Научная статья на тему 'Создание национального центра развития рынка ценных бумаг Кыргызстана: выбор модели, задачи и неотложные меры'

Создание национального центра развития рынка ценных бумаг Кыргызстана: выбор модели, задачи и неотложные меры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ / РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ / КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кещян В.Г., Кульматов С.Э.

В статье отмечается, что развитие рынка ценных бумаг является одним из приоритетных направлений в работе правительства Кыргызской Республики. В связи с кризисными явлениями в мировой экономике проблема создания эффективной системы управления данным рынком приобрела в последнее время еще большую актуальность. Проанализирован мировой опыт создания и управления рынком ценных бумаг. Сделан вывод о том, что в условиях финансового кризиса и нестабильной политической обстановки необходимо формирование национального центра развития по примеру Франции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание национального центра развития рынка ценных бумаг Кыргызстана: выбор модели, задачи и неотложные меры»

Фондовый рынок

Удк 336.763(575.2)

создание национального центра развития рынка ценных бумаг кыргызстана: выбор модели, задачи и неотложные меры

в. г. кещян,

доктор экономических наук, профессор кафедры биржевого дела и ценных бумаг E-mail: Vazgen. K@bk. ru

С. э. кульматов,

соискатель кафедры биржевого дела и ценных бумаг E-mail: satar@mail. ru Российский экономический университет

им. Г. В. Плеханова

В статье отмечается, что развитие рынка ценных бумаг является одним из приоритетных направлений в работе правительства Кыргызской Республики. В связи с кризисными явлениями в мировой экономике проблема создания эффективной системы управления данным рынком приобрела в последнее время еще большую актуальность. Проанализирован мировой опыт создания и управления рынком ценных бумаг. Сделан вывод о том, что в условиях финансового кризиса и нестабильной политической обстановки необходимо формирование национального центра развития по примеру Франции.

Ключевые слова: национальный центр развития, рынок ценных бумаг, кризисные явления в экономике.

Мировой опыт создания специальных структур по регулированию и развитию рынка ценных бумаг разнообразен. При этом наиболее интересной представляется модель, использованная во Франции.

В соответствии с законом о фондовых биржах (1988 г.) общий надзор за деятельностью брокерских

компаний во Франции осуществляет Совет фондовых бирж. Он же выполняет функции основной саморегулируемой организации (подобно Совету по ценным бумагам и инвестициям Великобритании). В его состав входят 12 чел.: 10 из них избираются от брокерских фирм, один представляет листинговые компании, один - служащих фирм - членов Совета фондовых бирж. Совет лицензирует компании, эмитирующие ценные бумаги, и разрабатывает генеральный регламент - правила, касающиеся операций с ценными бумагами, свод которых утверждает министерство финансов Франции.

Генеральный регламент устанавливает:

- нормативы для выпуска новыми компаниями ценных бумаг;

- правила листинга и исключения из них;

- правила поглощения компаний;

- профессиональный кодекс поведения должностных лиц и служащих компаний.

Одна из самых влиятельных организаций в данной сфере - Общество французских бирж (ОФБ).

48

финансы и кредит

Согласно французскому законодательству ОФБ, имеющее статус специализированного финансового учреждения:

- контролирует повседневные операции на рынке, предоставление информации инвесторам;

- проверяет заявки на листинг, направляемые в Совет по фондовым биржам;

- принимает решение об исключении из листинга.

Согласно полномочиям, делегированным Советом фондовых бирж, ОФБ вправе приостанавливать торговлю любой ценной бумагой. Это профессиональная ассоциация компаний, выпускающих ценные бумаги. Она выполняет функции консультанта по финансовым и юридическим вопросам, а также арбитражные функции.

Французская модель показывает эффективность объединения в одном органе власти нескольких ведомств, регулирующих финансовый рынок:

- Комиссии по операциям на бирже;

- Совета по регулированию финансового рынка;

- Комиссии по финансовым рынкам.

В Кыргызстане можно объединить под единым началом Государственную комиссию по рынку ценных бумаг и Государственную комиссию по стандартам финансовой отчетности и аудиту. Предлагается такую структуру назвать Национальным центром развития рынка ценных бумаг Кыргызстана (НЦР РЦБ).

Обобщая опыт высокоразвитых государств по регулированию и развитию рынка ценных бумаг, необходимо сформулировать первоочередные задачи НЦР РЦБ Кыргызстана:

- определение приоритетов в области развития рынка ценных бумаг;

- осуществление контрольных и надзорных функций за деятельностью участников рынка ценных бумаг;

- лицензирование деятельности саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг;

- запрещение и пресечение предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии;

- создание системы защиты прав владельцев ценных бумаг;

- разработка законов для нарушителей биржевых сделок и других процедур лишения права голоса инвесторов (участников) сроком от 1 до 5 лет;

- наложение административных санкций;

- установление стандартов деятельности на рынке ценных бумаг;

- защита прав и интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.

На взгляд авторов, при создании кыргызской модели мегарегулятора фондового рынка целесообразно использовать как раз французскую модель.

При этом государственная политика регулирования фондового рынка в Кыргызской Республике должна основываться на следующих принципах:

- защита законных прав и интересов граждан;

- единство нормативно-правовой базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории;

- минимальное государственное вмешательство при создании инфраструктуры фондового рынка и максимальное рыночное саморегулирование;

- стимулирование равных возможностей и открытой конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных его участников;

- соответствие внутренних правил фондового рынка стандартам и тенденциям международного финансового рынка;

- введение временного моратория на принятие новых правил и положений, ограничивающих и снижающих возможность открытого и беспрепятственного доступа, а также снижающих потенциальную привлекательность операций, предпринимательской деятельности на фондовом рынке вследствие снижения их доходности;

- ограничение препятствий и стимулирование выхода отечественных эмитентов на международные финансовые рынки, а также проведения операций с ценными бумагами иностранных эмитентов на прозрачных торговых площадках республики.

Необходимо иметь в составе НЦР РЦБ ряд специальных комиссий:

- по банковскому надзору;

- по надзору за фондовым рынком;

- по совершенствованию законодательства;

- по использованию и трансформации отчетности в международные стандарты;

- по этике;

- по образованию населения и повышению квалификации специалистов финансового рынка;

- по взаимодействию и защите интересов иностранных инвесторов;

- по интеграции финансового рынка в единое финансовое пространство Евразийского союза;

- по борьбе с коррупцией;

- по приватизации;

- по развитию рынков и страхованию рисков.

По аналогии с председателем ОФБ важно,

чтобы руководитель в НЦР РЦБ назначался президентом страны.

Национальный центр развития рынка ценных бумаг Кыргызстана должен незамедлительно осуществить ряд программ:

1) Программа по повышению стандартов раскрытия информации и информационной прозрачности рынка ценных бумаг, которая предполагает:

- создание эффективной системы сбора и распространения информации, подлежащей раскрытию - центра раскрытия информации (в котором будет сосредоточена общедоступная информация об эмитентах, профессиональных участниках и иная информация о рынке ценных бумаг, доступность которой обеспечивается любому заинтересованному лицу);

- взаимодействие информационных агентств, средств массовой информации, консультационных фирм и профессиональных участников рынка ценных бумаг по вопросам продвижения подлежащей раскрытию информации на информационный рынок в целом и обеспечения ею конкретных групп инвесторов в частности;

- обеспечение выполнения требований законодательства Кыргызстана по раскрытию информации;

- повышение культуры всех участников финансового рынка (стейкхолдеров), стимулирование использования современных технологий (в том числе сети Интернет, социальных сетей, микроблогов, корпоративных сайтов). Данные меры позволят НЦР РЦБ оперативно получать информацию о мошенничествах с ценными бумагами;

2) Программа по совершенствованию законодательства.

Целесообразно принятие нового закона Кыргызской Республики «Об ипотечных ценных бумагах», содержащего основные механизмы выпуска, обращения и погашения данного вида ценных бумаг. Развитие коммерческих ценных бумаг обусловлено потребностью акционерных обществ в пополнении своих оборотных средств посредством выпуска краткосрочных облигаций и создания тем самым реальной альтернативы вексельному рынку. Назрело обновление нормативной правовой базы по вопросам раскрытия информации эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Проблему снижения транзакционных издержек следует решать путем совершенствования:

- системы налогообложения;

- корпоративного законодательства;

- механизмов защиты интересов предпринимателей.

Для уменьшения уровня затрат эмитентов корпоративных облигаций, связанных с их размещением, андеррайтерам целесообразно:

- разработать соответствующие методики;

- ввести требования об обязательном раскрытии информации о стоимости услуг, обязательствах и условиях размещения ценных бумаг;

- утвердить предельный уровень оплаты услуг организаторов торговли и расчетных депозитариев бирж.

Необходимо создать законодательную базу для операций с производными финансовыми инструментами. На законодательном уровне должны быть:

- определены эти инструменты;

- определены права и обязанности сторон по сделкам с производными финансовыми инструментами;

- созданы механизмы защиты интересов участников рынка;

- определены требования к активам, которые могут служить основой для производных инструментов;

- определены требования к участникам рынка производных финансовых инструментов, а также к управлению рисками операций с производными финансовыми инструментами и учету производных финансовых инструментов. Для этого придется разработать и принять закон «О производных финансовых инструментах».

Для устранения препятствий на пути развития срочного рынка ценных бумаг необходимо:

- уточнить порядок учета опционов для целей резервирования (банки) и собственного капитала (профучастники) в целях обеспечения возможности эффективного долгосрочного хеджирования с помощью опционов;

- доработать подходы к определению налогооблагаемой базы по операциям РЕПО и короткой позиции;

- внести изменения в законодательство о банкротстве с целью защиты средств клирингового центра и обеспечения, внесенного под открытые позиции по деривативам.

50

финансы и кредит

Изучение опыта зарубежных стран показало, что для устранения препятствий развития срочного товарного рынка следует:

- разработать и принять закон «О складских свидетельствах и товарных складах»;

- устранить неравноправие участников рынка с точки зрения доступа к инфраструктуре поставок товаров (на рынках нефти и газа), предусмотрев, что поставки этих товаров по сделкам, заключенным на бирже, осуществляются транспортной инфраструктурой в первоочередном порядке.

Настало время революционизировать законодательство в области учета нематериальных активов (НМА). Развитие патентного права позволит увеличить цены компаний, которые выставляются на рынке, а также использовать НМА как объект залога при международном кредите;

3) Программа по повышению просветительской, образовательной и информационной активности. Проведение целенаправленной государственной информационно-просветительской политики на рынке ценных бумаг требует реализации целого комплекса мероприятий, позволяющих гармонизировать этот процесс. В Кыргызстане недостаточно высших учебных заведений, готовящих специалистов по специальностям, связанным с рынком ценных бумаг. Однако исследовательские работы в области рынка ценных бумаг и популяризация полученных материалов крайне востребованы. Поэтому появилась нужда в системе дополнительного профессионального образования служащих. Особенно важно разработать специальный учебный курс для государственных служащих, сотрудников налоговых органов, органов дознания, судей и юристов.

Ключевыми задачами рынка ценных бумаг в развитии национальной экономики являются:

- создание условий для накопления капитала;

- эффективная мобилизация сбережений населения;

- привлечение иностранных инвестиций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для привлечения иностранных инвестиций

в экономику Кыргызстана и банковскую систему целесообразно:

- улучшить законодательное обеспечение прав инвесторов,

- создать более благоприятные налоговые условия,

- снизить некоммерческие риски вложений и свободную репатриацию прибыли.

Предусматривается, что руководство страны будет придерживаться взвешенной политики по формированию институтов, рыночных механизмов развития рынка ценных бумаг;

4) Программа по борьбе с коррупцией. Стоит отметить, что Кыргызстан уже сделал ряд шагов в этом направлении. В частности, в 2003 г. был принят первый антикоррупционный закон в стране. 21.06.2005 одобрена Национальная антикоррупционная стратегия. 29.06.2005 ратифицирована Конвенция ООН против коррупции. В этом же году был создан Национальный антикоррупционный совет. В системе МВД действуют специальные бригады по борьбе с коррупцией.

Однако, по мнению автора, необходимо усилить работу по данному направлению. Представляется, что изменения в сфере борьбы с коррупцией в России могут быть использованы для дальнейшего совершенствования законодательства и методов противодействия в данной сфере в Кыргызстане. Особое внимание надо уделить контролю над статистикой финансовых рынков. Статистика по классическому определению - это учет и контроль. Поэтому для недопущения повторения ситуации с искаженной статистикой, характерной, например для Греции, следует установить многосторонний контроль за деятельностью финансовых рынков: через НЦР РЦБ, органы Евразийского Союза, граждан, сотрудников институтов финансового рынка и др.;

5) Программа по развитию участников финансового рынка. На взгляд авторов, в ближайшей перспективе также следует делать основной упор на развитие инвестиционных фондов в стране как на потенциально эффективные институты массового привлечения инвестиций в экономику. Вместе с тем они способны оказывать просветительскую роль наряду с усилиями НЦР РЦБ.

В настоящее время существует 5 акционерных инвестиционных фондов, имеющих лицензии:

-АИФ «Ала-Тоо-инвест»;

- АИФ «Береке-инвест»;

- АИФ «Элес-инвест»;

- АИФ «Жаштык-инвест»;

- АИФ «Нур-инвест».

Созданы также паевой инвестиционный фонд «Арстан» и 8 управляющих компаний, имеющих лицензии на управление инвестиционными фондами. Из них 3 компании управляют следующими фондами:

- ОАО «Чуйинвест» (ПИФ «Арстан»);

- ООО ФИК «Asco & Со» (АИФ «Элес-инвест», АИФ «Жаштык-инвест»);

- ООО «Транзактор» (АИФ «Ала-Тоо-ин-вест»).

Усилия НЦР РЦБ должны быть направлены на стимулирование привлечения денежных средств населения посредством выпуска и открытого размещения своих ценных бумаг и последующего диверсифицированного инвестирования привлеченных средств в ценные бумаги.

Необходимо провести последовательную работу по привлечению на фондовый рынок уже имеющихся инвестиционных ресурсов - страховых резервов, средств коммерческих банков и пенсионных активов, а также по созданию новых источников таких ресурсов.

Национальный центр развития рынка ценных бумаг должен оказать в рамках данной программы помощь в проведении IPO, SPO. При этом он может выступить на финансовый рынок с минимальным уровнем платы за брокеридж с целью ускорения данных процессов (меньше 3 % в отличие от России и значительно меньше, чем в США - 7 %). Также в рамках данной программы НЦР РЦБ обязан оказать помощь компаниям в проведении due diligence и road show.

Для снижения уровня рисков необходимо обеспечить адекватную оценку достаточности средств по различным видам профессиональной деятельности, уровням величины собственных средств, сумм страховок, гарантий и т. д. Страхованию могут подлежать операционные риски рынка, связанные со следующими негативными явлениями:

- технические упущения работников оператора рынка;

- сбои в работе программно-технических комплексов и средств связи;

- противоправные действия сотрудников компании и третьих лиц.

Целесообразно также создание добровольных денежных фондов под эгидой НЦР РЦБ. В гарантий-

ных (компенсационных) фондах должны аккумулироваться средства, выделяемые операторами рынка в целях покрытия возможных убытков инвесторов, вызванных кризисными обстоятельствами либо неэффективным управлением денежными средствами и ценными бумагами инвесторов.

Важно использовать НЦР РЦБ Кыргызстана и для решения наболевшей проблемы - сокращения внешнего государственного долга страны (на февраль 2012 г. - 498 млн долл.) перед Российской Федерацией, на сближение с которой нацелена деятельность нынешнего руководителя страны Алмазбека Атамбаева. Использование ресурсов рынка ценных бумаг при осуществлении указанных программ позволит обоим государствам найти механизмы взаимозачета и погашения долга, используя инструменты фондового рынка.

К примеру, речь может идти о своп-сделках, продаже пакетов акций государственных предприятий (уже прозвучало предложение передачи 48 % акций оборонного предприятия «Дастан» России) и др.

Недостаточное внимание к рынку ценных бумаг и его возможностям уже стоило бюджету Кыргызстана в 2011 г. 106 млн долл., которые страна не смогла получить в качестве бюджетной поддержки от РФ вследствие отсутствия внятных рыночных предложений со стороны правительства Кыргызстана по механизмам использования возможностей рынка ценных бумаг для решения вопроса с задолженностью.

Список литературы

1. Securities and Exchange Commission, SEC. URL: http://www. sec. gov.

2. Comission des Operations de Bourse. URL: http://www. Trader-finance. fr.

3. URL: http://en. wikipedia. org/wiki/SICAV.

4. URL: http://en. wikipedia. org/wiki/.

5. URL: http://www.toktom.kg.

6. URL: http://www.Kse.kg.

7. URL: http://www.minfin.kg.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.