Научная статья на тему 'Развитие самостоятельной деятельности учащихся через реализацию метода проектов'

Развитие самостоятельной деятельности учащихся через реализацию метода проектов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / МЕТОД ПРОЕКТОВ / КРАЕВЕДЕНИЕ / КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД / РОДНОЙ КРАЙ / CULTURAL STUDIES PARADIGM / INDEPENDENT WORK / THE PROJECT METHOD / ETHNOGRAPHY / LOCAL HISTORY APPROACH / NATIVE LAND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шеманаев В. А.

Статья посвящена усилению внимания развитию самостоятельной деятельности учащихся в процессе изучения своего родного края и реализации краеведческого подхода в школьном географическом образовании. Данная проблема, являясь актуальной и значимой в теории и методике обучения географии, приобретает приоритетную роль в регионализации и гуманизации географического образования на основе культурологической образовательной парадигмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SELF STUDENTS THROUGH THE REALIZATION OF THE METHOD OF PROJECTS

The article is devoted to strengthening attention to the development of voluntary activities of students during examination sovego native land and the implementation of local history approach in school geography education. This issue, as relevant and important in the theory and methodology of teaching geography and becomes a priority role in the regionalization and humanization of education based on the geographical culturogical educational paradigm.

Текст научной работы на тему «Развитие самостоятельной деятельности учащихся через реализацию метода проектов»

УДК 371.3

Shemanaev V.A. DEVELOPMENT OF SELF STUDENTS THROUGH THE REALIZATION OF THE METHOD OF PROJECTS.

The article is devoted to strengthening attention to the development of voluntary activities of students during examination sovego native land and the implementation of local history approach in school geography education. This issue, as relevant and important in the theory and methodology of teaching geography and becomes a priority role in the regionalization and humanization of education based on the geographical culturogical educational paradigm.

Key words: cultural studies paradigm, independent work, the project method, ethnography, local history approach, Native land.

В.А. Шеманаев, доц. АГПИ, г. Арзамас, Е-mail: ar12va29@rambler.ru

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

Статья посвящена усилению внимания развитию самостоятельной деятельности учащихся в процессе изучения своего родного края и реализации краеведческого подхода в школьном географическом образовании. Данная проблема, являясь актуальной и значимой в теории и методике обучения географии, приобретает приоритетную роль в регионализации и гуманизации географического образования на основе культурологической образовательной парадигмы.

Ключевые слова: культурологическая парадигма, самостоятельная работа, метод проектов, краеведение, краеведческий подход, Родной край.

Роль самостоятельной работы учащихся в учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности по изучению своего родного края и реализации краеведческого подхода в географическом образовании чрезвычайно велика. Она воспитывает сознательное отношение учащихся к овладению теоретическими и практическими краеведческими знаниями, способствует привитию навыков к напряженному интеллектуальному труду. Однако важно, чтобы учащиеся не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания, т.е. необходимо научить учащихся учиться, что часто бывает важнее, чем вооружить их определенными знаниями. Педагогическая ценность самостоятельной работы, заключается в обеспечении активной познавательной деятельности, способствующей развитию индивидуальности и творческого потенциала учащихся.

При планировании и организации самостоятельной работы учащихся учитель может пользоваться всеобщими дидактическими методами: объяснительно-иллюстративным, репродуктивным, проблемным, и др. Однако большие возможности в активизации самостоятельной (в том числе учебно-исследовательской) деятельности учащихся в создании условий для реализации краеведческого подхода в географическом образовании имеет метод проектов.

По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта [3]. Благодаря метода проектов, гораздо эффективнее можно решить следующие задачи, способствующие реализации краеведческого подхода: формировать познавательные, личностные мотивы учебной деятельности учащихся, стимулировать познавательные интересы к родному краю; подвести учащихся к осознанию значимости своего труда по изучению родного края, что повышает самооценку учащихся; создать условия для творческой самореализации учащихся; формировать умения выделить и спроектировать решение проблем, связанных с изучением «малой родины»; развивать коммуникативные умения и навыки учащихся, расширять социальные контакты, умение сотрудничать; способствовать развитию исследовательских способностей, аналитического мышления и навыков самостоятельной работы учащихся необходимых для будущей творческой краеведческой деятельности.

В процессе обучения мы знакомим учащихся с различными типами проектов: по содержанию: краеведческие, историкогеографические, экологические, социально-экономические, по форме: учебные, внеклассные; по способу преобладающей деятельности: игровые, исследовательские, практико-ориенти-рованные. С учетом классификации проектов, приводимой в научно-методической литературе учащимися была выбрана краеведческая тематика.

Выбор тематики проектов соответствовал практикоориентированной краеведческой деятельности. Исходя из этого, учащимися были предложены следующие темы проектов: «Вторая жизнь Арзамасских монастырей»; «Арзамасский дендрарий - «сад» или «свалка»; «Путешествие ученической тетра-

ди» (Рациональное использование лесных ресурсов Арзамасского района); «Проблемы энергообеспеченности г. Арзамаса и Арзамасского района»; «г. Арзамас - «Золотое кольцо России»; «Заповедный рай - Пустынский заказник»; «Бытовые отходы - ценность или бедность»; «Народные промыслы г. Арзамаса и Арзамасского района»; «Социально-экономические проблемы сферы услуг г.Арзамаса».

Презентация - результат работы индивидуальной деятельности, итог индивидуальной работы. Защита проекта проходит как в игровой форме (круглый стол, пресс-конференция, общественная экспертиза), так и в неигровой форме. Учащиеся представляют не только результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена информация, рассказывают о проблемах, возникших при выполнении проекта, демонстрируют приобретенные знания, умения, творческий потенциал, духовно-нравственные ориентиры. Учащиеся демонстрируют опыт представления итогов своей деятельности, обращают внимание на перспективы работы над данным проектом и технологией проектного обучения [2].

Таким образом, использование метода проектов значительно изменяет роль и позицию учителя в учебном процессе. Из авторитарного «ментора» он превращается в организатора самостоятельной, творческой деятельности, консультанта и помощника. Метод проектов изменяет и позицию учащихся в учебно-воспитательном процессе. Он самостоятельно определяет цели и задачи собственной деятельности, способы их реализации, на основе взаимного обучения строит сотрудничество с учителем и со своими товарищами, расширяет и обобщает изученный материал за счет учебно-исследовательской самостоятельной работы [1]. Как показало исследование, овладения методом проектов учащимися в процессе собственной проектной деятельности, а также при выяснении сущности этого метода позволило большинству учащихся использовать его в процессе изучения географии России и географии своего родного края.

Это подтверждает мнение, что никакие знания, не ставшие объектом собственной деятельности, не могут считаться подлинным достоянием человека.

Эколого-краеведческий проект

«Оценка экологического состояния Арзамасского дендрария»

Девиз:

«Спасая родную природу Ты душу свою спасаешь,

В сердцах благодарных потомков Бессмертие обретаешь»

Объект исследования: Дендрарий г. Арзамаса был заложен на месте старых глиняных карьеров студентами и преподавателями лесотехнического техникума в 1948 году. Весь дендрарий был разбит на квадраты, разделенные аллеями, и питомник. Кроме деревьев и кустарников нашей флоры, в дендрарии были высажены растения из разных уголков нашей

страны. В 1950 году было высажено до трех десятков экзотов, выращенных из семян в питомнике. С 1959 по 1958 годы посадки шли планомерно, и в дендрарии образовалась ценная коллекция из 120 видов деревьев и кустарников из 30 семейств. Среди экзотов есть: бархат амурский, шелковица, барбарис, каштан конский, лох серебристый. К 1967 году образовалось 28 квадратов по 0,25 га, причем первые шесть (1-6) были отданы под строительство здания филиала Московского авиационного института (МАИ). Первые деревья, высаженные в дендрарии, были представлены сосной и дубом, бальзамическим тополем, вязом, липой мелколиственной. Затем были оформлены аллеи: кленово-ясеневая, рябиновая, каштановая, дубовая вперемежку с кленом татарским.

Основная цель проекта; развитие у учащихся эмоционально-ценностного отношения к природе своего родного края, экологического сознания к решению экологических проблем через включение их в различные виды деятельности по изучению и улучшению экологической обстановке в городе, по привлечению внимания общественности к местным экологическим проблемам.

Формы работы:

• на основе метода проектов учащиеся осваивают способ планирования своей деятельности;

• в качестве информационной поддержки каждый школьник получает методику комплексной оценки антропогенных воздействий на окружающую среду (экологический паспорт местности);

• методику проверки состояния памятника природы и лабораторный практикум по экспериментальному изучению природно-территориального комплекса.

Необходимые ресурсы: структура организации работы учащихся по реализации проекта экономична. Распечатка методик и лабораторного практикума осуществляется за счет средств образовательного учреждения и составляет 50 (пятьдесят рублей за комплект).

Этапы проектной деятельности

Первый этап: ценностно-ориентированный. На данном этапе обеспечивается общее понимание сущности экологокраеведческого проекта, осознание того, для чего это необходимо, какова социальная и научная необходимость изучения памятника природы, отношений к памятникам природного наследия своего родного края. Все это создает необходимую ориентированную основу, вызывает соответствующую учебную мотивацию. Познавательная эколого-краеведческая деятельность организуется как процесс решения учебных задач (задач деятельности).

Второй этап: конструктивный. Данный этап способствует овладению краеведческо-методическими умениями и навыками, позволяющими использовать теоретические краеведческие знания для исследования памятника природы и составления паспорта объекта. На данном этапе происходит оценка состояния природного памятника - Арзамасского дендрария. Одновременно проводится социологический опрос жителей г. Арзамаса с целью выявления их отношения к данному природному памятнику и проблемам его сохранения.

Третий этап: оценочно-рефлексивный. Данный этап предполагает обобщение полученных в ходе обучения знаний, приобретенных умений и навыков, сформированных способов деятельности. На этом этапе учащиеся оценивают и соотносят полученные результаты проектной деятельности с поставленными целями и задачами; анализируют проделанную работу. Все собранные материалы передаются в органы СМИ и государственные организации, курирующие эти проблемы.

Четвертый этап: презентативный. На данном этапе осуществляется защита проектов в различных организационных формах (игра, пресс-конференция, «Суд» чести, круглый стол, научный консилиум, диспут, смотр знаний и т. д.). Учащиеся делятся информацией о методических приемах своей работы, о проблемах, возникших при подготовке к практической деятельности по изучению памятника природы, мерах по улучшению его состояния и организации учебно-экологических маршрутов с целью усиления внимания со стороны общественности к памятникам природного наследия своего родного края.

Задачи деятельности

1. Привлечение внимания к проблеме сохранения памятников природы.

2. Формирование у общественности и широких слоев населения ответственного отношения к памятникам природы своей местности.

3. Достижение понимания учащимися значимости природных памятников своего родного края в образовании, культуре посредством их участия в природоохранительной и экологокультурной просветительской деятельности.

4. Повышение уровня становления экологической культуры школьников путем активизации природоохранительного воспитания на базе природных объектов.

5. Оценка состояния природного памятника и организация на его территории научно-исследовательской работы.

Условие реализации проекта

Основное условие, обеспечивающее поэтапное исследование природного памятника - индивидуальная самостоятельная деятельность учащихся по изучению и оценке состояния памятника природы. При выборе, изучении и паспортизации природного памятника необходимо учитывать:

• научную ценность;

• эстетическую ценность;

• возможность сохранения или восстановления памятника природы;

• историческую ценность.

Реализация проекта

Проект разбит на шесть программ.

Программа «Растения».

Цель; изучение разнообразной растительности на территории памятника природы и практическая деятельность по созданию благоприятных условий для произрастания растений.

Задачи деятельности:

• познакомиться с растительным многообразием, жизненными формами растений на территории природного памятника;

• научиться распознавать различные виды деревьев и кустарников произрастающих на территории природного памятника (ПП);

• овладевать навыками проведения фенологических наблюдений за растениями на территории (ПП);

• понять значение зеленых насаждений (ПП) для жителей города Арзамаса и городской среды в целом;

• убедиться в том, что зеленые насаждения влияют на санитарное состояние города Арзамаса;

• определение санитарного состояния растительности.

Программа «Воздух»

Цель; изучение экологического состояния воздуха на территории памятника природы (городской среды) и выявление основных загрязнителей воздуха в данной местности.

Задачи деятельности:

• научиться осуществлять оценку степени загрязненности воздуха;

• проводить лабораторные исследования по изучению состояния воздуха на территории памятника природы;

• определение уровня запыленности воздуха;

• определение микроклиматических показателей воздуха.

Программа «Птицы»

Цель; изучение разнообразия видов птиц на территории памятника природы и практические действия по созданию благоприятных условий для жизни птиц в городской среде.

Задачи деятельности:

• научиться различать основные виды птиц, обитающих на территории природного памятника;

• овладеть навыками наблюдения над фенологическими фазами жизни птиц;

• научиться создавать для птиц благоприятные условия для обитания их на территории памятника природы и городской среды в целом.

Программа «Водные объекты»

Цель; изучение экологического состояния водных объектов на территории природного памятника и практические действия по благоустройству прибрежной территории и чистоте вод.

Задачи деятельности:

• научиться осуществлять оценку качества поверхностных

вод;

• овладеть навыками благоустройства прибрежной территории водных объектов;

• научиться осуществлять лабораторный эксперимент за взятыми пробами воды;

• научиться определять экологические критерии состояния водоемов;

• убедиться в том, как степень загрязнения водоемов влияет на видовое разнообразие их обитателей.

Программа «Почвы»

Цель; изучение экологического состояния почв на территории памятника природы и практические действия по сохранению и восстановлению почвенного покрова на его территории.

Задачи деятельности:

• научиться проводить экологические исследования почв;

• определение показателей качества почв:

а) влажности;

б) механического состава;

в) плотности;

г) определение РН;

д) содержание воздуха.

• проводить лабораторные исследования по экологическому состоянию почв;

• проведение практических мероприятий по сохранению и восстановлению почвенного покрова на территории памятника природы.

Программа «Общественное мнение»

Цель; способствовать развитию социальной активности учащихся, предоставлять возможность повышения значимости своей практической деятельности в целях сохранения и восстановления памятника природы.

Задачи деятельности:

• проявить и развить свои творческие способности в проведении социологических опросов;

• развивать коммуникативные умения;

• научиться оформлять результаты своих исследований;

• освоить разные способы представления своего мнения:

а) в общественных организациях;

б) в отделе экологии при Администрации города Арзамаса;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) в комитете по земельным ресурсам;

г) в муниципальном предприятии «Озеленитель»;

д) в Арзамасском центре государственного санитарноэпидемиологического надзора;

е) в природоохранной прокуратуре;

ж) в санитарной милиции.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

• Арзамасский дендрарий как памятник природы слабо задействован в работе по формированию экологической культуры учащихся общеобразовательных учреждений и местного населения;

• на сегодняшний день дендрарий стал местом отдыха жителей города Арзамаса, местом выгула собак;

• многие квадраты заросли растениями - сорняками, ценные виды растений погибли, часть видов экзотических растений выкопали жители города в свои сады;

• постоянные весенние «чистки» дендрария привели к окончательному превращению его в часть рощи;

• все это отразилось на биоразнообразии;

• резко изменились места гнездования (птицы гнездятся в среднем на 3-5 метров выше естественного уровня, нет гнезд на земле);

• в водных объектах памятника природы скапливается бытовой мусор.

Заканчивается проект обсуждением подготовленной документации на круглом столе «Будущее памятника природы» с приглашением всех заинтересованных организаций и членов законодательной и исполнительной власти, проведением научно-практической конференции «Кому нужно природное наследие России» с участием специалистов природоохранных организаций, лесного хозяйства, СМИ.

Проектная деятельность учащихся по созданию паспорта на природный памятник «Арзамасский дендрарий»

1. Местонахождение: Нижегородская область г. Арзамас.

Землепользователь: Арзамасский лесхоз.

2. Краткое описание памятника природы:

Дендрарий г. Арзамаса, площадь 12 гектаров. Ботанический объект. Территория с насаждениями ценных экзотов деревьев и кустарников объявлена памятником природы решени-

ем облисполкома от 14.02.84 г. № 56. Паспорт и охранное обязательство вручены администрации Арзамасского парка культуры и отдыха им. А.П. Гайдара.

3. Назначение объекта: просветительское, воспитательное, эстетическое.

4. Состояние природного памятника и его территории.

5. Виды и режим использования:

а) учебные исследования по изучению и сохранению памятника природы;

б) обзорные и учебные экскурсии;

в) запрещается: заезд автотранспорта, разведение костров, рубка, создание незапланированных троп, замусоривание.

6. Необходимые мероприятия:

• установка информационных щитов и знаков;

• разработка экскурсионных маршрутов;

• систематический уход за состоянием памятника природы, его чистотою;

• взятие на учет и установка контроля за состоянием поврежденных древесных пород и участков вытоптанной территории.

7. Паспорт составлен: 21.05.03.

Что должен знать и уметь школьник

Знать;

• экологические особенности данного природно-территориального комплекса;

• особенности методов: наблюдения, количественного учета, экологического мониторинга;

• факторы влияющие на состояние природно-территориального комплекса;

• природные особенности своего родного края;

• какие изменения произошли на природно-территориальном комплексе за последние годы;

Уметь;

• планировать и проводить наблюдения, измерения, а также оформлять полученные результаты;

• объяснять причины разнообразия природных условий данной местности и предсказывать особенности дальнейшего их развития;

• дать экологическую оценку состояния памятника и доказывать необходимость принятия определенных мер по его сохранению;

• правильно выбирать и использовать методы по описанию и изучению состояния памятника;

• выявлять и объяснять влияние человека на состояние природного памятника и его территорию;

• участвовать в природоохранных мероприятиях и общественных акциях по сохранению и пропаганде данного памятника;

Как показало, исследование использования метода проектов позволил установить:

1. Работу учащихся по выполнению творческих проектов в процессе изучения своего родного края надо рассматривать как элементарный вид творческой краеведческой деятельности, поскольку это способствует воспитанию у учащихся стремления к самостоятельному поиску, формирует у них готовность к самообразованию.

2. Подготовка учащимися проектов способствует не только обогащению их знаниями, умениями и навыками, но и развивает познавательную активность, воспитывает умение творчески подходить к рассмотрению изучаемой проблемы.

3. Подготовка учащимися проектов представляет собой совместный труд учителя и учащихся. Направляющая деятельность учителя, выражающаяся в проведении консультаций, инструктажа, оказания помощи в составлении проекта, его коррекции, не только не позволяет активности и самостоятельности учащихся, но и создает наиболее благоприятные условия для их творческой деятельности и является непременным условием развития личности.

4. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся при подготовке проектов возбуждает у них чувство удовлетворения от выполняемой работы, ставит их перед необходимостью проявлять волевые усилия с целью поиска материала, его систематизации и использования в работе над проектами.

Библиографический список

1. Грачева, Л.М. Организационная деятельность учащихся при работе над проектом / Л.М. Грачева, Г.Н. Оноприенко // География в школе. -2002. - № 5.

2. Гузеев, В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. - 1995. - № 6.

3. Николина, В.В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе. - 2002. - № 6.

Bibliography

1. Gracheva, L.M. Organizacionnaya deyateljnostj uchathikhsya pri rabote nad proektom / L.M. Gracheva, G.N. Onoprienko // Geografiya v shkole. - 2002. - № 5.

2. Guzeev, V.V. Metod proektov kak chastnihyj sluchayj integraljnoyj tekhnologii obucheniya // Direktor shkolih. - 1995. - № 6.

3. Nikolina, V.V. Metod proektov v geograficheskom obrazovanii // Geografiya v shkole. - 2002. - № 6.

Статья поступила в редакцию 31.08.11

УДК 377.1

Bordovskaya S.Y. IN THE ARTICLE THE MODEL OF FORMING OF FUTURE SPECIALISTS’ UNIVERSAL COMPETENCES IS DESCRIBED. The peculiarity of the model is that the educational process is self-managed and organized on the basis of action-oriented vocational teaching techniques.

Key words: action-oriented teaching, universal competences of learners, Federal state educational standards.

С.Ю. Бордовская, аспирант Томского государственного педагогического университета,

E-mail: ksu197373@mail.ru

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ РАБОЧИХ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА ДЕЙСТВИЕ

В статье описана модель формирования общих компетенций будущих рабочих, специфика которой заключается в организации самоуправляемого учебного процесса на основе технологий профессионального обучения, ориентированного на действие.

Ключевые слова: обучение, ориентированное на действие, общие компетенции обучающихся, Федеральные государственные образовательные стандарты.

Динамичное развитие экономики России, сокращение сферы малоквалифицированного и неквалифицированного труда меняет требования к рабочим кадрам. Современному обществу нужен профессионал, владеющий не только суммой знаний, умений и навыков по различным дисциплинам, но и работник, умеющий действовать в ситуации неопределенности, готовый к проявлению инициативы при решении профессиональных задач.

Социальные и экономические трансформации в обществе повлекли за собой изменения в образовании. Доминирующей идеей современного профессионального образования в связи с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения стало формирование личности конкурентного рабочего, востребованного рынком труда регионов и России в целом. В этой связи всё большее распространение получает компетентностный подход, являющийся методологической основой Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, которые в качестве основных результатов образования выдвигают требования к компетенциям выпускника по основной образовательной программе как в части подготовки к профессиональной деятельности (профессиональные компетенции), так в и части требований к общему развитию личности (общие компетенции).

Перед преподавателями и мастерами образовательных учреждений профессионального образования возникает потребность поиска механизма формирования основных результатов образования, а именно общих компетенций обучающихся. Мы предполагаем, что способствовать данному процессу будет использование в обучении дидактико-методологической концепции «ориентированность на действие».

Концепция «ориентированность на действие» зародилась в 50 годах XX века в профессиональном образовании Германии, как теория, определяющая организацию учебного процесса.

А. Шелтен (Andreas Schelten) рассматривает обучение, ориентированное на действие, как убедительную дидактическую концепцию для сферы профессионального образования в связи с тем, что при деятельностно-ориентированном обучении теория осваивается через решение комплексных задач прикладного характера. Для такого обучения требуется междисци-

плинарный подход, наличие учебных областей в учебном плане, внутренняя дифференциация в классе и изменение роли преподавателя [1, с. 86]. Г. Райер, трактуя понятие ориентированность на действие (НатЛипдБопепйеЛе) вводит понятие «фазы полного рабочего действия», как завершенный цикл выполняемой деятельности, предполагающий последовательное, поэтапное осуществление определённых операций и действий, строгое выполнение которых приводит к желаемому результату [2, с. 27]. Фазами полного рабочего действия являются информирование, планирование, принятие решение, выполнение, контроль и оценка. Концепция «ориентированность на действие» лежит в основе технологий профессионального обучения, ориентированного на действие: технологии исследования частного случая, технологии направляющего текста и технологии дидактических задач.

Целью данной статьи является представление модели формирования общих компетенций обучающихся на основе использования технологий профессионального обучения, ориентированного на действие.

В качестве методологических оснований для моделирования мы выбрали: компетентностный подход, способствующий формированию компетенций на основе организации учебного процесса, при котором у обучающихся развиваются способности самостоятельно решать проблемы в сфере будущей профессиональной деятельности; технологический подход, обеспечивающий конструирование «такого учебного процесса, который должен гарантировать достижение поставленных целей» [3, с. 14]; и концепцию «ориентированность на действие», которая обеспечивает освоение культурного опыта профессиональной деятельности обучающимися в форме педагогически организованных процессов действия.

Рассмотрим подробнее составляющие элементы создаваемой модели. В качестве первого структурного системо и смыслообразующего компонента модели мы выделяем её цель: формирование общих компетенций выпускников начальной профшколы.

Технологиями реализации создаваемой модели являются технологии профессионального обучения, ориентированного на действие: технология исследования частного случая, ведущий принцип которой подготовка будущих рабочих к само-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.