Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ МАРКЕТПЛЕЙСЫ В УСЛОВИЯХ COVID-19'

ЦИФРОВЫЕ МАРКЕТПЛЕЙСЫ В УСЛОВИЯХ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
483
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТПЛЕЙС / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ВЫЗОВЫ / COVID-19 / ПАНДЕМИЯ / ТНК / ТРАНСГРАНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисенко Иван Александрович, Козлова Елена Александровна, Платонова Ирина Николаевна

Стремительный рост и быстрое внедрение цифрового пространства в нашу жизнь кардинально изменили вектор развития бизнеса и глобальной конкуренции. Пандемия COVID-19 стала своеобразным катализатором развития указанных общемировых процессов. Маркетплейсы явились новой вехой в становлении электронной коммерции как неотъемлемой части розничной торговли. В данной статье рассмотрены теоретический и практический аспекты влияния пандемии на эволюцию торговых площадок в глобальном контексте, а также в масштабе российского рынка. В статье проанализированы различные источники и научная литература, объектом исследования которой являются розничные торговые площадки как новые и постоянно меняющиеся субъекты экономических отношений, дано определение классического маркетплейса и рассмотрены различные подходы к классификации, сделаны выводы о роли маркетплейсов в период кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Денисенко Иван Александрович, Козлова Елена Александровна, Платонова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE COVID-19 PANDEMIC ON MARKETPLACES

The rapid growth and implementation of digital technologies in our lives have dramatically changed the way global competition functions. The infamous COVID-19 pandemic is believed to have accelerated and significantly boosted those global processes. Third-party marketplaces have evidently become the new cutting-edge digital platform to dominate e-commerce which is now an integral part of retail business. This paper pursues a theoretical and practical approach to the pandemic impact on the marketplace evolution globally as well as on the Russian market. The article briefly outlines various expert opinions on marketplaces as a new and constantly changing subject of economic relations, defines the conventional marketplace and considers multiple classifying modi operandi. Assumptions concerning the role of marketplaces during a crisis are made in the conclusion.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ МАРКЕТПЛЕЙСЫ В УСЛОВИЯХ COVID-19»

Цифровые маркетплейсы в условиях COVID-19

ДЕНИСЕНКО Иван Александрович

Студент 3 курса бакалавриата Факультета международных экономических отношений,

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации,

Москва, Российская Федерация 119454, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 76

E-mail: [email protected]

КОЗЛОВА Елена Александровна

Студентка 3 курса бакалавриата Факультета международных экономических отношений,

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации,

Москва, Российская Федерация 119454, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 76

E-mail: [email protected]

Научный руководитель:

ПЛАТОНОВА Ирина Николаевна

д.экон.н., профессор Кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей им. Н.Н.Ливенцева,

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации,

Москва, Российская Федерация 119454, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 76

E-mail: [email protected]

Аннотация. Стремительный рост и быстрое внедрение цифрового пространства в нашу жизнь кардинально изменили вектор развития бизнеса и глобальной конкуренции. Пандемия COVID-19 стала своеобразным катализатором развития указанных общемировых процессов. Маркетплейсы явились новой вехой в становлении электронной коммерции как неотъемлемой части розничной торговли. В данной статье рассмотрены теоретический и практический аспекты влияния пандемии на эволюцию торговых площадок в глобальном контексте, а также в масштабе российского рынка. В статье проанализированы различные источники и научная литература, объектом исследования которой являются розничные торговые площадки как новые и постоянно меняющиеся субъекты экономических отношений, дано определение классического маркетплейса и рассмотрены различные подходы к классификации, сделаны выводы о роли маркетплейсов в период кризиса..

Ключевые слова: маркетплейс, электронная коммерция, розничная торговля, международные экономические отношения, вызовы, COVID-19, пандемия, ТНК, трансграничная торговля.

Z

Введение. Актуальность. Электронная коммерция стала «главным лицом» цифровой трансформации мировой экономики в 2020 году. Несмотря на все негативные последствия пандемии, именно благодаря СОУГО-19 произошло такое стремительное выдвижение маркетплейсов как главных торговых площадок, соединяющих вместе потребителей и производителей как в развитых, так и развивающихся странах. В связи с этим маркетплейсы за столь короткое время стали практически равноценными субъектами МЭО, как ТНК.

Маркетплейсы давно стали объектом научных дискуссий. В последнее время российские учёные рассматривали их в разных контекстах - взаимосвязь цифровизации и развития цифровых торговых площадок (Воробьёва, Юсубова и Гасанов, 2021, с. 97), факторы, препятствующие развитию цифровых торговых площадок в России (Олейник, 2021, с. 93), тренды развития маркетплейсов (Шнорр, 2020, с. 147-150), а также изучаются институты цифровой торговли (Первушина, 2019, с. 6)..

Цели исследования:

• изучить факторы, влияющие на развитие маркетплейсов и их участие в международных экономических отношениях;

• определить роль маркетплейсов в международных экономических отношениях;

• изучить роль маркетплейсов во время пандемии СОУГО-19, а также воздействие пандемии на развитие маркетплейсов.

Методы. Выдвинутая авторами гипотеза звучит следующим образом: пандемия СОУГО-19 положительно повлияла на развитие маркетплейсов. Для исследования данной гипотезы были применены анализ, синтез, метод аналогии, индукция и дедукция, качественный и количественный анализ научной литературы, докладов

61

международных организаций и актуальной статистики. Выбор данной методологии обусловлен целями и задачами научной работы, сущностью предмета изучения. Исследование проходило в два этапа: теоретический, в котором авторы дали определение объекта исследования и определились с классификацией, и практический, в ко тор о м ав то ры анализиро в али с о бр анную лите р атур у. Классификация маркетплейсов в данной работе используется для более точного определения предмета.

Теоретическая часть. Электронная коммерция - это покупка и продажа товаров, услуг или информации посредством компьютерных сетей, преимущественно Интернета (Курманалиева, 2018, с. 75). Одним из видов компаний электронной коммерции являются маркетплейсы. Торговая онлайн-площадка (или маркетплейс) - это тип веб-сайта электронной коммерции, на котором информация о продукте или услуге предоставляется несколькими третьими сторонами. Совокупная стоимость всех маркетплейсов мира составляет 814 млрд долларов1.

Нужно также дать определение классического маркетплейса. Это веб-платформа с рядом возможностей, которые соединяют продавцов с покупателями, например оптовые компании с конечными покупателями. Сторонняя торговая площадка предлагает пользователям интерфейс к каталогам продукции поставщика и может дополнительно поддерживать оплату, логистику или оформление заказа (Tsalgatidou and Pitoura, 2001, pp. 225-226). Данный тип веб-платформы ярко прослеживается на примере всем известных

1 UNCTAD (2020, 12) COVID-19 and e-commerce: impact on businesses and policy response. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/ dtlstict2020d12 en.pdf (accessed: 08.07.2021) elSBN: 978-92-1-005536-9

eBay, Amazon, Alibaba. Отличие маркетплейса от других крупных магазинов электронной коммерции, размещающих свою продукцию онлайн, заключается в том, что маркетплейс предлагает потребителю широкий ассортимент товаров от различных производителей и является, как правило, посредником в осуществлении сделки между производителем и покупателем (Твердохлебова, 2019, с. 1).

Классификации маркетплейсов в научной литературе уделяется особое место. Самой простой классификацией представляется разделение по отрасли продукции или предоставляемых услуг: книги/фильмы/музыка, еда/напитки, стройматериалы, хобби, электроника, спорт, личная гигиена, мебель, одежда, аксессуары, путешествия. Важно, что многие международные маркетплейсы являются в данном отношении универсальными, представляя на своих сайтах весь спектр существующей сегодня продукции.

Также по особенностям взаимодействия с производителем: бизнес, в том виде, в котором он существовал долгое время, приобрёл более чёткие, цифровые очертания, что выразилось в окончательном оформлении трёх основных сегментов бизнеса - B2B, B2C, C2C.

Существует классификация, связанная непосредственно с финансовыми схемами сотрудничества с производителями, то есть в зависимости от того, что они отдают маркетплейсу за размещение на нём своей продукции. Это может быть агентская плата, комиссия, процент от продаж и так далее (Панюкова, 2020, с. 396).

Практическая часть. Важные вопросы, которые были поставлены в данном исследовании: являются ли крупнейшие маркетплейсы теми же ТНК, и стоит ли подходить одинаково к анализу данных субъектов МЭО. Стоит заметить, что в современной практике не принято рассматривать раздельно крупнейшие

63

маркетплейсы и ТНК, что, по мнению авторов, не совсем верно ввиду наличия объективных основ для разграничения данных международных компаний.

С одной стороны, крупнейшие маркетплейсы, как Амазон, ровно так, как и остальные ТНК, определяют динамику, структуру, уровень конкурентоспособности товаров и услуг на мировом рынке, контролируют международное движение капитала и прямых иностранных инвестиций. Более того, с начала пандемии СОУГО-19 прошёл год, и теперь, вслед за В. Д. Филипповой, В. М. Скапенко и С. В. Грицуновой можно с уверенностью утверждать, что крупнейшие маркетплейсы являются также и движущей силой ключевых процессов современной мировой экономики (Филиппова, Скапенко, Грицунова, 2020, с. 473).

С другой стороны, авторами было выявлено, что, в отличие от ТНК, также являющихся одними из ключевых игроков на международном рынке и субъектами МЭО, маркетплейсы привносят больше пользы в долгосрочной перспективе национальным экономикам. Это связано с тем, что они объединяют на своих онлайн платформах, помимо продукции самих ТНК, продукцию значительного числа отечественных производителей, помогая последним оптимизировать процесс реализации товаров и осуществить перевод бизнеса на «цифровые рельсы».

Также в данном исследовании была поставлена задача объяснить роль маркетплейсов в международных экономических отношениях. На основании проанализированных данных был сделан вывод, что маркетплейсы имеют огромное конкурентное преимущество при выходе на иностранные рынки, так как цифровые технологии позволяют им значительно снизить издержки. Однако в научной

64

литературе выделен ряд вызовов, с которыми сталкивается данная бизнес-модель. Результаты анализа данных «вызовов» представлены в собственной авторской классификации проблем и их источников, влияющих на деятельность современных маркетплейсов.

Первый источник - это сам клиент, покупатель, предъявляющий спрос на продукцию маркетплейса. К вызовам, связанным с его деятельностью, были отнесены следующие пункты:

• недостаточное владение английским языком и компьютерной или мобильной техникой;

• нежелание указывать личные данные в Интернете;

• предпочтение физического участия для обеспечения качества;

• отсутствие желания делиться отзывами и оценками после покупки.

Следующим источником препятствий для дальнейшего успешного развития маркетплейса может, без сомнений, служить сам маркетплейс:

• недобросовестная конкуренция;

• отсутствие защиты потребителей при совершении покупок в Интернете;

• вопросы налогообложения; кража данных и ненадёжная инфраструктура онлайн-платежей.

Пункт, связанный с недобросовестной конкуренцией, заслуживает, по мнению авторов, отдельного внимания, так как он ссылается на конкретные обвинения компании Amazon в ведении монополистической деятельности, противоречащей современным нормам ведения бизнеса и здоровой конкуренции. Так, в 2020 году в газете The Wall Street Journal было опубликовано расследование, в котором были приведены доказательства того, что Amazon

65

злоупотребляет данными о продажах частных производителей, размещающих свою продукцию на маркетплейсе, с целью использовать эти данные для выпуска собственной аналогичной продукции. Иными словами, Amazon, пользуясь непубличной информацией популярных товаров, выпускал такие же товары под своим брендом, из-за чего продукция частных производителей теряла свои конкурентные преимущества и постепенно сдавала позиции на рынке2.

Также в данной статье был выделен технологический аспект, о б о б щ а ю щ и й п р о б л е м ы , с в я з а н н ы е с и с п о л ь з о в а н и е м информационно - коммуникационных технологий (ИКТ), и свойственный во многом развивающимся странам. В него входят:

• низкая скорость Интернета, отсутствие доступа к Интернету;

• низкая распространённость кредитных карт и недостаточная финансовая глубина;

• отсутствие надёжной базовой технологической инфраструктуры.

Государство также может усложнять деятельность маркетплейса отсутствием поддержки или даже препятствовать его закреплению на рынке различными регуляторными нормами.

На следующем этапе авторами были подробно исследованы особенности влияния пандемии COVID-19 на развитие маркетплейсо в . В ажно подчер кнуть, что процесс в злё та маркетплейсов в 2020 году должен рассматриваться с той точки зрения, что не только большее количество потребителей в связи с

2 The Wall Street Journal (October 7, 2020) Amazon Accused of Using Monopoly Power as E-Commerce 'Gatekeeper'. URL: https://www.wsj.com/articles/amazon-accused-of-using-monopoly-power-in-rise-as-e-commerce-gatekeeper-11602084168 (accessed: 08.07.2021)

карантинными ограничениями оставались дома и активно предъявляли спрос на товары, но и многие производители и поставщики впервые перенесли свой бизнес в Интернет, вынесли продукцию на маркетплейсы. Интересно, что именно благодаря распространению аналогичного вируса SARS-CoV в 2003 году сейчас всемирно известный маркетплейс Alibaba выбился в региональные лидеры в Азии3.

Согласно докладу ЮНКТАД «COVID-19 и электронная коммерция: последствия для бизнеса и государственные меры», маркетплейсы внесли больший вклад в оборот розничной торговли, нежели предприятия электронной коммерции, то есть остальные фирмы, реализующие собственную продукцию самостоятельно и без посредников. Иными словами, в течение 2020 года маркетплейсы продемонстрировали лучшие финансовые показатели, нежели другие магазины электронной коммерции - в первую очередь потому, что бизнес-модель первых является полностью цифровой. Статистические данные говорят о том, что продажи большинства магазинов электронной коммерции снизились, в то время как продажи около 60% всех маркетплейсов выросли4.

Электронная коммерция и маркетплейсы не во всех странах одинаково выиграли от пандемии. Анализ, проведённый Good Data и Emarsys, показывает резкие различия в динамике онлайн-транзакций в зависимости от страны за год. В то время как в апреле 2020 года

3 Deloitte (2021) COVID-19 will permanently change e-commerce in Denmark. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/dk/Documents/strategy/e-commerce-covid-19-onepage.pdf (accessed: 08.07.2021)

4 UNCTAD (2020, 12) COVID-19 and e-commerce: impact on businesses and policy response. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/ dtlstict2020d12 en.pdf (accessed: 08.07.2021) eISBN: 978-92-1-005536-9

67

Бразилия и Россия продемонстрировали беспрецедентное падение в объёме онлайн-покупок, а именно -49% на продукцию китайских розничных продавцов, размещающих свою продукцию на Alibaba, AliExpress и других платформах, западные страны значительно выиграли от электронной торговли: Франция и Германия отметили рост более чем на 96%, а США - на 105%5. Здесь, важно отметить, что несмотря на то, что данная статистика фиксирует именно падение спроса на продукцию иностранных поставщиков, она не показывает параллельный взлёт спроса на отечественную продукцию и соотв етств ую щее стремите льное развитие национальных маркетплейсов.

Электронная торговля делает международный бизнес более доступным, чем когда-либо прежде (Филиппова, Скапенко, Грицунова, 2020, с. 476). Фактически, в соответствии с недавним опросом сервиса Alibaba.com, респонденты (5000 руководителей компаний) назвали такие ключевые преимущества трансграничной электронной торговли, как помощь им в доступе к международным рынкам (24%) и встроенные услуги перевода, помогающие общаться с торговыми партнёрами на разных языках (16%)6.

Исследование Европейского агентства по трансграничной торговле действительно показало, что основные предположения не были ошибочными: в течение 2020 года Aliexpress, eBay и Amazon подчинили

5 Diemunsch, C. (22 January, 2021) Key considerations on global trade during the pandemic. URL: https://thepaypers.com/thought-leader-insights/key-considerations-on-global-trade-during-the-pandemic--1246729 (accessed: 08.07.2021)

6 Caplan, J. (3 March, 2021) Seizing the marketplace opportunity: B2B ecommerce cross-border expansion. URL: https://thepaypers.com/expert-opinion/seizing-the-marketplace-opportunity-b2b-ecommerce-cross-border-expansion--1247509 (accessed: 08.07.2021)

себе розничную торговлю европейских рынков7. Что касается Amazon и eBay, то они являются прямыми конкурентами на рынке онлайн-покупок в США. В 2020 году Amazon добилась 38-процентного роста чистой выручки от продаж в годовом исчислении, тогда как годовая выручка eBay увеличилась на 19 процентов, что является очень большим ростом для компании, принимая во внимание тенденцию к сокращению доходов после 2015 года, когда поставщик онлайн-платежей PayPal отделилась от eBay и стала независимой компанией.

Рисунок 1. Годовой прирост выручки Amazon и eBay в 2006-2020 гг.

Источник: составлено авторами на основе данных Statista. (July 7, 2021). Year-over-year revenue growth of Amazon.com and eBay Inc. from 2006 to 2020. URL: https://www.statista.com/statistics/233761/year-on-year-revenue-of-amazon-and-ebay-since-2006/ (Accessed: 08.07.2021)

7 Diemunsch, C. (22 January, 2021) Key considerations on global trade during the pandemic. URL: https://thepaypers.com/thought-leader-insights/key-considerations-on-global-trade-during-the-pandemic--1246729 (accessed: 08.07.2021)

По результатам исследования Европейского агентства по трансграничной торговле, 100 крупнейших маркетплейсов платформы электронной коммерции составляют 36% всех продаж, а аукционные сайты - 10%. В исследовании также прогнозируется, что к 2025 году доля рынка онлайн-продаж, осуществляемых маркетплейсами, достигнет 65%. Агентство подтвердило достаточно очевидное мнение о том, что «пандемия коронавируса способствует беспрецедентному росту трансграничных покупок в Интернете на торговых площадках»8.

Ориентация основных мастодонтов электронной коммерции на развитые экономики Европы не кажется удивительной. Так, в Европе трансграничная электронная торговля в 2019 году составила 143 млрд евро (онлайн), из которых 84 млрд евро (59%) были получены за счёт маркетплейсов9.

Трансграничная торговля принципиально сложна, особенно для оптовой торговли. Компании сталкиваются с языковыми барьерами, сложной логистикой в различных точках соприкосновения, соображениями обмена валю т, а также потенциальными требованиями лицензирования и соблюдения нормативных требований обеих стран. Трансграничная торговля также регулируется несколькими правовыми юрисдикциями, она считается

8 Diemunsch, C. (22 January, 2021) Key considerations on global trade during the pandemic. URL: https://thepaypers.com/thought-leader-insights/key-considerations-on-global-trade-during-the-pandemic--1246729 (accessed: 08.07.2021)

URL: https://cross-border-magazine.com/europe

e143-billion/ (accessed: 08.07.2021)

более рискованной, чем покупка и продажа на внутреннем рынке, и любые убытки могут напрямую повлиять на чистую прибыль10.

Аналитики первого российского исследовательского агентства, специализирующегося на электронной коммерции - Data Insight -представили рейтинг «100 крупнейших интернет-магазинов и маркетплейсов за 2020 год», в котором первые три места заняли Wildberries, Ozon и Ситилинк: «Суммарно 100 крупнейших онлайн-ритейлеров России доставили за прошлый год 719 миллионов заказов, это почти в 2 раза превышает показатели 2019 года. Объём продаж в рублях всех компаний вырос на 78% до 2 094 млрд рублей»11.

830

В 2020 году количество заказов составило 830 млн, рост по сравнению с 2019 годом - 78%.

78%

Количестве заказов, тыс. шт. /

Динамика роста /

465

28% 28% 25% 2S8 215

166 178 -""28%

89 114 142 7% . 20%

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Рисунок 2. Динамика количества онлайн заказов в России,

2011-2020 гг., в тыс. шт.

Источник: составлено авторами на основе данных Data Insight (Март, 2021) Интернет-торговля в России 2020. URL: https://datainsight.ru/sites/default/files/ DI eCommerce2020.pdf (дата обращения: 08.07.2021)

10 Caplan, J. (3 March, 2021) Seizing the marketplace opportunity: B2B ecommerce cross-border expansion. URL: https://thepaypers.com/expert-opinion/seizing-the-marketplace-opportunity-b2b-ecommerce-cross-border-expansion--1247509 (accessed: 08.07.2021)

11 Data Insight (2021) Селлеры на российских маркетплейсах. URL: https:// datainsight.ru/sites/default/files/DataInsight Sellers0nMarketplaces2020.pdf (accessed: 08.07.2021)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечательно, что в докладе Data Insight «Интернет-торговля в России 2020» аналитики вводят собственный термин «крупные универсальные маркетплейсы». Этот составной термин определяет маркетплейс как онлайн-площадку, которая включает, с одной стороны, широкий ассортимент товаров и которая реализует не менее четверти продаж по бизнес-модели маркетплейса с другой12. Под данное определение, согласно данным доклада, попадает следующая четвёрка, завоевавшая российский рынок в 2020 году: Wildberries, Ozon, Aliexpress Russia (только продажи российских продавцов) и Яндекс.Маркет, который с весны 2021 года полностью переосмыслил свою бизнес-модель и стал полноценным маркетплейсом13.

Жемчужиной среди российских маркетплейсов стал Ozon, так как компания впервые заняла 30 место в рейтинге самых просматриваемых веб-сайтов маркетплейсов мира14. Всё это говорит о том, что россияне в период пандемии COVID-19 начали больше обращать свой спрос в сторону отечественных развивающихся онлайн-платформ, ускоряя тем самым процесс их закрепления на рынке.

Также авторами была обнаружена дополнительная роль, которую играют маркетплейсы в международной торговле, которая заключается в том, что цифровые торговые платформы предлагают себя в качестве посредника для разрешения споров для остальных

12 Data Insight (Март, 2021) Интернет-торговля в России 2020. URL: https:// datainsight.ru/sites/default/files/DI eCommerce2020.pdf (дата обращения: 08.07.2021)

13 Коммерсант (27.01.2021) «Яндекс.Маркет» придержит лучшие места. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4662652 (дата обращения: 08.07.2021)

14 Data Insight (Март, 2021) Интернет-торговля в России 2020. URL: https:// datainsight.ru/sites/default/files/DI eCommerce2020.pdf (дата обращения: 08.07.2021)

субъектов мировой торговли. В этом контексте такие компании, как Alibaba.com предлагают услуги, которые могут помочь снизить риски глобальной торговли, например услуги цифровых грузоперевозок, чтобы компании могли сравнивать, бронировать, управлять и отслеживать морские и воздушные перевозки в режиме реального времени и беспрепятственно15.

Обсуждение. Авторами было выявлено, что маркетплейс во время пандемии стал наиболее удачной бизнес-моделью. Кроме того, в последние годы крупнейшие маркетплейсы стали полноценными участниками международных экономических отношений, закрепив свои позиции наравне с многими ТНК. Однако факторы участия маркетплейсов в МЭО многообразны, выход данных цифровых платформ на рынок и закрепление на нём представляется долгим и комплексным процессом. Для успешного развития розничной торговли онлайн необходима не только продвинутая цифровая инфраструктура в стране, но и благоприятная институциональная среда. Выигрыш от расширения доли электронной коммерции в общем объёме торговли не является равномерным, так как зависит от такого показателя, как зрелость рынка. Выше были представлены факторы, которые затрудняют расширение маркетплейсов. В различных странах эти факторы имели разную силу, особенно вследствие индивидуальности опыта преодоления пандемии СОУГО-19 и последующего восстановления экономической конъюнктуры.

15 Caplan, J. (3 March, 2021) Seizing the marketplace opportunity: B2B ecommerce cross-border expansion. URL: https://thepaypers.com/expert-opinion/seizing-the-marketplace-opportunity-b2b-ecommerce-cross-border-expansion--1247509 (accessed: 08.07.2021)

Заключение. Данное исследование помогло прийти к ряду выводов, которые можно обобщить следующим образом: в развитых и развивающихся странах электронная коммерция развивается неравномерно, на что влияет ряд факторов; пандемия сильно ударила по международной торговле, однако в развивающихся странах (таких, как Россия) маркетплейсы укрепились на локальном уровне, а в развитых - на региональном (Европа). Кроме того, в связи с последними эпидемиологическими событиями у маркетплейсов много перспектив: доля маркетплейсов в международном обороте розничной онлайн-торговли будет расти; шок от СОУГО-19 постепенно пройдёт, но результаты его воздействия на поведение потребителей останутся; электронная коммерция во многом заменит привычную торговлю в развитых странах.

Список литературы

1. Воробьева, Е., Юсубова, З., Гасанов, М. (2021) Развитие маркетплейсов в условиях цифровой трансформации как результат структурных сдвигов в экономике. Вестник университета, № 2, с. 95-100.

2. Курманалиева, А. (2018) Электронный маркетинг и электронная коммерция. Материаловедение, № 3(27), с. 75-77.

3. Олейник, Н. (2021) Цифровая трансформация российского рынка электронной розничной торговли. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета, № 3(129), с. 92-97.

4. Панюкова, В. (2020) Роль маркетплейсов в организации омниканальных продаж. IX Международный молодёжный симпозиум по управлению, экономике и финансам, с. 395-398.

5. Первушина, А. (2019) Институциональная среда развития российского рынка e-commerce. Вестник Гуманитарного университета, № 3(26), с. 6-11.

6. Твердохлебова, М., Никишин, В. (2019) Роль маркетплейсов на рынке розничных торговых услуг. Практический маркетинг, №6 (268), с. 3-8.

7. Филиппова, В.Д., Скапенко, В.М., Грицунова, С.В. (2020) Развитие интернет - торговли под влиянием мировых трендов. Экономический рост как основа устойчивого развития России: Сборник статей V-ой Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 30-летию образования налоговых органов РФ, Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", с. 473-476.

8. Шнорр, Ж. (2020) Современные бизнес-тренды развития маркетплейсов на потребительском рынке. Экономика XXI века: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 65-летию Сибирского университета потребительской кооперации (СибУПК), Новосибирск, 23 октября 2020 года, Новосибирск: Сибирский университет потребительской кооперации, с. 145-152.

9. Tsalgatidou, A. & Pitoura, E. (2001) Business Models and Transactions in Mobile Electronic Commerce: Requirements and Properties, Journal of Computer Networks, рр. 221-236. (на англ.).

References

1. Vorobieva, E., Yusubova, Z., & Hasanov, M. (2021) Development of marketplaces in the context of digital transformation as a result of structural changes in the economy. Bulletin of the University, no. 2, pp. 95-100. (In Russian).

2. Kurmanalieva, A. (2018) Electronic Marketing and Electronic Commerce. Materials Science, no. 3 (27), pp. 75-77. (In Russian).

3. Oleinik, N. (2021) Digital transformation of the Russian e-retail market. Bulletin of the St. Petersburg State University of Economics, no. 3 (129), pp. 92-97. (In Russian).

4. Panyukova, V. (2020) The role of marketplaces in organizing omnichannel sales. IX International Youth Symposium on Management, Economics and Finance, pp. 395-398. (In Russian).

5. Pervushina, A. (2019) Institutional environment for the development of the Russian e-commerce market. Bulletin of the Humanitarian University, no. 3 (26), pp. 6-11. (In Russian).

6. Tverdokhlebova, M. & Nikishin, V. (2019) The role of marketplaces in the retail trade services market. Practical marketing, no. 6 (268), pp. 3-8. (In Russian).

7. Filippova, V.D., Skapenko, V.M., & Gritsunova S.V. (2020) Development of Internet commerce under the influence of global trends. Economic growth as the basis for sustainable development of Russia: Collection of articles of the V All-Russian scientific and practical conference dedicated to the 30th anniversary of the formation of the tax authorities of the Russian Federation, Kursk: "University Book". Pp. 473-476. (In Russian).

8. Shnorr, J. (2020) Modern business trends in the development of marketplaces in the consumer market. Economy of the XXI century: collection of materials of the International Scientific and Practical Conference dedicated to the 65th anniversary of the Siberian University of Consumer Cooperatives (SibUPK), Novosibirsk, October 23, 2020, Novosibirsk: Siberian University of Consumer Cooperatives. Pp. 145152. (In Russian).

9. Tsalgatidou, A. & Pitoura, E. (2001) Business Models and Transactions in Mobile Electronic Commerce: Requirements and Properties, Journal of Computer Networks, no. 37, pp. 221-236.

The influence of the COVID-19 pandemic on marketplaces

Ivan A. DENISENKO

3rd year Bachelor student at the School of International Economic Relations

Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation,

76, Prospect Vernadskogo Moscow, Russia,

119454

E-mail: [email protected]

Elena A. KOZLOVA

3rd year Bachelor student at the School of International Economic Relations

Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation,

76, Prospect Vernadskogo Moscow, Russia,

119454

E-mail: [email protected] Academic supervisor:

Irina N. PLATONOVA

Doctor Habilitatus of Economics, Professor,

Department of International Economic Relations and Foreign Economic Affairs n.a. N.N. Liventsev

Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation,

76, Prospect Vernadskogo Moscow, Russia,

119454

E-mail: [email protected]

Abstract. The rapid growth and implementation of digital technologies in our lives have dramatically changed the way global competition functions. The infamous COVID-19 pandemic is believed to have accelerated and significantly boosted those global processes. Third-party marketplaces have evidently become the new cutting-edge digital platform to dominate e-commerce which is now an integral part of retail business. This paper pursues a theoretical and practical approach to the pandemic impact on the marketplace evolution globally as well as on the Russian market. The article briefly outlines various expert opinions on marketplaces as a new and constantly changing subject of economic relations, defines the conventional marketplace and considers multiple classifying modi operandi. Assumptions concerning the role of marketplaces during a crisis are made in the conclusion.

Keywords: marketplace, e-commerce, retail, International Economic Relations, challenges, COVID-19, pandemic, MNCs, cross-border trade.

-z_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.