ЭКОНОМИКА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
УДК 332.13:379.83/85(470.23)
ББК 65.497.7(2-2СПб)
Л. И. Будилова*
Развитие рекреационной сферы
в депрессивных районах Ленинградской области
Статья отражает опыт автора в изучении возможностей развития рекреационного комплекса Ленинградской области в наименее развитой и изученной ее части - в таких депрессивных районах, как Рельское и Дзержинское, муниципальных образованиях Лужского района. Анализируются основные факторы внутренней и внешней среды воздействия.
Приводятся результаты SWOT-анализа сельских поселений депрессивной зоны Лужского района как возможной базы рекреационной деятельности. Вскрываются недостатки существующего подхода к развитию рекреационной сферы применительно к исследуемым районам Ленинградской области.
The article reflects the author experience in the study of recreation activity extension possibilities on some Leningradsky Region's depressed districts (in the least developed and studied its part as Rel'skoe and Dzerzhinskoe municipalities of Luga district). The basic factors of internal and external environment of influence are analyses.
Results over of SWOT analysis of rural settlements of the depressed area of Luga district are considered as a possible base of recreation activity. We are discussed the present unsat-
* Кандидат экономических наук, доцент, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина.
isfactory method of approach to recreation sphere development, especially for the municipalities.
Ключевые слова: рекреационная сфера, регион, муниципалитеты, предпринимательство, трудовые ресурсы, социальный климат.
Key words: Recreation Sphere, Region, Municipality, Entre-preneurship, Unemployment, Work force, Labor-intensive production, Social environment.
Карта размещения организаций рекреационной сферы в Ленинградской области весьма неоднородна, от скопления турбаз, пансионатов, гостиниц на Карельском перешейке до практического отсутствия их в отдаленных депрессивных районах нашего региона.
Между тем именно для этих дотационных районов особенно актуально развитие рекреационной сферы как наиболее вероятное направление повышения занятости и доходов населения.
Годы относительной стабильности в жизни российского села сменились периодом депрессии не несколько месяцев назад, а сразу после реформирования колхозов и совхозов. К этому реформированию сельские жители оказались еще менее готовы, чем горожане к массовой приватизации 90-х. Экономические факторы для развития предпринимательства на селе были и остаются менее благоприятными. Сельское население существенно уступало городскому и в уровне образования, и в обеспеченности современным жильем и бытовыми условиями. Убогие условия существования большинства сельских жителей не дают им возможности сменить положение наемного работника на положение предпринимателя. Работа «от получки до получки» хотя и приносит невысокий доход, однако оставляет время на личные подсобные хозяйства. Рассмотрим эту и другие стратегии выживания в данной статье.
Ленинградская область продолжает оставаться регионом, в котором отсутствует планомерное воздействие на формирование трудовых ресурсов, не разработано дифференциро-
58
ванного подхода к развитию депрессивных и более развитых районов. Очаги промышленного развития и сам мегаполис притягивают к себе население близлежащих населенных пунктов. Маятниковая миграция позволяет хотя бы частично выравнивать уровни доходов жителей области.
При этом в наиболее сложном положении остается население удаленных районов области, где жители не в состоянии ежедневно добираться на работу или учебу в Петербург. Лужский район, по которому у автора накоплена экономическая и социологическая информация, является типичным представителем такого района. Во время проведенного в 2007 г. под руководством автора исследования были изучены статические материалы по социально-экономическим показателям развития Осьминского и Дзержинского муниципальных образований, реальное состояние дел в населенных пунктах, история формирования предприятий малого и среднего бизнеса в этих сельских районах Ленинградской области. Целью опроса было выявление мнения населения о факторах, влияющих на их поведение, на мотивы проживания в данном районе, а также о возможности изменения экономического положения и доходов населения в сельской местности [3: 123-129].
Рассмотрим стратегии поведения трудоспособного населения таких районов:
• совмещение рабочей нагрузки (в бюджетной сфере, в бывшем совхозе и других учреждениях с минимальными зарплатами) с сельскохозяйственными работами (неденежные доходы сельчан - поступление в потребление продукции от личных подсобных хозяйств, от сборов ягод и грибов, ловли рыбы, охоты - позволяют поддерживать приемлемый уровень потребления в семьях);
• п оступление в вуз и последующее «закрепление» в большом городе;
• переезд в районный центр как место большего спектра возможностей трудоустройства;
• выезд на рабочую смену в Петербург с последующим возвращением для ночлега в свой населенный пункт.
Последняя стратегия характерна, например, для жителей депрессивных Сланцев, бывших шахтеров, почти поголовно автовладельцев, которые сегодня переквалифицировались в нелегальные таксисты и практически монополизировали пас-сажироперевозки между Петербургом и районными центрами Ленинградской области. Однако такое нелегальное предпринимательство носит временный характер, и постепенно должно быть заменено на более устойчивые формы занятости жителей области.
Среди этих стратегий мы не видим занятия малым и средним бизнесом, который мог бы компенсировать отсутствие рабочих мест и повлиять на рост доходов населения в районе. Рассмотрим условия формирования местного предпринимательства как существенного фактора повышения самозанятости и развития новых рабочих мест в регионе. Очевидно, что для формирования трудовых ресурсов региона этот фактор мог бы сыграть роль стабилизатора сегодняшней весьма неблагоприятной обстановки. На вопрос «Что является самой большой проблемой проживания здесь?»: сельчане отвечали одинаково. Абсолютным лидером среди ответов стали указание на то, что основным препятствием является отсутствие в поселке рабочих мест и очень низкий уровень зарплаты на имеющихся вакансиях. Вместе с жалобами на маленькие пенсии эти ответы составили около половины всего массива ответов.
Значительным резервом повышения доходов жителей села могло бы стать появление и развитие доходов от собственности и доходов от предпринимательской деятельности. В развитых государствах именно эти виды доходов снимают остроту ситуации с невысоким уровнем возможных заработных плат и трансфертных платежей. Получая доходы от собственности и от предпринимательской деятельности, женщины могут более гибко подходить к планированию своего репродуктивного поведения, к развитию своих профессиональных качеств.
Исследование автора показало, что за прошедшие годы не удалось преодолеть асимметрию информации о развитии собственного бизнеса у сельских жителей, по-прежнему небо
многочисленные примеры успешного предпринимательства на селе связаны исключительно с персоналиями бывших или нынешних руководителей районных предприятий и учреждений. Очевидно, это связано с тем, что объекты муниципальной собственности как база развития малого предпринимательства по-прежнему недоступны никому, кроме представителей местных элит. Иных же объектов собственности как базы развития малого предпринимательства на селе практически не создано, значительное количество земли и жилья продолжает оставаться без частного хозяина.
Имеющееся у большинства жителей жилье отличается крайне низкими потребительскими качествами. Значительная часть населения обследованной местности проживает в старых панельных пятиэтажках, принадлежащих ранее местным совхозам, поэтому вполне обосновано их опасение, что обменять это жилье на хотя бы не худшее в других районах нереально.
Это жилье явно нуждается в капитальном ремонте. Соответственно, для переезда в современное и более просторное жилье (явно неэквивалентное этим тесным муниципальным квартиркам, а то и комнатам в коммуналках) требуются значительные доплаты. Ипотечный кредит для абсолютного большинства сельчан недоступен, так как без владения объектами собственности и высоких средних заработков жители Осьмина и Дзержинского не являются привлекательными заемщиками для банков. Низкий уровень заработков не способствует интенсивному собственному жилищному строительству или благоустройству уже имеющегося жилья, и это беспокоит жителей, особенно молодежь. Жители настаивают на необходимости перехода к коттеджному строительству вместо имеющихся в поселках панельных пятиэтажек. 27 % респондентов указали на необходимость обеспечения жилья работающих, а также на необходимость капитального ремонта имеющегося жилья и необходимость благоустройства поселка в целом, развития центрального отопления домов и учреждений, освещения улиц, благоустройства жилой среды. Например, в живописном Осьмино отсутствует оборудованный пляж: желающие
61
купаться преодолевают размытый дождями обрыв, небезопасный для малышей. Около 6 % опрошенных отметили недостаток спортивных и культурных учреждений и мероприятий в поселке.
Пессимизм жителей депрессивных районов области связан также с тем, что без ликвидных залогов невозможно привлечение кредитных организаций; кредитные организации и не предлагают адаптированных к местным условиям и невысоким доходам программ. Сложности оформления объектов собственности и необходимая оплата этих услуг ограничивают количество участников местного рынка. Таким образом, использовать имеющиеся объекты собственности как плацдарм для развития предпринимательства в области не так-то просто. Во многих европейских странах именно муниципалитеты занимают ведущее место в инфраструктуре предпринимательства, например, предлагают потенциальным покупателям налоговую оценку предлагаемых объектов частной недвижимости, осуществляют иное необходимое сопровождение сделок. Однако наши маломощные и недофинансируемые муниципалитеты никак не восполняют скудость рыночной инфраструктуры в области и оставляют все информационные функции риелторам либо самим потенциальным продавцам и покупателям.
Несомненно, в этих условиях администрация области должна приложить все силы для облегчения сельчанам доступа к оформлению в собственность земельных участков и жилых помещений, а также для повышения их стоимости и ликвидности. По данным проведенного опроса для 8 % сельчан главным препятствием в их проживании в поселке явилось отсутствие или плохое состояние их жилья. Привлечение кредитных и страховых организаций к ремонту имеющегося и строительству нового жилья невозможно силами одних только жителей.
Низкий уровень обеспеченности жильем вкупе с неудовлетворительными характеристиками самого жилья негативно влияет и на восприятие населением сложившейся ситуации, и на демографические показатели.
К примеру, в Приозерском муниципальном районе очередь на получение жилья составляет 862 семьи (при численности населения 44,9 тыс. чел.). Если применить средний по региону коэффициент семейности в 3,1 (человека на одну семью), то обнаруживается, что в очереди на жилье стоит каждая семнадцатая семья. В год очередь сокращается в среднем всего на 50 семей. Сохраняется естественная убыль населения, смертность в районе превышает рождаемость в 3,2 раза. Количественные характеристики обеспеченности жильем и показатели его качества существенно влияют на демографическое поведение населения.
Таким образом, обозначается замкнутый круг - низкий уровень заработков не дает возможности улучшать потреби -тельские характеристики жилья, а отсутствие собственного дома с современными характеристиками не позволяет рассматривать его жильцов как привлекательных заемщиков кредитных учреждений, т. е. лишает их возможности получить кредит на улучшение (приобретение) собственности или развитие собственного бизнеса. Жители понимают, что при сложившемся положении дел они не в состоянии выступать активными игроками экономического поля, поэтому вынуждены просто ждать каких-либо внешних инвестиций в районную экономику и связанных с ними новых рабочих мест. Около 7 % ответивших отмечали, что основной причиной, препятствующей улучшению жизни респондентов, является невозможность создания здесь предприятий. По мировой статистике, именно такое количество взрослого населения обладает склонностью к предпринимательской деятельности, и это свидетельствует о неисчерпанности этого резерва в регионе.
Область туризма как никакая другая подходит для решения задачи вовлечения сельчан в предпринимательство и повышения их средних доходов. Развитие мини-гостиниц позволило бы и привлекать средства в развитие собственности (жилого и нежилого фонда), и увеличивать невысокие среднедушевые доходы сельчанок. Излишки сельскохозяйственной продукции, не востребованные сегодня вне
63
домохозяйства, могли бы быть направлены в туристическую отрасль и так же служить источником доходов сельских жителей. В качестве каузальной гипотезы [1: 54-55] было выдвинуто предположение о взаимосвязи готовности к предпринимательству в туризме с имеющимися жилищными условиями.
Во время анкетного опроса респондентам был задан вопрос: «Есть ли у вас возможность и желание принимать в своем доме туристов?». Таким образом, респондентам предлагалось высказаться по поводу возможности своего участия в малом бизнесе - размещении потенциальных туристов в своих домах. Почти 40 % были готовы, но только у 8 % имеются соответствующие возможности. Это жители отдельно стоящих домов с приусадебными хозяйствами. Для 31 % респондентов гостиничное дело привлекательно, а при изменении своих жилищных условий они могут быть вовлечены в этот бизнес.
Наименьшее количество респондентов, 5 %, дало ответ «Есть такая возможность, но нет желания», а максимальное число респондентов, 56 %, ответило, что в сложившихся условиях у них нет ни возможности, ни желания заняться приемом туристов. Женщины в большинстве своем положительно отнеслись к возможности занятия гостиничным бизнесом. Именно они при переходе от проживания в панельных домах к проживанию в коттеджах могут стать наиболее активными участниками развития туристического комплекса региона. В условиях, когда наиболее привлекательные по уровню заработков рабочие места на селе предназначены для мужчин, женщины способны найти применение своим способностям в развитии минигостиниц.
Вторым существенным источником доходов сельских жительниц может стать личное подсобное хозяйство, либо дикорастущие ягоды, грибы, орехи и прочие дары леса. В настоящее время внутренний рынок этой продукции чрезвычайно узок. Ответы респондентов показали, что в основном сельскими жителями выращивается столько продукции, сколько необходимо самому домохозяйству, так как сбывать излишки продукции негде, все соседи также содержат при-
64
усадебное хозяйство или огородный участок, чтобы поддерживать нормальный уровень потребления продуктов питания при низком уровне зарплат и пенсий. Сбывать же излишки в города (Лугу, Петербург) затруднительно из-за удаленности и плохого транспортного сообщения (на что жаловался каждый восьмой респондент).
Очевидно, что развитие туризма может благоприятно повлиять на развитие рынка сбыта выращенных или собранных в лесу плодов и ягод, дать доход наиболее социально незащищенным пожилым сельчанкам, а также женщинам, занятым воспитанием малолетних детей. К тому же развитию туризма может сопутствовать появление и развитие предприятий переработки плодов и ягод, а это тоже новые рабочие места, преимущественно для женщин.
Анализ ответов респондентов показывает, что при решении экономических задач социальный климат будет значительно улучшен. Респонденты отчетливо понимают преимущества сельского образа жизни и указывают на них в своих ответах. Для 24 % респондентов на главное место в их положительном отношении к месту жительства вышли безопасность и предсказуемость поведения соседей по поселку, а также в целом общий уклад жизни, неспешный ее ритм, проживающие рядом «добрые, отзывчивые люди, готовые помочь в трудную минуту». Все это ощущается респондентами как определенная ценность, недостижимая в больших городах. Каждый третий респондент также указал на красоту и чистоту местной природы, наличие речки, леса, озер, мест для отдыха.
Помимо сельских жителей в реализации предстоящего туристического освоения области могут принять участие и горожане, выезжающие в область на 3-4 месяца, а то и постоянно проживающие «на природе». Среди них в основном пенсионеры, однако, есть и люди трудоспособного возраста, по тем или иным причинам предпочитающие проживание на своих дачах или домах родственников. Таких «полугорожан» с каждым годом становится все больше, а рабочих мест и для них, и для коренных жителей явно не хватает. Туристический бизнес как весьма трудоемкий вид деятельности спо-
65
собен поглотить этот человеческий ресурс и способствовать его эффективному использованию.
Одним из первых успешных примеров развития предпринимательства в Лужском районе является туристический комплекс «Мельница на Черной речке». На берегу Черной речки, на месте старинной мельницы выстроен комфортабельный 3-этажный коттедж, подготовленный для приема 17 человек, а рядом с ним - еще 4 маленьких домика, удобных для размещения семейных пар. В коттедже современная просторная кухня, уютная гостиная с камином и старинным роялем, а для желающих предлагают настоящую финскую сауну. Восхитительный вид из окна на лес и речку целительно действует на горожанина. Забронировать весь коттедж на новогодние праздники возможно только ранней осенью, позже уже все занято. Построили этот комплекс на выделенной им земле супруги-фермеры несколько лет назад. При сегодняшнем уровне цен на стройматериалы и рабочую силу аналогичное строительство было бы невозможно без серьезной кредитной поддержки. Более «свежий» пример - загородный комплекс «Звездочка» в Калгановке того же Лужского района. Для развития бизнеса сельская предпринимательница получила от государства всего 70 тыс. руб., поэтому там используется мебель, списанная из близлежащего санатория. Более существенное благоустройство своего скромного дома начинающей бизнес-леди не по средствам.
Проведенное исследование и анкетный опрос выявили следующие особенности формирования трудовых ресурсов региона:
1 ) молодое поколение сельчан ориентировано на город как источник разнообразных трудовых возможностей и более интересного досуга;
2) сельские жители в качестве главного источника дохода домохозяйства рассматривают только зарплату, а ее повышение связывают исключительно с приходом внешних инвесторов; в качестве второго основного источника дохода выступает личное подсобное хозяйство (хотя оно и недостаточно вовлечено в товарные отношения);
66
3) часть сельского населения оценивает свое место проживания как более предпочтительное по сравнению с городами именно с точки зрения возможного занятия предпринимательской деятельностью и готово активно участвовать в развитии новых для села видов бизнеса;
4) сельчане весьма чувствительны к потребительским качествам своего жилья; местный рынок жилья узок, а выход на внешние рынки, прежде всего Санкт-Петербурга, затруднен в связи с отдаленностью поселков и неразвитостью информационной инфраструктуры; усилий властей по повышению потребительских характеристик своего жилья они не видят.
Формирование трудовых ресурсов, демографические показатели, векторы внутренней региональной и внешней миграции зависят от внятных стратегических мер региональных властей. Есть существенный потенциал трудовых ресурсов, прежде всего людей среднего и старшего возраста, много лет проживших в родном селе и не склонных к переменам. При ответе на вопрос анкетного опроса «Почему вам нравится жить здесь?», ответы распределились следующим образом. Четверть всех опрошенных призналась, что им не нравится жить здесь, но по различным причинам приходится (например, больше негде жить, нет средств перевезти семью на другое место жительства). Ответы остальных свидетельствовали о том, что им действительно нравится жить в Осьминском или Дзержинском муниципальном районе Луж-ского района, однако для этого у разных респондентов оказались различные причины.
Значительная часть положительных ответов (30 % от всех позитивно к своему району настроенных респондентов) обусловлена эмоциональной привязанностью к своему родному поселку («Потому что это моя родина», «Потому что здесь живут мои родители»). Столько же респондентов (30 % среди позитивных ответов) в качестве основной причины своего положительного отношения к месту жительства указали красивую (и чистую!) природу, наличие речки, леса, озер поблизости от поселка.
Для 24 % респондентов главным в их положительном отношении к месту жительства оказался народ, односельчане, и, видимо, общий уклад жизни, неспешный ее ритм, проживающие рядом «... добрые, отзывчивые люди, готовые помочь в трудную минуту». «Народ здесь неплохой», «Поселок довольно тихий». Таким образом, ценности безопасного и предсказуемого поведения соседей по поселку отчетливо ощущаются как определенная ценность, недостижимая в больших городах.
11 процентов ответивших на этот вопрос положительно (или 8 % от общего массива ответов) указали на то, что в своем поселке их привлекает возможность держать свое приусадебное хозяйство, и пользоваться просторным домом для проживания. В этом также большие города едва ли могут конкурировать с сельской местностью, с подобными поселками.
При благоустройстве поселков и стабилизации доходов среднего и старшего поколения можно ожидать и уменьшения оттока молодежи в большие города. В качестве про-граммы-минимум следует добиваться того, чтобы родное село оставалось для молодежи привлекательным местом летнего отдыха. При этом денежные потоки будут частично оседать в муниципалитетах и стимулировать развитие сферы услуг. Пока для молодежи недоступны в сельской местности никакие образовательные программы среднеспециального и высшего образования, в политике формирования трудовых ресурсов села не стоит делать на них ставку. Предстоит выделить как основное звено людей среднего возраста, со средним специальным, а то и высшим образованием. Именно они способны создать базу развития малого и среднего предпринимательства.
Население области ждет со стороны региона:
• создания цивилизованного рынка земельных участков и жилья (поддержку коттеджного строительства, ремонт и модернизацию существующего жилья, развитие организаций оценки и страхования жилой недвижимости, кредитования сельских домовладельцев),
• развития системы медицинского обслуживания, в том числе для жителей Санкт-Петербурга,
• развития спортивных и культурных учреждений, организаций,
• решения транспортных вопросов - интенсивного дорожного строительства и ремонта, развития пассажирского автотранспорта,
• разработки программы привлечения мигрантов-соотечественников, прежде всего специалистов, необходимых селу,
• поддержки малому бизнесу, в том числе в туристской сфере,
• преодоления «информационной блокады», более тесного взаимодействия с властями всех уровней и соседними районами.
Два муниципальных образования, конечно, не дают всей полноты картины, однако определенную часть населения депрессивных районов области они могут характеризовать достаточно точно.
Являясь руководителем социологической секции негосударственной неправительственной общественной организации «Ассоциация содействия полевым экспериментам и развитию сельских территорий» (Российское отделение International Assosiation on Field Experiments - IAMFE), автор использует материал, накопленный в ходе выполнения международного проекта «Эффективные административные структуры как основное условие успешного социально-экономического развития сельских местностей в условиях демографических изменений» [5]. В частности, проводится SWOT-анализ сельских поселений депрессивной зоны Луж-ского района как возможной базы рекреационной деятельности [2].
S
• Хорошая экология, красивая природа.
• Безработное население, готовое к трудоустройству.
• Интересная работа для молодежи.
• Относительная близость к Санкт-Петербургу.
W
• Недостаток медицинских услуг.
• Слабая социально-культурная инфраструктура соседних поселков.
• Сезонный характер бизнеса, явная недозагрузка в зимние месяцы.
• Нет подготовленных кадров для гостиничного сектора и общественного питания, а со знанием иностранных языков специалистов нет вообще.
• Почти нет культурно-массовых мероприятий в соседних поселках, интересных для туристов.
• Нет опыта поиска клиентов.
О
• Рост доходов городского населения, появление возможности выделения денег на организованный отдых.
• Интерес зарубежных потребителей.
• Строительства порта в Усть-Луге, т. е. экономический рост соседнего региона.
Т
• Наличие небольшого количества местных инициативных предпринимателей (Даниловы, Федуловы).
• Неясный правовой статус земель для обустройства туристических объектов.
• Плохие дороги, недостаточное транспортное сообщение и с мегаполисом, и с городами и поселками внутри зоны.
• Низкий жизненный уровень сельского населения.
• Возрастание поголовья волков вокруг населенных пунктов и туристических объектов.
• Возмущение местного населения тем, что их излюбленные места отдыха будут заняты организованными базами отдыха.
• Настороженное отношение местного населения к частному бизнесу, предпочтение мест трудоустройства с гарантированной оплатой труда (таких, как совхоз).
• Неумение большинства населения организовывать частный бизнес.
• Стремление местной власти самим узурпировать все доходные источники.
Исследование показывает, что косвенным образом экономический рост в больших городах меняет положение дел и в «неперспективной» глубинке. Появляется «покупатель» рекреационных услуг в экологически чистых и территориально близких сельских муниципалитетах. Однако без помощи властей потенциальный «продавец»-сельчанин еще не скоро сможет использовать возникающие преимущества [4].
Недифференцированный подход к планированию рекреационной сферы явно неэффективен, надо видеть особенности различных районов и оперативно менять положение дел. Также следует избавляться от ведомственного подхода к планированию рекреационной сферы региона. Должна быть консолидация планирующих органов с социальными службами, государственным и негосударственными пенсионными фондами, научными учреждениями, общественными организациями.
В Ленинградской области, как и почти везде в России не задействованы возможности смешанной экономики, когда муниципалитеты активно привлекают частный бизнес для создания совместных предприятий, в том числе для решения наиболее насущных социальных задач сельского муниципального образования.
Опыт нашего международного проекта показывает, что в сходных условиях в Финляндии наряду с традиционным туризмом развивается сеть частных домов престарелых «домашнего типа», на 10-20 человек. Эти трудоемкие проекты поглощают избыточную рабочую силу на селе, способствуют развитию сферы услуг. Средства пенсионных фондов и иных организаций компенсируют традиционный недостаток инвестиций для сельских предпринимателей.
В современных условиях кризиса и перестройки экономики малое и среднего предпринимательство, а также появление организаций смешанной экономики - вот наиболее действенные меры по развитию рекреационной сферы в депрессивных районах Ленинградской области.
Список литературы
1. Анурин В. Ф. Эмпирическая социология. - М.: Академический Проект, 2003.
2. Будилова Л.И. Возможности развития предпринимательской среды в сельской местности Ленинградской области // Межрег. науч.-практ. конф. «Царскосельские чтения». -СПб.: Изд-во ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2008.
3. Дурович А. П. Маркетинговые исследования в туризме. - СПб.: Питер, 2008.
4. Жукова М. А. Менеджмент в туристском бизнесе. - М.: КНОРУС, 2006.
5. Boudilova Lilia, Minin Vladislav, Belyakov Valery. Way for sustainable rural development // Sustainability Measurement and modeling/CIMNI. - Barselona, 2006.