Развитие российских ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ корпораций
А.С. ГОЛОВИНА,
аспирант Северо-Кавказского научного центра высшей школы
Российские предприятия, успешно функционировавшие за рубежом, существовали еще в период плановой экономики. Если считать критерием классификации транснациональной корпорации (ТНК) тот факт, что значительную часть своей продукции фирма реализует на мировом рынке, то примером российской ТНК с «советским прошлым» может служить страховая компания «Ингосстрах», имевшая дочерние подразделения и ассоциированные отделения в Австрии, Великобритании, Германии, Нидерландах, США, Франции, а позднее в ряде стран СНГ. Однако большинство современных российских ТНК сформировалось в 1990-е гг., после рыночных преобразований
10 Век Качества N° 1
О
дним из результатов российской приватизации стало возникновение мощных организационно-хозяйственных структур нового типа (государственных, смешанных и частных корпораций, концернов, финансово-промышленных групп), способных успешно действовать как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Российские компании быстро вошли в списки ведущих мировых ТНК. Так, в 2003 г. российские компании РАО «Газпром», «Лукойл» и РАО «ЕЭС России» были включены в составленный газетой «Financial Times» рейтинг 500 крупнейших компаний мира. Подавляющее большинство отечественных ТНК принадлежит к сырьевому сектору экономики, нефтяной и нефтегазовой отраслям, но есть и корпорации, не связанные с экспортом сырья и успешно функционирующие на мировом рынке - «АвтоВАЗ», «Микрохирургия глаза» и др.
В западной экономике ТНК возникли из международных картелей, а в постсоветской России - на базе бывших советских главков или министерств, часто под руководством их бывших министров или заместителей министров. Например, «Газпром», контролирующий 34% мировых разведанных запасов природного газа и обеспечивающий почти пятую часть всех западноевропейских потребностей в этом сырье, по организационно-экономической структуре представляет собой полугосудар-ственный концерн (около 40% его акций находятся в государственной собственности). Его деятельность является основным источником государственного бюджета, причем в твердой валюте. «Газпрому» принадлежат более 60 дочерних фирм, он участвует в уставном капитале еще почти 100 российских и зарубежных компаний.
Такого рода «постсоветский» характер многих крупных российских корпораций показывает не только стремление к консервации старых структур, но и экономиче-
i\
скую целесообразность сохранения этих структурных блоков в экономике России.
Формирование и развитие российских ТНК осуществлялось двумя путями:
1 образование национальных корпораций, активы которых находятся в собственности резидентов, и их последующая экспансия на мировом рынке;
2 создание транснациональных фирм, активы которых находятся в собственности не только резидентов, но и партнеров из стран СНГ
На начальном этапе создания и функционирования ТНК предпочтение отдавалось второму пути из-за нехватки собственных ресурсов и опыта, а также в силу исторически сложившейся кооперации промышленного производства. Некоторые ТНК создавались по решению российского правительства, например, «Российский авиационный консорциум», «Международные авиадвигатели», «Нижегородские автомобили» с участием 8 предприятий из пяти государств СНГ и Латвии. На базе ТНК «Ингосстрах» в 1997 г. была создана «Транснациональная страховая группа «Ингосстрах», объединившая 27 страховых компаний из России и 16 - из стран ближнего и дальнего зарубежья. Суммарные активы участников группы — 600 млн долл., производственная сеть состоит из 131 филиала и одного представительства.
Многие российские экономисты, анализируя потенциал российской экономики 1990-х гг., высказывали мнение, что к началу XXI века возможно становление 10—20 мощных российских транснациональных корпораций, сопоставимых по размерам с зарубежными ТНК. Но для этого нужна целенаправленная поддержка финансово-промышленных групп со стороны государства.
В XXI веке началась экспансия российского крупного бизнеса за рубеж. Согласно данным UNCTAD, на конец 2005 г. накопленный объем исходящих прямых иностран-
■* J J
ных инвестиций (ПИИ) из России составлял 120,4 млрд долл., что позволило России в качестве источника ПИИ переместиться на третье место среди развивающихся стран — после Гонконга и Британских Виргинских островов (учитывая оффшорный статус последних, можно предположить, что часть капиталов, инвестируемых из этих территорий, также имеет российское происхождение).
Основой конкурентной стратегии российских ТНК за рубежом является экспорт своих преимуществ, в первую очередь природных. Кроме того, у компаний, занимающихся добычей и экспортом сырья, конкурентные преимущества связаны не только с доступом к сырью, но и с нематериальными активами — умением и опытом разведки, освоения новых месторождений, переработки и продажи потребителям конечной продукции. У отечественного металлургического бизнеса конкурентными преимуществами, которые российские металлурги стали эффективно экспортировать, являются сырьевая база, крупные сталелитейные заводы, доставшиеся от планового хозяйства, низкая себестоимость производства стали, умение работать и выживать в кризисных условиях.
Но главным фактором конкурентоспособности российского бизнеса на мировом рынке выступает реализация государственных интересов. Такая стратегия ведения бизнеса свойственна почти всем базовым секторам экономики: черной и цветной металлургии, транспортному машиностроению, энергетике, энергомашиностроению, химии, финансовой сфере.
Примерами данной тенденции могут служить консолидация единственного в стране титаномагниевого комбината «ВСМПО-Ависма» и последующая перепродажа его акций государственной военно-экспортной структуре «Рособоронэкспорт»; создание компании «Комплексные энергетические системы» (региональная тепло- и энергопроизводящая монополия на Урале); монополия на рынках каустической и кальцинированной соды и других продуктов основной химии, принадлежащая компании ЕТК; осуществление контроля «Энергопро-мом» около 90% рынка электродов в стране; объединение в Трансмашхолдинге всех локомотивостроительных российских компаний (Брянского машиностроительного, Новочеркасского электровозостроительного и Коломенского заводов, единственных в стране производителей электропоездов (Демихов-ский машзавод) и метропоездов
с с с
(«Метровагонмаш»), 25% акций
Тверского вагоностроительного завода).
Государство участвует в консолидации бизнеса. Так, «Газпром» стал контролирующим акционером проекта «Сахалин-2». Крупнейшая нефтяная компания страны — «Роснефть» — не только успешно консолидировала в рамках единой структуры свои многочисленные добывающие и перерабатывающие предприятия, но и существенно расширила свою ресурсную базу за счет покупки в альянсе с китайскими инвесторами «Удмуртнефти» и приобретения более десятка новых лицензий на освоение месторождений в Красноярском крае и Иркутской области. В результате «Газпром» и «Роснефть» прочно заняли лидирующие позиции в рейтингах ведущих корпораций мира с многомиллиардной капитализацией.
На основе акций федеральной собственности (90,1%) учреждена Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) с капитализацией почти 100 млрд руб., в которую вошли знаменитые авиационные КБ и заводы, контролируемые государством, — АХК «Сухой», РСК «МиГ», «Туполев» и «Ильюшин», а также две лизинговые компании и внешнеторговое объединение «Авиаэкспорт».
Компания «Рособоронэкспорт» консолидировала различные машиностроительные предприятия в нескольких отраслях: вертолетострое-нии, автомобилестроении (приобретен контрольный пакет акций АвтоВАЗа), металлургии (66% акций комбината «ВСМПО-Ависма» — крупнейшего в мире производителя титана и титановых изделий, обеспечивающего треть потребностей корпорации Boeing и примерно половину потребностей Airbus). Планируется присоединить титаномагниевые комбинаты в Запорожье, Усть-Каменогорске и Вольногорском ГОКе; реализовать совместно с АФК «Система» проект по созданию двигателестроительного холдинга на базе НПО «Сатурн» — единственного частного предприятия в отрасли, освоившего современные западные технологии и начавшего выпускать силовые установки мирового уровня. В новый двигателестроительный холдинг войдет Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО), выпускающее двигатели для Су-30, и предприятия так называемого пермского моторостроительного куста.
Такая активная консолидация активов российских компаний под патронажем государства привела к тому, что в рейтинге Forbes 2009, где приводятся показатели деятельности (объем продаж, прибы-
ли, стоимость активов и рыночная стоимость) 2000 крупнейших мировых корпораций, Россия представлена 28 компаниями, которым пока еще не удалось попасть в десятку лидеров. Крупнейшая отечественная корпорация «Газпром» заняла в списке Forbes 13-ю позицию, а в предыдущем рейтинге — 19-ю. Остальные компании расположились следующим образом [4]: 64. «Роснефть»; 76. «Лукойл»; 168. «Сургутнефтегаз»; 172. «Сбербанк»; 211. ТНК-ВР; 241. ГМК «Норильский Никель»; 450. «Северсталь»; 505. ВТБ; 548. «Татнефть»; 566. «Транснефть»; 570. НЛМК (Новолипецкий металлургический комбинат); 679. АФК «Система»; 682. «Вымпелком»; 899. ММК (Магнитогорский металургический комбинат); 1011. «Мечел»; 1177. «Новатек»; 1297. «Банк Москвы»; 1349. «РусГидро»; 1676. ТМК (Трубная металлургическая компания); 1708. «Башнефть»; 1731. «Славнефть-Мегионнефтегаз»; 1802. АвтоВАЗ; 1832. ПИК; 1856. ГАЗ; 1866. «Полюс Золото»; 1921. «Ростелеком»; 1927. «Уралкалий».
Можно констатировать, что период первоначального формирования условий для деятельности российских предпринимательских структур на мировом рынке в основном завершен. Важным фактором их эффективной деятельности стала специфика России — доминанта государства в экономике, проявляющаяся в стремлении аффилиро-ваться с прибыльными субъектами и в установлении административных барьеров (правил или их правоприменения). Потенциал российской экономики позволяет предположить, что число мощных универсальных ТНК, сопоставимых по основным экономическим показателям с зарубежными ТНК и способных контролировать значительные сегменты мирового рынка, будет продолжать расти при условии их целенаправленной поддержки со стороны государства. *>
Литература
1. Градобитова Л.Д., Исаченко Т.М. Транснациональные корпорации в современных международных экономических отношениях. М., «Анкил». 2002.
2. Либман А., Хейфещ Б. Мировые процессы транснационализации и российский бизнес// Вопросы экономики. 2006. № 12. С. 63—64.
3. Сапунцов А.Л. Развитие транснациональных форм бизнеса// Российский внешнеэкономический вестник. 2008. № 8. С. 4.
4. Российские компании в рейтинге FORBES//Взгляд. Деловая газета. http: / /vz.ru/informa-tion/2009/4/10/274915.html 10.07.09.
Январь-февраль 2010 г.
и
а