Научная статья на тему 'Развитие региональных систем образования: проблемы и государственное регулирование'

Развитие региональных систем образования: проблемы и государственное регулирование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ВУЗЫ / ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОН / СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ / EDUCATION SYSTEM / REGIONAL SYSTEM OF EDUCATION / FEDERAL UNIVERSITIES / THE CENTRALIZATION OF THE EDUCATION SYSTEM / REGION / SUBJECT OF FEDERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скифская А. Л.

Статья посвящена анализу системы образования в Тюменской области, рассмотрены проблемы развития и негативные последствия реформирования регионального образования. Обосновывается необходимость формирования стратегии развития образования в контексте инновационного развития Тюменской области, необходимость взаимодействия законодательных и исполнительных органов власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF REGIONAL SYSTEMS OF EDUCATION: PROBLEMS AND STATE REGULATION

The article is devoted to the analysis of education system in Tyumen Region, the problems of development and negative consequences of reforming all-Russian and regional education are considered. The authors prove the necessity of formation of development strategy of education in a context of innovative development of Tyumen region, the necessity of interaction, support is proved on the part of legislative and executive bodies.

Текст научной работы на тему «Развитие региональных систем образования: проблемы и государственное регулирование»

УДК 378.1

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

А. Л. Скифская

ФГБОУ ВО «Тюменской индустриальный университет» г. Тюмень, Россия

Аннотация. Статья посвящена анализу системы образования в Тюменской области, рассмотрены проблемы развития и негативные последствия реформирования регионального образования. Обосновывается необходимость формирования стратегии развития образования в контексте инновационного развития Тюменской области, необходимость взаимодействия законодательных и исполнительных органов власти.

Ключевые слова: система образования, региональные системы образования, федеральные вузы, централизация системы образования, регион, субъект Федерации.

Роль современного образования, в первую очередь, сформирована и определена целями развития Российской Федерации как правового общества, демократического государства и направлена на развитие образовательных систем по инновационному типу, преодоление отставания от мировых глобальных тенденций социального и экономического развития.

К таким тенденциям можно отнести: ускорение темпов социально-экономического развития национальных государств, как одно из следствий такого развития является необходимость подготовки специалистов для потребностей экономики; мобильность население расширяет масштабы межкультурного взаимодействия, что актуализирует наличие факторов коммуникабельности и толерантности; появление негативных глобальных проблем, которые можно решить только посредством международного сотрудничества при взаимодействии международных сообществ, организаций, и это требует формирования иного мышления. Демократические основы общества расширили возможности для политического и социального участия, что также требует от современного человека гражданской активности, осознанности действий и повышения уровня готовности граждан к такому выбору. Сокращение доли неквалифицированного труда в

производствах, структурные изменения, развитие социальной сферы, стимулирование самозанятости требуют постоянного профессионального роста работников.

Реформы, предпринятые в Российской Федерации и ее субъектах, начиная с середины 90-х годов, дали определенные результаты, так, количество высших учебных заведений в 1992 г. составляло 600, к 2009 году в стране профессиональную подготовку вели 944 вуза с 924 филиалами; в 2016 г. по данным Рособрнадзора в РФ функционирует более 1400 вузов. Общее количество студентов увеличилось с 2,5 млн. чел. в 1992 году и достигло своего пика в 2008 году - 7,5 млн. чел [1]. С 2009 года число студентов в силу демографических причин начало стремительно убывать. В 2014 году в российских вузах уже училось 5,2 млн студентов, из них всего 2 млн. за счет бюджетных средств [2]. Общая численность студентов в вузах РФ достигнет своего минимума в 2018 году - 4,3 млн. человек.

В 2017 году прием в образовательные учреждения высшего образования РФ достигнет своего минимума, так в Уральском Федеральном округе он составит 90,6 тыс. чел. Для сравнения в 2015 году в вузы УФО были приняты 99,6 тысяч человек. Из них в Тюменской области - 18,2,

Свердловской - 36,9, Челябинской - 28,8, Курганской - 5,1, ХМАО-Югре - 9,0, ЯНАО - 1,6 тыс. чел. К 2020 году количество вузов в России сократится до 877 [3].

При этом финансирование из бюджета различного уровня системы образования Тюменской области за три последние года увеличилось только на 13% (со 117 млн. руб. до 132 млн. руб.),

что сопоставимо с темпами инфляции, средний уровень которой за 3 года составил 12,9%. В 2015 г. объем запланированных расходов бюджетов субъектов РФ составляет 2 429 млрд. руб. или 21,2% всех расходов бюджетов субъектов РФ (для сравнения в 2004 г. 413,4 млрд. руб. и 23,3% расходной части) (Таблица 1).

Таблица 1.

Объемы финансирования программ развития образования в Тюменской области

Объемы затрат по источникам финансирования, тыс. рублей

Годы из федерального бюд- из регионального бюд- из внебюджетных ис- всего

жета жета точников

2012 26502,7 1145959,1 2200,0 1174661,8

2013 32450,0 1167096,3 1650,0 1201196,3

2014 31450,0 1176848,3 1650,0 1209948,3

2015 30450,0 1216151,0 1650,0 1248251,0

2016 30400,0 1216151,0 1650,0 1248201,0

всего 151252,7 5922205,7 8800,0 6082258,4

Направление развития национальной системы образования России определено Болонской Декларацией (1999 г.). Основное содержание бо-лонских реформ сводятся к следующему: переход российской системы образования на двухуровневые квалификации системы высшего образования (бакалавриата, магистратура); сокращение нормативного срока обучения; существенные изменения в структуре учебных образовательных программ; включение вариативной составляющей в учебные курсы, учитывающие территориальную «привязку» деятельности вуза и региональную специфику; введение преимущественно децентрализованных механизмов обеспечения качества образования; расширение источников финансирования высших учебных заведений; расширение доступа к единому образовательному пространству Европы [2].

Следует отметить, что принятая Правительством Российской Федерации «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [4] в части развития системы образования целиком и полностью базируется на вышеназванной Декларации.

Изменение роли регионов в управлении территориальным развитием определили тенденции одновременно регионализации и централизации систем образования. Специфика региональных образовательных систем состоит в том, что они

смогли аккумулировать и сохранить особенности и структурные элементы единой национальной системы образования, дополнив и обогатив их локальными чертами, выступая центральным субъектом отдельной территории и объектом государственного регулирования [4]. Таким образом, рассматривая общие и специфические аспекты развития можно констатировать следующее, что, с одной стороны, наблюдается подчинение общенациональным целям государственной политики, с другой, реализация собственных (не противоречащих федеральным) интересов субъектов регионального уровня.

Опора на собственные интересы развития региональных систем образования следует рассматривать как главный принцип государственной образовательной политики, позволяющей, учитывать профессиональную ориентацию вузов на особенности субъекта и социальный заказ региона, привлекать бюджетные и внебюджетные ресурсы региона для развития системы образования. Как показывают проводимые реформы, региональные образовательные системы стали сегодня, во-первых, одной из основ социально-экономического развития субъекта Федерации; во-вторых, фактором повышения степени управляемости образовательной деятельностью; в-третьих, фактором децентрализации и диверсификации источников привлечения ресурсов в образовательные учреждения.

—---

Однако, необходимо отметить, что достигнуты результаты не в полной мере отражают ориентиры, определенные в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», так как задачи доступности не решены, реформы еще в большей степени ограничивают доступ к высшему образованию; сократилось количество вузов; наблюдается диспропорции в размещении высших учебных заведений по территории РФ, кроме того, деление вузов на федеральные, опорные вузы (консолидированные региональные вузы), территориальное объединение и укрепление учебных заведений усилили диспропорции, снизили конкуренцию между вузами; с изменением статусов и укрупнением выросла стоимость обучения, и, кроме того, проведенная дифференциация вузов осуществлена по критериям, которые до конца не понятны даже образовательному сообществу.

Можно говорить о том, что второй этапа перманентного реформирования высшего образования далек от сути роли и значения образования в развитии российского государства. Современные реформы в своей основе ставят задачи получения кратковременного экономического эффекта в виде сокращения бюджетных затрат, что приводит к негативным последствиям, которые отражаются в темпах экономического роста, уровне безработицы, доходном неравенстве.

Преобразования и развитие региональных систем образования, высшего образования, в том числе, - задача стратегическая. Исходной посылкой разработки стратегии образования в Тюменской области должен стать подход к личности как к незамещаемому ресурсу и капиталу; поэтому расходы на образование рассматриваются

не как затраты, а как инвестиции в развитие человеческого капитала, причем инвестиции высокодоходные и быстро окупающиеся [5].

Поэтому программы развития высшего образования, в том числе и в Тюменском регионе, должна строиться на основе стратегии развития самого региона и на диагностике состояния образовательных систем. Региональные власти Тюменской области в рамках стратегии и в пределах своей компетенции, научное бизнес-сообщество в состоянии спроектировать модель системы образования с учетом как общемировых тенденции, так и особенностей, традиций российского образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Клячко Т. Высшего образования в России слишком много. // Официальный сайт «Институт демографии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». 2016. № 669 - 670. URL:

http ://demoscope.ru/weekly/2016/0669/tema02 .php

2. Официальный сайт ТюмГУ «К 2020 году количество вузов в России сократится до 877». URL: https://www.utmn.ru/presse/novosti/obrazovanie/107087

/

3. Распоряжение Правительство Тюменской области от 24 января 2011 г. N 57-рп «Об Утверждении региональной программы комплексного развития профессионального образования Тюменской области» URL: http://lawsrf.ru/region/documents/542586/

4. Проценко Т.Г. Интеграционные процессы в субфедеральном образовательном пространстве // Регион: экономика и социология. 2007. № 3. С. 151.

5. Скифская А.Л. Государственное регулирование региональных систем образования // Потенциал современной науки № 7: Материалы по итогам X-й Международной научной конференции «Наука в Центральной России». 2014. С. 68-70

DEVELOPMENT OF REGIONAL SYSTEMS OF EDUCATION: PROBLEMS AND STATE REGULATION

A.L. Skifskaya

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Industrial University of Tyumen», Tumen, Russian Federation, 625000

Annotation. The article is devoted to the analysis of education system in Tyumen Region, the problems of development and negative consequences of reforming all-Russian and regional education are considered. The authors prove the necessity of formation of development strategy of education in a context of innovative development of Tyumen region, the necessity of interaction, support is proved on the part of legislative and executive bodies.

—--—

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

Key words. the education system, the regional system of education, Federal universities, the centralization of the education system, region, subject of Federation.

REFERENCES

1. Kljachko T. Vysshego obrazovanija v Rossii slish-kom mnogo. // Oficial'nyj sajt «Institut demografii Nacional'nogo issledovatel'skogo universiteta «Vysshaja shkola jekonomiki». 2016. № 669 - 670. URL: http://demoscope.ru/weekly/2016/0669/tema02.php

2. Oficial'nyj sajt TjumGU «K 2020 godu kolichestvo vuzov v Rossii sokratitsja do 877». URL: https://www.utmn.ru/presse/novosti/obra-zovanie/107087/

3. Rasporjazhenie Pravitel'stvo Tjumenskoj oblasti ot 24 janvarja 2011 g. N 57-rp «Ob Utverzhdenii region-al'noj programmy kompleksnogo razvitija profession-al'nogo obrazovanija Tjumenskoj oblasti». URL: http://lawsrf.ru/region/documents/542586/

4. Procenko T.G. Integracionnye processy v subfeder-al'nom obrazovatel'nom prostranstve // Region: jekonomika i sociologija. 2007. № 3. C. 151.

5. Skifskaja A.L. Gosudarstvennoe regulirovanie re-gional'nyh sistem obrazovanija // Potencial sovremennoj nauki № 7: Materialy po itogam X-j Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Nauka v Central'noj Rossii». 2014. C. 68-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.