Научная статья на тему 'Роль среднего образования в социально-экономическом развитии региона'

Роль среднего образования в социально-экономическом развитии региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / МОНИТОРИНГ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / GENERAL EDUCATION / SYSTEM OF GENERAL EDUCATION / SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION / STRATEGY OF SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION / MONITORING OF STRATEGIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пашина Алена Владимировна, Бузмакова Нина Филипповна

В статье рассматривается значение общего среднего образования в социально-экономическом развитии региона на примере Тюменской области. Место общего образования определялось на основе анализа главных стратегических документов регионального развития, который показал отсутствие планируемых количественных характеристик системы общего образования и учета специфики региона. В соответствии с этим предложено доработать систему мониторинга развития региональной системы общего образования, внедрив комплекс количественных и качественных показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of secondary education in the socio-economic development of the region

The article considers the role of secondary education in the socio-economic development of the region by case study of Tyumen region. The place of general education is estimated on the basis of the analysis of basic strategic documents of regional development, which has shown the lack of the planned quantitative characteristics of the general education system and consideration of the regional specific features. Accordingly, the authors propose to modify the monitoring system of regional general education system development by introducing a set of quantitative and qualitative indicators.

Текст научной работы на тему «Роль среднего образования в социально-экономическом развитии региона»

УДК 377.5:371:316.43:330.34

Пашина Алена Владимировна

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Тюменского государственного нефтегазового университета

Pashina Alyona Vladimirovna

PhD in Philology, Assistant Professor, Foreign Languages Department, Tyumen State Oil and Gas University

Бузмакова Нина Филипповна

заместитель директора Туртасской средней школы Уватского района Тюменской области

РОЛЬ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА

Buzmakova Nina Filippovna

Deputy Headmaster of Turtas High School, Tyumen Region

THE ROLE OF SECONDARY EDUCATION IN THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

Аннотация:

В статье рассматривается значение общего среднего образования в социально-экономическом развитии региона на примере Тюменской области. Место общего образования определялось на основе анализа главных стратегических документов регионального развития, который показал отсутствие планируемых количественных характеристик системы общего образования и учета специфики региона. В соответствии с этим предложено доработать систему мониторинга развития региональной системы общего образования, внедрив комплекс количественных и качественных показателей.

Ключевые слова:

общее образование, система общего образования, социально-экономическое развитие региона, стратегия социально-экономического развития региона, мониторинг стратегического развития.

Summary:

The article considers the role of secondary education in the socio-economic development of the region by case study of Tyumen region. The place of general education is estimated on the basis of the analysis of basic strategic documents of regional development, which has shown the lack of the planned quantitative characteristics of the general education system and consideration of the regional specific features. Accordingly, the authors propose to modify the monitoring system of regional general education system development by introducing a set of quantitative and qualitative indicators.

Keywords:

general education, system of general education, socioeconomic development of the region, strategy of socioeconomic development of the region, monitoring of strategic development.

Одним из базовых факторов, определяющих эффективность социально-экономического развития, является совершенствование системы образования, поэтому данное направление отражено в Концепции социально-экономического развития как в документе, характеризующем основные цели управления государством в целом и регионом в частности. Увеличение самостоятельности регионов в урегулировании проблем делает необходимым формирование эффективной системы самоуправления на местах. Одним из основных инструментов ее создания можно считать внедрение федерального закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1]. Согласно этому документу регионы обязаны разработать систему актов, формализующих главные социально-экономические направления их развития, - стратегию (концепцию) социально-экономического развития региона и сопутствующие им документы [2; 3; 4].

Изучив региональную стратегию социально-экономического развития Тюменской области, можно сделать следующие выводы: иных направлений развития региональная концепция, как и федеральная, не прописывает, а также не детализирует имеющиеся. Например, первое, о чем упоминается в документе, - достижение соответствия между количеством нуждающихся и числом мест в школе. Это связано с поддержкой положительных результатов демографической политики, поскольку концепцией утверждено закрепление имеющихся конкурентных преимуществ региона в долгосрочной перспективе (поступательных тенденций в демографии, относительно высоких доходов населения, значительного образовательного потенциала, возможности получения качественной медицинской помощи, включая высокотехнологичную).

Кроме того, в стратегии представлены и результаты развития системы общего образования в регионе на данный момент, например отражены доля учеников, осваивающих иностранный язык со 2-го класса; доля учащихся, владеющих навыками использования компьютерной техники со 2-го и 3-го классов; количество учеников, занимающихся во вторую смену, и т. п. Эти и другие положения в той же мере отражены и в государственной концепции развития.

Для оценки результативности стратегии предлагается лишь изменение качественных характеристик, хотя достаточно сложно оценить эффективность реализации какого-либо устанавливающего документа, не имея системы показателей, характеризующих полученный от него эффект. К качественным характеристикам, индицирующим повышение качества системы образования региона, можно отнести реализацию независимой системы оценки качества общего образования на основе единого государственного экзамена, создание условий для конкуренции среди общеобразовательных учреждений в связи с их переводом на подушевое нормативное финансирование и т. д. Следует отметить, что некоторые моменты мониторинга и контроля заложены в программах (программно-целевой подход), реализуемых правительством в рамках выполнения концепции, но при этом их связь с целевыми задачами социально-экономического развития региона не прописана.

Таким образом, анализ стратегии (концепции) социально-экономического развития Тюменского региона в целях выявления роли среднего образования привел к следующим выводам.

1. Основной недостаток - отсутствие унифицированной системы показателей социально-экономического развития региона (системы образования в том числе), используемой для стратегического планирования и анализа эффективности путей регионального развития. Существующие контролируемые показатели указаны в программах развития образования, связи между ними и факторами социально-экономического развития не установлено. Используемый критерий оценки реализации программ - бюджетное исполнение, то есть мониторинг выполнения показателей (рисунок 1) [5].

Ц Реализуемая часть мониторинга ||

Мониторинг выполнения Мониторинг результатов

Система мониторинга

Контроль

Рисунок 1 - Реализуемая часть мониторинга

2. Отсутствие стандартной схемы формирования документов, устанавливающих направления развития и пути их реализации, приводит к тому, что определить результативность в достижении стратегических целей (целей стратегии) невозможно, так как нет четких взаимосвязей смежных документов (устанавливающих и реализующих) с одинаковым составом показателей, разделов и т. п. Региональные программы в сфере совершенствования образования разработаны на основе Концепции социально-экономического развития РФ и связи с региональной концепцией не имеют [6].

3. Отсутствуют рекомендации по организации сбора и обработки информации, а также по формированию системы документооборота, то есть нет полноценной системы мониторинга. Это делает невозможным контроль реализации концепции. Таким образом, нельзя осуществить мониторинг выполнения концепции в целом и программ в частности (см. рисунок 1).

Решение представленных проблем видится в разработке набора взаимосвязанных критериев, преимущественно количественных, служащих индикаторами степени достижения стратегических целей социально-экономического развития региона, которые можно считать основой системы мониторинга состояния общего образования территории. Необходимо представить данные факторы в виде системы субпоказателей, оценивающих эффективность реализации программ, и детально прописать связь факторов, характеризующих реализацию программ, и целевых показателей осуществления стратегии развития региона.

Следовательно, оценить роль среднего образования в социально-экономическом развитии региона сложно прежде всего потому, что используется лишь небольшая часть возможностей мониторинга и контроля развития системы общего образования, а также анализа ее влияния на социально-экономическое положение территории (см. рисунок 1).

Ссылки:

1. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ. URL: http://www.rg.ru/2014/07/03/strategia-dok.html (дата обращения: 04.03.2016).

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1бб2-р. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».

3. О стратегическом планировании социально-экономического развития Тюменской области [Электронный ресурс] : закон Тюменской области от 25 февраля 2015 г. № 13. URL: http://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/economics/progno-sis/more.htm?id=11316521 @cmsArticle (дата обращения: 19.03.2016).

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2010 года и на перспективу до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: http://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/economics/prognosis.htm (дата обращения: 01.03.2016).

5. Брагина Э.Н. Проблемы мониторинга социально-экономического развития региона // Теория и практика общественного развития. 2015. № 16.

6. Основные направления развития образования и науки до 2020 года [Электронный ресурс] : государственная программа Тюменской области. URL: http://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/programs/program.htm?id=1164@egTargetGrant (дата обращения: 19.03.2016).

References:

1. Strategic planning in the Russian Federation: the Federal Law of the Russian Federation on June 28, 2014 № 172-FZ 2014, retrieved 04 March 2016, <http://www.rg.ru/2014/07/03/strategia-dok.html>.

2. Concept of the Russian Federation long-term socio-economic development for the period up to 2020. Approved by the RF Government on November 17, 2008 no. 1662-p 2008, Access from inform. legal system "Garant.

3. The strategic planning of socio-economic development of the Tyumen region: law of the Tyumen region from February 25, 2015 no. 13 2015, retrieved 19 March 2016, <http://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/economics/progno-sis/more.htm?id=11316521@cmsArticle>.

4. The concept of long-term socio-economic development of the Tyumen Oblast until 2010 and up to 2030 2016, retrieved 01 March 2016, <http://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/economics/prognosis.htm>.

5. Bragina, EN 2015, 'Monitoring problems of socio-economic development of the region', Theory and practice of social development, no. 16.

6. The main directions of development of education and science until 2020: a state program of the Tyumen region 2016, retrieved 19 March 2016, <http://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/programs/program.htm?id=1164@egTargetGrant>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.