5. Сорокин, М.Н. Методическое обеспечение экологической подготовки руководителей предприятий в системе дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2002.
Статья поступила в редакцию 10.11.10
УДК 371.3
В.А. Шеманаев, доц. АГПИ, г. Арзамас, Е-тай: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена усилению внимания реализации краеведческого подхода в условиях реформирования школьного географического образования. Данная проблема, являясь актуальной и значимой в теории и методике обучения географии, приобретает приоритетную роль в регионализации, гуманизации и модернизации географического образования на основе культурологической образовательной парадигмы.
Ключевые слова: культурологическая парадигма, краеведение, краеведческий подход, Родной край.
Современный этап развития идеи краеведческого подхода в обучении географии родного края предполагает качественное изменение фундаментального краеведческого содержания «в нем закладываются основы формирования системы знаний о своеобразии родного края», а также форм учебнопознавательной и учебно-исследовательской деятельности. Это связано с формированием новой культурологической парадигмы образования, в рамках которой развиваются принципы гуманной педагогики, направленные не на формирование личности, а ее свободное творческое развитие. Культурологическая парадигма вместо жестокого целенаправленного руководства развитием личности вводит новые смыслы в сущность воспитания и образования. Так образование рассматривается как процесс освоения (присвоения) человеческой культуры. Новая культурологическая образовательная парадигма предполагает перенос акцента с информационного на смыслопоисковое обучение, переориентация «знаниецен-трической» системы образования в «культуросообразную». Реализация такого подхода выдвигает в качестве цели образовательного процесса развитие, движение к умственной, духовной зрелости личности, последовательное наращивание кругозора и, таким образом, получение просвещенной, нравственно развитой личности. Новая культурологическая образовательная парадигма ставит перед образовательной системой важную задачу: подготовить образованного, интеллектуального, думающего, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, имеющего свою позицию и рационально организующего самостоятельную познавательную деятельность. При этом главным является не объем знаний, а соединение последних с личными качествами, умение распорядиться своими знаниями. Чтобы обеспечить восхождение человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры, образование должно быть культуросообразным. Проектирование идей культурологической парадигмы в систему обучения географии вызывает необходимость разработки ее социокультурной составляющей, которая должна пронизывать все элементы методической системы обучения, трансформируя ее цели, содержание, методы и др.
Наибольшими возможностями для культурологического образования располагает география и особенно география своего региона, построенная на основе гуманитарного страноведения. Плодотворной в этом отношении представляется, на наш взгляд, концепция геокультурного пространства, активно
разрабатываемая в последнее время в научной географии (Д.Н. Замятин, В.Л. Каганский, А.Г. Манаков). Геокультурное пространство - это системное территориальное образование, возникающее в результате взаимодействия различных территориальных систем: природных, экономических, территориальных общностей людей и др. [1].
Технология образно-географического познания мира должна строиться на основе современных разработок в области психологии и педагогики, ориентированных на развитие нравственности и духовности личности. Одна из возможных технологий может выстраиваться на основе концептуальных идей личностного развития студента от природного к духовному через социокультурное.
Реализация этой технологии в практике обучения опирается на развитие образного мышления. Известный отечественный психолог А.Н. Леонтьев, разрабатывая теорию образа, придавая особе значение в структуре образа чувственности «чувственной ткани». Ученый утверждал, что:
• чувственная ткань есть некоторое впечатление, некий чувственный отпечаток предметного мира, порождаемый взаимодействием с внешним предметным миром;
• она служит материалом, из которого строятся сознательные - предметные (значимые) образы;
• она выполняет функцию свидетельствования о внешней реальности, функцию придания реальности сознательной картине мира [2].
На основе работ В.В. Николиной о реализации краеведческого подхода следует подчеркнуть, что в основе современного краеведческого подхода лежит теория «образа мира», где под «образом мира» понимается система знаний, способов действий, ценностных ориентаций, которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие [3]. Создание «образа мира» (он у человека имеет разноуровневый характер: планета в целом, своя страна, отдельные регионы, свой край) позволяет рассматривать личность в традициях своего края, сопричастности к его истории, географии, культуре.
Умение создавать образы и оперировать ими - отличительная особенность интеллекта человека. Она состоит в возможности произвольно актуализировать образы на основе заданного наглядного материала, видоизменять их под влиянием различных условий, свободно преобразовывать и на этой основе создавать новые образы, существенно отличные от исходных.
Образ, по мнению И.Я. Лернера, динамичен, подвижен, оперативен в своём содержании: в нём могут отражаться то одни, то другие стороны (свойства) объекта, в зависимости от требований деятельности, эмоционально-потребностного отношения к ней. Он всегда наполнен личностным смыслом, значимостью для субъекта. В образе фиксируется не просто общественный, а субъективно преобразованный (индивидуальный, личный) опыт каждого человека в его реальных, нередко неповторимых связях и отношениях с окружающей действительностью. В образе сконцентрировано, выражено основное содержание внутреннего мира человека [4, с. 36].
В исследованиях С.Д. Смирнова разрабатывается идея о сознательном и активном характере образа восприятия, который выстраивается, преломляясь через призму личного опыта познающего субъекта.
«Образ мира», т.е. упорядоченная система знаний человека об окружающих его предметах, о себе, о других людях, формируется на основе избирательного отношения действующего субъекта к миру [5].
Теоретическая концепция «образа мира» нашла отражение в педагогических исследованиях связанных с реализацией краеведческого подхода. Основываясь на гуманистических, культурологических, аксиологических, этногеографических основах краеведческого подхода, изложенного В.В. Николи-ной, отметим, что специфика восприятия человеком пространства такова, что в центре его действий всегда оказывается собственное «Я», создающее вокруг себя воображаемые поля, с помощью которых воспринимается и оценивается окружающая человека среда. Центр имеет наибольшую ценность, а объекты более отдалённые (периферийные) - убывающую ценность. Восприятие учащимися окружающей среды структурируется в соответствии с противопоставлением родина - чужбина. С родным краем нас связывает также и то, что каждый человек осознаёт его как «Дом» [6, с. 222]. Дом ориентирует нас на определённый образ жизни, он - связь человека с землёй. Сформированный с детства, эмоционально насыщенный образ родного дома (в широком понимании) -это психологическая предпосылка формирования такого качества личности, как патриотизм. Образ дома постоянно сопровождает человека и даёт ему силу для преодоления трудностей. Он - важнейшее условие стабильности психической деятельности человека, уверенности в себе. Дом - это место для деятельности, в которой мы утверждаем сами себя, свою значимость. Дом - это маленькая родина, и как мы себя в нём ведём, соблюдаем традиции и устои, чтим прошлое, создаём уют, зависит наше будущее.
Раскрывая глубинные основы краеведческого подхода, следует подчеркнуть, что родной край неотделим от родины. Родина - это единство человека и территории, единство, которому человек придал ценностное содержание и наделил личностным смыслом. Для каждого человека родина имеет свои особые черты, несёт его специфику.
Следует подчеркнуть, что Родной край - это пространство, границы которого являются границами жизнедеятельности человека, а родной ландшафт - колыбель народа, обитель и хранилище национального духа. Однако в первую очередь образ дома связан с матерью. Не случайно же говорим мы «мать-земля», «природа-мать». Не случайно ребёнок лишь постепенно становится способен спокойно выдерживать расстояние между собой и матерью. Становясь старше, он периодически возвращается к ней как источнику опоры, уверенно-
сти в себе. Только в доме человек может ощущать себя по-настоящему самим собой [6].
Понимание особенностей родного края воплощается в его образе - знаке, символе местности.
Важное место в образе края придаётся цвету. В нём отражается состояние природы, её сущность, жизненность, красота. Эстетика цвета менялась в ходе развития цивилизаций и отражала состояние общей культуры края на данный момент. Феномен центральности собственного положения в мире оказывает влияние не только на восприятие окружающей человека среды, но и на формирование таких качеств личности, как любовь к родному краю, его природе. Другой особенностью, оказывающей влияние на изучение родного края, является то, что он в картине мира у школьников осознаётся в качестве дома - одной из важнейших ценностей человека.
Образ среды обитания как своего дома определяет и стратегию безопасного поведения, направленного на сохранение окружающей природной среды и себя в этом доме.
Познание природы дало толчок к пробуждению в человеке мысли о совершенстве, впоследствии развившейся в сознательное стремление к самоусовершенствованию. Ценностная устремлённость к познанию мира и себя в этом мире, сочетаясь с научной рациональностью, должна быть адекватной научному знанию, а также соответствовать взглядам, убеждениям, оценкам, интересам, целям, мотивам деятельности, общения и взаимодействия педагога.
Психологический аспект краеведческого подхода связан, во-первых, с развитием краеведческой подготовкой учащихся к конкретной деятельности, во-вторых, с непосредственной реализацией краеведческого подхода в учебновоспитательном процессе и организацией практической краеведческой деятельности с учащимися по изучению своего родного края.
Отсюда основная задача учителя - построить такую деятельность учащихся, в процессе и в результате которой происходило бы развитие их нравственных убеждений, системы их знаний, их познавательных способностей, их практических умений и навыков.
Исследования С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Добрынина, А.А. Смирнова и др. показывают, что активность учащихся зависит от осознания поставленной перед ними задачи и характера действий, в выполнение которых он включается. Сознательное отношение к задаче и цели действия, в силу которого задача не только понимается, но и принимается, составляет внутреннее психологическое содержание умственной деятельности и поведения учащихся.
Пространство взаимодействия в контексте гуманизации образования - это не точка - центр, в которой встречаются будущий учитель и ребёнок, - здесь взаимодействуют друг с другом открытые миры.
Совместная устремлённость созидает мир каждого. Эти миры воплощённых ценностей, знаний, идеалов, проектов, моделей, человеческого общения, образов. Образ отражает самоощущение человека в конкретном пространстве, эмоционально-ценностное отношение к этому пространству. Под влиянием научных достижений психологии, специальных научно-педагогических исследований в области учебновоспитательной работы средствами краеведения возник интерес к изучению своего родного края.
Изучение своего родного края усиливает направленность географического образования на реализацию краеведческого
подхода как личностно значимой. Путь к обретению личностного смысла в реализации краеведческого подхода в географическом образовании и краеведческой деятельности по изучению своего родного края лежит и через учет разнообразных интересов и качеств у учащихся.
Краеведческий подход служит практике и содержит пси-холого-педагогические основы для его реализации в учебновоспитательном процессе. Психолого-педагогическими основами реализации краеведческого подхода в обучении являются: природосообразность - учет закономерностей природного развития личности; культуросообразность - обучение, воспитание и организация деятельности в контексте культуры; возвращение образования к контексту культуры и его регионализации; становление нового типа образования, т.е. личностно ориентированного образования культурологического типа; повышение профессионализма и педагогического мастерства в процессе реализации краеведческого подхода в обучении.
Осуществление связи между всеми отраслями географической науки и образования; достижение роста качества образования на путях его фундаментализации, внедрения современных технологий на всех уровнях образовательного процесса, широкого применения инновационных принципов и подходов способствует повышению уровня подготовки учащихся к реализации краеведческого подхода в школьном географическом образовании.
Роль самостоятельной работы учащихся в учебнопознавательной и научно-исследовательской деятельности по изучению своего родного края и реализации краеведческого подхода в географическом образовании чрезвычайно велика. Она воспитывает сознательное отношение учащихся к овладению теоретическими и практическими краеведческими знаниями, способствует привитию навыков к напряженному интеллектуальному труду. Однако важно, чтобы учащиеся не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания, т.е. необходимо научить учащихся учиться, что часто бывает важнее, чем вооружить их определенными знаниями. Педагогическая ценность самостоятельной работы, заключается в обеспечении активной познавательной деятельности, способствующей развитию индивидуальности и творческого потенциала учащихся.
При планировании и организации самостоятельной работы учащихся учитель может пользоваться всеобщими дидактическими методами: объяснительно-иллюстративным, репродуктивным, проблемным, и др. Однако большие возможности в активизации самостоятельной (в том числе учебноисследовательской) деятельности учащихся в создании усло-
Библиографический список
вий для реализации краеведческого подхода в географическом образовании имеет метод проектов.
Благодаря методу проектов, гораздо эффективнее можно решить следующие задачи, способствующие реализации краеведческого подхода: формировать познавательные, личностные мотивы учебной деятельности учащихся, стимулировать познавательные интересы к родному краю; подвести учащихся к осознанию значимости своего труда по изучению родного края, что повышает самооценку учащихся; создать условия для творческой самореализации учащихся; формировать умения выделить и спроектировать решение проблем, связанных с изучением «малой родины»; развивать коммуникативные умения и навыки учащихся, расширять социальные контакты, умение сотрудничать; способствовать развитию исследовательских способностей, аналитического мышления и навыков самостоятельной работы учащихся необходимых для будущей творческой краеведческой деятельности [7, с. 37].
Краеведческий подход способствует личностноориентированному обучению, так как он отражает потребности школьников уйти от формального получения знаний к непосредственному общению с живой природой, к реальности окружающего мира. В условиях личностно-ориентированного обучения изучение своего родного края способствует нравственному развитию личности школьников, вызывает личную заинтересованность в повышении уровня краеведческих знаний и умений, а также научно-исследовательской краеведческой деятельности.
Краеведческий подход, направленный на общественную и научную пользу краеведческих исследований с учащимися, имеет педагогическую перспективу, если акцентировать внимание на фундаментальные, устойчивые краеведческие знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к ближайшему окружению и опираться на современные задачи краеведения.
При этом общественное значение краеведческих исследований в работе с учащимися необходимо искать на пути поддержки коллективных, или индивидуальных ценностных ориентиров в становлении личности человека, главным образом, через смену сфер деятельности и при субъект-субъектном взаимодействии учителя и учащихся.
1. Замятин, Д.Н. Географические образы в культуре: методологические основы изучения / Д.Н. Замятин // Культурная география. - М.: Российский НИИ культурного и природного наследия, 2001.
2. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Педагогика, 1980.
3. Николина, В.В. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России: Кн. для учителя / В.В. Николина, А.И. Алексеев. -М.: Просвещение, 1997.
4. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М.: Педагогика, 1980.
5. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.: Аспект Пресс, 1995.
6. Николина, В.В. Ценностные аспекты реализации краеведческого подхода в изучении школьных экологических и географических дисциплин: Межвуз. сборник науч. трудов: Природа Поволжья. - Н.Новгород: НГПУ, 1997.
7. Николина, В.В Метод проектов в географическом образовании // Г еография в школе. - 2002. - № 6.
Статья поступила в редакцию 10.11.10