Научная статья на тему 'Виктимологические аспекты оборота фальсифицированной плодоовощной продукции'

Виктимологические аспекты оборота фальсифицированной плодоовощной продукции Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
199
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Виктимология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ПЛОДООВОЩНАЯ ПРОДУКЦИЯ / СОСТОЯНИЕ РЫНКА ОБОРОТА ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ / ВИДЫ ФАЛЬСИФИКАЦИИ АГРОПРОДУКЦИИ / МЕРЫ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ / THE CONSUMER MARKET / FRUITS AND VEGETABLES / THE STATE OF THE MARKET TURNOVER OF VEGETABLES AND FRUITS / TYPES OF ADULTERATION OF AGRICULTURAL PRODUCTS / THE MEASURES OF VIKTI-NOLOGICHESKIJ PREVENTION

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Бойко О.А., Панов С.Л.

В статье рассмотрены проблемы, связанные с наличием на отечественном потребительском рынке фальсифицированной плодоовощной продукции; изучены виды фальсификации агропродукции; предложены меры виктимологической профилактики, обеспечивающие безопасность граждан страны при приобретении овощей и фруктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Victimological aspects of trafficking adulterated fruits and vegetables

The article discusses the problems associated with the presence in the domestic consumer market adulterated fruits and vegetables; studied types of adulteration of agricultural products; proposed measures of victimological prevention, ensuring the safety of citizens in the purchase of vegetables and fruits.

Текст научной работы на тему «Виктимологические аспекты оборота фальсифицированной плодоовощной продукции»

ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА

УДК 34:343.72 Виктимология 4(14) / 2017, с. 39-44

Бойко О. А., Панов С. Л.

ВИКТИМОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБОРОТА ФАЛЬСИФИЦИРОВАННОЙ ПЛОДООВОЩНОЙ ПРОДУКЦИИ

В статье рассмотрены проблемы, связанные с наличием на отечественном потребительском рынке фальсифицированной плодоовощной продукции; изучены виды фальсификации агропродукции; предложены меры виктимологической профилактики, обеспечивающие безопасность граждан страны при приобретении овощей и фруктов.

Ключевые слова: Потребительский рынок, плодоовощная продукция, состояние рынка оборота овощей и фруктов, виды фальсификации агропродукции, меры виктимологической профилактики.

Овощи и фрукты относятся к той части пищи, которая предназначена для поддержания и сохранения здоровья. С древних времен известно, что овощи и фрукты основной источник витаминов в рационе питания людей: но тогда их выращивали в естественной среде, используя только натуральные удобрения, «делая упор» не на объемы урожая, а на наличие вкуса и пользы [7, с. 6]. Однако развитие химической промышленности вооружило производителей плодоовощной продукции новыми средствами борьбы с вредителями, стимуляторами роста, ускорителями созревания, консервантами, ароматизаторами, которые способны нанести вред здоровью потребителям.

Выращенные в стране фрукты и овощи далеко не полностью покрывают потребности отечественных потребителей. По данным Россельхознадзора 2/3 фруктов и около 30% овощей на российском потребительском рынке — импортная продукция [6]. Чтобы импортные агрокультуры продавались лучше, некоторые магазины выкладывают данную продук-

цию не с импортными производителями на ценнике, а с российскими. Так на прилавках появляется картошка из Тамбова, огурцы с подмосковных теплиц, краснодарские помидоры и др., а на самом деле это импортная плодоовощная продукция, которая реализуются под «родными» для отечественных покупателей именами.

Характерной чертой российского рынка овощей и фруктов является выраженность сезонного роста цен. В период сбора плодов на приусадебных участках, стоимость плодоовощного набора в сравнении с зимними месяцами в некоторых регионах снижается в несколько раз, что является весьма ощутимым показателем для граждан. В настоявшее время среди российских потребителей распространена покупка плодовоовощной продукции с лотка или с машины, в небольших павильонах. Основными достоинствами «фруктовых» павильонов являются удобство расположения — близость к маршруту перемещения потребителя, а также оперативность совершения покупки.

В ходе реализации овощей и фруктов

предприниматели (продавцы) сталкиваются со следующими ситуациями: механическими повреждениями плодоовощной продукции, развитием грибковых и бактериальных заболеваний, физиологическими процессами (удушье, потемнение мякоти и т.д.). Как правило, владельцы торговых точек знают о дефектах реализуемой плодоовощной продукции (особую проблему для производителей создают ранние овощи и фрукты в связи с тем, что содержат много воды, поэтому быстро портятся), поэтому стремятся быстрее ее реализовать. В такой ситуации недобросовестные предприниматели применяют различные способы обмана потребителей путем: выкладывания плодов и овощей на прилавок таким образом, чтобы их дефекты не были видны покупателю; отказа покупателям в самостоятельном отборе продукции; реализация испорченной продукции по более низкой цене; расфасовки испорченных овощей и фруктов совместно с качественными в плотные непрозрачные пакеты; продажи плодов и овощей с истекшим сроком хранения т.д. Наиболее часто обману подвергаются пожилые люди и несовершеннолетние граждане, а также рассеянные и спешащие покупатели.

К основным видам фальсификации плодоовощной продукции, реализуемой на отечественном потребительском рынке, следует отнести:

1) Качественная фальсификация овощей и фруктов может осуществляться за счет: добавления воды; продажи не полностью созревших плодов или, наоборот, перезревших; введения консервантов и антибиотиков; добавлений нитратов, этилена и других соединений для ускорения созревания; реализации некачественной продукции (например, подгнившая, битая, с признаками заболеваний, червивая и т.п.). Для увеличения массы овощей и фруктов (до 10-15%) их помещают в холодную воду с добавлениями антибиотиков и выдерживают определенное время в зависимости от вида и размера плодов. Отличить такую фальсификацию практически невозможно, а срок хранения такой плодоовощной продукции с использованием антибиотиков значительно увеличивается [10].

2) Ассортиментная фальсификация плодоовощной продукции может осуществляться различными способами.

Наиболее распространенный способ — подмены высококачественной продукции низкосортными изделиями. Например, вместо зеленого горошка высшего сорта используют второго или первого сорта, вместо моркови экстра-класса, продается первого или даже второго класса; вместо лука репчатого реализуется лук-шалот. Кроме того, осуществляется подмешивание или не отбраковка нестандартной продукции при реализации стандартной; подмена пищевых сортов техническими аналогами. Под видом зрелых плодов в потребительской стадии зрелости реализуются продукты, находящиеся в съемной стадии зрелости, которые до продажного состояния должны храниться определенное время в соответствующих условиях (например, «аппетитные на вид» бананы могут продавать фактически зелеными с высоким содержанием крахмала и малым содержанием сахаров).

3) Информационная фальсифика-ция[2] осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, маркировке плодоовощной продукции. Искажаются или указываются неточно следующие данные о: наименовании товара; стране происхождения (местонахождении) и фирме изготовления продукции; количестве товара; содержании нитратов и антибиотиков, продлевающих гарантийный срок хранения. Такие действия реализаторов плодоовощной продукции попадают под санкцию ст. 14.8 (ч.1) КоАП РФ — нарушение иных прав потребителей.

К информационной фальсификации относится также: подделка товарных и фирменных знаков предприятий-изготовителей; подделка сертификата качества, таможенных документов, штрихового кода и др. Незаконная деятельность предпринимателей по реализации плодоовощной продукции с использование чужого товарного знака попадает по санкцию ст. 180 УК РФ — незаконное использование средств индивидуализации товаров.

4) Количественная фальсификация овощей и фруктов (недовес) — это обман потребителя за счет обвеса или значительных отклонений параметров товара (массы), превышающих предельно допустимые нормы отклонений; реализация товара с веточками, листьями, землей и другими посторонними включениями.

Такие действия реализаторов плодоовощной продукции, попадают под санкцию ст. 14.7 (ч.1) КоАП РФ — обман потребителей.

5) Квалиметрическая (технологическая) фальсификация осуществляется в ходе переработки (консервации) плодов и овощей путем добавления воды; путем использования некачественного сырья (гнилого, подавленного, битого, с признаками плесени, червивого, прокисшего и т.д.), нарушения рецептурного состава, введения с превышением норм консервантов и антибиотиков [8].

Лучшая для потребления плодоовощная продукция — это выращенная в открытом грунте. В тепличных овощах и фруктах мало минералов и витаминов, так как полезные вещества растение вырабатывает, получая достаточно солнечного света. Тепличные растения регулярно «подкармливают» нитратами (соли азотной кислоты). Превышение допустимых концентраций в почве этих вредных веществ приводит к тому, что они накапливаются в растениях [5]. Кроме того, чтобы плоды быстрее созревали, в грунт зачастую добавляют стимуляторы роста клеток — так называемые факторы роста. Разовое потребление такого продукта ничем не грозит, а вот регулярное — может нанести определенный вред здоровью приобретателям товара.

Применяемые при выращивании плодоовощной продукции нитраты сами по себе опасности для здоровья человека не представляют, но в организме они превращаются в нитриты. Накапливаясь в организме, нитриты могут вызвать кислородное голодание клеток и тканей, препятствовать работе щитовидной железы, приводить к онкологическим заболеваниям, возникновению проблем с желудочно-кишечным трактом (гастрит, язва) и пр. Не все растения одинаково накапливают нитраты: больше всего яды «любят селиться» в арбузах, дынях, капусте, картошке, петрушке, укропе, листовом салате, сельдерее, моркови, редисе, свекле и ряде других.

Нитраты не самое страшное «зло», которое могут содержать в себе овощи и фрукты. В настоящее время предпринимателям сложно сохранять и преумножать урожай без применения химических удобрений: например, пестициды — химические вещества, применяемыми

для борьбы с вредителями [4, с. 418]. К сожалению, эти вещества несут побочный эффект и небезопасны для здоровья человека: отравление, провоцирование гормональных изменений, уменьшение сопротивляемости организма различным болезням и пр.

Для того чтобы агропродукты смогли в целости и сохранности преодолеть тысячекилометровые расстояния, их обрабатывают парафином — антикоррозийное вещество, обладающее воскообразным происхождением. В случае, если содержащийся на кожуре фрукта или овоща парафин перед потреблением тщательным образом не удалить — такой продукт при определенных обстоятельствах может причинить вред здоровью.

В целях сохранения качества агро-продукции на нее распыляют специальный газ — фунгицид (вещество для борьбы с плесенью химического происхождения). После обработки продукции данным составом, он оседает на кожуре, что позволяет сохранять овощи и фрукты в течение длительного времени. При соблюдении технологии опыления фунгициды безвредны для человека и легко выветриваются с поверхности овощей и фруктов, если их вынести на воздух.

При реализации сухофруктов (сушеные яблоки, абрикосы, финики) продавцы нередко сталкиваются с тем, что в них развивается консервная средиземная моль и продукция загрязнена остатками ее жизнедеятельности. В результате чего начинает появляться плесень на поверхности продукции, удалить которую невозможно, поэтому сухофрукты направляют на переработку. При этом нередко на продукции, изготовленной путем переработки сухофруктов, в нарушение закона «О защите прав потребителя» [1], не указываются — какие введены консерванты, антибиотики, продлевающие гарантийный срок хранения.

В случае причинения потребителям фальсифицированной плодоовощной продукцией вреда здоровью, действия предпринимателей (продавцов) попадают под санкцию ст. 238 УК РФ, предусматривающую ответственность за производство и сбыт продукции, не отвечающих требованиям безопасности.

Отдельного внимания заслуживает проблема реализации генетически-моди-фицированной плодоовощной продук-

ции. На сегодняшний день использовать ГМ-продукты в пищу в стране официально не запрещено. По сравнению с европейцами россияне пока находятся в информационном вакууме относительно потенциальной опасности ГМ-продуктов, так как их влияние на здоровье человека в достаточной степени не изучено[9, с. 50]. В настоящее время законодательная база по регулированию производства и продаж плодоовощной продукции, содержащей генно-модифицированные организмы, разработана в неполной степени, что делает отечественный рынок уязвимым для «атак» недобросовестных поставщиков генетически модифицированной продукции.

В сфере противодействия обороту фальсифицированной плодоовощной продукции значительная роль принадлежит виктимологической профилактике. Данное направление заключается в информировании граждан-покупателей о наличии на потребительском рынке фальсифицированных аргопродуктов. Обезопасить себя от приобретения и потребления фальсифицированной плодоовощной продукции можно путем соблюдения следующих рекомендаций[3]:

— желательно приобретать овощи и фрукты в проверенных торговых точках и (или) в павильонных у добросовестных продавцов, разрешающих выбирать и пробовать покупаемый товар;

— по возможности следует приобретать и потреблять плодоовощную продукцию в сезонный период, когда овощи и фрукты содержат наибольшее количество полезных витаминов, микроэлементов и меньше нитратов;

— не следует приобретать подгнившие, испорченные, с нарушением целостности кожуры овощи и фрукты;

— следует проверять плодоовощную продукцию на запах: затхлый или другой посторонний запах не должен присутствовать;

— покупая овощи из теплиц нужно понимать, что они, скорее всего, выращены с использованием нитратных удобрений и имеют дефицит витаминов;

— по возможности следует приобретать продукцию, выращенную на полях местных регионов или на приусадебных участках;

— при покупке следует избегать неестественно больших и ровных овощей и

фруктов, а также слишком ярких цветов, с толстыми листьями;

— покупая фрукты, необходимо отдавать предпочтение тем, которые можно очистить от кожуры — апельсины, манго, бананы и так далее;

— при приобретении необходимо обращать внимание на цену товара — если она на определенные виды овощей и фруктов значительно ниже, чем на аналогичные в других точках, то следует удержаться от покупки;

— следует знать, что сертификат, в котором указана страна-производитель и декларация с наименованием товара — это те документы, на которые нужно «опираться», если есть сомнения в качестве приобретаемой продукции;

— у каждого овоща или фрукта свои особенности, поэтому, чтобы знать, как выбирать конкретный вид, следует воспользоваться возможностями поисковых систем в сети Интернет (например, сайт: produkt-pitaniya.ru);

— следует не забывать, что совместное хранение овощей с другими видами овощей или фруктов, как правило, нежелательно; кроме того, перед хранением плоды желательно рассортировать на: зрелые, недозрелые и перезрелые;

— нужно осознавать, что оградиться на 100% от недобросовестных производителей и продавцов не получится — задача максимально обезопаситься от потребления таких аргопродуктов, от которых может быть вред здоровью.

Для определения количества нитратов в плодоовощной продукции покупатель может воспользоваться персональным прибором — нитрат-тестером, который позволит измерить концентрацию нитратов в овощах и фруктах, причем сделать это непосредственно на рынке или в магазине.

За защитой своих прав в сфере оборота на потребительском рынке фальсифицированной плодоовощной продукции граждане могут обращаться в региональные Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ, местные Общества защиты прав потребителей, а также правоохранительные структуры.

Определенную помощь в защите прав потребителей от фальсифицированной агропродукции могло бы оказать законо-

дательное закрепление предложения депутатов Государственной Думы РФ — помещать на ценниках информацию не только о стоимости овощей и фруктов, но и дату, и место их сбора, а также пометку «Не содержит ГМО».

Анализ авторами статьи состояния отечественного рынка агропродукции, а

также предложенные виктимологиче-ские меры по противодействию реализации предпринимателями фальсифицированной плодоовощной продукции смогут сыграть позитивную роль в дальнейшем развитии цивилизованного, безопасного и законного торгового оборота овощей и фруктов в стране.

ПРИМЕЧАНИЕ:

1. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года № 2300-1: в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 года № 265-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 3, ст. 140.

2. Информационная фальсификация товаров URL: https://znaytovar.ru/s/ Informacionnaya_falsifikaciya_t.html (дата обращения: 25.07.2017).

3. Килимчук А. Как выбрать овощи и фрукты: маленькие хитрости URL: http://www. takprosto.cc/kak-vybrat-ovoshchi-i-frukty (дата обращения: 23.07.2017).

4. Петрова А. Пестициды в сельском хозяйстве // Наука в современных условиях: от идеи до внедрения. - 2014. - № 1. - С. 418-421.

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «О введении в действие Санитарных правил» (вместе с «СанПиН 2.3.2.1078-01. 2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» от 14 ноября 2001 года № 36: в ред. от 6 июля 2011 года № 90 // Российская газета. - 2002.

- № 106, 15 июня.

6. Российский рынок испытывает дефицит отечественных овощей и фруктов URL: https:// ecocluster.ru/helpful (дата обращения: 24.07.2017).

7. Свежие плоды, овощи и фруктовые соки / Всемирная организация здравоохранения; Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН; Науч. ред.: Л.Г. Елисеева. - М., 2007, 270 с.

8. Фальсификация переработанных плодов и овощей URL: znaytovar.ru/s/ Falsifikaciya_pererabotannyx_p.html (дата обращения: 25.07.2017).

9. Федоров М.В. Право человека на безопасность генетически модифицированных пищевых продуктов и материалов // Аграрное и земельное право. - 2016. - № 2. - С. 49-52.

10. Филонов С. Фальсификация и дефекты овощей и фруктов URL: https:// AgroXXI. ru>rosshskie...falsifikacija-i...fruktov.html (дата обращения: 24.07.2017).

REFERENCES:

1. Zakon RF «О zashchite prav potrebiteley» ot 7 fevralya 1992 goda № 2300-1: v red. Federal'nogo zakona ot 3 iyulya 2016 goda № 265-FZ // SZ RF. 1996. № 3, st. 140.

2. Informatsionnaya fal'sifikatsiya tovarov URL: https://znaytovar.ru/s/Informacionnaya_ falsifikaciya_t.html (data obrashcheniya: 25.07.2017).

3. Kilimchuk A. Kak vybrat' ovoshchi i frukty: malen'kiye khitrosti URL: http://www. takprosto.cc/kak-vybrat-ovoshchi-i-frukty (data obrashcheniya: 23.07.2017).

4. Petrova A. Pestitsidy v sel'skom khozyaystve // Nauka v sovremennykh usloviyakh: ot idei do vnedreniya. - 2014. - № 1. - S. 418-421.

5. Postanovleniye Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha RF «О vvedenii v deystviye Sanitarnykh pravil» (vmeste s «SanPiN 2.3.2.1078-01. 2.3.2. Prodovol'stvennoye syr'ye i pishchevyye produkty. Gigiyenicheskiye trebovaniya bezopasnosti i pishchevoy tsennosti pishchevykh produktov. Sa-nitarno-epidemiologicheskiye pravila i normativy» ot 14 noyabrya 2001 goda № 36: v red. ot 6 iyulya 2011 goda № 90 // Rossiyskaya gazeta. - 2002.

- № 106, 15 iyunya.

6. Rossiyskiy rynok ispytyvayet defitsit otechestvennykh ovoshchey i fruktov URL: https:// ecocluster.ru/helpful (data obrashcheniya: 24.07.2017).

7. Svezhiye plody, ovoshchi i fruktovyye soki / Vsemirnaya organizatsiya zdravookhraneniya; Prodovol'stvennaya i sel'skokhozyaystvennaya organizatsiya OON; Nauch. red.: L.G. Yeliseyeva. - M., 2007, 270 s.

8. Fal'sifikatsiya pererabotannykh plodov i ovoshchey URL: znayto-var.ru/s/Falsifikaciya_

pererabotannyx_p.html (data obrashcheniya: 25.07.2017).

9. Fedorov M.V. Pravo cheloveka na bezopasnost' geneticheski modifitsirovannykh pishchevykh produktov i materialov // Agrarnoye i zemel'noye pravo. — 2016. — № 2. — S. 4952.

10. Filonov S. Fal'sifikatsiya i defekty ovoshchey i fruktov URL: https:// AgroXXI. rwrossnskie...falsifikacija-i...fruktov.html (data obrashcheniya: 24.07.2017).

> >

БОЙКО Ольга Альбертовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры криминологии, психологии и педагогики Омской академии МВД России, г. Омск E-mail: mario011@mail.ru

ПАНОВ Сергей Леонидович, кандидат юридических наук, ветеран МВД России, г. Омск

E-mail: spanov1960@mail.ru

Boyko O. A., Panov S. L.

VICTIMOLOGICAL ASPECTS OF TRAFFICKING ADULTERATED FRUITS AND VEGETABLES

The article discusses the problems associated with the presence in the domestic consumer market adulterated fruits and vegetables; studied types of adulteration of agricultural products; proposed measures of victimological prevention, ensuring the safety of citizens in the purchase of vegetables and fruits.

Keywords: The consumer market, fruits and vegetables, the state of the market turnover of vegetables and fruits, types of adulteration of agricultural products, the measures of vikti-nologicheskij prevention.

BOYKO Olga Albertovna, candidate of legal Sciences, associate Professor of criminology, psychology and pedagogy of Omsk Academy of the MIA of Russia, Omsk E-mail: mario011@mail.ru

PANOV Sergei, candidate of legal Sciences, a veteran of the MIA of Russia, Omsk E-mail: spanov1960@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.