10. Поначугин А.В. Организация интерактивного взаимодействия в электронном обучении // Вестник Мининского университета. 2017. № 4 (21). C. 1.
11. Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты. Банк Документов. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129.
12. Раицкая Л.К. Интернет как информационно-образовательная среда развивающего образования // Вестник университета (Государственный университет управления) . 2010. № 25. С. 112-115
13. Реестр примерных основных общеобразовательных программ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fgosreestr.ru/node/2068.
14. Указ Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]: URL: http://kremlin.ru/acts/news/57425.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры), утвержденный 22 февраля 2018г., № 126 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS0/o20VO°/o203++/Mag/440401_M_3_16032018.pdf
16. Samerkhanova E.K., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Bakhtiyarova L.N., Ponachugin A.V., Kanyanina T.I. Developing an Information Educational Environment Based on Cloud Technologies // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol: 20. Issue: 3.
Педагогика
УДК:376.36(045)
кандидат педагогических наук, доцент Лаврентьева Марина Анатольевна
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант Балашкина Елена Дмитриевна
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)
РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ДИЗОРФОГРАФИЕЙ СРЕДСТВАМИ
КОМПЬЮТЕРНЫХ ТРЕНАЖЕРОВ
Аннотация. В статье представлены результаты опытно-исследовательской деятельности по преодолению дефицитарности электронных образовательных ресурсов в профессиональной деятельности учителя логопеда - разработке и внедрению компьютерных тренажеров в работу по преодолению дизорфографии. Обоснован педагогический потенциал тренажеров для развития самостоятельности обучающихся с дизорфографией.
Ключевые слова: самостоятельность, дизорфография, обучающиеся, компьютерный тренажер.
An^tatton. The article presents the results of experimental research activities to overcome the scarcity of electronic educational resources in professional activity of a teacher of speech therapist in the development and implementation of computer simulators to work on overcoming dysorthographia. Justified pedagogical potential of simulators for the development of autonomy of students with dysorthographia.
Keywords: independence, dysorphography, school students, computer simulator.
Введение. Качественные трансформации в целях и содержании отечественного образования, обусловленные влиянием изменяющихся социально-экономических условий, определяют целостную совокупность требований к формируемым компетенциям обучающихся, в том числе и жизненным. Одним из ценностных ориентиров признана значимость «развития самостоятельности, инициативы и ответственности личности, как условий ее самоактуализации» [8]. Самостоятельность как обобщенное свойство личности характеризует тенденцию к самодетерминации поведения, автономии, относительной независимости от случайных внешних и внутренних факторов. Свойство проявляется в целенаправленной активности, адекватной самооценке и ответственности личности за свою деятельность.
Развитие самостоятельности у обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе и с трудностями в овладении письменной речью, является актуальной проблемой отечественной логопедии. Недостаточность самостоятельности обучающихся с дизорфографией, детерминирована особенностями развития когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы и личности в целом. Поиск ресурсов, ориентированных на развитие самостоятельности данной категории обучающихся с особыми образовательными потребностями, осуществляется в разных направлениях. Одним из перспективных направлений становится научно-методическое обоснование применения электронных образовательных ресурсов, которые имеют значительный педагогический потенциал для решения обозначенной задачи. В условиях информационного общества именно электронные образовательные ресурсы обеспечивают успешность обучающегося в построении своей образовательной траектории и формировании навыков самообразования.
Изложение основного материала статьи. Современный этап развития отечественной логопедии характеризуется определенным противоречием: насущной потребностью внедрения электронных образовательных ресурсов с целью соответствия требованиям информационного общества и повышения эффективности логопедического воздействия, и недостаточным опытом в данной сфере - дефицитарностью применения электронных образовательных ресурсов в коррекционной работе, в том числе и для развития самостоятельности обучающихся с трудностями в овладении письменной речью - с дизорфографией. Попытка изменить существующее положение предопределила направленность настоящей опытно-исследовательской деятельности - ее целью явилась разработка одного из типов электронных образовательных ресурсов - компьютерных тренажеров, позволяющих оптимизировать процесс развития самостоятельности у обучающихся с дизорфографией. Достижение поставленной цели было реализовано с учетом трех направлений исследовательской работы - теоретического, методического, практического. Работа в теоретическом аспекте позволила осуществить анализ изучаемого вопроса по данным литературных
источников - установить современное состояние его разрешения и выявить актуальные задачи. Работа в методическом аспекте - это собственно опытное исследование - разработка и апробация комплекса логопедических тренажеров для обучающихся с дизорфографией. Практический аспект был ориентирован на выяснение эффективности предлагаемых образовательных ресурсов, оценку удобства применения в реальных условиях образовательной организации и возможности использования в процессе развития самостоятельности обучающихся данной категории.
Развитие самостоятельности - актуальная научно-практическая проблема, связанная с исследованием путей совершенствования воспитания и обучения. Педагогические аспекты развития самостоятельности рассматриваются в работах И. Я. Лернера, П. И. Пидкасистого, О. А. Рыдзе, М. Н. Скаткина, С. Т. Шацкова Е. Н. Шиянова и др., и, несмотря, на разность категориальных подходов, феномен чаще всего определяется, как способность систематизировать, планировать, регулировать свою деятельность без непосредственного руководства и практической помощи со стороны руководителей или как способность к индивидуальному выполнению задания, к решению познавательных задач. В психологии значение придается феномену самостоятельности как доминирующему свойству, интегрированному с функциями регулирования психикой готовности и способности личности действовать в различных жизненных ситуациях предопределенным образом: в процессе образования, в коммуникации, трудовой деятельности [2].
В последние годы наблюдается тенденция роста количества детей, испытывающих выраженные трудности в овладении орфографически правильным письмом. Данные затруднения рассматриваются как один из видов особых образовательных потребностей, представляющий комплексную психолого-педагогическую проблему. Стойкая и специфическая несформированность (нарушение) усвоения орфографических знаний, умений и навыков - дизорфография в понимании большинства отечественных исследователей - обусловлена недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций, основой которого являются расстройства специфических церебральных процессов, в целом составляющих функциональный базис рече-языковой деятельности [5].
Изучению специфики дизорфографии и ее преодоления посвящен ряд фундаментальных исследований: О. И. Азовой, О. Б. Иншаковой, А. Н. Корнева, Р. И. Лалаевой, Л. Г. Парамоновой, И. В. Прищеповой и др. Результаты исследований позволяют достаточно полно представить картину специфических нарушений при дизорфографии [7]. Ученые констатируют, что обучающиеся с дизорфографией испытывают серьезные трудности в овладении учебной программой, у них недостаточно сформированы навыки самоконтроля и самокоррекции. Исследователи характеризуют особенности личностной сферы у обучающихся данной «проблемной» категории: эмоционально-волевую незрелость, трудности произвольной регуляции деятельности и неуравновешенность, беспечное отношению к учебе, повышенную отвлекаемость и импульсивность, слабость волевого напряжения. Одной из центральных проблем развития личности обучающегося с дизорфографией - сниженный уровень самостоятельности [3].
Значительные возможности в формировании самостоятельности обучающихся имеет информационно-образовательная среда образовательной организации, выступающая как специфическая система информационного, технического, технологического и учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с обучающимися как субъектами образования. Педагогический потенциал информационно-образовательной среды заключается: в повышении мотивации за счёт усиления интерактивного характера обучения; в обеспечении индивидуального образовательного маршрута и самостоятельного выбора режима работы на основе средств информационно-коммуникационных технологий; в усилении наглядности процесса обучения средствами представления информации; в использовании новых источников информации; во внедрении новых методов, основанных на применении средств информационно-коммуникативных технологий; в приобретении первичных умений самостоятельного моделирования путём погружения обучающихся в виртуальную среду [6].
Правильно выстроенная информационно-образовательная среда обеспечивает успешность в достижении планируемых результатов, эффективность в освоении основной образовательной программы, личностное развитие - в целом позволяет воспитать мотивированного, инициативного, мобильного гражданина нового времени, который сможет анализировать свои действия, поступки и выбрать наиболее результативный путь достижения цели. Одним из наиболее популярных и востребованных средств современной информационно-образовательной среды является компьютерный тренажер [1].
Тренажер - это комплекс заданий в формате тестов, предназначенный для оценки обучающимся уровня усвоения программного материала, установления и преодоления погрешностей. Специфика тренажера проявляется в том, что осуществляется повторение, закрепление и совершенствование знаний реализуется в рамках обратной связи, предполагающей разбор допущенных ошибок, комментарии к неверным ответам, организация ветвлений по ответам и т. п., и позволяющей вернуться обучающимся к воспроизведению недостаточно успешно освоенного материала [4].
В образовательном процессе тренажер характеризуется как обучающее устройство, имеющее три обязательных части - конструктивную, модельную, и дидактическую в соответствии с психологическими и дидактическими требованиями. Конструктивная часть передает виртуальную копию рабочего места оператора. Модельная часть отражает образ функционирования оборудования, моделируя протекание в нем базовых процессов. Дидактическая часть отображает рабочее место учителя с программой оценки и контроля действий обучающегося или систему автоматизированного контроля над работой обучающегося [4].
Особое место среди тренажеров занимают компьютерные тренажеры, где три названных ранее части реализованы на базе компьютерных программных средств, то есть представляют программу, осуществляющую у обучающихся автоматизацию заданных навыков и обеспечивающую выполнение необходимых для этого функций учителя [4].
Предлагаемый комплекс компьютерных тренажеров состоит из 3 самостоятельных тренажеров, в которых задания дифференцированы на три уровня сложности, как по содержанию, так и по путям реализации данного содержания. С учетом тяжести рече-языкового расстройства и учебной задачи учитель-логопед может использовать материал как одного уровня, так и разных. Разработанные логопедические тренажеры, в основу которых легло пособие А. В. Ястребовой и Т. П. Бессоновой, переведены в формат программы <^рг^», что обусловило меньшие временные затраты на подготовку материала, в том числе и стимульного, и упрощение обработки фактических материалов.
Представим направленность каждого из тренажеров.
Тренажер 1. Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка и дальнейшее их совершенствование, что подразумевает уточнение и расширение словаря обучающихся; адекватное использование его в целях построения высказывания; развитие и совершенствование грамматического строя речи.
Тренажер 2. Формирование навыков чтения и письма. Многоплановость заданий позволяет применять его на разных этапах коррекционного воздействия по преодолению дизорфографии.
Тренажер 3. Развитие и совершенствование умений моделирования связного высказывания. Задания ориентированы на постепенность перехода к развитию умений составления развернутых письменных текстов.
Апробация предлагаемых логопедических тренажеров в учебном процессе позволяет констатировать наличие следующих положительных моментов: возможность учета индивидуального темпа работы обучающегося, самостоятельно управляющего когнитивным процессом; потенциал сокращения времени отработки заданных навыков; увеличение количества тренировочных заданий; успешностью достижения уровневой дифференциации; повышение мотивация учебной деятельности. Компьютерные тренажеры помогают приобщению обучающихся с дизорфографией к новым информационным технологиям и дополняют традиционные логопедические занятия.
Результатов апробации являются свидетельствами позитивных изменений в личностной сфере обучающихся с дизорфографией: логопедические тренажеры как специфические дидактические средства предопределяют большую привлекательность деятельности по овладению орфографическими навыками обучающимися; изменениями характера эмоционального приятия обучающимися работы по формированию орфографических умений как «сложной и неинтересной»; снижением уровня психоэмоционального напряжения и тревожности у обучающихся за неуспех; наличием определенной корректировки негативных проявлений - смена «не хочу», «не буду», «не получиться» на «попробую».
В сфере развития самостоятельности обучающихся с дизорфографией логопедические тренажеры оптимизируют такие процессы, как: развитие критического мышления и умения самостоятельно обрабатывать информацию; развитие умения выделять главное и второстепенное; формирование навыков ориентирования, реализации и рефлексии деятельности; развитие стремления к самостоятельной познавательной деятельности; развитие самомотивации. Следовательно, данный вид работы можно признать предпосылкой для развития у обучающихся данной «проблемной» категории умений самостоятельного конструирования индивидуальной образовательной траектории в дальнейшем.
Выводы. Результаты исследовательской деятельности позволяют утверждать, что применение предлагаемого комплекса компьютерных тренажеров интенсифицирует процесс не только восполнения пробелов в освоении и применении правил, подчиняющихся морфологическому принципу написания, но и процесс развития такого важного свойства личности как самостоятельность и его составляющих -инициативности, адекватности самооценки, возможности самокоррекции и чувства личной ответственности за свою деятельность у обучающихся с дизорфографией.
Литература:
1. Балашкина, Е. Д. Электронные образовательные ресурсы в преодолении дизорфографии у обучающихся начальных классов / Е. Д. Балашкина // «Специальная педагогика: профессиональный дебют», II Международная студенческая научно-практическая конференция (2018 ; Минск) [Электронный ресурс]. II Международная студенческая научно-практическая конференция «Специальная педагогика: профессиональный дебют», 20 апреля 2018 г., г. Минск (Белорусь): [материалы] / БГПУ, 2018. - С. 24-28.
2. Гаврющенко, Ю. Н. Задачный подход к развитию самостоятельности обучающихся: история и современность [Электронный ресурс] / Ю. Н. Гаврющенко // Мир образования - образование в мире. - 2017. - № 1 (65). - С. 234-239. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29461284.
3. Елецкая, О. В. Состояние познавательных процессов у обучающихся с дизорфографией [Электронный ресурс] / О. В. Елецкая // Вестник Ленинградского государственного педагогического университета им. А. С. Пушкина. - 2012. - № 3. - С. 76-85. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=19046578.
4. Кузнецов, А. В. Электронные образовательные ресурсы : перспективы и направления развития [Электронный ресурс] / А. В. Кузнецов // Высшее образование сегодня. - 2014. - № 8. - С. 20-26. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22015250 .
5. Лаврентьева, М. А. Компьютерные тренажеры в преодолении дизорфографии у обучающихся начальных классов / М. А. Лаврентьева, Е. Д. Балашкина // «Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология», Международная науч.-практическая конф. (2017, Саранск) [Электронный ресурс]. Международная научно-практическая конференция «Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология», 1 декабря 2017 г., г. Саранск (Россия): [материалы] / отв. ред. Н. В. Рябова; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2017. - С. 508-516.
6. Ломаско, П. С. Информационно-образовательная среда начальной школы как фактор совершенствования взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса / П. С. Ломаско, А. В. Голоушкина // «Инновационные технологии в науке и образовании», IV Международная научно-практическая конференция (2017, Пенза) [Электронный ресурс]. Международная научно-практическая конференция «Инновационные технологии в науке и образовании», 2 мая 2017 г., г. Пенза (Россия): [материалы] / Г. Ю. Гуляев, МНЦС «Наука и Просвещение. - Пенза, 2017. - С. 54-57. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29224987.
7. Прищепова, И. В. К вопросу изучения дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / И. В. Прищепова // Логопедия. - 2015. - № 1. - С. 79-84. -URL: http://elibrary.ru/ item.asp?id=24323936.
8. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974.
9. Ястребова, А. В. Обучаем читать и писать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма [Электронный ресурс] / А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова. - М.: АРКТИ, 2007. - 360 с. - URL: https:// elibrary.ru/ item.asp?id=19995902.
Педагогика
УДК: 372.8
кандидат педагогических наук, доцент Манджиева Надежда Николаевна
Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова (г. Элиста)
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы формирования духовно-нравственного развития младших школьников посредством регионализации образования.
Основным механизмом развития процессов регионализации образования является усвоение обучающимися национально-этнических духовных ценностей, а также общей культуры и ее ценностных канонов в рамках иерархических представлений: общечеловеческой культуры, этнической культуры, культуры российского и мирового масштабов.
Культурно-этнический опыт каждого народа включает в свое содержание уникальный воспитательно-образовательный потенциал, который, на наш взгляд, необходимо учитывать в рамках образовательного процесса. Образовательные традиции этноса отличаются своеобразием, так как отражают особенности его бытия. Каждый этнос оперирует своим уникальным подходом к постановке и решению образовательных проблем, разнообразных как мир, их порождающий. Это разнообразие создает этнокультурно обусловленную образовательную динамику взаимного обогащения и развития культур.
Расширяя содержание духовно-нравственного развития младшего школьника с позиции регионализации образования, его необходимо наполнять национальной идеей, идеей поликультурности, идеей народности [Панькин А.Б., Волков Г.Н.].
Через регионализацию образования происходит обновление содержания учебных предметов, в том числе и предмета математики этнокультурным региональным содержанием, которое должно происходить с использованием ценностей народной педагогики, математической культуры народа, а также современных педагогических технологий. Для реализации оптимальных возможностей обучения, воспитания и развития в школах на территориях, где проживает этническое большинство, требуется более глубокое изучение и систематизация всего этнопедагогического богатства народа.
Ключевые слова: регионализация, духовно-нравственные ценности, нравственное развитие, этнопедагогическая направленность, национально-региональный компонент, воспитывающая функция предмета математики.
Annotation. The main mechanism of development of processes of regionalization of education is assimilation by school students of cultural wealth of ethno society, universal culture, ethno culture, the all-Russian culture Ethno cultural experience of each ethnos comprises the unique educational potential which can be successfully realized by means of an education system. Educational traditions of ethnos differ an originality as reflect features of its life. Each ethnos has the unique approach to statement and the solution of educational problems, various as the world, them generating. This variety creates etno culture caused educational dynamics of mutual enrichment and development of cultures and culture of the world.
Expanding the content of the spiritual and moral development of the younger student from the position of regionalization of education, it is necessary to fill it with a national idea, the idea of multiculturalism, the idea of nationality [Pankin AB, Volkov GN].
Through the regionalization of education there is an updating of the maintenance of a subject of mathematics by an ethno cultural regional component that has to happen to use of values of national pedagogics, mathematical culture of the Kalmyk people, and as a whole the Mongolian people, and also modern pedagogical technologies. Realization of optimum opportunities of training, education and development at schools of Kalmykia requires the accounting of ethno pedagogical and ethno psychological traditions of the people.
Keywords: regionalization, spiritual and moral values, moral development, the ethno pedagogical orientation, national-regional component, bringing-up function of mathematics.
Введение. Формирование ценностно-смысловых ориентаций на сегодняшний является одной из наиболее важных проблем в контексте духовно-нравственного развития. Ориентиры современного образования должны осуществляться в направлении не только интеллектуального развития современных школьников, их творческого практического опыта, но и на совершенствование навыков социального взаимодействия, коммуникации, отношений, основанных на собственных взглядах и убеждениях.
Изложение основного материала статьи. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации » (2012 г.) говорится о том, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений [5, с. 42].
В Национальной Доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. (2000 г.) в разделе «Основные цели и задачи образования» записано: «Система образования признана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры, воспитание бережливого отношения к историческому и культурному наследию народов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью [6, с. 7].
Принцип регионализации образования требует учета региональных особенностей (этнографических, историко-культурных, экологических и др.) в содержание и организацию образования, для обеспечения полноты и непрерывности образования всех участников образовательного процесса.
Специфические условия образования в России еще связаны с тем, что Россия имеет большую территориальную протяженность. В этих условиях регионализация является необходимостью.
Еще в первой половине XIX века регионализация как направление исторической науки появилась в работах К.Н. Лебедева. Он ввел понятие «местная история» [2]. Проблему обучения в зависимости от характера региональных условий рассматривали В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов,