ГРИНБЕРГ Т.А.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
С середины 2006 г. темпы роста инвестиций в российской экономике достигли 20% годовых. Текущий экономический рост основан на росте инвестиций в инфраструктурные отрасли: производство строительных материалов устойчиво растет с 2005 г., в 2006 г. темпы роста удвоились. В смежной отрасли - стекольной - темпы роста утроились. Такими же темпами растет черная и цветная металлургия (в том числе и за счет экспорта), приближается к этим темпам машиностроение, высокие показатели демонстрирует угольная промышленность. Ш Объемы коммунальных и распределительных услуг по сравнению с прошлым годом увели-¡5 чились в пять раз [1].
о Все перечисленное образует строительный бум, который постепенно охватывает страну. X Строится недвижимость (жилая, офисная и промышленная), склады, дороги, аэропорты, тру-^ бопроводы, коммунальные сети и проч.
^ Анализ пережитых Японией, Германией и США экономических подъёмов показывает, что значительная доля инвестиций в эти периоды приходилась на базовые отрасли экономики -^ транспорт, энергетику, тяжелое машиностроение, химию. В России же в базовых отраслях □ инвестиционная активность по-прежнему низкая, только в металлургии инвестиционная активность высока. Особенностью современного этапа экономического роста стало усиление N государственного воздействия на экономику и адаптация крупного бизнеса к текущим госу-д дарственным задачам и проектам («суверенная экономика», «энергетическая сверхдержава» Ш и т.п.). Это обусловило направленность инвестиций по двум направлениям: экспорт конку-<\, рентных преимуществ и создание монополий.
Освоение первого направления проявилось в экспансии российского крупного бизнеса £ за рубеж. Согласно данным UNCTAD, накопленный объем исходящих прямых иностранных ё инвестиций (ПИИ) из России составлял на конец 2005 года 120,4 млрд. долларов. За послед-о. ние шесть лет Россия переместилась с 12-го на третье место среди развивающихся рынков § в качестве источника ПИИ - после Гонконга и Британских Виргинских островов (учитывая
> офшорный статус последних, можно предположить, что часть капиталов, инвестируемых из 2 этих территорий, также имеет российское происхождение).
Основой конкурентной стратегии российского бизнеса за рубежом является экспорт сво-$ их преимуществ, в первую очередь - природных. Кроме того, у компаний, связанных с добытое чей и экспортом сырья, конкурентными преимуществами являются не просто доступ к сы-о рью, а нематериальные активы - умение и опыт разведки и освоения новых месторождений,
> переработки и продажи потребителям конечной продукции в виде бензина, моторного масла 2 или авиакеросина. У металлургического бизнеса конкурентными преимуществами, которые 2 российские металлурги могут эффективно экспортировать, являются сырьевая база, крупные ^ сталелитейные заводы, доставшиеся от СССР, опыт поддержания низкой себестоимости про-о изводства стали, умение работать и выживать в сложнейших кризисных условиях.
о В целом крупный частный капитал продолжает искать пути извлечения прибыли, и ос-^ новной стратегией по-прежнему остается стремление к монополизации или олигополизации | отрасли, чтобы получить возможность влиять на рост цен своих товаров. Но главной тенден-о цией современного этапа развития бизнеса выступает объединение разрозненных активов т в единую структуру под определенные государственные интересы, что позволяет получать 5 финансирование или госзаказы, или перепродать активы государству. ^ Такая стратегия крупного частного капитала охватывает почти все базовые сектора экоЕ номики: черную и цветную металлургию, транспортное машиностроение, энергетику, энер-о гомашиностроение, отрасль стройматериалов, химию, финансовую сферу. о Примерами этой тенденции являются консолидация и последующая перепродажа ак-00 ций единственного в стране титаномагниевого комбината «ВСМПО-Ависма» государствен-
ной военно-экспортной структуре «Рособоронэкспорт»; создание компании «Комплексные энергетические системы» (региональная тепло- и энергопроизводящая монополия на Урале); ЕТК - монополия на рынках каустической и кальцинированной соды и других продуктов основной химии; «Энергопром» - контролирует примерно 90% рынка электродов в стране; Трансмашхолдинг (ТМХ) - объединивший все локомотивостроительные российские компании (Брянский машиностроительный, Новочеркасский электровозостроительный и Коломенский заводы, единственные в стране производители электропоездов (Демиховский машзавод) и метропоездов («Метровагонмаш»), 25% акций Тверского вагоностроительного завода).
Государство участвует в консолидации бизнеса. Так, укрупненный «Газпром» стал контролирующим акционером проекта «Сахалин-2». Крупнейшая нефтяная компания страны -«роснефть» - не только успешно консолидировала в рамках единой структуры свои многочисленные добывающие и перерабатывающие предприятия, но и существенно расширила свою ресурсную базу за счет покупки в альянсе с китайцами «Удмуртнефти» и приобретения более десятка новых лицензий на освоение месторождений в Красноярском крае и Иркутс- ш кой области. В результате «Газпром» и «Роснефть» прочно заняли лидирующие позиции в ¡о рейтингах ведущих нефтегазовых корпораций мира с многомиллиардной капитализацией. о
Учреждена Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) с капитализацией почти J 100 млрд рублей, в которую вошли знаменитые авиационные КБ и заводы, контролирующие- ^ ся государством, - АХК «Сухой», РСК «МиГ», «Туполев» и «Ильюшин», а также две лизинговые ^ компании и внешнеторговое объединение «Авиаэкспорт». В сумме эти активы обеспечили федеральному центру 90,1% акций ОАК. ^
Компания «Рособоронэкспорт» начала консолидацию различных машиностроительных о предприятий сразу в нескольких отраслях: вертолетостроении, автомобилестроении (приобретен контрольный пакет акций АвтоВАЗа), металлургии (66% акций комбината «ВСМПО- N Ависма» - один из крупнейших в мире производителей титана и титановых изделий, обес- q печивающий треть потребностей в этих продуктах корпорации Boeing и примерно половину Ш потребностей Airbus). Планируется присоединить титаномагниевые комбинаты в Запорожье, .л, Усть-Каменогорске и Вольногорском ГОКе; реализовать совместно с АФК «Система» проект по созданию двигателестроительного холдинга на базе НПО «Сатурн» - единственного частного £ предприятия в отрасли, освоившего современные западные технологии и начавшего выпус- s кать силовые установки мирового уровня. В новый двигателестроительный холдинг войдет а Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО), выпускающее двига- § тели для Су-30, и предприятия так называемого пермского моторостроительного куста. >
Низкая доля инвестиций в обрабатывающую промышленность не позволит российской эко- £5 номике создать потенциал для дальнейшего роста. Обрабатывающая промышленность - сфе- ^ ра деятельности среднего бизнеса, к которому в России относятся компании с оборотом от 10 $ до 100 млн. долларов. Журналом «Эксперт» проведено статистическое исследование развития о пяти тысяч таких компаний в период с 2000-го по 2005 г. и установлено следующее. ö
1. В течение всего этого периода примерно треть компаний активно вкладывали деньги в > модернизацию основного капитала, что позволяет предположить наличие около 1700 £5 хорошо оборудованных компаний в самых разных отраслях экономики. 2
2. Кризис 2004 г. лишил крупный сырьевой бизнес лидерства и активизировал инвести- g ции в средний бизнес: доля модернизированных компаний выросла до 60%. §
3. Среди этих модернизированных компаний только треть (560) показывает быстрый рост о выручки и высокую прибыль одновременно. ^
4. Отличие лидеров от остальных заключается в том, что первые вкладывают деньги в | развитие собственных систем распространения продукции, а прочие не могут или не о хотят делать это. m
Таким образом, успешные российские компании среднего бизнеса имеют производствен- s ные возможности для расширения объема продукции, но ведут бизнес в условиях очень высо- ^ ких затрат на аренду дефицитных сегодня помещений, коммунальных услуг и логистических i систем. По данным опроса, ежегодный объем внеоборотных средств, затрачиваемых на не- о производственные нужды, для пяти тысяч компаний среднего бизнеса составляет примерно о 80 млрд. долл. и примерно 40% от их реальной потребности. Т.е., только для нужд сегод- Ö)
няшнего среднего бизнеса рынок аренды и дистрибуции должен быть увеличен до 200 млрд. долл., а тенденции роста бизнеса предполагают удвоение этой суммы.
Малый бизнес в 2005 г. произвел около 12% ВВП. По данным Ресурсного центра малого предпринимательства, за первое полугодие 2005 г. в стране насчитывалось 989, 3 тыс. малых предприятий. При этом статистика включает только зарегистрированные предприятия и не учитывает частных предпринимателей без юридического статуса, поэтому точного числа малых предприятий (МП) в стране никто не знает.
Оперируя данными статистики, можно утверждать, что уровень развития малого пред-принимательств в России, измеряемый общепринятыми в промышленно развитых странах показателями, явно недостаточный. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 7 малых предприятий, тогда как в странах - членах ЕС - не менее 30. Лишь г.г. Москва и Санкт-Петербург по плотности распространения малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы: на 1000 жителей приходится 20 и 23 малых предприятий соответственно. Ш Столь же высок разрыв в уровнях развития малого бизнеса, измеряемых другими пока-¡5 зателями. В России доля малых предприятий в общем числе предприятий составляет 29%. В о странах ЕС только микропредприятия составляют более 90% от общего числа предприятий. X Доля российских малых предприятий в обеспечении занятости - лишь 10% от общего числа ^ работающих постоянно на всех предприятиях, тогда как в странах ЕС данный показатель для
г
Ш
о Ь
N □
□
Ш
О о
I—
ф
о а ф
I
>
0
1 I
ф
ш н
О
а
о <
>
о
0
1_
0
1_
о о
со
О
I—
О
о о.
0
1
о 0)
того же сектора - порядка 65%.
Таблица 1
Распределение числа малых предприятий РФ по отраслям экономики в 2001 - 2005 гг. (тыс.ед. на конец года в % к общему числу МП)
Предприятия 1.01.01 кол-во % 1.01.03 кол-во % 1.01.04 кол-во % 1.01.05 кол-во %
Всего 877,3 100 861,1 100 868,0 100 890,6 100
В том числе:
промышленные 128,5 14,65 135,2 15,7 136,1 15,7 140 15,72
строительные 145,5 16,58 136,1 15,8 137,5 15,8 141,61 15,9
торговли и общепита 374,6 42,7 386,3 44,5 386,1 44,5 420,36 47,2
коммерческие 42,4 4,83 34,4 4 35,2 4 34,73 3,9
науки и научного обслуживания 48,8 5,56 38,74 4,5 38,8 4,5 36,51 4,1
Данные таблицы показывают, что отраслевая структура малого бизнеса постепенно изменяется в сторону увеличения доли предприятий торговли и общественного питания и уменьшения доли предприятий, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка, наукой и научным обслуживанием. Сохраняется тенденция к расширению малого бизнеса, когда с увеличением каптала отдельное малое предприятие не перерастает в среднее, а отделяет от себя новое малое предприятие. Это косвенно свидетельствует о наличии высоких трансакционных издержек перехода из малого бизнеса в средний, сдерживающих формирование эффективной структуры экономики. Для значительного числа малых предприятий характерна диверсификация, обусловленная развитием бизнеса или стремлением стабилизировать рыночную ситуацию.
Сохраняется неравномерность распределения малых предприятий по территории России. Так, порядка 30% всех действующих МП расположены в Центральном районе: в Москве - 20%, в Санкт-Петербурге - 12% всех российских малых предприятий.
Все шире малые предприятия используют стратегию ухода в теневую деятельность, что косвенно подтверждается вышеприведенными цифрами роста объема коммунальных и распределительных услуг в пять раз, а лишь некоторых других - в 2-3 раза. По оценке Министерства по антимонопольной политике, теневой оборот российского малого бизнеса составляет от 30 млрд. до 50 млрд. долл.
В целом широкомасштабное развитие малого бизнеса в России до сих пор не состоялось, и сегодняшние тенденции не предвещают подобных изменений. Результаты проведенного
ВЦИОМ опроса показывают, что инвестиционная активность малого бизнеса изменилась незначительно*. Более половины опрошенных позиционируют свое финансовое состояние как «относительно устойчивое, для поддержания бизнеса хватает, для развития нет». Порядка 70% респондентов не могут приобрести бизнес-недвижимость по причине высоких цен -(61%) и ограниченного доступа к торгам, недостаток достоверной информации о торгах и объектах - 49%.
Оценивая причины «закрытия» малых предприятий, половина опрошенных (51%) считают основной причиной низкую квалификацию и собственные ошибки предпринимателей. Меньшее влияние оказывают действия властей (25%) и негативное влияние крупных компаний (22%).
Проводимое ВЦИОМом второй год исследование показывает, что рыночные отношения испытывают воздействие административного ресурса: более 60% опрошенных отметили, что в регионе имеются отрасли, доступ в которые искусственно затруднен; представители региональных и местных администраций используют свое служебное положение для создания
Можно утверждать, что период первоначального формирования условий предпринима-
Ш
благоприятных условий отдельным фирмам - 80%; испытывают произвол со стороны пред- л ставителей администраций, сотрудников контрольно-надзорных и правоохранительных ор- ц
ганов более 60% опрошенных. В 2005 г. малый бизнес оценил свои издержки на преодоление -р административных барьеров в 8,5% от выручки, в 2006 г. показатель возрос до 9,6%. Однако
подавляющее большинство - более 70% респондентов показали, что существенную проблему ?
для бизнеса представляют не проверки, а административные барьеры, создаваемые на пути к ^
ресурсам, например, производственным и офисным площадям. Ш
Облегчения доступа малых предприятий на рынок государственных и муниципальных ^
закупок не происходит, так как законодательство, регламентирующее эту сферу отношений Ь
государства и бизнеса, не предусматривает обязательного порядка привлечения к госзака- ^
зу малого бизнеса - непосредственно или через субконтракты. Промышленная кооперация □
малого предпринимательства с крупными конкурентоспособными производителями, в том ^ числе и с зарубежными, от чего зависит успех малого и среднего предпринимательства в про изводственной и инновационной сферах, ограничена чрезвычайно высокими входными ба
О
рьерами для заключения договора на поставку комплектующих для крупного контрактора. о
ш
тельской деятельности для всех видов российского бизнеса в основном завершен, и основны- о
ми проблемами малого и среднего бизнеса стали системные, объективно присущие не только ш
переходной, но и развитой рыночной экономике: низкая конкурентоспособность отдельного ^
субъекта малого бизнеса на ресурсном и товарном рынке. Специфика России - доминанта го- д
сударства в экономике, проявляющаяся в стремлении аффилирования с прибыльными субъ- о ектами и в установлении административных барьеров (правил либо их правоприменения).
ЛИТЕРАТУРА а
о
1. Официальный сайт журнала «Эксперт» // Exspert.ru/graphs /exspert/2007/01/ graphs217250.gif о
- о
ГУЛАКОВ С.В. §
CL
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ Ц АДМИНИСТРАЦИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И СУБЪЕКТОВ РФ о
Постановка задачи. Адекватная оценка социально-экономического развития субъектов ф РФ, оценка качества принимаемых ими управленческих решений невозможна без системного 1 анализа показателей, характеризующих их деятельность. о
--о
* Опрос проведён в июле 2006 г. в 75 регионах России. Опрошено 5900 человек - руководителей малых ^
предприятий (собственники и наемные менеджеры).