Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы улучшения качества свежих овощей и фруктов на рынке г. Владивостока'

Проблемы и перспективы улучшения качества свежих овощей и фруктов на рынке г. Владивостока Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1153
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ / REGIONAL MARKET OF VEGETABLES AND FRUITS / КАЧЕСТВО ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ / QUALITY OF VEGETABLES AND FRUITS / АССОРТИМЕНТ ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ / ASSORTMENT OF VEGETABLES AND FRUITS / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / MARKETING RESEARCH / АНКЕТНЫЙ ОПРОС / QUESTIONNAIRE SURVEY / ПОТРЕБИТЕЛИ / CONSUMERS / БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ / FOOD SAFETY / ЗАЩИЩЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / CONSUMER PROTECTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартышенко Наталья Степановна

Собственное производство овощей и фруктов является важнейшим компонентом продовольственной безопасности России. Введение санкций против России кардинально изменило структуру рынка овощей и фруктов в стране. Этот рынок в Приморском крае имеет свою специфику, которая определяется значительной долей китайской продукции. В последние годы китайская плодоовощная продукция в большой степени дискредитировала себя в глазах потребителей региона. Потребителей все более начинает интересовать безопасность и качество плодоовощной продукции. В работе рассматриваются результаты исследования регионального рынка овощей и фруктов, основанные на анкетных опросах потребителей г. Владивостока. Произведена оценка удовлетворенности потребителей качеством овощей и фруктов, представленных в торговой сети г. Владивостока. На основе опроса потребителей была разработана модель оценки спроса на овощи в зависимости от соотношения цена-качество. Определены тенденции изменения рынка и определены пути совершенствования структуры рынка овощей и фруктов г. Владивостока по качественному и видовому составу. Введение льготных условий бизнеса на Дальнем Востоке способствует развитию предпринимательской среды в области производства плодоовощной продукции в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF IMPROVEMENT OF THE QUALITY OF FRESH VEGETABLES AND FRUITS IN THE MARKET OF VLADIVOSTOK

Own production of vegetables and fruits is an important component of Russia's food security. The introduction of sanctions against Russia radically changed the structure of the vegetable and fruit market in the country. This market in the Primorsky kray has its own specifics, which is determined by a significant share of Chinese products. In recent years, Chinese fruit and vegetable products have largely discredited themselves in the eyes of consumers in the region. Consumers are increasingly becoming interested in the safety and quality of horticultural products. The paper examines the results of the regional fruit and vegetable market research based on the questionnaires of Vladivostok consumers. An assessment of the satisfaction of consumers with the quality of vegetables and fruits presented in the trading network of Vladivostok has been made. Based on the consumer survey, a model for estimating the demand for vegetables was developed depending on the price-quality ratio. The trends of market change are determined and ways of improving the structure of the market of vegetables and fruits of Vladivostok in terms of quality and species composition are determined. The introduction of preferential business conditions in the Far East contributes to the development of the entrepreneurial environment in the production of fruit and vegetable products in the region.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы улучшения качества свежих овощей и фруктов на рынке г. Владивостока»

УДК 332.14

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА СВЕЖИХ ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ

НА РЫНКЕ Г. ВЛАДИВОСТОКА

© 2018

Мартышенко Наталья Степановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Международного маркетинга и торговли» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41 e-mail: natalya.martyshenko@vvsu.ru)

Аннотация. Собственное производство овощей и фруктов является важнейшим компонентом продовольственной безопасности России. Введение санкций против России кардинально изменило структуру рынка овощей и фруктов в стране. Этот рынок в Приморском крае имеет свою специфику, которая определяется значительной долей китайской продукции. В последние годы китайская плодоовощная продукция в большой степени дискредитировала себя в глазах потребителей региона. Потребителей все более начинает интересовать безопасность и качество плодоовощной продукции. В работе рассматриваются результаты исследования регионального рынка овощей и фруктов, основанные на анкетных опросах потребителей г. Владивостока. Произведена оценка удовлетворенности потребителей качеством овощей и фруктов, представленных в торговой сети г. Владивостока. На основе опроса потребителей была разработана модель оценки спроса на овощи в зависимости от соотношения цена-качество. Определены тенденции изменения рынка и определены пути совершенствования структуры рынка овощей и фруктов г. Владивостока по качественному и видовому составу. Введение льготных условий бизнеса на Дальнем Востоке способствует развитию предпринимательской среды в области производства плодоовощной продукции в регионе.

Ключевые слова: региональный рынок овощей и фруктов, качество овощей и фруктов; ассортимент овощей и фруктов; маркетинговые исследования, анкетный опрос, потребители, безопасность продуктов питания; защищенность потребителей.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF IMPROVEMENT OF THE QUALITY OF FRESH VEGETABLES AND FRUITS IN THE MARKET OF VLADIVOSTOK

© 2018

Martyshenko Natalya Stepanovna, candidate of economic sciences, professor of «International Marketing and Trade» Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol Street, 14, e-mail: natalya.martyshenko@vvsu.ru)

Abstract. Own production of vegetables and fruits is an important component of Russia's food security. The introduction of sanctions against Russia radically changed the structure of the vegetable and fruit market in the country. This market in the Primorsky kray has its own specifics, which is determined by a significant share of Chinese products. In recent years, Chinese fruit and vegetable products have largely discredited themselves in the eyes of consumers in the region. Consumers are increasingly becoming interested in the safety and quality of horticultural products. The paper examines the results of the regional fruit and vegetable market research based on the questionnaires of Vladivostok consumers. An assessment of the satisfaction of consumers with the quality of vegetables and fruits presented in the trading network of Vladivostok has been made. Based on the consumer survey, a model for estimating the demand for vegetables was developed depending on the price-quality ratio. The trends of market change are determined and ways of improving the structure of the market of vegetables and fruits of Vladivostok in terms of quality and species composition are determined. The introduction of preferential business conditions in the Far East contributes to the development of the entrepreneurial environment in the production of fruit and vegetable products in the region.

Keywords: regional market of vegetables and fruits, quality of vegetables and fruits; assortment of vegetables and fruits; marketing research, questionnaire survey, consumers, food safety; consumer protection.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Овощи и фрукты являются важнейшей составляющей питания человека. Минздрав утвердил рекомендуемые нормы потребления в объеме 140 кг в год овощей на человека (без учета картофеля) и фруктов и ягод до 100 кг [1]. Россия производит около 15 млн. тонн овощей в год, что составляет 100 кг овощей на человека. В европейских странах производится около 200 кг овощей на человека в год, в Китае - 450 кг.

Развитие собственного производства овощей и фруктов является важнейшей компонентой обеспечения продовольственной безопасности страны [2].В настоящее время в Минсельхозе расширили Доктрину продовольственной безопасности России. В ней поставлена амбициозная цель довести долю отечественных овощей на внутреннем рынке - не менее 90%, а фруктов и ягод - не менее 70%. Также повысились требования к уже существующим нормативам [3].

В 80-90 гг. Приморский край почти полностью обеспечивал себя овощами. Часть плодоовощной продукции края поставлялась в северные регионы страны и были обеспечены ею рыболовные и торговые суда, базирующиеся в Приморском крае. В настоящее время большую часть рынка овощей и фруктов составляют импортные овощи и фрукты, львиную долю которых составляет продукция из Китая. В последние годы население края разочаровалось в овощной продукции, поставляемой из

Китая. Для получения больших урожаев китайцы много лет нещадно эксплуатировали свои сельскохозяйственные земли, злоупотребляя химикатами. Китайские овощи и фрукты не только часто отличаются по вкусовым характеристикам от отечественной продукции, но в них могут содержаться вредные вещества.

В последние годы на рынок Приморского края все больше поступает продукции из Узбекистана и южных регионов России. Постепенно стала восстанавливаться сельскохозяйственная отрасль самого края. Большие надежды на улучшение самообеспеченности сельхозпродукцией связываются с принятием нового законодательства по ускоренному развитию Дальнего Востока России. Новые условия ведения бизнеса обусловлены необходимостью сохранения и наращивания трудовых ресурсов региона, занятых в сельскохозяйственной отрасли.

В настоящее время большинство инвесторов, как отечественных, так и зарубежных, пожелавших воспользоваться льготными условиями ведения бизнеса в крае, начинает развивать именно сельскохозяйственный сектор. Среди зарубежных инвесторов, кроме Китая, все больший интерес к отрасли начали проявлять корейские и японские бизнесмены. Их в первую очередь интересует производство экологически чистых сельхозпродуктов. В крае начинает возрождаться тепличное хозяйство.

Повышение качества овощей и фруктов связано с дополнительными затратами на их производство. Однако,

Martyshenko Natalya Stepanovna PROBLEMS AND PROSPECTS ..

покупательская способность населения весьма ограничена. Поэтому исследование проблемы формирования отношения потребителей к оценке соотношения цена-качество овощей и фруктов, представленных на потребительском рынке региона, является актуальной научной задачей.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Ведущими внешнеторговыми партнерами РФ по импорту овощей, включая картофель, в 2016 году были такие страны как Китай - 21,5%, Беларусь - 17,4%, Египет - 12,7%, Израиль - 10,2%, Азербайджан - 8,7% [4]. Ранее лидировавшая по поставкам овощей в Россию Турция медленно восстанавливает свои утраченные позиции. В 2017 году наибольший рост экспорта плодоовощной продукции в Россию показал Узбекистан. Россия, в основном, импортирует фрукты, которые в силу природно-климатических условий, которые не могут выращиваться в нашей стране. В области производства яблок, груш и винограда достигнуты значительные результаты по реализации программы импортозамещения. В 2017 году Россия совершила прорыв в производстве фруктов, ягод и орехов. Прибавка, по данным Росстата, составила 85% [5]. Однако, доля отечественных фруктов и ягод на рынке пока не высока и составила всего 36%.

Состояние и особенности развития рынка овощей и фруктов в России рассматриваются в работах [6-9]. В большинстве этих работ анализируются статистические данные по отечественному и мировому плодоовощным рынкам, обобщается передовой опыт производства. С введением санкций против России в стране существенно пересмотрены региональные программы развития всех сельскохозяйственных направлений [10-12]. Одной из наиболее обсуждаемых проблем в публикациях по развитию рынка овощей и фруктов в России является проблема импортозамещения [13-17]. Состояние рынка различных регионов страны существенно отличается как по структуре представленных продуктов, так и по их качеству. Для плодовоовощного рынка это связано, в первую очередь, с различием климатических условий [18, 19]. Методология совершенствования организационно-экономических механизмов, влияющих на качество производства овощей и фруктов, рассматривается в публикациях [20-23]. Все больше внимания при производстве овощей и фруктов уделяется «зеленым» технологиям [24-26]. Забота о потребителе, в первую очередь, проявляется в повышении общего уровня качества и безопасности продуктов на рынке овощей и фруктов страны. Анализ факторов, влияющих на качество и безопасность плодоовощной продукции, способы оценки качества представлены в работах [27-30]. Результаты маркетинговых исследований плодоовощных рынков отдельных регионов рассматриваются в работах [31, 32]. В них исследуются механизмы формирования спроса на различные виды плодоовощной продукции. Однако вопросы исследования качества продукции и его влияния на формирование спроса не нашли достаточного внимания в публикациях, посвященных исследованию рынка овощей и фруктов. Недостаточно публикаций о повышении социальной ответственности за качество продукции в торговой розничной сети. Отдельные вопросы по социальной ответственности торговых предприятий поднимаются в работах [33, 34].

Формирование целей статьи (постановка задания).

Целью настоящего исследования является разработка и исследование эффективных инструментов оценки качества овощей и фруктов потребителями на примере маркетинговых исследований рынка г. Владивостока.

Основными задачами исследования в рамках поставленной цели являются следующие:

- оценка населением соответствия объема потребления овощей и фруктов установленным нормам потре-

бления;

- исследование видового разнообразия и насыщенности рынка овощей и фруктов региона;

- оценка удовлетворенности потребителей качеством овощей и фруктов, представленных в торговой сети г. Владивостока;

- исследование уровня осведомленности населения о безопасности потребляемых овощей и фруктов на рынке г. Владивостока;

- выявление недостатков в системе обеспечения населения региона качественными овощами и фруктами;

- определение путей совершенствования структуры рынка овощей и фруктов г. Владивостока по качественному и видовому составу.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Для анализа потребительского рынка овощей и фруктов г. Владивостока был проведен опрос потребителей города. Опрос производился в течение 3-х месяцев (ноябрь-декабрь 2017 года). В опросе участвовало около 600 респондентов. Анкета включала 25 вопросов. В данной публикации рассматривается анализ данных только по части вопросов, раскрывающих задачи данной работы. При обработке данных использовались методики анализа локальных рынков, представленные в работах [35-37].

Возможности населения города по приобретению плодоовощной продукции оценивались в результате анализа ответов на вопрос: «Выскажете свое мнение о соответствии потребления вами овощей и фруктов нормам потребления». Распределение ответов потребителей характеризуется следующими результатами опроса:

- потребляю овощей и фруктов столько, сколько мне хочется (я себя не ограничиваю) - 54%;

- потребляю овощей и фруктов достаточно (но я не всегда могу позволить себе купить то, что хочется) -34%;

- норма моего потребления овощей и фруктов недостаточна (приходится себя ограничивать) - 12%.

Большинство населения города считает, что объем потребляемых ими овощей и фруктов соответствует нормам. Это, конечно, субъективное мнение. Большинство потребителей на самом деле незнакомо с научно обоснованными нормами. А они достаточно высоки. Частота приема в пищу овощей и фруктов оценивалась на основе ответов на вопрос анкеты: «Как часто вы употребляете в пищу свежие фрукты (без термической обработки)?»:

- каждый день - 23%;

- 1-3 раза в неделю - 49%;

- 1-2 раза в месяц - 19%;

- реже 1 раза в месяц - 9%.

Из ответов следует, что 28% респондентов вообще достаточно редко потребляет свежие овощи и фрукты.

Видовая насыщенность рынка оценивалась с помощью вопроса « Как часто вы при выходе за покупками не находите овощи, которые вы ищите?». Аналогичный вопрос был и по фруктам. Результаты ответов на эти два вопроса оказались очень близкими:

- никогда (овощи 33%/фрукты 32%);

- иногда (овощи 60%/фрукты 59%);

- часто (овощи 7%/фрукты 9%).

Последние два года покупательская способность населения г. Владивостока все-таки снижалась. Это не могло не сказаться на некотором снижении потребления овощей и фруктов. При оценке изменения своего потребления овощей и фруктов за последний год наибольшую частоту имели ответы по снижению потребления. Наиболее значимые интервалы значений снижения следующие:

- уменьшилось примерно на 5% - 21% ответов;

- уменьшилось от 6 до 10% - 16% ответов;

- уменьшилось от 11 до 20% - 12% ответов.

Часть потребителей, считающих, что потребление осталось на прежнем уровне, составляет 17%. Остальные интервалы значений изменения потребления указывали

незначительное количество респондентов (1-3% на интервал).

При оценке части своих расходов на овощи и фрукты относительно своих расходов на продукты питания наибольшие частоты в ответах получили следующие три интервала, на которые приходится 81% ответов:

- доля расходов 1-10% - 34%;

- доля расходов 11-20% - 30%;

- доля расходов 21-30% - 17%;

Отсюда следует вывод, что большинство населения при формировании продуктовой корзины не дает предпочтения овощам и фруктам, отдавая его более калорийным продуктам.

Учитывая высокий уровень присутствия на рынке Приморского края китайской продукции, в анкету были включены два вопроса по доле китайских овощей (или фруктов) среди всех приобретаемых потребителем овощей (или фруктов). Китайские производители в последние годы утратили доверие населения г. Владивостока к своей продукции. Около 40% населения г. Владивостока считает, что доля китайских овощей в их продуктовой корзине менее половины, и 36% респондентов считает, что доля китайских фруктов в их продуктовой корзине менее половины (табл. 1). В 2017 году на рынке Приморского края появилось значительное количество фруктов из Пакистана, которые стали вытеснять китайские фрукты не только более высоким качеством, но по отдельным видам продукции и ценой.

Потребители плодоовощной продукции постоянно находятся в эксперименте, приобретая одноименные виды продукции различных производителей. Однако, у них весьма ограниченный набор инструментов оценки качества плодоовощной продукции. Сопоставляя одноименные продукты, потребители ориентируются сначала на внешний вид и только после приобретения продукта оценивают его вкус. В настоящее время достаточно большая часть населения, которая многие годы потребляла овощи и фрукты низкого качества, даже не помнит или, вообще, не знает действительного вкуса качественной продукции. Некоторым эталоном вкусовых качеств отдельных фруктов, ягод и овощей служит продукция, выращенная в личных хозяйствах.

Таблица 1 - Оценки части китайской продукции в продуктовой корзине населения г. Владивостока

Ваз Интервалы вариантов ответо по част, китайск ой продукции Б со таве потребляемо :продукции

рынка 0% 0-10% 11-20% 21-30% 31-40*/» 41-50% 51-60% 61-70% 71-80% 81-90% 91-99% 100%

Овощи 0,02 0,06 0,05 0,05 0=0б 0,16 0,07 0,12 0,19 0,10 0,04 0,07

Фрукты 0,02 0,05 0,04 0,06 0,04 0,15 0,09 0,13 0,16 0,13 0,05 0,08

Потребители г. Владивостока, высказывая свое мнение по изменению качества плодоовощной продукции, дали следующие оценки:

- 14% сказали, что качество продукции улучшилось;

- 22% сказали, что качество продукции ухудшилось;

- 64% респондентов сказали, что качество продукции осталось на прежнем уровне.

Разброс мнений по качеству продукции связан с вариативностью структуры покупок отдельных респондентов. Высокий процент респондентов, отмечавших ухудшение качества продукции, связан с плохим урожаем основных овощных культур в 2017 году в Приморском крае из-за наводнений. Этот год нельзя считать типичным.

Продукты питания - это специфический товар. Продукт может иметь прекрасный вид и даже обладать хорошими вкусовыми качествами, и, в то же время, быть вредным для здоровья. Без специального анализа содержание вредных веществ в продукте сложно оценить. Иногда для подтверждения качества необходимо исследовать всю цепочку производства продукта. Негативные последствия от потребления некачественных продуктов могут сказываться не сразу, могут накапливаться или проявиться через годы, или вообще отразиться на будущих поколениях. Поэтому большинство потребителей предпочитает продукцию отечественных производителей и даже продукцию фермерских хозяйств.

Покупая китайскую продукцию, многие жители города считают, что подвергаются определенному риску. Степень своей уверенности в безопасности, приобретаемых ими овощей и фруктов респонденты оценивали в шкале Лайкерта при ответах на вопрос анкеты: «Оцените уровень вашей осведомленности о безопасности потребляемых вами овощей и фруктов?» (рис. 1).

Рис. 1. Частотный ряд распределения оценок уровня осведомленности о безопасности потребляемых овощей и фруктов населением г. Владивостока

Для оценки удовлетворенности качеством овощей и фруктов, представленных в торговой сети г. Владивостока в анкету был включен следующий вопрос: «Приходилось ли Вам приобретать некачественные овощи и фрукты в течение последнего года?». В результате обработки данных были получены следующие характеристики удовлетворенности потребителей качеством продукции:

- да, иногда качество не удовлетворяет моим ожиданиям - 71%;

- нет, качество удовлетворяет моим ожиданиям -16%;

- да, часто качество не удовлетворяет моим ожиданиям - 13%.

В анкетном опросе удовлетворенность качеством продукции оценивалась с помощью еще одного вопроса: «Как часто вам при выходе за покупками приходится отказываться от покупки овощей и фруктов из-за ненадлежащего качества продукции?». Значительная часть населения имеют отрицательный опыт приобретения некачественной плодоовощной продукции в торговой сети города:

- никогда - ответили 17% респондентов;

- иногда - ответили 65% респондентов;

- часто - ответили 17%.

Учитывая важность проблемы в анкету быд включен и второй вопрос по оценке уровня безопасности с формулировкой вариантов ответов: «Считаете ли Вы, что овощи и фрукты, представленные в торговой сети Приморского края, отвечают требованиям безопасности?». В результате опроса были получены следующие оценки предложенных вариантов ответов:

- чаще всего да - ответили 53% респондентов;

- чаще всего нет - ответили 18% респондентов;

- да, меня все устраивает - ответили 16% респондентов;

- нет - процесс совершенно не контролируемый, чем и пользуются производители и продавцы - ответили 11%.

Производство экологически чистой плодоовощной продукции требует более высоких затрат. Но многие потребители готовы платить больше за более качественную продукцию. Например, цена на овощи закрытого грунта отечественных производителей может превышать цену импортных овощей в 2 и более раз. Однако, и при более высокой цене продукция пользуется спросом у отдельных потребителей. Для различных групп потребителей существуют свои критерии выбора продуктов в зависимости собственных оценок соотношения цена-ка-

179

Martyshenko Natalya Stepanovna PROBLEMS AND PROSPECTS .

чество. Конечно, эти оценки для различных групп продуктов могут отличаться в зависимости от структуры и насыщенности рынка. На основании опросов жителей города была построена модель оценки спроса на овощи в зависимости от соотношения цена-качество (рис. 2). В рассмотрение попали овощи, которые имеют отечественного производителя.

Рис. 2. Модель оценки спроса на овощи в зависимости от соотношения цена-качество

Одним из ключевых вопросов анкеты является открытый вопрос: Какие изменения, на ваш взгляд, произошли на рынке овощей и фруктов Приморского края за последний год?». Для обработки качественной информации ответов на открытый вопрос применялась специальная компьютерная технология обработки качественных данных, которая позволяет автоматизировать процесс типологии ответов респондентов [38]. В результате обработки ответов респондентов были выделены типовые группы ответов. Наибольшее количество респондентов (28%) ответило, что изменений на плодоовощном рынке за год не произошло. По остальным ответам было сформировано 13 групп ответов. Частоты встречаемости отдельных групп ответов (за исключением группы «изменений не произошло») представлены в табл. 2.

Таблица 2 - Типология ответов респондентов на вопрос по изменениям на рынке плодоовощной продукции г. Владивостока в 2017 году

№ Группа ответов % № Группа ответов

1 рост цен 26% S ассортимент уменьшил ся 7%

2 ассортиыентраепгарился 20% 9 ^охшешяж^ытш 7%

3 ухудшилось качество 15% 10 появились новые производители 6%

4 много китайской продукции 14% 11 наличие нарьшке небезопасных продуктов 6%

5 улучшилось качество 11% 12 общее ухудшение обстановки 5%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 стало больше отечественной продукции 10% 13 снижение цен 4%

7 наличие на рынке некачественной продукции 9%

Наряду с незначительным средним ростом цен на плодоовощную продукцию, значительное количество респондентов отмечает положительную тенденцию увеличения ассортимента предлагаемых продуктов. Обращая внимание на высокую долю китайской продукции, потребители заметили появление на рынке новых производителей, как отечественных, так и зарубежных. Новые производители постепенно теснят китайских поставщиков. Небольшое среднее снижение качества тоже нашло отражение в ответах респондентов. В то же время, значительная часть респондентов обратила внимание на улучшение качества отдельных продуктов, которое мы связываем с появлением новых производителей. Потребители пока не заметили имеющей место тенденции выравнивания цен на плодоовощную продукцию в сети супермаркетов и в специализированных киосках на сельскохозяйственных рынках.

Заключительным вопросом анкеты является вопрос: «Дайте общую оценку рынка овощей и фруктов в городе

Владивосток?». Оценку состояния предлагается дать по пятибалльной шкале Лайкерта (-—состояние совершенно не устраивает; состояние полностью устраивает -Неудовлетворительные оценки состояния рынка (оценки 1 - очень плохое и 2 - плохое) дали 10% респондентов. Признают состояние рынка удовлетворительным 46% респондентов (оценка 3). Устраивает состояние рынка (4 - оценко хорошо) - 34% респондентов и совершенно устраивает - 10% (оценка 5- отлично). То есть, большинство населения считает обстановку на рынке овощей и фруктов удовлетворительной. Но здесь необходимо учитывать, что в опросе участвовали люди различного достатка и возрастных категорий. По мнению автора, полученные оценки несколько завышены по отношению к реальному положению дел. Это можно объяснить тем, что большая часть населения не уделяет должного внимания присутствию достаточного количества овощей и фруктов в своем рационе.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Результаты исследования показали, что рацион жителей г. Владивостока содержит недостаточное количество овощей и фруктов. На рынке города преобладают овощи и фрукты китайского производства. Наибольшие опасения у потребителей вызывает то, что в продуктах могут содержаться ненатуральные и вредные для здоровья химические ингредиенты. Опасения потребителей подтверждаются их оценкой уровня безопасности плодоовощной продукции на региональном рынке. Опасения потребителей относительно безопасности продуктов усугубляются низким уровнем осведомленности о составе потребляемой продукции. Значительная часть потребителей не доверяет информации, которую предоставляют поставщики по качеству продукции. Население начинает все больше интересоваться производителем продукта. Появление новых производителей на региональном рынке положительно сказывается на его развитии. Результаты исследований подтвердили низкую защищенность потребителей от приобретения некачественной плодоовощной продукции. Необходимо повысить ответственность предприятий розничной торговой сети за качество предлагаемой ими продукции. Для улучшения качественной структуры необходимо ускоренными темпами развивать производство овощей и фруктов на региональном уровне. Введение льготных условий бизнеса на Дальнем Востоке способствует развитию предпринимательской среды в области производства плодоовощной продукции в регионе. Для получения устойчивого и круглогодичного обеспечения населения основными овощами необходима всемерная поддержка производителей овощей закрытого грунта. По мнению экспертов, развитие производства овощей в закрытом грунте сдерживают чрезмерно высокие тарифы на энергоносители.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мартышенко С.Н. Концептуальные модели управления качеством жизни. Аналитический обзор // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - 2014. - № 2. - С. 80-92.

2. Балдов Д.В., Суслов С.А. Методика расчета уровня продовольственной безопасности // Вестник НГИЭИ. 2016. № 1 (56). С. 13-26.

3. Минсельхоз расширил доктрину продовольственной безопасности России [Электронный ресурс] http:// ria56.ru/posts/569369546894568456.htm (дата обращения 9.02.2018).

4. Щербаков А. Обзор рынка овощей России [Электронный ресурс] http://agbz.ru/artides/obzor-ryinka-ovoschey (дата обращения 8.08.2017).

5. Агрообзор от 10 января 2018 года, № 2 [Электронный ресурс] http://www.agro-inform.ru/index.php/ novosti/agroobzor/5326-agroobzor-ot-10-yanvarya-2018-goda-2 (дата обращения 9.02.2018).

6. Зыбайлова И.В., Баранова И.В., Покутняя И.А.

Анализ рынка производства овощей в России // Теория и практика современной науки. 2015. № 6 (6). С. 494-497.

7. Зубков А.В., Тиссен М.В. Рынок фруктов и ягод в России: состояние и перспективы развития // Аграрный вестник Верхневолжья. 2016. № 2 (14). С. 73-78.

8. Баранова И.В. Российский рынок фруктов: анализ и перспектива //Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2016. № S2. С. 38.

9. Рыжкова С.М. Современный рынок плодов и овощей в России: состояние и направления развития // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2016. № 1 (57). С. 219-231.

10. Губанова Е.В., Соколова И.С Влияние санкций на российский бизнес // Вестник Калужского университета. 2016. № 3 (32). С. 24-30.

11. Орешников В.В., Атаева А.Г. Методические аспекты оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований с позиции их территориальной трансформации // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2017. - № 6 (67). - С. 130-146.

12. Фещенко В.В., Тачкова И.А., Черваков Р.О. Методологические основы социально-экономической эффективности регионального развития // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-4 (85-4). С. 365-372.

13. Минаков И.А. Перспективы импортозамещения на рынке овощей // Теория и практика мировой науки. 2016. № 3. С. 59-63.

14. Шангареева Р.Н., Науменко Н.В. Анализ российского рынка овощей и фруктов в условиях продуктового эмбарго // Торгово-экономические проблемы регионального бизнес пространства. 2015. № 1. С. 405-407.

15. Ступникова А.В. Влияние санкция на уровень интеграции российского рынка овощей //Пространственная экономика. 2015. № 3. С. 74-96.

16. Асеев Р.М. Влияние антизападных санкций на экономику России на примере товарных групп 07-08 ВЫД (овощи, фрукты и орехи) // Знание. 2016. № 5-2 (34). С. 13-19.

17. Резго Г.Я., Аверьянова С.Е. Формирование российского рынка фруктов и орехов в условиях экономических санкций // Торгово-экономический журнал. 2017. Т. 4. № 1. С. 21-34.

18. Закшевский Г.В. Развитие производства и рынка овощей в воронежской области // АПК: Экономика, управление. 2017. № 5. С. 87-93.

19. Алиев Ш.Х. Динамика потребления овощей в различных регионах России // Экономика. Бизнес. Информатика. 2015. № 6. С. 169-176.

20. Колеснов А.Ю., Зенина М.А. Современные способы обеспечения управляемого качества продукции в технологиях выращивания и хранения фруктов и овощей // Пищевая промышленность. 2015. № 5. С. 14-19.

21. Дементьев С.Ю. Совершенствование организационно-экономического механизма повышения эффективности производства овощей на основе внедрения новых технологий // Таврический научный обозреватель. 2016. № 1-1 (6). С. 156-160.

22. Келейникова С.В., Самыгин Д.Ю., Булычева Ю.В. Модели организационно-экономического развития регионального рынка овощей // Sententia. European Journal of Humanities and Social Sciences. 2017. № 1. С. 42-54.

23. Мартышенко С.Н., Мартышенко Н.С., Гусев Е.Г. Оптимизация календарного плана реализации программ на основе синергетического подхода // Проблемы теории и практики управления - 2008. - №6. - С. 90-97.

24. Черняева Р.В., Пахомова А.И. Разноцветная экономика от «коричневой» к «зеленой» // В мире научных открытий. 2013. № 4.2 (40). С. 92-103.

25. Фещенко В.В., Тачкова И.А. Управление инновационным развитием агропромышленного комплекса в современных экономических условиях // Экономика и предпринимательство. 2017. № 10-2 (87-2). С. 174-177.

26. Кичигина И.С. Формирование эколого-ориен-

тированного предпринимательства // Аграрная наука. 2010. № 2. С. 6-8.

27. Наумова Н.Л., Бурмистрова О.М. Сравнительный анализ качества и безопасности свежих овощей, реализуемых в торговых точках // Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов. 2017. № 2 (43). С. 74-79.

28. Илларионов А.Н. Факторы, ухудшающие качество фруктов и овощей // Научный вестник Вольского военного института материального обеспечения: военно-научный журнал. 2013. № 2 (32). С. 138-141.

29. Ярлыков Н.Г. Ветеринарно-санитарная оценка качества отечественных и импортных фруктов // NovaInfo. Ru. 2016. Т. 2. № 51. С. 62-67.

30. Бутаков В.В., Тропникова В.В. Анализ содержания нитратов в овощах, фруктах и зелени торговой сети Новосибирска // In Situ. 2016. № 3. С. 20-24.

31. Шишкова Л.И., Яцюк А.А. Маркетинговое исследование рынка овощей г. Благовещинска // Вестник современной науки. 2016. № 5-1 (17). С. 92-100.

32. Санович М.А., Харюшина В.И. Маркетинговое исследование рынка свежих овощей кировской области // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 13. С. 1816-1820.

33. Бойкова Ю.М., Боровкова В.А., Тестина Я.С. Контроллинг в торговле. Коллективная монография -СПб.: Астерион, 2012. - 126 с.

34. Тестина Я.С., Печерица Е.В. Социальные инвестиции как форма реализации корпоративной социальной ответственности // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 7-1. - С. 185-189.

35. Мартышенко Н.С. Исследование локальных рынков Приморского края в период кризиса: монография. -М.: «ЭКЦ Профессор», 2015. - 94 с.

36. Мартышенко С.Н., Мартышенко Н.С. Метод обнаружения ошибок в эмпирических данных // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Технические науки. - 2008. - № 1. - С. 11-14.

37. Мартышенко С.Н., Мартышенко Н.С. Современные методы обработки маркетинговой информации: Монография: Издательство ВГУЭС, 2014. - 148 с.

38. Martyshenko S. N., Egorov E. A., 2011. Information Technology for Increasing Qualitative Journal of Modern Applied Statistical Methods. - 2011. - Т. 10. - № 1. - С. 207-213.

Статья поступила в редакцию 18.01.2018

Статья принята к публикации 24.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.