Cloud of Science. 2017. T. 4. № 3 http:/ / cloudofscience.ru
Опыт разработки информационной системы «Электронное студенческое портфолио»1
Т. С. Шиняева
ФГБОУВО «Астраханский государственный университет» 414056, Астрахань, ул. Татищева, 20а
e-mail: danilova.taisiya@gmail.com
Аннотация. В статье описан опыт реализации информационной системы «Электронное студенческое портфолио». Информационная система учитывает потребности всех заинтересованных сторон: отдельных лиц, образовательных учреждении, потенциальных работодателей, позволяет структурировать, хранить, поддерживать, обмениваться, получать доступ, распространять и оценивать содержащуюся в ней информацию о достижениях студентов. Разработанная система независима от конкретной образовательной организации, опирается на общепризнанные форматы для представления информации о деятельности студентов, обеспечивает переносимость данных. Информационная система предоставляет возможность автоматизировать процесс выбора кандидатов на повышенные академические стипендии и обеспечивает информационную поддержку проводимых конкурсов и их прозрачность. При создании веб-приложения был использован опыт, полученный при разработке и эксплуатации информационно-аналитической системы «Результаты научной деяте льности» Астраханского государственного университета. Ключевые слова: электронное портфолио, веб-портфо.лио, доступ, база данных, система управления информацией о студентах, поддержка талантов, стипендии, рейтинг.
1. Введение
В образовании метод портфолио в целом был разработан для поддержки процесса обучения и преподавания. На протяжении многих лет портфолио претерпевало изменения, развитие информационных технологий привело к появлению электронного портфолио (ePortfolio или веб-портфолио). Существует множество определений данного понятия, большинство из которых описывают портфолио как концепцию или набор процедур и данных, приводящих к демонстрации возможностей ученика [1]. Однако использование электронного портфолио может быть интересно не только учащимся, но и преподавателям, образовательным организациям, потенци-
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, проект «Разработка информационно-аналитической системы Студенческое портфолио», договор № 7118ГУ/2015 от 03.08.2015 г.
альным работодателям, и лицам, обучающимся в течение всей жизни (Lifelong Learners), заинтересованным в накоплении и систематизации информации о приобретенных навыках.
Инициативы по созданию электронного портфолио в российских университетах связаны в основном с требованием ФГОС ВО (ФГОС 3+) о формировании электронного портфолио обучающегося [2]. В этом контексте инновация стала обязательной, при этом преимущества для конечных пользователей (студентов) учитываются мало или не учитываются совсем. Электронное портфолио в этом случае представляет собой инструмент, созданный в интересах организации, который приносит пользу для аккредитации, фиксации хода образовательного процесса и т. д.
Некоторые российские исследования фокусируются на процессе разработки информационных систем управления данными о достижениях студентов с целью использования электронного портфолио при назначении повышенных стипендий в рамках одной организации [3-6]. Однако каждое учреждение использует собственный формат хранимых данных, большинство корпоративных систем привязаны только к системе управления обучением (Learning Management System, LMS) университета и поэтому не переносимы и бесполезны для работодателей. Европейский институт электронного обучения (ElfEL) подчеркивает, что портфолио — частная собственность и ее владелец должен иметь полный контроль над правами доступа к личной информации [7], но зачастую информационные системы образовательных организаций являются закрытыми и, как правило, после окончания университета портфолио студента деактивируется.
Для создания электронного портфолио могут быть использованы специализированные отечественные и зарубежные веб-системы, объединяющие в себе возможности социальных сетей и конструкторов сайтов [8]. Такие сервисы содержат инструменты для создания страниц с помощью добавления виджетов и компонентов с разнообразными настройками. Уровень детализации данных в подобных веб-системах не позволяет проводить подробный анализ и расширенный поиск информации, затрудняет возможность интеграции с информационными системами организации. Отсутствует возможность установления связей между объектами и пользователями подобных систем, например, информацию об общем достижении каждый автор заносит в свое портфолио самостоятельно.
В статье описан опыт реализации информационной системы «Электронное студенческое портфолио» (ИС ЭСП), независимой от образовательной организации. Созданная ИС ЭСП позволяет структурировать, хранить, поддерживать, обмениваться, получать доступ, распространять и оценивать содержащуюся в ней информацию о достижениях студентов. ИС ЭСП опирается на общепризнанные форматы для представления информации о деятельности студентов, обеспечивает пе-
реносимость данных. ИС ЭСП предоставляет возможность автоматизировать процесс выбора кандидатов на повышенные академические стипендии и обеспечивает информационную поддержку проводимых конкурсов и их прозрачность.
Созданию ИС ЭСП предшествовал этап создания модуля для информационно-аналитической системы «Результаты научной деятельности» (ИАС РНД) Астраханского государственного университета [9]. Данный модуль позволяет анализировать информацию о научной деятельности студентов, генерировать отчеты о студенческой науке. На базе ИАС РНД была проведена апробация подсчета рейтинга студентов факультета математики и информационных технологий. Рейтинг используется для определения претендентов на получение повышенной стипендии за научно-исследовательскую деятельность с 2016 г. Опыт, полученный при разработке и эксплуатации ИАС РНД, был использован при создании ИС ЭСП.
2. Анализ предметной области
2.1. Анализ потребностей и определение требований
Согласно ФГОС 3+ «электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса» [2]. Во время обучения (и после его окончания) студенты, помимо учебных занятий, вовлекаются в научную, общественную, творческую, спортивную виды деятельности. Все эти сведения, несомненно, важны для образовательных организаций. Основываясь на информации из электронного портфолио, учреждения могут осуществлять согласованное управление данными о прогрессе и достижениях учащихся, подготовку сводных отчетов, мотивированное поощрение за достижения в той или иной области. В перспективе данные, накопленные в электронном портфолио, могут быть использованы преподавателями для персонализации обучения, однако исследование того, как обучение должно быть адаптировано к конкретным различиям учащихся, а также фактическим затратам и выгодам от этого, находится в зачаточном состоянии [10].
Система государственной поддержки обеспечивает материальное поощрение талантливых студентов на конкурсной основе, ежегодно проводится отбор претендентов на повышенные академические стипендии за достижения в определенной области, стипендии губернатора, правительства, президента. В приказах о назначении государственной академической стипендии для каждого вида деятельности определен набор критериев, достижения студентов для назначения им повышенной государственной академической стипендии должны соответствовать одному или нескольким из них [11, 12]. Как правило, число претендентов, удовлетворяющих
формальным требованиям, гораздо больше установленной квоты. При проведении конкурса в рамках образовательного учреждения могут назначаться баллы за тот или иной вид достижения [5, 6]. Подобные рейтинговые системы позволяют облегчить выбор кандидатов, делают процесс отбора прозрачным. Тем не менее стоит с осторожностью использовать формальные критерии при отборе стипендиатов, важно ориентировать студентов не на производство показателей, а на получение результатов, опыта, развития навыков, необходимых для профессионального роста.
В связи с финансированием стипендий из государственных источников использование открытой политики данных является естественным. Информация об итогах того или иного конкурса размещается на сайте учреждения, однако непросто найти список всех участников и перечень достижений победителей. Образовательные организации также должны быть заинтересованы в открытом доступе к данной информации. Электронное портфолио может стать информационной площадкой для продвижения студенческих проектов, для демонстрации сильных сторон и преимуществ отдельных учащихся, студенческих объединений, структурных подразделений и организации в целом. Более того, один из показателей эффективности университета— трудоустройство выпускников [13]. Потенциальные работодатели могут извлечь выгоду из электронного портфолио в процессе найма, например сужая список возможных сотрудников на основе информации, предоставленной в их профиле. Ведущие научные сотрудники университета могут осуществлять выбор активных в той или иной области студентов для привлечения к реальной работе по финансируемым проектам.
Несмотря на то что использование электронного портфолио обеспечивает ряд преимуществ для отдельной личности, перед образовательными организациями все еще стоит задача стимулирования учащихся к ведению личной страницы. Современные информационные технологии предлагают множество возможностей для распространения информации о своей деятельности, презентации своих достижений. Сегодня неотъемлемой частью жизни стали персональные веб-сайты, форумы, блоги, социальные сети. Стоит отметить, что финансовая поддержка является неплохим стимулом для заполнения студентом собственного портфолио. Например, студенты факультета математики и информационных технологий Астраханского государственного университета с 2016 г. активно заносят сведения о достижениях в информационную систему «Результаты научной деятельности» [9] в связи с тем, что определение претендентов на получение повышенной стипендии за научно-исследовательскую деятельность происходит в соответствии с рейтингом, рассчитываемым системой.
Таким образом, к разрабатываемой ИС ЭСП были выдвинуты следующие требования. ИС должна рассматривать и управлять большим разнообразием данных и
уровнем их детализации, обеспечивать возможность анализа и поиска информации, интеграции данных о достижениях студентов на уровень сообщества, подразделения и организации в целом. Электронное портфолио должно максимально отражать все виды деятельности обучающегося, выступая, таким образом, дополнением к персональным страницам в популярных социальных сетях с хорошо структурированной информацией и возможностью ее многократного использования. ИС должна обеспечивать студенту доступ к информации собственного профиля даже после окончания университета, кроме того, каждый пользователь должен иметь возможность контролировать тот набор сведений, который хочет представить миру. ИС должна предоставлять инструменты для автоматизации процесса назначения повышенных стипендий студентам, осуществлять информационную поддержку проводимых конкурсов, обеспечивать сохранение архивных данных об участниках конкурса, представленных достижениях и их рейтинге.
2.2. Модель предметной области и проектирование базы данных
В основу модели предметной области положена концептуальная модель CERIF (Common European Research Information Format), которая используется для поддержки управления научной информацией, включая создание и взаимодействие между исследовательскими информационными системами [14]. CERIF — активно развивающийся, доступный, общепризнанный стандарт, обеспечивающий переносимость, взаимодействие, масштабируемость приложений и данных [15]. Кроме того, для описания предметной области были проанализированы музыкальная онтология [16], онтология событий [17], онтологии ВВС (BBC Спорт, BBC Образование, BBC Музыка и другие) [18], открытые стандарты для средств массовой информации (IPTC Standards) [19]. На основе данных форматов была создана реляционная структура базы данных.
1. Базовые сущности
Персона (Person) и Организационная единица (OrgUnit) являются базовыми сущностями концептуальной модели (рис. 1). Под Организационной единицей понимается любое формальное и неформальное объединение, сообщество, организация или отдельное подразделение. Предусмотрена возможность указания нескольких вариантов написания имен и названий для каждой персоны и организационной единицы соответственно. При описании имен и названий доступны дополнительные атрибуты: даты присвоения и смены имени или названия, значение классификационного признака: например, «псевдоним» для персоны, «акроним», «официальное название» для организационной единицы. Для каждой Персоны и Организационной единицы может быть указано несколько ссылок на страницы в других информационных системах, профессиональных и социальных сетях. Сведения об аф-
филиации — принадлежности Персоны к Организационной единице описываются с помощью связующей сущности (О^ипИМетЬегз), позволяющей хранить информацию о месте учебы, работы, членстве в сообществах и т. д. Данные о пользователях ИС содержатся в отдельных таблицах: АзрЫеШзегя — таблица, содержащая данные о зарегистрированных пользователях, AspNeíRo¡es — таблица, содержащая перечень ролей, Ах[№е1ихег1{о1ех — таблица, устанавливающая для пользователей определенные роли. Такая структура данных позволяет хранить в ИС сведения о персонах, не являющихся зарегистрированными пользователями.
AspNetUsers (dbo)
Emai
EmailConfirmed PasswordHash
AspNetUserRoles (dbo)
Ç Userld Ç Roleld
AspNetRoles (dbo)
9 Id
Description Name
Orgllnitldentifiers (dbo)
OrgUnitld
Host Path Value
OrgllnitMembers (dbo)
OrgUnitld Person Id Тур eld
ICategoryld Position Id StartDate End Date
OrgUnits (dbo)
? Id IsHome Countryld City Id Address
Person Names (dbo)
Ç Id
Person Id Type Id StartDate End Date LangCode Lname
Person Identifiers (dbo)
Person Id
Host Path
Value ▼
OrgUnitNames (dbo)
tf Id
OrgUnitld StartDate End Date Name
Рисунок 1. Диаграмма базы данных, представляющая отношения между Пользователями ИС, Персонами и Организационными единицами
2. Результаты (достижения)
Информация о достижениях в модели представлена следующими сущностями: Продукт, Выступление, Проект, Финансирование, Награда, Публикация, Патент. Доступна возможность добавления информации о достижениях на нескольких языках. Поддержка мультиязычности осуществляется на уровне базы данных за счет создания таблиц локализации. Для каждой сущности создается основная таблица, содержащая поля, которые не зависят от конкретного языка и таблицы, содержащие поля, требующие перевода (название, описание, ключевые слова) (рис. 2).
Данный подход позволяет реализовать достаточно гибкую расширяемость поддерживаемых языков. Для эффективного управления данными, помимо включения постоянных идентификаторов (например, В01), в качестве дополнительных атрибутов, используются дополнительные таблицы, содержащие информацию о ссылках и уникальных признаках объекта в других информационных системах. Доступна возможность указания нескольких файлов для каждой сущности.
Prizeldentifiers (dbo)
';=' Id Prized
Type
Host Path Value
PrizeFiles (dbo)
7 Id PrizeId
Type
FileName
PrizeTitles (dbo)
- Id *
PrizeId
Title
LangCode
«1 Trans Г"П
Prizes (dbo)
Id
Date
EventId
ClassId
SourceLang
Url
PrizeDescriptions (dbo)
■, Id PrizeId Description LangCode
PrizeStatus (dbo)
? Id PrizeId Status Comment CreatedOn Created By
PrizeTitleNormalized (dbo)
- Id
Title2Grams Title3Grams
PrizeKeyws (dbo)
v Id PrizeId
LangCode
Рисунок 2. Диаграмма базы данных, представляющая сущность Награда
Между любыми двумя сущностями могут быть установлены отношения, и каждый объект может рекурсивно связываться с самим собой. Семантический слой CERIF представляет собой набор сущностей для описания типов объектов и связей между ними. Может быть определено несколько схем классификаций, например схема, описывающая классификацию продуктов (Product-Classification). Каждая схема может содержать несколько классификационных терминов, при этом могут быть созданы отношения между ними, например ««Музыкальное произведение» является видом «Продукта творчества». Один и тот же классификационный термин может принадлежать нескольким схемам, например термин «Автор» относится к схемам Персона — Публикация и Персона — Объект культурно-творческой деятельности (Продукт). Каждый термин может быть представлен на нескольких языках. Лексика CERIF (типы и роли сущностей) представлена в семантическом словаре CERIF [20]. Однако не все возможные термины представлены в данном словаре, например, нет схемы, описывающей типы событий (мероприятий и конкурсов).
В случае если Персона относится к нескольким организационным единицам, модель СЕМБ не позволяет достоверно определить, какая аффилиация соответствует тому или иному результату. Данная проблема решается добавлением в модель дополнительных сущностей [21]. Например, связь Публикации с Организационной единицей является опосредованной, т. е. осуществляется через связь с Персонами следующим образом. У публикации может быть несколько авторов, каждый автор может указать одну или несколько аффилиаций, запись о которой содержит ссылки на организацию, подразделение и должность, занимаемую автором (рис. 3).
PublicationMembers (dbo)
Î Id _!
Publication^
Personld
Lname
Fname
Sname
Roleld
Publications (dbo)
Date
OrgllnitMembers (dbo)
OrgUnitld
Personld
Typeld
Categoryld
Positionld
StartDate
EndDate
PublicationMemberOrgllnits (dbo)
Publication Mem berld OrgUnitMemberld
Рисунок 3. Диаграмма базы данных, представляющая отношения между Публикациями, Персонами и Организационными единицами
В процессе создания одного продукта могут участвовать несколько персон, каждая из которых, выполняя свою роль, приобретает уникальный опыт. Для накопления и систематизации информации о приобретенных навыках может быть указана связь между тем или иным умением и информацией об участии в создании продукта (рис. 4).
Products (dbo)
Classld
SourceLang
Visibility
j
»
ProductMembers (dbo)
Productld
Lname
Fname
Sname
Personld
Visibility
Roleld
ProductMemberSkills (dbo)
Ï Id
ProductMemberld Skillld
Рисунок 4. Диаграмма базы данных, представляющая отношения между Продуктом, Персонами и приобретенными Навыками
Для оценки рейтинга публикации, а именно статей в журналах, часто используют наукометрические показатели изданий. В модели предусмотрена возможность хранения информации о журналах, их идентификаторах и показателях в наукометрических базах данных (рис. 5).
Joumallndexes (dbo)
? Id
JournalId StartDate EndDate ClassId
Journals (dbo)
- Id
PrintIssn
OnlineIssn
CDIssn
CountryId
CityName
City Id
ClassId
Journallndicators (dbo)
Id
JournalId
Year
ClassId
[IF]
SNIP
Sjr
Рисунок 5. Диаграмма базы данных, представляющая сущность Журнал
3. События
Важными составляющими всех видов деятельности студента являются действия, связанные с событиями: организация мероприятий и конкурсов, демонстрация навыков и достижений посредством выступления на мероприятиях, получение награды или приза, участие в мастер-классах, прохождение курсов повышения квалификации. Различные срезы данной информации используются в разнообразных отчетах образовательных организаций. Кроме того, при расчете рейтинга учитываются уровень мероприятия, тип награды, характеристики выступления: индивидуальное выступление или выступление в группе. Объект Событие поддерживает множество отношений с другими сущностями, такими как Персона, Организационная единица, Награда, Продукт, Публикация, Проект, Событие, Финансирование.
Для возможности фиксации информации о командных выступлениях была введена промежуточная сущность Выступление (ЕчвЫРагР), которая позволяет объединять выступающих (команду) и представленное ими достижение (рис. 6).
EventParts (dbo)
Id Г
EventId
—
Events (dbo)
Id
LevelId
StartDate
EndDate
CountryId
EventMembers (dbo)
■ Id EventId PrizeId PartId
PersonId t
Prizes (dbo)
Id
Рисунок 6. Диаграмма базы данных, представляющая отношения между Событиями, Персонами, Наградами и Выступлениями
3. Опыт реализации ИС «Электронное студенческое портфолио»
ИС разработана с использованием фреймворка ASP.NET MVC5 и системы управления базами данных MS SQL ИС предоставляет готовое решение для демонстрации и управления данными о достижениях в научной, творческой, спортивной, общественной деятельности. Основные функциональные возможности, предоставляемые системой, включают в себя:
- создание, проверка, обновление и хранение структурированных данных о студентах и их деятельности;
- верификация и управление доступом;
- демонстрация достижений через открытый портал;
- поиск информации;
- создание отчетов;
- анализ информации;
- проведение открытых конкурсов на назначение повышенных стипендий с возможностью сохранения архивных данных по уже проведенным конкурсам.
ИС включает несколько модулей: подсистема для управления данными о достижениях, подсистема для генерации отчетов, веб-служба для взаимодействия с различными приложениями, подсистема поиска и визуализации информации, подсистема администрирования.
3.1. Управление данными
ИС предоставляет возможность для ручного ввода данных. В систему могут быть добавлены проекты, информация о выступлениях и организации мероприятий, результаты творческой деятельности, журнальные и книжные публикации, гранты, награды, патенты и многое другое. Реализован пошаговый ввод информации с динамической проверкой данных формы на каждом шаге. Для каждого объекта могут быть добавлены описания на иностранных языках, а также несколько файлов. Для упрощения ввода данных существует возможность создания новой записи на основе существующей. Для своевременного предотвращения ввода данных, уже имеющихся в системе, производится нечеткий поиск по названию при добавлении нового объекта (рис. 7).
СОБЫТИЕ Добаление новой записи
Язык English »
Название CRIS: Communicating and measuring research responsibly Потенциальные дубликаты: CRIS2016: Communicating and measuring research responsibly: profiling, metrics, impact, interoperability, &-11 июн 2016 United Kingdom, St Andrews Подробнее
Рисунок 7. Проверка на дубликаты при добавлении новой записи
Возможность построения связей между объектами позволяет заносить описание достижения один раз и хранить его в единственном экземпляре. Так, например, при работе с информацией о награде или дипломе существует возможность добавления связи между данным объектом и другими объектами системы: Событие (конкурс или мероприятие), Персона (награжденные), Продукт (представленное достижение). Потенциальные объекты для установления связей представлены в выпадающих списках на форме управления данными. Существует возможность динамически создавать записи о новых объектах, если в предложенном списке отсутствует необходимое значение (рис. 8).
Данный механизм позволяет наиболее эффективно наполнять базу данных новыми сведениями, сводя к минимуму вероятность появления дублирующейся информации, обеспечивает компромисс между простотой интерфейса и сложностью структуры отношений объектов.
Рисунок 8. Установление связи между объектами Награда и Событие. Динамическое создание объекта Событие в процессе добавления сведений о Награде
Каждый зарегистрированный пользователь получает доступ к личному кабинету и имеет право управлять только собственными материалами (рис. 9).
Существуют три модификатора видимости объектов, позволяющие регулировать способ их отображения на персональной странице и в поисковой выдаче: публичный — виден всем; защищенный — виден только авторизированным пользователям ИС и закрытый.
Рисунок 9. Список публикаций студента в личном кабинете
Для руководителей подразделений и экспертов дополнительно доступна возможность управления данными своих студентов и сотрудников и осуществления верификации сведений. Например, в личном кабинете для данных категорий пользователей доступны дополнительные вкладки со списками объектов, связанных с их подчиненными. После изучения сведений эксперт может изменить статус объекта и в случае необходимости оставить комментарий, история статусов сохраняется (рис. 10).
Рисунок 10. Детализация сведений о публикации с возможностью изменения статуса объекта для эксперта
3.2. Демонстрация достижений
Любой контент, добавленный пользователем в личном кабинете, автоматически включается в его общедоступный онлайн-профиль (рис. 11).
Главная Пользователи Contest Кабинет Таисия Шиняева •
Таисия Шиняева
Профиль Мероприятия Награды Проекты Гранты Публикации Патенты
Просмотр в результатах поиска
о е О
Заочное участие Заочное участие Очное участие
International Conference on Computer Simulation In Physics and beyond SCIENCE ONLINE: электронные информационные ресурсы для науки и образования CRIS201 б: Communicating and measuring research responsibly: profiling, metrics, impact, interoperability
Доклад (отчет) Доклад (отчет) Доклад (отчет)
virtual network as excitable medium B.A Зелепухина, T.C Шиняева наукометрические показатели как Scientometric indicators and collaboration network as a potential tool tor gift author
Рисунок 11. Профиль пользователя
Кроме того, на персональную страницу также попадают все данные, привязанные к пользователю, даже если они были внесены в систему другими лицами. Так, например, информация о мероприятии автоматически переносится на страницы всех студентов, указанных в роли участников. Профиль пользователя содержит сведения об образовании, опыте работы, гранты, награды, проекты, журнальные и книжные публикации и многое другое. Для удобства вся информация сгруппирована по тематическим разделам. Данные подгружаются в область соответствующей вкладки динамически при прокрутке страницы.
В ИС ЭСП генерируются страницы с детальной информацией о каждом достижении, включая сведения о связях с другими объектами. Страницы организационных единиц формируются путем агрегации информации о достижениях всех, относящихся к ней сотрудников и студентов.
Реализована возможность расширенной фильтрации и поиска информации по разделам. Доступны следующие параметры для поиска: название, тип (вид), даты начала и окончания, принадлежность к организационным единицам и пользователям системы. Все представленные параметры можно комбинировать между собой. Удобный поиск и фильтрация позволят получать любые срезы информации.
3.3. Подсистема для проведения конкурсов
Целью разработки данной подсистемы является автоматизация процесса назначения стипендий, обеспечение информационной поддержки проводимых конкурсов и
их прозрачности. Подразумевается, что используется рейтинговая система для определения победителей конкурса. К рассматриваемой подсистеме были выдвинуты следующие требования:
- возможность для представителей университета анонсировать конкурс, обозначив сроки приема заявок, объявив требования к представляемым на конкурс достижениям и начисляемые баллы за каждое из них;
- возможность демонстрации хода конкурса и его результатов;
- возможность сохранения архивных данных конкурса: участники, представленные достижения, сводный рейтинг, список победителей.
Возможность создания конкурса на повышенную стипендию доступна лишь пользователям, являющимся руководителями соответствующих подразделений университета. На форме добавления необходимо указать название конкурса, его тип, даты начала и окончания приема заявок, организаторов конкурса. Заявка на участие в конкурсе может быть подана авторизированным пользователем ИС. У организаторов конкурса есть возможность определить участников в автоматическом режиме (рис. 12).
Отчеты = Добавить участников конкурса согласно параметрам
Конкурс на получен и Факультет математики и 10.05.2017-30.09.2017 Участники Рейтинг Резу Организация Астраханский государственный университет • I Подразделение * Факультет математики и информационных технологий Категория Обучающийся Должность " Магистрант »Бакалавр * Студент слециалитета => Отмена Добавить
Обновить список участников
ф Константин Сидоров
(2) Алексей честное ф Никита Аншаков ф Никита Васильев ф Никита Волков ф Гюлерь Гашимова
Рисунок 12. Автоматическое обновление списка участников конкурса согласно заданным параметрам
Необходимо выбрать шаблон, согласно которому будет подсчитываться рейтинг участников конкурса. Можно воспользоваться стандартными решениями или создать новый шаблон с возможностью предоставления доступа коллегам. С одной стороны, рейтинговая система представляет собой свод правил и положений — виды достижений, которые учитываются при назначении стипендии, с другой стороны, определяет баллы за тот или иной вид достижения. Шаблон рейтинга в ИС состоит из набора кортежей, включающих следующие элементы: тип объекта, параметры для поиска и начисляемые баллы. Для создания шаблона рейтинга разработан удобный интерфейс (рис. 13).
Рисунок 13. Интерфейс для создания рейтинга.
Рейтинг одного объекта может учитывать следующие факторы:
- Тип объекта. Например, при подсчете рейтинга объекта интеллектуальной собственности могут быть назначены различные весовые коэффициенты за свидетельства о регистрации изобретения, программы для ЭВМ, базы данных.
- Уровень мероприятия. Соответствующие весовые коэффициенты могут быть назначены при подсчете рейтинга награды, выступления или организации мероприятия.
- Роль участника. Например, при подсчете рейтинга гранта могут быть назначены различные весовые коэффициенты руководителю и исполнителю проекта.
- Число участников/соавторов. Общий рейтинг объекта может быть поделен на число персон, связанных с данным объектом. Например, рейтинг публикации может быть поделен на число соавторов, а рейтинг выступления на мероприятии — на число участников команды.
- Число страниц.
- Уровень издания. Учитывается для журнальных статей, существует возможность начислять баллы за индексацию журнала в системах цитирования: WoS, Scopus, РИНЦ. Дополнительно может быть учтен такой наукометрический показатель, как импакт-фактор журнала.
В личном кабинете эксперт может следить за ходом проведения конкурса, выполнять проверку достижений, удовлетворяющих тем или иным критериям (рис. 14).
Отчеты
— Главная ф Админ Админ •
Конкурс на получение повышенной стипендии за достижения студента в научно-исследовательской деятельности
Факультет математики и информационных технологий, Астраханский государственный университет 10.05.2017-30.09.2017
Рейтинг Результаты Критерий 1 Критерий 2 Критерий 3 Критерий 4
Достижение
Награда: Диплом за I место в соревнованиях "Робо Сортировка" Ассоциации Спортивной Робототехники RoboPlcnlc 2017 (робот Pucks harvester)
Награжденные: Михаил Александрович Ильменский, Иван Владимирович Колесников, Константин Сергеевич Сидоров. Зарина Муратоема Ходароеа
Мероприятие: Соревнования АСР RoboFVmc Дата: 18.02.2017
Награда Диплом за II место в соревнованиях "Робо Сортировка* Ассоциации Спортивной Робототехники RoboPlcnlc 2017 (робот Pucks harvester 2)
Награжденные. Михаил Александрова Ильменский, Константин Сергеевич Сидоров
Мероприятие: Соревнования АСР RoboPlcnlc Дага: 18.02.2017
12.000
Дата расчета 06.07.2017 22:42:04
05.07.2017 22:4205
Рисунок 14. Страница конкурса еличном кабинете эксперта. Открыта вкладка, включающая достижения, удовлетворяющие первому критерию.
В суммарный рейтинг попадают только верифицированные данные, при этом у эксперта есть возможность не допустить до участия в конкурсе проверенные сведения, в том случае, если они не соответствуют требованиям. Таким образом могут блокироваться достижения, не имеющие ценности и созданные лишь для повышения рейтинга. Например, купленная в последние дни конкурса публикация в электронном издании, не соблюдающем принципы публикационной этики.
После утверждения правил, во время проведения конкурса и после его окончания требования к достижениям и правила расчета рейтинга не могут быть изменены. Сведения о конкурсе публикуются на общедоступном портале. На главной странице для текущего пользователя представлен список актуальных конкурсов его подразделения (организации). По каждому активному и уже проведенному конкурсу доступна детальная информация: сроки проведения, организаторы, участники, правила конкурса, сводный рейтинг (рис. 15).
Создаются отдельные страницы для всех участников конкурса, на которых представлена детальная информация о достижениях, представленных на конкурс (рис. 16). ИС ЭСП позволяет автоматически сгенерировать заявление — анкету претендента на получение повышенной стипендии в формате PDF.
После завершения конкурса информация об участниках, представленных достижениях и начисленных баллах сохраняется в архиве. При запросе данных об уже проведенном конкурсе данные не рассчитываются заново, а выбираются из архива. Таким образом, достижения, добавленные в ИС после окончания срока приема заявок, не учитываются.
Рисунок 15. Страница конкурса на общедоступном портале. Правила проведения конкурса генерируются автоматически, согласно шаблону для расчета рейтинга.
Рисунок 16. Страница участника конкурса, возможность сгенерировать заявление-анкету претендента в формате PDF
4. Заключение
Web-ориентированная информационная система «Электронное студенческое портфолио» (адрес: http://studoteka.com) — готовое решение для демонстрации и управления данными о достижениях в научной, творческой, спортивной, общественной деятельности. ИС предоставляет студентам инструменты для создания личного портфолио с возможностью добавления и обновления сведений даже после окончания университета. Электронное портфолио может быть использовано студентами для оценки и планирования академического и профессионального роста, демонстрации лучших проектов и достижений.
Основываясь на информации, представленной в электронном портфолио, учреждения могут осуществлять согласованное управление данными о прогрессе и достижениях учащихся, подготовку сводных отчетов, мотивированное поощрение за достижения в той или иной области. Потенциальные работодатели могут извлечь выгоду из электронного портфолио в процессе найма, например сужая список возможных сотрудников на основе информации, предоставленной в их профиле.
ИС предоставляет необходимую инфраструктуру для проведения открытых конкурсов на назначение повышенных стипендий с возможностью создания шаблона для подсчета рейтинга и сохранения архивных данных по уже проведенным конкурсам. Общедоступная информация об участниках конкурса, представленных достижениях, начисляемых баллах приведет к повышению прозрачности в оценке и улучшению взаимодействия между студентами и представителями образовательных организаций.
Литература
[1] Balaban /., Ми Е„ Divjak В. Development of an electronic Portfolio system success model: An information system approach // Computers & Education. 2013. Vol. 60. Iss. 1. P. 396411. DOI: 10.1016/j.compedu.2012.06.013
[2] ФГОС ВО по направлениям бакалавриата. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов. [Электронныйресурс], (http://fgosvo.ni/fgosvo/92/91/4)
[3] РаецкийЛ. Д., Шлятт С. А., Ермакова Л. А. Разработка плагина «Портфолио СибГИУ» для системы управления обучением "Moodle" // Кибернетика и программирование. 2016. №2. С. 52-61. DOI: 10.7256/2306-4196.2016.2.18016
[4] Лазарев А. В. Использование электронных ресурсов для оптимизации системы профессионального воспитания в университете (на примере системы электронного портфолио студента) // Акмеология профессионального образования: мат. 13-й Всеросс. научно-практ. конф. — РГППУ 2016. С. 275-282. (https://elibrary.ru/item.asp?id=26243336)
[5] Рочев К. В., Моданов А. В. Индексно-рейтинговая система сравнительной оценки деятельности и стимулирования студентов вуза // Управление экономическими системами. 2013. № 1(49). С. 8. (https://elibrary.ru/item.asp?id=18884109)
[6] Согоян С. С., Дьяченко Р. А., Белъченко II. В. Об одном из подходов к повышению мотивации учащихся к образовательной и внеучебной деятельности за счет рейтинговой системы // Научный журнал КубЕАУ. 2016. № 122. С. 748-757. (https://elibraiy.ru/ item.asp?id=27379899)
[7] Why do we need an ePortfolio. European Institute for E-learning (ElfEL) [Электронный ресурс] . (http://www.eife-l.org/publications/eportfolio)
[8] Черепахина Л. А., Cергеев А. Н. Разработка системы электронного портфолио обучающихся в социальной образовательной сети // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. С. 485. (https://elibrary.ru/item.asp?id=27695314)
[9] Страница информационно-аналитической системы «Результаты научной деятельности» Астраханского государственного университета [Электронный ресурс]. (http://science.asu.edu.ru)
[10] Reimann P., Bull S, Kickmeier-Rust M, Vatrapu R, Wasson B. Storing and sharing student learning data with e-portfolios // Measuring and visualizing learning in the information-rich classroom. — NY : Routledge, 2016. Ch. 15.
[11] О порядке совершенствования стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях профессионального образования: постановление Правительства РФ от 18.11.2011 № 945. (https://rg.ru/2011/11/23/ obrazovanie-dok.html)
[12] Приказ Минобрнауки России от 27.12.2016 № 1663. (https://rg.ru/2017/02/08/ stipendii-dok.html)
[13] Агафонова Е. А. Трудоустройство выпускников как один из показателей эффективности работы вуза на современном этапе: анализ, проблемы и перспективы // Концепт. 2014. № S10. С. 1-5. (https://elibrary.ru/item.asp?id=21979020)
[14] CERIF 1.3 Full Data Model (FDM). Introduction and Specification [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurocris.org/Uploads/Web%20pages/CERIF-1.3/Specifications/CERIF 1.3_ FDM.pdf
[15] Schopfel J., ProstH., Rebouillat V. Research Data in Current Research Information Systems // Procedía Computer Science. 2017. Vol. 106. P. 305-320. DOI: 10.1016/j.procs.2017.03.030.
[16] Music Ontology [Электронный ресурс]. (http://semanticweb.org/wiki/Music_Ontology.html)
[17] Event Ontology [Электронный ресурс]. URL: http://motools.sourceforge.net/event/event.html
[18] The BBC ontologies [Электронный ресурс]. URL: http://www.bbc.co.uk/ontologies
[19] IPTC Standards. Open standards for the news media [Электронный ресурс]. URL: https://iptc.org/standards
[20] CERIF — 1.3 Semantics: Research Vocabulary [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurocris.org/Uploads/Web%20pages/CERIF-1.3/Specifications/CERIF1.3_Semantics.pdf
[21] Engelmann A., Enkvist Ch., Syrén C-J. On Representing Affiliations in the CERIF Model // Procedia Computer Science. 2017. Vol. 106. P. 268-275. DOI: 10.1016/j.procs.2017.03.025.
Автор:
Таисия Сергеевна Шиняева — младший научный сотрудник лаборатории «Математическое
моделирование и информационные технологии в науке и образовании», ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»
Experience in design of the 'Student's Digital Portfolio' information system
T. S. Shiniaeva
Astrakhan State University ul. Tatishcheva, 20a, Astrakhan ', Russia, 414056
e-mail: danilova.taisiya@gmail.com Abstract. The article describes the experience in design of the 'Student's Digital Portfolio' information system. The information system takes into account three different stakeholders: individuals (students, teachers, lifelong learners), institutions, employers. Information System allows to structure, store, maintain, exchange, access, disseminate and evaluate the information about student achievements. The information system provides an opportunity to automate the process of selecting academic scholarships candidates and provides information support for ongoing competitions and their transparency. Experience gained in the development of the Current Research Information System in the Astrakhan State University was used to create the information system. Key words: digital portfolios, e-portfolio, access, database, student in form a Li on management system, talent support, scholarships, scholarship management, ranking.
References
[1] Balaban /., Mu E„ Divjak B. (2013) Computers & Education, 60(1):396^U1. DOI: 10.1016/j.compedu.2012.06.013
[2] http://fgosvo.ni/fgosvo/92/91/4
[3] Raetsky A. D., Shlyanin S. A., Ermakova L. A (2016) Kibernetika iprogrammirovaniye, 2:5261. DOI: 10.7256/2306-4196.2016.2.18016 [InRus]
[4] Lazarev A. V. (2016) Ispol'zovaniye elektronnykh resursov dlya optimizatsii sistemy profes-sional'nogo vospitaniya v universitete (na primere sistemy elektronnogo portfolio studenta). In book Akmeologiya professional'nogo obrazovaniya: mat. 13-y Vseross. nauchno-prakt. konf., RGPPU, pp. 275-282. [InRus]
[5] Rochov K. V., Modanov A. V. (2013) Upravleniye ekonomicheskimi sistemami, 1(49):8. [InRus]
[6] Sogoyan S.S., Dyachenko R.A., Belchenko I.V. (2016) Nauclmyy zhurnal KubGAU, 122:748-757. [InRus]
[7] http://www.eife-l.org/publications/eportfolio
[8] Cherepakhina L.A., Sergeev A.N. (2016) Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya, 6:485. [InRus]
[9] http://science.asu.edu.ru
[10] Reimann P., Bull S, Kickmeier-Rust M, Vatrapu R., Wasson B. (2016). Measuring and visualizing learning in the information-rich classroom. NY, Routledge.
[11] https://rg.ru/2011/11/23/obrazovanie-dok.html
[12] https://rg.ru/2017/02/08/stipendii-dok.html
[13] Agafonova E. A. (2014) Concept, S10:1-5. [In Rus]
[14] http://www.eurocris.org/Uploads/Web%20pages/CERIF-1.3/Specifications/CERIF1.3_FDM.pdf
[15] Schopfel J., Prost H., Rebouillat V. (2017) Procedia Computer Science, 106:305-320. DOI: 10.1016/j.procs.2017.03.030
[16] http://semanticweb. org/wiki/Music_Ontology.html
[17] http://motools.sourceforge.net/event/event. html
[18] http://www.bbc.co.uk/ontologies
[19] https://iptc.org/standards
[20] http://www.eurocris.oig/Uploads/Web%20pages/CERIF-1.3/Specifications/CERIF 1.3_Semantics.pdf
[21] Engelmann A., Enkvist Ch., Syren C-J. (2017) Procedia Computer Science, 106:268-275. DOI: 10.1016/j.procs.2017.03.025