крепленным за каждым подразделением. Если такую политику не предполагается осуществлять, то введение управления подразделениями не целесообразно. Если все же принято решение о децентрализации, то сегментация бизнеса начинается с перечисления продуктов и рынков.
Путём сочетания продуктов и рынков можно получить продуктово-рыночную матрицу. Обычно возникает слишком много продуктово-рыночных комбинаций, поэтому в подразделениях комбинации следует объединять. Главная проблема может состоять в том, что большинство подразделений могут заниматься разработкой и изготовлением аналогичной продукции, причем иногда для одних и тех же рынков. В этом случае между подразделениями может возникать конкуренция, что в принципе нежелательно, но при сильном руководстве такие проблемы решаются достаточно легко.
Тем не менее, наделение подразделений ответственностью за определенные продукты и рынки в этих условиях вызывает очень значительные затруднения. Сегментация бизнеса Ш - непростое дело и к нему надо относиться с большим вниманием. Труднее всего построить ¡5 практическую схему, которая устраивала бы все подразделения и руководство предприятия. о Это ключевая проблема при внедрении управления подразделениями, так как при этом также X необходимо учесть: уровень культуры, эмоции, степень готовности подвергнуть пересмотру ^ установившийся порядок - все это играет одинаково важную роль.
^ Существует общеизвестное мнение, что нужно приложить громадные усилия, чтобы начать организационные изменения и заставить людей двигаться. Так происходит, пока люди ^ вместе с предприятием не попадут в беду, и только тогда они станут чуть более гибкими и □ склонными к движению. Это в полной мере относится и к внедрению управления подразделениями.
N Для каждого предприятия управление подразделениями - процесс сугубо индивидуаль-д ный и при этом необходимо поддерживать баланс между разумным и эмоциональным, не моей жет быть единственного способа управления подразделениями предприятия.
О
ЛИТЕРАТУРА
1. ВиссемаХ. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в | децентрализованной компании). М.: ИНФРА-М, 1996.
а 2. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала. М.: МП «Сувенир»,
1993.
I
>
0
1 I
® ШУМАКОВА Н.И.
|| развитие рынка ценных бумаг в контексте повышения уровня
инвестиционной привлекательности территории
Инвестиции играют существенную роль в функционировании и развитии экономики. Изо менения в количественных соотношениях инвестиций оказывают воздействие на объем обо щественного производства и занятость, структурные сдвиги в экономике, развитие отраслей ^ и сфер хозяйства.
| Степень социально-экономического развития территории определяет инвестиционная о привлекательность, которая, по мнению группы специалистов Минэкономразвития, предка ставляет собой систему или сочетание различных объективных признаков, средств, воз-5 можностей, обуславливающих в совокупности потенциальный платежеспособный спрос на ^ инвестиции в данную страну, регион, отрасль, предприятие. Важность финансовых вложе-Е ний в российскую экономику очевидна. Инвестиции являются одним из ключевых факторов о роста рынка ценных бумаг. Чем больший объем средств инвесторов поступает на рынок, тем о выше спрос на ценные бумаги, что и ведет к росту котировок и, следовательно, к увеличению 0) объема рынка, а распределение институциональной сети фондового рынка точно следует за
размещением денежных ресурсов в экономике региона. Таким образом, рынок ценных бумаг играет роль регулировщика инвестиционных потоков и позволяет обеспечивать оптимальную для общества структуру использования ресурсов. Посредством рынка ценных бумаг осуществляется значительная часть перелива капиталов в отрасли, обеспечивающие наибольшую рентабельность вложений [1].
Значительный объем инвестиций необходим для финансирования экономического роста в регионе, а, следовательно, повышения уровня его инвестиционной привлекательности.
В настоящее время остро встала проблема низкой инвестиционной активности населения в нашей стране и его незначительной роли на фондовом рынке, основу которого составляют коллективные и профессиональные инвесторы. Для ее решения необходимо проведение мероприятий по расширению знаний о рынке ценных бумаг и его инструментах. Оказать влияние на рост сбережений у населения можно с помощью проведения мероприятий по улучшению благосостояния населения, а затем и по привлечению их на рынок. первое место должно отводится среднему классу. Концентрируя основное внимание на сбережениях ш более обеспеченного и состоятельного населения, государство тем самым поможет обеспе- ¡с чить аккумулирование больших средств частных инвесторов. Здесь главное восстановить о доверие населения к финансовым учреждениям путем государственного стимулирования и X поддержки. Отечественных частных и мелких инвесторов можно заинтересовать доходнос- ^ тью акций и облигаций, их надежностью. Повышение благосостояния населения будет спо- ^ собствовать также перспективному развитию территорий.
Наиболее острой проблемой российского фондового рынка является невозможность ^ удовлетворения растущего спроса со стороны портфельных инвесторов качественными цен- о ными бумагами. Управление инвестиционной привлекательностью своих акций эмитенты могут осуществлять путем совокупного воздействия на их характеристики. Основными целя- N ми этого управления для эмитента являются увеличение собственного капитала компании, д поддержание колебаний цен собственных ценных бумаг на необходимом уровне, перерасп- Ш ределение власти компании (дополнительные эмиссии), привлечение стратегического ин- .л, вестора, который мог бы наладить менеджмент компании, сохранение и укрепление контроля над компанией с помощью ограничений в обращении собственных акций. Идентификация £ данных целей позволит инвестору в каждом конкретном случае выработать стратегию уп- ё равления своими вложениями. В качестве методов воздействия эмитента на инвестиционную а привлекательность своих акций, необходимо отметить следующие: проведение комплекса § мер по улучшению финансового состояния компании-эмитента; оптимизация дивидендной > политики; воздействие на рыночные параметры акций; улучшение инвестиционных качеств £5 акций посредством максимизации объема прав, предоставляемых инвестору и неукоснитель- ^ ное соблюдение этих прав. Значительная роль по повышению инвестиционной привлека- $ тельности корпорации играет также доступ к информации и ее качество [3, р. 352]. Информа- о ционная прозрачность необходима как для эмитентов и инвесторов, так и для развития РЦБ. о Чем выше качество информации, тем больше доверия к эмитенту со стороны инвесторов. Для ^ успешной работы на рынке предприятию также необходимо разработать долгосрочную кон- £5 цепцию поведения на рынке, при составлении которой учесть факторы, влияющие на спрос и 2 на предложение ценных бумаг (рисунок 1). ^
со
Российский рынок высоко концентрирован. На долю десятка крупнейших компаний приходится 78% капитализации и около 98% биржевых оборотов. Лидирующие по обороту о эмитенты: «Газпром», Сбербанк, «Лукойл», «Роснефть», «Сургутнефтегаз», ГМК «Норильский ^ никель», ВТБ, «Ростелеком», «Мосэнерго», «Сибнефть», РАО «ЕЭС России» (рисунок 2). При £ этом более 70% оборота российского рынка акций приходится на акции РАО ЕЭС, которые ф практически не пользуются спросом за рубежом. Можно сделать вывод о неразвитости и спекулятивном характере рынка акций в России [2]. ^
Большинство «голубых фишек» фондового рынка России представляют собой акции ком- ®
паний нефтегазового комплекса. Российский рынок акций подвержен влиянию общей ми- !
ровой конъюнктуры на сырьевых сегментах и поэтому чувствителен к изменению мировых °
фондовых и сырьевых индексов. Размер мировых цен на нефть является одним из важнейших ° внешнеэкономических факторов, воздействующих на динамику фондового рынка в России.
Факторы развития рынка ценных бумаг
определяющие спрос
определяющие предложение
Ш
л
ь о ш X
СП
а
г ш
о ь
n □
□
Ш
О
о 1—
ф
о а ф
I
>
0
1 I
ф
СП
н о
а
о <
>
о
0
1_
0
1_
о
наличие устоичивои совокупности инвесторов
наличие ликвидного рынка бумаг эмитента
дивидендная политика
перспективы роста курсовой стоимости
качество корпоративного управления
кредитная история
степень развития РЦБ
наличие необходимой инфраструктуры
наличие инвесторов
наличие разнообразных инструментов РЦБ
потребности эмитента в привлечении инвестиционных ресурсов
финансовая прозрачность
Рис. 1. Классификация факторов спроса и предложения, определяющих развитие рынка ценных бумаг
250
200
150
100
50
о о о.
0
1
о 0)
Гатро« Сбер РсснефтьЛукейл РЛО ЕЭС Сургут БТБ Норникель бик н с ф пс га з
Рис. 2. Крупнейшие по капитализации российские компании
Развитие рынка ценных бумаг подвержено влиянию комплекса макроэкономических факторов. Вместе с тем, мезоэкономические условия существенно определяют характер его функционирования. Так, в одном из крупнейших аграрно-индустриалъных регионов России -Ставропольского края - фондовый рынок находится лишь в стадии формирования. В настоящий момент он может рассматриваться как молодой, перспективный, имеющий реальный шанс на развитие. На наш взгляд, он имеет все необходимые предпосылки для этого, в том числе наличие значительного количества акционерных обществ, их большая потребность в инвестициях, достаточное количество региональных банков и других кредитно-финансовых учреждений, а также институтов рынка, способных абсорбировать частные сбережения для инвестиционных целей.
В перспективном развитии РЦБ и повышении его роли в экономике основное внимание нужно уделить решению проблемы внедрения новых ликвидных инструментов РЦБ, учиты-
вающих интересы отечественных и зарубежных инвесторов. Неиспользованные возможности заключены в области применения производных финансовых инструментов (варрантов, фьючерсов, опционов и др.). Снижение системных рисков инструментами рынка срочных контрактов способствует эффективному функционированию регионального РЦБ. Это достигается за счет страхования участниками рынка своих портфелей акций и смещения спекулятивной составляющей с рублевого сегмента рынка акций на срочный рынок.
Пока этот сегмент РЦБ в нашей стране находится на стадии развития, но по мере развертывания операций с базовыми ценными бумагами он, несомненно, будет активизирован как на страновом, так и на региональном уровне. Большие преимущества может дать использование конвертируемых облигаций, которые позволяют привлечь инвестиции на фиксированный срок.
Система расчетов и сделок по контрактам на срочном рынке поможет сохранить денежные средства и ценные бумаги, как клиентов, так и участников регионального РЦБ, предоставит инвестору возможности проведения спекулятивных операций с одновременным страховани- ш ем экономических и финансовых рисков и построения различных стратегий с использовани- ¡с ем инструментов срочного рынка. Предметом срочных сделок могут выступать различные о активы: фондовые ценности, векселя, индексы, банковские депозиты, валюта, промышленная X и сельхозпродукция, нефтепродукты и сами срочные контракты.
Большое разнообразие биржевого рынка срочных контрактов позволяет строить эффек тивные персональные стратегии с большим количеством инструментов. Для этого необходи мо появление и развитие в крае расчетно-клиринговых организаций с дальнейшим наращи
ванием страховых и резервных фондов клиринговой организации, так как в соответствии с о требованиями ФСФР РФ расчеты по всем сделкам должны проводиться через счет клиринговой организации. Для эффективного развития этого рынка необходима максимально эластич- N ная, прочная и отвечающая потребностям участников рынка система гарантий и управления д рисками. Однако проявляющаяся сдержанность развития инвестиционной активности рынка Ш производных инструментов является следствием нерешенности вопроса налогообложения <\, операций с его контрактами.
Осуществление эмиссий акций региональных предприятий приведет к многократному £ увеличению их количества. К этому времени необходимо создать биржевые и внебиржевые ё рынки Ставропольского края, а также соответствующие информационные агентства. Для а обеспечения высокой прозрачности РЦБ, необходимо на основе объединения эмитентов, § участников рынка, информационных агентств и аудиторских компаний создать ассоциацию > по сбору и раскрытию информации. Причем, деятельность этой организации должна контро- £5 лироваться РО ФСФР по ЮФО. ^
Участвуя на рынке ценных бумаг, региональные предприятия имеют реальную возмож- $ ность упрочить свою финансовую устойчивость. Временно свободные остатки на счетах могут о приносить им дополнительную прибыль, размер которой будет зависеть от срока размещения и о от выбранного финансового инструмента. Формированием портфеля ценных бумаг может за- > няться фондовый отдел предприятия или специализированная трастовая компания. Самостоя- £5 тельно выходя на рынок, предприятие должно заключить договор на брокерское обслуживание 2 с инвестиционной компанией. Отметим наиболее приемлемые инструменты: векселя, государс
о
твенные облигации, еврооблигации, сделки репо с наиболее надежными ценными бумагами. §
Заинтересованным в инвестициях предприятиям уже сейчас необходимо вести соответс- о твующую работу в следующих направлениях: ^
- изучение классического зарубежного и имеющегося российского опыта привлечения | инвестиций на РЦБ; о
- изучение и анализ инвестиционных возможностей РЦБ применительно к конкретным т разновидностям ценных бумаг и условий их эффективного использования в инвести- 5 ционном процессе; ^
- поиск готовых или разработка новых инвестиционных проектов. Е
Главная проблема активизации инвестиционной деятельности в регионе состоит в том, о
чтобы убедить инвесторов вложить свои накопления в региональную экономику, а не выво- о зить капиталы за пределы региона. 0)
С целью повышения уровня инвестиционной привлекательности необходимо совершенствовать рынок ценных бумаг по следующим направлениям.
1. Развитие инфраструктуры РЦБ для обеспечения мобильности и перелива капитала, снижения стоимости инвестиционных ресурсов.
2. Увеличение числа финансовых инструментов на рынке, что способствует расширению объектов инвестирования и привлечению большего числа инвесторов, в том числе ориентированных на долгосрочное инвестирование, снижение рисков инвестирования через производные финансовые инструменты.
3. Приведение финансовой и бухгалтерской отчетности эмитентов в соответствие с мировыми стандартами (МСФО) для выхода на международные фондовые рынки.
4. Повышение благосостояния населения и формирование экономически эффективного среднего класса, являющегося основным поставщиком инвестиционных ресурсов.
5. Развитие практики корпоративного управления на региональных предприятиях для Ш обеспечения защиты прав акционеров и кредиторов, а также повышения их инвести-¡5 ционной привлекательности.
о 6. Развитие культуры у хозяйствующих субъектов к заимствованиям на РЦБ. X 7. Финансовая и корпоративная прозрачность региональных предприятий позволит в дальнейшем региональному рынку ценных бумаг выполнить информационную функцию.
8. Развитие рынка корпоративных облигаций, что поможет решить проблему долгосрочного инвестирования ресурсов без угрозы вмешательства инвесторов в сферу управ-
0 ления предприятием и сформировать публичную кредитную историю эмитента, позво-
ляющую в будущем снизить стоимость заемных ресурсов. N 9. Надзор за финансовым состоянием брокерско-дилерских компаний. д 10. Государственное содействие формированию и развитию рынка ценных бумаг, на коШ тором можно было бы купить даже одну акцию, и обеспечение жесткого контроля за .а, соблюдением прав миноритарных инвесторов.
11. Создание на уровне края подразделения РО ФСФР по ЮФО, что даст возможность кон-£ тролировать процессы развития РЦБ и механизмы привлечения инвестиций, а также
ё будет способствует улучшению инвестиционного климата и созданию единого рынка
о. ценных бумаг на уровне всей страны.
Q)
I
>
ЛИТЕРАТУРА
1. Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. М.: Финансы и статис-
2. Сергаев C.B.Размещение акций банков: Сбербанк и ВТБ // Банковское дело. 2007. № 6.
| тика, 2006.
со
о 3. Makarevich L. Foreign investors in the emerging Russian market. ASMO-Press, 2002.
2 ЭЛОВА Г.В.
о
§ организационные механизмы повышения уровня
0 таможенных услуг оказываемых «околотаможенными» ^ коммерческими структурами
1 -
ш р
m С целью улучшения качества таможенных и околотаможенных услуг, предоставляемых
таможенными органами юТУ, создания конкурентных принципов на этом рынке, совершенствования контроля за таможенным оформлением товаров, уменьшения возможности для злоупотреблений необходимо решение ряда организационных и управленческих проблем и од-о ной из ключевых является организация и развитие сложной инфраструктуры. Все элементы
I
о инфраструктурного обеспечения деятельности таможенной службы можно разделить на три 00 большие группы.