Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РЫНКА СВЕЖИХ ФРУКТОВ И ОВОЩЕЙ, ВВОЗИМЫХ В РОССИЮ ИЗ ТУРЦИИ: ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ'

РАЗВИТИЕ РЫНКА СВЕЖИХ ФРУКТОВ И ОВОЩЕЙ, ВВОЗИМЫХ В РОССИЮ ИЗ ТУРЦИИ: ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
472
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК СВЕЖИХ ФРУКТОВ И ОВОЩЕЙ / РЫНОК АПК / РОССИЯ / ТУРЦИЯ / ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА / КОРОНАКРИЗИС / ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / FRESH FRUIT AND VEGETABLE MARKET / AGRIBUSINESS MARKET / RUSSIA / TURKEY / CORONAVIRUS PANDEMIC / CORONACRISIS / CONSUMER BEHAVIOR / ECONOMIC MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Астратова Галина Владимировна, Озкан Бурхан, Джейлан Р. Фиген, Акпинар М. Гоксел, Гладкова Елизавета Александровна

Целью исследования явилось изучение основных трендов развития рынка свежих фруктов и овощей в контексте реализации следующих основных задач: (1) анализ общих тенденций двусторонних торгово-экономических отношений между Турцией и Россией; (2) исследование основных направлений торговли свежими фруктами и овощами из Турции в Россию; (3) выявление и анализ ключевых трендов потребления свежих фруктов и овощей в России; (4) поиск рыночных механизмов укрепления взаимовыгодного сотрудничества между странами. Авторами были применены методы анализа и синтеза, экономического и логического анализа, а также сравнения и систематизации научных работ и статистических данных российских и зарубежных учёных и практиков. Проведён экспертный опрос на территории Уральского Федерального Округа в течение апреля-июля 2020 года. Проведение опроса осуществлялось посредством использования Google docs и голосовой связи в социальной сети WhatsApp. Обобщение и комбинация данных кабинетного и полевого исследования позволила нам сформулировать ряд примечательных заключений. Показано, что, благодаря влиянию пандемии коронавируса на мировой рынок овощей и фруктов, изменения на этом рынке происходят под влиянием следующих основных факторов: (1) информация о характере распространения инфекции и введение во многих странах карантинных мер; (2) существенное снижение цен на энергоносители; (3) снижение доходов населения; (4) общее сворачивание механизмов международной торговли; (5) разрыв «продовольственной цепочки». Эти же тенденции влияют и на развитие рынка свежих овощей и фруктов, ввозимых в Россию из Турции. Рассмотрены общие тренды двусторонних торгово-экономических отношений, основные направления торговли свежими фруктами и овощами из Турции в Россию, а также ключевые тенденции потребления свежих фруктов и овощей в России. Результаты экспертного опроса показали, что россияне в целом положительно относятся к потреблению свежих овощей и фруктов, считая их неотъемлемой частью здорового питания. Указаны основные направления поиска экономических механизмов укрепления взаимовыгодного сотрудничества между странами применительно к рынку свежих фруктов и овощей. Выявлено, что из девяти возможных экономических механизмов наиболее эффективным на рынке свежих фруктов и овощей, импортируемых в РФ, является программирование - или разработка целевых и комплексных государственных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Астратова Галина Владимировна, Озкан Бурхан, Джейлан Р. Фиген, Акпинар М. Гоксел, Гладкова Елизавета Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKET DEVELOPMENT OF FRESH FRUITS AND VEGETABLES IMPORTED TO RUSSIA FROM TURKEY: MAIN TRENDS

The purpose of the study was to study the main trends in the development of the market of fresh fruits and vegetables in the context of the following main tasks: (1) analysis of general trends in bilateral trade and economic relations between Turkey and Russia; (2) research of the main directions of trade in fresh fruits and vegetables from Turkey to Russia; (3) identification and analysis of key trends in the consumption of fresh fruits and vegetables in Russia; (4) search for market mechanisms to strengthen mutually beneficial cooperation between the countries. The authors applied methods of analysis and synthesis, economic and logical analysis, as well as comparison and systematization of scientific works and statistical data of Russian and foreign scientists and practitioners. An expert survey was conducted on the territory of the Ural Federal District during April-July 2020. The survey was conducted using Google docs and voice communication in the social network WhatsApp. Generalization and combination of data from Desk and field research allowed us to formulate a number of remarkable conclusions. It is shown that due to the impact of the coronavirus pandemic on the world market of vegetables and fruits, changes in this market are influenced by the following main factors: (1) information on the nature of infection and the introduction in many countries, quarantine measures; (2) a significant decline in energy prices; (3) lower incomes; (4) the general folding mechanisms of international trade; (5) break the "food chain". These trends also affect the development of the market for fresh vegetables and fruits imported to Russia from Turkey. General trends in bilateral trade and economic relations, the main directions of trade in fresh fruits and vegetables from Turkey to Russia, as well as key trends in the consumption of fresh fruits and vegetables in Russia are identified. The results of an expert survey showed that Russians are generally positive about the consumption of fresh vegetables and fruits, considering them an integral part of a healthy diet. The main directions of searching for economic mechanisms to strengthen mutually beneficial cooperation between countries in relation to the market of fresh fruits and vegetables are indicated. It is revealed that out of nine possible economic mechanisms, the most effective on the market of fresh fruits and vegetables imported to the Russian Federation is programming - or the development of targeted and comprehensive state programs.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РЫНКА СВЕЖИХ ФРУКТОВ И ОВОЩЕЙ, ВВОЗИМЫХ В РОССИЮ ИЗ ТУРЦИИ: ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2020, №3, Том 12 / 2020, No 3, Vol 12 https://esj.today/issue-3-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/78ECVN320.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Астратова Г.В., Озкан Б., Джейлан Р.Ф., Акпинар MX., Гладкова Е.А. Развитие рынка свежих фруктов и овощей, ввозимых в Россию из Турции: основные тренды // Вестник Евразийской науки, 2020 №3, https://esj.today/PDF/78ECVN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Astratova G.V., Ozkan B., Ceylan R.F., Akpinar M.G., Gladkova E.A. (2020). Market development of fresh fruits and vegetables imported to Russia from Turkey: main trends. The Eurasian Scientific Journal, [online] 3(12). Available at: https://esj. today/PDF/78ECVN320.pdf (in Russian)

УДК 339.1/339.9

Астратова Галина Владимировна1

ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Екатеринбург, Россия

Профессор кафедры «Интегрированных маркетинговых коммуникаций и брендинга» ФГКОУ ВО «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»

Екатеринбург, Россия Профессор кафедры «Социально-экономических дисциплин» Доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор

E-mail: galina_28@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3579-4440 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=263754 Researcher ID: https ://www.researcherid. com/rid/C-3514-2015

Озкан Бурхан2

Университет Акдениз, Анталия, Турция Профессор и специалист по управлению сельским хозяйством, кафедра «Экономики сельского хозяйства», факультет «Сельского хозяйства»

Доктор наук, профессор E-mail: bozkan@akdeniz.edu.tr ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9799-654X Google Академия: https://scholar.google.com/citations?user=EiDV2pgAAAAJ&hl

Джейлан Р. Фиген

Университет Акдениз, Анталия, Турция Доцент кафедры «Экономики сельского хозяйства», факультет «Сельского хозяйства»

Кандидат наук, Ph.D E-mail: ceylan.figen@gmail.com; figenceylan@akdeniz.edu.tr ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0459-7521

1 https://urfu.ru/ru/about/personal-pages/Personal/person/g.v.astratova/ https://vk.com/id8134129 https://www.facebook.com/astratova

2 https://www.facebook.com/burhan.ozkan.948 http://aves.akdeniz.edu.tr/bozkan/

Страница 1 из 21

78ECVN320

Акпинар M. Гоксел

Университет Акдениз, Анталия, Турция Доцент кафедры «Экономики сельского хозяйства», факультет «Сельского хозяйства»

Кандидат наук, Ph.D E-mail: mgoksel@akdeniz.edu.tr ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8267-073X

Гладкова Елизавета Александровна

ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Екатеринбург, Россия

Студентка кафедры «Интегрированных маркетинговых коммуникаций брендинга»

E-mail: lgladkova28052000@gmail.com

Развитие рынка свежих фруктов и овощей, ввозимых в Россию из Турции: основные тренды

Аннотация. Целью исследования явилось изучение основных трендов развития рынка свежих фруктов и овощей в контексте реализации следующих основных задач: (1) анализ общих тенденций двусторонних торгово-экономических отношений между Турцией и Россией; (2) исследование основных направлений торговли свежими фруктами и овощами из Турции в Россию; (3) выявление и анализ ключевых трендов потребления свежих фруктов и овощей в России; (4) поиск рыночных механизмов укрепления взаимовыгодного сотрудничества между странами.

Авторами были применены методы анализа и синтеза, экономического и логического анализа, а также сравнения и систематизации научных работ и статистических данных российских и зарубежных учёных и практиков. Проведён экспертный опрос на территории Уральского Федерального Округа в течение апреля-июля 2020 года. Проведение опроса осуществлялось посредством использования Google docs и голосовой связи в социальной сети WhatsApp. Обобщение и комбинация данных кабинетного и полевого исследования позволила нам сформулировать ряд примечательных заключений.

Показано, что, благодаря влиянию пандемии коронавируса на мировой рынок овощей и фруктов, изменения на этом рынке происходят под влиянием следующих основных факторов: (1) информация о характере распространения инфекции и введение во многих странах карантинных мер; (2) существенное снижение цен на энергоносители; (3) снижение доходов населения; (4) общее сворачивание механизмов международной торговли; (5) разрыв «продовольственной цепочки».

Эти же тенденции влияют и на развитие рынка свежих овощей и фруктов, ввозимых в Россию из Турции. Рассмотрены общие тренды двусторонних торгово-экономических отношений, основные направления торговли свежими фруктами и овощами из Турции в Россию, а также ключевые тенденции потребления свежих фруктов и овощей в России.

Результаты экспертного опроса показали, что россияне в целом положительно относятся к потреблению свежих овощей и фруктов, считая их неотъемлемой частью здорового питания.

Указаны основные направления поиска экономических механизмов укрепления взаимовыгодного сотрудничества между странами применительно к рынку свежих фруктов и овощей. Выявлено, что из девяти возможных экономических механизмов наиболее эффективным на рынке свежих фруктов и овощей, импортируемых в РФ, является программирование - или разработка целевых и комплексных государственных программ.

Ключевые слова: рынок свежих фруктов и овощей; рынок АПК; Россия; Турция; пандемия коронавируса; коронакризис; поведение потребителей; экономический механизм

Введение

Турецкая Республика - это страна, богатая аграрными ресурсами и имеющая возможность удовлетворять внутренние и международные потребности в производстве свежих фруктов и овощей. Экспортная ориентация производителей плодоовощной продукции в Турции необходима как для увеличения доходов турецких фермерских хозяйств, так и для обеспечения высоких темпов производства, необходимых для удовлетворения растущего спроса. Изменение спроса на свежие фрукты и овощи на международном рынке в связи с политическими и социально-экономическими факторами влияет на объёмы производства плодоовощной продукции в Турции. Более того, проблемы улучшения использования аграрных ресурсов, удовлетворённость потребителей и тенденция к продолжению экспортных операций связаны с количеством экспортных направлений и частотой экспорта. Эти отношения носят двусторонний характер, поскольку если экспортные операции растут, то есть возможность увеличить экспортные запасы и сосредоточиться на увеличении и поддержании экспорта плодоовощной продукции [36].

Российская Федерация - это страна с неустойчивой зоной земледелия и холодным климатом, что не позволяет в должной мере выращивать собственные фрукты и овощи в объёме, необходимом и достаточном для соответствия медицинским нормам потребления [1; 4; 8; 9; 21; 31]. Поэтому потенциально Россия могла бы стать перспективным потребителем сельскохозяйственной продукции, производимой турецкими фермерами. К тому же российские потребители традиционно любят турецкие помидоры, цитрусовые и другие свежие фрукты и овощи. Однако политические факторы последних лет неблагоприятно воздействуют на конъюнктуру рынка, что в целом не выгодно, как Турции, так и России [7; 15; 16; 18; 46].

Усугубляет ситуацию и глобальная пандемия СОУГО-19 [3; 5; 41; 42], благодаря чему различные эксперты3 высказывают мнение, что, благодаря коронакризису4, мировая торговля свежими фруктами и овощами существенно сократится в 2020 году. В частности, «Центр Аналитики» Минсельхоза РФ прогнозирует падение объёма продаж на 40 % [27].

Сокращение товарооборота свежих фруктов и овощей между странами свидетельствует об упущенной выгоде и возможностях полноценного удовлетворения потребительского спроса. Соответственно, становится актуальной проблема поиска рыночных механизмов укрепления взаимовыгодного сотрудничества между странами.

Однако анализ доступных нам источников литературы говорит о том, что данная проблема не однозначна и обусловлена следующими факторами:

1. теоретико-методологические аспекты продовольственного рынка и его отдельных сегментов (рынок свежих фруктов и овощей, в частности) находятся на стыке различных отраслей знания, соприкасаясь с экономической теорией, экономикой АПК, продовольственным маркетингом, экономикой природопользования, экологическим менеджментом и др. [4; 9; 25; 33]. Соответственно, научная школа и практика международных исследований аграрных рынков в целом и рынков плодоовощной продукции ещё только формируется;

3 UN Comtrade Database. [Electronic resource] / Access mode: https://comtrade.un.org/ (date accessed: 29.07.2020); World Trade Organization: Trade Statistics. [Electronic resource] / Access mode: https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/statis_e.htm (date accessed: 29.07.2020).

4 Термин «корона-кризис», под которым понимается полномасштабный социально-экономический кризис, возникший из-за введения обусловленных коронавирусом COVID-19 карантинных мер, впервые озвучен Н.В. Зубаревич, профессором МГУ [10], и в настоящее время стал широко употребляемым термином среди экономистов.

2. даже в рамках одной страны, аграрный сектор экономики обусловлен климатогеографическими характеристиками региона и является многофункциональной отраслью, взаимодействующей через обменные процессы со многими отраслями национальной экономики [4; 9; 25]. Это весьма затрудняет планирование, прогнозирование и реализацию хозяйственной деятельности, а также и поиск эффективных рыночных механизмов стимулирования этой деятельности;

3. на текущий момент скорость, характер, модели внешнеэкономических взаимоотношений между странами в глобальном аспекте говорят о том, что наблюдается существенное отставание от реальных потребностей экономического развития как РФ, так и Турции [36-40; 43]. Более того, степень изученности этих аспектов отстаёт от нужд практической деятельности.

В связи с вышеизложенным целью настоящего исследования явилось изучение основных трендов развития рынка свежих фруктов и овощей.

Задачами исследования явились:

1. анализ общих тенденций двусторонних торгово-экономических отношений между Турцией и Россией;

2. исследование основных направлений торговли свежими фруктами и овощами из Турции в Россию;

3. выявление и анализ ключевых трендов потребления свежих фруктов и овощей в России;

4. поиск рыночных механизмов укрепления взаимовыгодного сотрудничества между странами.

1. Методы исследования

Авторами были применены методы кабинетного исследования: анализа и синтеза, экономического и логического анализа, а также сравнения и систематизации научных работ и статистических данных российских и зарубежных учёных и практиков.

В качестве полевого исследования авторами было использовано проведение экспертного опроса на территории Уральского Федерального Округа (УрФО) в течение апреля-июля 2020 года. Проведение опроса осуществлялось следующим образом:

• Строго формализованным: посредством создания анкеты экспертного опроса5 в Google docs. Было опрошено всего 122 человека.

• Не строго формализованным: посредством использования анкеты экспертного опроса6 и голосовой связи в социальной сети WhatsApp. Было опрошено всего 49 человек.

В качестве экспертов привлекались работники сферы АПК, высших и средних профессиональных учебных заведений, а также сотрудники органов муниципального управления г. Екатеринбурга.

5 Анкета была посвящена здоровому образу жизни и касалась многих вопросов, в том числе - потреблению свежих фруктов и овощей в различных целевых аудиториях. Всего было опрошено 122 человека.

6 Была использована анкета экспертной оценки экономических механизмов, представленная в исследовании О.А. Рущицкой [26].

Страница 4 из 21

При проведении и оценке результатов экспертного опроса в Интернета учитывали, в том числе, и методические подходы Д.В. Руденкина [24; 25]. Обобщение и комбинация данных кабинетного и полевого исследования позволила нам сформулировать ряд примечательных заключений.

2. Основные направления развития рынка свежих овощей и фруктов, ввозимых в Россию из Турции

2.1 Общие тенденции двусторонних торгово-экономических отношений

До 2014 года российско-турецкие торговые отношения развивались весьма динамично [2; 14]. Так, максимум товарооборота между двумя странами был зафиксирован в 2012 году и составил $3,3 млрд.7 Всего с 2002 по 2014 годы товарооборот вырос в 6,2 раза, или с $5 млрд до $31 млрд [23].

Однако с 2014 года произошло снижение объёмов взаимной торговли, достигнув к 2015 году падения на 25 % в сравнении с предыдущим годом вследствие не только падения мировых цен на углеводороды и снижения курса рубля, но и политическими факторами [23].

Во-первых, в качестве ответной меры на экономические санкции против РФ, обусловленные присоединением Крыма к России и военным конфликтом на востоке Украины [44; 46], в 2014 году было введено российское продовольственное эмбарго8 - запрет на ввоз в Россию отдельных видов аграрной продукции для стран, которые присоединились к вышеуказанным санкциям. Для Турции эмбарго распространялось позже - с 1 января 2016 года, о чём было объявлено заранее, но это не способствовало достаточной подготовке к сохранению или наращиванию объёмов турецких поставок. В результате доля Турции в общем объёме импорта продукции, внесённой под эмбарго, оставалась практически неизменной в стоимостном выражении в 2015-2016 гг., и начала расти только в 2019 г. (табл. 1).

Таблица 1

Динамика импорта продукции из Турции в Россию

Годы Доля Турции в общем объёме импорта продукции, внесённой под эмбарго

в стоимостном выражении, $ млн в %

2013 1 068,2 18

2014 1 101,0 21

2015 900,5 27

2016 875,0 19

2017 857,0 15

2018 868,0 16

1 квартал 2019 года 1 325, 73 17

1 квартал 2020 года 1 209, 57 17

Составлено авторами на основе данных литературы [6; 22; 40; 47; 48]

Во-вторых, политический кризис, разразившийся после того, как турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик Су-24М в Сирии, привел к тому, что с 1 января 2016 года был

7 UN Comtrade Database. [Electronic resource] / Access mode: https://comtrade.un.org/ (date accessed: 29.07.2020); Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www. gks.ru/.

8 Указ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». Официальный сайт Президента России (6 августа 2014). [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/46404 (дата обращения: 07.08.2014).

введён временный запрет9 на ввоз 17 наименований турецких товаров, и в том числе - на импорт свежих овощей и фруктов [23; 32].

Вместе с тем, к настоящему времени политическая ситуация между Турцией и Россией заметно улучшилась, благодаря взаимным шагам навстречу президентов обеих стран. Это привело, в том числе, и к тому, что доля Турции в импорте РФ в 1 квартале 2020 года выросла на 13,59 % по сравнению с 1 кварталом 2019 года [6].

Необходимо также отметить, что глобальная пандемия коронавируса СОУГО-19, согласно данным аналитиков ВТО [42], суммировалась с уже имеющимися негативными тенденциями (рост государственного протекционизма, кризис ВТО, увеличение односторонности в торговых отношениях и т. п.) (рис. 1).

Примечания и условные обозначения:

Индекс в первом кварте 2015 года (Index 2015Q1) принят за 100 % и обозначен линией серого цвета Годовое изменение показателей (year-on-year) исчисляется в % и обозначено линией голубого цвета

Рисунок 1. Мировой товарный экспорт и импорт, в динамике первого квартала 2015 года к четвёртому кварталу 2019 г. (источник: WTO Secretariat and UNCTAD [42])

Более того, это приведёт к дальнейшему падению объёма мировой торговли10. По данным аналитиков ВТО [42], это снижение будет находиться в пределах 13-32 %.

Пандемия коронавируса повлекла за собой ухудшение состояния по всем отраслям национальных экономик [10; 39]. В данной связи различными экспертами [1; 5; 20; 41; 42] называется множество негативных факторов, обусловленных пандемией: и безработица, и падение доходов населения, и стагнация ряда отраслей, и кризис банковской системы и др. Наши предыдущие исследования [3] показывают, что применительно к России наблюдается, как минимум, пять экономических эффектов, наиболее явно обусловленных коронакризисом, и влияющих на все рынки, и в том числе - на рынок свежих фруктов и овощей: (1) резкое

9 Указ Президента Российской Федерации от 28.11.2015 г. № 583. О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики. Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40248 (дата обращения: 30.11.2015).

10 UN Comtrade Database. [Electronic resource] / Access mode: https://comtrade.un.org/ (date accessed: 29.07.2020).

снижение деловой активности в ряде отраслей; (2) падение фондовых рынков; (3) снижение цен на нефть; (4) рост масштабов цифровизации экономики; (5) ухудшение состояния рынка труда. Было выявлено влияние этих пяти факторов на российские рынки и установлено, что среди вышеуказанных пяти негативных экономических эффектов наиболее сильным для РФ является снижение цен на нефть [3]. Однако какие факторы влияют на турецкие плодоовощные рынки и торговлю свежими фруктами и овощами в связи с коронакризисом, является научной проблемой, недостаточно освещённой в литературе и требующей разрешения в самое ближайшее время.

Наиболее критичное снижение объёмов товарооборота, как ожидается аналитиками ВТО [42], будет в тех отраслях, где превалируют комплексные трансграничные цепочки добавленной стоимости, а также в сфере услуг туризма и транспорта. В данной связи 20 мая 2020 года в Государственную думу на рассмотрение был внесён проект поправок в закон о противодействии санкциям 11 , которые предусматривают возможность закупки Россией дефицитных товаров без учёта контрсанкций в условиях глобальной пандемии.

2.2 Основные направления торговли свежими фруктами и овощами из Турции в Россию

Совокупные потери Турции от российского продовольственного эмбарго составляют, по разным оценкам3, около $1 млрд. При этом, как отмечается экспертами ФАО ВОЗ [48], основные потери обусловлены запретом ввоза именно свежих фруктов и овощей. Этой же позиции придерживаются и другие исследователи [15; 16].

Таблица 2

Импорт свежих фруктов и овощей из Турции в Россию в 2016-2019 гг. (тонн)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Импорт плодоовощной продукции, (тонн) 2014-2015 2015-2016 2016-2017 2017-2018 2018-2019

Овощи

Картофель 22,1 0,0 1 817,4 92,5 0,0

Морковь н/д 0 46,2 164,8 0

Свекла н/д н/д 503,3 406,1 1132,1

Лук репчатый 44512 3523,6 65552,3 5533,7 6276,1

Томаты 366 000 н/д 0 25 362,8 79 371,5

Огурцы н/д н/д 0 17133,2 7606,9

Сладкий перец н/д н/д 0 11662,3 14148,1

Фрукты

Цитрусовые 562399,9 414815,8 580021,5 647987,5 519896,4

Груши 4822,9 5226,2 117 15917,1 11154,3

Косточковые 76612,2 39425,2 70190,2 123088,1 92176

Нектарины н/д н/д 17145,5 33265 34775,9

Персики н/д н/д 11146,2 30485,1 32939

Виноград 167920 118659,4 338,2 163706,4 87067

Киви н/д н/д 0 613,1 731,9

Хурма н/д н/д 0 28,5 226,7

Ягоды 12414,9 1312,8 2450,2 12933,5 18118,7

Составлено авторами на основе данных литературы [2; 6; 15; 16; 32; 47; 48]

Турция поставляет в Россию традиционно широкий спектр плодоовощной продукции: не менее 9 наименований свежих фруктов и ягод, а также не менее 7 наименований свежих овощей (табл. 2).

11 Федеральный закон «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств» от 04.06.2018 N 127-ФЗ. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://fzrf.su/zakon/o-kontrsanciyah-127-fz/ (дата обращения: 03.07.2018).

Как следует из табл. 2, наиболее значимыми статьями турецкого продовольственного экспорта являются среди овощей открытого грунта - помидоры, а среди фруктов - мандарины. Соответственно, производство именно этих видов плодоовощной продукции больше всего пострадало от российского продовольственного эмбарго.

Так, в 2014 году импорт томатов из Турции в Россию составил 366 000 тонн (43 % от общего импорта помидоров в Россию), или $439 млн в стоимостном выражении7. К сезону 2018-2019 гг. импорт томатов упал в 4,6 раза и составил 79 371,5 тонн. Поскольку импортозамещение в полном объёме пока в России не возможно (тепличные российские томаты уступают по органолептическим показателям и существенно дороже турецких), то идёт активное замещение этой ниши другими импортёрами (Азербайджан, Китай, Марокко, Узбекистан, Иран, Армения, Казахстан и др.) [15; 32].

Турецкие мандарины - это второй по значимости запрещённый продукт, хотя Турецкая республика была крупнейшим экспортёром в Россию. Так, в 2014 году Турция экспортировала в РФ 286,7 тыс. тонн мандарин (34 % от всего импорта цитрусовых), или $206,7 млн в стоимостном выражении. В 2015 году доля Турции упала в стоимостном выражении до 18,7 %, а в натуральном объёме до 25 % [32]. Очевидно, что компенсировать потери удвоением импорта, например, из второго по величине импортёра цитрусовых - Марокко - представляется маловероятным.

Следует отметить, что ограничение ввоза из Турции винограда (свыше половины российского импорта в 2014 году)10 - это также ощутимая потеря. Действительно, хотя импортозамещение в РФ посредством собственного производства столовых сортов винограда возможно лишь в отдалённой перспективе, но, в то же время, идёт активное замещение этой ниши другими импортёрами (Македония, Аргентина, Азербайджан, Китай, ЮАР, Египет, Иран, Перу, Чили, Казахстан, Индия, Молдавия и др.) [16; 32].

Тем не менее, к настоящему времени ситуация на рынке свежих фруктов и овощей постепенно улучшается, хотя и не достигла уровня 2014 года (табл. 3).

Таблица 3

Динамика экспорта и импорта плодоовощной продукции

Код ТН ВЭД Наименование товарной группы Экспорт в 1 кв. 2020 г., долл. США Доля в общем экспорте, % Экспорт в 1 кв. 2019 г., долл. США Изменения в 1 кв. 2020 г. относительно 1 кв. 2019 г.

Экспорт России в Турцию в 1 квартале 2020 года по товарным группам

07 Овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды 11 085 017 0,25 14 925 520 -25,73

08 Съедобные фрукты и орехи; кожура цитрусовых плодов или корки дынь 388 0,00 0 да

Импорт России из Турции в 1 квартале 2020 года по товарным группам

07 Овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды 70 868 675 5,86 74 124 207 -4,39

08 Съедобные фрукты и орехи; кожура цитрусовых плодов или корки дынь 208 939 054 17,27 131 446 678 58,9

Составлено авторами на основе данных литературы [1; 6]

Что касается влияния пандемии коронавируса на мировой рынок овощей и фруктов, то на текущий момент мы можем сказать, что изменения на этом рынке происходят под влиянием следующих основных факторов:

• информация о характере распространения инфекции и введение во многих странах карантинных мер. В данной связи большинство сельхозпроизводителей ожидают, что доступность ряда агарных ресурсов (рабочая сила, химикаты, удобрения, комплектующие для сельскохозяйственного оборудования и т. п.) будет обусловлена логистическими ограничениями, введёнными для борьбы с эпидемией [12];

• существенное снижение цен на энергоносители. Это негативно повлияло на плодоовощной рынок вследствие того, что потребление фруктов и овощей в дорогом сегменте сосредоточено в странах, богатых энергоресурсами [27];

• снижение доходов населения [10], что приводит и к сокращению потребления плодов и овощей, поскольку они не являются продуктами первой необходимости;

• общее сворачивание механизмов международной торговли [5; 20; 41], что не способствует эффективным экспортно-импортным отношениям на рынке свежих фруктов и овощей;

• разрыв «продовольственной цепочки» вследствие того, что малый и микро-бизнес могут просто закрыться или «... сократить закупку продуктов с коротким сроком хранения, так как люди меньше ходят в магазин» [17] и др.

Соответственно, не удивительно, что эксперты высказывают мнение, что, благодаря пандемии СОУГО-19, мировая торговля свежими фруктами и овощами сократится в 2020 году на 40 % [27; 42].

2.3 Ключевые тенденции потребления свежих фруктов и овощей в России

Чтобы оценить возможный потенциал турецких поставок плодоовощной продукции и объёмы потребления свежих фруктов и овощей, необходимо понимать уровень и характер их потребления в РФ.

В данной связи необходимо отметить, что во многих странах действуют национальные программы развития сбалансированного, здорового и/или функционального питания [13; 37; 38; 45 и др.], которые говорят о необходимости свежей плодоовощной продукции в ежедневном рационе питании населения.

Аналогичных позиций придерживаются и в России [4; 13; 26; 37; 38 и др.]. Так, согласно теории сбалансированного рационального питания А.А Покровского и его последователей [31], свежие фрукты и овощи должны быть неотъемлемой составной частью питания населения России. Это положение также отражено и закреплено в государственной Программе в области здорового питания населения РФ12, а также в Федеральном Законе о потребительской корзине13 (табл. 4).

12 Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2010 N 1873-р «Об основах государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года». [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106196/.

13 Федеральный Закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» N 227-ФЗ от 03.12.2012. / Принят Государственной Думой РФ 20 ноября 2012 года. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=286544&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.56 6672929785828#05960070481366782 (дата обращения: 23.07.2020).

Таблица 4

Продукты питания, включаемые в потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации, устанавливаются в следующих составе и объемах (в натуральных показателях)13

Объем потребления

Наименование Единица (в среднем на одного человека в год)

измерения трудоспособное пенсионеры дети

население

Хлебные продукты (хлеб и макаронные

изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые) кг 126,5 98,2 77,6

Картофель кг 100,4 80,0 88,1

Овощи и бахчевые кг 114,6 98,0 112,5

Фрукты свежие кг 60,0 45,0 118,1

Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар кг 23,8 21,2 21,8

Мясопродукты кг 58,6 54,0 44,0

Рыбопродукты кг 18,5 16,0 18,6

Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко кг 290,0 257,8 360,7

Яйца штук 210 200 201

Масло растительное, маргарин и другие жиры кг 11,0 10,0 5,0

Прочие продукты (соль, чай, специи) кг 4,9 4,2 3,5.

Из табл. 4 следует, что свежие фрукты и овощи - неотъемлемая составная часть базового питания населения России. Однако, как показывают современные исследования, произведённые в 2012 году расчёты экспертов Росстата, не совпадают с данными расчётов специалистов-медиков по потребительской корзине на 2020 год (табл. 5).

Таблица 5

Размеры минимальной потребительской корзины

Наименование продукта Минимальное потребление для взрослых в 2020 г. Нормы Министерства здравоохранения Норма потребления в СССР

Хлебобулочные изделия и крупы 126 кг 96 кг 110 кг

Картофель 100 кг 90 кг 105 кг

Овощи 114 кг 140 кг 146 кг

Фрукты 60 кг 100 кг 80 кг

Сахар 23 кг 24 кг 38 кг

Мясо 58 кг 73 кг 84 кг

Рыба 18 кг 22 кг 20 кг

Молочные продукты 290 кг 325 кг 380 кг

Яйца 210 шт. 260 шт. 280 шт.

Масло и жиры 11 кг 12 кг 13 кг

Чай и специи 5 кг 4 кг 5 кг

По данным различных расчётов [29]

Из табл. 5 следует, что россиянам необходимо употреблять овощей на 18,5 %, а фруктов - на 40 % больше, чем это предусмотрено нормативами Росстата. Медицинские нормативы потребления плодоовощной продукции на душу населения в РФ также не достигнуты, и к 2019 году находились в пределах 75 % от нормы (табл. 6).

Таблица 6

Потребление свежих фруктов и овощей в России

Наименование продуктов 2017 год 2018 год 2019 год

кг, на человека % от медицинских норм кг, на человека % от медицинских норм кг, на человека % от медицинских норм

Овощи 104 74,3 107 76,4 107,1 76,5

Фрукты 59 59 61 61 73,7 73,7

Составлено и рассчитано авторами на основании источников литературы [7; 28-30]

В связи с вышеизложенным, нами был проведён экспертный опрос и был задан вопрос о частоте употребления в пищу свежих фруктов и овощей. В результате установлено, что чем моложе потребители, тем чаще они употребляют свежие фрукты, а чем старше - тем чаще употребляют свежие овощи (рис. 2, 3).

Г

80 70 60 50 40 30 20 10 0

L

_ молодежь

■ старшие пожилые

каждый день 1-3 раза в 1-2 раза в реже 1 раза в неделю месяц месяц

Рисунок 2. Распределение ответов экспертов на вопрос о частоте употребления в пищу свежих фруктов и овощей (N = 122, ni = 121; К = 0,17; К = 0,89)ы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 3. Распределение ответов экспертов на вопрос о частоте употребления в пищу свежих фруктов и овощей, в зависимости от возраста потребителей (N = 122, n1 = 119; Kk = 0,19; Кс = 0,86)

14 Здесь и далее: N - общее количество опрошенных; п - число полученных ответов экспертов; Кк - корреляционный коэффициент Крамера; Кс - коэффициент конкордации (согласованности мнений экспертов).

Вестник Евразийской науки 2020, №3, Том 12 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2020, No 3, Vol 12 https://esi.today

Во многом это обусловлено тем, что молодёжь больше уделяет внимания здоровому питанию, а овощи в целом дешевле, чем фрукты. Были получены и другие данные, но объём данной статьи не позволяет рассмотреть и обсудить все полученные результаты.

Необходимо отметить, что россияне с каждым годом всё больше уделяют внимания здоровому питанию, что подтверждают данные глобального исследования ACNielsen [19], а также результаты наших предыдущих исследований в 20-летней динамике [35].

Так, эксперты ACNielsen утверждают, что в 2018 году РФ 67 % потребителей активно следят за своим рационом в целях предотвращения заболеваний, а 39 % ограничивают калорийность и количество сахара/жира в питании. Изменение диетических привычек напрямую влияет на поведение покупателей, поскольку 2/3 россиян внимательно изучают состав этикеток на продуктах, прежде чем купить их [19].

Опрос, проведенный Всероссийским Центром Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ) в 2019 году показал, что о правильности своего рациона чаще говорят представители старших поколений: от 45 до 59 лет (52 %) и от 60 лет (35 %). Напротив, считают свое питание неправильным чаще молодые люди от 25 до 34 лет (56 %). Вместе с тем, и молодые и старшие поколения покупателей относят к полезным продуктам те, которые богаты витаминами (15 %) и те, которые содержат натуральные компоненты (30 %) [18].

На выбор потребителями и покупку свежих фруктов и овощей, согласно данным исследования ВЦИОМ в 2019 году, влияют следующие факторы, по убыванию:

• наличие в магазинах, доступность полезных продуктов питания (87 %);

• свежесть плодоовощной продукции (48 %);

• цена (31 %);

• отсутствие ГМО (28 %);

• страна-производитель (24 %);

• безопасность продукции (17 %);

• пищевая ценность (6 %) [18].

Об этом же говорят и результаты исследования других авторов. Так, по данным Исследовательского центра компании «Делойт» в СНГ [7, с. 8], большинство покупателей (88 %) регулярно проверяют сроки годности пищевых продуктов, 68 % - регулярно проверяют состав и пищевую ценность продуктов, а 50 % - регулярно проверяют страну производства продуктов. При этом производителям свежих овощей и фруктов из стран Южной Европы (в том числе - Турции) отдают предпочтение 27 % покупателей. Более того, 21 % потребителей предпочитают продукты с пометкой «ЭКО» (экологически чистый продукт), а применительно к свежим овощам и фруктам россияне обязательно обращают внимание на наличие пометки «ЭКО».

Немаловажно и то, где россияне приобретают свежие фрукты и овощи:

• сетевые супермаркеты (33 %);

• сельскохозяйственные рынки (28 %);

• несетевые магазины, магазины «у дома» (14 %) [7; 18].

При этом большинство потребителей (83 %) предпочитают покупать свежие фрукты и овощи российских агропроизводителей, и только 2 % предпочли бы импортную плодоовощную продукцию, хотя 14 % потребителей заявляют, что для них не важна страна-производитель [18].

Влияние внешних факторов на потребление продуктов питания в целом, и свежих овощей и фруктов, в частности, весьма ощутимо. В данной связи важно, что поставки продовольствия из подпавших под эмбарго стран, в 2013 году составили: для свежих фруктов и ягод 14,8 % от общего потребления в РФ, а для овощей - 5,8 % [8, с. 58]. Более того, в 2014 году в Россию из Турции было ввезено 366 тысяч тонн помидоров, что составляло 3,1 % от всех произведённых в стране томатов, но 11 % от российского потребления помидоров [32]. Поскольку выше мы уже указали, что освобождающиеся ниши на плодоовощных рынках очень быстро заполняются странами конкурентами - Азербайджан, Аргентина, Армения, Египет, Индия, Иран, Казахстан, Китай, Македония, Марокко, Молдавия, Перу, Узбекистан, Чили, ЮАР и др. [15; 16; 32], то вопрос о восстановлении прежних объёмов торговли с Турцией становится весьма актуальным.

Тем более, что, как показывают данные различных исследований [7; 15; 16; 18; 32], россияне в целом положительно относятся к потреблению свежих овощей и фруктов, ввозимых из Турции, считая их неотъемлемым элементом здорового питания.

Что касается влияния пандемии коронавируса на глобальное потребление плодоовощной продукции, то оно выражается, во-первых, в том, что повсеместно ожидается повышение цен [12], особенно на импортируемые продукты, как минимум на «.5-20 % по разным категориям товаров под воздействием падения курса рубля и коронавируса» [17]. Во-вторых, по данным ACNielsen [19], может вырасти спрос на продукцию локального производства, от местных поставщиков. Так, в тёплых странах (Египет, Индия, Италия, ОАЭ, Пакистан, Саудовская Аравия, США, Таиланд, Филиппины) уже отмечается повышение предпочтений потребителей местным продуктам питания [12].

2.4 Поиск рыночных механизмов укрепления взаимовыгодного сотрудничества между странами

Как известно, основными формами двустороннего сотрудничества между Россией и Турцией являются следующие виды деятельности:

товарные поставки;

инвестиционное взаимодействие;

обмен делегациями представителей региональных властей и деловых кругов; организация выставок и ярмарок; организация культурных мероприятий;

установление побратимских связей между городами и т. п. [14].

В то же время, поиск более эффективных экономических механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности всегда был актуален. Например, применительно к рынкам АПК различные исследователи [11; 39; 45] предлагают следующие направления деятельности:

• глубокая переработка сырья и производство продуктов с более высокой добавленной стоимостью;

• инновационное развитие АПК и стимулирование инвестиционной деятельности;

• повышение рентабельности деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей;

• развитие инфраструктуры АПК и современных логистических центров;

• реализация согласованной маркетинговом политики и др.

Необходимо отметить, что экономический механизм в самом общем виде представляет собой, как известно, систему экономических и внеэкономических инструментов и стимулов, направленных на обеспечение соответствия производственных отношений и обеспечивающих их ресурсов характеру развития производительных сил на уровне различных хозяйствующих субъектов в процессе общественного воспроизводства.

Как показывают исследования А.Г. Шеломенцева [33; 34] и О.А. Рущицкой [26], на текущий момент можно выделить, как минимум, девять экономических механизмов, которые могут быть применимы и на аграрных рынках:

1. Экономические механизмы стимулирования рационального использования природных ресурсов.

2. Экономические механизмы предоставления в пользование природных ресурсов.

3. Механизм экономической ответственности природопользователей.

4. Механизм поддержки предпринимательской деятельности.

5. Механизм привлечения частных инвестиций в воспроизводство природных ресурсов и охрану окружающей среды.

6. Механизм бюджетной эффективности.

7. Экономический механизм программирования.

8. Экономический механизм защиты конкуренции.

9. Механизм противодействия коррупции.

Поскольку в контексте проблематики нашего исследования в доступной нам литературе мы не обнаружили источников по разработке механизма управления рынками свежих фруктов и овощей, то считали целесообразным провести на эту тему экспертный опрос (рис. 4).

Программирование. Поддержка предпринимателей Привлечение частных инвестиций Предоставление в пользование природных ресурсов Противодействие коррупции Ответственное природопользование Бюджетная эффективность Защита конкуренции Ответственность природопользователей

t I

p ■

2 3

5 6

8 9

10

0

1

4

7

Рисунок 4. Распределение ответов экспертов на вопрос: «Какие экономические механизмы наиболее эффективны на рынке свежих овощей и фруктов, импортируемых в РФ?», в баллах, где 10 - max, а 1 - min оценка (N = 49, ni = 44; Kk = 0,17; Кс = 0,74)

Из рис. 4 следует, что из девяти возможных экономических механизмов наиболее эффективными, по мнению экспертов, являются следующие пять, по убыванию:

1. Программирование.

2. Поддержка предпринимателей.

3. Привлечение частных инвестиций.

4. Предоставления в пользование природных ресурсов.

5. Противодействие коррупции.

Соответственно, программирование - или разработка целевых и комплексных государственных программ, публичное их обсуждение, а в последствии и реализация и оценка их результативности - является наиболее предпочтительным экономическим механизмом управления рынками свежих фруктов и овощей, импортируемых в РФ.

1. Проведено исследование, целью которого явилось изучение основных трендов развития рынка свежих фруктов и овощей в контексте реализации следующих основных задач: (1) анализ общих тенденций двусторонних торгово-экономических отношений между Турцией и Россией; (2) исследование основных направлений торговли свежими фруктами и овощами из Турции в Россию; (3) выявление и анализ ключевых трендов потребления свежих фруктов и овощей в России; (4) поиск рыночных механизмов укрепления взаимовыгодного сотрудничества между странами.

2. Авторами были применены методы анализа и синтеза, экономического и логического анализа, а также сравнения и систематизации научных работ и статистических данных российских и зарубежных учёных и практиков. Проведён экспертный опрос на территории Уральского Федерального Округа в течение апреля-июля 2020 года. Проведение опроса осуществлялось посредством использования Google docs и голосовой связи в социальной сети WhatsApp. Обобщение и комбинация данных кабинетного и полевого исследования позволила нам сформулировать ряд примечательных заключений.

3. Выявлены общие тенденции двусторонних торгово-экономических отношений, основные направления торговли свежими фруктами и овощами из Турции в Россию, а также ключевые тенденции потребления свежих фруктов и овощей в России. Показано, что политические факторы (крымские санкции, эмбарго, военные действия) и пандемия коронавируса COVID-19 являются наиболее сильными факторами, влияющими на глобальную торговлю аграрной продукцией в целом, и на рынок свежих фруктов и овощей, ввозимых из Турции в Россию, в частности.

4. Показано, что, благодаря влиянию пандемии коронавируса на мировой рынок овощей и фруктов, изменения на этом рынке происходят под влиянием следующих основных факторов: (1) информация о характере распространения инфекции и введение во многих странах карантинных мер; (2) существенное снижение цен на энергоносители; (3) снижение доходов населения; (4) общее сворачивание механизмов международной торговли; (5) разрыв «продовольственной цепочки».

5. Исследовано потребление свежих фруктов и овощей, как в процессе кабинетного исследования, так и в ходе экспертного опроса. Показано, что россияне в целом положительно относятся к потреблению свежей плодоовощной продукции, считая её неотъемлемой составной частью здорового питания. Однако нормативы потребления свежих фруктов и овощей, рассчитанные как Росстатом, так и Минздравом, россиянами не достигнуты. В связи с коронакризисом ожидается повышение цен, изменение структуры рынка и сокращение прибыли на всех аграрных рынках.

Выводы

6. Указаны основные направления поиска экономических механизмов укрепления взаимовыгодного сотрудничества между Турцией и Россией применительно к рынку свежих фруктов и овощей. Выявлено, что из девяти возможных экономических механизмов наиболее эффективным на рынке свежих фруктов и овощей, импортируемых в РФ, является программирование - или разработка целевых и комплексных государственных программ.

Наше исследование не закончено и будет продолжено в самом ближайшем будущем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агропромышленный комплекс России 2020 года. Итоги 2019 года и перспективы развития до 2022 года. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://marketing.rbc.ru/research/26731/ (дата обращения: 29.07.2020).

2. Агропромышленный комплекс России в 2015 году. Сборник Министерства Сельского хозяйства Российской Федерации.

3. Астратова Г.В., Михайлова Н.С., Поротников П.А., Данилова Е.В. К вопросу об экономических эффектах в связи с коронакризисом СОУГО-19. // Вестник Алтайской Академии Экономики и права. 2020. № 6 (2). С. 183-192. https://doi .о^/10.17513/уаае1.1181.

4. Астратова Г.В., Семин А.Н. Маркетинг потребительского рынка продовольственных товаров: некоторые вопросы теории и практики. -Екатеринбург: Изд-во УрГСХА, 1999. - 334 с.

5. Влияние коронавируса на мировую экономику. 02 апреля 2020. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://24inf.ru/v-mire/2099-v1ijanie-koronavirusa-na-mirovuju-jekonomiku.html (дата обращения: 07.06.2020).

6. Внешняя торговля России с Турцией в 1 кв. 2020 г. 23 мая 2020 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2020-05/vneshnyaya-torgov1ya-rossii-s-turtsiey-v-1 -^-2020^/ (дата обращения: 23.07.2020).

7. Динамика потребительской активности на фоне снижения реальных доходов населения. Потребительский сектор России. Исследовательский центр компании «Делойт» в СНГ. Москва. 2019. - 85 с. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www2.de1oitte.com/content/dam/De1oitte/ru/Documents/research-center/CBT-2019-RU.pdf (дата обращения: 25.07.2020).

8. Донник И.М., Воронин Б.А. Решение проблемы импортозамещения на рынке продовольствия в Свердловской области // Аграрный вестник Урала. 2016. № 2 (144). С. 56-67.

9. Дьячкова С.П., Кондратьева Н.Н., Касаткин В.В. Теоретические аспекты развития агропромышленного комплекса // Вестник НГИЭИ. 2019. №6 (97). [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyber1eninka.ru/artic1e/n/teoreticheskie-aspekty-razvitiya-agropromysh1ennogo-komp1eksa (дата обращения: 29.07.2020).

10. Зубаревич Н.В. Региональная проекция коронакризиса в России. Риски для индустриальных регионов. // Источник: Открытие проекта / Открытая лекция: «Влияние пандемии на экономику регионов: первые оценки и прогнозы». [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=kTep1gskjhY (дата обращения: 19.05.2020).

11. Каленова С.А. Возможности и перспективы государственного регулирования, направленного на расширение сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан в рамках ЕАЭС в области АПК. // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. 2019. № 2-2. С. 328-330. [Электронный

ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-i-perspektivy-gosudarstvennogo-regulirovaniya-napravlennogo-na-rasshirenie-sotrudnichestva-rossiyskoy-federatsii-i (дата обращения: 25.07.2020).

12. Как коронавирус повлиял на рынки фруктов и овощей в разных странах? 17 марта 2020. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://yandex.ru/turbo/s/fruitnews.ru/state-news/52068-kak-koronavirus-povliyal-na-rynki-fruktov-i-ovoshchej-v-raznykh-stranakh.html (дата обращения: 23.07.2020).

13. Николаев О.А. Генезис и развитие рынка функциональных продуктов питания. // Современная конкуренция. 2012. № 2(32), с. 85-96.

14. О торгово-экономическом сотрудничестве между Российской Федерацией и Турецкой Республикой. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://turkey.mid.ru/ru/countries/bilateral-relations/trade-economic-cooperation/ (дата обращения: 25.07.2020).

15. Обзор российского рынка овощей 2018/2019: Рост производства в некоторых сегментах привел к сокращению импорта. 21 января 2020 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://yandex.ru/turbo/s/fruitnews.ru/analytics/51895-obzor-rossij skogo-rynka-ovoshchej -2018-2019-rost-proizvodstva-v-nekotorykh-segmentakh-privel-k-sokrashcheniyu-importa.html (дата обращения: 23.07.2020).

16. Обзор российского рынка фруктов в сезоне 2018/2019 гг. 24 декабря 2019. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://yandex.ru/turbo/s/fruitnews.ru/analytics/51830-obzor-rossij skogo-rynka-fruktov-v-sezone-2018-2019-gg.html (дата обращения: 23.07.2020).

17. Пандемия изменит рынок импортного продовольствия в России. 13 апреля 2020. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://yandex.ru/turbo/s/vz.ru/economy/2020/4/13/1033600.html (дата обращения: 25.07.2020).

18. Питание: правильное и безопасное. 03.12.2019. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10047 (дата обращения: 17.06.2020).

19. Пономарёва Е. Исследование российского рынка продуктов здорового питания-2018. 01.05.2018. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://t-laboratory.ru/2018/05/01/issledovanie-rossijskogo-rynka-produktov-zdorovogo-pitanij a-2018/ (дата обращения: 17.06.2020).

20. Последствия коронавируса COVID-19 для экономики России и пути их преодоления. 12 мая 2020. [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/primelook/posledstviia-koronavirusa-covid19-dlia-ekonomiki-rossii-i-puti-ih-preodoleniia-5eb5f675d7c7396a9aa4aa46 (дата обращения: 07.06.2020).

21. Прогноз научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года / Минсельхоз России; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2017. - 140 с.

22. Продовольственное эмбарго: итоги 2015 года. Аналитический доклад. Апрель 2016 года. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ac.gov.ru/files/publication/a/8972.pdf (дата обращения: 23.07.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Российско-турецкие экономические отношения. Досье. 24 ноября 2015. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://tass.ru/info/2468527 (дата обращения: 23.07.2020).

24. Руденкин Д.В. «Лайк» и «репост» на службе эмпирической социологии. 2018. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://wciom.ru/fileadmin/file/nauka/grusha2018/prez/10/Rudenkin.pdf (дата обращения: 29.07.2020).

25. Руденкин Д.В., Руденкина А.И. Интернет в социальной реальности современной российской молодежи: тренды и риски. // Philosophy and Sociology | Juvenis scientia 2019. № 1. С. 43-48.

26. Рущицкая О.А. Формирование и развитие продовольственного рынка органической продукции. Дисс. ... докт. экон. наук. Екатеринбург, 2018. - 444 с.

27. Рынок плодоовощной продукции. Дайджест ФГБУ «Центр Агроаналитики» Минсельхоза РФ. Выпуск № 1 (21 апреля - 04 мая 2020). [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://specagro.ru/sites/default/files/2020-05/daydzhest_plody-21.04-04.05.2020.pdf (дата обращения: 24.07.2020).

28. Сколько тратят на питание россияне. 04.09.2019. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.finam.ru/analysis/forecasts/skolko-tratyat-rossiyane-na-pitanie-20190904-114740/ (дата обращения: 25.07.2020).

29. Смирнова Е. Потребительская корзина на 2020 год, состав, цена на месяц. Июнь 2020. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://pfrf-kabinet.ru/grazhdanam/potrebitelskaya-korzina.html (дата обращения: 24.07.2020).

30. Соколов Н. Названы регионы России с наибольшим потреблением овощей и фруктов. 01.10.2019. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://russian.rt.com/russia/news/673145-regiony-potreblenie-ovoschi-frukty (дата обращения: 24.07.2020).

31. Тутельян В.А. Научные основы здорового питания / М.: Панорама, 2010. - 816 с.

32. Уроки турецкого: какие риски приносит эмбарго. 25.01.2016. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.finam.ru/analysis/forecasts/uroki-tureckogo-kakie-riski-prinosit-embargo-20160125-14100/ (дата обращения: 23.07.2020).

33. Шеломенцев А.Г., Беляев В.Н., Илинбаева Е.А. Оценка экологического фактора в стратегиях социально-экономического развития регионов. // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК. Номер 1, 2014. С. 169-179. // [Электронный ресурс]. // Режим доступа: www.vestnik-ku.ru.

34. Шеломенцев А.Г., Дорошенко С.В., Беляев В.Н., Илинбаева Е.А. Направления совершенствования экономических механизмов управления природопользованием. // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 24 (278). Экономика. Вып. 39. С. 66-71.

35. Astratova Galina V. Overview of the Consumer Behavior Study in the Markets of Food Products (1998-2018), Based on the Author's Interpretation of the Consumer's Requirements in the System of Values that Influence on the Consumer Market Behavior. // Proceedings of Business and Economic Studies. Publication online: Published on November 29, 2018. [Electronic resource]. // Access mode: http://ojs.bbwpublisher.com/index.php/PBES/article/view/628. (date accessed: 05.01.2019).

36. Burhan Ozkan, Metin Goksel Akpinar, Rahmiye Figen Ceylan, Eda Ilbasmis. A Research on Sustainability of Turkish Fresh Fruits and Vegetables Export. //

International Journal of Agriculture, Forestry and Life Science. 2019. V. 3 (1), pp. 4451.

37. National Program 107: Human Nutrition. Strategic Vision. 5/15/2020 [Electronic resource] / Access mode: https://www.ars.usda.gov/nutrition-food-safetyquality/human-nutrition/ (date accessed: 20.07.2020).

38. National Nutrition Strategy for 2011-2020, with a vision toward 2030. Hanoi, 22 February 2012. [Electronic resource] / Access mode: https://extranet.who.int/nutrition/gina/sites/default/files/VNM%202011%202.%20Nati onal%20Nutrition%20%20Strategy%202011 -2020.pdf (date accessed: 20.07.2020).

39. Rahmiye Figen Ceylan, Burhan Ozkan, Esra Mulazimogullari. Historical evidence for economic effects of COVID-19. // The European Journal of Health Economics. 04 June 2020. DOI 10.1007/s10198-020-01206-8 (date accessed: 05.06.2020).

40. Rahmiye Figen Ceylan, Burhan Ozkan, Cengiz Sayin, Metin Goksel Akpinar. Impact of Supporting System in Vegetable Production: a Case of Antalya, Turkey. //Book of Abstracts. V. 2. International Conference on "Agriculture, Forestry & Life Sciences" April 18-20, 2019. Prague, Czech Republic, p. 22.

41. The coronavirus effect on global economic sentiment. July 27, 2020 | Survey. [Electronic resource] / Access mode: https://www.mckinsey.com/business-functions/strategy-and-corporate-finance/our-insights/the-coronavirus-effect-on-global-economic-sentiment?cid=other-eml-alt-mip-

mck&hlkid=141 d498baa1941a795ea09c08714d258&hctky=3107803&hdpid=d42ea2 1e-2c80-496f-a8c6-71151b038666 (date accessed: 23.07.2020).

42. Trade set to plunge as COVID-19 pandemic upends global economy. 08 April 2020. [Electronic resource] / Access mode: https://www.wto.org/english/news_e/pres20_eZp r855_e.htm (date accessed: 20.07.2020).

43. Turkish Healthy Nutrition and Active Life Programme 2010-2014 and related initiatives An evaluation of progress since the WHO Ministerial Conference on Counteracting Obesity. 2016. - 50 pp. [Electronic resource] / Access mode: https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0014/333212/HNAP-Turkey.pdf (date accessed: 24.07.2020).

44. Ukraine crisis: Russia and sanctions. 19 December 2014. [Electronic resource] / Access mode: https://www.bbc.com/news/world-europe-26672800 (date accessed: 23.07.2020).

45. Watson J.L. and Caldwell M.I. The Cultural Politics of Food and Eating. - Oxford: Blackwell, 2005.

46. Who are the major losers of Russian sanctions? // Euromonitor International Sunday. August 10, 2014. [Electronic resource] / Access mode: http://en.delfi.lt/central-eastern-europe/who-are-the-major-losers-of-russian-sanctions.d?id=65518640 (date accessed: 23.08.2014).

47. World trade statistical review 2018. [Electronic resource] / Access mode: https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/wts2018_e/wts2018_e.pdf (date accessed: 28.07.2020).

48. 2018 Agricultural trade, climate change and food security agricultural commodity markets the state. // Food and Agriculture Organization of the United Nations Rome, 2018. [Electronic resource] / Access mode: http://www.fao.org/3/I9542EN/i9542en.pdf.

Astratova Galina Vladimirovna

Ural federal university named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia

Uralsky law institute of the ministry of internal affairs of Russian Federation, Yekaterinburg, Russia

E-mail: galina_28@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3579-4440 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=263754 Researcher ID: https ://www.researcherid. com/rid/C-3514-2015

Ozkan Burhan

Akdeniz university, Antalya, Turkey E-mail: bozkan@akdeniz.edu.tr ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9799-654X Google Академия: https://scholar.google.com/citations?user=EiDV2pgAAAAJ&hl

Ceylan Rahmiye Figen

Akdeniz university, Antalya, Turkey E-mail: ceylan.figen@gmail.com; figenceylan@akdeniz.edu.tr ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0459-7521

Akpinar M. Goksel

Akdeniz university, Antalya, Turkey E-mail: mgoksel@akdeniz.edu.tr ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8267-073X

Gladkova Elizaveta Aleksandrovna

Ural federal university named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia

E-mail: lgladkova28052000@gmail.com

Market development of fresh fruits and vegetables imported to Russia from Turkey: main trends

Abstract. The purpose of the study was to study the main trends in the development of the market of fresh fruits and vegetables in the context of the following main tasks: (1) analysis of general trends in bilateral trade and economic relations between Turkey and Russia; (2) research of the main directions of trade in fresh fruits and vegetables from Turkey to Russia; (3) identification and analysis of key trends in the consumption of fresh fruits and vegetables in Russia; (4) search for market mechanisms to strengthen mutually beneficial cooperation between the countries.

The authors applied methods of analysis and synthesis, economic and logical analysis, as well as comparison and systematization of scientific works and statistical data of Russian and foreign scientists and practitioners. An expert survey was conducted on the territory of the Ural Federal District during April-July 2020. The survey was conducted using Google docs and voice communication in the social network WhatsApp. Generalization and combination of data from Desk and field research allowed us to formulate a number of remarkable conclusions.

It is shown that due to the impact of the coronavirus pandemic on the world market of vegetables and fruits, changes in this market are influenced by the following main factors:

(1) information on the nature of infection and the introduction in many countries, quarantine measures;

(2) a significant decline in energy prices; (3) lower incomes; (4) the general folding mechanisms of international trade; (5) break the "food chain".

These trends also affect the development of the market for fresh vegetables and fruits imported to Russia from Turkey. General trends in bilateral trade and economic relations, the main directions of

trade in fresh fruits and vegetables from Turkey to Russia, as well as key trends in the consumption of fresh fruits and vegetables in Russia are identified.

The results of an expert survey showed that Russians are generally positive about the consumption of fresh vegetables and fruits, considering them an integral part of a healthy diet.

The main directions of searching for economic mechanisms to strengthen mutually beneficial cooperation between countries in relation to the market of fresh fruits and vegetables are indicated. It is revealed that out of nine possible economic mechanisms, the most effective on the market of fresh fruits and vegetables imported to the Russian Federation is programming - or the development of targeted and comprehensive state programs.

Keywords: fresh fruit and vegetable market; agribusiness market; Russia; Turkey; coronavirus pandemic; corona-crisis, consumer behavior; economic mechanism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.