Научная статья на тему 'Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста посредством занятий тхэквондо'

Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста посредством занятий тхэквондо Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
527
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЗАНЯТИЯ / ВЛИЯНИЕ / ДИАГНОСТИКА / АНАЛИЗ / ТХЭКВОНДО

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Агилера Амайа Гладис Вера

Началом осознания ребенком самого себя по праву называют старший дошкольный возраст. В этот период закладывается основа для формирования элементов самосознания, в том числе, самооценки. И, конечно же, если ставится задача формирования ее адекватного уровня, то следует особое внимание уделить тем инструментам, которые имеют непосредственное влияние на эту личностную категорию. Одним из них можно назвать спорт, и поэтому предметом нашего исследования стали занятия тхэквондо как средство развития самооценки старших дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста посредством занятий тхэквондо»

включаются в выполнение работы, самостоятельно, пытаются понять предложенное задание, все его особенности и добираются до самой сути.

Применение компьютерных симуляций и моделирования естественнонаучных процессов ведет к повышению активности обучающихся, к расширению границ их кругозора и лучшей усваиваемости материала.

Список литературы

1. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студентов. высш. учеб заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. М.: Академия, 2008. 176 с.

2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений /А.П.Панфилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. 192 с.

3. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе : уч. метод. пособ. / С.П. Ступина. Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. 52 с.

РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ

ТХЭКВОНДО Агилера А.Г.В.

Агилера Амайа Гладис Вера - магистр, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, г. Калининград

Аннотация: началом осознания ребенком самого себя по праву называют старший дошкольный возраст. В этот период закладывается основа для формирования элементов самосознания, в том числе, самооценки. И, конечно же, если ставится задача формирования ее адекватного уровня, то следует особое внимание уделить тем инструментам, которые имеют непосредственное влияние на эту личностную категорию. Одним из них можно назвать спорт, и поэтому предметом нашего исследования стали занятия тхэквондо как средство развития самооценки старших дошкольников.

Ключевые слова: самооценка, дошкольный возраст, занятия, влияние, диагностика, анализ, тхэквондо.

УДК 159.922.7

Формирование динамической самооценки в дошкольном возрасте происходит посредством таких видов деятельности, в которых есть установка на четкий результат. Итог такой деятельности должен выступать в доступной форме, чтобы ребенок самостоятельно мог его оценить. У юных спортсменов, ввиду их возрастных особенностей, эмоциональная сторона чаще всего преобладает над рациональной. Это значительно усложняет процесс определения правильной самооценки. Однако крайне важно для спортсменов любого вида спорта уметь критически оценивать свои возможности. Это позволяет ставить перед собой необходимые цели для достижения более высоких результатов. Отсюда следует, что самооценка - это ключевой элемент самосознания личности, и ее значимость для спортивной результативности крайне важна. Если брать во внимание, что спорт является мощным инструментом влияния на формирование личностных качеств, то возникает необходимость использовать этот

инструмент. Именно поэтому, с точки зрения эксперимента, важно проследить динамику изменений показателей самооценки под влиянием занятий тхэквондо.

Экспериментальная проверка результативности тренировок проводилась с сентября 2017 по май 2018 года на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Калининграда детский сад №132. На первом этапе было сформировано две подгруппы с равным количеством детей:

1. Подгруппа А (экспериментальная группа), в составе 25 детей, которые в течение учебного года проводились занятия по тхэквондо два раза в неделю длительностью не более 30 минут. В общей сложности было проведено 72 занятия за 9 месяцев, из расчета в среднем 8 тренировок в месяц. В рамках работы с данной группой нами была написана и утверждена заведующим МАДОУ д /с №132 программа «Тхэквондо» для детей в возрасте 6-7 лет. С каждым из родителей был заключен договор об условиях реализации тренировочного процесса.

2. Подгруппа Б (контрольная группа), в составе которой 25 воспитанников, не посещающих никакие секции спортивной направленности в детском саду или за его пределами. Для подгруппы в рамках дошкольного образования проводились только общие занятия по физическому воспитанию, в ванне закаливания и физкультурно-спортивные мероприятия.

Для своего исследования нами было отобрано две методики выявления уровня самооценки, которые можно применять к детям старшего дошкольного возраста: методика Марцинковской Т.Д. «Лесенка» [1] и Немова Р.С. «Какой я?» [2].

В одинаковых условиях для каждой из групп было проведено определение уровня самооценки на начальном этапе исследования и в конце учебного года. Полученные результаты были проанализированы и для наглядности преобразованы в диаграммы (см. рисунок 1). В результате первичной диагностики были сделаны следующие выводы: обе группы имеют достаточно схожие результаты (голубой цвет столбцов). Это дает возможность в действительности получить относительно достоверные данные о развитии самооценки в дошкольном возрасте, в том числе и под влиянием спортивной деятельности.

В целом в обеих подгруппах преобладают показатели адекватной самооценки. Для группы будущих спортсменов, как и для детей, которые не занимались спортом, этот показатель составил 60%.

25

20

15

10

Подгруппа А

22

19

Подгруппа Б

■ Первичная диагностика 15

Повторная диагностика

6 5 4

3 1 1 I1

Завышенная Адекватная Заниженная

Завышенная Адекватная Заниженная

Рис. 1. Сравнительные результаты первичной и повторной диагностики по методике

«Лесенка» (чел.)

7

5

0

Особое внимание было уделено показателям завышенной и заниженной самооценки, так как они имеют ключевое значение в исследовании. Согласно полученным данным, завышенная самооценка наблюдается у 6 и 7 детей в подгруппах А и Б соответственно. В свою очередь, детей с заниженной самооценкой в подгруппе Б оказалось 3 человека, а в подгруппе А этот показатель составил 4 человека.

Полученные результаты диагностики в конце года (зеленый цвет столбцов) показали следующее: среди подгруппы А количество детей с завышенной самооценкой снизилось с семи до трех человек, а количество детей с адекватной самооценкой возросло до 22 человек. В подгруппе Б также произошли небольшие изменения в количестве детей с завышенной самооценкой: их состав уменьшился на 1 человека.

Таким образом, в контрольной группе общий результат составил 5, 19 и 1 человек соответственно с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой. На основании полученных данных можно говорить о том, что в каждой из двух групп произошли изменения, однако в экспериментальной подгруппе они были более значительными, а в контрольной подгруппе - сравнительно небольшими.

Далее рассмотрим результаты диагностики по методике Р.С. Немова «Какой я?». Результаты, приведенные на Рисунке 2, несколько отличаются от полученных по методике «Лесенка». Вероятнее всего, это связано с тем, что в методике используется более углубленный и сложный инструментарий оценивания, а также расширенная градация уровней самооценки.

20 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0

Подгруппа А

10

1

14

12

Подгруппа Б

I Первичная

диагностика

Повторная

диагностика

0 0

18

17

Очень Высокий Средний Низкий высокий

Очень Высокий Средний Низкий высокий

5

5

Рис. 2. Сравнительные результаты первичной и повторной диагностики по методике «Какой

я?» (чел.)

Анализ полученных ответов свидетельствует о следующем: в первую очередь, важно то, что среди обеих подгрупп нет детей с очень низким уровнем самооценки, а низкий уровень самооценки зафиксирован у 5 детей подгруппы Б и 3 детей подгруппы А (см. рисунок 2).

Очень высокий уровень самооценки, согласно опросу, есть только в подгруппе А, у 5 воспитанников детского сада. Показатели среднего уровня выше в подгруппе Б на 24%, по сравнению с показателями подгруппы Б, что в количественном выражении составляет 18 человек подгруппы Б и 12 детей подгруппы А.

Результаты повторной диагностики показали, что в подгруппе А, по сравнению с подгруппой Б, произошли более существенные структурные изменения в разрезе соотношения разных уровней самооценки дошкольников. Во-первых, стоит отметить, что в этой подгруппе на момент повторной диагностики отсутствовали показатели очень низкой и низкой самооценки. Более чем в два раза изменились показатели, характеризующие количество детей с высокой самооценкой: на момент повторной

диагностики они составили 40%, что на 20% или на 5 человек больше, чем при первичной диагностике. Можно предположить, что такие изменения в данном сегменте произошли за счет существенного уменьшения количества детей с очень высоким уровнем самооценки, с 5 человек в первом периоде до 1 человека по результатам повторной диагностики. Количество детей со средним уровнем самооценки возросло незначительно - с 48% до 56% или до 14 человек. В подгруппе Б за период эксперимента изменился количественный состав подгрупп по всем уровням самооценки. Показатели высокого уровня самооценки возросли с 8% до 20%, что в количественном соотношении составляет 2 и 5 человек соответственно. Количество детей с низким уровнем уменьшилось до 3-х человек, т.е. на 8%. В свою очередь, показатели среднего уровня уменьшились с 72% до 68% за счет структурных изменений в составе показателей высокого и низкого уровней самооценки.

Стоит отметить, что к детям подгруппы А, которые показали высокий и очень высокий уровень самооценки, применим термин «адекватно завышенная самооценка» ввиду того, что их спортивные достижения превосходят результаты одногруппников.

Несмотря на то, что методики направлены на изучение одной и той же личностной категории, результаты отличаются и раскрывают сущность самооценки с разных сторон. Соотношение этих показателей в количественном составе также достаточно близкое между собой, что дает основание полагать, что эксперимент проведен в максимально равных условиях и с минимальной погрешностью.

На основании проведенного исследования мы выяснили, что занятия тхэквондо являются эффективным механизмом развития самооценки детей дошкольного возраста. Это, в первую очередь, достигается за счет специфических отличий данного единоборства, среди которых можно выделить следующие:

- идеология тхэквондо направлена на создание стойкого жизненного образа спортсмена не только на занятиях, но и за пределами спортивного зала;

- учебно-тренировочный процесс построен с упором на философскую и познавательную составляющую обучения;

- большое внимание в работе с дошкольниками уделяется понятиям: «дисциплина», «этикет» и «уважение» как в межличностных взаимоотношениях, так и в отношениях с тренером;

- в тхэквондо техника строится из четко обозначенных сформированных форм и предполагаемых результатов, за счет чего ребенок самостоятельно может оценить свои действия, не обращаясь к помощи.

Исходя из полученных результатов, можно говорить о том, что занятия тхэквондо с детьми старшего дошкольного возраста оказывают существенное влияние на спортсменов. Это выражается в достижении адекватного уровня самооценки у большинства детей спортивной секции.

Список литературы

1. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: Учебник // Под. ред. проф.

Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2004. 255 с.

2. Немов Р.С. Кн. 1 Основы общей психологии. 2003, 4-е изд. 688 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.