Анализ е-портфолио для оценки человеческого капитала
студентов ВУЗа
Мальцева Анна Васильевна д.с.н., профессор кафедры общей социологии, Алтайский государственный университет, пр. Ленина, 61, г. Барнаул, 656049, (3852) 291291 [email protected]
Шилкина Наталья Егоровна к.с.н., доцент кафедры психологии коммуникаций и психотехнологий, Алтайский государственный университет, пр. Ленина, 61, г. Барнаул, 656049, (3852) 291291 natali.shilkina@,rambler. ги
Махныткина Олеся Владимировна к.т.н., доцент кафедры прикладной информатики в экономике, государственном и
муниципальном управлении, Алтайский государственный университет, пр. Ленина, 61, г. Барнаул, 656049, (3852) 291291 [email protected]
Терновой Олег Степанович преподаватель кафедры информатики, Алтайский государственный университет, пр. Ленина, 61, г. Барнаул, 656049, (3852) 291291 [email protected]
Аннотация
Е-портфолио - популярный современный способ интеграции, визуализации и оценки как профессионально-образовательных достижений индивида, так и его общих навыков. Это ресурс фиксации знаний, умений, навыков, достижений и возможностей индивида в учебно-образовательной, профессионально-трудовой, социально-коммуникативной, материально-финансовой и других сферах.
В статье раскрывается содержание и преимущества расширенного варианта анализа контента системы е-портфолио - LevelPride, разработанного в Алтайском государственном университете. Предлагается методика комплексного анализа данных е-портфолио студентов вузов, основанная на KDD, что предполагает консолидацию, предобработку, использование методов Data Mining и постобработку данных. Решение разработано на основе возможностей аналитической платформы Deductor, позволяющей автоматизировать и тиражировать процесс анализа данных. Такой подход раскрывает широкие аналитические возможности: во-первых, это оценка человеческого капитала студентов вузов, их запас знаний, навыков, мотиваций, а также оценка эффективности учебно-образовательной деятельности; во-вторых, оценка перспектив адаптации выпускников на рынке труда и в современном социуме в целом.
E-portfolio is available tool of integration, visualization and evaluation of professional, educational individual advance along with his/her general skills. It is
a sort of resources for fixation of knowledge, skills, competences, records and potential of a person in educational, professional, social, communicative, financial and other spheres.
This article covers meaning and advantage of widened analysis of e-portfolio content based on e-portfolio "LevelProde". The LevelPride in the Altai State University was developed. An original methodic for complex data analysis of the e-portfolio LevelPride users. This case is based on university students' records and outlined on the KDD approach that lets ones to solve the following tasks: data consolidation, preprocessing, Data Mining methods using and postprocessing. Analysis is based on the Deductor analytical platform that allows ones to automatize and replicate process of data analysis. Designed the task in a described above way ones can get complex analytical decision for evaluation of university students' human capital structure (knowledge, skills, motivations, effectiveness of their educational process) and forecast of graduators adaption on the labor market.
Ключевые слова
электронное портфолио, человеческий капитал, рынок труда, KDD, Data Mining;
e-portfolio, human capital, labor market, KDD, Data Mining
Введение. Парадигма е-портфолио
Актуальность формирования и поддержки системы электронного портфолио обусловлена полезностью наглядного представления результатов учебных достижений российских студентов, в том числе в сети Интернет. Такую возможность предоставляет, разработанный в Алтайском государственном университете расширенный вариант контента системы е-портфолио - LevelPride [1]. LevelPride (http://levelpride.com/) демонстрирует как академические, так и внеучебные достижения студентов, позитивные результаты их социального опыта, полученные одобрения и награды. На этом портале на данный момент зарегистрированы пользователи более 50 ВУЗов, а кроме того учащиеся средних и средне-специальных учебных заведений и представители различных учреждений и организаций. Благодаря такой расширенной системе оценки достижений, студенты, с одной стороны, могут оценить свою социальную эффективность в сравнении друг с другом, а с другой - раскрыть информацию о себе перед потенциальными работодателями. Так, е-портфолио LevelPride, выступая и как мотивационный фактор, и как оценочный инструмент повседневной социальной активности студенческой молодежи является важным современным сетевым ресурсом менеджмента человеческого капитала, находящего свою практическую реализацию на рынке спроса и предложения рабочей силы [2].
Идею парадигмы электронного портфолио описывают четыре лексические единицы: информирование, образование, предоставление доступа к информации и управление [3].
Существует несколько определений электронного портфолио, часто называемого е-портфолио. Одно из возможных определений предложено [4], которые считают, что это набор объектов (документы, изображения, видеофайлы, подкасты, аудиофайлы, презентации, таблицы и базы данных, резюме и прочее), демонстрирующий знания, навыки, ценности, достижения и может быть проверен на предмет достоверности.
H. Barrett выделяет следующие характеристики е-портфолио, расширенные за счет использования ИТ: архивация больших объемов, публикации в web-пространстве, совместное редактирование и проч. [4].
Формирование портфолио учащихся в Российской Федерации регламентируется Федеральным Законом [5], требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [6] и фактически отражает результаты промежуточной аттестации образовательной организации, как правила регламентируется Уставом и Положениями о системе оценок, форм и порядке промежуточной аттестации образовательной организации (с незначительными вариациями для каждого отдельного учреждения).
В отечественной литературе понятие электронного портфолио широко используется прежде всего применительно к образовательной сфере. Во многом это обусловлено требованиями ФГОС ВО. Так, С.А. Татьяненко рассматривает электронное портфолио студентов как совокупность студенческих работ, собранных с применением электронных средств и носителей, представленных в виде компакт-дисков, либо в виде web-сайтов [7]. Л.П. Латышева, А.Ю. Скорнякова, Е.Л. Черемных рассматривают электронное портфолио как метод комплексного аутентичного оценивания приобретенных владельцами компетентностей путем анализа представленных в папках документов, хранящихся как в бумажном, так и цифровом виде [8]. Данный подход привязан к компетентностно-ориентированной модели образования. Однако, электронное портфолио позволяет собирать не только основную информацию, характеризующую учебные результаты и сформированные умения, а также навыки учащейся молодежи, но и дополнительную, -характеризующую самые разносторонние социально значимые возможности студентов вне академической среды.
Е-портфолио применимо не только в школьном и профессиональном образовании, но и в общественных организация, в бизнесе, на производстве, в государственных и правительственных учреждениях. Формат работы определяется наличием различных групп пользователей - это учащиеся, работающие граждане, учреждения и организации, их аудиторы, внешние пользователи и проч. Наиболее известные примеры е-портфолио: в области управления это Mahara (Новая Зеландия), PebblePad (Великобритания), Taskstream (США); в области управления обучением (LMS) или управления обучением и контентом (LCMS) это е-портфолио Exabis E-Portfolio на платформе Moodle, eFrontier, Sakai; также существуют технические решения интегрированных систем управления контентом, подразумевающие также функции е-портфолио - Drupal, Factline.
В современной России все более активно применяют технологию e-portfolio в своей деятельности образовательные учреждения различного уровня от школ до ВУЗов. Это повышает у учащихся навыки самооценки и самопрезентации, сравнения и целеполагания. Во многом e-портфолио помогает поддерживать коммуникации, извещая участников е-портфолио о достижениях друг друга, предоставляя им возможность обратной связи и расширяя возможности их развития. Е-портфолио поддерживают внутреннюю коммуникацию, мета-когнитивные процессы, рефлексию. В результате расширяются возможности образовательного пространства, формируется некоторый общий язык взаимодействия. Кроме того, е-портфолио мощный инструмент оценки и аккредитации отдельных учащихся, их групп и целых учебных заведений как с точки зрения фиксации показателей в области образования, так и для обзора внеучебных достижений, формирования имиджа учебных заведений и менеджмента процесса обучения в целом. Создание прикладных программных продуктов, решающих задачу функционирования е-портфолио происходит на основании документов, регламентирующих деятельность организации или отраслей и результатов экспертных опросов [8, 9].
Теория человеческого капитала как методологическое основание эмпирического исследования е-портфолио
Анализ содержимого е-портфолио для решения задач менеджмента процесса обучения возможен в терминах изучения человеческого капитала или социального капитала [10]. Это предполагает внимательное изучение человеческих ресурсов с учетом полученного опыта работы, квалификации, дополнительных курсов, семинаров, тренингов и любой другой информации об инвестировании в свое профессиональное образование, а также роста продуктивности в самых разных областях.
Актуальные записи в е-портфолио важны не только для организаторов учебного процесса, преподавателей и администрации ВУЗов, но и для работодателей. Этот ресурс позволяет наблюдать динамику и широту знаний, умений и навыков как полученных в процессе обучения в ВУЗе, так и приобретенных самостоятельно, например, на рабочем месте, в путешествии Work-and-travel, в коммуникациях и проч.
Экономика, основанная на знаниях, требует преодоления географических препятствий для социальных и профессиональных коммуникаций, повышения мобильности как во время обучения любой профессии, так и после окончания учебного заведения [11]. Организацией экономического сотрудничества и развития активно развивается концепция менеджмента человеческого капитала. Это служит повышению эффективности адаптации индивидов и целых наций к приобретению и использованию знаний в контексте экономического развития и благополучия. Так в 1996 году Организация экономического сотрудничества и развития пришла к выводу о том, что государственная политика должна фокусироваться на развитии системы признаков компетенций с целью проверки их достоверности, ценности и экономической востребованности. Фирмы все в большой степени начинают воспринимать работников как вид инвестиций нежели стоимость. И данное восприятие во все большей степени актуализирует человеческий капитал и инвестиции в него.
Человеческий капитал определяется как знания, которые индивиды приобретают в течении жизни и используют для производства товаров, услуг или идей в рыночных или нерыночных условиях. Данный подход помогает сконцентрироваться на следующих идеях: первая - производительные возможности прирастают по мере приращения знания; вторая - необходимо улучшение и уточнение методов оценки качества человеческого капитала.
Е-портфолио в современном мире становится инструментом, развивающим возможности менеджмента человеческого капитала особенно в контексте необходимости обучения в течение всей жизни и может стать основой для точной аккредитации квалификационного уровня как студентов, так и выпускников -соискателей первого рабочего места, так и работающих сотрудников учреждений, предприятий и организаций. Е-портфолио комплексно интегрирует в себе возможность оценки образовательных достижений индивида, и раскрывает предельно широкие перспективы в оценке его общих навыков. Этот ресурс максимально корректно отображает достигнутый индивидом уровень знаний, умений и навыков и может служить базой для принятий решений о повышении квалификации или выстраивания профессиональной стратегии в целом.
Теория человеческого капитала достаточно влиятельная экономическая теория в западном образовании, определяющая ключевые детерминанты экономического развития стран. Ключевая стратегия в развитии экономического благополучия на основе человеческого капитала описывается различными экономическими метафорами: экономические изменения, исследования и инновации, продуктивность, образование, компетенции. Еще 1776 году Адам Смит в работе
«Исследование о природе и причинах богатства народов» сформулировал базовые понятия, впоследствии положенные в основание определения человеческого капитала и впоследствии это понятие развивалось в двух направлениях: во-первых, как необходимые и востребованные обществом способности, которые классифицировались как капитал, во-вторых, люди, то есть каждый индивид, независимо от присущих ему способностей, является капиталом.
Современная теория человеческого капитала полагает, что любые поведенческие реакции, все индивидуальные проявления и адаптационные стратегии основываются на экономическом интересе, для достижения которого индивиды прибегают к продаже своих способностей. С этой точки зрения целесообразно рассматривать систему самопрезентации достижений в е-портфолио LevelPride.
Система е-портфолио LevelPride как источник данных для эмпирического анализа и оценки человеческого капитала
Информационно рейтинговая система LevelPride предназначена и используется для фиксации достижений и оценки учащихся различного уровня: школьников, студентов, аспирантов и докторантов, а также трудоустроенных выпускников. Стартовая страница е-портфолио LevelPride выглядит как представлено на рисунке и, как следует из информации на странице, LevelPride предоставляет возможность опубликования достижений, попадание в рейтинги, демонстрацию своих сильных сторон и подтверждение преимуществ в науке, карьере, учебе, общественной деятельности, спорте, кругозоре, культуре и творчестве, семейных отношениях, материальных ценностей, путешествия (Рис. 1).
Рис.1. Стартовая страница е-портфолио LevelPride
Сохраняя в ней свидетельства всех достижений и побед, - грамоты, дипломы, сертификаты и другие награды, пользователь формирует свое портфолио. За каждое вновь добавленное достижение присваиваются баллы, которые складываются в так называемый <^Р-уровень», или «Уровень гордости». В дальнейшем на основании достигнутого уровня происходит построение различных рейтингов индивидуальных пользователей и групп, в которые они объединились.
Персональная страница каждого пользователя открыта для просмотра и выглядит как представлено на рисунке (Рис. 2). Для пользователей это дает возможность продемонстрировать всем свои достижения и получить их объективную оценку. Для «охотников за головами» это возможность подобрать достойных кандидатов для имеющейся вакансии. Статья № 6 федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г., позволяет сделать данную информацию открытой.
Рис.2. Вид персональной страницы студента в системе е-портфолио LevelPride
Ускорение навигации и визуализация информации об участниках с наибольшим количеством достижений и высоким уровнем LP происходит благодаря автоматизированному масштабированию фотографий пользователей. Размер фотографии напрямую зависит от набранного участником количества баллов. Новые достижения повышают конкурентоспособность участника, и его фотография становится более заметной среди остальных. Это выглядит так как представлено во фрагменте фотогалереи «Лица прайда» на рисунке (Рис. 3).
Рис. 3. Фрагмент фотогалереи «Лица прайда» в системе е-портфолио LevelPride
Внесение достижений в систему е-портфолио LevelPride происходит практически по всем значимым разделам жизнедеятельности: спорт, наука, общественная деятельность и проч. Хронология внесения пользователем своих достижений показана на рисунке на примере раздела «Наука». Это может быть научная публикация, регистрация базы данных, выступление на конференции и другое (Рис. 4).
а1К@В
Гаспж «г Ши& /¡еп т/есшт поп ро№1.
Наука Карьера
Ойш- Дсят
Кругшор К"> льтура и тиорчесгьо
.\Iif- пишосга
® ио л ьм'н 1 го л 141
О Групп О ДостпжсвпВ
Последние допижепин в разделе Наука
Л1 ПвЛМОВагслЬ Дьякова 1 алии а Сер! (.ч'виа доогш: .ii 1>чиан улик,пин« -Глвпл альло ыгртлотпыг К1МГЛПЫГ- ойралсшлпяя Алтая: Южно-'Ьйскнй лребк I. Стоимость 3 боа.
IV Льиьоал Галина Сер1с<мшл яобашсЛ
Ка талогвташш глнцн альло мерзлотных каменных и-ирнзиваний верхней ист ваг сейма Сип1мостъ 3
Ш1 [ Ьппхтоплтель Дьвконз 1 злила Срртрепнл поЬлн: ^И^досш.жеш!? "Нат-члая тбликашш" ка:
к Дп]и:п ивя Порке Алг-ктаидропич - 05 бал 2 ШуАлна Наталия Клригпяла - 40] 26 Ьвл
Мшки Вли№шр Ви»,и«ш - >53 43 ёш 4 Ги.'И1шав»»л Ольга Влаштщювиа - 230.1 Но, >278.7
глйтч^ри Алтая: пройля Д11ВЛ ч11к11 и Мв&С1Ш1)СТ«й р
1 Стоимость 2 4 «да.
X
ПоЛыолатель Льяьчэпа 1 алпна ("ертсччиы добпшЕЛ
Нал чплн :п Г: : и слип а Упли! дведад, п Нптрллоктуальндя («¡ти Научный про* 1,ч " На) ч ка к йыггайка ■ Моксмрафви т Кошаре научны! работ
Глвлиал иио-чортлотныр пиинныс ийр.п бассейна р. Чу п. Стоимость 2.4 бал.
"Оик.мгм} а1»щх свкикшипь" [>»1л дали их "Каигммг глетчеры ЁассеЛпа р.
Чм ан-У1}н"- Спшкв 10 бал.
вЭДЖЬЩЕЯ
I • Еилвр>то»г гр> впы радела
3 Лучшие студенты 2014 ■ 22075 бал. 2 .\.тг]Лгснй ГАСударГТЛеЛЛ ЫЙ } ЛНПерСПТГт 21-15 541
Что&кт ЗОСС* ЧТО-ТО ПОХ1ШЛОС1
СВИДЕТЕЛЬСТВО
Л.
Рис. 4. Хронология внесения пользователями своих достижений в раздел «Наука» в системе е-портфолио LevelPride
Все пользователи системы е-портфолио LevelPride могут объединяться в группы по различным основаниям: по типу учебного заведения, по принадлежности к профессиональной группе, по интересам, по принадлежности к организации или предприятию, по территориальной принадлежности, по принадлежности к академической группе. Наиболее популярными объединяющими группами являются университеты, факультеты, студенческие группы. Рейтинг популярных групп в хронологии их добавления представлен на рисунке (Рис. 5).
[}пй»<<явм«ыи - (()[*♦*> . л '"»е-»^ ¿. л* зт 1-Л*, » ЕЭ - О x
4- С л С к^1рл(1#«.т/1|',1эг;-.„р.р|1р *£? =
йшЗш!
раПит «Г /НнЛ, /¡СП офШЯМ "О» ро!сз1
Последние добавленные группы \!БОУ "Гммммж £>!»>>-■
Выан сшнп Ко.иш
2 А.н]1ш|11 5 Луицдош 3015
■,ИВВ»|МИТ»Т
5 Нытсм.»« \1Т.'Ю15
6 фнфЯЬ'
247 уч тЛ*тГУ 1Я4 нч
14.11 ^МКФиП АлтГУ
МОБУ"Кр»г1И1Г»ард»всклв СОШ ач»п Марченко
в СШЯМ юшлса! амтельнмтн) К. кшш АлжГУ ] И
9 Ба«л«пчна1 фпультп Лл1Г>' 141 у»
Рис. 5. Хронология событий и рейтинг популярных групп в системе е-
портфолио LevelPride
Все достижения распределены по 7 разделам: наука, учеба, культура и творчество, спорт, семья, материальные ценности, путешествия, общественная деятельность, кругозор, карьера. На рисунке 6 представлена страница пользователя в разделе «Интеллектуальная собственность». Дается информация о наименовании и названии предмета интеллектуальной собственности, дата получения свидетельства о государственной регистрации, соавторы и хронология добавления (Рис. 6).
0 " .^лй-пе ем" >• . Ц 6ерз»>ла« Сергее * --»зл »г >-ллг- *
& 2
Йе"[эЗ
Боршлова Юлия Ссргеевия
ИнтмлЕКтуяль пая собственность
Р&ПЗЕЁЗТ-А-Е 1ИД1>* ТГ,И Г
ШгЛИК лшсв В А . Мплмгеы А В . МаШШШ ОВ . Хплипш Н В 1Й 10 3015 1В 15
Засти*: смп Л
Рис. 6. Вид страницы пользователя «Интеллектуальная собственность» в системе е-портфолио LevelPride
Достижения в разделе «Повышение квалификации» раскрывает сведения об участии в программах, проектах, обучении на курсах в связи с приобретаемой профессией (Рис. 7), а также реквизиты документов о повышении квалификации (Рис. 8) и информация о других достижениях, не связанных напрямую с учебной деятельностью, например, спортивные звания, участия в соревнованиях, победы и кубки (Рис. 9).
41Ь к *_Д — В X
С? А [е^рг^е.сыП:1 тпРп.рНр „ '-г - .'П1
& £
Гпсгшн ат //Ы реп т/есшт пол ро(е&-
Полунинонл Наталья Пялгрьгпиа
• pai.ir.ir: Повышение квалификации
Г УМК "Английский ■ - путь
2 Оеемямлсти агпллыаипяя УМК "Некий 1гург лнглийгкьгй ниш " дга пик« кзк втором} имогтрзнночу 10 баллон
3. НШЬ5.1: НТМ1.5Раг1]: НТМ1.5 СшЬвв ЕмепЬаЬ лм«1 Вп( Ргас^се* -10 [ 4 ОАТМйх:Етер| Гл| Г>.ил Лп>1у>.к япг! УнияЗомюв -10 бяллая
I УцЬ- ] рсшпраинх
оАгчрияя аислийеча-му
■в: проЯлкш ргллницш
1 ] 1ал1.толателе й
Груш.
Исм»ь
$ Цсеоб щла лгторпя в системг галременпаго и« (еинналл -10 ¿л-ыив
б П|итилл£ \liiri (коГг \Yindciwi Мппр -10 баллов
У \iUntjiiii 101З НгаНЬ Раг1 2: МкюпиГги-п!'. аат! \liliiuliTfiau 10 баллов 5. Дост |ькеиие оорл юл л ельных рпультзтОя на уроках формирования I р ач липни УМЫ "ЕпдЦО] 1-11" авторы: клювлся В.П. и др. -10 баллов
9. ОА'ПФТх: ЛпаК-явв гик1 1Ыа тлйЬ Гочег В1 10 оалЛов
10. Проектам леительноесъ но 1гчг "Рождество" как средство формировании УУД (ва прим. "Поптоип." в "ЛУши1*гкап<1рг") -10 баллов
II №£Ьн1х: Иишав Ш^ЬГч: ГЬг ЮдЬ) 1© Гм-йош оГЬхрге^юл 31) блихтов 32 Немеапш втык как второй иностранный. Липки "Впигкгв" -10 баллон 13. CelWnI.ii: Рап 1: Рппсф1м \Vrirten ЕвеЗиЬ (оаЦпс) -10 баллов
14 Основы соврририиой ■ ■• о11■ ■ и в практики «гаттгяааин я пропесср ы ш чеки п ирирпкога iii.iv. )} Гнаерчедиасочниеип* как продукт учебно исследовательской дс-ятоль-но-сти учащихся 10 16. Омо^сговг ли лпня когЫ «||Ь С1 II. тел|1гп -10 {¡л л юл
17 Программа "Прмчствеивмп« ' л1иш«тво-Фрв«ягкрм;швав •.iojf.it вмготадкв итей дошко.игио!о во jp.it 1 а к обу 'сгниип в условиях ргллшл ции ФГОС дошкидьиото и начальною
« ИЙМ.ииг.**:' ¡'.'МвйЩ.иипаЦ
Рис. 7. Вид страницы «Достижения в области повышения квалификации» в системе е-портфолио LevelPride
Рис. 8. Вид страницы с реквизитами документа о повышении квалификации в системе е-портфолио LevelPride
Рис. 9. Вид страницы пользователя «Спортивные достижения» в системе е-
портфолио LevelPride
В системе LevelPride существует возможность оценивания и комментирования достижений других пользователей, что позволяет повышать валидность данных. Вносимые пользователями, обучающимися в Алтайском государственном университете, данные учитываются при назначении повышенных стипендий в области учебы, науки, общественной, культурной и спортивной деятельности. После валидизации данных также формируется ежегодный «Каталог
перспективных студентов», котором суммируются достижения в каждой из и позволяет им презентовать себя на рынке труда (Рис. 10).
D ГгМич -А+-А Mifeut; X f fl Л,'.14кЧ СГуДЬЛн - 2015 X , Ç" им et »-л*, Я О
С ft J (twlprtd»xom,|,b«t_studcnti_20is.pi!i;
Каталог перспективных студентов 2015
Лучшие студенты
Горво Алтайский государственный университет
Ь^д 1. Млкагчоая Галиил Сергм-впа - J35S.5 бая. ■М Карьсря-29" i Учсбв-251.б Catpr-222.2 ОЬи.дапслмипьЛО!.9
УСеверо Кявкя«ю.н федеряльныд университет 2. Держания Борис Александрович - 1812.86 бА1 С п орт-б 6 9 Нвукл-525, ] Kapwpa-19S, 5 Культуря ■ tiwp<miit-]21J г» Горно-Алтайский государственный университет JH Ануфриева О.зыа Алгксяилроии» - L блл.
Кар ьерл- 5 1 S.2 Общ. дгв! гльногеъ -430,9 Kpyioiop-271 УчгЪл J 68 ГорИО-Ал1ЯЙСКИЙ IOCJ ДИрСШСННЫН VllMDVpCUTCI
4, Ш)ми;| Борнсовил ■ 1693.16 (ял.
1 Карьерл 713. L Наука 4Û1.3 Учеба- 1 Я3.2 Общ. деятельность 13S.2
« Гирио-Алтайский 1<№ ЛЯрСШСЛКЫП \ННВСрСИ]С[
jJ^Hg 5. Амдрогеш Мнх.ян.1 ЛлекСяН ipuiix'i • ô.vi.
Карьера SOO.S Общ. деятельность 163.4 Учеба -Ш Наука 136.9
пгн|ГН<КНН I исуднрпнгиныв И"1Н«1Л1М нчгч КИН VKHnrpCBiri ВцЯ 6. Кннлаев Александр H Юрьевич - 1 й бал
■и f
областей
Qù =
1 Пользователей Грунл Достижений
Плртфолт уче ни к л Лучшие стул гиты Рлвнеине ил лппепя
и à
Спорт 136.1 Наука 267.7 У<»еба 212 Карьера Ш-4 Алтайский государственный унвверентет 7 Демннова Виктория Юрьевва - 1310.59 бал, С порт-646.4 Кпрьера-203 Учсба-Ш.7 Кругозор-112 Владивостокский государственный университет экономики л серввса 5. Никифорова Галина Андреевна -1216.37 бал.
Карьера-25б.4 Учсбп-212 Культура и творчество-20t.9 Оош. деятельность -13 8.4 Севере Кавказский федеральные университет
Рис. 10. Вид страницы «Каталог перспективных студентов» в системе е-
портфолио LevelPride.
Как уже было отмечено, все виды достижений в системе е-портфолио LevelPride структурированы по разделам и видам достижений. Раздел «Наука» раскрывает следующие возможные достижения: «Интеллектуальная собственность», «Устный доклад, выступление», «Научная публикация», «Научный проект», «Научная выставка», «Конкурс научных работ», «Монография». Также выделяются другие разделы - это «Карьера», «Учеба», «Общественная деятельность», «Спорт», «Кругозор», «Культурное творчество», «Семья», «Материальные ценности», «Путешествия». Остановимся на некоторых, наиболее интересных ожидаемых достижениях. В разделе «Карьера» участник системы может сообщить не только о прямых достижениях, непосредственно связанных с профессионально-трудовой деятельностью, но и рассказать об общественных наградах, выступлениях в СМИ, получении водительского удостоверения и другом, что отражает общую осведомленность и наличие универсальных знаний и навыков. Показателен раздел «Спорт», который включает не только такие значимые достижения как спортивный разряд или звание, но и практики занятий физкультурой: посещение спортивной секции или утренняя зарядка, которая скорее показатель постоянства, ответственности за себя и воли. В раздел «Кругозор» включается информация о владении иностранным языком, а также осведомленность о текущих научных и культурных событиях. Высокий уровень достижений ожидается от студентов в сфере культуры и творчества. Это создание произведений искусства и исполнительская деятельность, что требует дополнительного образования и определенных способностей. Хобби ценится только в том случае если оно приносит ощутимые позитивные результаты. Хобби без реального результата не просто не ценится, оно фактически не существует. Хобби как знания, умения и навыки в областях ассоциативных с профессией или просто полезных в повседневности, должно быть оценено, приносить успех, доход, поддерживать конкурентоспособность, востребованность и проч. Отдельно оцениваются ресурсы. Это семья, материальные активы и финансовые возможности.
Каждое достижения оценивается различным количеством баллов, в том числе в зависимости от уровня, система баллов формируется экспертами в соответствии с федеральными и региональными регламентами. Так, региональный уровень мероприятия закономерно оценивается выше, чем факультетский, а международный выше, чем всероссийский.
Практическая часть. Методика и технология эмпирического анализа системы е-портфолио LevelPride для оценки человеческого капитала
Информационно-рейтинговая система LevelPride содержит необходимую информацию, позволяющую оценить качество и структуру человеческого капитала студентов ВУЗа. Рассмотрим случай анализа достижений студентов нескольких факультетов, которые наиболее полно вносят записи в свои профили, были использованы страницы студентов, заканчивающих обучение по программам бакалавриата. Таким образом, можно максимально проследить подготовленность выпускников на рынок труда. Для анализа данных был сформирован файл, содержащий выгрузку сведений из е-портфолио LevelPride. Для выявления знаний из подобного типа информационно-рейтинговых систем возможно использование методов Knowledge Discovery in Databases (KDD).
Для решения задач KDD одним из наилучших решений является использование полнофункциональной аналитической платформы Deductor. Deductor реализует сценарный подход, который включает полный цикл KDD: подготовка данных, выбор информативных признаков, очистка, применения методов Data Mining (DM) (нейронные сети, деревья решений, алгоритмы кластеризации и проч.), постобработка и интерпретация результатов.
На первом этапе осуществляется подготовка исходного набора данных. Была спроектирована и создана структура хранилища данных Deductor Warehouse, которое позволило решить задачи: 1) консолидации информации из таблиц базы данных е-портфолио, файлов MS Excel, содержащих данные о студентах, предоставленные деканатами Алтайского государственного университета; 2) быстрого извлечения необходимого набора данных. Был подготовлен сценарий в Deductor Studio, осуществляющий загрузку данных в хранилище из внешних источников. Хранилище данных включает в себя потоки данных, поступающие из различных источников, и специальный семантический слой, содержащий так называемые метаданные (данные о данных). Семантический слой и сами данные хранятся в одной СУБД. Deductor Warehouse соответствует модели ROLAP (схема «снежинка») и развернуто на СУБД Firebird 1.5.
Второй этап работы заключается в трансформации данных и формировании кросс-таблицы. Поскольку данные в хранилище представлены в многомерном виде, то необходимые для анализа срезы данных были получены посредством использования именно кросс-таблиц. (Рис. 11)
(¡5 CrdiKlci Уш1ш Prnlrivuiul j-drf) ■ ¡Кросс мБлшр (Ctpaiic
¡3 SiiLi ripjui ЙНЛ ИиЬрлниО* С rpuK 0*»W Г
¡аЛем(Я X *! ü»irp«№« И Ккогсмчрия, а» т й" Р т £ ▼ " • »»/а» » X I'yi X h a-
r ^ CMH ЙР1Н Дот спори*«*«
я ■ ™ CfpmtWi» •pnmr Ли«»« wiwreiw
Ü W w и M W и ы
Я
&ИВДМ С<Р"в№ч4 я
5 гйгок' »» i и ft*J 0-ки>мнч 10 9 100 эо
1 С ладное 1**д(ий Петр«»«
!"V"HI Di4v<iue It'xu 0
If пол*« E Bies*« /черв"«
£i»d*u Прдац DI«№4WH
Ичм 10
Дн**; CfprwewH
Бобрсе С ftiMi 50
Oofcea Met.c»*
f-tfpcee С(р»*«н»
j for втом Алена в«в*«е»«е
i frOt (ПКЧМ A.M» Hl* 0'«Я*К>
(■WHHOWt Hac*t-4 0<№«не
[■д"к"SJ" О-кнлмскэ
Ssryi flspc-s
A-: ч "i Aj*.«*™«
><i*mt.j D xu 10
(«жня DiKTcpcew 10
{■ :** о K.cen« Дц;«»1 10 5С я
[■>■:« Ир*« й-нхеен®
Гэдмчем Cwiiyri м
Гоцмием Айве«»« Свес eewa И 10 10 50
1 {-аюечв WW am Але* I«MI 4
[■:■ :« Cow Cepr «we 50
j toibt**« *Ь4СТвО<Я АнДОЪЯИв
kwtnt T JTVWl Hl»0
► .&чирен(д>Амжч(ия Сергеев« _ 50
t >
I
Рис. 11. Кросс- таблица в системе Deductor Studio Professional
Различные методы Data Mining предъявляют четкие требования к входным полям. Так одни методы анализа в качестве входных полей могут использовать только числовые данные (непрерывные или дискретные), другие только категориальные. Таким образом, для того, чтобы было возможно применение запланированных методов Data Mining для некоторых полей был изменен тип данных.
Третий этап работы включает предобработку и очистку данных. На этом этапе был проведен анализ данных на наличие пропусков, шумов, аномальных значения и проч. В сформированных на этапе трансформации данных кросс-таблицах пропуски были заменены на нулевые значения. Так как размерность исходного набора данных была достаточно большой, то были использованы алгоритмы снижения размерности: отбор наиболее значимых признаков на основании экспертного мнения, а также проведен факторный анализ, который позволил понизить размерность пространства факторов.
На четвертом этапе для анализа были применены методы Data Mining. Для изучения структуры человеческого капитала студентов ВУЗа, имеющих профиль в е-портфолио LevelPride была проведена процедура кластерного анализа.
Разбиение на кластеры осуществлялось с использованием самоорганизующихся карт признаков Кохонена (Рис. 12). Были получены следующие результаты. Первый, самый многочисленный кластер составляют студенты, имеющие достижения в учебной сфере. Объединяющим признаком является хорошая успеваемость, активное участие в олимпиадах и цель - получение высшего образования. Второй кластер объединяет студентов, которые стремятся к научным исследованиям. Объединяющим признаком в этом кластере является наибольшее количество публикаций и выступлений на научных конференциях. Третий кластер объединяет студентов, состоящих в браке и имеющих детей. Они стремятся к высокой успеваемости, но, вероятно в связи с высокой занятостью воспитанием детей, не могут выходить за рамки выполнения необходимых учебных требований. Четвертый кластер - общественники. Это студенты - участники и даже руководители различных студенческих объединений, волонтеры, участники студенческих общественных проектов и мероприятий. И, наконец, пятый кластер объединяет
студентов, для достижений которых характерны признаки поиска направленности своих сил, что требует значительных материальных ресурсов: хобби, гаджеты, путешествия, занятия в спортивных секциях, игра на музыкальных инструментах, повышение профессиональной квалификации, возможно одновременное получение второго высшего образования.
Drdudw Ûudu Piulrvutiml (№pi6a»'<lrvrlhidr'\l.drd} [СшЦкфМннфпфка upii Jlb; 1 j|| О X
# Файл П|ии» НцД И|Ьрмш Стр»н< Сым ? - Я X
Qii'Sa w ■# Û ^вш а* ©
»intirami« X ПрСфЬЛ!».WTefOt Ï
1?J? t 'gjijt ■ «t ES ù
Рис. 12. Фрагмент визуализации результатов построения самоорганизующихся карт признаков Кохонена по массиву данных е-портфолио LevelPride
Анализ и оценка разработки
Концептуализация результатов анализа е-портфолио и оценки человеческого капитала студентов ВУЗа с применением факторного анализа и кластерного анализа методом самоорганизующихся карт-признаков Кохонена позволила разделить студентов на три группы в зависимости от индивидуального запаса знаний, навыков, мотиваций, обеспечивающих жизненный успех. Первая группа получила условное наименование «Профессионалы», для нее характерны знания, умения, навыки, связанным с профессиональной или смежной деятельностью, а именно занятия научной и учебной деятельностью, расширение кругозора. Вторая группа «Общественники», для которой доступна общественная или организационно-управленческая деятельность. Третья группа, с условным наименованием «Ресурсники» - это студенты, которые отличаются от других тем, что владеют или распоряжаются наибольшими материальными ценностями и финансовыми ресурсами. Важно отметить, что высокие достижения в одной из областей могут компенсировать недостаток активности или успешности в другой.
Каждая из групп выбирает свой собственный путь достижения цели жизненного успеха. Для «Профессионалов» это «квалификационно-образовательный» путь достижения цели, который включает в себя следующие этапы: успешный выбор возможностей на всех этапах академической адаптации (выбор вуза, факультета, научного направления, специализации, сферы научных интересов, научного руководителя, места прохождения производственной практики и пр.), высокую успеваемость, самореализацию в научной и учебной творческой
активности, коммуникации, ориентацию на вертикальную мобильность, которая реализуется в профессиональном творчестве и ожидании успешной профессионально-трудовой адаптации. «Общественники» выбирают «социально-коммуникационный» путь достижения цели, когда самореализация происходит в коммуникационной активности на фоне как высокой, так и наоборот, низкой успеваемости. Характерна ориентация на социальные связи и ожидание такой формы профессионально-трудовой адаптации, которая обеспечит достижение желаемых внешних атрибутов социального статуса. «Ресурсники» могут выбирать как первые два пути, так и «поисковый» путь, который требует значительных материальных затрат и характеризуется изменением профессионального выбора, что реализуется в выборе другого места обучения (например, после окончания 1 курса или при поступлении в магистратуру) или получение второго высшего образования и дополнительной квалификации единовременно с продолжением обучения. Каждый путь раскрывает возможные аспекты развития человеческого потенциала и эффективности перехода от учебно-образовательной к профессионально-трудовой деятельности.
Заключение
Е-портфолио в целом, и система LevelPride в частности, раскрывает широкие возможности оценки достижений и для самих ее участников, и для работодателей или агентств, осуществляющих поиск потенциальных соискателей рабочего места, и для преподавателей, анализирующих результативность учебной деятельности. Востребованность системы LevelPride отражает тот факт, что, получив свое первоначальное развитие в Алтайском государственном университете, она объединяет сейчас студентов более 50 вузов России и продолжает расширяться.
Помимо визуального анализа данных е-портфолио, доступных для практиков и широко дискутируемых в публикациях [9, 2, 12], социологи-исследователи могут применить описанную в данной статье аналитическую методику, которая позволяет получить концептуальные результаты и сделать выводы в отношении различных аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение [13]. Такой подход, позволяющий увидеть не столько индивидуальный, сколько национальный человеческий капитал страны и, соответственно, перспективы ее экономического, социального развития.
Статья подготовлена при поддержке РФФИ, проект №15-06-02113.
Литература
1. Терновой О.С. Информационно-аналитическая система хранения и оценки достижений пользователей LevelPride (ИАС "LevelPride") // Официальный бюллетень Федеральной службы по интеллектуальной собственности (РОСПАТЕНТ). «Программы для ЭВМ. Базы данных. Топологии интегральных микросхем». - №3 (89). - 2014. URL:
http://www1.fips.ru/Archive/EVM/2014/2014.03.20/Index.htm (дата обращения: 30.03.2016).
2. Рочев К.В., Коршунов Г.В. Формирование электронного портфолио выпускника вуза на основе взаимодействия с работодателями по созданию конкурентной среды обучающихся и повышению студенческой активности // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2016. - V. 19. - № 1. - С. 498-513. - ISSN 1436-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html (дата обращения: 30.03.2016).
3. The e-portfolio paradigm: informing, educating, assessing and managing with e-portfolio [Ed. by N. Buzzetto-More]. Santa Rosa, CA: Informing science press, 2010. -328 р.
4. Cooper T., Love T. E-portfolio in e-learning// Advanced principles of effective e-learning. - Santa Rosa, CA: Informing science press. - 2007. - P. 267-292.
5. Barrett H. Electronic portfolio as digital stories of deep learning. URL: http://electronicportfolios.org/digistory/epstory.html (дата обращения: 30.03.2016).
6. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (дата обращения: 30.03.2016).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897). URL: http://rg.ru/2010/12/19/obrstandart-site-dok.html (дата обращения: 30.03.2016).
8. Татьяненко С.А. Электронное портфолио как средство формирования конкурентоспособности выпускника технического ВУЗа // Современные проблемы науки и образование. - 2014. - №6. URL: http ://www. science-education.ru/ru/article/view?id= 15382 (дата обращения: 30.03.2016).
9. Латышева Л.П., Скорнякова А.Ю., Черемных Е.Л. Перспективы и опыт ведения электронного образовательного портфолио в педвузе // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)". - 2015. - V.18. - №3. - С. 355-371. - ISSN 1436-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html (дата обращения: 30.03.2016).
10. Bourdieu P. The forms of capital. URL: https://www.marxists.org/reference/subiect/philosophy/works/fr/bourdieu-forms-capital.html (дата обращения: 30.03.2016).
11. Powell W.W., Snellman K. The knowledge economy// Annu. Rev. Sociol. - 2004. - № 30. - P.199-220.
12. Скорнякова А.Ю. «Электронное портфолио в математической подготовке студентов педвуза // Ярославский педагогический вестник. - 2001. - № 2. - С. 176-179.
13. Весker G. The Economic Way of Looking at Life//Nobel Lecture, 1992. URL: http://www.nobelprize.org/nobel prizes/economic-sciences/laureates/1992/becker-lecture.pdf (дата обращения: 30.03.2016).