О. А. СРИЛОСРЕЕВ
РАЗВИТИЕ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
УДК 343.228
Рассмотрены некоторые причины необходимости формирования и развития самообразовательной деятельности курсантов в военном вузе. Раскрыты основные принципы развития самообразовательной деятельности курсантов.
Ключевые слова: высшее военное образование, самообразовательная деятельность, морфологический подход, технические дисциплины.
This article discusses some of the reasons behind the formation and development of self-education students in the VVllZe. Revealed the basic principles of self-education of students.
Key words: higher military education, self-educational activity, the morphological approach.
the technical discipline.
В настоящее время все более актуализируется проблема развития самообразовательной деятельности учащихся учреждений высшего профессионального образования, в том числе военных. Необходимость формирования и развития навыков самообразовательной деятельности связана целым радом причин, к которым в первую очередь следует отнести:
• лавинообразный рост информации по различным аспектам деятельности человека, в том числе и по профессиональной деятельности. Учебные материалы по профессии на бумажных носителях в информационную эпоху быстро устаревают. Поэтому для подготовки квалифицированного специалиста ему важно постоянно получать новые данные по различным областям знаний с помощью информационно-коммуникационных технологий. Эта проблема еще более актуализируется после окончания высшего военного учебного заведения, когда не курсант, а уже офицер должен самостоятельно принимать решения, на основе изучения и анализа возможных путей решения профессиональных задач, в том числе и нестандартных;
• вхождение российской высшей профессиональной школы в Болонский
процесс с использованием опыта европейских вузов по подготовке специалистов, а в последних уделяется значительно большее время самостоятельной работе учащихся 11|. Для эффективной самостоятельной работы необходимо владеть умениями и навыками вести самообразовательную деятельность. Ведь самостоятельная работа, по сути, является основным элементом самообразования;
• снижение в последние годы качества подготовки выпускников предшествующей вузовскому уровню образования (общеобразовательная школа, ССУЗы), что не учитывается учебными планами высшей школы и не позволяет курсантам эффективно учиться. В результате будущие военные вынуждены самостоятельно восполнять пробелы в своем образовании на основе самообразовательной деятельности;
• постоянное появление новых подходов к образовательной деятельности и технологий их реализации. Данное обстоятельство предполагает наличие умений критически оценивать новшества с целью выбора оптимальных для общего и профессионального саморазвития в рамках концепции непрерывного образования;
• реформирование высшего профессионального образования и Вооруженных сил Российской Федерации, предъявляющее новые требования к выпускникам военного вуза |2|.
Обучение в военном вузе имеет ряд специфических особенностей: жесткая регламентация учебно-воспитательного процесса и взаимоотношений преподавателей и курсантов; требование развивать активность и инициативность курсантов; направленность подготовки на формирование патриотизма, ответственность за защиту страны; повышенные требования к личности обучающихся; определенная замкнутость военного сообщества, связанная с необходимостью хранить секретные материалы, традиционная иерархичность взаимоотношений.
При обучении слушателей высших военных учебных заведений по техническим дисциплинам предполагается, что курсанты должны самостоятельно находить источники знаний, т.е. активно вести самообразовательную работу. Эго связано с тем, что во время инновационного развития техники следует учиться на новых, а не на вчерашних образцах, представленных в учебниках на бумажных носителях. Если теоретические подходы развития техники изменяются незначительно (и в этом смысле традиционные учебники остаются актуальными), то новые образцы техники не представлены в них, так как появляются очень быстро и просто не успевают попасть в учебные материалы. Устойчивые умения и мотивация на самообразовательную деятельность должны быть сформированы в военном вузе еще и потому, что став офицерами, выпускники будут постоянно сталкиваться с новой техникой, успешность и скорость освоения которой напрямую связаны с эффективным самообразованием.
При разработке системы формирования и развития самообразовательной деятельности курсантов военных вузов наряду с особенностями обучения в воен-
ном вузе важно проанализировать особенности изучения технических дисциплин в учреждении высшего профессионального образования. На наш взгляд, развитие самообразовательной деятельности курсантов военного вуза наиболее эффективно в процессе изучения технических дисциплин, так как именно технические знания в наибольшей степени определяют компетентность профессиональной деятельности не только военного инженера, но и командира. Развитие вооружений предполагает необходимость постоянно повышать свою техническую компетентность во время службы.
К основным особенностям изучения технических дисциплин следует отнести:
• увеличение направлений технической подготовки и специализаций в рамках развития науки и техники в целом и военной техники в частности;
• усиление роли практической направленности обучения при сохранении роли фундаментальной подготовки;
• уменьшение объема аудиторных занятий с адекватным увеличением самостоятельной работы;
• снижение уровня подготовки курсантов первого курса — выпускников общеобразовательной школы, их неготовность к системной самостоятельной работе.
Исходя из анализа новых требований к подготовке курсантов военных вузов необходимо:
• учить не просто усваивать новые знания и использовать их в разных ситуациях, а постоянно повышать квалификацию на основе самостоятельного получения новых знаний и умений;
• мотивировать на развитие творческого мышления и как результат — стимулировать творческую деятельность при обучении и дальнейшей службе в войсках;
• формировать системное мышление, обеспечивающее поиск решений профессиональных и лгршостных задач на основе системного анализа всех обстоятельств и возможных вариантов;
• формировать умения прогнозировать ситуации и выбирать оптимальную из су-
шествующих моделей их разрешения или разрабатывать собственную модель действий в различных условиях;
• обеспечивать умениями самостоятельной исследовательской работы, в результате чего мотивировать на изучение новых технологий, профессиональных приемов, умений решать принципиально новые проблемы;
• учить вести любую работу на основе научной организации труда (для себя и окружающих);
• обеспечивать профессионально значимую направленность образования, коррелирующую с требованиями к выпускникам,
• учитывать факторы, определяющие эффективность самообразовательной деятельности (образовательная политика, проводимая в стране, уровень социально-экономического развития государства, ценностные ориентации общества, уровень развития науки, развитие педагогической науки, в частности теории и практики самообразования, традиции и масштабы самообразовательной деятельности в стране, мотивация курсантов к овладению профессией и непрерывному образованию, педагогическая поддержка самообразовательной деятельности, специфика обучения в учебном заведении), особенности обучения в военном вузе и изучения технн-ческихдисциплин в учреждении высшего профессионального образования.
Концептуальные основания включают: цель — развитие самообразовательной деятельности курсантов в ходе изучения специальных технических дисциплин; идею о необходимости использовать морфологический подход в условиях индивидуализации и дифференциации профессиональной подготовки, а также принципы формирования и развития самообразовательной деятельности курсантов.
Морфологический подход рассматривается нами как формирование мотивов и умений поиска курсантами различных
способов решения образовательных и самообразовательных задач на основе ихде-ления на элементы (принцип комбинаторики). Эффективность внедрения морфологического подхода определяет необходимость объективной оценки личностного потенциала курсантов с целью разработки образовательных маршрутов для каждого из них (принцип индивидуализации обучения) и объединения на этой основе курсантов в подгруппы (принцип дифференциации обучения).
К принципам развития самообразовательной деятельности курсантов в ходе изучения специальных технических дисциплин относятся: индивидуализация, дифференциация, мотивация, вариативность, системность, последовательность [3].
Принцип индивидуализации обеспечивает развитие самообразовательной деятельности курсантов на основе учета их индивидуальных особенностей с целью наиболее эффективного развития системности, критичности и креативности мышления, регуляции на основе этого самообразовательной деятельности, умения находить актуальную информацию в многообразных источниках, а также находить сами источники информации, самостоятельно организовывать самообразовательную деятельность (содержание, темп, формы, методы, технологии).
Принцип дифференциации предполагает объединение курсантов в подгруппы в соответствии с их индивидуальными особенностями, что обеспечивает более эффективное развитие самообразовательной деятельность на основе уточнения в подгруппах ее направлений и совместного поиска новых подходов, источников информации, технологий.
Принцип мотивации, по нашему мнению, наиболее актуален в системе военного образования, так как в армейских профессиональных коллективах, по сравнению с гражданскими, более четко просматривается иерархичность в отношениях. А при самообразовательной дея-
тельности главная роль принадлежит самому курсанту, у которого не может не возникнуть вопрос: «Зачем искать новые материалы, методы и т.д., если можно строго выполнять инструкции преподавателя?». И здесь повышается роль преподавателя, который должен не просто приказать использовать тс или иные источники информации, методы, формы обучения, а в ходе дискуссии объяснить причины такой позиции, вместе с тем отметить полученные курсантом результаты, мотивировать на дальнейшую исследовательскую работу.
Принцип вариативности при реализации морфологического подхода предполагает необходимость поиска всех возможных путей решения самообразовательной задачи, выбора на этой основе оптимального способа действий.
Принцип системности обусловливает необходимость разбиения любой образовательной задачи на элементы (морфологический подход), рассмотрение всех выделенных элементов в системе, т.е.определение влияния каждого единичного элемента на другие и наоборот. Это обеспечивает четкий отбор элементов, так как в соответствии с принципом системности, если элемент не влияет на другие, а качественные преобразования в нем не ведут к изменениям во всей совокупности элементов, то он не является частью системы.
Принцип последовательности тесно связан с принципом системности, в котором проблема разбивается на элементы, а благодаря принципу последовательности происходит выстраивание процесса самообразования в последовательную цепочку освоения этих элементов с помощью планирования.
■ Из всего сказанного можно сделать следующие выводы:
1. Представлены специфические особенности обучения в военном вузе.
2. Рассмотрены особенности изучения технических дисциплин в военном вузе.
3. Выделены новые требования к подготовке курсантов военных вузов окружающих; обеспечивать профессионально значимую направленность образования.
4. Показано, что эффективное развитие самообразовательной деятельности курсантов военных вузов в ходе изучения специальных технических дисциплин должно базироваться на идее о необходимости использовать морфологический подход в условиях индивидуализации и дифференциации профессиональной подготовки.
5. Предложены принципы формирования и развития самообразовательной деятельности курсантов на основе использования морфологического подхода: индивидуализации, дифференциации, мотивации, вариативности, системности, последовательности.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
/. Болонский процесс: самостоятельная работа студента: информационный сборник / сост. Е.В. Воронова, Л. А. Крохалева; Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. Рязань, 2008. № 4. 40 с.
2. Винокурова Н.Г. Совершенствование
преподавания общенаучных дисциплин в военно-морских учебных заведениях. СПб., 1W4. 141 с.
3. Приказ министра обороны Российской Федерации от 12.03.2003 № SO. URL: http:// mon.gov.ru/