Научная статья на тему 'Развитие самообразовательной деятельности курсантов военного вуза: морфологический подход'

Развитие самообразовательной деятельности курсантов военного вуза: морфологический подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / САМОКОНТРОЛЬ / SELF-EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING / INTELLECTUAL-COGNITIVE ACTIVITY / MORPHOLOGICAL APPROACH / SELF-CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филофеев Олег Александрович

В статье автор рассматривает морфологический подход к развитию самообразовательной деятельности курсантов, механизм интеллектуального развития и познавательной деятельности, способность к самоконтролю.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the author examines morphological approach to the development of self-education activity of cadets, mechanism of intellectual development and cognitive activity, ability to self-control.

Текст научной работы на тему «Развитие самообразовательной деятельности курсантов военного вуза: морфологический подход»

Олег ФИЛОФЕЕВ

РАЗВИТИЕ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА: МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В статье автор рассматривает морфологический подход к развитию самообразовательной деятельности курсантов, механизм интеллектуального развития и познавательной деятельности, способность к самоконтролю.

In the article the author examines morphological approach to the development of self-education activity of cadets, mechanism of intellectual development and cognitive activity, and their ability to self-control.

Ключевые слова:

самообразование, профессиональная подготовка, интеллектуально-познавательная деятельность, морфологический подход, самоконтроль; self-education, professional training, intellectual-cognitive activity, morphological approach, self-control.

ФИЛОФЕЕВ

Олег

Александрович —

преподаватель

кафедры

общетехнических

дисциплин

Института

береговой охраны,

г. Анапа

таШо^когоП®

mail.ru

Анализ многообразных подходов к развитию самообразова -тельной деятельности курсантов военных высших учебных заведений дает возможность выделить соответствующие кон -цептуальные основания:

— формулирование цели (развитие самообразовательной дея -тельности курсантов военных вузов в ходе изучения специальных технических дисциплин);

— идею о необходимости использовать морфологический подход в условиях индивидуализации и дифференциации профессиональ -ной подготовки;

— принципы формирования и развития самообразовательной деятельности курсантов.

Морфологический подход рассматривается нами как форми -рование мотивов и умений поиска курсантами различных спосо бов решения образовательных и самообразовательных задач на основе деления задачи на элементы (принцип комбинаторики). Эффективность внедрения морфологического подхода определяет необходимость объективной оценки личностного потенциала кур -сантов с целью разработки образовательных маршрутов для каждого из них (принцип индивидуализации обучения) и объединения на этой основе курсантов в подгруппы (принцип дифференциации обучения).

Нами выделены следующие принципы развития самообразо -вательной деятельности курсантов военных вузов в ходе изучения специальных технических дисциплин: индивидуализация, диффе -ренциация, мотивация, вариативность, системность, последова -тельность.

Практико - ориентированные основания реализации целевой установки и принципов развития самообразовательной деятельно сти курсантов военного вуза можно представить с помощью меха низмов и организационно педагогических условий по каждому направлению. Важнейшим направлением развития самообразова -тельной деятельности является мотивация. При развитии самооб разования в военном вузе роль мотивации к самообразовательной деятельности усиливается, т.к. преподаватель не может контроли -ровать самообразовательный процесс, и поэтому его достаточно сложно оценить. Анкетирование курсантов в значительной мере носит субъективный характер. Тем не менее в ходе эксперименталь -ной работы с курсантами удалось выявить особенности изменения

мотивов к самообразованию, которые носят циклический характер.

Мотивация к самообразовательной деятельности обеспечивается системной психолого педагогической работой с кур сантами, увеличением времени для само стоятельной работы, исследовательским характером учебных заданий через соот ветствующее построение учебного про цесса, широким использованием игровых форм, ориентацией курсантов на само познание, самооценку и самоконтроль. Приведенные положения рассматрива ются в исследовании как механизмы фор мирования мотивации курсантов к само образованию.

Во многих исследованиях исполь зуется понятие «интеллектуальнопознавательная деятельность», однако мы разводим эти понятия. Развитие интел -лекта стимулирует личность к позна вательной деятельности, а последняя, в свою очередь, развивает интеллект. Познавательная деятельность определяет необходимость самостоятельного получе ния, анализа и использования информа ции, решения на этой основе профессио нально значимых проблем.

К механизмам интеллектуального раз -вития в исследовании отнесены:

— актуализация этого развития для лич -ности, ведущая к самоактуализации;

— создание возможностей для преобразования планов в реальность;

— создание условий для раскрытия твор -ческого потенциала через постановку про блемных, нестандартных задач;

— соотнесение интеллектуального раз -вития с процессом внутреннего самораз вития;

— педагогическая поддержка востребо -ванности внутреннего потенциала лично сти;

— развитие аналитических способно-стей;

— развитие интеллектуального взаимо -действия преподавателей и курсантов;

— развитие интеллектуальных умений;

— развитие исследовательской деятель -ности в процессе обучения.

К механизмам развития самостоятель -ной познавательной деятельности в иссле довании отнесены:

— актуализация понимания необходи -мости постоянно осуществлять процесс познания;

— развитие инициативности;

— мотивированность на преобразова -ния;

— широкое использование методов «моз -гового штурма» (деловых игр, дискуссий, анализа ситуаций, поиска новых подходов к самообразованию);

— обеспечение единства стандартизиро -ванной учебной деятельности с познава -тельной (поиск нестандартных решений стандартизированных задач в соответ -ствии с морфологически подходом).

Под саморазвитием в процессе обу чения в военном вузе понимается про цесс изменения личности курсанта в ходе учебно воспитательного процесса и последующего воспроизведения получен ных знаний, мотивации к приобретению новых знаний в ходе самообразовательной деятельности.

К механизмам саморазвития курсантов отнесены:

— актуализация его роли;

— педагогическое сопровождение;

— использование элементов саморазви -тия в аудиторных занятиях;

— интенсификация учебновоспитательной работы;

— использование проблемнодеятельностного подхода;

— построение учебно - воспитательного процесса с учетом опыта курсантов;

— согласование общеобразовательных и служебных задач.

Саморазвитие коррелирует с развитием субъектной позиции курсантов, которая рассматривается как характеристика уча щегося, связанная с инициативностью, ответственностью, активностью в ходе самообразовательной деятельности.

К механизмам развития субъектности в исследовании отнесены:

— создание ситуаций успеха;

— составление заданий, исходя из прин -ципов индивидуализации и дифференци ации, создание исследовательских групп;

— рейтинговая оценка успешности учебно воспитательного процесса и про цесса самообразования.

В настоящее время вузы развиваются в условиях информатизации образования. Эта тенденция непосредственно влияет на эффективность формирования само образовательных умений обучаемых. Информатизация образования предпо -лагает развитие технического (через со здание информационного пространства) и методического (через развитие электрон

ного каталога библиотек) элементов обра -зовательного процесса, а также вхождение в Интернет.

Механизмы развития информационно -коммуникационной культуры форми -руются на лекциях, практикумах, в ходе проектной деятельности, формируя и создавая на базе информационных тех нологий компьютерный блок обучения. Информационно-коммуникационные технологии способствуют развитию уме ния структурировать учебный материал, мотивируют на поиск новых технологий самообразовательной деятельности.

Развитие информационно -коммуникационных технологий обеспе чивает исследовательскую направленность обучения, которая является важнейшим направлением в развитии самообразова тельной деятельности курсантов. В ходе исследовательской работы развиваются навыки планирования, поиска различных решений существующей проблемы, что предполагает не только осведомленность курсантов, но и необходимость самостоя тельно разрабатывать новые технологиче -ские приемы.

Чтобы воспрепятствовать определенной замкнутости в виртуальном пространстве, в качестве важного направления органи -зации самообразовательной деятельности курсантов мы предлагаем развитие комму никативных навыков, прежде всего навы ков профессионального общения.

К механизмам развития коммуникатив -ных навыков в исследовании отнесены: субъект - субъектное построение учебно -воспитательного процесса; формирование контактных, прогностических, информа -ционных, логических умений и навыков.

Учитывая, что в современных условиях потоки профессиональной и дру гой информации увеличиваются очень быстро, важным направлением професси онального и общего развития становится развитие памяти. Эффективное развитие памяти происходит в ходе реализации таких механизмов, как формирование навыков структурирования различной информации; мотивация на запоминание значительных объемов информации, в т.ч. разнообразных формул; использование индивидуальных методов обучения.

На основе изложенного выше можно сделать следующие выводы.

1. В статье выделены концептуальные основания развития самообразовательной деятельности курсантов военных вузов в ходе изучения специальных техниче ских дисциплин, в т.ч. необходимость использовать морфологический подход в условиях индивидуализации и дифферен циации профессиональной подготовки, а также принципы формирования и раз вития самообразовательной деятельности курсантов (индивидуализация, диффе ренциация, мотивация, вариативность, системность, последовательность).

2. Показано, что морфологический подход к самообразовательной деятельности в военных вузах — это формирование моти -вов и умения поиска курсантами различ ных способов решения образовательных и самообразовательных задач на основе деления их на элементы (принцип комби наторики).

3. Выявлено, что внедрение морфоло -гического подхода определяет необходи мость объективной оценки личностного потенциала курсантов с целью разработки образовательных маршрутов для каждого из них (принцип индивидуализации обу чения) и объединения на этой основе кур сантов в подгруппы (принцип дифферен циации обучения).

4. Предложены направления самооб -разовательной деятельности на основе общекультурной подготовки курсантов: мотивация, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельной познаватель ной деятельности, саморазвитие, развитие субъектной позиции.

5. Разработаны направления форми -рования профессионально значимых компетенций курсантов с позиции раз вития их самообразовательной дея тельности: развитие информационно коммуникационной культуры, исследо вательская деятельность, развитие ком муникативных навыков, развитие памяти, формирование устойчивых мотивов и умений осуществлять самоконтроль.

6. Определены механизмы и орга -низационно педагогические условия реа лизации каждого направления самообра зовательной деятельности курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.