Научная статья на тему 'Достижения и проблемы студенческой науки (на примере Тюменского индустриального университета)'

Достижения и проблемы студенческой науки (на примере Тюменского индустриального университета) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / STUDENT'S SCIENCE / EDUCATION / SCIENTIFIC RESEARCH / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ребышева Л. В., Скифская А. Л.

Статья посвящена одному из наиболее серьезных направлений в высшем образовании России студенческой науке и проблемам ее развития. Высшая школа России является важнейшим сектором науки и современное высшее образование невозможно представить без научно исследовательской составляющей, студент должен получить не только соответствующие знания, но и должен иметь навыки научной и аналитической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Achievements and Challenges of Student Science (at the example of Industrial University of Tyumen)

The article is devoted to one of the most important trends in Russian higher education i.e. student science and its development problems. Higher School of Russia is the most important sector of modern science and higher education can not be imagined without the scientific research component, the student must receive not only relevant knowledge, but also should have skills of scientific and analytical work.

Текст научной работы на тему «Достижения и проблемы студенческой науки (на примере Тюменского индустриального университета)»

УДК.316.7

ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ (на примере Тюменского индустриального университета)

Л.В. Ребышева, А.Л. Скифская

ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» (региональный опорный университет) Тюмень, Россия

Аннотация. Статья посвящена одному из наиболее серьезных направлений в высшем образовании России — студенческой науке и проблемам ее развития. Высшая школа России является важнейшим сектором науки и современное высшее образование невозможно представить без научно исследовательской составляющей, студент должен получить не только соответствующие знания, но и должен иметь навыки научной и аналитической работы.

Ключевые слова: студенческая наука, образование, научно-исследовательская работа, профессиональное образование.

На современном этапе развития высшая школа является важным сектором науки, так как возможности использования ее научного потенциала достаточно велики, несмотря на то, что цели и направления научно-исследовательской деятельности во многих случаях резко изменились. Одной из серьезных проблем развития науки, а именно студенческой, можно назвать со слов В. С. Рахма-нина «...чрезмерную коммерциализацию высшего образования, которая «деформировала функции отечественной высшей школы, втянув ее в социальный кризис» [2].

В современных условиях повышения роли науки в социально-экономическом развитии страны очевидна, переход науки на инновационный путь развития становится приоритетным направлением научной политики государства. Тюменская область относится к регионам с мощным научным потенциалом. Научно-исследовательской деятельностью занимаются 37 организаций, из которых одна находится в прямом ведении РАН, 5 представляют Сибирское отделение РАН, 2 — Сибирское отделение Российской академии сельскохозяйственных наук (СО РАСХН), 3 — Сибирское отделение Российской академии медицинских

наук (СО РАМН), а также 17 различных отраслевых и ведомственных организаций [1].

Необходимо отметить, что современный вуз характеризуется изменениями в своей деятельности, которые связаны, прежде всего, с переходом на уровневую систему образования, а значит и расширением и обновлением образовательной среды, с взаимоотношениями преподавательского состава и студентов. Все происходящие в университете изменения не могут не затрагивать студенческую науку, как составляющую часть образовательного процесса.

Одна из основных задач вуза — обеспечить не только высокий уровень подготовки специалистов, но и сформирование у них в процессе обучения нравственные человеческие качества, независимую самодостаточную личность, способную принимать ответственные решения. Университет стремится к идеалу научно-образовательной корпорации, призванной готовить своих выпускников как успешных профессионалов.

Однако современное высшее образование невозможно представить без научно-исследовательской составляющей, студент должен получить не только соответствующие знания, но и должен

—--—

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

—--—

иметь навыки научной и аналитической работы. В течение всего периода обучения университет проводит различные мероприятия, позволяющие студентам принимать участие в различных конкурсах научно-исследовательских работ, проводимых в вузе или в отрасли, научно-практических конференциях, позволяющих выявить талантливых студентов, наиболее творчески применяющих знания, получаемые в стенах университета при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

По данным отчета НИР за 2011—2015 гг., можно сделать вывод о том, что количество студентов, принимающих участие в выполнении научных исследований и разработок с каждым годом увеличивается, в 2012 году их численность составила 3885 человек, а в 2015 году — 4128 человек. В 2011 году численность студентов составила 6491 человек [3], что было связано с пиком демо-

графической ситуации и увеличением численности поступивших (рис. 1).

По данным рис. 1, необходимо отметить и увеличение числа научных публикаций, количество которых, в 2011 году составило 1587 единиц, а в 2015 году — 3411 единиц. Кроме того, начиная с 2013 года студенческие научные публикации издаются за рубежом, в 2013 году их количество составило 12 публикаций, в 2014 году — 11 и в 2015 году только 6 публикаций.

Также за последние пять лет наблюдается и значительный рост количества докладов и участия в научных конференциях, семинарах и т.д. всех уровней в университете, начиная с 2011 года, их количество составило 1613 единиц, а в 2015 году уже 3709 единиц, из них: международных, всероссийских, региональных количество увеличилось с 1092 до 3271 единиц, что представлено на рис. 2.

7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г. 2015 г.

Научные публикации, всего

Численность студентов ОФО, принимавших участие в выполнении научных исследований и разработок

Рис. 1. Количество студентов, принимающих участие в выполнении научных исследований и разработок

4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0

i

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Доклады на научных конференциях, семинарах и т.п. всех уровней ( в т.ч. студенческие)

Из них международные, всероссийские, региональные

Рис. 2. Количество докладов и участие в научных конференциях, семинарах и т.д. всех уровней университета

0

—--

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

РебышеваЛ.В., Скифская А.Л. Достижения и проблемы студенческой науки (на примере Тюменского...

—--—

12

100 80 60 40 20 0

i

■ lLLL

Студенческие проекты, поданные на конкурсы грантов

Гранты, выигранные студентами

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Рис. 3. Количество студенческих работ, поданных на конкурс грантов

По поддержанным грантам губернатора Тюменской области Тюменский индустриальный университет является лидером среди вузов и научных организаций региона. Так, по данным отчетности НИР количество студенческих работ, поданных на конкурс грантов постоянно увеличивается (2011 г. — 60 работ; 2012 г. — 74 работы; 2013 г. — 91 работа; 2014 г. — 95 работ и 2015 г. — 113 работ), что представлено на рис. 3.

Таким образом, студенческая наука во многом зависит не только от самого студента, но и от активности отдельных структур университета, а именно кафедр, которые регулярно следят за информацией о научных мероприятиях регионального, российского и международного уровня и поддерживают все инициативы талантливой и активной молодежи.

Это достаточно трудная, рутинная и повседневная работа, которая требует затрат личного времени не только студента, но и научного руководителя. А оценить это можно только результатами участия и выступления на конференциях. Студенты слабо информированы о наличии или отсутствии возможностей публикации студенче-

ских научных работ. Подавляющее большинство студентов, занимающихся научно-исследовательской работой, не публиковало результатов своей деятельности. Кроме того, основная масса студентов не могут использовать систему связей между представителями научного сообщества и контактируют со студентами и научными работниками в рамках российского научного и студенческого сообщества. Кроме того, очень часто кафедра не имеет материальной возможности финансировать мероприятие и научные студенческие работы остаются просто не востребованными.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Тюменской области от 05.12.2011.№ 102 «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Тюменской области».

2. Рахманин В.С. Высшая школа и молодежь в трансформационных процессах России первого десятилетия XXI века // Вестник Воронежского государственного университета. 2009. № 2. С. 13—23.

3. Отчет НИР Тюменского индустриального университета. URL: http://www.tyuiu.ru (дата обращения 05.10.2016).

ACHIEVEMENTS AND CHALLENGES OF STUDENT SCIENCE (at the example of Industrial University of Tyumen)

L.V. Rebysheva, A.L. Skifskaya

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Industrial University of Tyumen» (Regional Flagship University) Tyumen, Russia

Annotation. The article is devoted to one of the most important trends in Russian higher education i.e. student science and its development problems. Higher School of Russia is the most important sector of modern science and higher education can not be imagined without the scientific research component, the student must receive not only relevant knowledge, but also should have skills of scientific and analytical work.

Key words: student's science, education, scientific research, professional education.

—--—

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

REFERENCES

1. Zakon Tjumenskoj oblasti ot 05.12.2011 N 102 "O nauchnoj, nauchno-tehnicheskoj i innovacionnoj deja-tel'nosti v Tjumenskoj oblasti".

2. Rahmanin V.S. Vysshaja shkola i molodezh' v transformacionnyh processah Rossii pervogo desjatiletija

XXI veka Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo uni-versiteta, 2009, no. 2, pp. 13—23.

3. Otchet NIR Tjumenskogo industrial'nogo univer-siteta. Available at: http://www.tyuiu.ru (data obrashhenija 05.10.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.