Научная статья на тему 'Этнокультурный и историко-географический потенциал родного края в воспитании школьников на уроках географии'

Этнокультурный и историко-географический потенциал родного края в воспитании школьников на уроках географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
384
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / КРАЕВЕДЕНИЕ / КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД / ВОСПИТАНИЕ / CULTURE-PRINCIPLE / LOCAL HISTORY / LOCAL HISTORY APPROACH / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шеманаев В. А.

Статья посвящена усилению внимания этнокультурного и историко-географического потенциала родного края в воспитании школьников на уроках географии. Данная проблема, являясь актуальной и значимой в теории и методике обучения географии и приобретает приоритетную роль в модернизации географического образования на основе культурологической образовательной парадигмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper is devoted growing attention of ethno-cultural, historical and geographical potential of native land in the education of pupils in geography lessons. The problem, as the relevance and value in the theory and methodology of teaching geography and becomes a priority role in the modernization of education on the basis of geographical culturological educational paradigm.

Текст научной работы на тему «Этнокультурный и историко-географический потенциал родного края в воспитании школьников на уроках географии»

УДК 371.3

В.А. Шеманаев, канд. пед. наук, доц. ГОУВПО АГПИ им. А.П. Гайдара, г. Арзамас, E-mail: ar12va29@rambler.ru

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ И ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОДНОГО КРАЯ В ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Статья посвящена усилению внимания этнокультурного и историко-географического потенциала родного края в воспитании школьников на уроках географии. Данная проблема, являясь актуальной и значимой в теории и методике обучения географии и приобретает приоритетную роль в модернизации географического образования на основе культурологической образовательной парадигмы.

Ключевые слова: культурологический принцип, краеведение, краеведческий подход, воспитание.

Одним из основных принципов государственной политики Российской Федерации в области образования является принцип защиты и развития системой образования национальных культур в условиях многонационального государства, закрепленный в Законе «Об образовании». Кроме того данный закон устанавливает общее требование к содержанию образования, которое должно осуществить перенос акцента с информационного на смыслопоисковое обучение, переориентацию «знаниецентрической» системы образования в «культуросообразную», а также обеспечить «интеграцию личности в национальную и мировую культуру».

В современных условиях сдвиг культуры в эпицентр географического образования повышает его значимость, обеспечивает преемственность поколений, ориентирует систему географического образования на диалог с культурой, позволяет рассматривать географическое пространство как продолжение культуры, отражает меру человечности по отношению к социуму, глубину духовности и уровень гуманистических качеств личности.

Своеобразие культурологического содержания в географическом образовании включает междисциплинарный характер и позволяет учитывать как законы природы, так и законы общественного развития и интегрирует в себе природные, культурные, исторические, географические, этнографические, экологические и социально-экономические знания. Ценностная контекстность кльтурологического содержания позволяет в процессе изучения своего родного края, объектов природного и культурного наследия своей местности «проникнуть» в культурную ситуацию, когда образы своего родного края помогут ценить и гордиться ими.

«Между Родиной и родным краем, говорил А.С. Барков, - существует неразрывная связь. Любовь начинается с родной местности, расширяется затем до пределов всей страны. Любовь к родному краю питает любовь к Родине. Познать свой край, изучить его - значит полюбить его ещё более глубоко» [1].

Всестороннее изучение определенной территории (края) осуществляет краеведение. В краеведении, так же как и в географии, предметом изучения является местность, территория. А.С. Барков считал, что «объект и методы изучения географии и краеведения совпадают. Последнее можно и должно рассматривать как «малую географию», точнее, как малое

страноведение» [1, с. 32] .

Л.С. Берг называет краеведение географией родного края. Говоря о краеведении, чаще всего понимают его именно как краеведение географическое, в задачу которого входит всестороннее, синтезированное изучение родного края.

Родной край в современной России становится центром возрождения духовной основы отношений к природе, этнокультурного самосознания и самовыражения, формирования географической культуры личности при последовательном, целенаправленном комплексном познании природных, этно-национальных, историко-культурных, социально-экономических, экологических особенностей своего родного края и использовании краеведческого содержания о них в практике.

По мнению В.В. Николиной, «важнейшим подходом в конструировании курса географии, является краеведческий, базирующийся на привнесении в учебный предмет конкретности, образности, личного социального опыта школьника, основанного на изучении родного края» [2, с. 29].

Цели реализации краеведческого подхода в обучении направлены на развитие личности в условиях национальнорегиональных традиций, воспитание личной сопричастности к культуре своего края. Реализация краеведческого подхода предполагает не только обязательное непосредственное восприятие личности объектов и процессов реальной действительности - конкретной природно-производственной системы микро- и мезорайона - установление их взаимосвязи, взаимообусловленности, соотнесение с теоретическими знаниями, но и посильное учебное и научное исследование этих объектов и явлений.

Суть краеведческого подхода, заключается в использовании знаний о чувственно воспринятых географических объектах и явлениях для конкретизации общих понятий, связей, закономерностей, а также для сравнения с другими, недоступными восприятию объектами, территориями.

Краеведческий подход способствует личностно ориентированному обучению, так как он отражает потребности школьников уйти от формального получения знаний к непосредственному общению с живой природой, к реальности окружающего мира. Личностно ориентированное обучение предполагает признание за каждым школьником его самоценности, индивидуальности, его сосуществование в «образе мира» своего края, где он сопричастен с природой, традициями края, его историей и культурой.

Краеведение, как региональный компонент многих областей знания, связывающий ряд отраслей современной науки и экономики, несет в себе не только теоретический, но и практический потенциал, как в рамках социализации личности, так и в более широких пределах, охватывающих в ходе этногенеза, время (историю), пространство (ландшафт) и традиционный этнический стереотип поведения (мироощущение) народа.

Культурологический принцип позволяет учителю в процессе реализации краеведческого подхода познакомить учащихся с различными традициями, спецификой материальных и духовных ценностей, созданных на территории своего родного края человеком и приобщить их к этим ценностям.

Аксиологический принцип позволяет учащимся в процессе реализации краеведческого подхода характеризовать свое отношение к окружающему миру, обществу, другим людям, к самому себе и способствует моделированию содержания и характера выполняемой краеведческой деятельности по изучению своего родного края.

Принцип культуросообразности в обучении, выдвинутый еще А.Г. Дистервегом, и сегодня содержит в себе весьма актуальное положение: «Всякое состояние культуры данного народы есть основа, базис, есть нечто данное и реальное, из которого развивается последующее состояние. Поэтому та ступень культуры, на которой мы находимся в данное время, предъявляет к нам требование, чтобы мы действовали сообразно с ней, если только хотим добиться положительных результатов. Иными словами, мы должны поступать культуросообразно» [3].

Обращение к культурному наследию, под которым следует понимать сумму всех культурных достижений данного общества, его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале общественной памяти, включая и подвергшееся переоценке

прошлое, способствует формированию у школьников гражданственности, патриотизма, любви к Родине.

Принцип культуросообразности определяет отношение «обучения с культурой как средой, растящей и питающей личность, а также отношение между обучением и личностью человека». Это означает, что культурное ядро содержания обучения должны составлять универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности культуры, а отношение к ребёнку определяется, исходя из его понимания как свободной, целостной личности, способной по мере своего культурного развития к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры и творческой самореализации.

«Окружающая природа и жизнь - вот первые воспитатели человечества. Они воспитали самых отдалённых из наших предков; они будут воспитывать и самых отдалённых из наших предков ...», - писал известный русский педагог конца XIX века, В.П. Вахтеров [4].

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать», -говорил Д. С. Лихачёв. «Она начинается с малого: с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, человеческой культуре» [5].

«Я глубоко убеждён, что, если в детстве человек переживает чувство изумления красотой родной природы, если, затаив дыхание, он слушает слова учителя о том, что видят его глаза, в эти часы пробуждается пульс его живой мысли. Благодаря этим часам общения с родной природой развиваются его умственные способности, в его духовную жизнь входит слово родной речи и становится его собственным богатством: в слове он выражает свои мысли, чувства, переживания. Гармония образа и слова, познания умом и познания сердцем -это и есть рождение того, что мы называем чувством любви к природе, своему родному краю» [5].

Основываясь на гуманистических, культурологических, аксиологических, этногеографических основах краеведческого подхода, изложенного В. В. Николиной, отметим, что специфика восприятия человеком пространства такова, что в центре его действий всегда оказывается собственное «Я», создающее вокруг себя воображаемые поля, с помощью которых воспринимается и оценивается окружающая человека среда. Центр имеет наибольшую ценность, а объекты более отдалённые (периферийные) - убывающую ценность. Восприятие учащимися окружающей среды структурируется в соответствии с противопоставлением родина - чужбина. С родным краем нас связывает также и то, что каждый человек осознаёт его как «Дом». Дом ориентирует нас на определённый образ жизни, он - связь человека с землёй. Сформированный с детства, эмоционально насыщенный образ родного дома (в широком понимании) - это психологическая предпосылка формирования такого качества личности, как патрио-

Библиографический список

тизм. Образ дома постоянно сопровождает человека и даёт ему силу для преодоления трудностей. Он - важнейшее условие стабильности психической деятельности человека, уверенности в себе. Дом - это место для деятельности, в которой мы утверждаем сами себя, свою значимость. Дом - это маленькая родина, и как мы себя в нём ведём, соблюдаем традиции и устои, чтим прошлое, создаём уют, зависит наше будущее [2].

Раскрывая глубинные основы краеведческого подхода, следует подчеркнуть, что родной край неотделим от родины. Родина-это единство человека и территории, единство, которому человек придал ценностное содержание и наделил личностным смыслом. Для каждого человека родина имеет свои особые черты, несёт его специфику.

Следует подчеркнуть, что Родной край - это пространство, границы которого являются границами жизнедеятельности человека, а родной ландшафт - колыбель народа, обитель и хранилище национального духа. Однако в первую очередь образ дома связан с матерью. Не случайно же говорим мы «мать-земля», «природа - мать». Не случайно ребёнок лишь постепенно становится способен спокойно выдерживать расстояние между собой и матерью. Становясь старше, он периодически возвращается к ней как источнику опоры, уверенности в себе... Только в доме человек может ощущать себя по-настоящему самим собой. [2]. Понимание особенностей родного края воплощается в его образе - знаке, символе местности.

Важное место в образе края придаётся цвету. В нём отражается состояние природы, её сущность, жизненность, красота. Эстетика цвета менялась в ходе развития цивилизаций и отражала состояние общей культуры края на данный момент. Феномен центральности собственного положения в мире оказывает влияние не только на восприятие окружающей человека среды, но и на формирование таких качеств личности, как любовь к родному краю, его природе. Другой особенностью, оказывающей влияние на изучение родного края, является то, что он в картине мира у школьников осознаётся в качестве дома - одной из важнейших ценностей человека. Образ среды обитания как своего дома определяет и стратегию безопасного поведения, направленную на сохранение защищающего себя дома среды обитания, Земли) и себя в этом доме.

Образ отражает самоощущение человека в конкретном пространстве, эмоционально-ценностное отношение к этому пространству. Образ, по мнению И.Я. Лернера динамичен, подвижен, оперативен в своём содержании: в нём могут отражаться то одни, то другие стороны (свойства) объекта, в зависимости от требований деятельности, эмоционально-по-требностного отношения к ней. Он всегда наполнен личностным смыслом, значимостью для субъекта [6]. В образе фиксируется не просто общественный, а субъективно преобразованный (индивидуальный, личный) опыт каждого человека в его реальных, нередко неповторимых связях и отношениях с окружающей действительностью.

1. Даринский, А.В. Краеведение: пособие для учителя / А.В. Даринский, Л.Н. Кривоносова, В. А. Круглова, В.К. Луканенков. - М.: Просвещение, 1987.

2. Николина, В.В. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России: кн. для учителя / В.В. Николина, А.И. Алексеев. - М.: Просвещение, 1997.

3. Дистервег, А.В. Избранные педагогические сочинения. - М.: Госуд. учебно-пед. изд-во министерства просвещения РСФСР, 1956.

4. Вахтеров, В.П. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1878.

5. Жиркова, М.В. Социально-образовательный проект краеведческой направленности «Моя история» / М.В. Жиркова, Ю.С. Инякин // Дополнительное образование. - 2002. - № 5.

6. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М.: Педагогика, 1980.

Статья поступила в редакцию 09.03.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.