Научная статья на тему 'Развитие рынка корпоративных ценных бумаг в регионе в контексте интеграционных процессов'

Развитие рынка корпоративных ценных бумаг в регионе в контексте интеграционных процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие рынка корпоративных ценных бумаг в регионе в контексте интеграционных процессов»

временное воздействие названных ограничений обусловливает неповторимую специфику не только в сфере экономики, но и во всех остальных сферах жизни городов.

С точки зрения набора и структуры экономических объектов и субъектов места в системе разделения труда более высокого уровня и с учетом ряда других признаков можно характеризовать ЭСГ индустриального и постиндустриального типов. Таким образом происходит наложение на ЭС городов двух кризисных тенденций: кризиса индустриальной

структуры экономики (уровень воздействия мировой ЭС); последствий кризиса централизованной экономики (уровень воздействия национальной ЭС). В ряде случаев проявление этих тенденций усугубляется специфическими «локальными кризисами» структурного, “экономико-демографического, ресурсного характера.

Феномен экономической системности современного крупного российского города состоит в сочетании элементов системных отношений административно-командного, рыночного, традиционно-патерналистского типов и отдельных элементов современной смешанной экономики. В то же время именно крупный город выполняет функцию формирования в России экономических отношений постиндустриального рыночного типа и обеспечивающих их институтов. Лишь после адаптации этих форм к российской среде в крупных центрах, предпринимаются попытки встроить их в экономику средних и малых городов, на селе.

Поскольку ЭСГ как любая социальная система является динамической и самоорганизующейся, т.е. способной в процессе функционирования видоизменять свою структуру, то наиболее актуальна для науки проблема исследования тенденций этих изменений. На наш взгляд, наиболее ярко выделяются два направления изменений. Растет интеграция ЭС крупных городов. Специальные функции в масштабе национальной экономической системы становятся более

Ростовский государственный экономический университет

важны для развития города, чем традиционная общая функция центрального поселения. Заканчивается период деградации экономических связей крупных городов с внешней средой, начинается их восстановление и развитие. Крупный город приобретает все больше экономических функций, стираются границы урбанизированных территорий, тип экономико-социальных связей, присущий крупным городам распространяется на другие поселения.

С этих позиций можно выделить наиболее актуальные проблемы теоретического исследования ЭС крупного города:

- конфликт экономических интересов в ЭСГ; согласование экономических интересов хозяйствующих субъектов, действующих в городском пространстве, населения города и местных органов государственной власти; формирование общих экономических интересов;

- оценка экономического потенциала и ограниченности ресурсов крупного города;

- положительные и отрицательные последствия урбанизационного типа концентрации производства и населения;

- адаптация города к условиям внешней экономической среды;

- проблема специфических активов;

- проблема создания локальных общественных благ;

- проблема «больших групп» и «эффекта безбилетника»;

- формирование экономической стратегии муниципального образования.

Литература

1. Ломоецева O.A. Воспроизводство региональной социоприродохозяйственной системы: Автореф. дис... д-ра экон. наук. Волгоград, 1999.

2. Радаев В.В. Экономическая социология. М., 1977.

____________________________________18 октября 2002 г.

© 2003 г. Е.Н. Алифанова

РАЗВИТИЕ РЫНКА КОРПОРАТИВНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕГИОНЕ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Территориальная масштабность России и неравномерность экономического развития ее регионов обусловили первоначальную региональную направленность формирования национального рынка ценных бумаг (РЦБ). Возникает необходимость исследования тенденций развития регионального РЦБ как подсистемы национального и шире - мирового РЦБ, органично сочетающей общие и особенные черты в контексте интеграционных процессов в экономике. Известно, что российский РЦБ и его региональные подсистемы еще не стали активным механизмом при-

влечения инвестиций, поэтому государственное регулирование инвестиционного процесса должно опираться и на объективные интеграционные процессы.

По мнению А. Чэндлера, «стратегия определяет структуру». Исходя из этого следует разработать систему мер по привлечению инвестиций с учетом объективных тенденций развития РЦБ, принимая во внимание, что региональный РЦБ будет либо развиваться как относительно автономная подсистема национального РЦБ, либо интегрироваться в систему отношений последнего.

Функционирование региональных РЦБ как относительно замкнутой подсистемы оборота ценных бумаг и денежных средств между участниками экономических отношений в регионе свидетельствует о неразвитости, незрелости РЦБ как системы. Неслучайно существуют региональные рынки, объединяющие ряд национальных, например Европы, латиноамериканского региона и др. Формирование их - результат интеграционных процессов, отражающих переходный этап в становлении мирового РЦБ как целостной глобальной системы. Нарастание таких процессов неизбежно приводит к территориальному расширению региональных рынков и органичному их включению в системы более высокого порядка.

Следовательно, и меры по привлечению инвестиций в регион должны соответствовать, а не противоречить логике процессов финансово-промышленной и нарастающей интеграции биржевой инфраструктуры, финансового рынка в целом.

Специфика развития определяется не столько эндогенными характеристиками самого РЦБ, сколько двумя основными факторами:

1) степенью интегрированности региональной экономики и отношений на РЦБ в систему экономических отношений национальной и мировой экономики и фондового рынка соответствующего уровня;

2)'особенностями структуры и динамики различных подсистем общественного воспроизводства в регионе (прежде всего экономики).

Именно от этого зависят структуры предложения ценных бумаг эмитентами региона и спроса на них, т.е. инвестиций, а также структура профессиональных участников и динамика вторичного оборота.

С точки зрения же принципов функционирования региональные РЦБ качественной специфики не имеют. Поэтому точнее говорить не о региональном РЦБ, а о РЦБ в регионе как подсистеме общероссийского рынка.

В этом контексте ЮФО характеризуется:

- сложной политико-экономической и культурноэтнической структурой;

- отсутствием супергигантов топливно-энергети-ческого комплекса, являющихся основными эмитентами ценных бумаг в большинстве регионов России и представляющих доминирующую долю в структуре предложения на общероссийском РЦБ;

- наличием значительного промышленного, научно-технического и инвестиционного потенциала;

- специализацией на производстве и переработке сельхозпродукции;

- значительным числом эмитентов, способных обеспечить предложение ценных бумаг, необходимое для эффективной работы регионального фондового рынка (число открытых АО, без учета банков, инвестиционных, финансовых и страховых компаний -около 7 700);

- высоким уровнем образования населения, его экономической активностью, что создает условия для постоянного расширения круга потенциальных инвесторов;

- инвестиционной привлекательностью региона при его явной недоинвестированности на фоне экономического подъема в регионе;

- возрастающим интересом к региональному РЦБ со стороны столичных и зарубежных инвесторов;

- тенденцией к интеграции регионального РЦБ в формирующуюся систему общероссийского РЦБ.

‘ Таким образом, увеличение емкости регионального РЦБ обусловливается интересами потенциальных инвесторов мирового рынка по целям инвестиций (прямые, портфельные), а их структура и масштабы -предложением ценных бумаг, формирующемся в регионе. Поэтому работа с эмитентами в рамках подписания Меморандума о сотрудничестве Московской межбанковской валютной биржи, Ростовской валютно-фондовой биржи и Торгово-промышленной палаты Ростовской области своевременна и особо актуальна, как и работа с потенциальными инвесторами, которую необходимо вести по целевым группам. Следовательно, развитие андеррайтинга выходит в число важнейших услуг на фондовом рынке.

Однако интеграция финансовых рынков не только расширяет торговое пространство и сферы сотрудничества, но и ведет к усилению конкуренции. Интерес к региональному фондовому рынку менеджмента ММВБ, РТС и других - проявление названных тенденций. А это ставит задачи позиционирования региональных профессиональных участников на общероссийском РЦБ.

Возникает вопрос и о позиционировании региональных и иногородних коммерческих банков на региональном РЦБ и в качестве кредитора, и в качестве заемщика. Необходима оценка условий для расширения присутствия комбанков на рынке облигационных займов, в том числе и потенциальных займов Ростовской области как субъекта федерации; а также влияния финансово-промышленной интеграции на динамику инвестиций в регионе и потенциального притока прямых инвестиций. В данном контексте это связано с вопросом о соответствии развития российского и регионального РЦБ тенденции секьюритизации на мировом финансовом рынке. В 2000 г., например, 75 % средств, привлеченных правительствами и промышленными предприятиями в мире, получены ими на РЦБ, и только 25 % - на кредитном рынке [1]. На развитых РЦБ крупнейшие участники облигационных рынков - банки. На российском же и региональном рынках в структуре источников финансирования промышленных предприятий доля средств, привлеченных на РЦБ, не превышает нескольких процентов, хотя и растет.

Вместе с тем интеграция финансовых рынков -более динамичный процесс и не только отражающий тенденции в реальном секторе, но и способствующий их формированию. Финансово-промышленная интеграция позволяет направить прямые инвестиции в реальный сектор как через механизм и инструменты фондового рынка, так и через систему межфирменных связей.

Каковы же тенденции развития первичного РЦБ в ЮФО — механизма привлечения инвестиций? Прежде

всего следует отметить в целом их преемственность и единство на Северном Кавказе в 1998 - 2001 гг. и в ЮФО в 2000-2001гг.

Так, на первичном рынке сложились :

1) положительная динамика объема выпуска ценных бумаг за последние 4 года в целом и его снижение в 2001 г. Каждое 15-е акционерное общество в 2001 г. разместило хотя бы один выпуск ценных бумаг;

2) для 2000 г. был характерен рост и учредительных эмиссий, и дополнительных, вероятно, связанный с переломом в экономической динамике региона и типичный для структурной перестройки в период оживления и активного роста. В период же его замедления объективно происходит стабилизация или сокращение новых выпусков акций, что мы и наблюдаем. Вместе с тем в Астраханской и Волгоградской областях продолжается рост и первых выпусков;

3) продолжается увеличение объема и доли дополнительных эмиссий акций (70 % от общего объема выпуска акций на Северном Кавказе), причем в их структуре в последний год появились эмиссии с целью привлечения инвестиций и их доля достаточно высока (37 %). Эта тенденция сложилась благодаря эмитентам именно Северного Кавказа. Для ЮФО эти цифры несколько ниже и соответственно составили 54 и 35,5 %;

4) положительна и тенденция роста доли подписки в структуре способов размещения. Однако размещение по закрытой подписке абсолютно преобладает, т.е. менее 1 % объема предложения, следовательно, процессы перераспределения прав собственности все еще доминируют в структуре операций на первичном рынке и привлечение инвестиций имеет адресный характер;

5) предложение на РЦБ в ЮФО высококонцентриро-вано: 90 % его приходится на 4 субъекта ЮФО - Краснодарский край, Ростовскую, Волгоградскую области, Кабардино-Балкарскую республику. Эмиссионная активность особенно высока в Волгоградской области;

6) в структуре предложения преобладают акции, доля облигаций мала (13 % в 2001 г.), но наметился ее рост (при сокращении объема выпуска). Это соответствует тенденциям структурных сдвигов национального РЦБ, но противоречит тенденции роста объема облигационного рынка в России.

Вместе с тем объем инвестиций за счет собственных средств в Ростовской области уже сравним с суммой амортизации и чистой прибыли, т.е. использование этого источника достигло своего предела и дальнейшее наращивание инвестиций возможно только за счет привлеченных и заемных средств, что объективно выводит предприятия на РЦБ. Но в условиях стремления сохранить структуру контроля приоритетным для предприятий оказывается размещение акций по закрытой подписке и облигаций.

Аккумулировать временно свободные средства на внутреннем рынке в регионе можно с помощью госу-

*

Здесь и далее рассчитано по данным квартальных и годовых отчетов в РО ФКЦБ России в ЮФО, если не указано иное.

дарственных ценных бумаг субъекта РФ. В 1999 г. совместно специалистами Минэкономики, Министерства финансов Ростовской области и учеными РИНХа прорабатывался вопрос развертывания Программы целевых облигационных займов субъекта РФ под социально значимые проекты. Тогда оценка показала преждевременность запуска такой программы. Но, возможно, в новых условиях следует вернуться к этому вопросу, оценить целесообразность ее создания и предусмотреть в структуре источников финансирования Инвестиционной программы Ростовской области займы на РЦБ, что придаст дополнительный импульс развитию РЦБ и инвестиционному процессу в регионе.

Факторы, определяющие специфику спроса и предложения на РЦБ, также обусловливают и структуру профессиональных участников, и динамику вторичного рынка. ... ,

По состоянию на 01.01.02 г. на территории ЮФО зарегистрировано 105 профессиональных участников, из них 70,5 % не являются кредитными учреждениями. Наибольшее их число сконцентрировано в Ростовской области и Краснодарском крае.

Вторичный рынок непосредственно не влияет на объемы инвестиций и накоплений в стране. Он обеспечивает ценообразование на ценные бумаги, их ликвидность и определение направлений инвестирования и перераспределения денежных средств между различными субъектами хозяйствования в соответствии с уровнем сравнительной эффективности их экономической деятельности.

Анализ отчетности профессиональных участников РЦБ ЮФО позволяет более четко увидеть реальную картину состояния РЦБ в регионе, определить территории в регионе с наилучшим инвестиционным климатом, а также компании, активно принимающие участие в развитии фондового рынка.

Так, среди субъектов федерации, входящих в ЮФО, Ростовская область уверенно занимает лидирующее место по количеству и объему заключенных сделок. Со значительно меньшими показателями идут Волгоградская область, Краснодарский, и Ставропольский края [2].

В ЮФО действует ЗАО «Ростовская валютнофондовая биржа», где в 2001 г. было зарегистрировано 22,7 тыс. сделок, объем которых составил 2,15 млрд р., причем наибольшая доля приходится на сделки с акциями. Это - единственная работающая в регионе биржа, имеющая лицензии Банка и ФКЦБ России на организацию торговли иностранной валютой и ценными бумагами, с марта 2001 г. - на право организации биржевой торговли в секции стандартных контрактов. Система Интернет-трейдинга на валютном рынке (ЕТС и СЭЛТ) на РВФБ внедрена в 2000 г. Проект Интернет-трейдинга для проведения операций с ценными бумагами был реализован в начале 2001 г. В 2000 г. число сделок с ценными бумагами и их объем на РВФБ (рис. 1) значительно выросли: на 42,9 и 214 % соответственно. Такой рост объясняется положительными тенденциями на национальном РЦБ и свидетельствует о высокой интегри-

рованности регионального рынка в его структуру и создает предпосылки для вывода ценных бумаг региональных эмитентов в единое торговое пространство российского РЦБ.

2001 г.

2000 г.

1999г

■С

22774

м

I I 1

ИЗ 19

23702 ,

1

I

7861.56

С

16591.

УП.І1

О 10000 20000 30000

П число сделок шт.

И объем сделок млн р.

Рис. 1. Динамика числа и объема сделок с ценными > бумагами на РВФБ за 1999 - 2001 гг.

В 2001 г. наблюдался некоторый спад и в количестве, и в объеме сделок на 4 %. Большую часть заключенных профессиональными участниками РЦБ ЮФО на РВФБ в 1999 - 2001 гг. составили сделки по купле-продаже акций акционерных обществ (рис. 2), допущенных к торгам через организаторов торговли на РЦБ, наименьшая доля приходилась на сделки с облигациями.

3000

2500

2000

1500

27:6,19

8^ 1

1000 ег

500 479

ІЖЛ-» 72

37.11

ез

• 218.95

'

следних, начинают возвращаться на рынок государственных ценных бумаг, что отражает общую тенденцию национального рынка. К тому же с 2001 г. здесь проводятся сделки с корпоративными облигациями и ценными бумагами субъектов федерации в связи с расширением круга фондовых инструментов на региональном рынке ЮФО,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отраслевой анализ фондовых сделок по Северному Кавказу и в ЮФО в 1999 - 2000 гг. показывает, что первое место по ликвидности занимают эмитенты отрасли связи и телекоммуникаций, второе - энергетики, третье - металлургии и машиностроения. По структуре оборота также можно сделать вывод, что предпочтение отдается акциям предприятий связи и телекоммуникации, энергетики, машиностроения, металлургии.

Стабильно растет оборот ценных бумаг связи и его доля в общем обороте, а также металлургии, наметился рост доли машиностроения, нестабильна доля энергетики (рис. 3).

80

60

40

20

0

О

&

I

а

сЗ

2

□ 1998 г. □ 1999 г. □ 2000 г.

Рис. 3. Динамика отраслевой структуры оборота ценных бумаг эмитентов ЮФО за 1999 - 2000 гг., %

□ акции

И государственные ценные бумаги О ценные бумаги субъектов РФ

О корпоративные облигации

Рис.2. Динамика структуры сделок на РВФБ за 1999 - 2001 гг., млн р.

В 2000 г. наблюдался значительный рост объемов сделок с акциями (на 186 %), что объясняется возрастающим доверием инвесторов к государственным ценным бумагам после кризиса 1998 г. В 2001 г. объем сделок с государственными ценными бумагами продолжал расти (на 59 %), а с акциями - снизился на 31,5 %. Это свидетельствует, что региональные инвесторы, несмотря на высокую привлекательность по-

Как показал анализ, динамика отраслевой структуры оборота ценных бумаг эмитентов ЮФО определялась ростом производства и улучшением перспектив деятельности эмитентов в отрасли (связь, машиностроение, металлургия); перераспределением структуры акциойерного контроля (металлургия и др.).

В целом анализ выявил положительные тенденции развития регионального РЦБ. Причем в основном они общие для рынка Северного Кавказа и в ЮФО, а следовательно, присоединение к Северному Кавказу Астраханской и Волгоградской областей и образование ЮФО не противоречат объективной логике развития финансового рынка на юге России и будет способствовать более быстрому развитию РЦБ в рамках региона и его интеграции в национальную систему финансовых рынков.

Политическая стабилизация, а также рост экономики региона могут стать реальным основанием для быстрого развития РЦБ, в первую очередь, средних по размерам предприятий-эмитентов. В этой связи особо актуальны оценка потенциальной емкости РЦБ в регионе, исследование структуры инвесторов и особенностей их спроса на ценные бумаги эмитентов в регионе.

Чем более региональная экономика будет интегрирована в единое экономическое пространство при сохранении ее конкурентных позиций, чем выше ее уровень, динамика развития и сравнительная эффективность деятельности ее эмитентов ценных бумаг, тем более развит будет РЦБ в регионе.

Учет этих особенностей и тенденций в реализации программ развития регионального и национального

Ростовский государственный экономический университет

фондового рынка позволит развивать механизмы национального финансового рынка в направлении активного притока инвестиций в реальный сектор экономики.

Литература

1. Доронин И. Мировой финансовый рынок на пороге XXI в. // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 8. С. 34.

2. Тенденции развития фондового рынка в ЮФО // Биржевые ведомости юга России. 2001. № 4 - 5. С. 8-9.

1 октября 2002 г.

© 2003 г. II.Р. Молочников

УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ТРУДА: ОБЩИЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Организация труда - это функция управления, «так как без организационных функций не существует никакого управления вообще. Всякий общественный труд нуждается в большей или меньшей степени управления. Таким образом, управление трудом представляет собой организующую и координирующую силу, которая направляет и регламентирует целесообразную деятельность людей» [1, с. 37-38]. Управление организацией труда на уровне предприятия означает, на наш взгляд, управление ее традиционными направлениями. Тем не менее отдельные авторы либо смешивают понятия «управление организацией и нормированием труда», т.е. целое и его часть [2, с. 315], либо одновременно употребляют сразу два -«управление организацией труда» и «управление организацией нормирования труда». А.И. Рофе относится к той группе авторов, которая первое понятие рассматривает как традиционно применяемое и подчеркивающее особую роль нормирования в системе организации труда.

Другая группа авторов — Н.И. Костюков, М.Б. Ще-пакин и В.А. Малеванчук - подразумевает под «управлением организацией труда» и «управлением организацией нормирования труда» на предприятии отдельные специальные функции. При этом они справедливо утверждают, что управление организацией труда включает в себя планирование разработки и внедрения мероприятий по совершенствованию ее и отчета о выполнении, анализ ее состояния и расчет экономической эффективности внедренных мероприятий.[3, с. 84]. Кроме того, ими специально выделяется цель управления организацией нормирования труда, заключающаяся в повышении производительности, укреплении роли норм как меры труда, достижении экономически обоснованных соотношений между ростом производительности труда и повышением за-

работной платы. Такой подход нам представляется несколько узким, потому что функции по организации управления нормированием труда и управления трудом осуществляют одни и те же подразделения предприятия, и первая из них является частью второй. Да и сформированная цель управления организацией нормирования труда на самом деле лишь отражает роль и значение последнего. При этом ничего не говорится об обеспечении нормированием труда эффективного использования производственного и трудового потенциала предприятия, что именно и составляет его цель. К тому же, как было отмечено ранее, задачи по созданию действенной системы стимулирования и нормирования труда, отвечающей специфике производственной деятельности, относятся к организационным задачам НОТ. Отсюда следует вывод о том, что «одного технического обоснования недостаточно для того, чтобы норма являлась реальной мерой труда... норма труда должна иметь и организационное обоснование, т.е. исходить из соответствующего уровня организации труда» [2, с. 28]. Другими словами, нормы являются составной частью организации труда: исходят из анализа его разделения и кооперации, организации рабочих мест и их обслуживания, приемов, методов и условий труда. При изменении этих элементов нормы < труда также изменяются. «Поэтому нормирование труда должно осуществляться на основе анализа состоянии организации труда» [2, с. 25]. Таким образом, управление организацией труда включает в себя управление организацией нормирования труда.

Ряд авторов подчеркивают роль и значение анализа уровня организации труда. Так, О.П. Апостолов, Л.С. Бляхман, Г.Х. Гендлер, Б.М. Генкин и другие утверждают, что «планированию и разработке мероприятий по НОТ должны предшествовать анализ и оценка уровня организации труда, осуществляемые с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.