детский отдых) * Инерционный 11,1 11,3 11,7 12,1 12,5 13,0 Базовый 11,1 11,5 12,1 12,8 13,5 14,3 Оптимистический 11,1 11,5 12,2 12,9 13,7 14,4 Ц-10.2. 5. Всесезонный инновационный лечебно-оздоровительный центр, эффективно соединяющий имеющиеся бальнеологические и рекреационные ресурсы, традиционные и ультрасовременные методики и технологии диагностики и оздоровления, обеспечивающий высокий уровень медицинских услуг и сервиса Туристский поток: Лечебно-оздоровительный и медицинский туризм* Инерционный 1,3 1,3 1,3 1,4 1,4 1,5 Базовый 1,3 1,4 1,5 1,7 1,9 2,2 Оптимистический 1,3 1,4 1,6 1,9 2,3 2,8 Ц-10.3. 6. Центр культурно-познавательного и развлекательного туризма, крупнейший российский центр круизного туризма на Черном море, обладающий широким кругом уникальных и разнообразных объектов туристского показа, интересных как для жителей России, так и для иностранных граждан, предлагающий качественный экскурсионный продукт Туристский поток: Культурно-познавательный и развлекательный туризм* Инерционный 1,2 1,2 1,3 1,3 1,3 1,4 Базовый 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,8 Оптимистический 1,2 1,3 1,4 1,7 1,9 2,2 Ц-10.4. Один из регионов-лидеров активного туризма в России, предлагающий широкий спектр интересных возможностей для активного (в т.ч. горнолыжного) отдыха, комплексно и эффективно использующий уникальный рекреационный потенциал территории Туристский поток: Активный и экологический туризм* Инерционный 1,7 1,8 1,8 1,9 2,0 2,0 Базовый 1,7 1,8 2,0 2,2 2,4 2,6 Оптимистический 1,7 1,8 2,1 2,3 2,5 2,9 Ц-10.5. Международный всесезонный центр делового, событийного (в т.ч. спортивного) и образовательного туризма, регион-лидер MICE-туризма в России Туристский поток: Деловой (в т.ч. MICE), событийный (в т.ч. спортивный) и образовательный туризм * Инерционный 0,5 0,5

0,5 0,5 0,5 0,6 Базовый 0,5 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 Оптимистический 0,5 0,5 0,7 0,8 1,0 1,2 128 Индикатор 2016 2018 2021 2024 2027 2030 Ц-10.6. Крупнейший центр сельского (аграрного) туризма на Юге России, объединяющий сельские территории, привлекательные для жизни и отдыха, устойчиво развивающиеся на основе эффективного использования местным предпринимательским сообществом уникального комплекса природного и историко-культурного ресурса и человеческого потенциала, сохранения и возрождения культурного и природного наследия, национальной самобытности и народных традиций, производства экологически чистых традиционных продуктов питания высокого качества, нацеленные на обеспечение физического оздоровления и духовного возрождения населения России; центр компетенций Южного полюса роста в сфере развития сельского (аграрного) туризма Туристский поток: Сельский (аграрный) туризм* Инерционный 0,1; 0,1; 0,1; 0,1; 0,1; 0,1 Базовый 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,2 Оптимистический 0,1 0,1 0,2 0,2 0,3 0,5. Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии развития ТРК КК определяется по годам Стратегии 22 049; 30 872 50 528 65 900 82 455 102 387 Комплекс социальных и инновационных услуг 53 572 62 801 96 970 125 119 154 196 188 060.

В итоге, ТРК КК позиционируется нами в стратегическом периоде как: глобально конкурентоспособный всесезонный инновационный санаторно-курортный и туристский центр, играющий ключевую роль в обеспечении устойчивого воспроизводства человеческого потенциала России, лидер российского туристического рынка; глобально конкурентоспособный центр пляжного и морского отдыха, обеспеченный благоустроенными пляжными территориями и современной пляжной инфраструктурой в необходимом объеме, регион-лидер пляжного туризма и детского отдыха в России; всесезонный инновационный лечебно-оздоровительный центр, эффективно соединяющий имеющиеся бальнеологические и рекреационные ресурсы, традиционные и ультрасовременные методики и технологии диагностики и оздоровления, обеспечивающий высокий уровень медицинских услуг и сервиса; центр культурно-познавательного и развлекательного туризма, крупнейший российский центр круизного туризма на Черном море, обладающий широким кругом уникальных и разнообразных объектов туристского показа, интересных как для жителей России, так и для иностранных граждан, предлагающий качественный экскурсионный продукт; регион-лидер активного туризма в России, предлагающий широкий спектр интересных возможностей для активного отдыха, комплексно и эффективно использующий уникальный рекреационный потенциал территории; международный всесезонный центр делового, событийного, спортивного и образовательного туризма, регион-лидер М1СЕ-туризма в России; крупнейший центр сельского (аграрного) туризма на Юге России, объединяющий сельские территории, привлекательные для жизни и отдыха, устойчиво развивающиеся на основе эффективного использования местным предпринимательским сообществом уникального комплекса природного и историко-культурного ресурса и человеческого потенциала, сохранения и возрождения культурного и природного наследия, самобытности, культуры и народных традиций 227 национальностей и народностей, населяющих Краснодарский край, производства экологически чистых традиционных продуктов питания высокого качества, нацеленные на обеспечение физического оздоровления и духовного возрождения населения России; центр компетенций Южного полюса роста в сфере развития сельского (аграрного) туризма.

Все вышеизложенное позволяет сформировать новые принципиальные подходы к разработке Концепции стратегического развития ТРК КК на основе фактически проявившегося симбиоза государственной политики и рекреационной экономики в Краснодарском крае, состоящую из следующих блоков:

- разработка концепции социального воспроизводства в стране в разрезе институциональной, социокультурной и профессиональной парадигм рекреации;

- формирование целей и приоритетных направлений развития рекреационной деятельности;

- определение социальных групп населения, имеющих доступ к социальным рекреационным услугам (предоставляемых на бесплатной или частично оплачиваемой основе);

- разработка системы баланса интересов участников (государство, рекреационные предприятия, инвесторы и потребители);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- определение форм и методов поддержки рекреационной деятельности со стороны государства, рекреационных предприятий и инвесторов;

- формирование инвестиционного механизма поддержания и развития рекреационной индустрии;

- разработка организационно-правовой структуры управления рекреационной деятельностью;

- организация системы безопасности туризма органами исполнительной власти региона ;

- совершенствование инновационных принципов и форм информационных ресурсов в сфере правового регулирования отношений туристского комплекса, включая средства правового просвещения и правового информирования населения .

- модернизация организации системы отбора и подготовки кадров для различных уровней управления рекреационной деятельностью (федеральный, региональный, местный, корпоративный).

Сегодня активным фактором формирования туристско-рекреационного продукта в рамках кластера являются информационные ресурсы, в связи с чем повышается значимость информационной наполняемости этих ресурсов, а также способов подачи информации. В связи со всевозрастающим объемом информации ее сбор, систематизация и использование становятся технически все более трудоемким делом. Поэтому единственным выходом из создавшейся ситуации можно считать широкое внедрение и использование компьютерных информационных систем. Сегодня уже не обсуждается необходимость эффективного использования интернета для продвижения туристского продукта и туристского потенциала Российской Федерации. Внедрение иннова-

ционных форм и средств информационного обеспечения, включая инновационные средства правового просвещения и информирования населения и персонала предприятий туриндустрии, будет способствовать повышению уровня безопасности туризма, качеству услуги в целях конкурентоспособности на рынке туруслуг. Следует отметить, что вопросы безопасности туризма относятся к принципам государственного регулирования туристской деятельности, являются ключевыми функциями органов исполнительной власти. Требования динамики развития туристского рынка обусловливают необходимость постоянного совершенствования законодательных актов сферы туризма, а также мониторинга смежного законодательства, влияющего на состояние туристской индустрии. Важно отметить , что именного от региональных органов управления требуется апробация новых форм участия : в пропаганде правовых знаний законодательства и профилактике правонарушений в сфере отраслевого регулирования. Недостаточный уровень информационного обеспечения тормозит развитие въездного и внутреннего туризма в РФ. Наличие полной, достоверной и актуальной информации способствует принятию более эффективных управленческих решений и, следовательно, увеличению темпов развития туризма.

Наиболее сложной проблемой, которая возникает при реализации Концепции стратегического развития ТРК КК, по нашему мнению, является формирование целевых масштабных инвестиционных ресурсов. Такое формирование должно базироваться на балансе и согласованности интересов участников рекреационной финансово-хозяйственной деятельности представленных своими индивидуальными институциональными, социокультурными и профессиональными концепциями, опосредованного соответствующими положениями государственной политики и исходя из целей, масштабов и эффективности затрат на воспроизводство ТРУ [6].

Таким образом, к стратегическим точкам роста ТРК мы относим:

- сочетание двух морских и горного курортов;

- климатические условия и природные факторы;

- наличие эффективно функционирующих и постоянно развивающихся региональных кластеров сельского хозяйства и АПК, полностью обеспечивающих потребителей услуг комплекса продуктами питания;

- четко выраженные эксклюзивные национальные и этнокультурные особенности;

- развитое транспортное сообщение (полный набор всех видов транспорта);

- край удовлетворяет практически все сегменты потребителей санаторно-курортных услуг с высоким, средним и низким уровнем доходов (частный сектор, гостевые дома, санатории и гостиницы всех категорий, оздоровительные центры. пансионаты с лечением и без него, кемпинги, автостоянки, возможность полноценного VIP отдыха и обслуживания);

- преимущественное наличие в этой сфере субъектов малого и среднего бизнеса, оперативное реагирование на изменения рыночной конъюнктуры.

Также нами обозначены точки проблем, на наш взгляд, затрудняющие эффективную и полномасштабную реализацию в ТРК КК Стратегии 2030 и Концепции стратегического развития:

- санаторно-курортная инфраструктура не рассчитана на текущие и прогнозируемые потоки туристов и рекреантов (16-19 млн. чел. в год)

- площадь оборудованных пляжей не удовлетворяет нормам размещения отдыхающих;

- транспорт (цены на билеты авиа- и ж/д перевозки в пиковый сезон в 1,5-2 раза выше, чем в межсезонный

период);

- автомобильные дороги (известные пробки по 3-5 часов, постоянный перманентный ремонт автотрассы М4 «Дон» и наличие значительного количества участков трассы с реверсивным движением, низкое качество придорожного сервиса);

- санаторно-курортный комплекс в горной части края и на Азовском море практически не развит;

- низкая квалификация персонала средств размещения;

- недостатки мест базирования санаторно-курортных объектов, развитие санаторно-курортного комплекса неразрывно связано с развитием муниципальных образований и поселений (ЖКХ, дороги, комфортность пребывания).

Для стратегического нивелирования обозначенных нами точек роста, по нашему мнению, необходимо предпринять следующие законодательные инициативы:

- выйти с законодательной инициативой в Законодательное Собрание Краснодарского края об установлении ставки 0 процентов по налогу на прибыль на три года хозяйствующим субъектам, инвестировавшим в насыпные пляжи, развитие для рекреации горной части края и Азовского моря сумму свыше 100 млн. руб.;

- внести в Законодательное Собрание Краснодарского края предложения по изменению (дополнению) Закона Краснодарского края от 15.07.2005 г. № 888-КЗ «О государственной поддержке курортного и туристского комплекса Краснодарского края» (принят ЗСК Краснодарского края 29.06.2005 г. (с изменениями Закона от 04.03.2015 г.) № 3127-КЗ) в части:

- Ст. 7 Закона «Условия предоставления государственной поддержки» дополнить следующими условиями:

- наличие у муниципального образования рекреационной зоны Краснодарского края стратегического плана развития территории;

- обязательное участие в PR-мероприятиях в течение года (1 международного, 3 федеральных и всех региональных);

- иметь разработанный бренд и план мероприятий по конкурентному позиционированию муниципального образования на всех уровнях санаторно-курортного рынка (международный, федеральный, региональный).

- Ст. 11 Закона «Государственная поддержка образовательных организаций Краснодарского края, реализующих профессиональные образовательные программы по специальностям, требующимся в сфере санаторно-курортного и туристского комплекса» дополнить следующими условиями:

- выполнение части или полностью тем Государственного задания Правительства РФ по развитию СКК;

- выпуск реально востребованных в отрасли специалистов по заявкам средств размещения;

- трудоустройство выпускников образовательной организации в санаторно-курортном комплексе края -

100%

Мы считаем также необходимым принять и выполнить следующие управленческие решения федеральных и региональных органов государственной публичной власти и органов местного самоуправления по комплексному использованию стратегических преимуществ точек роста:

- провести переговоры с Правительством РФ о временном применении ставки 0 процентов или снижении на 50% НДС на авиа- и ж/д билеты в Краснодарский край и обратно (эффект по увеличению авиа- перевозок более чем на 20% на Дальнем Востоке и в Калининградской области налицо);

- в рамках внедрения стратегии по маркетингу территорий провести агрессивную рекламную кампанию по представлению преимуществ курортов Краснодарского края в регионах Российской Федерации в пределах выделенных в краевом бюджете финансовых средств;

- активнее использовать современные информационные технологии, включая инновационные средства правового просвещения и правового информирования в целях повышения информированности граждан, касаемо проблем правового развития : внутреннего и въездного туризма в Краснодарском крае; новых направлений и ориентиров стратегического развития ТРК края; повышения качества, безопасности, конкурентоспособности туристско-рекреационных услуг, а также внедрения в общественное сознания идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм в сфере российской туристской индустрии. В настоящее время особо востребованы краткие прикладные рекомендации в виде мобильных приложений в смартфонах, планшетных компьютерах. В результате существенным образом повысилась эффективность правоприменения в сфере гарантий неукоснительного соблюдения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий.

- повышать квалификацию обслуживающего персонала субъектов санаторно-курортного комплекса путем привлечения на бесплатной основе волонтеров - студентов старших курсов профильных специальностей и направлений ВУЗов Краснодарского края, а также эффективного использования инновационных средств правового обучения персонала , направленного на повышение уровня и способностей кадров решать задачи успешного функционирования в условиях конкуренции рынка. К инновационным средствам в сфере методов совершенствования подготовки персонала можно отнести инновации в форме межотраслевых рекомендаций преимущественно в интерактивной, мультимидийной, стационарной и мобильной форме с междисциплинарным содержанием. Субъектами разработки этих средств могут быть студенты-юристы ВУЗов Краснодарского края. Наряду с межотраслевыми рекомендациями в целях приведения качества туристических услуг в регионе к единым стандартам обслуживания считаем полезной практику разработки кратких прикладных рекомендаций в виде памяток, специальных программных продуктов, особенно в виде мобильных приложений в телефонах, компьютерах, нетбуках и ультрабуках .(9). Внедрение профессиональных стандартов будет способствовать обеспечению взаимосвязи рынка труда и профессионального образования, определению качественных характеристик запроса (заказа) работодателей на подготовку рабочих кадров и специалистов, а также сформирует основу для сертификации персонала, как средства повышения качества рабочей силы, и способствующей созданию условий равного доступа граждан к отраслевым и профессиональным рынкам труда. Полезную роль могли бы сыграть политика стимулирования научных исследований в области национального туризма и привлечение финансовых средств предпринимателей в разработку прикладных исследований с последующим внедрением их в туристскую практику.

- сформировать и опубликовать на официальном сайте министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края реестр легальных средств размещения всех категорий, позиционировать их в рекламной кампании министерства, ввести четко понимаемые наглядные обозначения не только категорий пляжей (флаги), но и средств размещения (крупные наклейки типа «Кубанской марки» на продуктах питания);

- предпринять стимулирующие меры по привлечению инвестиций в новые направления санаторно-курортного комплекса и туризма: развитие новых видов туризма - аграрный туризм, горно-климатический, бальнеологический, этнокультурный, гастрономический и винный, историко-этнографический, спортивный, экстремальный.

В конечном итоге, в процессе реализации, Концепция призвана способствовать формированию позиции профессионального сообщества и гражданского общества в целом о важности развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края и его перспективности, направлена на создание атмосферы гостеприимства и осуществления предпринимательской инициативы в сфере туристских услуг. Дальнейшей конкретизацией Концепции должен стать детальный план мероприятий по ее реализации. Концепция может подвергаться корректирующим воздействиям в зависимости от степени позитивного или негативного влияния факторов

внешней и внутренней среды, ее корректировка может осуществляться по результатам мониторинга ее реализации с учетом изменений, оказывающих существенное влияние на состояние сферы туризма.

Источники:

1. Берлин С.И., Петров Д.В. Концепция повышения эффективности туристского комплекса Краснодарского края «50-летию профессора Берлина С.И. посвящается»: монография / Кубанский социально-экономический институт; Научный центр пропаганды и внедрения инноваций. Краснодар. 2015.

2. Берлин С.И., Берлина С.Х. Государственное регулирование рекреационного обслуживания населения в условиях турбулентности внешней среды // Современная научная мысль. 2015. № 1. С. 82-95.

3. Темиров Д.С., Ибрагимов К.Х., Аракелов М.С. Управление территориальными рекреационными системами. Монография//Под редакцией Д.С. Темирова. Краснодар, 2012.

4. Концепция развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2025 года (Электронный ресурс URL: официальный сайт министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края min.kurortkuban.ru. Дата обращения 20-21.10.2018 г.).

5. Константиниди Х.А., Зинченко Н.В. Конкурентоспособность региональной экономической системы // Сборник статей международной научно-практической конференции «Современная мирохозяйственная система: проблемы конкурирования и взаимовыгодного сотрудничества в экономической и правовой сферах». Под ред. Г.Б. Клейнера Х.А. Константиниди В.В. Сорокожердьева З.М. Хашевой. 2014. С. 63-66.

6. Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года (Электронный ресурс URL: http://economy.krasnodar.ru/razr-strat/files/Proekt_S1:rategii_SER_KK_do_2030_310818.pdf. Дата обращения 22.10.2018 г.)

7. Кравченко Н.П., Берлин С.И., Кравченко О.Н. Формирование эффективной бюджетной политики Краснодарского края в условиях бюджетной реформы монография / Н.П. Кравченко, С.И. Берлин, О.Н. Кравченко. Краснодар, 2008.

8. Сорокожердьев В.В., Константиниди Х.А., Спирина С.Г. Новые возможности социохозяйственной модернизации на постсоветском пространстве: экономико-правовые аспекты // Экономическая наука современной России. 2015. № 1 (68). С. 131-134.

9. Гармаев Ю.П., Чупрова А.А. Инновационные средства правового просвещения населения и их реализация силами юридических вузов // Сборник статей международной научно-практической конференции «Современная криминалистика :проблемы теории, практики, обучения». Под ред. М.Ю. Павлика, С.А. Полякова, Е.А. Ануфриевой. Новосибирск: Изд-во НГТУ. 2017. С.47-54..

Sources:

1. Berlin S.I., Petrov D.V. The concept of improving the efficiency of the tourist complex of the Krasnodar Region "50th anniversary of Professor S.I. Berlin. Dedicated": monograph / Kuban Social and Economic Institute; Scientific Center for the promotion and implementation of innovations. Krasnodar. 2015

2. Berlin, S.I., Berlin, S.Kh. State regulation of recreational services to the population in conditions of turbulence of the external environment // Modern scientific thought. 2015. No. 1. P. 82-95.

3. Temirov D.S., Ibragimov K.Kh., Arakelov M.S. Management of territorial recreational systems. Monograph // Edited by D.S. Temirova. Krasnodar, 2012.

4. The concept of development of the spa and tourist complex of the Krasnodar Territory until 2025 (Electronic resource URL: official site of the Ministry of Resorts, Tourism and the Olympic Heritage of the Krasnodar Region min.kurortkuban.ru. Circulation date 20-21.10.2018).

5. Konstantinidi Kh.A., Zinchenko N.V. Competitiveness of the regional economic system // Collection of articles of the international scientific-practical conference "Modern world economic system: problems of competition and mutually beneficial cooperation in the economic and legal spheres". Ed. G.B. Kleiner, H.A. Konstantinidi, V.V. Sorokozherdieva Z.M. Hasheva. 2014. p. 6366.

6. The strategy of socio-economic development of the Krasnodar Region to 2030 (Electronic resource URL: http://economy.krasnodar.ru/razr-strat/files/Proekt_Strategii_SER_KK_do_2030_310818.pdf. The date of reference is 10/22/2018).

7. Kravchenko N.P., Berlin S.I., Kravchenko O.N. Formation of an effective budget policy of the Krasnodar Region in the context of budget reform monograph / N.P. Kravchenko, S.I. Berlin, O.N. Kravchenko. Krasnodar, 2008.

8. Sorokozherdiev V.V., Konstantinidi Kh.A., Spirina S.G. New possibilities of social modernization in the post-Soviet territory: economic and legal aspects // Economics of modern Russia. 2015. № 1 (68). P. 131-134.

9. Garmaev Yu.P., Chuprova A.A. Innovation means of legal education of population and their implementation by forces of law high schools / Collection of articles of the international scientific-practical conference «Modern criminology: problems of theory, practice, training». Ed. by M. J. Pavlik, S. A. Polyakov, E. A. Anufriyeva. Novosibirsk: Publishing house of NSTU. 2017. P. 4754..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.