Научная статья на тему 'Механизмы совершенствования инвестиционного климата и инвестиционной политики республики Ингушетия'

Механизмы совершенствования инвестиционного климата и инвестиционной политики республики Ингушетия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
358
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мержоев Тб

Статья посвящена анализу механизмов совершенствования инвестиционной политики и инвестиционного климата Республики Ингушетия. Инвестиционная политика субъекта РФ рассматривается как ключевой элемент построения эффективной федеральной инвестиционной политики. Предлагаются методы улучшения инвестиционной политики республики и комплекс мероприятий по стимулированию развития фондового рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISMS OF THE IMPROVEMENT OF INVESTMENT CLIMATE AND INVESTMENT POLICY OF THE REPUBLIC OF INGUSHETIA

Article is dedbated to the analysis of the mechanisms of the improvement of investment policy and investment climate of the Republic of Ingushetiya. The investment policy of subject Russian Federation is considered as the key element of the constructbn of effective federal investment policy. The methods of an improvement in the investment policy of republic and the complex of measures for the stimulation of the devebpment of fund market are proposed.

Текст научной работы на тему «Механизмы совершенствования инвестиционного климата и инвестиционной политики республики Ингушетия»

Усиление конкурентной борьбы на кондитерском рынке предполагает развитие новых форм организации производства и реализации продукции, а также вынуж -дает пересмотреть не только базовые постулаты классической концепции хозяйственного предприятия, но и общие теоретические положения. Зримым результатом стали положительные сдвиги в производственной и коммерческой деятельности ряда крупных кондитерских объединений. Их практика - свидетельство правильного выбора направления своего развития, способствующего согласованию частных интересов с интересами народного хозяйства и общества в целом.

1 См.: Гаффорова Е.Б. Интеграция менеджмента для повы-шения качества деятельности предприятия // Пищевая промышленность. 2007. № 2.

2 См.: Васильева Л.Н., Муравьева Е.А. Методы управления инновационной деятельностью. М.: КНОРУС, 2005.

3 См.: Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2001.

4 См.: Красильников А. Эволюционные модели в теории экономического роста // Вопросы экономики. 2007. № 1.

5 См.: Редруэлло Ф. Анализ кондитерского рынка России // Кондитерское производство. 2006. № 4.

УДК 338(470)

МЕХАНИЗМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КАИМАТА И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОАИТИКИ РЕСПУБАИКИ ИНГУШЕТИЯ

Т.Б. Мержоев,

зам. директора ГОУ ДПО «Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров и специалистов Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова »

ВЕСТНИК. 2007. № 19(5)

В настоящее время определяющее значение в решении проблем социально-экономического развития Ингушетии, как и России в целом, имеют инвестиции в определенный сектор экономики, особенно в ее высокотехнологичные и наукоемкие сферы. В системе целей и направлений инвестиционной политики Ингушетии отчетливо просматриваются две состав -ляющие.

Первой составляющей является федеральная инвестиционная поли -тика, которая отчетливо просматривается в системе организации бюджетных отношений, когда финансирование капитальных вложений в Ингушетии осуществляется за счет средств федерального бюджета. Данная составляющая республиканской инвестиционной политики неизбежно и регулярно претерпевает определенные изменения, обусловленные текущим уровнем национального дохода и его частью, изымаемой в национальный бюджетный фонд, а также текущим распределением бюджетных доходов.

Второй составляющей является инвестиционная политика, непосред -ственно разрабатываемая и осуществляемая Ингушетией, но выстраиваемая в рамках достаточно жесткого федерального законодательства и под контролем институтов, отвечающих за формирование в России единого правового поля. Инвестиционная политика Ингушетии акцентирует внимание на целях, направленных в первую очередь на решение ее социально-эко номических проблем.

Система формирования и реализации инвестиционной политики Ингушетии должна включать три взаимосвязанных и взаимозависимых блока.

Первым блок - это основные факторы, определяющие инвестиционную политику республики и механизм ее реализации. К ним относятся: 1) инвестиционный климат в республике; 2) показатели формирования инвестиционного потенциала республики; 3) уровень инвестиционных рисков; 4) факторы внутреннего и внешнего воздействия.

Второй блок представляет непосредственно этапы формирования инвестиционной политики: 1) определение целей и главных приоритетов инвестиционной политики в зависимости от целей и задач обшей социально-эко номической политики республики; 2) формирование Комплексной инвестиционной программы социально-экономического развития республики на среднесрочную и долгосрочную перспективы; 3) разработка принципов механизма реализации инвестиционной политики.

Третий блок должен состоять из средств, с помощью которых предусматривается достижение целей инвестиционной политики. Он включает комплекс применяемых методов управления (экономических, администра-

тивных, социально-психологических) и систему обеспечения его действия (правового, организационного, информационного). Целенаправленное воздействие структур республиканского управления на всех участников инвестиционного процесса в интересах достижения намеченных целей социально-экономического развития республики является сущностью механизма реализации инвестиционной политики.

Формирование и реализация инвестиционной поли -тики республики представляет собой комплексную мно -гоступенчатую задачу, каждый из этапов которой требует отдельной проработки и постоянной адаптации к изменяющимся условиям функционирования ее социально-экономической системы.

Инвестиционная политика Ингушетии должна совершенствоваться в следующих направлениях:

1) повышение инвестиционной привлекательности республики и создание благоприятного инвестиционно -го климата для отечественных и иностранных инвесто -ров за счет улучшения условий функционирования биз-неса на основе укрепления добросовестной конкуренции и минимизации риска потери капитала и прибыли для инвестора;

2) разработка и осуществление Комплексной инвестиционной программы социально-экономического раз -вития республики, в которую должны быть органично вписаны подпрограммы, проекты и отдельные меропри -ятия по развитию производственных комплексов и от -дельных производств, финансируемых за счет средств предпринимателей и населения, а также капитала, фор -мируемого на долевой основе из муниципальных, республиканского и федерального бюджетов;

3) непосредственное участие финансовых и других инвестиционных ресурсов, находящихся в распоряжении администрации республики, в реализации наибо-лее значимых для нее инвестиционных проектов и мероприятий ;

4) финансовая поддержка наукоемких и высокотехнологичных производств, взвешенная оценка таких про -ектов с учетом их вклада в социально-экономическое развитие республики, которая является необходимым условием принятия обоснованных решений по их включению в Комплексную инвестиционную программу со -циально-экономического развития республики и в пакет инвестиционных проектов и мероприятий;

5) поддержка и стимулирование развития малого и среднего бизнеса (МСБ) в направлении, наиболее соответствующем целям и задачам развития республики и

ее производственных комплексов. Поддержка и стимулирование развития МСБ должны осуществляться путем прямого субсидирования из средств республиканского и местных бюджетов, льготного кредитования, государственных гарантий выполнения обязательств по ком -мерческим кредитам, а также с помощью налоговых льгот и других мероприятий;

6) развитие эффективной рыночной инфраструктуры;

7) развитие существующих и увеличение числа возможных внутренних источников инвестиций в республике для решения важнейшей задачи, стоящей в настоящее время перед предприятиями Ингушетии, - обновление основных производственных фондов.

Особенный интерес представляют республиканские источники инвестиционного капитала как институциональные инвесторы (банки, страховые компании, паевые и пенсионные фонды). К сожалению, ресурсная база коммерческих банков в настоящее время не соответствует требованиям предприятий по стоимости и временному качеству: банки могут предоставить в о сновном лишь краткосрочные ссуды и под высокий процент. При этом, например, в Ингушетии, как и в других субъектах ЮФО, ограниченность рынка заемных средств обусловлена прежде всего слабой развитостью инвестиционной инфраструктуры . Самым распространенным источником заемных средств являются банковские кредиты. Однако их доля в структуре инвестиций в реальный сектор составляет в Ингушетии менее 0,5%, в среднем по России - 3%.

Низкая доля банковских инвестиций объясняется высокими процентами по кредитам, которые намного превышают уро вень рентабельности подавляющего большинства предприятий Ингушетии, делая их непривлекательными для банковского сектора. Кроме того , инвестиционную активность банков снижают высокие риски вложения средств (табл. 1), ориентирующие их преимущественно на краткосрочное кредитование.

Труднодоступность заемных средств как источника инвестиций для большинства предприятий обусловлена также отсутствием необходимых залоговых инструментов при предоставлении кредитных ресурсов, длительностью процедур оформления кредитов, повышенной трудностью получения долгосрочных банковских кредитов. В числе факторов риска при банковском финансировании реального сектора экономики республики находятся также низкая рентабельность (в среднем -0,5 - 5%), низкоэффективное использование основных фондов и трудовых ресурсов. Уровень загрузки мощно-

Т а б л и ц а 1

Зависимость коэффициентов риска от вида обеспечения кредита*

Вид обеспечения по ссуде Коэффициент риска, %

Залог государственных ценных бумаг 10

Реальное материальное обеспечение 25

Гарантии и поручительства третьих лиц с известной платежеспособностью 30

Залог простых векселей покупателей, по которым имеется гарантия банка покупателя 40

Залог акций предприятий и банков, зарегистрированных на фондовой бирже 40

Купленные у заемщиков-векселедержателей товарные векселя 40

Залог переводных векселей, акцептованных плательщиком, по которым имеется аваль, т.е. гарантия банка 50

Страхование ответственности за непогашение кредита 30 - 80

* Источник: Пенюгалова А.В., Мальсагов P.M. Факторы и условия повышения инвестиционной активности в регионе // Региональная экономика, 2006. № 7(34).

стей составляет только около 50% в секторе инвестиционных товаров и немногим более 50% - в секторе потребительских товаров. Более половины производств вообще не прибегают к банковским ссудам. Банковский кредит считает возможны м источником инвестиционных ресурсов только каждое шестое предприятие республики, осуществляющее инвестиции.

Страховые организации, выполняя свое первоочередное назначение - защиту субъектов хозяйствования от рисков, - аккумулируют значительные страховые ресурсы. В отличие от ресурсов коммерческих банков, эти инвестиционные источники являются более длительными и менее дорогими, поэтому они больше удовлетворяют предприятия по своим качествам.

Проблема обеспечения населения жильем является одной из самых острых проблем социальной сферы Ингушетии. И здесь страховые компании могут стать одним из источников привлечения долгосрочных инвестиционных ресурсов в жилищную сферу в рамках развития ипотечной системы жилищного строительства. В частности, в качестве первоначального взноса в модели с включением страховой компании в систему ипотечного кредитования могут выступать, наряду со средствами, накопленными заемщиком и полученными от продажи имеющегося жилья, средства по накопительному страхованию жизни.

Например, заемщик заключает договор долгосрочного страхования своей жизни сроком от 5 до 10 лет. В течение всего периода страхования на выплаченные страховые взносы начисляются проценты в размере до 20% годовых. Когда сумма выплаченных страхователем страховых взносов достигает 50% стоимости его будущего жилья для имеющих право на получение безвозмездной субсидии и 70% для не имеющих такого права, страхователь может подать заявку на получение от страховой компании займа сроком от 5 до 10 лет, необходимого для покупки квартиры, или использовать накоплен -ные средства для участия в ипотечной программе с использованием банковского кредита. Одновременно заемщик, имеющий право на получение безвозмездной субсидии, обращается в Департамент строительства Ингушетии для оформления такой субсидии в размере до 20% от стоимости жилья по социальной норме за счет средств республиканского бюджета. При получении положительного решения страховой компании о предоставлении участнику программы ипотечного займа он заключает договор долевого участия в строительстве жилья, по которому оплачивает первоначальный взнос в размере 70% от стоимости приобретаемой квартиры.

Каждый субъект процесса ипотечного кредитования при использовании средств страховой компании реализует свои экономические интересы: 1) население - накопление определенных сумм и возможность получить ссуду на покупку жилья под процент, значительно ниже банковского; 2) страховые компании - расширение поля услуг и получение прибыли от своего участия в ипотечном проекте; 3)строительные компании - получение выгодных и своевременно финансируемых заказов; 4) муниципальные образования и республика в целом -увеличение объемов строительства, рост налоговых поступлений в бюджет, развитие нового сегмента финансового рынка, решение социальной задачи обеспечения жильем населения.

Включение страховых институтов в систему жилищного кредитования может стать эффективным инструментом модернизации системы ипотечного кредитования в республике, что позволит расширить, наряду с банковским и/или бюджетным кредитованием, ресурсную базу жилищного финансирования и снизить кредитные риски.

Одним из основных источников для инвестирования во всем мире считаются сбережения населения. В пос -ледние годы предпринимаются попытки привлечь сбережения населения в качестве инвестиционного ресурса эффективного социально-экономического развития в субъектах РФ, в частности для целей инвестирования их реального сектора экономики и, как следствие, для обеспечения устойчивого экономического роста.

Государственная поддержка в республике еще более укрепила бы доверие населения к финансовым уч -реждениям, активизировала бы аккумулирование свободных средств для направления их на инвестиции в реальный сектор. Для активизации частных инвестиций населения необходима соответствующая республиканская политика доходов, основу которой должны составлять следующие блоки: обеспечение роста номинальных и реальных доходов населения; стимулирование сбережений и управление активами.

В современных условиях без привлечения крупных инвестиций невозможно обеспечить рост конкурентоспособности. Многие предприятия в ЮФО поставлены перед необходимостью поиска источников инвестиций. В рамках рыночной экономики логично предположить, что растущая потребность компаний ЮФО в привлечении финансовых ресурсов должна привести к активизации использования ими инструментов РЦБ. Однако большинство предприятий в ЮФО не рассматривают национальный финансовый рынок как механизм привлечения инвестиционных ресурсов и зачастую вообще не имеют к нему доступа. Основным источником инвестиций для компаний ЮФО остаются либо собственные средства, либо кредиты.

В настоящее время финансовый рынок ЮФО испы -тывает недостаток ликвидности по качественным активам. Ограниченность спроса со стороны консервативных долгосрочных инвесторов делает его весьма неустойчивым. Для формирования полномасштабных ры ночных отношений в ЮФО необходимо всемерное содействие развитию фондового рынка, который будет способствовать концентрации и перемещению свободных капиталов в сектор реальной экономики.

Необходима комплексная программа мер по стимулированию ускоренного развития фондового рынка ЮФО. При этом усилия следует сосредоточить на реализации комплекса мероприятий, представленных на рисунке.

Комплексная программа мер РЦБ ЮФО должна обеспечить: 1) усиление влияния администраций субъектов ЮФО на фондовый рынок ЮФО; 2) повышение эффективности решения социально-экономических проблем муниципальных образований вследствие расширения рынка муниципальных заимствований; 3) получение большинством компаний ЮФО доступа к рынку капиталов, в результате чего увеличится количество первичных размещений акций; 4) существенное расширение ассортимента инструментов фондового рынка и

Активизация работы

муниципальных ¡органов пласти на долго ком рынке

Реорганизация

регулирующих

органов с учетом

территориально-

ад министр ативного

устройства

страны

V7

услуг, предоставляемых профессиональными участниками рынка; 5) качественное изменение ценовой политики при проведении сделок с ценными бумагами; 6) более надежный учет и хранение ценных бумаг; 7) усиление роли институтов коллективных инвестиций; 8) ускорен-ное формирование среднего класса за счет участия в операциях на РЦБ.

Трансформация РЦБ ЮФО будет способствовать росту емкости и устойчивости финансового рынка, повышению его капитализации и роли в социально-экономическом развитии как отдельных субъектов ЮФО, так и ЮФО в целом. Реализацию комплексной программы мер РЦБ ЮФО можно разбить на 2 этапа2.

Для первого этапа (до конца 2010 г.) наиболее актуальны следующие задачи: 1) изменение законодательной базы к области регулирования РЦБ ЮФО; 2) выход муниципальных образований на долговой рынок; 3) активизация привлечения финансовых ресурсов хозяйствующими субъектами, рост числа вторичных эми ссий; 4) трансформация существующей инфраструктуры, создание Центрального депозитария; 5) привлечение населения на фондовый рынок посред -ством институтов коллективных инвестиций; 6) распространение системы Интернет -трейдинга в субъектах ЮФО.

К основным задачам второго этапа (до конца 2015 г.) следует отнести: 1) макси-мальную активизацию эмиссионной деятельности муни -ципальных органов власти и эмитентов ЮФО, в первую очередь предприятий конкретного сектора; 2) создание учетной системы, базирующейся на депозитарных институтах; 3) активное привлечение всех групп инвесто -ров как с помощью институтов коллективных инвести-ций, так и при помощи Интернет-доступа к операциям на фондовом рынке.

Уровни развития фондового рынка ЮФО в период 2007 - 2015 гг. в результате реализации комплексной программы мер характеризуют следующие прогнозные значения индикативных экономических показателей (табл. 2).

Функционирование полноценного фондового рынка ЮФО позволит сгладить неравномерное развитие и станет залогом успешного функционирования экономик субъектов ЮФО, повышения в них инвестиционной ак-

Выход

региональных предприятий «а фондовый рынок

Трансформация существующей национальной и региональной инфраструктуры

Подключение населения к инвестициям на фондовом рынке посредством институтов коллективных инвестиций и Интернет-трейдинга

Создание

единого

национального

фондового

пространства

региональный рынок ценных бумаг --- ---

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

национальная экономика

Комплекс мероприятий по стимулированию ускоренного развития фондового рынка ЮФО

тивности, важнейшим условием развития и роста эффективного производства, будет способствовать межрегиональной интеграции, поможет в реализации инвестиционных проектов.

Для реализации возможностей наиболее полного и эффективного использования рассмотренных источников инвестирования необходима разработка механизма управления этими ресурсами, позволяющего решить задачу увеличения инвестиционного потенциала республики, особенно капитала институциональных инвесторов, путем конвергенции различных источников инвестиционного капитала. Данный механизм может быть со -здан в виде разработки и реализации специальной республиканской политики, либо в виде специальной ком -мерческой структуры. Однако наиболее эффективным может быть смешанный вариант, учитывающий интересы органов власти Ингушетии и предпринимателей республики.

Т а б л и ц а 2

Основные показатели фондового рынка ЮФО*

Основные показатели Количественные характеристики к 2010 г. Количественные характеристики к 2015 г.

Суммарное число эмитентов муниципальных облигаций и рамках ЮФО ~ 10 ~ 30

Суммарное число эмитентов акций ЮФО в листингах российских бирж ~ 50 ~ 150

Суммарное число эмитентов ЮФО, выпускающих ценные бумаги (за год) 1500 - 2000 2000 - 4000

Доля дополнительных выпусков от общего числа выпусков ~ 411% ~ 80%

Суммарный оборот ценными бумагами эмитентов ЮФО на российских биржах Свыше 5 млрд руб. Свыше 25 млрд руб.

Объем привлеченных инвестиций путем выпуска акций предприятиями ЮФО (за год) 20 - 25 млрд руб. Свыше 50 млрд руб.

* Источник: Янукян М.Г. Комплексная программа развития рынка ценных бумаг как фактор экономического роста регионов (на примере Южного федерального округа) // Региональная экономика. 2006. № 11(38).

Эффективно задействовать имеющиеся ресурсы можно лишь при условии реализации таких мер, кото -рые позволили бы существенно изменить мотивацию всех субъектов экономики для обеспечения в необходи-

мых объемах инвестирования приоритетных отраслей реального сектора экономики, особенно его высокотехнологичных и наукоемких производств.

УДК 339.166.82

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫНКА МОАОКА В РОССИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.С. Михайлов,

соискатель кафедры экономики и управления на предприятии, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2007. № 19(5)

Рынок молока и молочных продуктов является важнейшей составляю -щей продовольственного рынка России. Его значимость напрямую связана с вопросами обеспечения продовольственной безопасности страны. Однако именно стихийность формирования и практически полное отсутствие государственного регулирования являются его характерными особенностями.

Самоустранение государства от выполнения координирующей функции обусловило негативную тенденцию в развитии рынка молочной продукции, проявившуюся в снижении товарного предложения со стороны отечествен ного товаропроизводителя и ограничении спроса вследствие сокращения уровня доходов населения. В результате в стране значительно сократилось среднедушевое потребление молочной продукции. Так, потребление молока и молочных продуктов в 2005 г. в расчете на душу населения в среднем по России составило 231 кг (58,9% от рациональной нормы потребления), по Саратовской области - 288 кг (73,5% от рациональной нормы потребления), при этом расходы россиян на молоко и молочные продукты (без немолочных жиров) составляют около 15% всех средств на питание. Фактически показатели потребления молочных продуктов приблизились к физиологической норме, определяемой на уровне прожиточного минимума. Важно подчеркнуть, что физиологические нормы потребления продуктов питания, утвержденные Министерством труда РФ 10 ноября 1992 г., разрабатывались для условий кризисной ситуации -голод, война и т.д. Поэтому соответствие фактического потребления данным нормам не позволяет говорить о выходе отечественной экономики из кризиса, вызванного институциональными преобразованиями последних пятнадцати лет.

Сегодня энергетическая ценность молочных продуктов в структуре продуктов питания составляет всего 1 0%, в США, для сравнения, данный показатель составляет 30%. В результате суточное потребление продуктов на одного человека в России в настоящее время составляет, по разным данным, от 2000 до 2590 ккал, в то время как в США и странах ЕС данный обобщающий показатель составляет 3500 - 3600 ккал. При этом по международной классификации Всемирной продовольственной организации питание на уровне 2150 ккал характеризует условия постоянного недоедания, а нормальным уровнем для человека является не менее 2600 ккал1.

Таким образом, население нашей страны в настоящее время не обеспечивается нормальным уровнем питания. Значительно влияет на подоб-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.