Н. В. Фомашина
ОРГАНИЗАЦИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ ВОЕННЫХ
СПЕЦИАЛИСТОВ
Работа представлена кафедрой педагогических технологий Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Л. К. Гребенкина
Возрастание социальной роли образования ведет к повышению статуса самообразования. Самообразование - это концентрация познавательных, организационных и регулятивных действий, способ приобретения новых знаний и социальной ориентации. Проблема организации самообразования должна решаться на основе развития у будущих специалистов опыта самостоятельной познавательной деятельности.
The growth of education’ role causes the increase of self-education’s status. Self-education is the concentration of cognitive, organizing and regulation actions, the way of acquiring knowledge and social orientation. The problem of organization of future military specialists’ self-education should be solved on the basis of independent cognitive activity experience.
XXI век предъявляет новые требования к системе образования. Смена цели и парадигмы образования - развитие личности человека, построение гуманной системы -своевременна и оправданна. Одной из главных идей преобразовательной политики является развитие системы непрерывного образования, направленного на построение модели как совокупности модулей теорети -ческой и практической подготовки будущих специалистов и самообразования, органично связанных между собой, обеспечивающих преемственность и стимулирующих развитие творческого потенциала.
Возрастание социальной роли образования ведет за собой аналогичное повышение статуса самообразования. Чтобы быть востребованным на рынке труда, человек должен постоянно и непрерывно развиваться, совершенствовать свои знания, умения и навыки в ходе самообразования. Все это обусловливает необходимость глубокого осмысления теоретической сущности данного процесса и относящихся к нему важнейших идей и понятий.
В Педагогическом энциклопедическом дано следующее определение самообразованию: «Самообразование - это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры и т. п. В основе самообразования - интерес зани-
мающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала. Самообразование - одно из средств само-воспитания»1. Возрастание социальной роли образования ведет за собой аналогичное повышение статуса самообразования. Следовательно, самообразование - это концентрация познавательных, организационных и регулятивных действий, понимаемая как способ приобретения новых знаний и социальной ориентации и как качество интеллектуального развития. Такой синтез, закрепленный в виде понятий, знаний, практических умений, норм поведения, переносится на любое действие, которое должно обеспечить решение задачи в другой актуальной для личности деятельности. Новый уровень умения концентрировать свои действия характеризует личностные изменения самообучающегося в интеллектуальном плане. Возможности для перехода к самообразованию возникают в процессе организации познавательной деятельности, которая преследует двуединую цель: формирование познавательной самостоятельности как черты личности и развитие способностей, умений, приобретение знаний и навыков.
Познавательная самостоятельность
рассматривается как качество личности, выражающееся в способности обучаемого самому организовывать и осуществлять самообразовательную деятельность для
решения новой познавательной проблемы (И. Я. Лернер), а также как потребность и умение овладевать знаниями и способами деятельности, определять цели деятельности и корректировать их. Рассматривая пути организации самообразовательной
деятельности, ученые предлагают учитывать различные варианты: 1) организацию
самостоятельной работы (Б. П. Есипов, М. Н. Скаткин); 2) формирование методов и приемов познавательной деятельности (В. В. Давыдов, Н. А. Менчинская, Д. Б. Эльконин); 3) осуществление самоконтроля в учебной деятельности (Л. И. Рувинский).
Педагогический процесс в военном вузе, организованный согласно поставленным задачам, представляет собой совокупность педагогических приемов и стимулов, направленных на формирование у будущих военных специалистов психологической, теоретической и практической готовности к самообразованию и выполнению профессиональных задач. В соответствии с этим были определены основные направления сотрудничества преподавателя и курсанта: развитие мотивационного и целеполагающего компонентов познавательной дея -тельности, обучение способам самостоя -тельного познания, формирование умений решать творческие задачи, отработка компонентов деятельности самообучения в их единстве и взаимосвязи. Учитывалось, что при продвижении к более высокому уровню самообразования курсанты не только активно преобразовывают объект усвоения, но и изменяют свои личностные качества. В основу работы были положены следующие взаимосвязанные принципы: приоритетное внимание к мотивации самообразовательной деятельности, индивидуализация обучения, постепенное расширение сферы
самостоятельности обучающихся и уменьшение роли руководства ими, обучение рациональным способам учебной деятельности и самостоятельного приобретения знаний, ориентация на творчество в учении, активизация совместной деятельности обучающихся.
На основе предложенных вариантов преподаватель военного вуза целенаправленно стимулирует самообразовательную деятельность курсантов, в ходе которой личность развивает способность к целепо-лаганию, в мотивационной структуре начинает доминировать активный познавательный интерес, вызванный внутренней потребностью в самостоятельном познании.
При организации самообразовательной деятельности курсантов мы исходили из того, что самообразование - сложный и многомерный процесс, который включает в себя формирование потребности мотивации, профессиональной позиции будущего специалиста, органичное включение самостоятельной работы в процесс освоения содержания учебных дисциплин и использование различных форм контроля за результатами самостоятельной работы. Учитывалось, что успешность самостоятельной работы в первую очередь зависит от установки курсантов и преподавателей на совместную деятельность, сотрудничество, сотворчество, а также от способности всех участников образовательного процесса к диалогу. Проведенное анкетирование показало, что 61% курсантов высоко оценивает самостоятельную работу. Всеобщий интерес к знаниям, а также требования, предъявляемые будущей профессией к личности, ее интеллектуальным и профессиональным качествам, являются стимулами самообразовательной деятельности. Вместе с тем, как показывает опыт, в самообразовании велика роль успеха. Поэтому важно не только количество учащихся, работающих над собой, но и наличие или отсутствие у них успеха в данной области.
В ходе исследования была разработана модель организации самообразования кур -сантов, основывающаяся на теории поэтапного формирования умственных действий и теории индивидуализации обучения. Теория поэтапного формирования умственных действий ориентирует обучающихся на сознательное самоуправление процессом усвоения знаний, акцентируя их внимание на самостоятельном формировании культуры мышления и развитии интеллекта. Теория индивидуализации обучения побуждает к творческому мышлению и саморазвитию, поскольку курсант сам должен решать проблемы, находить свой способ действий.
Экспериментальная проверка эффективности предложенной нами модели осуществлялась на материале изучения иностранного языка курсантами Рязанского автомобильного института. Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение пять лет (с 2002 по 2007 год) в несколько этапов. В работе принимали участие 240 курсантов первого и второго курсов факультета средней специальной подготовки..
Общее количество часов, отводимое на обучение курсантов данного факультета,
составляет 3972. Из них на аудиторную работу приходится 2776 часов или 69,9%, остальные 1196 часов или 30,1% приходятся на самостоятельную и индивидуальную работу курсантов.
Разработанная модель организации самообразования курсантов предусматривает три этапа: подготовительный, формирующий и творческий.
На подготовительном этапе обеспечивалось достижение диагностического уровня самообразования на основе самопознания и самоопределения и формирование готовности к переходу на уровень активного усвоения способов самообразования. Содержание работы проявляется преимущественно в совместной деятельности преподавателя и курсантов. На этом этапе у последних складывается представление о самообразовании, определяются цели изучения учебных предметов, возрастает познавательный интерес к ним, вырабатываются умения целеполагання и планирования своей деятельности. Курсанты учатся осваивать рациональные способы самостоятельной учебной и познавательной деятельности, находить эффективные пути решения профессиональных задач.
Задачей формирующего этапа являлось достижение курсантами уровня активного освоения способов самообразования. Содержание работы представляли действия, реализуемые в индивидуальной и групповой деятельности в условиях личностноориентированного обучения. На этом этапе отрабатывались умения самоорганизации, самоконтроля, развивались творческие силы личности в самостоятельной деятельности. В групповой деятельности совершенствовались коммуникативные умения, активизировались учебные и познавательные интересы. Достижение высокого уровня обученности курсантов способствовало развитию активности и инициативы в познании. Задача
преподавателя на данном этапе заключалась в стимулировании самостоятельной деятельности курсантов и формировании у них готовности к самообразованию.
Целью третьего, творческого, этапа являлось достижение высшего уровня самообразования. На этом этапе реализовывалея творческий потенциал личности. Задача преподавателя состояла в развитии у курсантов потребности в самообразовательной деятельности.
Уровень самообразования курсантов определялся по следующим критериям: мотивация, проявление интеллектуальной инициативы, уровень развития творческих способностей и умений, проявление самостоятельности и умения самоорганизации учебно-познавательной деятельности. В соответствии с этими критериями были определены 3 уровня развития самообразования курсантов: высокий, средний и
низкий. Курсанты с высоким уровнем самообразования умеют самостоятельно ставить задачи самообразовательной деятельности, прогнозировать и определять эффективные пути их решения, контролировать и оценивать свои действия.
Для среднего уровня самообразования курсантов характерны слабая мотивация, проявление инициативы (нередко под давлением преподавателя), самостоятельность, попытки самоорганизации.
У курсантов с низким уровнем самообразования слабая мотивация, отсутствует интеллектуальная инициатива, не развиты творческие способности и способности к самоорганизации. Для курсантов этого уровня характерны слабая успеваемость по всем предметам, неумение справляться со служебными обязанностями, отсутствие друзей, замкнутость. Как правило, они пассивны, у них нет желания самосовершенствоваться.
В ходе констатирующего эксперимента было установлено, что большинство кур-
сайтов характеризует средний (50%) и низкий (43,3%) уровни самообразования, высокий уровень самообразования характерен для 6,7% курсантов.
В результате анализа результатов письменных опросов, бесед, интервью с курсантами первого курса было установлено, что почти все обследуемые нами курсанты испы-
тывают большие трудности в планировании своего умственного труда и имеют достаточно низкий уровень самообразования.
Проведенное исследование показало, что адаптивная система обучения способствует эффективному формированию у курсантов навыков самообразования, повышению их успеваемости, воспитанию сознательного
русскому...
отношения к обучению. В ходе формирующего эксперимента было установлено, что в экспериментальной группе курсантов с высоким уровнем самообразования - 11,7% (в контрольной группе -9,2%). Со средним уровнем самообразования курсантов - 66,7% (в контрольной группе -54,1%), с низким уровнем самообразования -36,7% (в контрольной группе -66,7%). У курсантов с высоким уровнем са -мообразования развита потребность в самообразовательной деятельности для реализации своего творческого потенциала. Курсанты со средним уровнем самообразования способны самостоятельно использовать на практике отдельные показатели высокого уровня самообразования, но, как правило, с помощью преподавателя. Низкий уровень сигнализирует о том, что курсант нуждается в стимулировании самообразовательной деятельности, в постоянном контроле со стороны преподавателя, в наличии образца. При низком уровне само-
образования отбор содержания, планирование учения осуществляются с помощью преподавателя или методических пособий.
Включение самообразования в учебный процесс со всей остротой ставит проблему выработки у курсантов не только умений, но желания расширять свои знания путем самообразования. На наш взгляд, формирование навыков самообразования связано с глубокими изменениями технологии учебного процесса. Проблема организации самообразования курсантов должна решаться на основе развития у них опыта самостоятельной познавательной
деятельности, роль которой трудно переоценить. При организации самообразования курсантов за основу нами была принята адаптивная система обучения. Полагаем, что ориентация процесса обучения курсантов на организацию их самообразования требует внесения корректив во все организационные формы обучения.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Педагогический энциклопедический словарь [Текст]. Большая Российская энциклопедия. М.: 2003. С. 252.