Научная статья на тему 'Развитие рынка электронной коммерции в условиях цифровизации экономики'

Развитие рынка электронной коммерции в условиях цифровизации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
4
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
технология / электронная коммерция / цифровизация / маркетплейс / technology / e-commerce / digitalization / marketplace

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нелли Николаевна Матненко, Татьяна Сергеевна Сальникова, Юрий Анатольевич Мезяков

В статье в систематизированном виде исследуется рынок электронной коммерции в условиях цифровизации экономики, с акцентом на его трансформационные факторы, такие как пандемия COVID-19 и развитие цифровых технологий. Авторы проводят анализ ключевых изменений на рынке маркетплейсов, который является наиболее перспективным сегментом электронной коммерции, и акцентируют внимание на важности маркетплейсов для стимулирования инноваций и конкуренции, а также на значительном их вкладе в экономический рост страны. В статье обобщены ключевые драйверы роста, включая смену поколений, развитие информационно-коммуникационных технологий и улучшение логистики. В заключение сделан вывод о перспективах динамичного развития маркетплейсов в России в условиях трансформации рынка и роста степени неопределенности рыночной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотрDOI: 10.29030/2309-2076-2024-17-4-39-50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the e-commerce market in the conditions of the economy digitalization

The article systematically examines the e-commerce market in the context of the digitalization of the economy, with an emphasis on its transformation factors, such as the COVID-19 pandemic and the development of digital technologies. The authors explore key developments in the marketplace market, which is the most promising segment of e-commerce and emphasize on the importance of marketplaces in driving innovation and competition, as well as contributing significantly to the country’s economic growth. The article also discusses the key drivers of growth including generational shifts, information and communication technology developments, and improved logistics. In conclusion, the conclusion is made about the prospects for the dynamic development of marketplaces in Russia in the context of market transformation and an increase in the degree of uncertainty of the market environment.

Текст научной работы на тему «Развитие рынка электронной коммерции в условиях цифровизации экономики»

Экономические системы. 2024. Том 17, № 4. С. 39-50. Economic Systems. 2024;17(4):39-50.

Научная статья УДК 339+004

DOI 10.29030/2309-2076-2024-17-4-39-50

5.2.3 - Региональная и отраслевая экономика

Развитие рынка электронной коммерции в условиях цифровизации экономики

Нелли Николаевна Матненко1^, Татьяна Сергеевна Сальникова2, Юрий Анатольевич Мезяков3

1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия

2 3 Московский международный университет, Москва, Россия И interimdean@inbox.ru

Аннотация. В статье в систематизированном виде исследуется рынок электронной коммерции в условиях цифровизации экономики, с акцентом на его трансформационные факторы, такие как пандемия COVID-19 и развитие цифровых технологий. Авторы проводят анализ ключевых изменений на рынке маркетплейсов, который является наиболее перспективным сегментом электронной коммерции, и акцентируют внимание на важности маркетплейсов для стимулирования инноваций и конкуренции, а также на значительном их вкладе в экономический рост страны. В статье обобщены ключевые драйверы роста, включая смену поколений, развитие информационно-коммуникационных технологий и улучшение логистики. В заключение сделан вывод о перспективах динамичного развития маркетплейсов в России в условиях трансформации рынка и роста степени неопределенности рыночной среды.

Ключевые слова: технология, электронная коммерция, цифровизация, маркетплейс

Для цитирования: Матненко Н.Н., Сальникова Т.С., Мезяков Ю.А. Развитие рынка электронной коммерции в условиях цифровизации экономики // Экономические системы. 2024. Том 17, № 4. С. 39-50. DOI 10.29030/2309-2076-2024-17-4-39-50.

© Матненко Н.Н., Сальникова Т.С., Мезяков Ю.А., 2024

Original article

Development of the e-commerce market in the conditions of the economy digitalization

Nelli N. Matnenko1^, Tatiana S. Salnikova2, Yurij A. Mezyakov3

1 Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia

2 3 Moscow International University, Moscow, Russia

El interimdean@inbox.ru

Abstract. The article systematically examines the e-commerce market in the context of the digitalization of the economy, with an emphasis on its transformation factors, such as the COVID-19 pandemic and the development of digital technologies. The authors explore key developments in the marketplace market, which is the most promising segment of e-commerce and emphasize on the importance of marketplaces in driving innovation and competition, as well as contributing significantly to the country's economic growth. The article also discusses the key drivers of growth including generational shifts, information and communication technology developments, and improved logistics. In conclusion, the conclusion is made about the prospects for the dynamic development of marketplaces in Russia in the context of market transformation and an increase in the degree of uncertainty of the market environment.

Keywords: technology, e-commerce, digitalization, marketplace

For citation: Matnenko N.N., Salnikova T.S., Mezyakov Yu.A. Development of the e-commerce market in the conditions of the economy digitalization. Economic Systems. 2024;17(4):39-50. (In Russ.). DOI 10.29030/2309-2076-2024-17-4-39-50.

Введение

Исследование рынка электронной коммерции в условиях цифровизации экономики представляет научно-практический интерес в силу ряда трансформационных факторов, влияющих на глобальную торговлю. Наиболее ключевыми из них являются: пандемия COVID-19, ускорившая переход к электронной коммерции; развитие цифровых технологий, оказывающее влияние на изменение потребительского поведения и бизнес-модели и, наконец, облегчение доступа на рынки, что особенно значимо важно для малого и среднего бизнеса, поскольку создаются возможности выхода на рынок с меньшими затратами.

Углубленное изучение рынка электронной коммерции в условиях цифровизации крайне важно для понимания текущих тенденций, решения возникающих проблем и использования возможностей для его устойчивого роста в быстроменяющихся условиях.

В настоящей статье представлены наиболее значимые результаты, полученные в ходе комплексного изучения особенностей формирования и выявления ключевых изменений на рынке маркетплейсов как наиболее перспективного сегмента рынка электронной коммерции. Основная цель, которую ставили перед собой авторы, состояла в использовании материалов проведенного исследования для оценки потенциала и перспектив развития рынка электронной коммерции в условиях цифровизации экономики.

Основная часть

Электронная коммерция (от англ. e-commerce, eCommerce) представляет собой сферу цифровой экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые с помощью компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций [1].

Электронная коммерция занимает в торговом обороте РФ менее 1/6 части, однако наблюдается устойчивая тенденция ее роста, которую демонстрирует график (рис. 1).

%

6,4 х ' "

5,2 I 1

L--- 3,2

Б Б и

9,2

I5- - -г* - '

11,7

иЪ -

5,0

3,9

13,4 '

6,4

19

IT"1

7,7

vo s к X

2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г.

(прогноз!

I Объем рынка eCommerce

Доля eCommerce

Рис. 1. Динамика доли электронной коммерции в торговом обороте РФ Источник: составлено авторами по данным [2].

Ядром еСоттегсе являются маркетплейсы, под которыми будем понимать платформу электронной коммерции, интернет-магазин электронной торговли, предоставляющие информацию о продукте или услуге третьих лиц.

Маркетплейсы играют значительную роль в цифровой экономике России, способствуя росту электронной коммерции и онлайн-бизнеса в стране. Согласно отчету Российской ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), общий объем рынка электронной коммерции в России по итогам 2023 г. достиг почти 6,4 трлн руб. [2], что на 28% больше по сравнению с предыдущим годом.

По данным за I полугодие 2024 г., объем рынка составил 3,9 трлн руб., из которых 97% приходится на локальный рынок, а 3% - на трансграничную торговлю. Экстраполируя данные за первое полугодие 2024 г. и учитывая рост предпраздничной, новогодней потребительской активности, объемы рынка электронной коммерции по итогам 2024 г. будут иметь прирост к 2023 г. близкий к 20-21%.

Значительная часть прироста рынка электронной коммерции обеспечивается электронными торговыми площадками, среди которых безусловными лидерами являются Wildberries, Ozon и «Яндекс.Маркет».

Маркетплейсы не только представляют собой самый конкурентоспособный вид бизнеса, но и являются движущей силой экономики страны. Вокруг них развиваются смежные отрасли, такие как логистика, реклама, ИТ и финтех, а также появляются новые виды бизнеса. Благодаря электронным площадкам, в России появилось множество новых профессий - от менеджеров маркетплейсов до онлайн-предпринимателей. Около 3 млн чел. в России занимаются eCommerce, причем большинство из них являются индивидуальными предпринимателями [3].

Пандемия значительно ускорила переход к электронной коммерции, что привело к заметному росту числа покупок в интернете, поскольку физические магазины столкнулись с ограничениями. В 2020 г. объем электронной коммерции в России вырос в 1,6 раза - до 3,2 трлн руб. (рис. 1], что стало спасательным кругом во время экономических потрясений, связанных с пандемией COVID-19.

Снижение посещаемости офлайн-магазинов стало заметным явлением. В 2021 г. оно составило около 35%. Еще заметнее эта тенденция проявилась в марте 2022 г., когда количество посетителей торговых центров сократилось на 4,5 млн чел. [4].

Некоторое замедление темпов роста рынка электронной коммерции связано с заметным увеличением его объема, а также с введением международных санкций относительно РФ, что повлекло за собой уход многих брендов и производителей с российского рынка, сокращение трансграничной торговли из-за усложнения логистики и платежных операций.

Несмотря на это, онлайн-торговля как сегмент рынка eCommerce продолжает активно развиваться и расти преимущественно за счет развития и масштабирования такой бизнес-модели, как маркетплейсы. Согласно аналитике Data Insight, основной вклад в рост рынка eCommerce в России внесли именно маркетплейсы, чья доля в 2023 г. составила 79% от общего числа заказов в сравнении с 70% годом ранее [5].

Основной рост сегмента электронной коммерции в 2023 г. (+9% прироста к 2022 г.] обеспечивали крупные универсальные маркетплейсы: Wildberries, Ozon и «Яндекс.Маркет» [5].

В профессиональной среде сложился консенсус в сохранении тенденции роста онлайн-коммерции в средне- и долгосрочной перспективе. Драйверами развития электронной коммерции в России являются несколько ключевых факторов, которые формируют этот рынок и способствуют его росту.

Прежде всего, смена поколений. Изменение потребительских предпочтений, особенно среди молодежи, является основным фактором роста электронной коммерции. По данным исследований, более 80% людей в возрасте 20-30 лет предпочитают делать покупки через интернет-магазины и маркетплейсы. Ожидается, что этот тренд будет усиливаться по мере взросления этого поколения [6].

Ключевым драйвером роста является развитие информационно-коммуникационных технологий и дальнейшая цифровизация бизнеса, которые повышают привлекательность онлайн-торговли. Потребители все больше оценивают удобство, разнообразие и доступность онлайн-платформ для совершения покупок. По мере развития технологий, улучшения пользовательского опыта и развития цифровой экономики привлекательность онлайн-торговли, как ожидается, будет возрастать. Такие факторы, как распространение мобильных устройств, расширение доступа к интернету и совершенствование безопасных методов онлайн-платежей, способствуют устойчивому росту электронной коммерции.

Помимо преимуществ цифровизации бизнеса другими драйверами развития данного сегмента рынка являются развитие логистики, совершенствование технологий онлайн-продаж, рост прямых поставок (D2C).

Переход бизнеса к модели прямых поставок от производителей к потребителям позволяет производителям сокращать количество посредников и улучшать взаимодействие с клиентами. В 2023 г. собственная логистика маркет-плейсов охватывала 84% всех поставок, что способствовало увеличению объемов онлайн-продаж [6].

Одним из ключевых преимуществ торговых электронных платформ в России является их способность предоставлять потребителям широкий спектр товаров и услуг по конкурентоспособным ценам. Это привело к росту популярности онлайн-покупок среди россиян, в результате все больше людей обращаются к цифровым платформам для совершения покупок.

Торговые площадки также играют важную роль в поддержке малого и среднего бизнеса, позволяя охватывать более широкую аудиторию клиентов без необходимости значительных инвестиций в инфраструктуру или маркетинг. Это помогло стимулировать предпринимательство в России и создать новые возможности для успешности бизнеса в цифровой экономике.

Кроме того, торговые площадки способствуют углублению цифровой экономики, стимулируя инновации и конкуренцию. Предоставляя продавцам платформу для демонстрации своих товаров и услуг, торговые площадки поощряют предприятия к постоянному совершенствованию и внедрению инноваций, чтобы выделиться на фоне конкурентов. Это не только выгодно потребителям (им предлагается более широкий выбор товаров и услуг], но и способствует экономическому росту в долгосрочной перспективе.

Деятельность маркетплейсов практически на 3/4 формирует рынок онлайн-торговли, поэтому состояние и перспективы их развития - определяющие тенденции развития электронной коммерции.

ТОП-3 крупнейших маркетплейсов России включает Wildberries, Ozon, «Ян-декс.Маркет» (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительные характеристики крупнейших российских маркетплейсов

Параметр Wildberries Ozon «Яндекс.Маркет»

Год образования

2004 1998 2000

Число активных продавцов, 2023 г.

Тыс. чел. 284 232 43,7

Прирост к 2022 г., % -5 30 62

Посещаемость сайта в месяц, 2024 г., млн чел. 334,9 410,9 152,4

Число уникальных посетителей, млн чел. 52,25 99,11 36,84

Посещение маркетплейса в среднем на 1 уникального покупателя в месяц, ед. 6,4 4,1 4,1

Средняя длительность сеанса, 2024 г., мин 11,01 8,57 5,57

Оборот GMV (Gross Merchandise Volume), 2023 г.

Млрд руб. 2143,7 1566,4 370,6

Прирост к 2022 г., % 32,98 99,5 56,77

Средний чек, 2023 г., руб. 720 1 680 3 750

Источник: составлено авторами по данным [2, 7].

Wildberries, основанный в 2004 г., позже двух других маркетплейсов демонстрирует более высокие показатели по количеству активных продавцов, средней продолжительности сеанса и обороту GMV, но столкнулся с оттоком продавцов в 2023 г. на 5%. Также по итогам года маркетплейс показал более медленный рост торгового оборота: прирост к 2022 г. - 32,98% против 56,77% и 99,5% у «Яндекс.Маркета» и Ozon соответственно.

На основании предоставленных данных и анализа ключевых показателей деятельности маркетплейсов Wildberries, Ozon и «Яндекс.Маркет» можно сделать следующие выводы о привлекательности этих площадок для покупателей.

Из тройки лидеров самым посещаемым маркетплейсом является Ozon -410,9 млн посещений при наличии 99,11 млн уникальных посетителей, т. е. в среднем один покупатель совершает в 2023 г. четыре входа на маркетплейс. Однако Wildberries выделяется среди конкурентов, поскольку один уникальный посетитель осуществляет в среднем шесть входов. Кроме того, пользователи Wildberries проводят на сайте больше времени - в среднем 11 мин. Это время значительно превышает среднюю длительность сеанса на других платформах, таких как Ozon (8,57 мин] и «Яндекс.Маркет» (5,57 мин).

Учитывая среднее число входов и продолжительность пребывания на сайте, Wildbeггies представляется более привлекательной торговой площадкой для покупателей по причинам большой вовлеченности покупателей и их интересу к ассортименту и удобству навигации.

В 2023 г. жители российских городов значительно повысили свою активность в онлайн-покупках через маркетплейсы. По данным АКИТ, Tinkoff е-Соттегсе и других источников, наблюдается заметный рост как количества транзакций, так и общего объема продаж на этих платформах (рис. 2).

Москва

Омск Красноярск Новосибирск

Челябинск Волгоград Уфа

Казань

Казань Уфа Волгоград Челябинск Новосибирск Красноярск Омск Москва

■ Прирост покупок, % 59 66 58 59 61 70 66 30

■ Прирост транзакций, % 59 75 75 79 79 88 91 41

Рис. 2. Города-лидеры по приросту числа транзакций и объему покупок

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на маркетплейсах, %

Источник: составлено авторами по данным [8].

Москва демонстрирует двухзначный рост по числу транзакций и по объему покупок на маркетплейсах в 2023 г. (+41 и +30% соответственно), однако уступая лидерство другим российским городам. В пятерку лидеров по приросту продаж на маркетплейсах помимо Москвы вошли Волгоград (ЮФО) и три города Сибирского федерального округа. При этом лидерами по приросту покупок на маркетплейсах являются Красноярск и Омск (70 и 66% соответственно).

Согласно данным Tinkoff е-Соттегсе [8], доля региональных продавцов в 2023 г. составляла 67%. Растущий интерес жителей регионов к маркетплей-сам объясняется расширением географии их деятельности, увеличением пунктов выдачи заказов и развитием логистических сервисов.

Дальнейшая динамика развития маркетплейсов в большей степени будет определяться потребительской активностью российских регионов, куда все больше продавцов переносят свою деятельность, где улучшается логистическая инфраструктура и наблюдается рост реальной средней заработной платы [9].

Маркетплейсы активно адаптируются, расширяя складские и логистические возможности, что стимулирует продавцов размещать товары на различных складах по всей территории России. Продавцы, использующие инфраструктуру нескольких маркетплейсов, могут получить наибольшую выгоду от торговли в регионах: у продавцов, подключивших вторую площадку, выручка увеличивается более чем в 3 раза, а аудитория может расшириться на 45% [8].

Обобщение результатов проведенного исследования показывает, что развитие рынка маркетплейсов демонстрирует его динамичность и адаптивность к изменениям в потребительских предпочтениях.

Выделим основные тенденции, сложившиеся на рынке маркетплейсов.

1. Персонализация и искусственный интеллект.

В 2024 г. маркетплейсы все больше ориентируются на индивидуализацию. Используя алгоритмы машинного обучения и искусственный интеллект, платформы начинают лучше понимать предпочтения клиентов. Это приводит к предложению более персональных рекомендаций продуктов для пользователей, что в итоге повышает продажи на этих платформах.

2. Расширение рынка.

Крупные игроки, такие как Wildberries, Ozon и «Яндекс.Маркет», сохраняют свое доминирующее положение на российском рынке, и в ближайшем будущем эта тенденция сохранится. Также они будут стремиться к расширению географии своего присутствия и внедрению новых услуг и возможностей для своей клиентской базы.

3. Усиление конкуренции и диверсификация.

По мере роста популярности маркетплейсов конкуренция между ними усиливается. Это побуждает платформы искать инновационные способы диверсификации своих предложений, начиная от улучшения услуг доставки и заканчивая внедрением новых категорий продуктов.

4. Акцент на безопасность и доверие.

Учитывая рост онлайн-транзакций, обеспечение безопасности становится все более важным. Торговые площадки активно совершенствуют механизмы защиты данных и конфиденциальности, чтобы сохранить доверие как покупателей, так и продавцов.

В перспективе торговые площадки продолжат свое стремительное развитие, уделяя особое внимание анализу, персонализации и безопасности. Лидеры отрасли по-прежнему будут определять динамику рынка, они продолжат внедрять инновации и повышать удовлетворенность потребностей клиентов.

Будущее маркетплейсов выглядит оптимистично. Согласно исследованию Data Insight, российский рынок электронной коммерции, по прогнозам, вырастет на 36% - до 10,7 трлн руб. к концу 2024 г., а в последующие годы ожидается дальнейший рост: в 2025 г. - на 26%; в 2026 г. - на 18%; 2027 г. - на 14%. Ожидается, что к 2028 г. объем рынка маркетплейсов превысит 20 трлн руб. [5].

С учетом определяющего вклада маркетплейсов в состояние и динамику рынка электронной коммерции был проведен корреляционно-регрессионный анализ зависимости оборотов рынка eCommerce от таких факторов, как удельный вес маркетплейсов в общем обороте электронного рынка и число заказов на маркетплейсах. Анализ охватывал выборку данных за период с 2018 по 2023 г. Корреляционно-регрессионный анализ проведен с использованием инструмента Microsoft Excel.

Рисунок 3 демонстрирует корреляционную связь между объемом рынка eCommerce и долей маркетплейсов, а рис. 4 - между объемом рынка eCommerce и числом заказов, размещаемых на маркетплейсах.

а

«

а

U ч

« s

О) о *

Ч С й re"

s «t Ч is

X о

л и. h

Л с U

£ 0) P.

к 3

и Ol

о i«

PS

75

60

45

30

15

y = 0,009 4x- 0,2874

R2 = 0,9769....... ►........ .....*

•............... ••••

1000 2000 3000 4000 5000 6000 7000

Оборот рынка eCommerce, млрд руб.

Рис. 3. Корреляционно-регрессионная зависимость рынка электронной коммерции от доли маркетплейсов

Источник: составлено авторами по данным [2].

4500

3000

1500

y = 0,0007x1 • 7508

.........« R" - 0,95.7 6"

........

1000 2000 3000 4000 5000 6000 7000

Оборот рынка eCommerce, млрд руб.

Рис. 4. Корреляционно-регрессионная зависимость рынка электронной коммерции от числа заказов, размещаемых на маркетплейсах

Источник: составлено авторами по данным [2].

Таблица 2

Результаты корреляционно-регрессионного анализа

Параметр Регрессионная статистика

Модель 1 (рис. 3) Модель 2 (рис. 4)

Множественный Я 0,988381032 0,935418

Я-квадрат 0,976897065 0,875008

Нормированный Я-квадрат 0,971121331 0,84376

Стандартная ошибка 303,596938 706,1637

Период наблюдения, лет 6 6

Источник: составлено авторами по данным [2].

Объяснение результатов табл. 2.

1. Множественный R (или коэффициент корреляции] показывает силу и направление линейной зависимости между независимыми переменными и зависимой переменной. Значение 0,988 в первом случае и 0,935 во втором случае указывает на очень сильную положительную корреляцию между переменными.

2. R-квадрат (коэффициент детерминации] измеряет долю вариации зависимой переменной, объясняемую независимыми переменными в модели. Значения 0,977 и 0,875 означают, что в первом случае модель объясняет 97,7% вариации зависимой переменной, а во втором - 87,5%. Это свидетельствует о высокой степени соответствия модели данным.

3. Нормированный R-квадрат (или скорректированный R-квадрат) учитывает количество независимых переменных в модели и корректирует R-квадрат для предотвращения его завышения при добавлении незначительных переменных. Значения 0,971 и 0,844 показывают, что даже с учетом сложности модели она остается адекватной и объясняет значительную часть вариации.

4. Стандартная ошибка регрессии отражает среднюю величину отклонений предсказанных значений от фактических наблюдений. Меньшие значения стандартной ошибки указывают на более точные прогнозы. В данном случае стандартные ошибки составляют 303,60 и 706,16, что говорит о том, что первая модель более точна по сравнению со второй.

5. В случае с первой моделью: зависимость между оборотом рынка электронной коммерции и долей на нем маркетплейсов является прямой. Во втором случае взаимосвязь между оборотом рынка электронной коммерции и числом заказов на маркетплейсах наиболее точно описывается степенной линией тренда.

Таким образом, регрессионная модель в целом хорошо объясняет изменчивость зависимой переменной за счет включенных независимых переменных, хотя коэффициенты некоторых переменных могут быть статистически незначимыми.

Заключение

Рынок электронной коммерции в России характеризуется значительным ростом. Все больше потребителей обращаются к онлайн-магазинам из-за удобства пользования ими, разнообразия ассортимента товаров и услуг и конкурентоспособных цен. Маркетплейсы вносят значительный вклад в развитие рынка за счет совершенствования онлайн-торговли, поддержки малого бизнеса, стимулирования инновации и конкуренции. Крупные игроки - Wildberries, Ozon и «Яндекс.Маркет» - постоянно инвестируют в такие технологии, как искусственный интеллект, машинное обучение и анализ данных, чтобы персонализировать работу с клиентами, улучшить функциональность поиска и оптимизировать логистику для более быстрой доставки товаров.

Кроме того, развитие мобильной коммерции меняет ситуацию, поскольку все больше россиян используют смартфоны и планшеты для совершения покупок онлайн.

По прогнозам аналитиков, торговые интернет-платформы имеют далеко не исчерпанный потенциал для расширения своего присутствия в секторе электронной коммерции.

Полученная регрессионная модель зависимости оборотов рынка электронной коммерции от удельного веса на нем маркетплейсов демонстрирует высокую корреляцию этих показателей, а полученные значения множественного R и R-квадрата лишь подтверждают сильную линейную зависимость между оборотом рынка электронной коммерции и переменными. При этом низкая стандартная ошибка подтверждает точность предсказаний модели и дает основания для использования ее в прогнозе развития рынка электронной коммерции в целом.

Представленные результаты не являются исчерпывающими и предполагают дальнейшие исследования для более глубокого понимания текущих тенденций и выявления новых возможностей развития рынка электронной коммерции в России и за ее пределами.

Список источников

1. Знание.Вики. URL: https://znanierussia.ru/artides/Маркетплейс (дата обращения: 15.09.2024).

2. Российская ассоциация компаний интернет-торговли. URL: https://akit.ru/analytics/ analyt-data (дата обращения: 08.09.2024).

3. Электронная коммерция в России: состояние, проблемы и перспективы // Информационное отраслевое издание о рынке рекламы и маркетинга в России. URL: https:// adindex-ru.turbopages.org/turbo/adindex.ru/s/adindex-market/7/ecommerce/153781.phtml (дата обращения: 18.09.2024).

4. Половина жителей российских городов перешла на покупки в интернете. Исчезнет ли традиционная торговля? URL: https://mir24-tv.turbopages.Org/turbo/mir24.tv/s/ news/16514098/polovina-zhitelei-rossiiskih-gorodov-pereshla-na-pokupki-v-internete-ischeznet-li-tradicionnaya-torgovlya (дата обращения: 18.09.2024).

5. Вирин Ф. Маркетплейсы 2024: тренды, стратегии, точки роста. URL: datainsight.ru/ DI_FedorVirin_SellersnMarketplaces_2024 (дата обращения: 12.09.2024).

6. Драйверы e-commerce для FMCG-компаний - разбор компании Ingate Group. URL: retailtech.ru/drajvery-e-commerce-dlya-fmcg-kompanij (дата обращения: 10.09.2024).

7. Similarweb.com : сайт. URL: https://www.similarweb.com/ru/top-websites/e-commerce-and-shopping/marketplace (дата обращения: 20.09.2024).

8. Tinkoff.ru : сайт. URL: https://www.tinkoff.ru/about/news/29012024-marketplaces-year-results-number-of-purchases-increased-by-63-percent-in-2023 (дата обращения: 15.09.2024).

9. ОрловЛ.С. Ресурсный потенциал маркетплейсов в национальной экономической системе России // Экономические системы. 2024. Т. 17, № 3 (66). С. 22-23.

References

1. Knowledge.Wiki. URL: https://znanierussia.ru/articles/Маркетплейс. (In Russ.).

2. Russian Association of Internet Trade Companies. URL: https:// akit.ru/analytics/analyt-data. (In Russ.).

3. E-Commerce in Russia: state, problems and prospects. Information branch edition about the market of advertising and marketing in Russia. URL: https://adindex-ru.turbopages.org/ turbo/adindex.ru/s/adindex-market/7/ecommerce/153781.phtml. (In Russ.).

4. Half of the inhabitants of Russian cities have switched to online shopping. Will traditional trade disappear? URL: https://mir24-tv.turbopages.org/turbo/mir24.tv/s/news/16514098/ polovina-zhitelei-rossiiskih-gorodov-pereshla-na-pokupki-v-internete-ischeznet-li-tradi-cionnaya-torgovlya. (In Russ.).

5. Virin F. Marketplaces 2024: trends, strategies, points of growth. URL: https://datainsight. ru/DI_FedorVirin_SellersnMarketplaces_2024. (In Russ.).

6. Drivers of e-commerce for FMCG-companies - analysis of Ingate Group. URL: https:// retailtech.ru/drajvery-e-commerce-dlya-fmcg-kompanij. (In Russ.).

7. Similarweb.com : site. URL: https://www.similarweb.com/ru/top-websites/e-commerce-and-shopping/marketplace.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Tinkoff.ru : site. URL: https://www.tinkoff.ru/about/news/29012024-marketplaces-year-results-number-of-purchases-increased-by-63-percent-in-2023. (In Russ.).

9. Orlov L.S. The resource potential of marketplaces in the national economic system of Russia. Economic systems. 2024;17(3(66)):22-23. (In Russ.).

Информация об авторах / Information about the authors

Н.Н. Матненко - кандидат экономических наук, доцент, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия, interimdean@inbox.ru;

Т.С. Сальникова - кандидат экономических наук, доцент, доцент Московского международного университета, Москва, Россия, apm-msiu@yandex.ru;

Ю.А. Мезяков - преподаватель Московского международного университета, Москва, Россия, ymosrp@gmail.com.

N.N. Matnenko - Ph.D. in economic sciences, associate professor, associate professor RussianPresidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia, interimdean@inbox.ru;

T.S. Salnikova - Ph.D. in economic sciences, associate professor, associate professor Moscow International University, Moscow, Russia, apm-msiu@yandex.ru;

Yu.A. Mezyakov - lecturer Moscow International University, Moscow, Russia, ymosrp@gmail.com.

Статья поступила в редакцию 25.10.2024; одобрена после рецензирования 26.11.2024; принята к публикации 10.12.2024.

The article was submitted 25.10.2024; approved after reviewing 26.11.2024; accepted for publication 10.12.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.