Научная статья на тему 'Реализация краеведческого подхода в условиях реформирования школьного географического образования'

Реализация краеведческого подхода в условиях реформирования школьного географического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / КРАЕВЕДЕНИЕ / КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД / РОДНОЙ КРАЙ. / CULTURAL STUDIES PARADIGM / ETHNOGRAPHY / LOCAL HISTORY APPROACH / NATIVE LAND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шеманаев В. А.

Статья посвящена усилению внимания реализации краеведческого подхода в условиях реформирования школьного географического образования. Данная проблема, являясь актуальной и значимой в теории и методике обучения географии, приобретает приоритетную роль в регионализации, гуманизации и модернизации географического образования на основе культурологической образовательной парадигмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шеманаев В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF LOCAL HISTORY APPROACH IN THE REFORM SCHOOL OF GEOGRAPHICAL EDUCATION

This article is devoted increased attention implement local history approach in reforming the school geography education. This issue, as relevant and important in the theory and methodology of teaching geography and becomes a priority role in the regionalization of humanization and modernization of geographic education through culturogical educational paradigm.

Текст научной работы на тему «Реализация краеведческого подхода в условиях реформирования школьного географического образования»

5. Сорокин, М.Н. Методическое обеспечение экологической подготовки руководителей предприятий в системе дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2002.

Статья поступила в редакцию 10.11.10

УДК 371.3

В.А. Шеманаев, доц. АГПИ, г. Арзамас, Е-тай: ar12va29@rambler.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена усилению внимания реализации краеведческого подхода в условиях реформирования школьного географического образования. Данная проблема, являясь актуальной и значимой в теории и методике обучения географии, приобретает приоритетную роль в регионализации, гуманизации и модернизации географического образования на основе культурологической образовательной парадигмы.

Ключевые слова: культурологическая парадигма, краеведение, краеведческий подход, Родной край.

Современный этап развития идеи краеведческого подхода в обучении географии родного края предполагает качественное изменение фундаментального краеведческого содержания «в нем закладываются основы формирования системы знаний о своеобразии родного края», а также форм учебнопознавательной и учебно-исследовательской деятельности. Это связано с формированием новой культурологической парадигмы образования, в рамках которой развиваются принципы гуманной педагогики, направленные не на формирование личности, а ее свободное творческое развитие. Культурологическая парадигма вместо жестокого целенаправленного руководства развитием личности вводит новые смыслы в сущность воспитания и образования. Так образование рассматривается как процесс освоения (присвоения) человеческой культуры. Новая культурологическая образовательная парадигма предполагает перенос акцента с информационного на смыслопоисковое обучение, переориентация «знаниецен-трической» системы образования в «культуросообразную». Реализация такого подхода выдвигает в качестве цели образовательного процесса развитие, движение к умственной, духовной зрелости личности, последовательное наращивание кругозора и, таким образом, получение просвещенной, нравственно развитой личности. Новая культурологическая образовательная парадигма ставит перед образовательной системой важную задачу: подготовить образованного, интеллектуального, думающего, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, имеющего свою позицию и рационально организующего самостоятельную познавательную деятельность. При этом главным является не объем знаний, а соединение последних с личными качествами, умение распорядиться своими знаниями. Чтобы обеспечить восхождение человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры, образование должно быть культуросообразным. Проектирование идей культурологической парадигмы в систему обучения географии вызывает необходимость разработки ее социокультурной составляющей, которая должна пронизывать все элементы методической системы обучения, трансформируя ее цели, содержание, методы и др.

Наибольшими возможностями для культурологического образования располагает география и особенно география своего региона, построенная на основе гуманитарного страноведения. Плодотворной в этом отношении представляется, на наш взгляд, концепция геокультурного пространства, активно

разрабатываемая в последнее время в научной географии (Д.Н. Замятин, В.Л. Каганский, А.Г. Манаков). Геокультурное пространство - это системное территориальное образование, возникающее в результате взаимодействия различных территориальных систем: природных, экономических, территориальных общностей людей и др. [1].

Технология образно-географического познания мира должна строиться на основе современных разработок в области психологии и педагогики, ориентированных на развитие нравственности и духовности личности. Одна из возможных технологий может выстраиваться на основе концептуальных идей личностного развития студента от природного к духовному через социокультурное.

Реализация этой технологии в практике обучения опирается на развитие образного мышления. Известный отечественный психолог А.Н. Леонтьев, разрабатывая теорию образа, придавая особе значение в структуре образа чувственности «чувственной ткани». Ученый утверждал, что:

• чувственная ткань есть некоторое впечатление, некий чувственный отпечаток предметного мира, порождаемый взаимодействием с внешним предметным миром;

• она служит материалом, из которого строятся сознательные - предметные (значимые) образы;

• она выполняет функцию свидетельствования о внешней реальности, функцию придания реальности сознательной картине мира [2].

На основе работ В.В. Николиной о реализации краеведческого подхода следует подчеркнуть, что в основе современного краеведческого подхода лежит теория «образа мира», где под «образом мира» понимается система знаний, способов действий, ценностных ориентаций, которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие [3]. Создание «образа мира» (он у человека имеет разноуровневый характер: планета в целом, своя страна, отдельные регионы, свой край) позволяет рассматривать личность в традициях своего края, сопричастности к его истории, географии, культуре.

Умение создавать образы и оперировать ими - отличительная особенность интеллекта человека. Она состоит в возможности произвольно актуализировать образы на основе заданного наглядного материала, видоизменять их под влиянием различных условий, свободно преобразовывать и на этой основе создавать новые образы, существенно отличные от исходных.

Образ, по мнению И.Я. Лернера, динамичен, подвижен, оперативен в своём содержании: в нём могут отражаться то одни, то другие стороны (свойства) объекта, в зависимости от требований деятельности, эмоционально-потребностного отношения к ней. Он всегда наполнен личностным смыслом, значимостью для субъекта. В образе фиксируется не просто общественный, а субъективно преобразованный (индивидуальный, личный) опыт каждого человека в его реальных, нередко неповторимых связях и отношениях с окружающей действительностью. В образе сконцентрировано, выражено основное содержание внутреннего мира человека [4, с. 36].

В исследованиях С.Д. Смирнова разрабатывается идея о сознательном и активном характере образа восприятия, который выстраивается, преломляясь через призму личного опыта познающего субъекта.

«Образ мира», т.е. упорядоченная система знаний человека об окружающих его предметах, о себе, о других людях, формируется на основе избирательного отношения действующего субъекта к миру [5].

Теоретическая концепция «образа мира» нашла отражение в педагогических исследованиях связанных с реализацией краеведческого подхода. Основываясь на гуманистических, культурологических, аксиологических, этногеографических основах краеведческого подхода, изложенного В.В. Николи-ной, отметим, что специфика восприятия человеком пространства такова, что в центре его действий всегда оказывается собственное «Я», создающее вокруг себя воображаемые поля, с помощью которых воспринимается и оценивается окружающая человека среда. Центр имеет наибольшую ценность, а объекты более отдалённые (периферийные) - убывающую ценность. Восприятие учащимися окружающей среды структурируется в соответствии с противопоставлением родина - чужбина. С родным краем нас связывает также и то, что каждый человек осознаёт его как «Дом» [6, с. 222]. Дом ориентирует нас на определённый образ жизни, он - связь человека с землёй. Сформированный с детства, эмоционально насыщенный образ родного дома (в широком понимании) -это психологическая предпосылка формирования такого качества личности, как патриотизм. Образ дома постоянно сопровождает человека и даёт ему силу для преодоления трудностей. Он - важнейшее условие стабильности психической деятельности человека, уверенности в себе. Дом - это место для деятельности, в которой мы утверждаем сами себя, свою значимость. Дом - это маленькая родина, и как мы себя в нём ведём, соблюдаем традиции и устои, чтим прошлое, создаём уют, зависит наше будущее.

Раскрывая глубинные основы краеведческого подхода, следует подчеркнуть, что родной край неотделим от родины. Родина - это единство человека и территории, единство, которому человек придал ценностное содержание и наделил личностным смыслом. Для каждого человека родина имеет свои особые черты, несёт его специфику.

Следует подчеркнуть, что Родной край - это пространство, границы которого являются границами жизнедеятельности человека, а родной ландшафт - колыбель народа, обитель и хранилище национального духа. Однако в первую очередь образ дома связан с матерью. Не случайно же говорим мы «мать-земля», «природа-мать». Не случайно ребёнок лишь постепенно становится способен спокойно выдерживать расстояние между собой и матерью. Становясь старше, он периодически возвращается к ней как источнику опоры, уверенно-

сти в себе. Только в доме человек может ощущать себя по-настоящему самим собой [6].

Понимание особенностей родного края воплощается в его образе - знаке, символе местности.

Важное место в образе края придаётся цвету. В нём отражается состояние природы, её сущность, жизненность, красота. Эстетика цвета менялась в ходе развития цивилизаций и отражала состояние общей культуры края на данный момент. Феномен центральности собственного положения в мире оказывает влияние не только на восприятие окружающей человека среды, но и на формирование таких качеств личности, как любовь к родному краю, его природе. Другой особенностью, оказывающей влияние на изучение родного края, является то, что он в картине мира у школьников осознаётся в качестве дома - одной из важнейших ценностей человека.

Образ среды обитания как своего дома определяет и стратегию безопасного поведения, направленного на сохранение окружающей природной среды и себя в этом доме.

Познание природы дало толчок к пробуждению в человеке мысли о совершенстве, впоследствии развившейся в сознательное стремление к самоусовершенствованию. Ценностная устремлённость к познанию мира и себя в этом мире, сочетаясь с научной рациональностью, должна быть адекватной научному знанию, а также соответствовать взглядам, убеждениям, оценкам, интересам, целям, мотивам деятельности, общения и взаимодействия педагога.

Психологический аспект краеведческого подхода связан, во-первых, с развитием краеведческой подготовкой учащихся к конкретной деятельности, во-вторых, с непосредственной реализацией краеведческого подхода в учебновоспитательном процессе и организацией практической краеведческой деятельности с учащимися по изучению своего родного края.

Отсюда основная задача учителя - построить такую деятельность учащихся, в процессе и в результате которой происходило бы развитие их нравственных убеждений, системы их знаний, их познавательных способностей, их практических умений и навыков.

Исследования С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Добрынина, А.А. Смирнова и др. показывают, что активность учащихся зависит от осознания поставленной перед ними задачи и характера действий, в выполнение которых он включается. Сознательное отношение к задаче и цели действия, в силу которого задача не только понимается, но и принимается, составляет внутреннее психологическое содержание умственной деятельности и поведения учащихся.

Пространство взаимодействия в контексте гуманизации образования - это не точка - центр, в которой встречаются будущий учитель и ребёнок, - здесь взаимодействуют друг с другом открытые миры.

Совместная устремлённость созидает мир каждого. Эти миры воплощённых ценностей, знаний, идеалов, проектов, моделей, человеческого общения, образов. Образ отражает самоощущение человека в конкретном пространстве, эмоционально-ценностное отношение к этому пространству. Под влиянием научных достижений психологии, специальных научно-педагогических исследований в области учебновоспитательной работы средствами краеведения возник интерес к изучению своего родного края.

Изучение своего родного края усиливает направленность географического образования на реализацию краеведческого

подхода как личностно значимой. Путь к обретению личностного смысла в реализации краеведческого подхода в географическом образовании и краеведческой деятельности по изучению своего родного края лежит и через учет разнообразных интересов и качеств у учащихся.

Краеведческий подход служит практике и содержит пси-холого-педагогические основы для его реализации в учебновоспитательном процессе. Психолого-педагогическими основами реализации краеведческого подхода в обучении являются: природосообразность - учет закономерностей природного развития личности; культуросообразность - обучение, воспитание и организация деятельности в контексте культуры; возвращение образования к контексту культуры и его регионализации; становление нового типа образования, т.е. личностно ориентированного образования культурологического типа; повышение профессионализма и педагогического мастерства в процессе реализации краеведческого подхода в обучении.

Осуществление связи между всеми отраслями географической науки и образования; достижение роста качества образования на путях его фундаментализации, внедрения современных технологий на всех уровнях образовательного процесса, широкого применения инновационных принципов и подходов способствует повышению уровня подготовки учащихся к реализации краеведческого подхода в школьном географическом образовании.

Роль самостоятельной работы учащихся в учебнопознавательной и научно-исследовательской деятельности по изучению своего родного края и реализации краеведческого подхода в географическом образовании чрезвычайно велика. Она воспитывает сознательное отношение учащихся к овладению теоретическими и практическими краеведческими знаниями, способствует привитию навыков к напряженному интеллектуальному труду. Однако важно, чтобы учащиеся не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания, т.е. необходимо научить учащихся учиться, что часто бывает важнее, чем вооружить их определенными знаниями. Педагогическая ценность самостоятельной работы, заключается в обеспечении активной познавательной деятельности, способствующей развитию индивидуальности и творческого потенциала учащихся.

При планировании и организации самостоятельной работы учащихся учитель может пользоваться всеобщими дидактическими методами: объяснительно-иллюстративным, репродуктивным, проблемным, и др. Однако большие возможности в активизации самостоятельной (в том числе учебноисследовательской) деятельности учащихся в создании усло-

Библиографический список

вий для реализации краеведческого подхода в географическом образовании имеет метод проектов.

Благодаря методу проектов, гораздо эффективнее можно решить следующие задачи, способствующие реализации краеведческого подхода: формировать познавательные, личностные мотивы учебной деятельности учащихся, стимулировать познавательные интересы к родному краю; подвести учащихся к осознанию значимости своего труда по изучению родного края, что повышает самооценку учащихся; создать условия для творческой самореализации учащихся; формировать умения выделить и спроектировать решение проблем, связанных с изучением «малой родины»; развивать коммуникативные умения и навыки учащихся, расширять социальные контакты, умение сотрудничать; способствовать развитию исследовательских способностей, аналитического мышления и навыков самостоятельной работы учащихся необходимых для будущей творческой краеведческой деятельности [7, с. 37].

Краеведческий подход способствует личностноориентированному обучению, так как он отражает потребности школьников уйти от формального получения знаний к непосредственному общению с живой природой, к реальности окружающего мира. В условиях личностно-ориентированного обучения изучение своего родного края способствует нравственному развитию личности школьников, вызывает личную заинтересованность в повышении уровня краеведческих знаний и умений, а также научно-исследовательской краеведческой деятельности.

Краеведческий подход, направленный на общественную и научную пользу краеведческих исследований с учащимися, имеет педагогическую перспективу, если акцентировать внимание на фундаментальные, устойчивые краеведческие знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к ближайшему окружению и опираться на современные задачи краеведения.

При этом общественное значение краеведческих исследований в работе с учащимися необходимо искать на пути поддержки коллективных, или индивидуальных ценностных ориентиров в становлении личности человека, главным образом, через смену сфер деятельности и при субъект-субъектном взаимодействии учителя и учащихся.

1. Замятин, Д.Н. Географические образы в культуре: методологические основы изучения / Д.Н. Замятин // Культурная география. - М.: Российский НИИ культурного и природного наследия, 2001.

2. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Педагогика, 1980.

3. Николина, В.В. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России: Кн. для учителя / В.В. Николина, А.И. Алексеев. -М.: Просвещение, 1997.

4. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М.: Педагогика, 1980.

5. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.: Аспект Пресс, 1995.

6. Николина, В.В. Ценностные аспекты реализации краеведческого подхода в изучении школьных экологических и географических дисциплин: Межвуз. сборник науч. трудов: Природа Поволжья. - Н.Новгород: НГПУ, 1997.

7. Николина, В.В Метод проектов в географическом образовании // Г еография в школе. - 2002. - № 6.

Статья поступила в редакцию 10.11.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.