Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Дата публикации: 1.09.2018 № 4 (34). С. 287-292. УДК 378.14.015.62(470.46):004
Р. З. Гакаме, Ю. Д. Овчинников
Критериально-бальная система оценки достижении студента вуза спортивного профиля
В статье представлена система критериев и бальная оценка достижений студента в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности в спортивном вузе. Достижения студента оцениваются по 10 бальной шкале, отражаются в портфолио с учетом специфики спортивного вуза. В Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма разработана практико-ориентированная модель оценки достижений студентов в естественных образовательных условиях с учетом современных требований образования.
Ключевые слова: спортивный вуз, критерии, бальная оценка достижений студента
Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Accepted: 15 June 2018 Published: 1 September 2018 No. 4 (34). pp. 287-292.
Criterion-and-Score System of Evaluating the Student's Achievements in University of Sports Profile
The article represents the system of criteria and score evaluation of student's achievements in educational, scientific research, social, cultural-and-creative and sports activities in sports university. The student's achievements are evaluated as per 10-score scale, reflected in portfolio considering specificity of sports university. In Kuban State University of Physical Training, Sports and Tourism, the practice-oriented model of evaluation of students' achievements have been developed in natural educational conditions, considering modern educational requirements.
Key words: sports university; criteria; student's achievements score system
R. Z. Gakame, Yu. D. ovchinnikov
11а современном этапе развития обра/ / зования каждое учебное заведение ___' V стремится показать достижения обучающихся студентов (Анисимова Т.Г.; Киричек Г.А.) [1; 4]. В научной литературе в большей степени представлены исследования критериев оценки качества знаний, интеллекта, творческих способностей, физического состояния школьников и студентов (Зеер Э.Ф., Югова Е.А.; Мельникова Е.П.; Семенов Д.В.; Трегубова Е.С.; Федорова М.А.) [2; 5; 10; 13; 14]. В процессе изучения научных и методических материалов был выявлены факторы, свидетельствующие о том, что критериально-бальная система оценки достижений студента спортивного Вуза недостаточно изучена и педагогически целесообразно представить проведенные научные исследования. Проблемой является объективная оценка достижений большой массы студентов с учетом специфики высшего учебного заведения в новых образовательных стандартах (Темиркулова К.Т., Исакова Ж.А.) [12].
Представленное исследование выполнено с помощью следующих методов: педагогический анализ, метод моделирования, анализ источников литературы и документов, метод исследования.
Цель научного исследования - выявить значимые критерии для формирования системы достижений студента спортивного вуза.
В процессе проведения научного исследования был проведен системный анализ критери-
Критерии и баллы для оценки д
ев формирующих достижения студентов в высшем учебном заведении спортивного профиля. Выявленные критерии объединены в единую структуру с учетом действующих общекультурных и профессиональных компетенций [7; 8].
В Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма разработана практико-ориентированная модель оценки достижений студентов в естественных образовательных условиях с учетом современных требований образования. Количество студентов обучающихся в КГУФКСТ в 2018 году - 5697 человек. Общая численность студентов в вузах РФ в 2018/2019 учебном году - 4295,4 тысячи человек [3].
В январе 2018 года разработана и внедрена на практике система критериев и количество баллов для оценки достижений в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности студентов Кубанского государственного университета спорта и туризма. Карта оценки достижений студента включает в себя пять основных направлений деятельности студентов в Вузе. Направления с критериями и баллами представлены в таблицах (1-5). Наивысший балл оценки 10 баллов. В левой колонке указаны баллы, в правой - критерии дающие право студенту получить количество баллов за свои достижения, которые определяет специальная комиссия.
Таблица 1
ижений в учебной деятельности
Баллы Критерии достижений
10 Признание студента победителем или призером международной олимпиады, конкурса, соревнования, состязания или иного мероприятия, направленных на выявление учебных достижений студентов, проведенных в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии, и наличие в течение не менее 2-х следующих друг за другом промежуточных аттестаций, предшествующих назначению повышенной государственной академической стипендии, только оценок «отлично».
7 Признание студента победителем или призером всероссийской олимпиады, конкурса, соревнования, состязания или иного мероприятия, направленных на выявление учебных достижений студентов, проведенных в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии, и наличие в течение не менее 2-х следующих друг за другом промежуточных аттестаций, предшествующих назначению повышенной государственной академической стипендии, только оценок «отлично».
5 Признание студента победителем или призером ведомственной или региональной олимпиады, конкурса, соревнования, состязания или иного мероприятия, направленных на выявление учебных достижений студентов, проведенных в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии, и наличие в течение не менее 2-х следующих друг за другом промежуточных аттестаций, предшествующих назначению повышенной государственной академической стипендии, только оценок «отлично».
3 Получение студентом в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии, награды (приза) за результаты проектной деятельности и (или) опытно-конструкторской работы и наличие в течение не менее 2-х следующих друг за другом промежуточных аттестаций, предшествующих назначению повышенной государственной академической стипендии, только оценок «отлично».
2 Наличие в течение не менее 2-х следующих друг за другом промежуточных аттестаций, предшествующих назначению повышенной государственной академической стипендии, только оценок «отлично».
Таблица 2 Критерии и баллы для оценки достижений в научной деятельности
Баллы Критерии достижений
8 7 3 2 1 Получение студентом в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии, награды (приза) за результаты научно-исследовательской работы, проводимой студентом на: - международном уровне; - всероссийском; - региональном; - городском; - вузовском.
9 8 Получение студентом в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии, документа, удостоверяющего исключительное право студента на достигнутый им научный (научно-методический, научно-технический, научно-творческий) результат интеллектуальной деятельности: - патент; - свидетельство.
4 3 2 Получение студентом в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии, гранта на выполнение научно-исследовательской работы: - международный; - всероссийский; - региональный.
7 Наличие у студента публикации в научном (учебно-научном, учебно-методическом) международном издании в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии.
6 5 4 Наличие у студента публикации в научном (учебно-научном, учебно-методическом) всероссийском издании в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии: - ВАК; - прочие центральные издания; - конференции.
3 Наличие у студента публикации в научном (учебно-научном, учебно-методическом) ведомственном или региональном издании в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии.
2 Наличие у студента публикации в научном (учебно-научном, учебно-методическом) издании университета или иной организации в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии.
Таблица 3 Критерии и баллы для оценки достижений в общественной деятельности
Баллы Критерии достижений
8 Систематическое участие студента в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии, в проведении (обеспечении проведения) общественно значимой деятельности социального, культурного, правозащитного, общественно полезного характера, организуемой федеральной государственной образовательной организацией высшего образования или с ее участием, всероссийского уровня, подтверждаемое документально.
6 Систематическое участие студента в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии, в проведении (обеспечении проведения) общественно значимой деятельности социального, культурного, правозащитного, общественно полезного характера, организуемой федеральной государственной образовательной организацией высшего образования или с ее участием, регионального уровня, подтверждаемое документально.
4 Систематическое участие студента в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии, в проведении (обеспечении проведения) общественно значимой деятельности социального, культурного, правозащитного, общественно полезного характера, организуемой федеральной государственной образовательной организацией высшего образования или с ее участием, муниципального уровня, подтверждаемое документально.
2 Систематическое участие студента в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии, в проведении (обеспечении проведения) общественно значимой деятельности социального, культурного, правозащитного, общественно полезного характера, организуемой федеральной государственной образовательной организацией высшего образования или с ее участием, уровня университета, подтверждаемое документально.
4 3 1 2 1 Систематическое участие студента в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии, в работе органов студенческого самоуправления университета, профсоюзной организации студентов в качестве: - руководителя, - заместителя руководителя, - секретаря, - руководителя сектора, - члена органа студенческого самоуправления.
Таблица 4 Критерии и баллы для оценки достижений в культурно-творческой деятельности
Баллы Критерии достижений
6 Получение студентом в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии, награды (приза) за результаты культурно-творческой деятельности, осуществленной им в рамках деятельности, проводимой университетом или иной организацией, в том числе в рамках конкурса, смотра и иного аналогичного международного мероприятия, подтверждаемое документально.
5 Получение студентом в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии, награды (приза) за результаты культурно-творческой деятельности, осуществленной им в рамках деятельности, проводимой университетом или иной организацией, в том числе в рамках конкурса, смотра и иного аналогичного всероссийского мероприятия, подтверждаемое документально.
4 Получение студентом в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии, награды (приза) за результаты культурно-творческой деятельности, осуществленной им в рамках деятельности, проводимой университетом или иной организацией, в том числе в рамках конкурса, смотра и иного аналогичного ведомственного или регионального мероприятия, подтверждаемое документально.
4 Публичное представление студентом в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии созданного им произведения литературы или искусства (литературного произведения, драматического, музыкально-драматического произведения, сценарного произведения, хореографического произведения, пантомимы, музыкального произведения с текстом или без текста, аудиовизуального произведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графического рассказа, комикса, другого произведения изобразительного искусства, произведения декоративно-прикладного, сценографического искусства, произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства, в том числе в виде проекта, чертежа, изображения, макета, фотографического произведения, произведения, полученного способом, аналогичным фотографии, географической, геологической, другой карты, плана, эскиза, пластического произведения, относящегося к географии, топографии и другим наукам, а также другого произведения), подтверждаемое документально.
4 Систематическое участие студента в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии в проведении (обеспечении проведения) публичной культурно-творческой деятельности воспитательного, пропагандистского характера и иной общественно значимой публичной культурно-творческой деятельности, подтверждаемое документально.
Таблица 5 Критерии и баллы для оценки достижений в спортивной деятельности
Баллы Критерии достижений
10/8 Получение студентом в течение двух лет, предшествующих назначению повышенной стипендии, награды (приза) за результаты спортивной деятельности в рамках международного спортивного мероприятия, входящего в Единый календарный план Министерства спорта Российской Федерации (по олимпийским видам спорта/ по неолимпийским видам спорта).
8/6 Получение студентом в течение двух лет, предшествующих назначению повышенной стипендии, награды (приза) за результаты спортивной деятельности в рамках всероссийского спортивного мероприятия (Всероссийская Универсиада), входящего в Единый календарный план Министерства спорта Российской Федерации (по олимпийским видам спорта/ по неолимпийским видам спорта).
6/3 Получение студентом в течение двух лет, предшествующих назначению повышенной стипендии, награды (приза) за результаты спортивной деятельности в рамках регионального и краевого спортивного мероприятия, входящего в Единый календарный план Министерства спорта Краснодарского края (по олимпийским видам спорта/ по неолимпийским видам спорта).
3/1,5 Получение студентом в течение двух лет, предшествующих назначению повышенной стипендии, награды (приза) за результаты спортивной деятельности в рамках университетского или городского спортивного мероприятия, входящего в Единый календарный план Министерства спорта Краснодарского края (по олимпийским видам спорта/ по неолимпийским видам спорта).
1 Систематическое участие студента в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии, в спортивных мероприятиях воспитательного, пропагандистского характера и (или) иных общественно значимых спортивных мероприятиях, подтверждаемое документально.
1 Выполнение нормативов и требований золотого знака отличия "Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) соответствующей возрастной группы на дату назначения повышенной государственной академической стипендии.
В концепции представлены пять направлений формирующих успешность студента. С помощью представленных пяти направлений каждый студент формирует папку портфолио своих достижений. Результаты портфолио курирует профильный деканат. В процессе проведенного исследования было замечено, что структура портфолио четко еще не отработана с учетом специфики деятельности Вуза, поэтому студент не совсем представляет, что нужно складывать в портфолио. Представляется возможным две структуры портфолио. Первый вариант классический, второй вариант - расширенный. Так как многие студенты не только выступают на спортивных соревнованиях, но и работают, в том числе и по будущей профессии. Таким образом, студент самостоятельно устанавливает связь с работодателем и проверяет свою профессиональную компетентность на практике. При оценке достижений деканат берет во внимание результаты зачетной книжки, книжка ГТО и квалификационная книжка, где указаны квалификации в области спорта высших достижений (разряд, кандидат в мастера спорта, мастер спорта) [6].
Являются ли внутренние мероприятия Вуза социально-значимыми и приоритетными? Из всех проанализированных мероприятий самым социально-значимым является конкурс «Лучший студент, магистрант Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма». Для студентов данное мероприятие из всех оказалось социально-значимым с важным внутренним фактором - постоянной датой проведения 24 мая. Определены четкие критерии общественной и социальной значимости: талант, социальная инициатива, активная жизненная позиция, интеллектуальное, духовное и творческое развитие, стимулирование высокой успева-
емости обучающихся, повышение конкурентоспособности выпускников.
Конкурс проводится в два этапа:
1 этап - в учебных подразделениях;
2 этап на уровне университета.
Наибольший конкурсный отбор в номинациях:
- Начинающий ученый-исследователь;
-Лучший спортсмен. В этих номинациях студент не только видит свою общественную значимость, но и материальное вознаграждение. Начинающий ученый исследователь за проводимые научные исследования имеет право претендовать на различные виды стипендий, самая весомая из которых ректорская стипендия. Более того студент получает общественное признание в стенах вуза: фотография на стенде факультета, сайте вуза. Самым значимым фактором оказалось публичное признание - публикация проведенного научного исследования в различных научных журналах, в том числе из перечня ВАК [9].
Заключение
Проведенные исследования позволили представить критериально-бальную систему оценки достижений студента спортивного вуза, используемую на практике, утвержденную ученым советом. В процессе работы будет проведен анализ представленных критериев и внесены изменения, но принцип логико-компетентностного подхода должен остаться и вариативной модели, так как с учетом компетенций выстроен учебный процесс [7; 8]. Современная система образования ориентированная на практико-ориен-тируемый подход нуждается в трансляции педагогического опыта вузов, имеющих специализированный профиль.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анисимова Т.Г. Критерии оценки эффективности процесса адаптации студентов в условиях вуза // Социология образования. 2014. № 4. С. 105-112.
2. Зеер Э.Ф., Югова Е.А. Критерии и показатели оценки здоровьесберегающей компетентности студентов // Педагогическое образование в России. 2014. № 10. С. 78-82.
3. К 2020 году количество вузов в России сократится до 877. URL: https://www.utmn.ru/presse/novosti/ obrazovanie/107087/ (дата обращения 5.05.2018 г.)
4. Киричек Г.А. Теоретические задачи по высшей математике как составная часть научно-исследовательской деятельности студентов // Школа университетской науки: парадигма развития. 2011. № 1-2. С. 25-28.
5. Мельникова Е.П. Критерии и показатели оценки сформированности у студентов критического мышления //
Среднее профессиональное образование. 2009. № 12. С. 55-58.
6. Овчинников Ю.Д., Сиденко А.С. Возвращение норм ГТО в России стало законным // Инновационные проекты и программы в образовании. 2016. № 5. С. 77-84.
7. Овчинников Ю.Д., Лызарь О.Г. Общекультурные и профессиональные компетенции в Вузе: система работы // Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 4 (19). С. 34-41.
8. Овчинников Ю.Д. Компетенции как исследовательские лаборатории для студентов // Инновации в образовании. 2016. № 5. С. 31-41.
9. Овчинников Ю.Д., Хорькова Л.В. Методика прыжка «способом перешагивания» в биомеханических движениях // Перспективы науки и образования. 2018. № 2 (32). С. 156-159.
10. Семенов Д.В. Критерии оценки творческих способностей студента как социокультурная проблема // Обучение, тестирование и оценка. 2009. № 9. С. 129-134.
11. Сиротина О.А. Критерии оценки эффективности гражданского воспитания студентов российских Вузов // Совет ректоров. 2014. № 4. С. 47-54.
12. Темиркулова К.Т., Исакова Ж.А. Технология оценки//Наука, новые технологии и инновации. 2009. № 1-2. С. 242-243.
13. Трегубова Е.С. Критерии и показатели оценки качества профессионального воспитания студентов технического колледжа // Мир образования - образование в мире. 2009. № 3. С. 191-195.
14. Федорова М.А. Критерии оценки качества научной подготовки студента // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 2. С. 121-125..
REFERENCES
1. Anisimova T.G. Criteria for assessing the effectiveness of the process of adaptation of students in university conditions. Sociology of Education. 2014. no 4. pp. 105-112. (in Russian)
2. Zeer E.F., Yugova E.A. Criteria and indicators of assessing the health-saving competence of students. Pedagogical Education in Russia. 2014. no. 10. pp. 78-82. (in Russian)
3. By 2020, the number of universities in Russia will be reduced to 877. Available at: https://www.utmn.ru/presse/ novosti/obrazovanie/107087/ (accessed 5 May 2018) (in Russian)
4. Kirichek G.A. Theoretical problems in higher mathematics as part of the research activities of students. School of University Science: the paradigm of development. 2011. no. 1-2. pp. 25-28. (in Russian)
5. Melnikova E.P. Criteria and indicators for assessing the formation of students critical thinking. Secondary vocational education. 2009. no. 12. pp. 55-58. (in Russian)
6. Ovchinnikov Yu.D., Sidenko A.S. The return of TRP standards in Russia became legal. Innovative projects and programs in education. 2016. no. 5. pp. 77-84. (in Russian)
7. Ovchinnikov Yu.D., Lyzar O.G. General cultural and professional competencies in the university: the system of work. Vocational education in the modern world. 2015. no. 4 (19). pp. 34-41. (in Russian)
8. Ovchinnikov Yu.D. Competences as research laboratories for students. Innovations in Education. 2016. no. 5. pp. 31-41. (in Russian)
9. Ovchinnikov Yu.D., Khorkova L.V. The technique of jumping "by stepping over" in biomechanical movements. Perspectives of science and education. 2018. no. 2 (32). pp. 156-159. (in Russian)
10. Semenov D.V. Criteria for assessing a student's creative abilities as a sociocultural problem. Training, testing and evaluation. 2009. no. 9. pp. 129-134. (in Russian)
11. Sirotina O.A. Criteria for assessing the effectiveness of civic education for students of Russian universities. The Council of Rectors. 2014. no. 4. pp. 47-54. (in Russian)
12. Temirkulova K.T., Isakova Zh.A. Technology assessment. Science, new technologies and innovations. 2009. no. 1-2. pp. 242-243. (in Russian)
13. Tregubova E.S. Criteria and indicators for assessing the quality of professional education of students of the technical college. World of Education - Education in the World. 2009. no. 3. pp. 191-195. (in Russian)
14. Fedorova M.A. Criteria for assessing the quality of student's scientific preparation. Siberian Pedagogical Journal. 2014. no. 2. pp. 121-125. (in Russian)
Информация об авторах
Гакаме Рауф Заурович
(Россия, г. Краснодар) Доцент, кандидат биологических наук Заведующий кафедрой теории и методики футбола и регби
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
Овчинников Юрий Дмитриевич
(Россия, г. Краснодар) Доцент, кандидат технических наук доцент кафедры «Биохимии, биомеханики и естественнонаучных дисциплин» Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма E-mail: [email protected]
Information about the authors
Rauf Z. Gakame
(Russia, Krasnodar) Associate Professor, PhD in Biological Sciences Head of the Department of Theory and Methods of Football and Rugby Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism
Yuri D. Ovchinnikov
(Russia, Krasnodar) Associate Professor, PhD in Technical Sciences Associate Professor of the Department of Biochemistry, Biomechanics and Science Disciplines Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism E-mail: [email protected]