Научная статья на тему 'Особенности развития самообразовательной деятельности курсантов военного вуза'

Особенности развития самообразовательной деятельности курсантов военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАТЕЛЬАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / КУЛЬТУРНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА / SELF-EDUCATION ACTIVITY / SCOPE / CULTURAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT / MILITARY TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филофеев Олег Александрович

В статье автор рассматривает особенности формирования компетенций, навыков самообразования и их функции, а также обосновывает причины необходимости развития самообразовательной деятельности у курсантов вуза.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the author examines the special features of formation of scopes, habits of self-education and its functions, and he also substantiates the reasons of necessity in the development of self-education activity for cadets of institute of higher education.

Текст научной работы на тему «Особенности развития самообразовательной деятельности курсантов военного вуза»

Олег ФИЛОФЕЕВ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

В статье автор рассматривает особенности формирования компетенций, навыков самообразования и их функции, а также обосновывает причины необходимости развития самообразовательной деятельности у курсантов военного вуза.

In the article the author examines the special features of formation of scopes, habits of self-education and its functions, and he also substantiates the reasons of necessity in the development of self-education activity for cadets of institute of higher education.

Ключевые слова:

самообразовательная деятельность, компетенции, культурное и профессиональное развитие, военная подготовка; self-education activity, scope, cultural and professional development, military training.

В настоящее время идея развития самообразовательной дея -тельности учащихся всех уровней образования становится все более актуальной в мире. Данная идея предполагает, что каждый гражданин после окончания образовательного учреждения продолжает постоянно учиться по актуальным для него направле -ниям путем самообразовательной деятельности. И действительно, развитие общества связано с постоянным внедрением новых техно -логий во все сферы жизни.

Понятие «самообразование» в современной педагогической лите -ратуре имеет множество определений, зачастую противоречащих друг другу. В частности, под самообразованием, как правило, пони -мают свободно выбранную познавательную деятельность, само -стоятельно осуществляемую личностью. Такая трактовка самооб -разовательного феномена вполне уместна с позиции концепции непрерывного образования.

В условиях военного высшего учебного заведения навыки само -образования формируются и развиваются, и этот процесс ведется, особенно на начальном этапе, под руководством преподавателей. Поэтому под самообразованием в военном вузе мы понимаем спе -циально организованный целенаправленный процесс культурного и профессионального развития курсантов на основе самостоятель -ной учебной деятельности.

Необходимость формирования и развития навыков самообразо -вательной деятельности связана с целым радом причин, к которым в первую очередь следует отнести:

— лавинообразный рост информации по различным аспектам деятельности человека, в т.ч. и по профессиональной деятельно -сти. Учебные материалы по профессии на бумажных носителях в информационную эпоху развития человечества быстро устаре -вают. Поэтому для подготовки квалифицированного специалиста ему важно постоянно получать новые данные по различным обла -стям профессиональных знаний с помощью информационно -коммуникационных технологий. Данная проблема еще более акту ализируется после окончания военного вуза, когда не курсант, а уже офицер должен будет самостоятельно принимать решения на основе изучения и анализа возможных путей решения профессио нальных задач, в т.ч. и нестандартных;

— вхождение российской высшей профессиональной школы в Болонский процесс с использованием опыта европейских вузов по подготовке специалистов, а в последних выделяется значи -

ФИЛОФЕЕВ

Олег

Александрович —

преподаватель

кафедры

общетехнических дисциплин Института береговой охраны1 ФСБ России, г. Анапа таи^пкогоШ@ 6ail.ru

тельно большее время для самостоятель -ной работы учащихся. Для эффективной самостоятельной работы необходимо владеть умениями и навыками самооб разовательной деятельности, учитывая постоянное появление новых подходов к образовательной деятельности и тех нологий их реализации. Данное обсто -ятельство предполагает наличие уме ния критически оценивать новшества с целью выбора оптимальных для общего и профессионального саморазвития в рамках концепции непрерывного обра зования;

— реформирование высшего профессио -нального образования и Вооруженных сил Российской Федерации, вносящее новые требования к выпускникам военного вуза.

Реформирование Вооруженных сил Российской Федерации и системы выс шего профессионального образования выдвигает новые требования к курсантам военных вузов и коррелированной с ними системе подготовки. На основе анализа многочисленных подходов к решению данной проблемы можно выделить основ ные требования к подготовке курсантов, исходя из того, что в ее ходе следует фор мировать профессионально компетент ную личность, способную квалифициро ванно решать задачи в войсках в различ ных ситуациях, в т.ч. и боевых.

1. Не просто учить усвоению новых зна -ний и использованию их в разных ситуа циях, а постоянно повышать квалифика цию на основе самостоятельного получе ния новых знаний и умений.

2. Мотивировать курсантов на развитие творческого мышления и, как результат, на творческую деятельность при обучении и дальнейшей службе в войсках.

3. Формировать системное мышление, обеспечивающее поиск решений профес сиональных и личностных задач на основе системного анализа всех обстоятельств и возможных решений.

4. Формировать умение прогнозировать ситуацию и осуществлять выбор из суще ствующих моделей их разрешения или разрабатывать собственную модель дей ствий в различных условиях.

5. Воспитывать умение к самостоятель -ной исследовательской работе, в резуль тате чего мотивировать курсантов на изу чение новых технологий, профессиональ ных приемов, обучение решению принци пиально новых проблем.

6. Обучать выполнению любой работы на основе научной организации труда для себя и окружающих;

7. Обеспечивать профессионально зна -чимую направленность образования.

Анализ новых требований к подготовке курсантов военных вузов показывает, что формирование и развитие их самооб разовательной деятельности становится важнейшей задачей высшего военного учебного заведения. В связи с этим нами выделены основные функции самообра зования, которые систематизированы по основаниям — социально значимые и при -кладные.

К социально значимым функциям само -образования мы относим:

— мотивационную (обеспечивает потреб -ность курсантов в постоянной образова -тельной и самообразовательной деятель -ности на протяжении всей жизни);

— компенсирующую (служит для устра -нения недостатков в знаниях и умениях, полученных в предшествующие годы и в ходе текущего обучения);

— саморазвития (дает возможность с позиции самообразования самостоятельно выстраивать образовательную траекторию в соответствии со своими личностными особенностями, что наиболее полно обе спечивает удовлетворение образователь ных запросов и требований образователь -ных программ, в результате — развитие личности через саморазвитие);

— рефлексии (на основе самоконтроля обеспечивает корректировку самообра-зовательной деятельности, а также моти вирует на поиск новых путей получения знаний);

— индивидуализации (на основании постоянного поиска оптимальных тех нологий, форм и методов обучения обе спечивает формирование уникальности с позиций самообразования личности со свойственными только ей особенностями получения знаний — место, время, формы, технологии и т.д.);

— развития творчества, в основании чего лежит процесс не просто приобретения новых знаний, а возможность разработки новых технологий технической или иной профессиональной деятельности;

— социализации (обеспечивает успеш -ную самореализацию в общественном и профессиональном сообществе в силу широкой компетентности, полученной в ходе самообразования).

К прикладным функциям самообразо вания мы относим:

— прогнозирование, умение выбирать адекватные решения в изменяющейся обстановке на перспективу на основе ана лиза возможных путей развития ситуаций с целью дальнейшего планирования своей самообразовательной деятельности;

— планирование, умение составить план действий в различных ситуациях на основе прогноза их развития и влияния на них в ходе управленческих или иных воздей -ствий (например, составление поэтапного плана действий при изучении технических дисциплин, включающего приемы само -стоятельной работы наряду с аудиторным обучением);

— организацию, деятельность по при -влечению ресурсов для решения само образовательных задач (предполагает выбор наиболее эффективных программ самообучения, способов самоконтроля и т.п., а также адекватных форм и средств на основе планирования);

— контроль успешности самообразова -тельной деятельности (является основа нием для регулирования последней);

— регулирование, деятельность по исправлению ситуации в случае получе ния негативных результатов с корректи -ровкой плана в случае необходимости.

На эффективность самообразователь -ной деятельности влияет комплекс факто ров, которые можно систематизировать по уровню развития общества и экономики, а также по психолого педагогическим осно ваниям.

К факторам, определяющим эффективность самообразовательной деятель ности по уровню развития общества и экономики, по нашему мнению, отно

сятся: образовательная политика, про водимая в стране, уровень социально экономического развития государства, ценностные ориентации общества, уро -вень развития науки.

К психолого - педагогическим факторам, определяющим эффективность само -образовательной деятельности, следует отнести: развитие педагогической науки, в частности — теории и практики самооб -разования; традиции и масштабы само образовательной деятельности в стране; мотивацию курсантов к овладению про фессией и непрерывному образованию; педагогическую поддержку самообразова тельной деятельности; специфику обуче ния в учебном заведении.

Резюмируя вышесказанное, можно сде лать вывод, что в статье:

а) уточняется понятие самообразова ния в военном вузе как специально орга низованный целенаправленный процесс культурного и профессионального разви тия курсантов на основе самостоятельной учебной деятельности;

б) выделяются причины, актуализирую щие проблемы формирования и развития навыков самообразовательной деятельно сти;

в) представлены новые требования к курсантам военных вузов и коррелирован -ной с ними системе подготовки;

г) выделены основные функции само -образования, систематизированные по основаниям;

д) выделены и систематизированы факторы, определяющие эффективность самообразовательной деятельности кур сантов, по уровню развития общества и экономики и психолого педагогическим факторам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.