Научная статья на тему 'Возможности полевой практики по ботанике и зоологии в формировании профессиональных компетенций будущего учителя начальных классов'

Возможности полевой практики по ботанике и зоологии в формировании профессиональных компетенций будущего учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
506
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИИ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА / БОТАНИКА / ЗООЛОГИЯ / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCES / FUTURE TEACHER / FIELD PRACTICE / BOTANY / ZOOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ростунов Александр Анатольевич

В статье раскрыты возможности полевой практики по курсу «Ботаника и Зоология», организуемой при обучении бакалавров направления «Педагогическое образование» (профиль подготовки «Начальное образование») в овладении будущими учителями начальных классов ключевыми компетенциями их профессиональной деятельности; представлена система работы (разнообразные формы, виды деятельности, методический инструментарий), направленная на достижение ожидаемых результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ростунов Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOURCES OF FIELD PRACTICE ON BOTANY AND ZOOLOGY IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF THE FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS

The article reveals the capabilities of the field practice on the course “Botany and Zoology", organized as a part of bachelors’ training with specialization in Education Science (Primary Education) for mastering of key vocational competencies by future primary school teachers. The author presents a system of work (various forms, types of activities, methodological tools) aimed at the achievement of the expected results.

Текст научной работы на тему «Возможности полевой практики по ботанике и зоологии в формировании профессиональных компетенций будущего учителя начальных классов»

УДК 372.857 Ростунов Александр Анатольевич

кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры методики дошкольного и начального образования Арзамасского филиала

Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

ВОЗМОЖНОСТИ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ ПО БОТАНИКЕ И ЗООЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Rostunov Alexander Anatolyevich

PhD in Biology, Assistant Professor, Methodology of Preschool and Primary Education Department, Nizhny Novgorod State University, Arzamas branch

RESOURCES OF FIELD PRACTICE ON BOTANY AND ZOOLOGY IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF THE FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS

Аннотация:

В статье раскрыты возможности полевой практики по курсу «Ботаника и Зоология», организуемой при обучении бакалавров направления «Педагогическое образование» (профиль подготовки «Начальное образование») в овладении будущими учителями начальных классов ключевыми компетенциями их профессиональной деятельности; представлена система работы (разнообразные формы, виды деятельности, методический инструментарий), направленная на достижение ожидаемых результатов.

Ключевые слова:

компетентностный подход, компетенции, будущий учитель, полевая практика, ботаника, зоология.

Summary:

The article reveals the capabilities of the field practice on the course “Botany and Zoology", organized as a part of bachelors’ training with specialization in Education Science (Primary Education) for mastering of key vocational competencies by future primary school teachers. The author presents a system of work (various forms, types of activities, methodological tools) aimed at the achievement of the expected results.

Keywords:

competence approach, competences, future teacher, field practice, botany, zoology.

Полевая практика по курсу «Ботаника и Зоология» учебного плана направления «Педагогическое образование» (профиль «Начальное образование») занимает важное место в профессиональной подготовке будущего учителя начальных классов. Основная ее задача - подготовка бакалавров к работе с учащимися в рамках изучения школьного курса «Окружающий мир». Образовательный стандарт направления «Педагогическое образование» предусматривает формирование у будущих выпускников широкого спектра компетенций (общекультурных, в областях педагогической и культурно-просветительской деятельности), необходимых для реализации современных подходов к обучению учащихся начальных классов, уже 3-й год осваивающих Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [1].

Овладение ими обеспечивает и формирует у будущих учителей начальной школы «интегральную характеристику, определяющую способность или умение решать профессиональные проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессионально-педагогической деятельности с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей человека» [2, с. 68].

К числу этих компетенций относятся такие общекультурные компетенции как способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4); готовность использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5)» [3, с. 5].

Компетенциями в области педагогической деятельности являются:

- способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);

- готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);

- способность использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- готовность к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6);

- способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, их самостоятельность, творческие способности (ПК-7);

- готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-8) [4].

Культурно-просветительскую направленность приобретают такие компетенции, как способность разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности (ПК-12); способность использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК-13) [5].

В соответствии с квалификационными требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, будущий учитель начальных классов должен знать видовой состав флоры и фауны родного края, охраняемые виды растений и животных, особенности учебно-воспитательного процесса на школьном учебно-опытном участке, уметь правильно спланировать его территорию, размещать основные культуры и сорта растений, определять содержание и виды работ в отделе начальных классов участка, организовывать опытническую работу школьников, способствующую осуществлению связи теории с практикой, развитию навыков исследовательской деятельности; работать с определителями растений и животных, проводить экскурсии в природу и сельскохозяйственное производство, фенологические наблюдения; организовывать производительный труд школьников; использовать материалы и итоги работы на участке для оборудования кабинета биологии; владеть навыками использования экскурсионного инструментария и оборудования, методикой составления гербариев и коллекций для начальной школы. Формирование и развитие всех вышеназванных видов деятельности осуществляется в ходе полевой практики по курсу «Ботаника и Зоология», продолжительность которой, к сожалению, составляет всего 48 ч.

Полевая практика учащихся организуется на агробиологической станции нашего вуза, где есть типовой школьный учебно-опытный участок, составной частью которого является отдел начальных классов. Часть практики проводится в форме экскурсионной работы со студентами в разнообразных природных биогеоценозах (луг, водоем, лес) - местного природного окружения. Организация деятельности учитывает не только специфику учебного плана факультета дошкольного и начального образования, но и особенности местных климатических условий.

Содержание полевой практики включает теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть предусматривает самостоятельную работу студентов с литературой, выступление по темам, предусмотренным методическими рекомендациями к полевой практике [6].

Практическая часть включает различные варианты организационных форм учебно-воспитательной работы, непосредственное руководство работой учащихся на учебно-опытном участке или участие в работах по уходу за объектами отдела начальных классов типового школьного учебно-опытного участка. В последние годы нами установлено тесное взаимодействие с общеобразовательными учреждениями города, на базе которых в летний период времени действуют школьные экологические лагеря, слушатели которых привлекаются к разнообразной исследовательской деятельности, организуемой, в том числе, и на базе нашей агробиостанции. Кроме того, программа полевой практики предполагает проведение экскурсии на станцию юных натуралистов г. Арзамаса, в ходе которой студенты знакомятся с организацией кружковой работы учащихся, тематикой исследовательской работы младших школьников, разнообразием тематики фенологических наблюдений.

На занятиях студенты изучают нормативную документацию, регламентирующую деятельность учащихся на школьном учебно-опытном участке («Типовое положение о школьном-учебно-опытном участке», «Инструкция по охране труда при работе на учебно-опытном участке»), знакомятся с ассортиментом растений различных отделов данной территории, примерами возможных опытов, наблюдений, организуемых на каждом из них. Анализируют особенности организации опытнической работы с учащимися, знакомятся с требованиями к ведению дневника опытнической работы школьников, инструктивными карточками для закладки опытов, методики и проведения опытов биоэкологической направленности.

Особое внимание уделяется организации экскурсионной работы со школьниками. Мы знакомим студентов с «Инструкцией по обеспечению безопасности» при организации и проведении

экскурсии, анализируем методические особенности их подготовки и проведения. Студенты разрабатывают проекты экскурсий по изучению растений и животных разных биогеоценозов, проводят их, осуществляют последующий самоанализ и анализ.

Существенное место в содержании полевой практики мы отводим методике организации биоиндикационных исследований учащихся, летних заданий, предусмотренных программой курса «Окружающий мир» 2-4 классов, фенологических наблюдений учащихся.

Отдельное занятие посвящено методике организации экологической тропы и работы на ней. Студенты разрабатывают соответствующие проекты для дендрариев г. Арзамаса.

По окончании полевой практики каждый студент формирует свое портфолио, работа с которым осуществляется на протяжении всего последующего периода обучения в вузе, включая время прохождения всех видов практик, в том числе и педагогических.

Портфолио содержит:

- оформленную рабочую тетрадь с материалами полевой практики по курсу;

- письменный анализ состояния отдела начальных классов учебно-опытного участка школы;

- инструктивную карточку для организации и проведения опыта на учебно-опытном участке (тема по выбору студента);

- конспект разработанной экскурсии с инструктивными карточками для организации самостоятельной работы учащихся;

- разработанную тематику летних заданий по одному из курсов «Окружающий мир» (2, 3, 4 классов);

- материалы информационных стендов, используемых для оформления экологической тропы.

Данная система работы, по нашему мнению, достаточно эффективна и позволяет говорить о сформировании готовности студентов к работе в качестве организатора натуралистической исследовательской деятельности учащихся начальных классов в общеобразовательном учреждении.

Ссылки:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373.

2. Акулова О.В., Заир-Бек Е.С., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П. Компетентностная модель современного педагога: учеб.-метод. пособие. СПб., 2007.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование». Утв. Приказом Министерства образования и науки РФ 22 декабря 2009 г. № 788.

4. Там же. С. 6-7.

5. Там же. С. 7.

6. Софронова Л.И., Стрижова Е.В., Мельникова А.П. Учебная практика по естествознанию: учеб.-метод. пособ. для студентов-заочников факультета дошкольного и начального образования. Арзамас, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.